Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности регулирования социальнотрудовых отношений в условиях развития нестандартной занятости

Лекция 9. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Лекция 9. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Сущность социально-трудовых отношений при развитии рынка труда

Социально-трудовые отношения (СТО) — это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

Термин «социально-трудовые отношения» вошел в научный оборот и стал широко использоваться в экономике труда относительно недавно. Это объясняется рядом причин: во-первых, развитием лишь в последнее время научных и прикладных представлений о роли людей в развитии экономики; во-вторых, решением важнейших задач социально-экономической реформы в России; в-третьих, необходимостью полноценной интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Можно выделить два этапа представления о роли людей в развитии экономики: вначале люди воспринимались как специальный ресурс, т.е. как «трудовые ресурсы», а человек — как субъект общественного развития (понятие «человеческий фактор»); на следующем этапе развития представлений о человеке как о субъекте экономической деятельности вводится понятие «индивидуум, личность». Человек рассматривается как многогранный, многоролевой субъект СТО, а создание необходимых условий для его развития является задачей самой высокой сложности.

Социально-экономическая реформа в России предполагает решение следующих важнейших задач: стабилизация социальной, экономической и политической обстановки в обществе; становление и развитие нового технологического производства; значительное снижение инфляции; повышение уровня жизни населения и др. Решение этих задач требует объединения всех сил общества в проведении согласованной политики в сфере СТО и формирования эффективной системы социальной защиты интересов всех участников СТО.

Для полноценной интеграции российской экономики в мировое хозяйство необходимо иметь такую национальную систему СТО, которая соответствовала бы требованиям мирового сообщества и была бы этим сообществом принята.

Очень важно подчеркнуть, что научные теории, направленные на формирование истинно гуманных СТО, имеют конструктивное практическое применение в деятельности передовых западных фирм, что является одним из самых серьезных достижений мировой цивилизации.

В России теория формирования и развития СТО находится в стадии становления. Например, медленно идет процесс формирования слоя работодателей; профсоюзы, которые должны представлять интересы работников, нередко конфликтуют между собой; советы трудовых коллективов, забастовочные комитеты зачастую претендуют на роль представителей от имени работников; государство не имеет эффективных механизмов реализации своей политики в области СТО, хотя его роль в этом процессе определена законодательством.

В формировании и развитии СТО в нашей стране можно выделить две особенности: во-первых, сохранены некоторые устойчивые старые понятия и категории, которыми оперируют ученые, практики, политики; во-вторых, идет переосмысление проблемы СТО, уточнение развития отдельных понятий применительно к новой парадигме социально-экономического развития.

СТО как система имеют две формы существования: 1) фактические СТО, функционирующие на объективном и субъективном уровнях; 2) социально-трудовые правоотношения, которые отражают проекцию фактических СТО на институциональный, законодательной, нормотворческий уровень.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение социально-трудовых отношений и раскройте основы методологии их развития.

2. Охарактеризуйте структуру элементов социально-трудовых отношений.

3. Каковы особенности социально-трудовых отношений на различных этапах трудовой жизни человека?

4. Каковы основные типы социально-трудовых отношений и в чем их различия?

5. Охарактеризуйте факторы, воздействующие на формирование и развитие социально-трудовых отношений: в масштабе общества, в рамках организации.

6. Определите критерий оценки социально-трудовых отношений. Как измеряется показатель «качество трудовой жизни»?

7. Какой механизм используется для регулирования социально-трудовых отношений в России?

8. Что такое «социальное партнерство» и какой механизм используется в его развитии?

9. Покажите роль МОТ в развитии социального партнерства в России?

10. Каково содержание и значение тарифных соглашений и коллективных договоров?

11. Каков статус общероссийских законодательных актов, регулирующих условия оплаты труда?

12. Как осуществляется информационное обеспечение трудового посредничества?

13. Какие проблемы существуют в развитии социального партнерства в России?

14. Раскройте содержание генеральных, специальных и коллективных договоров.

15. По каким направлениям предлагается совершенствовать социальное партнерство в Российской Федерации?

Лекция 9. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Социально-трудовые отношения и их регулирование

Социально-трудовыми отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.).

К субъектам социально-трудовых отношений относятся: наемный работник, работодатель, государство.

Наемный работник — это физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своей квалификацией и своими способностями. Защитой интересов наемных работников занимаются, в первую очередь, профессиональные союзы.

Читать еще:  Запрет заемного труда аутсорсинг персонала запрещен или нет?

Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), нанимающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может быть как собственник средств производства, так и его представитель (например, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).

Государство в системе социально-трудовых отношений выполняет законодательную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отношений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах. C другой стороны, государство также является работодателем.

Уровни социально-трудовых отношений подразделяются на:индивидуальный и коллективный;государственный уровень, уровень организации, рабочего места и др.

Предметами социально-трудовых отношений являются различные аспекты трудовой жизни человека и организации. К ним относятся: организация и эффективность труда;наем-увольнение; оценка, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения; кадровая политика организации и т.д.

Выделяют следующие виды социально-трудовых отношений по организационным формам

Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Оно осуществляется под видом «отеческой заботы» государства о нуждах населения или администрации предприятия о его сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывшими СССР.

Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает эффективность рационально организованной конкуренции между конструкторскими коллективами.

Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей. Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем

Дискриминация — это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений.

Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными фордами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты).

По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов:

конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;

деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия и общества.

Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений.

Задачами системы гос.регулирования социально-трудовых отношений:

законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;

контроль исполнения законов;

выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.)

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

Целями трудового законодательства являются:

установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

создание благоприятных условий труда;

защита прав и интересов работников и работодателей.

Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений.

Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ.

Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.

Государственное регулирование социально-трудовых отношений

Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений. Задачами такой системы является:

− законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;

− контроль исполнения законов;

− выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.)

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

Целями трудового законодательстваявляются:

− установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

− создание благоприятных условий труда;

− защита прав и интересов работников и работодателей.

Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

Читать еще:  Профессия Биолог где учиться зарплата плюсы и минусы

В индустриально развитых странах процессы законотворчества получили активное развитие в 30–40-х годах XX века. Принятые в то время законы в основном касались деятельности профсоюзов. В 50–60-х годах законодательство значительно усложнило государственное регулирование трудовых отношений. Новые законы были направлены против всех видов дискриминации на рабочем месте, усиливали социальные гарантии работникам, устанавливали детальные стандарты охраны труда и окружающей среды. На данный момент трудовое законодательство представляет собой сложную разветвленную отрасль права в большинстве стран мира.

Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений: англо-саксонская и европейская (рейнская). Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная властьобеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Разработкой и принятием законов занимается нижняя палата, при этом верхняя палата обладает правом одобрения или отклонения принятых Думой законодательных актов. Каждая палата состоит из комитетов, отвечающих за подготовку, экспертизу и обоснование принимаемых нормативных актов по различным сферам современной экономической и общественной жизни. Так, например, с целью нормотворчества в области регулирования социально-трудовых отношений в Совете Федерации действует комитет по социальной политике, а в Государственной Думе – комитет по труду и социальной политике.

Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд).

В результате административной реформы количество министерств сократилось
с 23 до 15, а также уменьшилось количество членов Правительства, министров. Произошло укрупнение одних министерств за счет объединения функций нескольких прежних министерств, а также других органов исполнительной государственной власти. Нынешние министерства состоят из федеральных служб, агентств и ведомств. Функции бывшего Минтруда были переданы Министерству здравоохранения и социального развития, состоящему из пяти подведомственных федеральных служб и агентств:

− Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

− Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

− Федеральная служба по труду и занятости;

− Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;

− Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму.

Основными задачами данных органов исполнительной власти в области регулирования социально трудовых отношения являются:

− выработка политики в социально-трудовой сфере;

− разработка основных направлений деятельности Правительства в области социально-трудовых отношений;

− подготовка рекомендаций по регулированию оплаты и условий труда;

− разработка и реализация государственной политики в области занятости населения и регулирования рынка труда;

− ведение научно, исследовательской, методической и практической деятельности в области управления трудовой деятельностью.

Судебная властьосуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается теория «человеческих отношений»?

2. В чем заключается теория «человеческих ресурсов»?

3. Чем отличаются друг от друга понятия «трудовые ресурсы», «кадры», «персонал», «человеческие ресурсы»?

4. Какие модели управления персоналом Вы знаете? В чем заключается каждая модель?

5. Перечислите функции труда с точки зрения его влияния на жизнь общества в целом. Раскройте суть каждой функции.

6. Дайте определение социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

7. Перечислите основные элементы социально-трудовых отношений. Охарактеризуйте их.

8. Назовите основные задачи системы государственного регулирования социально-трудовых отношений.

Практические задания

1. Какие факторы повлияли на эволюцию кадрового менеджмента?

2. На примере известной вам организации, используя таблицу 1 (из учебного пособия), определите, какие подходы используются в организации? Сделайте выводы.

3. Модель эффективного управления персоналом, показывающая соотношение между человеком, занимаемой должностью и полученным результатом, представлена на рис. 1.[4] Оцените действие модели управления персоналом на примере известной вам организации.

Рис. 1. Модель управления персоналом

4. Дополните перечень острых проблем современного управления персоналом в России теми аспектами, которые по Вашему тормозят развитие современного подхода к управлению персоналом. Проанализируйте указанные проблемы.

В современных подходах управления персоналом в России выявляются проблемы:

§ негативная трансформация представления руководителей о современной трудовой деятельности и возникновение «имитационной деятельности»;

Читать еще:  Бессрочный трудовой договор образец пример составления скачать бланк бесплатно

§ необходимость развития у современных работников, и, прежде всего, у руководителей, новых групп способностей;

§ применение манипулирования и других жестких методов психологического воздействия на работника в противовес психологическому управлению;

§ склонность фирм к корпоративному возрастанию.

Тема 2.

Особенности регулирования нестандартных трудовых отношений на примере заемного труда

В настоящее время в связи с проблемами трудоустройства как в России, так и за рубежом получают распространение нетипичные формы занятости, одной из которых является заемный труд. При такой схеме занятости частное агентство занятости (ЧАЗ) нанимает в свой штат работников исключительно для выполнения заказов на услуги этих работников, поступающих от заказчиков (физических и юридических лиц). Заемному труду характерен уникальный трехсторонний характер отношений, что обуславливает необходимость в особом правовом режиме заемного труда.

Несмотря на то, что заемный труд имеет историю регулирования в России (Устав о промышленном труде 1913 г., КЗоТ РСФСР 1922 г.), в настоящее время в этой сфере существует пробел регулирования. Законопроекты о заемном труде не проходят дальше второго чтения уже 10 лет. Это ведет к непоследовательной судебной практике и повышенному риску нарушения прав работников.

В сложившейся ситуации наиболее перспективным видится восприятие опыта международно-правового регулирования заемного труда. Конвенция МОТ № 181 «О частных агентствах занятости» (так и не ратифицированная Россией) содержит важнейшие принципы регулирования заемного труда, включая сотрудничество с государством и эффективного контроля за деятельностью ЧАЗ. Также на заемных работников распространяется минимальный уровень социальных гарантий «обычных работников». На стран-членов ЕС распространяет свое действие Директива Европейского Союза № 2008/104/EC, которая развивает положения Конвенции МОТ. Директива исходит из необходимости сочетания интересов всех заинтересованных сторон, гарантируя работодателям гибкость труда, работникам – социальную защищенность, а государству – создание новых рабочих мест.

Пример реализации этих норм можно увидеть на примере Германии, для которой характерно довольно жесткое регулирование деятельности агентств занятости и временной работы. С 1972 г. в Германии действует Закон о заемном труде (ArbeitnehmerQberlassungsgesetz), устанавливающий широкие социальные гарантии для заемных работников. В случае задержки выплат заработной платы работникам и непредоставления социальных гарантий частные агентства занятости рискуют лишиться лицензии. Также запрещена схема «вращающейся двери», при которой заемного работника незаконно увольняли, чтобы снова принять обратно, но с более низкой оплатой труда. Заказчик заемного труда обязан с первого дня работы установить для работника такие же условия труда и оплату, как для постоянных работников. За нарушение данных требований следует юридическая ответственность.

Таким образом, восприятие зарубежного опыта в сфере заемного труда, конкретизация принципа равенства заемных и «обычных» работников и четкое разграничение смежных форм нетипичной занятости создает дополнительные гарантии соблюдения трудовых прав работников.

Исследование выполнено в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2010-2016 гг.

Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Часть шестая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Комментарий к ст. 35 TК РФ

1. В качестве органов социального партнерства выступают двух- или трехсторонние комиссии, специально создаваемые на всех уровнях социального партнерства по решению сторон на равноправной основе для регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов сторон.

2. Представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления входят в состав таких комиссий, если в соглашениях выше локального уровня затрагиваются вопросы, требующие финансирования из соответствующего бюджета.

2. Особое место в регулировании социально-трудовых отношений на федеральном уровне занимает Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с ФЗ от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2218).

Судебная практика по статье 35 TК РФ

ПРАВ И СВОБОД СТАТЬЯМИ 35 И 35.1 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЕЙ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», СТАТЬЯМИ 26, 33 И ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 46

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector