Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рабочие места не подлежащие проведению специальной оценки условий труда

Требования законодательства к проведению специальной оценки условий труда

Одним из актуальных вопросов в области охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями ФЗ-426 от 28.12.2013г. «О проведении специальной оценки условий труда» (далее ФЗ-426).

Соответствие требований законодательства к проводимым мероприятиям напрямую влияет на объективность оценки условий труда работников и соответственно назначение им компенсаций за вредные условия труда.

Новая методика оценки условий труда имеет ряд отличительных особенностей от порядка проведения аттестации рабочих мест, проводимой до вступления в силу ФЗ-426, что может вызвать конфликт интересов между работниками и работодателями. Именно поэтому необходимо перед проведением данного мероприятия ознакомиться с требованиями законодательства перед началом проведения данных работ.

Услуги по проведению специальной оценки условий труда по качеству и безопасности должны соответствовать условиям Договора по проведению специальной оценки условий труда, требованиям действующего законодательства РФ, предъявляемым к услугам соответствующего рода, или актам законодательства к качеству, безопасности услуг (в том числе санитарных норм и правил, в части не противоречащей действующему законодательству РФ), установленным:

  • Федеральным законом от 30.12.2001г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс РФ»;
  • Федеральным законом от.28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • Федеральным законом от.28.12.2013г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О специальной оценке условий труда»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации №599 от 30.06.2014г. «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда»;
  • Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010г. №205-н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»;
  • Федеральным законом от 28.12.2013г №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»
  • Приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994г. №125 «Об утверждении порядка проведения проверки средств измерений»;
  • Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014г. №33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;
  • Приказом Минтруда РФ от 20.01. 2015 года № 24н « О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н.

Лабораторно-инструментальные исследования, измерения вредных производственных факторов и их оценка должны производиться Исполнителем в присутствии Заказчика.

Предусмотренная ФЗ-426, а также действующим законодательством в области охраны труда и других государственных нормативных документов оценка условий труда должна определяться следующими критериями:

  • полнотой выявления имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов рабочей среды (физические, химические, биологические факторы) и трудового процесса (тяжесть и напряженность труда);
  • использованием технической, организационно-распорядительной документации, сертификатов соответствия на сырье, материалы, оборудование и т.п.;

проведением инструментальных измерений уровней производственных факторов при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты;

  • использование методов контроля и средств измерения, предусмотренных действующими нормативными актами;
  • использованием для проведения измерений факторов условий труда средств измерений, прошедших государственную метрологическую поверку в установленные сроки;
  • правильным оформлением инструментальных замеров протоколами в соответствии с требованиями актуализированной нормативной документации, определяющей порядок проведения измерений тех или иных факторов. Замеры и оценка шумового фактора должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9612-2013 «Измерения шума для оценки его воздействия на человека», что должно быть внесено в область аккредитации ИЛЦ;
  • правильностью оценки условий труда по каждому фактору (класс условий труда) с учетом, расположения рабочего места в нескольких зонах (помещениях, участках, на открытой территории и т.п.), продолжительности воздействия каждого фактора (по результатам хронометража).
  • Испытательный лабораторный центр должен быть аккредитован в Национальной системе Росаккредитации не ранее 2013 года, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

    При оказании услуг Исполнителем должен соблюдаться режим работы, установленный в подразделениях Заказчика.

    Все услуги должны оказываться Исполнителем в строгом соответствии с требованиями охраны труда, пожарной безопасности. Ответственность за соблюдение этих требований возлагается на Исполнителя.

    При проведении необходимых измерений Исполнителем должны использоваться средства измерений, прошедшие государственную поверку, что должно быть подтверждено Свидетельством.

    Результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета). Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

    Читать еще:  Как заверить трудовой договор для банка образец 2021 года

    В связи с этим организации и предприятия в пятидневный срок после утверждения отчета по СОУТ должны передать его в организацию, проводящую специальную оценку условий труда для передачи в информационную систему учета.

    Всё о СОУТ

    Содержание статьи «Всё о СОУТ»:

    • Общая информация
    • Нормативные документы
    • Порядок проведения
    • Штрафы и ответственность
    • Обязанности и права участников
    • Внеплановое проведение СУОТ
    • Декларирование соответствия условий труда
    • Документы, оформляемые по результатам

    Что такое специальная оценка условий труда

    Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по:

    1. Идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса
    2. Оценке уровня воздействия идентифицированных опасных факторов

    Для чего нужна специальная оценка

    Цель проведения специальной оценки:

    • Выявление и оценка опасностей на рабочих местах (мониторинг условий труда)
    • Освобождение работодателей (=бизнеса) от дополнительных страховых взносов по линии ПФР/ФСС

    Какие рабочие места подлежат СОУТ

    Специальную оценку необходимо проводить на всех рабочих местах работодателя. Исключение из общего правила — Рабочие места «надомников».

    Понятие «Дистанционные рабочие места» в Федеральном законе не раскрыто.

    Особые условия проведения специальной оценки для некоторых категорий рабочих мест:

    • Рабочие места, относящиеся к категориям гражданской и муниципальной службы — специальная оценка производится с учетом действующего законодательства в области государственной и муниципальной службы.
    • Рабочие места, работа на которых затрагивает сведения, относящиеся действующим законодательством к сведениям, содержащим государственную тайну — специальная оценка проводится с учетом действующего законодательства о государственной тайне.

    Факторы, подлежащие исследованию при проведении СОУТ

    • Физические факторы
    • Химические факторы
    • Биологические факторы
    • Тяжесть трудового процесса
    • Напряженность трудового процесса

    Нормативные документы

    Все нормативные правовые акты, связанные и необходимые для СОУТ Вы можете найти и скачать здесь.

    Порядок проведения СОУТ

    • Подготовка, формирование комиссии, разработка календарного плана, формирование перечня рабочих мест
    • Идентификация вредных и опасных факторов (осуществляется экспертом организации проводящей специальную оценку условий труда)
    • Проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы производственной среды
    • Оформление результатов проведенной специальной оценки
    • Предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки в базы данных уполномоченных государственных органов

    Вы можете ознакомиться с более подробной схемой проведения СОУТ. Скачать схему ↓

    Срок действия материалов по специальной оценке — 5 лет с момент ее проведения. Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31.12.2013 г. действительны в течение всего срока их действия (5 лет).

    Штрафы и ответсвенность

    В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» были внесены изменения в Кодекс об административных право РФ и Уголовный кодекс был внесен ряд изменений, увеличивающих штрафы и ужесточающих ответственность участников процесса проведения СОУТ.

    Подробно ознакомиться со штрафами Вы можете, прочитав этот документ.

    Обязанности работодателя

    • Обеспечить проведение специальной оценки условий труда
    • Предоставить необходимые документы организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда
    • Письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда
    • Предоставить работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда
    • Реализовать мероприятия по улучшению условий труда

    Права и обязанности работников

    • Лично участвовать в проведение специальной оценки условий труда
    • Обращаться к работодателю за разъяснением процедуры проведения специальной оценки условий труда
    • Обжаловать результаты проведенной специальной оценки условий труда
    • Обязан ознакомиться с результатами специальной оценки условий труда

    Внеплановое проведение СУОТ (основания)

    • Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест
    • Получения предписания ГИТ
    • Изменение технологического процесса
    • Изменение состава применяемого сырья и (или) материалов
    • Изменение в уровне СИЗ
    • Наличие несчастного случая
    • Наличие мотивированного предложения профсоюза
    • Внеплановая специальная оценка проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления вышеобозначенных условий

    Декларирование соответствия условий труда

    • По результатам идентификации вредных и опасных факторов производственной среды
    • Оформляется работодателем — регистрируется в ГИТ
    • Срок действия — 5 лет (при отсутствии несчастных случаев — продление 5 лет)

    Документы, оформляемые по результатам СОУТ

    Все документы офомляются в виде единого отчета, содержащего:

    1. Сведения об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда
    2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка
    3. Карты специальной оценки
    4. Протоколы исследований и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов
    5. Протоколы эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ)
    6. Сводная ведомость результатов специальной оценки
    7. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда

    Тест на совесть работодателя

    Рассказываем, как работодатель может фальсифицировать результаты спецоценки условий труда

    Некачественная спецоценка условий труда невыгодна ни работнику, ни работодателю. Однако случаи такой спецоценки все же есть. Почему так происходит и что делать, чтобы этого избежать, нам рассказал региональный эксперт в вопросах СОУТ Денис Семериков , заведующий лабораторией исследования условий труда НИИ охраны труда ФНПР (Екатеринбург). Не так давно он выступал на пленуме комитета областной организации ГМПР .

    Читать еще:  Объяснительная записка об опоздании на работу – как написать?

    Фактор времени

    На сегодня СОУТ является единственным механизмом для определения вредности на рабочих местах и назначения компенсаций работникам . При этом оцениваются две составляющие – уровень вредного фактора , идентифицированного на рабочем месте, и время его воздействия на работника. На практике больше внимания уделяют измерениям, а определение точного времени влияния вредных факторов многие организации, к сожалению, недооценивают.

    Измеренный уровень того или иного фактора – показатель объективный, определяемый инструментально независимой аккредитованной лабораторией оценивающей организации, которая проводит СОУТ, и не доверять этим данным у нас нет оснований. Чего нельзя сказать о процедуре определения времени воздействия вредных факторов, где в основу иногда ложатся субъективные, а нередко просто желаемые, предпочитаемые работодателем значения.

    Кто и как определяет?

    Надо отметить, что время воздействия фактора при СОУТ не влияет только на три показателя – химический, биологический и ультрафиолетовое излучение. В остальных случаях оно учитывается напрямую. Например – в тяжести труда (рабочая поза, статические нагрузки), в напряженности рабочего процесса (работа с оптикой, нагрузка на голосовой аппарат, виброакустика, микроклимат, световая среда и др.).

    Отсюда вопрос: кто и как должен определять время воздействия вредных факторов. И главное – кто несет за это ответственность?

    По закону, только на нестационарных рабочих местах время выполнения каждой технологической операции (соответственно время воздействия вредных факторов) определяется экспертом оценивающей организации – на основании локальных нормативных актов , путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем проведения хронометража (Федеральный закон 426-ФЗ). Но разве эксперт сторонней организации может это сделать лучше, чем само предприятие? Конечно нет.

    Для всех остальных рабочих мест эта работа проводится работодателем, и данные передаются в организацию, проводящую СОУТ. Значит, ответственность ложится на того, кто готовил эту важную информацию.

    Результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.

    Как определять время воздействия вредных факторов? Какой-либо единой утвержденной методики определения на сегодня не существует, поэтому каждая организация выбирает свой способ. Их много: опрос работников и их руководителей, хронометраж, фотография рабочего дня, составление карты или структур затрат рабочего времени . Неважно, каким способом будет учтено время, главное, чтобы это было объективно.

    Все эти процедуры осуществляют службы работодателя. А результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.

    Что делать?

    Что делать, чтобы этого не допустить? Работникам – активно участвовать в определении мест пребывания и времени нахождения. Представителям профсоюзов – жестко контролировать все этапы и процедуры СОУТ, включая проверку всех сведений, предоставляемых работодателями в оценивающие организации; проводить обучение работников и их представителей по вопросам СОУТ.

    И еще раз обращаю внимание профсоюзов на время воздействия вредных факторов. Важно контролировать утверждение перечня таких факторов, с указанием времени их воздействия, до начала проведения замеров. Это позволяет исключить в последующем возможные «корректировки» результатов в пользу работодателя.

    Последствия некачественной СОУТ известны всем: это ущемление прав работников , это проблемы с государственной инспекцией труда . А вот качественно проведенная спецоценка – это результат тесной, слаженной работы соответствующей комиссии, оценивающей организации и работников (в т. ч. в лице профсоюзов). Только в этом случае будут учтены интересы всех участников: работник – получит справедливые компенсации, работодатель – избежит социальной напряженности в коллективах , будет иметь кадровую стабильность и меньше внеплановых проверок контролирующих инстанций, а оценивающей организации не придется быть арбитром между профсоюзом и комиссией в спорных ситуациях.

    Как определить аналогичные рабочие места

    В соответствии со статьёй 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ (далее по тексту – ФЗ № 426) перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда (далее по тексту – СОУТ), утверждается комиссией ещё до проведения СОУТ.

    Главное при составлении перечня – верно определить аналогичные рабочие места, потому что: 1. При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и её результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Можно сказать и так — при выявлении аналогичных рабочих мест на проведении СОУТ работодатель хорошо сэкономить. 2. В случае выявления в ходе проведения СОУТ хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, СОУТ проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными. Можно сказать и так — при ошибочном определении аналогичных рабочих мест на проведении СОУТ работодатель заплатит больше.

    Читать еще:  Как составить приказ о проведении инструктажей по охране труда?

    В соответствии с ч. 6 статьи 9 ФЗ № 426 аналогичными рабочими местами признаются места: – расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах); – оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; – на которых работники работают по одной и той же профессии/должности/специальности; – на которых работники осуществляют одинаковые трудовые функции; – на которых одинаковый режим рабочего времени; – на которых ведётся однотипный технологический процесс; – на которых используется одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырьё; – на которых работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. При этом все вышеперечисленные условия должны совпадать.

    Примеры и решения

    Как вы думаете, можно ли отнести, к примеру, рабочее место бухгалтера и главного бухгалтера, находящихся в кабинете напротив друг друга к аналогичным? Верно, этого сделать невозможно. Даже если работники выполняют одинаковые трудовые функции, находятся в одном кабинете (рабочей зоне), но у них разные должности, то об аналогии не может быть и речи. Несмотря на развернутое определение про аналогичные рабочие места в ФЗ № 426, ошибки при определении аналогии всё же допускаются. Рассмотрим наглядные примеры с разбором ошибок.

    Пример № 1

    В штате компании на должности «оператор call-центра» работают 5 сотрудников, все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые трудовые функции. По всем признакам это аналогичные рабочие места. Некоторые специалисты помня только про 20%, высчитывают одно аналогичное и в перечне рабочих мест, подлежащих СОУТ, соответственно, указывают только одно рабочее место. Правильный вариант: В данном случае специалистом упускается требование о не менее 2-х рабочих мест. Даже если в штате компании было бы всего два оператора call-центра, СОУТ будет проводится на обоих рабочих местах.

    Пример № 2

    В штате компании 3 слесаря-сантехника. Два слесаря-сантехника ремонтируют сантехнические системы, а третий ещё периодически обслуживает и канализационные системы и опускается в канализационные люки. Несмотря на то, что наименование профессии одно и тоже, трудовые функции различаются, поэтому отнести рабочие места к аналогичным так же нельзя.

    Пример № 3

    Особые затруднения вызывают рабочие места водителей. Уточним, рабочим местом водителя является кабина автотранспортного средства. В штате компании имеется 5 водителей. Михалычу выделен автомобиль премиум класса «Mercedes-Benz» 2018 года выпуска, Палычу — автомобиль «ГАЗель Next» 2017 года выпуска, Иванову, Петрову и Сидорову автомобили той же марки «ГАЗель Next», но 2016 года выпуска. Правильный вариант: Из указанных рабочих мест аналогичными будут являться только места Иванова, Петрова и Сидорова, так как они используют одинаковую марку автомобиля с одинаковым годом выпуска. Есть и другая особенность. Помимо одинаковой марки, модели и года выпуска автомобиля, необходимо учесть степень износа, сроков эксплуатации, функциональных обязанностей водителя (один автомобиль возит сотрудников, другой перевозит груз, третий – весь год находится на СТО). Чем старее автомобиль, тем больше различий в шумовых и вибрационных характеристиках.

    Пример № 4

    В штатном расписании компании указано 7 штатных единиц «Руководитель подразделения». Специалист относит их к аналогичным и в перечне рабочих мест, подлежащих СОУТ, указывает только два рабочих места. Правильный вариант: За одним подразделением не может быть закреплено сразу семь руководителей. Это как если бы в компании было сразу семь генеральных директоров. В этом случае следует уточнять, какие именно подразделения закреплены за руководителями.

    Пример № 5

    В отделе по производству фруктовых напитков имеется 14 операторов линии, которые занимаются розливом напитков. Работы ведутся в 2 смены. Специалист указывает в перечне рабочих мест, подлежащих СОУТ, только три рабочих места (20% из 14). Правильный вариант: В данном случае необходимо разделить 14 штатных единиц на 2 смены и аналогию вычислять из 7 рабочих мест. Главное условие, чтобы оставшиеся 7 операторов выполняют одни и те же трудовые функции и условия работы никак не меняются. В итоге СОУТ будет подлежать только два рабочих места (20% из 7).

    Пример № 6

    В штате компании 4 охранника, работающих по графику «сутки через трое», при этом у них одно рабочее место и выходят на работу они по очереди (на рабочем месте одновременно только один охранник). В таких случаях есть простое правило – количество рабочих мест равняется числу одновременно работающих на нём сотрудников.

    Пример № 7

    В штате компании 9 слесарей по ремонту оборудования. Работают они по графику «день, ночь, два выходных», то есть одновременно на работу выходят 2 слесаря. В данном случае в перечне рабочих мест, подлежащих СОУТ, указывается два рабочих места.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector