Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Труд Определение основные функции Классификация условий трудовой деятельности

Труд Определение основные функции Классификация условий трудовой деятельности

Выделим четыре психологических признака труда.
1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. наличие мысленного предвосхищения результата активности еще не делает ее трудом. дело в том, что и как предвосхищается.
Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для широкой общности людей, коллектива, т.е. как социально ценный, и притом как имеющий положительную ценность. Но все же для психологической характеристики труда совершенно необходимо, чтобы субъект деятельности именно сознавал свою активность как позитивно ценную и для общества (а не только лично для себя). Дело не просто в самом по себе «чистом» сознании, в понимании соответствующих слов, а в том, что знание о социальной ценности работы оказывается реальным регулятором активности, деятельности, поведения человека.

2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Сама по себе идея обязательности и сопряженные с ней волевые усилия по ее реализации не специфичны для труда. Например, требование обязательности соблюдения правил игры совершенно четко осознается старшими дошкольниками. Дети придирчиво реагируют на факты несоответствия поведения кого-либо из участников игры правилам игрового действия. Например, если дети играют «в железную дорогу», то, пока «поезд» идет (дети сидят гуськом на стульчиках и пыхтят), никто не должен выходить на «станцию». «Буфетчица» «продает» печенье, а сама себе не берет (в игру введено настоящее печенье) и т.п.
Сознание обязательности и, следовательно, мобилизация волевых усилий могут характеризовать и деятельность по реализации чисто личных, в частности, и эгоистических или даже асоциальных замыслов.
Деятельность становится трудом тогда, когда при прочих равных условиях имеются не только идея обязательности, но и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целей его деятельности и формы социального санкционирования, одобрения этих целей. В типичном случае это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива, так называемые производственные задания (документированные или устные), планы, программы (более или менее детализированные или обобщенные). Для детей и подростков носителями социально значимых целей выступают представители старших поколений — старшие члены семьи, учителя и другие организаторы деятельности подрастающих поколений, а также друзья, сверстники из своего круга общения.
Когнитивный компонент выражается в сознании субъектом большей или меньшей ответственности перед людьми (пусть это будут не обязательно «окружающие», но далекие потомки, воображаемая эталонная группа или хоть мистическая персонификация в виде Бога или его посланцев). Аффективно-волевой компонент — в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, связанных с параметрами «стабильности — изменчивости» условий и процессов осуществления деятельности, соотносимыми с ее целью. Человек не просто помнит, знает и понимает, какая цель задана, но его тревожат, волнуют факты совпадения или рассогласования хода, направления деятельности с ее идеальным планом.
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. Использование орудий — достаточно общий признак деятельности человека. Орудийные действия весьма разнообразно представлены уже в преддошкольном возрасте. Даже у человекообразных обезьян, как известно, наблюдается использование предметов в роли своеобразных средств овладения приманкой и зачатки подготовки таких средств. Своеобразие труда сводится к тому, что его орудия, средства оказываются предметом особого внимания, интереса более или менее широких общностей людей и в связи с этим оказываются очень «живучими» в историческом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов.
Если иметь в виду определенного, конкретного трудящегося человека, то его деятельность тем в большей степени будет иметь при прочих равных условиях психологические признаки труда, чем лучше этот человек ориентирован в орудийных средствах своей деятельности — внешних и внутренних — и правилах их применения. Коротко говоря, чтобы деятельность стала трудом (т.е. той деятельностью, которая создала человека, выделив его из животного мира, и которая продолжает его ваять), недостаточно, чтобы человек взял в руки, скажем, каменный топор, сварочную горелку, встал за пульт робототехнологического комплекса или организовал «команду» для достижения неосуществимой в одиночку цели. В труде предполагаются знание возможностей и ограничений, вариантов применения орудий, средств труда и, следовательно, соответствующий выбор (или обоснованное знание, что существует именно один-единственный вариант или один наилучший способ применения их).
Что касается функциональных и, в частности, внутренних средств деятельности, то не следует считать, что роль их оценила только современная наука. Если мы проанализируем систему традиционных народных обрядов, связанных с трудом, а также профессиональных обычаев, заповедей, «запуг», то легко убедимся, что многое здесь нацелено на обеспечение именно функциональных и, в частности, внутренних средств, орудий труда, на создание, наряду с прочим, желательных, должных психических состояний. Например, древний обряд магического овладения добычей у первобытных людей был отнюдь не развлечением, а коллективным средством преднастройки участников трудного и опасного дела — охоты на крупного зверя (предположим, пещерного медведя).
Функцию средства психологической настройки к труду несли у наших религиозных, например, средневековых предков специальные системы вербальных формул — молитвы, которые полагалось «возносить» перед всяким важным делом (современными аналогами их можно считать, например, аутогенную тренировку, торжественные и иные речи перед важными мероприятиями). Бытовавшие в прошлом песни во время трудовых процессов имели, в сущности, функцию создания желательных психических состояний работников, наполнения монотонного труда некоторым спасительным искусственным содержанием, организации трудового ритма (современные аналоги этого — так называемая «функциональная музыка» на производстве, специальные процедуры в «комнатах психологической разгрузки» и т.п.).
Следует учесть, что наряду с более или менее общезначимыми, общими для многих средствами деятельности могут быть индивидуализированные и индивидуальные. Так, феномен мастерства, недосягаемой для многих профессиональной квалификации, во многом создается как раз сугубо индивидуальным (т.е. приспособленным к такой реальности, как индивидуальность человека) орудийным оснащением деятельности.
Рассматриваемый (третий) психологический признак труда имеет три компонента: когнитивный (знание средств труда, их тонкостей), операторный (владение средствами труда) и аффективный (соответствующие эмоциональные переживания, состояния).
4. Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений («живых» и овеществленных). Рассмотрим факты, поясняющие этот признак. Вот перед нами токарь, обрабатывающий заготовку ротора турбины крупного агрегата электростанции. Внешне токарь работает в одиночку, и чисто технически эта работа, быть может, не сложнее, чем работа по обтачиванию небольшого валика к точному измерительному прибору. Но есть здесь сложность иного рода — обрабатываемый сейчас ротор турбины прошел многие виды трудоемкой обработки: над ним потрудились литейщики, выбивщики опок, кузнецы на молотах и прессах, а еще раньше — формовщики литейного производства, а еще раньше — машинисты кранов и других транспортных средств, и так вплоть до работников железорудной промышленности. А мы еще не упомянули тех, кто спроектировал этот ротор, подготовил чертежи и т.д. Заготовка в данном случае — это не только будущее изделие для кого-то, но также теперь уже достаточно сложное и дорогое изделие от кого-то. В него уже вложен труд многих высококвалифицированных работников (разумеется, и заготовка для маленького валика тоже несет в себе овеществленный труд; это можно сказать о любом полуфабрикате и даже любом элементе искусственной среды обитания человека вообще; речь идет о том, что величина этого труда — «трудозатрат» — может быть разной и, в частности, очень большой).
Вот почему, когда человек в качестве исходного продукта имеет предмет, в который уже вложен большой труд многих высококвалифицированных работников, требуются все же особая психическая регуляция поведения, особая бдительность, осторожность, безошибочность, надежность. Такую работу можно доверить не всякому. И не просто умелому и умному, а тому, кто ясно понимает, мысленно видит и отчетливо чувствует весь указанный выше овеществленный труд (возможно, много больше понимает, чем было выше указано), кто понимает скрытые в заготовке, в полупродукте овеществленные отношения между людьми.
Практически всегда если не объекты, то вещественные орудия, средства, условия труда скрывают в себе овеществленные межлюдские отношения: инструменты кем-то сделаны, кем-то доставлены, материалы кем-то добыты, подготовлены, изготовлены, условия труда кем-то организованы, поддерживаются в норме и пр. Если человек беспечно, бездумно теряет или ломает инструмент, «запарывает» заготовки, полуфабрикаты, то его деятельность теряет признаки трудовой, даже если она протекает на штатном рабочем месте. Она приближается скорее к так называемым «орудийным действиям» антропоидов (высших обезьян). Последние, как известно, могут, например, не только использовать палку для подгребания (к себе, конечно, а не в «общий котел») привлекательного предмета (скажем, банана), но и могут вставить одну палку в другую (трубчатую) и этим как бы вновь произведенным орудием (более длинной, составной палкой) достать недоступную иначе приманку. Это еще не делает их активность трудовой деятельностью. И, в частности, антропоиды не сохраняют орудий.
Рассматриваемый (четвертый) психологический признак труда имеет когнитивные и аффективные компоненты (знание о соответствующих межлюдских отношениях и то или иное эмоциональное сопровождение его).

Читать еще:  Общая оценка уровня состояния дисциплины труда на предприятии Менеджмент

Современная классификация трудовой деятельности и её разновидности

Уровень экономического развития общества является определяющим фактором для появления новых видов трудовой деятельности и исчезновения старых. Тем не менее, классификация трудовой деятельности, претерпевая изменения в частностях, в основном имеет достаточно устоявшийся вид.

Классификация видов занятости выглядит следующим образом:

  • труд физический>
  • труд умственный>
  • труд смешанной формы (физический и умственный) в различной пропорции.

Физический труд

Отличительной его чертой является высокая нагрузка на мышечную систему в целом и опорно-двигательную в частности. Как следствие, высокие нагрузки претерпевают сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы.

С одной стороны, физический труд стимулирует развитие мышечной системы и обменные процессы организма, с другой – чрезмерная физическая нагрузка, нагрузка однообразная или неправильно распределенная являются прямыми причинами заболевания опорно-двигательной системы или позвоночника.

Существуют две наиболее часто применяемые классификации:

  • В зависимости от вида испытываемой физической нагрузки:
  1. статический физический труд: рабочее положение человека – стоя или сидя, нагрузка происходит на руки, мышцы спины и ног>
  2. динамический физический труд: работа, связанная с перемещением человека. В свою очередь, подразделяется на такие типы:

— общая динамическая физическая работа: в процессе трудовой деятельности используется 2/3 от общего числа мышц человека>
— региональная динамическая физическая работа: в работе человек использует не менее 1/3 и не более 2/3 от общего количества мышц>
— локальная физическая работа: для работы задействовано не более 1/3 количества мышц.

  • В зависимости от инструментального обеспечения:
  1. ручной труд: достаточно редко встречается в наше время>
  2. механизированный труд связан с высокой скоростью работы в сочетании с монотонностью движений, как следствие – быстрая утомляемость и снижение реакции>
  3. работа на конвейере: еще более высокая скорость при однообразной работе, ограниченной по времени, в связи с большим нервным напряжением возникает усталость и риск нервного истощения>
  4. работа на автоматическом и полуавтоматическом производстве: работа периодическая, связанная с обслуживанием и контролем работы различных механизмов.

Умственный труд

Он настолько не имеет физической составляющей, что проблема гиподинамии становится реальностью. Умственный труд – это работа с большими объемами информации и, как следствие, повышенная нагрузка на органы чувств (в основном – зрения) и центральную нервную систему.

Для умственного труда классификация видов трудовой деятельности выглядит так:

  • управленческий – работа с большими объемами информации, аналитическая работа и ответственность за принятое решение, что связано с психическими и эмоциональными перегрузками>
  • операторский – постоянная высокая ответственность и эмоциональное перенапряжение>
  • творческий – самая сложная разновидность умственного труда, связана с наибольшим давлением на психику человека и нервно-эмоциональными перегрузками>
  • труд медиков и преподавателей, а также учащихся – постоянно сопряжен с нагрузкой на основные психические функции, такие как память, внимание, способность противостоять стрессам.

Во всех видах умственного труда присутствует психическое и эмоциональное перенапряжение, что при продолжительном действии приводит к патологиям, которые усугубляются снижением подвижности в процессе работы.

Другие классификации

Применяются также классификации по условиям труда:

  • работа в нормальных условиях: гигиенические показатели среды находятся в пределах нормы>
  • работа в экстремальных условиях: водолазные работы в условиях высокого давления, работа в полярных экспедициях и т.п.

Существует классификация по критерию организации деятельности:

  • регламентированный труд: определенный трудовой распорядок>
  • нерегламентированный труд: распорядок работы подразумевает свободный график>
  • смешанный труд: посменная работа, вахтовый метод>
  • индивидуальный труд: распорядок работы полностью подлежит личному контролю работника.

Современная классификация трудовой деятельности и её разновидности

Уровень экономического развития общества является определяющим фактором для появления новых видов трудовой деятельности и исчезновения старых. Тем не менее, классификация трудовой деятельности, претерпевая изменения в частностях, в основном имеет достаточно устоявшийся вид.

Классификация видов занятости выглядит следующим образом:

  • труд физический;
  • труд умственный;
  • труд смешанной формы (физический и умственный) в различной пропорции.

Физический труд

Отличительной его чертой является высокая нагрузка на мышечную систему в целом и опорно-двигательную в частности. Как следствие, высокие нагрузки претерпевают сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы.

С одной стороны, физический труд стимулирует развитие мышечной системы и обменные процессы организма, с другой – чрезмерная физическая нагрузка, нагрузка однообразная или неправильно распределенная являются прямыми причинами заболевания опорно-двигательной системы или позвоночника.

Читать еще:  Какие есть нюансы оплаты длительного больничного листа nalognalogru

Существуют две наиболее часто применяемые классификации:

  • В зависимости от вида испытываемой физической нагрузки:
  1. статический физический труд: рабочее положение человека – стоя или сидя, нагрузка происходит на руки, мышцы спины и ног;
  2. динамический физический труд: работа, связанная с перемещением человека. В свою очередь, подразделяется на такие типы:

— общая динамическая физическая работа: в процессе трудовой деятельности используется 2/3 от общего числа мышц человека;
— региональная динамическая физическая работа: в работе человек использует не менее 1/3 и не более 2/3 от общего количества мышц;
— локальная физическая работа: для работы задействовано не более 1/3 количества мышц.

  • В зависимости от инструментального обеспечения:
  1. ручной труд: достаточно редко встречается в наше время;
  2. механизированный труд связан с высокой скоростью работы в сочетании с монотонностью движений, как следствие – быстрая утомляемость и снижение реакции;
  3. работа на конвейере: еще более высокая скорость при однообразной работе, ограниченной по времени, в связи с большим нервным напряжением возникает усталость и риск нервного истощения;
  4. работа на автоматическом и полуавтоматическом производстве: работа периодическая, связанная с обслуживанием и контролем работы различных механизмов.

Умственный труд

Он настолько не имеет физической составляющей, что проблема гиподинамии становится реальностью. Умственный труд – это работа с большими объемами информации и, как следствие, повышенная нагрузка на органы чувств (в основном – зрения) и центральную нервную систему.

Для умственного труда классификация видов трудовой деятельности выглядит так:

  • управленческий – работа с большими объемами информации, аналитическая работа и ответственность за принятое решение, что связано с психическими и эмоциональными перегрузками;
  • операторский – постоянная высокая ответственность и эмоциональное перенапряжение;
  • творческий – самая сложная разновидность умственного труда, связана с наибольшим давлением на психику человека и нервно-эмоциональными перегрузками;
  • труд медиков и преподавателей, а также учащихся – постоянно сопряжен с нагрузкой на основные психические функции, такие как память, внимание, способность противостоять стрессам.

Во всех видах умственного труда присутствует психическое и эмоциональное перенапряжение, что при продолжительном действии приводит к патологиям, которые усугубляются снижением подвижности в процессе работы.

Другие классификации

Применяются также классификации по условиям труда:

  • работа в нормальных условиях: гигиенические показатели среды находятся в пределах нормы;
  • работа в экстремальных условиях: водолазные работы в условиях высокого давления, работа в полярных экспедициях и т.п.

Существует классификация по критерию организации деятельности:

  • регламентированный труд: определенный трудовой распорядок;
  • нерегламентированный труд: распорядок работы подразумевает свободный график;
  • смешанный труд: посменная работа, вахтовый метод;
  • индивидуальный труд: распорядок работы полностью подлежит личному контролю работника.

Классификация условий трудовой деятельности

Условия труда — это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса Безопасность жизнедеятельности: Тексты лекций / Сост.: А.И. Павлов. — М.: МИЭМП, 2003. С.122. :

1. Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).

Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокой производительности труда. При этом за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.

3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создаёт угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

В соответствии с Р.2.2.755-99 различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда.

Оптимальный (легкий) труд.

Допустимый труд (средней тяжести).

Вредный (тяжелый) труд.

Затрачиваемая энергия Мужчины

625 кДж Женщины

Затрачиваемая энергия 625 1040 кДж Женщины > 624 кДж

Рабочая поза свободная

Неудобная поза до 25% времени смены

Неудобная поза > 25% рабочего времени

Затраты энергии меняются и зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10% уровень основного обмена; при рабочей позе стоя — на 10. 25%, при вынужденной неудобной позе — на 40. 50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15. 20% общего обмена в организме (масса мозга составляет 2% массы тела).

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией — на 94%, у операторов вычислительных машин-на 60. 100%.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.

Физическая тяжесть труда — это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. С учетом вида нагрузки и нагружаемых мышц физическая работа делится на статическую и динамическую Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов. — М. : “Дашков и К0”, 2002. С.67-69. .

Статическая работа связанна с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, с поддержанием тела или его частей в пространстве (фиксация рабочей позы).

Внешняя мышечная работа отсутствует, но остаётся напряжённое состояние мышц, длящееся бесконечно долго. Это приводит к сильному утомлению мышц, а с учётом недостаточного их кровоснабжения, к заболеванию мышечной и периферийной нервной системы. Пример статической работы — часовой на посту.

Динамическая работа — процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так же самого тела человека или его частей, в пространстве. Играют роль: сила, скорость, точность, интенсивность движения.

При этом энергия организма расходуется как на поддержание определённого напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы. Динамическая работа подразделяется на общую мышечную работу, выполняемую более чем 2/3 мышц скелетной мускулатуры, в том числе ног и туловища (грузчики, сельхозрабочие); региональную мышечную работу, которая выполняется мускулатурой плечевого пояса и верхних конечностей; локальную мышечную работу с участием менее чем 1/3 скелетных мышц.

Читать еще:  Звукорежиссёр кто это Что за профессия Чем занимается

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, — при физическом труде, и эмоциональным — при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации. Наиболее легким считается умственный труд, при котором отсутствует необходимость принятия решений. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым.

К напряженным вредным условиям 1 степени относится труд, который связан с решением задач по известным алгоритмам. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени.

Условия труда могут быть также:

К физическим условиям труда относятся: температура; давление; загрязнённость воздуха; влажность; сухость; освещённость; шум и вибрация; скорость движения воздуха.

В результате воздействия на человека физических условий труда могут возникать: переутомление; переохлаждение; перегрев; загрязнённость и сквозняк.

Комфортные условия включают: бытовые удобства, благоустроенность, уют. В соответствии с действующими нормативами, к комфортным относятся следующие условия:

— давление 760 мм рт. ст.;

— минимальная скорость движения воздуха — 0,1 м/сек., относительная влажность — 45-50% летом, 50-55% — зимой.

Особенности трудовой деятельности женщин и подростков Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов — М. : Высшая школа, 2005.

При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

В подростковом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, и вместе с тем — слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.

Для лиц в возрасте 16-18 лет установлена сокращенная — 36-часовая — рабочая неделя. Ограничено применение труда подростков при переносе тяжестей, а если работа связана именно с переносом тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг.

Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях, при неудовлетворительной производственной обстановке, могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на состояние репродуктивной функции женщин. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов, вводят более благоприятные режимы труда и отдыха, ограничивают использование труда женщин в ночное время, устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза, при условии чередования этого труда с другими видами работ до 2-х раз в час, составляет 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении тяжестей в течение рабочей смены — 7 кг.

Поскольку организм женщины особенно уязвим во время беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.

Классификация условий трудовой деятельности

Иерархия потребностей (пирамида Маслоу).

Самовыражение – признанием и самоутверждение – принадлежность и причастность – безопасность – физ. Потребности.

2. Безопасность при работе с компьютерами и видеотерминалами: основные требования, нормирование и защита.

Нормирование и защита

· Оптимальным устанавливается наблюдение до 2 ч в смену, допустимым до 3 ч. Свыше З ч — это напряженность (вредность) первой степени, а свыше 4 ч — напряженность второй степени. Зрительная нагрузка больше этого времени про­сто не допускается.

· Через каждый час работы – перерыв на 5-10 мин, а через 2 ч – на 15 мин.

Основные требования к видеотерминалу

· Яркость экрана не менее 100 кд/м 2 .

· Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.

· Размер светящейся точки – не более 0,4 мм для монохромного дисплея и не более 0,56 — для цветного.

· Контраст изображения знака — не менее 0,8.

3. Понятие «производственная среда».

Это часть техносферы, обладающая по­вышенной совокупностью негативных факторов (машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, и т.д);

Классификация форм трудовой деятельности.

· Механизированные формы труда

· Связанные с автоматическим и полуавтоматическим производством.

· Групповые формы труда – конвейер

· Связанные с дистанционным управлением

Группы факторов трудовой деятельности (перечисление, краткая характеристика).

· физические факторы, включающие микроклиматические пара­метры и запыленность воздушной среды, все виды излучений, виброа­кустические характеристики рабочего места и качество освещения;

· химические факторы, включающие некоторые вещества био­логической природы;

· биологические факторы, куда отнесены патогенные микроор­ганизмы, белковые препараты, а также препараты, содержащие жи­вые клетки и споры микроорганизмов;

· факторы трудового процесса.

6. Лазеры: классификация, меры безопасности и защиты.

· 1 класс — представляет опас­ности для глаз и кожи;

· 2 класс — облучение глаз прямым или зеркально отражен­ным излучением;

· 3 класс — облучение глаз прямым, зеркально отраженным, а также диффузно отраженным излучением на рас­стоянии 10 см от диффузно отражающей поверхнос­ти и (или) при облучении кожи прямым и зеркально отраженным излучением;

· 4 класс — облучение кожи диффузно отраженным излуче­нием на расстоянии 10 см от диффузно отражающей поверхности.

Меры безопасности и защита

· Лазеры 3-4 класса должны снабжаться сигнальными устройствами. Возможностью дистанционного управления. Экраны, препятствующие распространению излучения.

· Лазеры 4 класса должны размещаться в отдельных помещениях.

· Для лазеров 2-3 класса необходимо либо ограждение всей опасной зоны, либо экранирование пучка излучения.

· Средства индивидуальной защиты (СИЗ) — противолазерные очки и защитные маски.

Труд, определение. Основные функции труда.

Труд процесс расходования человеческой рабочей силы, преобразующей предмет труда в полезный результат (продукт).

· Производство потребительских стоимостей

· Подготовка и обеспечение процесса

· Организация и оптимизация процесса

· Хранение и реализация продукта

· Охрана окружающей сре­ды

Классификация условий трудовой деятельности.

· Оптимальные (комфортные) условия труда (1-й класс)

· Допустимые условия труда (2-й класс)

· Вредные условия труда (3-й класс)

· Травмоопасные (экстремальные) условия

9. Психические процессы, лежащие в основе операторской деятельности: внимание, память.

Внимание– избира­тельное восприятие определенных предметов и явлений.

Память — Это способность к воспроизведению прошлого опыта.

Закон Вебера-Фехнера.

Интенсивность ощущения p прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя S :

Где S — значение интенсивности раздражителя

— нижнее граничное значение интенсивности раздражителя: если S

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector