Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Руководство по управлению охраной труда часть 1 Статьи

Система Управления Охраной Труда: банальное выполнение требований законодательства или инструмент повышения эффективности?

Статья 212 трудового кодекса Российской Федерации гласит о том, что работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда [1] , а в марте 2019 года издан Приказ № 77, в котором говорится об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, применяемых государственными инспекторами при осуществлении проверок [2] . При этом, за невыполнение требований законодательства работодателя ждет не маленький штраф.

Но не всем работодателям и специалистам в области охраны труда до конца ясно, что это за «фрукт» такой СУОТ и с чем его «едят». Зачем государственные органы навязывают выполнение лишней, ненужной работы и так непомерно загруженным специалистам по охране труда и к какому итоговому результату приведет выстраивание этой сложной и непонятной системы?

Вопросов возникает достаточно много: для чего необходимо внедрять СУОТ в организации, в чем заключается ее истинная сущность и как правильно выстроить результативную систему? Именно в этом и попробуем разобраться в данной статье.

Система управления охраной труда

Для начала определим, что представляет собой Система Управления Охраной Труда. В ГОСТ 12.0.230-2007 приведено следующее определение: «Система управления охраной труда – это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей» [3] . Довольно простое, но в тоже время достаточно ёмкое определение, ведь элементов в системе управления множество.

Для того, чтобы упорядочить деятельность, связать между собой все элементы и обеспечить их взаимодействие, необходимо грамотно выстроить систему управления.

СУОТ, как и любая система менеджмента, представляет собой замкнутый цикл, состоящий из этапов планирования, выполнения, контроля, анализа и оценки, разработки мероприятий по улучшению.

Первый этап. Планирование

Планирование включает в себя разработку Политики и Целей в области охраны труда, Процедур, необходимых для функционирования СУОТ, а также мероприятий, направленных на выполнение требований в области охраны труда и достижение показателей, установленных в Целях.

Политика – это основные намерения и направления деятельности организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, сформулированные высшим руководством и оформленные документально.

Цели – то, чего организация стремиться достичь в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.

Цели разрабатываются на основании Политики организации по правилу SMART: должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, мотивирующими на результат и ограниченными во времени. Для каждой установленной цели должны быть определены количественные или качественные показатели, а также сроки достижения.

На основании установленных Целей разрабатываются мероприятия, направленные на их достижение. За выполнение каждого мероприятия в организации должен быть назначен ответственный.

Процедуры, необходимые для функционирования СУОТ, могут быть представлены в виде инструкций, методик, положений и т.д. В процедурах описывается порядок выполнения деятельности, устанавливаются требования к ее осуществлению и определяются ответственные лица, с указанием их обязанностей и полномочий.

Политика и Цели организации в области охраны труда, процедуры, необходимые для функционирования СУОТ, порядок планирования мероприятий в области охраны труда, контроля осуществления деятельности, проведения анализа функционирования СУОТ, планирования улучшений, реагирования на аварии и несчастные случаи, а также управления документами СУОТ, должны быть определены в «Положении о системе управления охраной труда». Наличие в организации «Положения о СУОТ» является обязательным требованием законодательства. Структура положения и требования к его разделам определены в Приказе Минтруда России от 19.08.2016 N 438н [4] .

Второй этап. Выполнение

Выполнение требований процедур и запланированных мероприятий является обязательным условием функционирования СУОТ и достижения установленных Целей. На данном этапе немаловажную роль играет уровень компетентности персонала в области охраны труда, знание и понимание требований по охране труда, пожарной и промышленной безопасности. Для этого необходимо проводить периодические инструктажи и обучение сотрудников с последующей проверкой знаний.

Третий этап. Контроль, анализ и оценка

Контроль соблюдения сотрудниками установленных требований при выполнении работ, осуществляется посредством проведения внутренних и внешних проверок. Осуществление проверок является всего лишь инструментом сбора информации о соответствии или несоответствии деятельности установленным требованиям для последующего анализа, оценки и поиска путей улучшения.

Анализ и оценка проводятся для того, чтобы убедиться в результативности и эффективности функционирования СУОТ. Анализ и оценка СУОТ должны проводиться высшим руководством по всем показателям деятельности в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Анализ функционирования СУОТ должен учитывать степень достижения установленных целей и результативность выполненных мероприятий, результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок, дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда [3].

Четвертый этап. Улучшение

На основании проведенного анализа и оценки СУОТ разрабатываются действия по ее постоянному улучшению, с целью внесения необходимых изменений в деятельность по функционированию СУОТ. На данном этапе цикл не завершается, а вновь переходит на этап планирования, но уже с учетом разработанных мероприятий по улучшению.

Создание и внедрение эффективной системы управления охраной труда

Возникает вопрос: на кого возлагается обязанность по созданию и внедрению СУОТ, на плечи рядовых сотрудников, ответственных за охрану труда или это общее дело всех структурных подразделений организации? СУОТ является частью общей системы менеджмента предприятия. Вопросы безопасности при выполнении работ зависят от многих факторов: уровня знаний и опыта сотрудников, состояния технологического оборудования, инфраструктуры, используемых в работе сырья и материалов, факторов производственной среды. Таким образом создание безопасных условий труда является обшей задачей и ответственностью всех сотрудников предприятия от высшего руководства до конкретных исполнителей. Высшее руководство берет на себя обязательства по обеспечению безопасных условий труда своих сотрудников, утверждает Политику, устанавливает конкретные Цели с измеримыми показателями и проводит анализ функционирования СУОТ. Руководители структурных подразделений должны контролировать выполнение подчиненным персоналом требований охраны труда. Ответственные лица определенных сфер деятельности, в рамках возлагаемых на них обязанностей, должны обеспечивать реализацию мероприятий по обеспечению безопасных условий выполнения работ. Персонал структурных подразделений должен понимать необходимость соблюдения установленных требований к безопасности и вносить свой вклад в достижение целей организации.

Создание и правильная организация СУОТ является достаточно трудоёмким процессом, требующим участия всех сотрудников организации. Для того, чтобы выстроить наиболее результативную и эффективную систему управления, необходимо максимально оптимизировать все входящие в неё процессы.


В век компьютеризации и автоматизации существует множество способов оптимизации любой области деятельности. Охрана здоровья и обеспечение безопасности труда не исключение. Одним из наиболее эффективных инструментов автоматизации деятельности в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности является применение программного продукта «Охрана труда».

Программа позволяет разрабатывать Положение о СУОТ по установленному шаблону, Политику в области охраны труда, фиксировать Цели организации с установленными показателями, размещать и хранить необходимые процедуры в документообороте, а также формировать матрицу ответственности и различные виды отчетов, необходимых для анализа функционирования СУОТ.

Шаг 1. Формирование Политики и Целей в области охраны труда

Политику в области охраны труда можно создать по установленному шаблону и разместить в документообороте. Сформировать Цели с установленными показателями и их значениями, указать ответственных лиц и сроки достижения Целей, возможно в документе «Установка Целей».

По мере реализации Целей имеется возможность отображать факт по показателям и проводить оценку достижения Целей.

Шаг 2. Распределение ответственности

Программа позволяет распределить обязанности по предприятию и назначить ответственных лиц.

Распределив ответственность, обязанности и полномочия можно сформировать Матрицу ответственности.

Шаг 3. Разработка Положения о системе управления охраной труда

Для того, чтобы создать Положение о СУОТ, необходимо указать в табличной части документа процедуры, используемые в рамках СУОТ, включая Политику, Цели и распределение ответственности.

Автоматизировать деятельность нужно вовсе не для того, чтобы программа все сделала за специалиста, который занимается работой в той или иной области, а для того, чтобы помочь сэкономить время, затрачиваемое на подготовку множества необходимых документов и формирование аналитической отчетности, облегчить ведение учета и осуществление контроля за сроками выполнения задач. Ведь с помощью программного продукта все это можно сделать достаточно быстро. А при выполнении такой трудоёмкой работы, как создание и поддержание функционирования СУОТ, автоматизация процессов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда является ещё более актуальной.

Для чего необходимо внедрять систему управления охраны труда?

Внедрение СУОТ позволяет правильно организовать деятельность и сделать ее результативной. Долгое время все действия по достижению каких-либо результатов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда сводились лишь к осуществлению контроля соблюдения установленных требований и применения штрафных санкций в случае выявления нарушений. Но нельзя только за счет проведения проверок исключить травматизм или предотвратить профзаболевания. Должен быть создан целый комплекс мероприятий, в котором контроль соблюдения требований является лишь одним из его элементов.

Можно проводить бесконечное множество проверок выполнения требований, но, если не анализировать причины возникающих несоответствий и не разрабатывать мероприятия по их устранению, не устанавливать цели по улучшению и не достигать их показателей, это не приведет к желаемому результату.

Необходимо уйти от функций администрирования, которые направлены на тотальный контроль соблюдения требований, и внедрить механизм, позволяющий комплексно управлять деятельностью, как единой системой взаимодействующих элементов, и постоянно улучшать ее показатели.

Безусловно, поддерживать идеологию о соблюдении правил безопасной работы, которой должен проникнуться каждый сотрудник, и обеспечивать функционирование СУОТ в организации должен работодатель. Ведь именно за ним остается выбор: «прикрываться бумажками» при проверках, осуществляемыми государственными надзорными органами, или в действительности повышать эффективность и результативность деятельности в области охраны здоровья сотрудников и обеспечения безопасности труда!

Андреюк Елена

Методист по программным продуктам

Список источников.

1. Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ).
2. Приказ от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
3. ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
4. Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (Зарегистрировано в Минюсте России13.10.2016 N 44037).

Читать еще:  Профессия Программист разработчик программного обеспечения описание суть какая зарплата

Права и обязанности работников и работодателей по охране труда с 2022 года

В десятый раздел Трудового кодекса РФ, который устанавливает права и обязанности работника и работодателя по охране труда, Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ внесен большой блок изменений.

С 2022 года глава 10 «Охрана труда» ТК РФ имеет новую структуру: введены новые понятия, переформулированы несколько глав, изменилась нумерация статей и появились новые. О самых значимых изменениях мы уже писали. Сейчас опишем подробнее все внесенные изменения, которые вступают в силу с 1 марта 2022 года.

Полномочия властей по изданию документов в части охраны труда

С 2022 года в ТК РФ появилась новая глава № 34 «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда». Она малоинтересна руководителям компаний и предприятий. Разве, что заинтересует юристов.

Суть главы 34 в том, чтобы определить полномочия в сфере охраны труда Правительства РФ, федеральных и региональных властей.

Правительство РФ устанавливает порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов по охране труда.

Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает:

  • нормативные акты по охране труда,
  • меры стимулирования работодателей,
  • требования к правилам и инструкциям по охране труда, разрабатываемых работодателями,
  • порядок проведения спецоценки,
  • классификаторы для расследования несчастных случаев на производстве.

Для работодателей обязательны к применению как правительственные документы, там и документы Минтруда РФ.

Права и обязанности работодателя по охране труда с 2022 года

К статье 214 ТК РФ с 2022 года добавили две новые статьи 214.1 и 214.2. В первой говорится о запрете на работу в опасных условиях труда, во второй – расширены права работодателя. В частности, узаконены видео и аудиосъемка на рабочих местах.

Работодателям дано право вести видео съемку на рабочих местах с 2022 года

  1. Контролировать безопасность с помощью дистанционного видеонаблюдения и аудиозаписи.
  2. Вести электронный документооборот в области ОТ.
  3. Предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за производством работ и базам электронных документов контролирующим органам.

Новые обязанности работодателя по охране труда с 2022 года

Обязанности работодателя установлены статьей 214 ТК РФ, ранее она имела номер 212. Новых, которые введены с 2022 года, всего три:

  1. Приостановить работы при возникновении угрозы жизни и здоровью работников, в том числе при эксплуатации зданий и оборудования – до устранения угрозы.
  2. Создавать необходимые условия труда при приеме на работу инвалида или при признании таковым штатного сотрудника.
  3. Согласовывать с другим работодателем мероприятия по предотвращению травматизма, если работы проводятся на его территории.

Все обязанности работодателя по охране труда с 2022 года

  1. Обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, использования оборудования, инструментов, сырья и материалов.
  2. Создать и обеспечить работу системы управления охраной труда.
  3. Рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
  4. Выявлять опасности и профессиональные риски, регулярно проводить их анализ и оценку.
  5. Проводить мероприятия по улучшению условий и охране труда.
  6. Проводить оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию новых объектов и рабочих мест.
  7. Установить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством.
  8. Покупать за счет собственных средств и выдавать работникам СИЗ.
  9. Оснастить производство средствами коллективной защиты.
  10. Проводить обучение по охране труда, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, по использованию СИЗ, а также инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний.
  11. Контролировать состояние условий труда на рабочих местах.
  12. Проводить спецоценку.
  13. Проводить за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, если это предусмотрено законодательством.
  14. Не допускать работников к исполнению обязанностей без инструктажа по охране труда, стажировки и проверки знаний.
  15. Предоставлять контролирующим органам информацию и документы.
  16. Принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников, по оказанию первой помощи пострадавшим.
  17. Расследовать и вести учет несчастных случаев на производстве.
  18. Обеспечить санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда.
  19. Обеспечить беспрепятственный допуск надзорных органов.
  20. Выполнять предписания должностных лиц.
  21. Платить взносы на обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  22. Информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах.
  23. Разработать и утвердить локальные нормативные акты по охране труда.
  24. Вести реестр нормативно правовых актов по охране труда, можно в электронном виде.
  25. Соблюдать ограничения на привлечение отдельных категорий работников к работе с вредными и опасными условиями труда.
  26. Приостановление работы при возникновении угрозы жизни и здоровью работников.
  27. Создать необходимые условия труда при приеме на работу инвалида.

Еще одна обязанность установлена статье 216.2:

  • Незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ к опасному классу.

Запрещается работать в опасных условиях

Новая статья 214.1 ТК РФ запрещает работу в опасных условиях труда. С марта 2022 года руководитель организации обязан приостановить работы на рабочих местах, которые по результатам спецоценки отнесены к опасному классу условий труда.

После устранения опасностей на рабочих местах нужно проводить внеплановую спецоценку. Возобновить работу можно, если спецоценка подтвердит снижение класса опасных условий труда.

Права и обязанности работника по охране труда с 2022 года

Права работника в области охраны труда перечислены в статье 216 ТК РФ. Существенных изменений в сравнении с теми, которые были ранее – нет. В перечне прав работника приведены те же пункты, что и в обязанностях работодателя: все почти зеркально.

Права работника по охране труда

  1. Иметь рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
  2. Иметь обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  3. Получать достоверную информацию от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте.
  4. Отказаться работать в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.
  5. Получить средства коллективной и индивидуальной защиты, смывающие средствами за счет средств работодателя.
  6. Пройти обучение по охране труда за счет средств работодателя.
  7. Получить дополнительное образование за счет работодателя в случае ликвидации рабочего места из-за нарушения требований охраны труда.
  8. Получить гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда.
  9. Обратится с требованием провести проверки условий и охраны труда на его рабочем месте к работодателю.
  10. Обратится с жалобой или просьбой в органы власти по вопросам охраны труда.
  11. Лично участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте.
  12. Пройти внеочередной медицинский осмотр и получить средний заработок за время прохождения медосмотра.

Дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.

Обязанности работника по охране труда

Статья, в которой перечислены обязанности работников, теперь имеет номер 215, ранее – №214.

С 2022 года обязанностей у работников стало больше. Теперь работники обязаны правильно использовать выданное им оборудование и следить за его исправностью. Работник также отвечает за правильное применение технологии и использование материалов.

Все обязанности работников по охране труда:

  1. Соблюдать требования охраны труда.
  2. Правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию.
  3. Следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах своей функции.
  4. Использовать и правильно применять СИЗ.
  5. Проходить обучение по охране труда, оказанию первой помощи пострадавшим, применению СИЗ, а также инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний.
  6. Незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях оборудования и инструментов, нарушениях технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения.
  7. Немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей.
  8. Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры.
  9. Работники обязаны по инициативе работодателя проходить обучение по охране труда/

Работники, как и в предыдущих версиях ТК РФ, обязаны проходить обучение по охране труда и инструктаж. Работодатель обязан проверить знания работника до его допуска на рабочее место.

В новой редакции ТК РФ введено больше градаций типов обучения. Теперь конкретизировано, что в программе обучения должны быть:

  • инструктаж по охране труда;
  • стажировка на рабочем месте (для определенных категорий работников);
  • обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • обучение по использованию (применению) СИЗ;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

Микроповреждения и микротравмы: новая статья

Микроповреждениями (микротравмами) – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

Отличительная особенность микротравмы от иных повреждений – они не влекут расстройство здоровья работникам или наступление его временной нетрудоспособности.

Организация обязана самостоятельно вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые стали причиной микроповреждений (микротравм) работников.

Расследований таких событий должно проводится на основании обращения пострадавшего к своему непосредственному руководителю.

Нормы выдачи СИЗ

В ТК РФ появляется новая редакция статьи 221 ТК РФ. В нее добавили список изделий, которые относятся к СИЗ:

  • специальная одежда и специальная обувь,
  • дерматологические средства защиты,
  • средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз,
  • средства защиты от падения с высоты,
  • другие средства индивидуальной защиты

Перечень является открытым, организация вправе его дополнить необходимыми СИЗ с учетом своей специфики. Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств.

Сроки расследования несчастных случаев

Если произошел несчастный случай, работодатель обязан:

  • немедленно организовать первую помощь пострадавшему;
  • принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной ЧС;
  • сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью и не ведет к катастрофе, а в случае невозможности, составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку и т.п.
  • проинформировать о несчастном случае контролирующие органы и родственников пострадавшего;
  • расследовать несчастный случай и оформить материалы расследования.
Читать еще:  Заемный труд Как нарушить запрет ничего не нарушая

Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех календарных дней.

Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья либо погибли, проводится комиссией в течение 15 календарных дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю, расследуется по заявлению пострадавшего в течение одного месяца.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Структура государственного управления охраной труда

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. В чем смысл управления охраной труда
  2. Зачем державе руководить трудоохранными процессами
  3. Кто в государстве управляет охраной труда
  4. Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Руководство по системе управления охраной труда

Руководство по системе управления охраной труда

Система управления охраной труда — часть системы менеджмента качества организации, мы уже не раз об этом говорили. А значит, по сути, СУОТ должна подчиняться тем же правилам, что и система менеджмента качества, не так ли? Сейчас, как раз и разберёмся, обязательно ли составлять руководство по системе управления охраной труда, и если да, то как его оформить. Приятного чтения!

Что такое руководство по системе управления охраной труда?

Если Вы уже знакомы со структурой системы менеджмента качества, то первый документ, который приходит вам в голову в качестве основы системы — руководство по качеству. Давайте вспомним, руководство по качеству — документ СМК, содержащий в себе основные правила работы системы. В нем описываются цели и общие положения всей системы, краткое содержание процедур, документов и записей СМК. Следуя этой логике, в системе управления охраной труда должен быть подобный документ — руководство по системе управления охраной труда.

Видео по теме:

Экономические преимущества проведения мероприятия по охране труда

Обязательно ли разрабатывать руководство по системе управления охраной труда?

Исходя из наших предыдущих заключений, такой документ будет крайне полезным в системе. Однако вспомним, что согласно приказу 438Н Министерства труда и социальной защиты, в СУОТ присутствует документ под названием «Положение о системе управления охраной труда». К слову сказать, типовое содержание документа приведено в приложении к приказу. Именно типовое положение, разработанной министерством, содержит в себе все необходимые элементы системы, описанные декларативно. Как составить такое положение для своей организации, мы писали в этой статье.

Вместе с тем, в типовом положении о системе управления я охраной труда указывается, что именно должна содержать система, исходя из специфики деятельности организаций. И ни одного упоминания про руководство по системе управления охраной труда там нет. Таким образом, составление такого документа остаётся на Ваше усмотрение: если хочется придать вес своей СУОТ, возьмитесь за его разработку.

Будьте осторожны: чем больше регламентирующих документов содержит система, тем меньшей гибкостью она обладает. Имейте это ввиду при разработке и внедрении и СУОТ в своей организации.

Как разработать руководство по системе управления охраной труда?

Если Вы решились разработать руководство по системе управления охраной труда для своей организации, мы рекомендуем Вам придерживаться следующей структуры документа:

  1. область применения, общие положения СУОТ (область деятельности организации, в которой проводятся мероприятия по охране труда);
  2. термины и определения (понятия, которые могут быть непонятны руководителям и специалистам);
  3. характеристика организации (описание организации с точки зрения охраны труда, в каких сферах деятельности организации проводятся мероприятия по охране труда);
  4. документация СУОТ (принципы ведения документации, разработки, пересмотра, внесения изменений и архивирования);
  5. ответственность и обязательства руководства (политика в области охраны труда, планирование, распределение обязанностей и анализ со стороны руководства);
  6. мероприятия по охране труда (процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда);
  7. измерение, анализ и улучшение (мониторинг, анализ, корректирующие и предупреждающие действия);
  8. анализ эффективности системы управления охраной труда.
Читать еще:  Работодатель не оформляет официально что делать куда обратиться

Подведём итог

Руководство по системе управления охраной труда по своему содержанию очень напоминает положение о системе управления охраной труда, но имеет иную структуру. Причём если типовое положение о СУОТ определено на законодательном уровне, то руководство по системе управления охраной труда остаётся на Ваше усмотрение. Обязательного требования со стороны законодательства нет.

Охрана труда

Минтруд России обновил профессиональные стандарты для работников лифтового хозяйства. С 1 сентября 2021 года действуют новые требования к уровню подготовки персонала. Они обязательны для организаций любой формы собственности в силу ст. 195.3 ТК РФ, т.к. содержат особые условия допуска сотрудников к работе.

Главное изменение: работник должен иметь документы о прохождении независимой оценки квалификации (НОК) с положительным результатом.

21 июля 2021 года принято Постановление Правительства РФ № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства…». Документ официально опубликован 23.07.2021 и с этой даты вступил в силу. Действовать он будет до 1 июня 2023 года.

2 июля 2021 года принят Федеральный закон № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Одно из значимых изменений — закрепление в ТК РФ обязанности работодателей проводить регулярную оценку профессиональных рисков. До принятия закона такое требование содержалось только в Типовом положении о СУОТ (приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н) и выполнялось не всеми организациями.

2 июля 2021 года принят Федеральный закон № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской федерации», который изложил раздел Х ТК РФ в новой редакции. Одно из изменений: обязанность работодателя организовать учет и расследование причин микротравм (микроповреждений) работников.

СОУТ — специальная оценка условий труда. Минтруд России меняет форму и порядок сдачи Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Действующий приказ ведомства от 07.02.2014 № 80н под действие «регуляторной гильотины» не попал, но с 1 января 2021 года вступили в силу поправки в Закон № 426-ФЗ «О специальной оценке…». Минтруд приводит свои акты в соответствие нормативно-правовым требованиям.

29 апреля 2021 года завершилось публичное обсуждение проекта Правил финансового обеспечения предупредительных мер по профилактике травматизма и профзаболеваний. Документ заменит аналогичный приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, который ранее был выведен из-под действия «регуляторной гильотины».

Минтруд анонсировал вступление в силу с 1 сентября 2021 года Примерного положения (ПП) о системе управления охраной труда (СОУТ). Документ заменит Типовое положение о СУОТ в редакции приказа ведомства от 19.08.2016 № 438н. Минтруд разместил текст ПП от 09.03.2021 на официальном сайте публикации проектов НПА https://regulation.gov.ru/ со статусом «Обсуждение завершено».

Инспектор ГИТ (сотрудник государственной инспекции труда) направляет работодателю официальный документ, в котором предостерегает от возможных ошибок, когда узнает о нарушениях трудового законодательства на предприятии. Такой документ называется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

23 марта 2021 года завершилось публичное обсуждение проекта Единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающих средств. Минтруд анонсировал разработку документа в 2020 году в целях увеличить эффективность расходования средств на охрану труда, снизить нагрузку на малый бизнес. Рассмотрим, что предлагает изменить ведомство в сравнении с действующими правилами.

Новый Порядок обучения охране труда должен вступить в силу не позднее 1 сентября 2021 года. Именно до этой даты Правительство РФ «продлило жизнь» Постановлению Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 г. № 1/29 в рамках действия «регуляторной гильотины».

Предлагаем последовательность действий в оформлении медосмотров по новым требованиям с 1 апреля 2021 года (см. Приказ Минздрава от 28.01.2021 года №29н

26 января 2021 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о внесении глобальных поправок в Трудовой кодекс в части обеспечения безопасных условий труда. Авторы инициативы решили полностью переписать главу 10 «Охрана труда» и дополнить отдельные нормы: увольнение по инициативе работодателя, отстранение от работы и временный простой.

До апреля 2021г порядок проведения медосмотров устанавливается Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г № 302н. С 1 апреля его заменит Приказ Минздрава от 28.01.2021г № 29н об утверждении порядка проведения предварительных и периодических медосмотров, предусмотренных ч.4 ст.213 Трудового кодекса РФ.

Трудовой Кодекс РФ обязывает работодателя обеспечить создание и работу системы управления охраной труда (СУОТ) на предприятии.

Оценка профессиональных рисков – один из основных элементов этой системы. Поэтому, вне зависимости от специфики деятельности предприятия, его размеров и других факторов, законодательство требует провести оценку и управление профессиональными рисками.

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок в редакции приказа Минтруда России от 15.12.2020 № 903н вступили в силу с 1 января 2021 года. Предыдущие ПОТ действовали семь лет, и за время их применения произошел ряд изменений: внедрены дистанционное управление энергоустановками, новые методы безопасности при специальных работах, появились требования к оценке профессиональных рисков. Нормотворцы учли их в новой редакции Правил охраны труда.

Теперь перевод сотрудников на удаленную работу подчиняется четким правилам, требует оформления новых документов и внесения изменений в уже существующие нормативные акты на предприятии. Отсутствие или неправильное оформление документов, устанавливающих перевод сотрудника на удаленную работу, является нарушением и может повлечь за собой штраф. Предлагаем поэтапно рассмотреть схему такого перевода и приложим примерные образцы требуемых документов, составленные с учетом всех новых требований.

В январе 2021 года вступают в силу более 40 изменений в сфере охраны и безопасности труда. Мы составили подробных список вступающих в действие Правил – см. подробности в нашей статье.

Здесь же рассмотрим порядок действия работодателя в связи с этими изменениями – что необходимо сделать у себя на предприятии, как организовать внеочередную проверку знаний.

С 1 января 2021 года действуют 40 новых Правил по охране труда, 39 НПА по промышленной безопасности, новые правила категорирования НВОС, поправки в ТК РФ в части дистанционной работы и многое другое.

С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила при работе на высоте. Предлагаем проследить основные изменения в этой сфере опасных работ.

Документ, который закрепил эти изменения – приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.11.2020 г. №782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» (Зарегистрирован 15.12.2020 г. №61477)

Трудовой кодекс (ст. 212 ТК РФ) обязывает предприятия проводить определенный комплекс мероприятий, направленных на охрану труда. Выполнение всех требований закона подразумевает выделения финансов на реализацию определенных процедур. Для работодателя это может означать лишнее расходование бюджета, которого многие стараются избегать. Однако существует ряд возможностей, позволяющих сохранить деньги организации и соблюсти все требования законодательства.

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) и другие нормативно-правовые акты требуют от организаций соблюдения охраны труда. Сотрудники на предприятиях обеспечиваются гарантиями безопасности, отвечающими за их жизнь и здоровье. Выполнение законодательных требований должно сопровождаться правильным оформлением необходимой документации. В документах должны быть закреплены не только права и обязанности сотрудников и руководства, но и все моменты, касающиеся выделения бюджета на мероприятия.

Законодательно закреплено, что исполнение сотрудниками трудовых обязанностей должно осуществляться при условии соблюдения нормативных правил по охране труда. Выполнение требований закона возможно не только при документальном оформлении необходимых инструкций, договоров и пр., но и при выделении определенных сумм на финансирование этих мероприятий.

В Трудовом кодексе РФ прописаны обязанности организаций (и их руководства) по обеспечению охраны труда. По закону – это обеспечение норм безопасности, которые, в том числе, отвечают за сохранение здоровья и жизни сотрудников во время выполнения ими своих обязанностей.

Трудовой кодекс РФ предписывает работодателям любой организации обеспечивать на предприятии меры, обеспечивающие оценку, выявление и снижение уровня потенциальных профессиональных рисков. Реализация этих процедур определяется в системе управления охраной труда.

С 1 января этого года вступил в силу № 451-ФЗ 27.12.19 г. (О внесении изменений в ФЗ «О спецоценке условий труда»). Этим законом закреплены изменения в основном № 426-ФЗ от 28.12.13 г. «О СОУТ (специальной оценке условий труда)».

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан учитывать требования Типового положения о СУОТ, основываясь на специфике деятельности своей организации. Для разъяснения пунктов Типового положения Министерство труда и соцзащиты выпустило письмо № 15-1/10/B-8028 от 31.10.2016 г.

С 2020 года при проверке организаций инспекторы госинспекции будут руководствоваться новыми правилами. Новый регламент проверок ГИТ вступил в силу 22.10.2019 г. Какие изменения в новой версии.

Согласно документу № 1032н от 13.12.2019 г. в Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н были внесены изменения в Приложения 1, 2 и 3. Теперь измененные пункты содержат следующие нормы.

В данной статье речь пойдет о новом Административном регламенте Роструда, по которому будут осуществляться проверки по охране труда. Данный регламент утвержден приказом № 160 от 13 июня 2019 г. и вступил в силу 22 октября 2019 г.

  • Предыдущая
  • 1
  • 2
  • Следующая

Статьи, документы, инструкции, новости и многое другое.

Мы постарались собрать в данном разделе библиотеки самые полезные материалы в области охраны труда и техники безопасности. Здесь и нормативные-правовые акты в области охраны труда, статьи, инструкции по охране труда, образцы документов, презентации и многое другое.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector