Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессии типа человекчеловек список профессий характеристика профессиональные качества

Типы профессий

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову. На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

Итак, автор выделил шесть типов личности, которые ориентированы на определённые виды деятельности. Вот они:

  1. 1.Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2.Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3.Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4.Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5.Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6.Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: Какими качествами должен обладать предприниматель. Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, наёмный работник хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

    1.Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения. Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

Понимаете, о ком речь?

Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
Таких ценят и уважают. Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

2.Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.

Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить.
Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.
3.«Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:

Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда.
Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим причины возникновения этой проблемы.

Профессии типа человекчеловек список профессий характеристика профессиональные качества

Люди отличаются друг от друга своими личными качествами. И среди этих качеств есть такие, которые являются профессионально ценными. Так, например, для водителя важны внимательность и собранность, быстрая реакция и способность четко действовать в экстремальных ситуациях; учитель должен обладать склонностью к работе с детьми и развитыми коммуникативными способностями; хирург должен быть решительным, аккуратным и точным.
Таким образом, для каждой профессии можно составить список, где будут указаны профессионально ценные качества. Любая профессиональная деятельность выдвигает определенные условия, требования с точки зрения необходимого уровня пригодности к ней, что накладывает ряд ограничений на выбор той или иной профессии. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Специалисты определяют профессиональную пригодность как взаимное соответствие человека и его профессии. Это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии.

Читать еще:  10 ништяков которые повышают продуктивность работы в офисе

Проявляется профессиональная пригодность в том, что специалист способен успешно освоить комплекс знаний, навыков и умений, творчески выполнять должностные функции, проявляя при этом самостоятельность, смелость и инициативу, испытывая чувство морального удовлетворения не только от результатов, но и от самого процесса деятельности.

Сущность категории профессиональной пригодности человека заключается в том, что она отражает:

  • выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;
  • удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;
  • меру оценки способности и готовности к труду, эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда;
  • одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде;
  • развитие «Я-концепции», зарождение и становление образа «Я – профессионал» и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.

Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врожденное качество. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а также склонность к работе, то есть положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к мышлению, памяти, вниманию, моторике, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, знаний, умений, определяющих квалификацию, мастерство.

Разные профессии предъявляют различные требования к человеку: одни – к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие – к психическим процессам, третьи – к чертам личности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.

Так, профессионально важными качествами врача являются высокая ответственность, отсутствие конфликтного поведения, терпимость, эмпатия, умение устанавливать контакт с пациентами, низкий уровень тревожности, собранность, умение сосредоточиться и принимать решения, быстро и адекватно ориентироваться в сложных ситуациях.

Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он обладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий. Но определенные ограничения при выборе профессий все же существуют, и их надо учитывать. Особую роль здесь играют такие природные предпосылки, как здоровье и свойства нервной системы человека. Не зря человек, прежде чем устроиться на какую-нибудь определенную работу, должен пройти медицинское освидетельствование, чтобы выяснить, нет ли у него каких-либо медицинских противопоказаний, которые помешают ему эффективно осуществлять трудовую деятельность в выбранной профессии.

Профпригодность человека нужно понимать как взаимное соответствие конкретного человека в конкретной области, применения его сил в конкретное время. Вопросы профпригодности всегда нужно рассматривать индивидуально.

Степени профессиональной пригодности

Непригодность. Об этой характеристике говорят при отклонениях в состоянии здоровья, не совместимых с работой. Это значит, что деятельность в данной области может ухудшить состояние здоровья человека. Однако противопоказания могут быть не только медицинскими, но и психологическими (те или иные стойкие личные качества, которые могут выступать помехой для получения определенной профессии).

Кроме того, есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.

Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом – с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно.

Скрытая профнепригодность не так очевидна – специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств другими. Степень напряженности зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков и умений.

Пригодность. Пригодность характеризуется отсутствием противопоказаний к труду в той или иной области, однако она не означает явно выраженные склонности. Иначе говоря, противопоказаний нет, но и очевидные показания отсутствуют. «Можешь выбирать эту профессию, не исключено, что станешь хорошим специалистом» – примерно так можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

Соответствие. Это понятие означает, что нет противопоказаний, и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт работы в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям.

Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям выбранной профессии. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников и коллег, находящихся в равных условиях обучения и развития. Эта степень выявляется чаще всего в процессе работы.

Профессиональное призвание – это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Не каждому дано найти свое призвание. И вовсе не потому, что одни умеют искать, а другие – нет. Творцов, профессионалов своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добивались благодаря трудовой мотивации, то есть побуждению к действию.

Следует отметить, что определение степени пригодности основывается на учете ряда индивидуальных характеристик человека (психологических, образовательных, профессиональных, медицинских и др.), неудовлетворительное состояние каждой из которых может быть причиной недостаточной пригодности и противопоказанием для определенной профессиональной деятельности.

Типы профессиональной пригодности

Профпригодность определяет уровень требований профессии к исполнителям. Эти требования могут быть абсолютными и относительными. Выделяют два типа профессиональной пригодности:

  • абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности и безупречное здоровье: здоровая нервная и психическая системы, хорошие зрение и слух, хорошая функция опорно-двигательного, вестибулярного аппарата и т. д.);
  • относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).

Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы (основных свойств нервной системы, как сила и подвижность процессов возбуждения и торможения, их сбалансированность).

Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека.

Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но в некоторых видах деятельности она недопустима – там требуется абсолютная профпригодность. При абсолютной профпригодности человек должен соответствовать жестким требованиям профессии, относительная же профпригодность характерна для большинства профессий.

Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний (соматических или психологических к данной профессии).

Так, в некоторых профессиях требования к профпригодности велики, если имеют место некоторые абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказана профессия пилота людям с повышенной утомляемостью в условиях монотонии. Противопоказаны профессии, требующие самообладания, людям неуравновешенным, забывчивым. Для таких лиц не рекомендуются профессии водителя, спасателя, полицейского и др. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям подобных групп профессий используется профессиональный отбор. Большинство же видов профессионального труда может осуществляться при относительной профессиональной пригодности, то есть при менее жестком перечне необходимых психологических качеств и свойств.

Пять структурных компонентов пригодности человека к работе

  1. Гражданские качества (отношения к обществу, идейный, моральный облик человека). В некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, врач, судья, следователь и т. д.).
  2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда (профессионально-трудовая направленность личности). Например, профессия такова, что требуется постоянная работа в одиночку, без внешнего контроля за исполнением. В данном случае такая черта характера, как добросовестность выступает в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен – непригоден.
  3. Дееспособность общая (физическая и умственная). Включает интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические характеристики: состояние здоровья, силу, выносливость и т. д.
  4. Единичные, частные, специальные способности, то есть качества, необходимые в каких-либо определенных видах деятельности. Это свойства личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Однако отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных, специальных способностей, образующих единство.

  1. Знания, умения, навыки, опыт. У человека не может быть полностью сформированной профессиональной пригодности до того, как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельностью. Навыки и знания формируются в процессе профессиональной деятельности на основании приобретенного опыта.
Читать еще:  Как рассчитать реальную заработную плату с учетом инфляции

Профессиональная пригодность во многом зависит от отношения человека к труду вообще и, в особенности, к определенной профессии. Идеальная профпригодность достигается при совпадении трех компонентов:

  • «надо», то есть осознание общественной необходимости;
  • «хочу», то есть желание и интересы человека;
  • «могу», то есть наличие необходимых способностей к работе.

Профессиональная пригодность – не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях.

Формирование профессиональной пригодности всегда является процессом индивидуальным. На формирование пригодности к профессии оказывает влияние большое число факторов, и определенный уровень развития способностей далеко не всегда является среди них главным. Профессиональное становление зависит от таких особенностей, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлеченность ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценка.

Екатерина ПАСТУШКОВА

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.

StudyInFocus

Высшее образование в Германии

  • WhatsApp/Viber: +49 1522 3657980
  • Email: [email protected]
  • Skype

News Articles

Возможно вы ищите.

Blog Posts

Типы профессий

Способы выбора профессии менялись на протяжении развития человечества.

Многие сотни и тысячи лет люди были ограничены в выборе своим происхождением.

Аристократы могли заниматься военной или духовной карьерой либо искусством, крестьянину было сложно отказаться от работы на земле, ремесленники передавали свое дело из поколения в поколение. Человек рождался, и сразу было ясно, чем он будет заниматься в жизни.

Со временем, в результате сложных исторических процессов, таких, как буржуазная и научно-техническая революции, образ жизни людей значительно изменился, выбор и перспективы для каждого человека стали шире.

Тем не менее, до сих пор существуют профессиональные семейные династии, а также привычка советоваться со старшим поколением по поводу выбора работы.

Но, если подросток не планирует идти по стопам родителя и продолжать семейную династию, совет родителя может оказаться не полезным, и даже вредным.

Рынок труда развивается сейчас настолько стремительно, что, для того, чтобы делать прогнозы, нужно быть специалистом в этой области.

Постоянно появляются новые профессии и исчезают старые.

Новые направления часто мультидисциплинарны и не имеют широкой известности: они развиваются на стыке разных наук. И в этой ситуации активных изменений не специалисту довольно сложно предсказать, какой будет ситуация через 5, 10, 20 лет.

Изменившийся мир диктует новые правила: теперь профессию нужно выбирать в тандеме с опытным специалистом по профориентации. В этом случае можно не сомневаться, что будут учтены все нюансы:

  • способности и потенциал кандидата;
  • личные предпочтения и интересы;
  • востребованность специальности сегодня, завтра, через 20 лет;
  • насыщенность рынка специалистами;
  • карьерные перспективы;
  • возможности роста или смены деятельности;
  • оплата труда;
  • престижность профессии;
  • оптимальное учебное заведение.

Специалисты берут эти сведения не «с потолка», а применяют разработанные учеными методики.

Базовая классификация профессий

Для определения специальности, подходящей конкретному человеку, используются классификации профессий. Одна из популярных — классификация профессий Е.А. Климова. Все профессии в ней подразделяются на классы, типы, отделы, группы. Получается четкая структура, на пересечении категорий которой и находятся искомые сферы деятельности.

Классификация профессий по предмету труда

В зависимости от того, что или кто выступает в роли объекта труда, выделяются следующие психологические типы профессий:

  • человек — человек;
  • человек — техника;
  • человек — природа;
  • человек — знак;
  • человек — художественный образ.

Классификация по предмету труда учитывает, к какой деятельности человек испытывает интерес, что его радует. Это важный параметр, поскольку неверно выбранная сфера приводит к затяжному стрессу, который снижает производительность труда и сводит к нулю всю радость от работы.

Человек — человек

Некоторые люди от природы склонны к общению. Им нравится взаимодействовать с другими людьми, наблюдать за ними, помогать им. Они не раздражаются и не истощаются в процессе коммуникаций, наоборот, как бы «подпитываются». Таким людям нужно выбирать гуманитарные профессии, которые связаны с непосредственным взаимодействием с другими людьми, тогда работа будет приносить им радость и удовлетворение.

Профессии этого типа имеют высокую социальную значимость. Во время развития постиндустриального общества сфера услуг приобретает все более важное значение, и эти профессии сохранят востребованность.

Требования к специалисту:

  • умение взаимодействовать с людьми;
  • толерантность;
  • способность выслушать;
  • умение находить радость в общении;
  • низкий уровень агрессии.
  • медик,
  • преподаватель,
  • психолог,
  • логопед,
  • воспитатель,
  • юрист,
  • продавец,
  • экскурсовод.

Человек — техника

Люди, которые жить не могут без механизмов и устройств и обожают их разбирать, собирать, изучать, совершенствовать — кандидаты на освоение профессий этого типа.

Особенность техники — ее точные параметры, которые поддаются измерению и расчетам, предсказуемость, которой нельзя ожидать от людей или природы. Вот почему в это направление идут люди с математическим складом ума, умением логически мыслить, ориентированные в своей деятельности на результат. В этих профессиях они могут проявить свои сильные качества:

  • концентрацию,
  • внимание к мелочам,
  • практичность,
  • продуктивность,
  • изобретательность.

А их слабые стороны, к примеру, слабые коммуникативные навыки, которые часто присущи людям этого склада, никак не помешают им сделать блестящую карьеру.

  • инженер,
  • строитель,
  • механик,
  • водитель,
  • пилот.

Человек — природа

Людей, которые склонны к этому психологическому типу профессий, видно с детства. Они не пройдут мимо бездомного котенка, а дома маме на радость будут ухаживать за домашними растениями. Друзья всего живого, они будут расцветать в профессиях типа «человек — природа».

Возможные виды деятельности для них:

  • исследование живой и неживой природы;
  • использование природных ресурсов;
  • лечение животных;
  • уход за растениями и животными;
  • выведение новых сортов растений и пород животных.

Этим специалистам часто необходима выносливость и крепкое здоровье, потому что они могут работать «в поле» (иногда в прямом смысле слова).

  • агроном,
  • зоотехник,
  • ветеринар,
  • эколог,
  • кинолог,
  • селекционер,
  • лесник.

Человек — знак

Люди, склонные к профессиям этого типа, с удовольствием взаимодействуют со знаковыми системами:

  • текстами;
  • языками (как человеческими, так и языками программирования);
  • числами;
  • графическими объектами.

Они работают с данными, которые можно представить в виде текстов, формул, кодов, чертежей, графиков, диаграмм.

Для них свойственно структурное мышление, умение абстрагироваться и в то же время понимать, какие предметы и явления обозначаются знаками.

Этим специалистам необходимы:

  • хорошая память;
  • высокая способность к концентрации;
  • обширные знания.
  • бухгалтер,
  • нотариус,
  • программист,
  • экономист,
  • лингвист,
  • математик.

Человек — художественный образ

В профессии этого типа идут люди с развитым образным мышлением и творческой жилкой.

Как правило, это люди, одаренные тем или иным талантом, имеющие призвание с юных лет. Они могут быть неорганизованными и непоследовательными, что мешает им добиться успеха. Но если они правильно выберут вид деятельности, то могут «взлететь» на чистом вдохновении.

  • связанные с музыкой (музыкант, певец, композитор, дирижер);
  • связанные с изобразительным искусством (художник, декоратор, дизайнер, фотограф);
  • литературно-художественная деятельность (писатель, поэт, журналист);
  • сценическая деятельность (актер, режиссер).

Часто тесты показывают смешанный результат: высокие баллы в 2–3 типах. Это помогает точнее выбрать профессию. Например, склонность к типам «человек — человек» и «человек — художественный образ» может указывать на такие профессии, как преподаватель живописи или музыки; сочетание «человек — художественный образ» и «человек — знак» — на дизайнера.

Классы профессий по целям труда

Эта классификация рассматривает, с какой целью человек взаимодействует с объектом труда в процессе профессиональной трудовой деятельности. Также учитываются преобладающие операции:

  • Гностические профессии. Отличаются познавательным характером работы (от древнегреческого «гнозис» — познание). Они встречаются среди всех пяти типов профессий. Для такой деятельности характерно проведение исследований, анализ, изучение, измерение, сравнение. Например, в классификации «человек — природа» это биолог-лаборант, для типа «человек — человек» — социолог, «человек — техника» — испытатель, «человек — знак» — аудитор, «человек — художественный образ» — искусствовед.
  • Изыскательские профессии. Их целью является поиск новых решений. Это творческие специальности. Для типа «человек — природа» это биолог-исследователь или селекционер, для типа «человек — человек» — организатор производства или психолог, «человек — техника» — конструктор или изобретатель, «человек — знак» — программист или математик, «человек — художественный образ» — дизайнер или композитор.
  • Преобразующие профессии. Они перерабатывают полученный материал и предоставляют результат. В зависимости от предмета труда может превалировать умственная либо практическая работа. Для типа «человек — природа» это животновод или полевод, для типа «человек — человек» — преподаватель или врач, «человек — техника» — водитель или слесарь, «человек — знак» — бухгалтер, «человек — художественный образ» — ювелир или модельер.

Категории профессий по орудиям труда

Орудия труда представлены четырьмя группами:

  • ручные и слабо механизированные (свойственны таким профессиям, как ювелир, художник, хирург, пианист);
  • механическое оборудование (используется в профессиях водитель, швея);
  • автоматизированное и роботизированное оборудование (применяется в профессиях оператор, сталевар);
  • функциональные орудия труда — то, что не имеет материальной формы, например, глазомер, знания (характерны для профессий актер, певец, преподаватель).

Классификация по условиям труда

Некоторые люди трудятся в офисе, другие — на открытом воздухе или в горячем цеху.

Читать еще:  Опыт работы в резюме составляем раздел с карьерным опытом

Условия труда оказывают большое влияние на профессию: она может считаться «вредной», «тяжелой» или «опасной» по этим признакам. Различают четыре типа условий труда:

  • обычные, бытового типа (лаборант, бухгалтер, преподаватель, офисный служащий);
  • открытый воздух (инспектор ГИБДД, агроном);
  • необычные условия (альпинист, шахтер, космонавт, пожарный);
  • условия повышенной ответственности (судья, врач).

В современном мире, чтобы быть на плаву, необходимо иметь не только конкурентоспособную профессию, но и высокий уровень образования. Тем, кто намечает для себя карьерный рост, лучше сразу задуматься о вузе, потому что без высшего образования карьерный потолок наступит очень быстро.

Знаете, какую главную ошибку делает большинство выпускников школ при выборе вуза?

Высших учебных заведений в мире немало, но многие выбирают из тех, что расположены в родном или соседнем городе. Они даже не пытаются рассматривать зарубежные вузы, изучать условия поступления в них и своими руками ограничивают свой выбор до микроскопических размеров. Даже если в итоге вы предпочтете вуз в родном городе, сначала ознакомьтесь с другими вариантами, чтобы делать выбор с открытыми глазами, а не от безысходности.

Молодежь из европейских стран сейчас предпочитает учиться в вузах Германии, хотя в родных странах тоже хватает престижных университетов.

Причин на это две:

  • в Германии огромные деньги тратятся на финансирование вузов, поэтому они великолепно оснащены и дают образование, по качеству практически не уступающее классическому английскому;
  • в отличие от вузов большинства стран мира, немецкие вузы учат всех студентов бесплатно.

Поэтому, хотя определенные расходы неизбежны, учеба в немецком вузе — это бюджетный, многим доступный вариант.

Для тех, кто ищет способ освоить новую перспективную специальность, немецкие вузы тоже подходят: здесь много новых междисциплинарных направлений, на которые в вузах стран СНГ пока не учат.

После учебы в немецком вузе выпускник может устроиться на работу в Германии; зарплаты специалистов, получивших образование в местных вузах, зачастую выше.

Для поступления в немецкий вуз необходим хороший школьный аттестат и хороший немецкий, а еще — правильно собранный пакет документов. От того, как будет организована деятельность по сбору и отправке всех бумаг, во многом зависит, поступите вы в этом году или будете ждать следующего учебного семестра, поэтому пускать на самотек такое важное дело нельзя. Работайте в тандеме со специалистом, который в курсе всех мелочей, и вы обязательно поступите.

Влияние личностных качеств на выбор профессии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема выбора профессии

Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека.

Профессиональное самоопределение представляет собой выбор человека, который он делает, исходя из внутренних ресурсов и требований профессии. Неоднозначность выбора профессии объясняется большим выбором характеристик, которыми обладают объект и субъект.

Итогом развития ребенка в школе должна быть его готовность к выбору профессии, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Заключительным циклом профессионального самоопределения выпускника школы должен быть его личный профессиональный жизненный план. Результатом самоопределения учащегося также является осознание того, что профессию он выбрал сам. Выбор профессии, среди всех этапов профессионального развития, имеет наибольшее значение.

Цель всех теорий профессионального развития заключается в предсказании направления профессионального выбора, построения карьерных планов и др.

Психологическая литература рассматривает разнообразные подходы к принятию решения о выборе профессии. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии – это выбор деятельности, а профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития субъекта труда. В таком случае основная детерминанта правильного выбора заключается в профессиональном интересе или профессиональной направленности.

Другие авторы считают, что выбор профессии – это социально заданное явление, которое определяется социальными характеристиками профессии.

Более продуктивным подходом к выбору профессии является подход как к важнейшему событию в жизни человека. Выбор профессии и прошлый опыт личности связаны между собой, а процесс профессионального самоопределения простирается в будущее, определяя течение жизни человека, формируя общий образ «Я» человека. Строится данный подход с учетом широкого спектра факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, акцентируя временной аспект, т.е. прошлое и будущее человека. Внимание этого подхода акцентируется на активности субъекта в процессе выбора профессии, который определяют в этот ответственный период доминирующие факторы.

Готовые работы на аналогичную тему

Профессиональный выбор, считает Е.А. Климов, определяют восемь основных факторов:

  1. влияние старших членов семьи, установки которых мешают выбору профессии;
  2. позиция сверстников, мнение которых может стать решением в профессиональном самоопределении;
  3. позиция учителя, классного руководителя, который наблюдая и анализируя интересы, склонности выпускника, может предложить свой вариант будущей для него профессии;
  4. личные жизненные и профессиональные планы;
  5. способности и их проявления;
  6. желание иметь общественное признание;
  7. информированность о профессиональной деятельности;
  8. собственные склонности.

Выбор профессии и личностные особенности

Психологи среди основных факторов выбора профессии называют интересы, способности, темперамент, характер (это субъективные факторы).

Следующую группу факторов можно отнести к объективным – уровень подготовки, здоровье, наличие информации о мире профессий. Также выделяются социальные характеристики, а именно социальное окружение, образовательный уровень родителей, домашние условия.

Особое место занимают способности, которые часто связывают с одаренностью. Они относятся к личностным характеристикам, среди них также физическое развитие, волевые качества, интересы и склонности, самооценка и самосознание, приспособляемость и др.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на выбор профессии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исследования, проведенные генетиками и психологами, позволили выяснить, что личностные характеристики формируются в процессе развития и зависят в большей степени от факторов среды, а с генной природой их связь опосредована.

Концепция Дж. Холланда является наиболее известной психологической теорией профессионального выбора. Она объединяет личностные черты человека с предпочтением рода занятий.В своей концепции Холланд сделал попытку объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональной деятельности. Исходя из этой проблемы, он всех людей делит на шесть типов:

  1. реалистичных,
  2. интеллектуальных,
  3. социальных,
  4. конвенциальных,
  5. предприимчивых,
  6. артистических.

Каждый тип личности имеет свою характеристику – это определенный склад ума и черты характера, способности к определенным видам деятельности, предпочтения, увлечения, профессиональные возможности.

Положение Ф. Бекона о том, что счастливы те, чья природа и занятия находятся в согласии, нашли свое отражение во взглядах психотехников в 1920-25 годах.

Выбор профессии с типом темперамента связывал один из видных ученых О. Липман, а не менее известный психотехник Э. Клаперед тоже считал, что одни профессии больше подходят людям с живым темпераментом, а другие профессии подходят людям со спокойным темпераментом.

Многие психологи Запада, в выборе профессии придают важное значение уровню развития интеллекта, в соответствии с которым Л. Тайлер делит профессии на работников, занятых высшей интеллектуальной деятельностью, управленцев и топ-менеджеров, работников умственного труда, квалифицированных рабочих, полуквалифицированных рабочих и работников, выполняющих неквалифицированную работу. .

При определении профессиональной пригодности необходимо учитывать и личностные особенности человека.

По поводу того, что при отборе в массовые профессии решающее значение в профессиональной успешности имеют тренировка и обучение, В.Г. Лоос говорит, что любого человека можно обучить любой профессии и это не вызывает сомнения. Вопрос в том, какую степень совершенства можно достичь, если не учитывать способности.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что прямая зависимость между личностными особенностями и выбором профессии, существует.

Самооценка – ведущий фактор выбора профессии

Самооценка является важным условием личностного подхода к выбору профессии. Сравнивая себя с другими людьми, идет познание самого себя, своих возможностей и достижений, познание другого человека.

В основе познания мира и самого себя лежит процесс сравнения.

Познавать, значит получать материал, необходимый для выработки собственной оценки. Совершенствование начинается с процесса самопознания, потому что невозможно стать лучше, не зная, от каких своих качеств необходимо избавиться, а какие надо воспитывать в себе.

Для профессионального самоопределения необходимо развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование будущего, создание эталонов в виде идеального образа профессионала.

Формирование «Я-концепции» и образа «Я-профессионала» зависит от того, насколько согласованы идеальный и реальный образ – Я и реальный и идеальный образ профессии.

Требования человека к самому себе определяются соотношением «Я-реального» и «Я-идеального».

Самооценка регулирует поведение и деятельность и в значительной степени определяет социальную адаптацию личности.

Формируется она в процессе деятельности и межличностного взаимодействия в семье, в школе, в отношениях со сверстниками.

Мнение окружающих о себе сопоставляется с собственным мнением, причем интересно, что сначала человек учится оценивать других, а потом уже себя.

Оценивать себя можно объективно, т.е. адекватно, а можно и неадекватно, т.е. человек оценивает себя очень высоко или, наоборот, очень низко, что, безусловно, оказывает влияние на уровень притязаний.

Психология рассматривает самооценку как феномен самопознания, т.е. осознание человеком самого себя – дать отчет своим силам, возможностям, личным качествам и уровню их развития.

В плане профессиональной деятельности самооценка личности означает, как человек оценивает себя в качестве специалиста, оценивает свои возможности в соответствии со спецификой профессии.

Человек, стоящий перед профессиональным выбором, имеет особый психологический настрой к самопознанию. Он стремится разобраться в себе, оценить свои профессиональные возможности, оценить те условия, которые могут или способствовать, или препятствовать вхождению в мир профессий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector