Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная работа с неполными семьями стр 1 из 3

Социальная работа с неполными семьями

Автор: Vershigora96 • Апрель 24, 2019 • Статья • 905 Слов (4 Страниц) • 255 Просмотры

Социальная работа с неполными семьями

Аннтотация: в статье рассматриваются вопросы социальной работы с неполными семьями. Неполная семья рассматривается как ячейка общества, в которой воспитание детей осуществляется по различным причинам (развод, смерть одного их родителей, рождение ребенка вне брака) одним из родителей. В статье определены основные проблемы, характерные для неполных семей и рассмотрены направления социальной работы с ними.

Ключевые слова: неполная семья, социальная работа, органы социальной защиты населения, консультационная помощь, патронаж.

Annotation : In the article questions of social work with incomplete families are considered. An incomplete family is regarded as a unit of society in which the upbringing of children is carried out for various reasons (divorce, death of one of their parents, the birth of a child out of wedlock) by one of the parents. The article identifies the main problems that characterize incomplete families and considers the directions of social work with them.

Key words: incomplete family, social work, social protection bodies of the population, consulting assistance, patronage.

Семья играет огромную роль в жизни каждого человека. Современная ситуация в сфере семейных отношений характеризуется изменением взглядов на брачно-семейную жизнь. Это проявляется в утрате семейных ценностей. Для современного общества характерно стремление значительной части его представителей к индивидуализму, который выражается в потребительской позиции. Подобные взгляды приводят к нежелательным для общества последствиям в социально-демографическом, экономическом и этико-психологическом плане. Применительно к сфере семьи, это приводит к значительному числу разводов, и как следствие, образованию неполных семей для которых характерно наличие ряда социальных проблем, связанных с воспитанием детей, экономическими трудностями. Наличие тех или иных проблем и трудностей, делает неполные семьи объектом социальной работы.

Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между важностью разработки теоретических и практических аспектов вопросов социальной работы с неполными семьями и недостаточной разработкой указанных вопросов в научной литературе.

В рамках нашего исследования, рассматриваются вопросы, связанные с специфическими проблемами и особенностями неполной семьи. Р.В. Овчарова, М.А. Мягкова определяют неполную семью как семью, в которой воспитание ребенка (детей) осуществляется одним из родителей. В качестве главной причины образования неполных семей данные авторы считают развод супругов [4, с. 63].

П.Г. Гасанова, Д.М. Даудова в качестве причины образования неполных семей выделяют развод супругов, смерть одного из родителей, рождение ребенка вне брака [2, с. 6].

А.А. Салпагаров также в качестве причин образования неполных семей выделяет рост смертности мужчин и увеличение числа разводов. Таким образом, понятие «неполная семья» определяется нами как семья, в которой ребенка (детей) воспитывает один из родителей. Основной причиной образования неполных семей является развод между супругами [7, с. 441].

Л.В. Паршина указывает, что увеличению числа разводов способствуют следующие факторы:

1) отсутствие религиозной основы брака;

2) возможность женщины обрести экономическую независимость без мужа;

3) слабая охрана института семьи со стороны государства (развод не осуждается государственными органами и обществом) [5].

В современных экономических условиях, сложившихся в РФ, неполная семья испытывает ряд трудностей. Ю.А. Русакова выделяет следующие трудности, характерные для неполных семей:

1. отсутствие материальной поддержки одного из супругов;

2. невозможность для женщины работать в период ухода за малолетним ребенком, что автоматически ставит семью в категорию малоимущих;

3. трудности в воспитании детей [6].

Таким образом, неполная семья может являться объектом социальной работы. В настоящее время в России социальная работа с неполными семьями осуществляется органами социальной защиты населения, а также в образовательных организациях общего образования. В рамках данной статьи, мы рассматриваем направления социальной работы с указанными семьями в органах социальной защиты населения.

Неполная семья — кто это: что такое неполная семья по закону, какая семья считается неполной?

Госдума приняла в третьем чтении поправки о ежемесячных пособиях на ребенка в возрасте от восьми до 16 лет включительно. Это пособие полагается родителям из неполных семей, чей доход составляет ниже прожиточного минимума по региону. Если в семье несколько детей в возрасте от восьми до 16 лет, выплата будет производиться на каждого ребенка с единственным родителем или на каждого ребенка, которому платят алименты. Пособие устанавливается на 12 месяцев.

В этой статье разбираемся, кто это — неполная семья в 2021 году, что такое неполная семья по закону, какая семья считается неполной для назначения пособия на ребенка, кому положены выплаты и как оформить 5650 рублей на ребенка в неполной семье от Путина.

Кому положены выплаты от 8 до 16 лет: какая семья считается неполной?

С 1 июля 2021 года в России вводится в действие новое пособие на детей от 8 до 16 лет. Ежемесячные выплаты в размере 5650 рублей (в среднем по стране) смогут получить одинокие родители с уровнем дохода ниже регионального прожиточного минимума. Эта мера поддержки предложена в ходе ежегодного послания Президента.

Какая семья считается неполной для назначения пособия на ребенка в 2021 году?

Принят закон о новых мерах адресной поддержки семей с детьми. Речь идет о поправках, предусматривающих установление ежемесячного пособия беременным, вставшим на учет на ранних сроках; ежемесячного пособия на детей от восьми до 17 лет из неполных семей с доходом ниже прожиточного минимума; пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет включительно в размере 100 % среднего заработка.

Итак, закон о новых путинских выплатах на детей от 8 до 16 лет принят. Ежемесячное пособие утверждено для неполных малообеспеченных семей. Для оформления выплат уровень дохода семьи должен быть ниже величины прожиточного минимума в регионе.

Читать еще:  Тест Право на труд Трудовые правоотношения 9 класс

21 апреля 2021 года в ходе оглашения ежегодного послания Федеральному собранию Владимир Путин объявил о новых мерах поддержки граждан, в том числе семей с детьми. Одним из самых значимых решений стало заявление о поддержке неполных семей, — ежемесячных выплатах на детей от 8 до 16 лет включительно, которые воспитываются в таких семьях.

Как объяснил Владимир Путин, воспитывать ребенка в неполной семье всегда трудно. Неважно, почему родители развелись или в свидетельстве о рождение указан только один из них. Главное, что необходимо сделать государству — помочь таким детям. Когда ребенок идет в школу, расходы семейного бюджета растут, поэтому необходимо поддержать неполные семьи и не дать им оказаться за чертой бедности.

Рассчитывать на выплаты могут не все родители, а только нуждающиеся в материальной помощи и соответствующие следующим условиям:

В семье есть ребенок в возрасте от 8 до 16 лет включительно.

Несовершеннолетний ребенок воспитывается одиноким или единственным родителем.

Семья имеет статус малоимущей, то есть среднедушевой доход на одного человека меньше прожиточного минимума в регионе.

Оформить новое пособие сможет не только мать, но и отец, если он воспитывает ребенка в одиночку. Главное, чтобы неполная семья соответствовала всем перечисленным выше критериям.

Что такое неполная семья по закону в 2021 году

По информации, размещенной на официальном сайте Минтруда, право на выплату получат единственные родители, имеющие детей в возрасте от 8 до 16 лет включительно, если второй родитель:

не указан в свидетельстве о рождении ребенка (в документе в графе «отец» стоит прочерк);

пропал без вести.

Если у ребенка есть второй родитель (отцовство было установлено, второй родитель жив и не признан через суд умершим или пропавшим без вести), то получать финансовую помощь смогут граждане, в пользу которых суд назначил алименты на ребенка. Например, если мама не подавала на алименты, но при этом нуждается в материальной поддержке, то пособие ей просто так не назначат. Скорее всего, условие оформить алименты, если у ребенка есть второй родитель, будет обязательным. Поэтому нужно будет сначала должна добиться алиментов через суд, а потом с учетом назначенных алиментных выплат будет определяться среднедушевой доход семьи. Если он будет меньше ПМ, то может быть назначено новое пособие на ребенка от 8 до 16 лет.

Можно сделать вывод, что дополнительные средства получат только действительно нуждающиеся неполные семьи. Следите за новостями на нашем сайте: как только соответствующие нормативные акты подготовят, мы обязательно сообщим другие подробности об этой выплате.

Размер новой выплаты неполным семьям

По аналогии с пособием от 3 до 7 лет планируется установить новую ежемесячную выплату в размере половины регионального прожиточного минимума на ребенка. В среднем по стране это 5 650 рублей. Точная сумма пособия будет различаться в зависимости от региона проживания семьи. Очевидно, что установят адресный порядок назначения выплаты. Оформить деньги смогут не все неполные семьи, а только те, у кого низкий доход.

Условия получения выплаты неполным семьям в 2021 году от Путина

Перечислять пособие начнут с 1-ого июля. Еще не ясно, какое ведомство назначат ответственным за рассмотрение заявлений и за счет какого источника будут выплачивать средства. Исходя из других видов детских пособий, новую выплаты отдадут под контроль ПФР или ФСС.

Подавать заявление для подтверждения уровня своего дохода и назначения меры поддержки семьям с детьми 8-16 лет придется самостоятельно. Сейчас в России взят курс на внедрение принципов «социального казначейства», поэтому оформить пособие можно будет и дистанционно, через портал Госуслуг. Об этом сообщил министр труда и соцзащиты Антон Котяков.

Он отметил, что ведомство уже занялось разработкой необходимых документов для назначения пособия и подготавливает возможность для принятия от семей заявлений. Это избавит граждан от беготни по инстанциям и позволит оформить выплаты упрощенно, в режиме «одного окна».

Какие еще новые выплаты на детей начнут действовать с 1 июля 2021 года

В своем послании Президент сообщил о том, что страна сейчас находится в сложной демографической ситуации, когда наблюдается снижение численности населения. В связи с этим основная задача – восстановить численность и добиться средней продолжительности жизни: к 2030 году до 78 лет. Для этого Правительство будет разрабатывать дополнительные меры поддержки семей с детьми.

Помимо пособия от 8 до 16 лет, планируется ввести в действие следующие выплаты:

По 10 000 рублей на всех школьников, включая первоклашек, – в 2021 году деньги выплатят в августе, чтобы родители успели собрать детей в школу. Планируется утвердить это пособие на регулярной основе, с выплатой денег раз в год всем семьям, независимо от уровня доходов и имущественной обеспеченности. Подробнее…

По 6 350 рублей (в среднем по стране) – беременным женщинам при постановке на учет в медучреждении в ранние сроки. Выплату назначат только тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Подробнее…

100 % больничное пособие по уходу за детьми до 7 лет – размер пособия будет считаться из 100 % от среднего заработка без учета продолжительности стажа. Подробнее…

Комплекс мер поддержки семей разработают и утвердят к 1-ому июля 2021 года. Задача – снизить до минимального уровень бедности и последовательно повысить доходы граждан России.

Социальная работа с неполными семьями стр 1 из 3

Курсовая работа на тему «Социальная работа с неполными семьями»

Введение ……………………………………………………………………………4
Глава I. Социально-психологическая характеристика неполных семей…………..5
1.1. Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной семьи……..5
1.2. Проблемы неполных семей……………………………………………………..7
Глава II. Технологии социальной работы с неполной семьей…………………….11
2.1. Общая характеристика технологии социальной работы………………………11
2.2. Социальная работа с неполной семьей…………………………………………16
2.3 Проект Центра социальной помощи неполной семье………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………30
Список литературы …………………………………………………………………..32

Читать еще:  Внеочередная проверка знаний по охране труда • ЦПР Эксперт

В результате этих взаимных и согласованных усилий, как взрослые, так и дети должны прийти к обоюдному пониманию, что распад («смерть») прежней семейной структуры одновременно означает и рождение новой семьи. В новой семье должны быть пересмотрены прежние правила, возникнуть новые паттерны взаимодействий, способствующие преодолению кризисного состояния и началу формирования новых семейных стратегий.
Все эти, простые на первый взгляд, действия могут помочь ставшим неполными семьям избежать большинства психологических ловушек. К сожалению, однако, во многих семьях перспектива необходимых изменений очень часто встречается с ригидностью, нежеланием перемен. Многие семьи, ставшие неполными в результате развода или смерти одного из родителей, еще долгое время по инерции пытаются сохранить «старый» жизненный цикл ядерной семьи. Ощущение внезапной утраты, страх перед незнакомым и непредсказуемым будущим вызывает чувство бессилия и мешает матери (отцу) адекватно реагировать на новую семейную реальность. Возникает симптом сопротивлениям изменениям, который выражается в подсознательном и тщетном стремлении членов семьи предотвратить изменения, возвратить паттерн отношений в семье в прежнее состояние.
Такие установки могут лишь законсервировать то изначальное стрессовое состояние, которое было вызвано разводом или смертью одного из родителей, и усугубить психологические проблемы семьи. В будущем они, скорее всего, лишь усилятся, и, в конечном итоге, отразятся на ребенке (детях), его социальном и психическом благополучии.
Нежелание принять наступившие изменения — это и есть самая главная психологическая ловушка, стоящая перед ставшими по воле случая или судьбы неполными семьями. Попавшие в нее матери (отцы) обречены на последующие ошибки в воспитании детей, установлении и поддержании с ними интеллектуального и эмоционального контакта.
Одним из наиболее эффективных методов социальной работы с неполной семьей, испытывающей временные социальные, психологические и иные трудности, является метод семейной терапии. Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений.
Показанием к семейной терапии является ситуация, когда неполная семья не справляется с выполнением основных функций. Психологическая работа с семьей начинается с диагностического периода. Диагноз – термин из медицинской модели. В этом смысле семейного терапевта диагноз не интересует. Обычно не диагностируется один член семьи, так как он рассматривается только лишь как выразитель проблем семьи как целого организма, и индивидуальная работа именно с ним может усилить мнение всей семьи, что проблема заключается именно в нем. При работе с семьей у социального работника обязательно должен присутствовать образ целостной семьи, даже если семья пришла на встречу в неполном составе.
Обследование семьи должно включать в себя получение картины о сильных и слабых сторонах семьи, областях эффективного функционирования и дисфункциональных областях, а также поиск происхождения рассматриваемой проблемы. С целью выявления дисфункциональных областей используется наблюдение за паттернами взаимодействия членов семьи между собой, а также за взаимодействием семьи с внешним миром.
В процессе семейной социальной терапии выделают 4 этапа:
1) Присоединение социального работника или психолога к семье.
2) Диагностика. Постановка целей.
3) Реконструкция семейных взаимоотношений.
4) Завершение семейной социальной терапии.
Задача специалиста на первом этапе – объединение с семьей. Технический прием, используемый на первом этапе семейной терапии, — положительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помощью. С помощью приема подражания специалист старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойственен членам данной семьи. На первых консультациях не следует анализировать мотивацию поведения участников, пользоваться оценочными суждениями, так как это, с одной стороны, блокирует личностный рост членов семьи, а с другой – усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты.
На втором этапе задача специалиста – выявление правил и системы убеждений семьи, с помощью которых происходит регуляция семейных отношений. Для успешности семейной терапии необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами и специалистом. Поэтому важной задачей на данном этапе работы является совместное формулирование психологического запроса, перевод манипулятивного запроса («Сделайте так, чтобы мой ребенок стал другим») на уровень осознавания истинных проблем в семье. В этот момент важно перевести психологическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и сейчас». Исследуются цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых они хотят достигнуть в ходе терапии. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формулированию целей семьи как единого психологического организма. На этапе диагностики используются такие методики как:

Технологии социальной работы с семьей.

Семья — группа, состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимости, связанных кровным родством, усыновлением или брачными узами.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ ст. 1 — Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Выделяют по уровню социально-психологического здоровья:

— семьи групп социального риска,

Виды:

— Многодетные семьи (национальные традиции, неблагополучные семьи, религия).

— Неполные семьи (малообеспеченность).

— Семьи с детьми-инвалидами.

— Семьи вынужден, переселенцев.

— Семьи военнослужащих срочной службы.

— Семьи инвалидов (трудовая реабилитация).

— Полная малодетная семья.

— Жестокое обращение в семье (гостиницы, убежища).

Читать еще:  Отпуск при неполном рабочем дне сколько дней положено

Технологии соц. работы:

— сбор и обработка информации о семье, нуждающейся в помощи (диагностика соц. психологич. здоровья семьи, определение уровня конфликтности).

— технологии оказания семье социальной помощи (посреднической, экономической, социальной, материальной и т.д.).

— технологии непосредственной работы специалиста с клиентом по конкретным вопросам (развод, опекунство). — технологиипрогнозирования, оценки качества соц. услуг и т.д.

— социальное обслуживание семьи в центрах защиты.

Реабилитация — система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые (тренинговые группы, консультирование, семинары, «телефон доверия»).

Профилактика — комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем.

Психокоррекционные мероприятия, изменение самооценок взрослых и детей.

Цель соц. помощи — сохранение семьи как соц. института. Помощь может быть экстренной, направленной на выживание семьи, срочной, с немедленным удалением из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей, направленной на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Для защиты детей от жестокого обращения в семье необходимо тщательное исследование ситуации в семье с участием соц. работника, психолога, врача, сотрудника органа внутренних дел. Агрессивность, равнодушие, сексуальные домогательства, побои, проблемы с едой, непосещение школы, отставание, в развитии являются предлогом для возбуждения дела о лишении родител-х прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

При работе с «трудными» детьми и подростками предусмотрена диагностика семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязат-ный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса, консультирование семьи соц. педагогом.

Семьи «групп риска»: (алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Неполная семья может сформироваться по разным причинам: женщина одна воспитывает ребенка, развод жены с мужем (муж пьёт, бьёт, не работает и т.д.).

Причины формирования неполной семьи: Социальная напряжённость в обществе, социальная несправедливость, безработица, высокие цены и низкая заработная плата, отсутствие психологической адаптации к новым существующим условиям. Отсюда воспитание в неполных семьях (например: мать вынуждена зарабатывать деньги на 2-3 работах, а дети предоставлены сами себе, отсюда следуют наркотики, пьянства, плохая компания, возможная преступность).

Роль специалиста по С.Р. в помощи многодетным семьям: психологическая консультация, которая поможет выявить причины дезодаптации, поможет в профориентации матери, отцу, детям-подросткам; тренинг, аутотренинг, коррекция, психотерапия.

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, неустойчивость личности, зависимость. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, соц. окружением — это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика. Движение «Анонимные алкоголики», программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» — эффективные технологии создания благоприятной среды для излечения от алкоголизма

Соц. работа с конфликтной семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Внешними затруднениями являются материальное благосостояние семьи, неуверенность в завтрашнем дне, безработица. Супруги могут придерживаться различных моделей семьи, имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, им присущи всплески эмоций. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии. Одна из методик — построение генограммы семьи. При создании генеалогического древа с помощью семейного терапевта члены семьи вовлекаются в единую деят-сть, дополняя друг друга. Методика «семейного соглашения» предусматрив. разработку взаимно-приемлемого списка обязательств обеих сторон, оформляемого двусторонним договором и подписываемого обоими супругами. Анализ его выполнения помогает скорректировать последующую работу с семьей. Разрешение семейных проблем, прежде всего, ответственность самих членов семьи.

Проблемы семей, воспитывающих ребёнка-инвалида: поставить на учёт ребёнка-инвалида, получить дотации, оформить льготы, трудоустройство, проблемы с работой, например: у матери, если она воспитывает его одна.

Помощь оказывается на основании следующих законов:

1. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ».

2. Федеральная программа «Дети-инвалиды».

3. Декларация ООН «О правах инвалидов».

4. ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

5. ФЗ «О защите инвалидов в РФ».

Роль соц. работника — организация медицинской помощи инвалидам (медико-социальная реабилитация в условиях стационара или на дому, в организации санитарно-курортного лечения. Проанализировать социальную обстановку в семье, предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них работы на дому и т.д.

СЛОЖНАЯ СЕМЬЯ — совместное проживание молодой и родительской семьи снимает потребность в ряде соц. услуг, выполняемых самими чл. семьи. Направления СР — соц. поддержка молодой и родит, семьи, мед-псих-пед консультирование по различным вопросам семейной жизни, предотвращение семейных конфликтов, путем проведения разл. мероприятий.

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы. Соц.работник вместе с клиентом рассматривает проблему и ищет пути ее разрешения, дает конкретные советы и рекомендации — Один из ведущих методов.

При изучении семьи используется педагогический эксперимент активно привлекаются родители к экспериментальной работе, кот. ведется в детском саду и нуждается в подкреплении и продолжении в условиях семьи.

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ — требует создания условий, кот. располагают к искренности респондентов. Продуктивность возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ — позволяет собрать много данных. Есть возможность получения и обработки материала.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — им обычно охватывают членов нескольких семей, симпатизирующих друг другу, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Тимами тренинга могут быть «знаю ли я своего ребенка», «как вести себя с агрессивным ребенком», «как воспитать ребенка без отца». Деятельность группы закрыта от посторонних.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector