Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Административно-общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль. В соответствии с положением о правах ФЗМК контроль за выполнением администрацией предприятий законодательства по охране труда осуществляет фабрично-заводской местный комитет профсоюза. В помощь ФЗМК и цеховому комитету профсоюза в осуществлении контроля за соблюдением правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии на каждом предприятии и в цехе создается комиссия по охране труда и выбираются общественные инспектора по охране труда.

Комиссии по охране труда организуются при фабрично-заводском местном и цеховом комитетах в количестве от 3 до 21 человека (в зависимости от численности рабочих на предприятии). Комиссию по охране труда возглавляет член фабрично-заводского местного комитета, а в цехе — член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором.

Эти комиссии участвуют в разработке планов и мероприятий по охране труда на предприятии; контролируют выполнение администрацией предприятия законов по охране труда; проверяют правильность использования денежных средств, отпущенных на охрану труда; изучают причины несчастных случаев и т. д.

Общественные инспектора по охране труда, выбираемые в профгруппах, повседневно контролируют выполнение на предприятии законов по охране труда, своевременное обеспечение спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными средствами, доброкачественной питьевой водой, спецпитанием.

Административно-общественный контроль. В борьбе за снижение производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля за состоянием охраны труда, который осуществляется администрацией совместно с профсоюзной организацией.

Руководитель предприятия совместно с председателем ФЗМК один раз в полугодие проверяют, а затем рассматривают вопросы охраны труда и культуры производства с руководителями цехов и профсоюзным активом (членами комиссий и общественными инспекторами по охране труда) с обсуждением состояния техники безопасности и заболеваемости на предприятии, хода выполнения планов мероприятий по охране труда и обмена опытом работы в этой области; регулярно заслушивают отчеты начальников цехов о выполнении мероприятий, приказов и предписаний технической и санитарной инспекции и служб охраны труда; разбирают причины происшедших несчастных случаев и разрабатывают конкретные меры к недопущению их в дальнейшем.

Руководитель предприятия и председатель ФЗМК (III ступень контроля) один раз в месяц лично с участием инженера ПТО (производственно-технических отделов), главного механика, главного энергетика и службы охраны труда проверяют состояние охраны груда и культуры производства не менее чем в двух-трех цехах. Результаты проверки обсуждают на совещании инженерно-технических работников и профактива и разрабатывают дополнительные мероприятия по устранению отмеченных недостатков и дальнейшему улучшению условий труда. Не реже одного раза в год проводят общественные смотры состояния охраны труда и культуры производства во всех цехах предприятия и ежеквартально подводят итоги выполнения обязательств бригад, участков, цехов, борющихся за работу без травм. Широко популяризируют ход выполнения принятых обязательств через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации.

Начальники цехов, участков и председатели цеховых профсоюзных комитетов (II ступень контроля) один раз в неделю тщательно проверяют состояние охраны труда и культуры производства в цехе. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняют сразу или записывают в специальные журналы (книжку мастера), устанавливая сроки и ответственных лиц за их выполнение; оказывают помощь мастерам в своевременном устранении отмеченных недостатков по охране труда; проводят обсуждение каждого несчастного случая на рабочих собраниях с целью доведения его причин до рабочих и недопущения подобных случаев в дальнейшем.

Мастер (начальник смены) совместно с общественным инспектором по труду (I ступень контроля) и дежурным по охране труда за 15. 20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента и выявляют отклонения от правил техники безопасности. О недостатках, которые не могут быть сразу устранены, мастер докладывает начальнику цеха, участка, смены.

В течение рабочего дня мастер проводит контроль за соблюдением технологической дисциплины и за технической исправностью оборудования и приспособлений ; осуществляет надзор за выполнением рабочими безопасных приемов труда, а также за использованием ими во время работы спецодежды и индивидуальных средств защиты (касок, защитных очков, противошумных наушников).

Мастер проводит инструктаж в процессе работы с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности. К лицам, систематически нарушающим безопасные приемы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка (письменные предупреждения, взыскания, перевод на нижеоплачиваемую работу). Письменные предупреждения мастер заносит в специальные журналы (книжку мастера) и знакомит с ними под расписку нарушителей.

Самоконтроль по охране труда заключается в том, что каждый рабочий цеха, участка по графику, разработанному мастером, назначается в течение рабочей смены дежурным по охране труда, в обязанности которого входит контроль за выполнением рабочими цеха или участка безопасных приемов труда. Рабочий, будучи дежурным, в первую очередь сам следит за соблюдением безопасности труда своими товарищами. Дежурный по охране труда на левой руке носит специальную повязку с буквами ДОТ.

Общественный контроль за охраной труда

Вопрос охраны труда является важнейшим абсолютно для любой современной организации. Однако, несмотря на это, существующая практика насчитывает в себе огромное количество случаев, при которых нарушались права служащих. Именно для обеспечения максимальной защиты действующими нормами законодательства и были разработаны особые меры по данному вопросу.

С юридической точки зрения, охрана труда представляет собой широкое понятие, в которое входит огромное количество самых различных мер. Эти меры, в свою очередь, должны своевременно и качественно исполняться работодателями.

В целом можно выделить три основных направления охраны труда в нашем государстве:

  1. Государственный контроль. Такой контроль осуществляется различными надзорными и иными инстанциями. Как правило, основанием для посещения такой инстанцией работодателей являются официальные письменные обращения, которые были получены от служащих. В своих жалобах сотрудники того или иного предприятия всегда могут выразить имеющиеся у них претензии, а также рассказать об определенных нарушениях, регулярно совершаемых работодателем.
  2. Ведомственный контроль. Данный вид контроля также называют локальным. Как правило, он существует на уровне определенной организации. Возникновение такого контроля в большинстве случаев связано с проявленной инициативой самим работодателем. Именно он вправе создать такой орган, как профсоюз. В задачи этого органа должно входить осуществление постоянного контроля над соблюдением прав сотрудников конкретной организации или предприятия.
  3. Общественный контроль. Его суть заключается в том, что иногда сами сотрудники могут принимать полноценное участие в решении важных задач предприятия, которые имеют прямое отношение к вопросам охраны труда. Например, работники вправе дать свои рекомендации или предъявить работодателю официальные претензии относительно недостаточного уровня безопасности, который обеспечивается ответственными лицами. Для ведения общественного контроля в организациях чаще всего создается такой орган, как комиссия по охране труда. Она в официальном порядке наделяется всеми необходимыми полномочиями.

Общественный контроль над соблюдением норм по охране труда

В современных положениях трудового законодательства достаточно большое количество внимания уделяется такому вопросу, как охрана труда. Однако наличие официальных норм еще вовсе не означает, что работодатели не должны предпринимать различные самостоятельные меры для того, чтобы обеспечить правам своих подчиненных максимальный уровень защиты. Именно поэтому на руководителей предприятия, а также на других ответственных лиц были возложены официальные обязательства по регулярному и своевременному выполнению внутри организации самых различных мер и мероприятий в области охраны труда.

Читать еще:  Начисление алиментов с заработной платы и порядок их удержания

Наиболее важной среди вышеуказанных мер, безусловно, будет являться создание специальной комиссии внутри учреждения. В ее состав в обязательном порядке должны быть включены следующие лица:

  1. Представители интересов работодателя. Как правило, такими лицами являются работники соответствующих служб, а именно – службы безопасности, если таковая имеется в организации и т.д. Помимо этого, в состав этой комиссии нередко включаются юристы, а также начальники отдела кадров.
  2. Представители интересов самих подчиненных. Создание комиссии будет являться абсолютно бесполезной процедурой в том случае, если в состав данного органа будут включены исключительно представители работодателя. В работе комиссии в обязательном порядке должны принимать участие и защитники интересов служащих. Для этого работодателем может быть отобран один либо сразу несколько сотрудников для выполнения возложенных на них дополнительных обязательств. Главное, чтобы сама процедура возложения этих обязательств была проведена в официальном порядке. Для этого работодателем подготавливается и утверждается письменное распоряжение.

Если говорить об основных и наиболее важных функциях, которые будут возложены руководителем организации на созданный комиссионный орган, к таковым можно отнести следующие:

  • рассмотрение различных предложений по вопросам улучшения текущих условий труда в конкретной организации. Составление официальных ответов на эти предложения;
  • активное содействие работодателю в организации обучения в сфере охраны труда;
  • информирование сотрудников о любых изменениях, которые были внесены в действующие в организации правила безопасности и трудовой дисциплины;
  • разработку программы мероприятий для увеличения уровня текущей безопасности, а также для предупреждения травматизма и чрезвычайных происшествий на предприятии.

Организация общественного контроля в сфере охраны труда

Общественный контроль в сфере охраны труда представляет собой целую систему различных надзорных мероприятий, осуществление каждого из которых происходит с целью создания и последующего поддержания максимально безопасных условий работы сотрудников современных предприятий и организаций.

Выполнение данной задачи осуществляется с помощью регулирования следующих важных аспектов:

  1. Проведение периодических анализов текущих условий труда на предприятиях. Такая процедура должна проходить в официальном порядке. По ее окончании ответственными лицами составляется специальный отчет. В него помещаются сведения относительно текущих условий труда, обнаруженных на производстве вредных или опасных факторов и т.д.
  2. Анализ наиболее часто встречающихся причин и других аспектов, которые способствуют получению сотрудниками различных травм и профессиональных заболеваний. Привести текущую статистику травматизма на минимальный уровень можно лишь путем четкого анализа действующей на предприятии системы безопасности.
  3. Проведение грамотных расследований несчастных случаев. Как известно, абсолютно ни одно предприятие, даже с максимально точной системой безопасности, не может быть застраховано от таких негативных происшествий. Однако сам факт такого события всегда будет означать необходимость проведения подробного и своевременного расследования. Во время данной процедуры ответственным лицом должны быть установлены непосредственные причины возникновения особой ситуации, а также иные важные аспекты.

Сама процедура организации общественного контроля в сфере охраны труда подразумевает под собой установление особых лиц, которые будут ответственны за качественное выполнение своих обязательств. Эти обязательства могут быть возложены на:

  • профсоюзные органы. У этой организации имеется множество целей, каждая из которых должна выполняться в процессе деятельности. К основным из таких целей можно отнести: осуществление постоянного контроля за соблюдением интересов со стороны работодателя, проверку текущих условий труда на факт их соответствия той информации, которая ранее была указана руководителем в коллективном договоре, либо в иных внутренних документах компании и т.д. Сейчас профсоюзный орган можно встретить на совсем небольшом количестве предприятий. Как правило, речь идет о достаточно старых и крупных организациях, таких как заводы, фабрики и т.д.;
  • специальные комиссии. Создание такой комиссии по охране труда может быть осуществлено абсолютно в любой организации. В ее обязанности будет входить регулярное выполнение достаточно большого количества самых различных задач. К основным из них можно отнести: определение и фиксирование нарушений на рабочих местах, разработку внутренних актов компании, имеющих прямое отношение к вопросу охраны труда и т.д.;
  • уполномоченные лица. У каждого работодателя имеется законное право на назначение особого сотрудника, который будет ответственным за выполнение самых различных мероприятий в сфере охраны труда. В основные задачи данного работника будет входить разработка различных актов и способов повышения безопасности в учреждении, принятие активного участия в расследовании различных происшествий и т.д.

Журнал общественного контроля по охране труда

Журнал общественного контроля представляет собой особый внутренний документ компании, в который включается информация относительно различных мероприятий по охране труда, проведенных в конкретной организации. Помимо этого, такой документ может быть использован работодателем и в некоторых иных целях. В частности, туда могут помещаться сведения о различных проверках как регулярных, так и внеплановых.

Сама форма журнала может быть разработана и утверждена работодателем самостоятельно. Однако ответственному лицу необходимо проследить и за тем, чтобы она включала в себя следующие основные сведения:

  1. Номер вносимой записи.
  2. Дату внесения соответствующих сведений в журнал.
  3. Основную информацию относительно способа контроля, который используется работодателем.
  4. Данные относительно произведенных действий и полученных результатов. При необходимости здесь могут быть указаны различные замечания, некоторые дополнительные поправки и т.д.
  5. Информацию относительно лица, которым и была осуществлена проверка. Здесь нужно указать ФИО ответственного сотрудника, а также наименование занимаемой им должности.

После создания журнал должен быть пронумерован и прошнурован. В положенном месте также проставляется личная подпись лица, ответственного за ведение данного журнала. На подписи ставится и фирменная печать организации.

Органы общественного контроля в сфере охраны труда

Наиболее эффективной разновидностью общественного контроля в сфере охраны труда можно назвать тот, который осуществляется профсоюзными органами. Они представляют собой особые общественные организации, на которые возлагается большое количество различных функций. Все эти функции, в свою очередь, должны быть направлены на то, чтобы обеспечить защиту интересам и законным правам современных сотрудников.

Для выполнения возложенных функций профсоюзы наделяются следующими основными полномочиями:

  1. Правом на запрос официальных сведений от различных органов при условии, что данные сведения имеют прямое отношение к вопросу охраны труда внутри конкретной организации.
  2. Возможностью предъявления к работодателю официальных требований относительно приостановки деятельности предприятия. Такие требования могут быть выдвинуты в том случае, если условия труда не будут соответствовать установленным нормам и стандартам, а также будут представлять угрозу для жизни или здоровья подчиненных.
  3. Правом на получение информации относительно произошедшего в организации несчастного случая. Такая информация должна быть использована уполномоченным органом для того, чтобы сделать соответствующие выводы и провести необходимые профилактические мероприятия.
Читать еще:  Ветеран труда удмуртской республики как получить обновленная информация советы

Итоги

Процедура организации общественного контроля в сфере охраны труда состоит из следующих этапов, это:

  1. Возложение обязанностей по охране труда на определенных лиц либо создание отдельного органа. Как уже было сказано выше, таким органом может являться профсоюз. Помимо этого, обязанности по проведению мероприятий в сфере охраны труда могут быть выборочно возложены и на отдельных сотрудников.
  2. Составление планов и инструкций относительно дальнейших действий. В таких документах разрабатываются нормы по работе созданного органа, прописываются все действия, необходимые для обеспечения надлежащей охраны прав сотрудников и т.д.
  3. Выполнение поставленных задач на практике. Все мероприятия в сфере охраны труда, которые проводятся внутри конкретной организации, должны фиксироваться в письменной форме. Для этого работодателем должны вестись специальные журналы, а также иные необходимые документы.

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Нормативная база

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ. Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Специальная комиссия

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Права общественных контролеров

Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:

  • контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
  • проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
  • самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
  • ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
  • требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
  • требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.

Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.

Профсоюз

Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:

  • контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
  • участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
  • получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
  • возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
  • возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
  • возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
  • участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
  • обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
  • участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

  • проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
  • контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
  • участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
  • своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
  • организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
  • участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
  • информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.
Читать еще:  Как выбрать профессию пройдя тесты и слушая советы?

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения

Утвержден приказом генерального директора ОАО «Волга» от 14.06.05 №198 Срок введения — с 14.06.05

Общественный контроль за охраной труда

Дата добавления: 2015-07-09 ; просмотров: 1139 ; Нарушение авторских прав

Согласно ст. 41 [1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:

— профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;

— трудовые коллективы через своих уполномоченных;

— комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Профсоюзы имеют право: беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.

Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои выводы, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.

Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовые коллективов по охране труда» (Госнадзор охраны труда от 28.12.1993г, №136). Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха,

Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:

— беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;

— вносить в специально отдельную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;

— требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;

— вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;

— вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;

— быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;

— быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.

Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.

Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.

Лица, препятствующие выполнению работы уполномоченных трудовых коллективов по охране труда, несут ответственность согласно Законодательству Украины.

Если уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда считают, что профилактические меры, выполненные работодателем, являются не достаточными, они могут обратиться за помощью к органам государственного надзора по охране труда.

Они также имеют право принимать участие и вносить предложения во время инспекторских проверок предприятия.

Согласно ст.16 [1], на предприятиях с целью обеспечения участия работников в решении вопросов безопасности, гигиены труда и производственной санитарии по решению трудового коллектива (с числом работающих более 50 человек) может быть создана комиссия по охране труда.

В комиссию входят:

— уполномоченные трудовых коллективов;

— специалисты по охране труда, гигиене и других служб.

Комиссия по охране труда является постоянно действующим коллективным органом трудового коллектива и работодателя. Решение комиссии носит рекомендательный характер.

Комиссия в своей деятельности руководствуется Законодательством по охране труда и „Типовым положением о комиссии по вопросам охраны труда на предприятии”.

Комиссию возглавляет председатель, выбранный на заседании комиссии. Члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах, на период проверок освобождаются от работы с сохранением среднего заработка. Комиссия проводит заседание не реже чем 1 раз в квартал, комиссия отчитывается о своей работе на общем собрании коллектива не реже чем один раз в год.

Совместные рекомендации государственных органов и профсоюзов о выполнении требований охраны труда должны быть решены в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре).

Коллективный договор (соглашение) является наиболее важным документом в системе нормативного регулирования взаимоотношений между собственником (уполномоченным им органом) и работниками по первоочередным социальным вопросам, в том числе, вопросам охраны труда. Коллективный договор заключают на общем собрании трудового коллектива (ежегодно) и является двухсторонним документом и содержит требования не только к собственнику, но и к работникам в выполнении требований охраны труда.

Рис. 1.3.1. Органы надзора и контроля за охраной труда.

В коллективном договоре включен раздел охраны труда, который должен содержать вопросы:

— улучшение условий труда (раздел промсанитарии и гигиены труда);

— внедрение новой техники и передовых технологий (раздел безопасности труда);

— решение важнейших социальных вопросов (социальный раздел).

Выполнение раздела охраны труда должно быть подтверждено финансированием каждой статьи мероприятий и сроков их выполнения. Коллективный договор обязателен к исполнению сторон.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector