Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест Право на труд Трудовые правоотношения 9 класс

Тест по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения»

Автор материала: Альчина Анна Александровна

Содержимое документа:

Тест для 9 класса по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения»

А1. Документ, подтверждающий трудовую деятельность:

1) трудовая книжка;3) Трудовой кодекс РФ;

2) трудовой договор;4) коллективный договор.

А2. Обязанностью работника является:

1) создание профессиональных союзов;3) соблюдение трудовой дисциплины;

2) повышение своей квалификации;4) выплата заработной платы.

A3. Верно ли, что:

а) размер заработной платы всегда зависит от наличия образования;

б) размер заработной платы не может быть меньше установленного государством минимального размера оплаты труда?

1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А4. Верно ли, что:

а) досрочное расторжение трудового договора, увольнение возможны только по обоюдному согласию работника и работодателя;

б) о расторжении трудового договора работник должен предупредить работодателя за 2 недели до увольнения?

1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А5. Что является объектом трудовых правоотношений?

1) результат трудовой деятельности;3) работник;

2) работодатель;4) взаимные права и обязанности сторон.

А6. Обязанностью работодателя является:

1) создание профессиональных союзов; 3) соблюдение трудовой дисциплины;

2) повышение своей квалификации; 4) своевременная выплата заработной платы.

А7. Верно ли, что:

а) для работников, продолжающих обучение в школе, предусмотрен сокращенный рабочий день;

б) льготой для работников, получающих высшее профессиональное образование, является предоставление им дополнительного отпуска?

1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А8. Нормальная продолжительность рабочей недели составляет не более:

1) 36 часов;2) 24 часов;3) 40 часов;4) 35 часов.

В1. Что является причиной увольнения сотрудника?

1) инициатива работника;3) личная неприязнь;

2) прогул;4) неисполнение трудовых обязанностей.

В2. Заполните пропуск в предложении.

Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка организации и условиями трудового договора _________________________

В3. Заполните пропуск в предложении.

Для подростка не достигшего возраста 16 лет продолжительность рабочего времени не должна составлять более _________ часов в неделю.

С 1. Назовите не менее 2-х прав и 2-х обязанностей работника.

С2. Что такое источники трудового права. Назовите не менее 3-х источников.

С3. Назовите виды отдыха (5 видов).

Тест для 9 класса по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения»

А1. Отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовых функций:

1) гражданские;2) экономические;3) трудовые;4) социальные.

А2. Документ, в котором конкретно определяются взаимные права и обязанности работника и работодателя:

1) Трудовой кодекс РФ;3) трудовая книжка;

2) трудовой договор;4) декларация.

A3. Верно ли, что:

а) для работников, продолжающих обучение в школе, предусмотрен сокращенный рабочий день;

б) льготой для работников, получающих высшее профессиональное образование, является предоставление им дополнительного отпуска?

1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А4. Верно ли, что:

а) социальное партнерство позволяет изменять форму организации предприятия;

б) социальное партнерство помогает согласовать интересы работников и работодателя?

1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А5. Что является содержанием трудовых правоотношений?

1) результат трудовой деятельности;3) работник;

2) работодатель;4) взаимные права и обязанности сторон.

А6. Обязанностью работодателя является:

1) создание профессиональных союзов; 3) соблюдение трудовой дисциплины;

2) повышение своей квалификации; 4) своевременная выплата заработной платы.

А7. Верно ли, что:

а) размер заработной платы всегда зависит от наличия образования;

б) размер заработной платы не может быть меньше установленного государством минимального размера оплаты труда?

1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А8. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет:

1) 28 дней;2) 29 дней;3) 30 дней;4) 36 дней.

В1. Что является причиной увольнения сотрудника?

1) инициатива работника;3) личная неприязнь;

2) прогул;4) неисполнение трудовых обязанностей.

В2. Заполните пропуск в предложении.

Время отдыха — это часть свободного от работы времени, в течение которого работник____________________________________________________________________

В3. Заполните пропуск в предложении.

Нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать ________часов в неделю.

С1. Назовите не менее 2-х прав и 2-х обязанностей работодателя.

С2. Назовите не менее 3-х причины прекращения трудового договора.

С3. Перечислите категории граждан, для которых законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочей недели при полной оплате.

Право на труд. Трудовые правоотношения

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
Какова роль государства в обеспечении занятости?

Государство должно стремиться к обеспечению максимальной занятости населения (бороться с безработицей), должно создавать рабочие места и стимулировать бизнес к этому. В Конституции РФ право гражданина на труд закреплено.

Какова связь труда и зарплаты?

Труд – это умственная и физическая деятельность человека основанная на знаниях, умениях, навыках и опыте, для достижения полезного результата.

Заработная плата – это вознаграждение за труд, она бывает разной и зависит от множества условий. Бывает повременной, сдельной, зависит от общественной значимости, риска, вреда для здоровья и пр.

Связь между зарплатой и трудом прямая. За труд граждане получают заработную плату.

В чём значение дисциплины?

Дисциплина обеспечивает порядок на производстве и в коллективе, без нее невозможен эффективный труд и его полезный результат.

Какую роль играет труд в жизни человека и общества?

Труд является источником всех материальных благ, что является жизненно важным для человека конкретно и общества в целом. При помощи труда человек удовлетворяет свои физиологические (материальные), социальные и духовные потребности.

Как школьнику поступить на работу?

Чтобы поступить не работу школьнику, необходимо знать, что ему нельзя трудиться более 4-х часов в день.

Также, это не должно мешать получению образования.

В зависимости от возраста, может понадобиться согласие родителей в письменном виде.

Также, законодательством запрещен труд школьников в работе с алкогольной и никотиновой продукцией, а так же в ночное время, например, в ночных клубах, барах.

Характеризует ли человека его отношение к труду?

Отношение к труду напрямую характеризует человека. Это отражает его личностные качества – ответственность, добросовестность, честность, целеустремленность.

Какие ещё пословицы своего народа на эту тему ты знаешь?

Труд всегда дает, а лень только берет.
Учи не безделью, а рукоделью.
Воля и труд дивные всходы дают.
Труд человека кормит, а лень портит.

Объясни, как связаны между собой части 1 и 2 этой статьи.

Первая часть обозначает дарованные права на труд, а 2 гласит о том, что государств должно обеспечивать реализацию данного права гражданам.

Каждый гражданин может выбрать любую деятельность( в рамках закона), для осуществления трудовой деятельности.

Во второй части статьи предусмотрены меры, направленные на реализацию права граждан на труд: профессиональная переподготовка и т.д.

Все страны, присоединившиеся к Пакту, обязаны реализовывать данные меры, чтобы не нарушать права граждан

Как ты думаешь, какие виды труда можно считать допустимыми для четырнадцатилетних? Чем различаются условия поступления на работу для четырнадцатилетних и для пятнадцатилетних?

Подросток имеет право на труд с 14 лет. С 15 лет условия трудоустройства несколько иные.

Так, в 14 лет подросток имеет право заниматься трудом, не более 4 часов в день (24 – часовая рабочая неделя). Работодатель имеет право принять на работу такого сотрудника только с письменного разрешения родителей. К тому же, это не должно мешать обучению.

Например, раздавать листовки или клеить объявления.

В 15 лет подросток имеет право сам поступить на работу и подписать трудовой договор. Таким работникам нельзя работать в ночные смены, на предприятиях, на которых вредные условия и это не должно мешать обучению. В таком возрасте ребенок не имеет права работать более 36 часов в неделю.

А что наиболее важно для тебя?

Для меня важны три критерия: стабильность, социальные гарантии и комфортные условия труда.

Стабильность гарантирует получение дохода в определенный промежуток времени.

Социальные гарантии – это обеспечение на время отпуска, в дни нетрудоспособности, болезни.

Комфортные условия труда необходимы каждому гражданину для того, чтобы чувствовать себя хорошо на рабочем месте и морально и физически.

Как ты думаешь, какое продолжение имел этот случай? (Для этого нужно знать закон.)

В соответствии с трудовых законодательством, если работник отсутствует на рабочем месте более 3 часов без уважительной причины, работодатель вправе считать это прогулом и уволить работника.

Это законные действия работодателя, поэтому в данной истории работник не прав. Он нарушил трудовой распорядок, а следовательно норму Трудового кодекса РФ.

1. Что означает право на труд?

Право на труд закрепляется в Конституции РФ. В статье 37 сказано:

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Кроме того в других нормативных актах сказано:

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Читать еще:  Отзывы кто как получал декретные от работы 2021 год

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Это означает, что каждый гражданин нашей страны имеет право выбирать способ осуществления трудовой деятельности и реализовывать свои способности в выбранном направлении.

2. Какие права и обязанности включаются в трудовой договор?

В трудовом договоре излагаются права и обязанности как работника, так и работодателя. Там изложены все права и льготы работника, которые он может реализовать в ходе трудовой деятельности.

А также, права работодателя, которые позволяют ему осуществлять некоторые действия в отношении трудовой деятельности работника.
Закрепляются права обоих субъектов, а так же ответственность сторон.

Трудовой договор отсылает (зачастую) к трудовым распорядкам и уставам отдельных организаций, где четко прописаны все права и обязанности как работника, так и работодателя, с учетом должности и квалификации.

3. Что такое трудовая книжка?

Трудовая книжка-это документ, в котором отражается трудовая деятельность гражданина.

При поступлении на работу, гражданин предоставляет трудовую книжку, где делается запись о принятии на работу в определенной должности. Если гражданина переводят на другую должность, об этом делается запись в трудовой книжке.

Также, при увольнении с работы, в трудовой книжке делается соответствующая запись об увольнении с указанием причин.

В соответствии с ней делается расчет пенсии, кроме того прием на другую работу осуществляется с просмотром записей к ТК.

Нужно, чтобы печати и подписи работодателя присутствовали в трудовой книжке в обязательном порядке, так как их отсутствии делает невозможным подсчет трудового стажа по периоду, отработанному в учреждении.

4. В каких случаях действие трудового договора прекращается?

Действие трудового договора прекращается при его расторжении или истечении.

Трудовой договор с сотрудником заключается на определенный срок (срочный) или бессрочный (когда время контракта не установлено).

У работника есть право продлить договор, если у работодателя нет никаких замечаний, или же не продлять, и продолжить трудовую деятельность в другом месте.

Досрочное расторжение договора может быть по инициативе работодателя и или работника.

  • 1. По инициативе работника – увольнение по собственному желанию.
  • 2. Увольнение по инициативе работодателя. Оно может быть связано с тем, что работник не справляется с обязанностями или нарушил трудовую дисциплину.
5. В чём значение дисциплины труда?

Дисциплина необходима в любом коллективе при осуществлении трудовой деятельности.

Её соблюдение является обязанностью работника. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием благоприятных условий для нормальной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд.

Дисциплина это не только своевременная явка на рабочее место и полное использование рабочего времени, но и о добросовестное отношении к работе.

6. Какую ответственность несёт нарушитель трудовой дисциплины?

Чаще всего дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания.

За причинённый ущерб (порча материалов, изделий, инструментов, спецодежды, необеспечение сохранности имущества) виновные несут материальную ответственность (обязаны возместить ущерб).

Материальная ответственность и дисциплинарные взыскания — это самый эффективный способ воздействия на нарушителя. Именно по этой причине законодательство предусматривает санкции для недобросовестных работников.

7. Что ты знаешь о льготах, предусмотренных законом для тех, кто совмещает работу с учёбой?

В РФ законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учёбой.

Если, продолжая учиться в школе или в образовательной организации начального или среднего профессионального образования, гражданин начнет совмещать в течение учебного года учёбу с работой, то в таком случае, рабочий день не должен превышать 2,5 часа (до достижения 16 лет), 3,5 часа — до 18 лет.

Поступив на работу после окончания 9 класса, гражданин имеет право обучаться одновременно по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения в какой-либо образовательной организации среднего образования.

При этом если гражданин делает успехи в учении, работодатель должен по закону предоставлять гражданину, кроме предусмотренного для всех работников ежегодного отпуска, дополнительный отпуск для сдачи экзаменов, подготовки и защиты выпускной работы.

Если после окончания 11 класса гражданин поступает на работу, он имеет право продолжить обучение в высшей профессиональной образовательной организации также по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения. И в этом случае закон предусматривает для граждан дополнительные отпуска.

Таким образом, пользуясь льготами, гражданин сможет без отрыва от работы продолжить образование, повысить свою квалификацию, найти более интересную, с более высокой оплатой работу.

В классе и дома

1. При изучении в одном из классов параграфа о труде ученик выразил недоумение по поводу пословиц, приведённых в учебном тексте. Он говорил: «Есть и другие пословицы, которые отражают совсем другое отношение к труду: «Всех работ не переработаешь», «Дело не медведь, в лес не уйдёт», «От работы не будешь богат, а будешь горбат», «От трудов праведных не нажить палат каменных». Значит, отношение к труду в народе не всегда положительное».

Объясни, о чём говорят приведённые учеником пословицы и почему они существуют в обиходе. Сделай вывод из обнаруженного противоречия. Какая из пословиц лучше других выражает твоё собственное отношение к труду?

«Всех работ не переработаешь».
«Дело не медведь, в лес не уйдет».
«От работы не будешь богат, а будешь горбат».

Работа не х…й и постоять может. (От редактора, не для препода)

Это поговорки оправдывающие лень. Противоречие – одни поговорки положительно относятся к труду, другие отрицательно. Вывод – есть люди ленивые, есть трудолюбивые. Я за трудолюбие. Пословица: без труда – не выудишь рыбку из пруда.

Без труда – не на елку не влезешь. не жопу не обдерешь.

2. В Трудовом кодексе РФ, в частности, записано, что трудовой договор с работником может быть расторгнут работодателем в случае прогула или появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Выскажи своё мнение: почему к работнику, который всё же явился на своё рабочее место, применяется такая же мера, как и к прогульщику?
Работник, не явившийся на рабочее место, считается прогульщиком.
Однако работник, появившийся на работе в состоянии алкогольного или иного опьянения тоже является прогульщиком.

Работник в таком состоянии не сможет качественно осуществлять трудовую деятельность, его нельзя допускать к работе, так как он не адекватен и может причинить вред как себе, так и окружающим.

Например, первый президент РФ Б.Н. Ельцин очень часто появлялся на рабочем месте в нетрезвом состоянии во второй половине 90-х годов 20 века (см. ролики на ютуб), тем самым причинил огромный ущерб не только своему здоровью, но и всем гражданам России и престижу страны.

Законодатель верно установил данное положение, и появление в состоянии алкогольно или наркотического опьянения тоже можно считать прогулом.

3. Гражданин К., окончивший школу, искал привлекательную для себя работу, сменил за два года пять предприятий и наконец нашёл объявление, которое его заинтересовало. Когда администратор предприятия, которое дало объявление, посмотрел его трудовую книжку, он отказался заключать с гражданином К. договор.

Подумай, что могло быть причиной отказа. Имел ли администратор право не принимать работника на свободное место?

Я считаю, что причиной могла быть нехватка необходимого опыта ( если записи в трудовой книжке не были сделаны). Если записи в трудовой присутствовали, администратор посчитал, что гражданин безответственный и часто меняет работу, а значит, не является стабильным вариантам.

Администратор не имел права не принимать работника, так как ограничения для приема установлены в законодательстве, частая смена работы не относится к таким основаниям для отказа в принятии.

4*. Расспроси своих старших родственников, когда они заработали свой первый рубль. Какую работу они выполняли в своей трудовой жизни? Имели ли поощрения за свой труд?

Мой папа подрабатывал грузчиком на овощной базе еще школьником. Кроме денег поощрений не имел. Потом стал слесарем.

5*. Найди в местной прессе или в Интернете сведения о предложениях работы для несовершеннолетних. Определи, представляют ли эти предложения интерес для тебя и твоих одноклассников.

Анализируя ресурс-интернет, можно сделать вывод, что в возрасте 14-15 лет требуются:

  • расклейщики объявлений
  • уборщики
  • курьеры по доставке еды

Для меня данные предложения не представляют интереса, так как у меня есть цель – закончить школу , поступить в высшее учебное заведение и устроиться на высокооплачиваемую престижную работу.

ПРАВО НА ТРУД. ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ — Право

Урок характеризует правовое регулирование важнейшей деятельности людей — трудовой. Условием понимания сущности трудовых правоотношений является опора на ключевые положения большой темы «Право», раскрытые на первых трёх её уроках, освещающих понятия права, правоотношений, юридической ответственности.

Читать еще:  Что написать о себе в резюме чтобы заинтересовать работодателя?

1. Познакомить учащихся с особенностями труда как одного из основных видов деятельности человека, основными требованиями трудовой этики в современном обществе, правовыми нормами, регулирующими трудовую деятельность несовершеннолетних.

2. Способствовать формированию социальной и правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

3. Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентация в социальных ролях; восприятие текстов научного, публицистического, юридического стилей; социальная компетентность и учёт позиции других людей.

Конституция РФ на каждом столе, раздаточные материалы: текст К. Д. Ушинского1, ст. 21 Трудового кодекса РФ.

План изучения нового материала

1. Право на труд.

2. Трудовые отношения.

Варианты организации учебной деятельности

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организует вводную беседу по вопросам рубрики «Вспомним».

1. Учебную работу по первому вопросу целесообразно начать с обсуждения вопроса: как характеризуют человека следующие качества:

— потребность и привычка трудиться;

— увлечённость и удовлетворённость трудовым процессом;

— заинтересованность в достижении конечного результата труда?

Все эти психологические качества, несомненно, характеризуют человека как зрелую личность со сложившимися ценностными ориентирами, стремящуюся реализовать себя в целенаправленной деятельности. «Ничто так, как труд, не облагораживает человека, — писал Л. Н. Толстой. — Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство». М. Горький утверждал: «Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать».

И напротив, отрицательно характеризует человека стиль жизни, возводящий безделье в нравственную норму. Эта черта, которая осуждалась моральным сознанием во все времена, называется праздностью.

Продуктивная работа может быть проведена с текстом К. Д. Ушинского «Значение труда в жизни человека» («Дидактические материалы», тема 45). Ответ на вопрос 1 к тексту подводит к мысли о том, что труд — это необходимое условие не только для развития человека, но и для сохранения его достоинства. Вопрос 2 позволяет прийти к выводу о том, что труд — важнейший признак человеческой природы, проявляющийся как в телесной, так и в духовной жизни, в системе человеческих ценностей.

Вопрос 3 заставляет осознать мысль К. Д. Ушинского о том, что личный, свободный труд и есть жизнь, без труда смерть овладевает человеком заживо, т. е. жизнь теряет смысл и её наполняет мрачная апатия, детские прихоти или, по словам Ушинского, «скотские наслаждения».

Учащиеся высказывают собственное мнение по вопросу 5, а учитель помогает им осознать, что, если бы труд был забавой, лёгкой игрой, он не оказывал бы того благотворного воздействия на личность, какое порождается усилиями, связанными с сознанием необходимости достичь той или иной цели в жизни.

Обсуждение заданий к тексту К. Д. Ушинского позволяет учащимся наиболее полно осознать значение труда в жизни человека.

Далее рассматривается вопрос о праве на труд. Его изучение может быть организовано в двух вариантах.

Вариант 1 — работа с текстом учебника.

Вариант 2 — практическая работа с отдельными статьями Трудового кодекса Российской Федерации.

Любой из этих вариантов целесообразно начать с работы со ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Первая часть этой статьи закрепляет свободный характер труда. В ней же раскрыт один из аспектов этой свободы: право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Целесообразно проверить, понимают ли учащиеся разницу между понятиями «род деятельности» и «профессия». Если нужно, можно показать на примере: портной — профессия, но гражданин, имеющий эту профессию, может либо заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, либо быть членом кооператива, осуществляющим пошив одежды, либо стать предпринимателем, создав швейное предприятие, либо работать по своей профессии на государственном или акционерном предприятии и т. п. — это выбор рода занятий.

Затем организуется работа со второй частью статьи: какова её связь с первой частью? Предполагается, что учащиеся самостоятельно определят, что запрещение принудительного труда — это развитие (один из аспектов) утверждения о свободном труде. Можно пояснить, что принудительным является труд, который выполняется не по добровольному выбору, а в качестве обязательного под угрозой какого-либо наказания. Здесь требуется пояснение: подавляющее большинство граждан трудится. Для основной массы работающих труд является основным источником средств существования, однако для многих также и средством самоутверждения и самореализации.

Не является результатом добровольного выбора (но и не считается принудительным) труд, выполняемый в порядке воинской службы, в чрезвычайных обстоятельствах (например, в условиях стихийного бедствия), а также на основании приговора суда.

По третьей части ст. 37 можно задать следующие вопросы: какие условия должны быть обеспечены для выполнения работы? Каковы требования к размерам оплаты труда? Как можно обеспечить защиту гражданина от безработицы?

Вопрос о праве на защиту от безработицы нуждается в конкретизации. Законы РФ предусматривают ряд мер, среди которых:

— бесплатное содействие гражданам со стороны Федеральной службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве;

— бесплатное обучение новой профессии;

— защита работников от необоснованных увольнений;

— выплата пособия по безработице.

Опираясь на материал учебника, учитель объясняет, кого можно считать безработным.

Четвёртая часть ст. 37 требует разъяснений. Трудовые споры — это споры, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и других нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора. Законы РФ определяют порядок разрешения трудовых споров, причём основным органом разрешения таких споров является суд.

По пятой части ст. 37 предлагается вопрос: каковы юридические гарантии права на отдых?

2. Далее рассматривается понятие «трудовые отношения».

В науке существует определение трудовых отношений как добровольной, личной, равноправной функциональной связи работника с организацией или работодателем. На основе этой связи работник на определённых условиях или определённым образом включается в организованный труд. Он занимает определённое рабочее место, на котором трудится, и получает за свой личный труд личный доход. Трудовыми правоотношениями называют общественные отношения, которые регулируются правом и в которых работники приобретают особые права и обязанности, регулируемые правовыми нормами. Таким образом, учащиеся подводятся к понятию «трудовое право».

Трудовое право юристы определяют, как отрасль права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами и другими физическими лицами своих способностей к труду. Трудовое право регулирует несколько групп отношений, среди которых:

— отношения по обеспечению занятости;

— отношения отдельных работников и трудового коллектива с работодателем, с его организацией;

— отношения по надзору и контролю за трудовым законодательством и охраной труда;

— отношения по разрешению трудовых споров;

— некоторые другие отношения.

Последующий этап как в варианте работы с текстом учебника, так и в варианте работы с Трудовым кодексом РФ направлен на раскрытие следующих вопросов:

1. Порядок поступления на работу (трудоустройства). Трудовой договор.

2. Увольнение по инициативе работника и по инициативе администрации.

3. Коллективный договор.

4. Дисциплина труда.

5. Льготы для тех, кто совмещает работу с учёбой.

Эти вопросы кратко раскрыты в учебнике. Что касается работы с Трудовым кодексом РФ, то для изучения в классе подбираются и раздаются школьникам статьи, содержащие нормы по перечисленным вопросам.

В процессе этой работы важно, чтобы учащиеся уяснили понятия «трудовой договор», «коллективный договор», «дисциплина труда».

Дополнительный материал для учителя

Трудовой договор представляет собой соглашение между работником и работодателем, содержащее их взаимные обязательства. Работник обязуется выполнять работу по определённой специальности, в определённой должности и подчиняться внутреннему трудовому распорядку. Работодатель обязуется выплачивать ему заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законом и соглашениями.

Коллективный договор — это нормативный акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.

Дисциплина труда — это строгое и точное соблюдение установленного порядка работы. Она заключается в подчинении единому режиму деятельности и общему руководству, в регулярности и согласованности совместных действий.

В любом варианте целесообразно осуществить изучение ст. 63 Трудового кодекса, текст которой включён в параграф учебника, а также работу с той частью параграфа, в которой излагаются права и обязанности работника. Полезно организовать на уроке работу непосредственно с текстом статьи Трудового кодекса, излагающей права и обязанности работника (предварительно размножив этот текст):

«Статья 21. Основные права и обязанности работника

Работник имеет право на:

— заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

— предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

— рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

— своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращённого рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

— полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

Читать еще:  Как наказать работника за нарушение требований охраны труда

— профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

— объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

— участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

— ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

— защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещёнными законом способами;

— разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

— возмещение вреда, причинённого работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

— обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— выполнять установленные нормы труда;

— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

— бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

— незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя».

При рассмотрении каждого из прав и каждой из обязанностей важно проверить понимание учащимися смысла данной нормы.

Домашнее задание: § 17 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома». Группе наиболее подготовленных учащихся может быть предложена подготовка проекта «Возможности трудовой деятельности старшеклассников в нашем районе».

Литература для учителя

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Кашанина Т. В. Право и экономика. В 2 кн. / Т. В. Ка- шанина, А. В. Кашанин. — М., 2000. — Гл. 6 (§28—32), 12 (§ 56).

Обществознание: учеб, пособие / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2006. — Раздел 3. — § 18, 21—25.

1 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 45. — Текст 1. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Урок обществознания «Труд и трудовое право». 9-й класс

Разделы: Экономика

Класс: 9

Цель урока: сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве.

Задачи урока:

  • развитие и совершенствование навыков работы обучающихся с различными информационными источниками;
  • продолжение формирования основ правовой культуры обучающихся;
  • воспитание у обучающихся уважения к труду, трудолюбия, понимания важности трудовых отношений в развитии общества.

Оформление доски: Тема урока, план изучения новой темы, задачи для учащихся, основные понятия, домашнее задание.

Основные понятия: Труд, трудовое право, трудовые отношения, трудовой договор, рабочее время.

Оборудование: Конституция РФ, учебники, трудовой кодекс Российской Федерации.

Тип урока: изучение нового материала (лекция с элементами беседы).

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие, подготовка к уроку.

II. Вводное слово учителя.

Объявление темы урока, его целей.

III. Изучение нового материала.

Задачи для учащихся: Выяснить, характеризует ли человека его отношение к труду.

Почему право на труд является одним из важнейших прав человека в современном обществе?

Как поступить на работу?

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

IV. Роль труда в жизни человека.

Урок начинается с фронтальной беседы:

  • Что такое труд?
  • Зачем надо трудиться?
  • Что мы приобретаем или теряем благодаря труду?
  • Может ли человек прожить без работы?
  • Что такое трудолюбие?
  • Что говорится в Конституции о праве на труд?
  • Право на труд- это право или обязанность?
  • Приведите примеры пословиц и поговорок, где бы говорилось о труде.

В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда – серьезный и ответственный шаг. От того, какую работу ты выберешь, будет зависеть рост благосостояния твой и твоей семьи, возможности реализации твоих интересов, перспективы творческого роста, новые дружеские и деловые контакты.

В отношении к труду проявляется сущность человека, его нравственные позиции. Трудолюбие признано народом одним из самых ценных моральных качеств людей. С другой стороны – в мотивах труда, в желании или нежелании работать, в готовности трудиться на совесть отражаются особенности экономической системы.

Труд – как лакмусовая бумажка. Отношение к труду лучше многих слов говорит о человеке и обществе.

V. Трудовое право.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения. В Конституции РФ закреплены основные принципы трудовых отношений. Главным трудовым актом трудового права является Кодекс законов о труде РФ (Трудовой кодекс).

Трудовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности. Они устанавливают правила приема на работу и увольнения, продолжительность труда и отдыха, санкции за нарушения трудовой дисциплины, поощрения за хороший труд. Если рабочая сила является товаром, то нормы трудового права защищают тружеников от эксплуатации со стороны хозяина-предпринимателя, государства, совета директоров и т.д. оно стоит на страже интересов добросовестных тружеников, которые не требуют невозможного, но твердо добиваются главного: справедливой оплаты труда, гарантий от незаконных увольнений, создания нормальных условий труда.

Трудовые правоотношения.

Трудовой договор.

Трудовые отношения отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством… (ст. 15 ТК РФ)

Собравшись продавать свою рабочую силу, свои умения и талант работодателю, проще говоря, поступая на работу, вы должны заключить трудовой договор. (Показ фрагмента видеоурока «Трудовые отношения», в котором рассматриваются порядок и правила заключения трудового договора).

В трудовом договоре непременно указываются все существенные условия работы: размер и сроки выдачи зарплаты, продолжительность трудового дня, ежегодного отпуска, оснащенность рабочего места, различные льготы, в частности, женщинам, людям со слабым здоровьем. На вас трудовой договор возлагает обязанности выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Трудовой договор заключается лично, он выражает ваше и работодателя взаимное добровольное соглашение. По общему правилу трудовой договор заключается с 16-летнего возраста. В исключительных случаях по согласованию с соответствующими органами с 15-летнего возраста. Договор может быть заключен на определенный срок или бессрочно.

Основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах.

Прежде чем приступить к работе, нужно основательно взвесить, договор, какого вида заключить.

VI. Закрепление (решение задач по теме урока).

Решение задач.

  1. Если вы решили во время каникул поработать, куда вы обратитесь? Какие документы подготовите для приема на работу?
  2. Какие условия должны быть соблюдены при приёме на работу учащихся?
  3. Должен ли гражданин, впервые ищущий работу и не имеющий профессии, представить в службу занятости следующие документы:
  • Паспорт;
  • Трудовую книжку;
  • Справку о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы;
  • Документ об образовании;
  • Справку о состоянии здоровья.

Согласны ли вы с этим перечнем документов? Если нужно, внесите свои коррективы.

  1. Научно-производственное объединение опубликовало объявление с приглашением на работу нескольких специалистов. При этом были указаны требования к желающим поступить на работу. Среди них были:
  • Возраст – не старше 30-40 лет;
  • Пол – мужской;
  • Образование – высшее;
  • Национальность – русский;
  • Не принадлежащий к каким-либо партиям.

Законны ли условия, выдвинутые объединением? Свой ответ обоснуйте.

VII. Домашнее задание: §. 39.

  • Основания возникновения трудовых отношений
  • Стороны трудовых отношений

VIII. Итоги урока.

Выставление оценок за работу на уроке.

Таким образом, каждый гражданин России имеет право на труд. Это значит, что вы можете свободно выбирать профессию, место работы.

В трудовых правоотношениях все равны: и работник, и работодатель. Закон регулирует их поведение и защищает права работников. Если гражданин считает, что права нарушены, можно обратиться в суд за их защитой.

В заключение хочется сказать, что трудовой кодекс Российской Федерации должен стать настольной книгой в каждой семье.

Всем спасибо! Урок закончен!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector