Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности приема на работу в РФ граждан Республики Беларусь

Получение специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь

До принятия на работу иностранного гражданина необходимо получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Специальное разрешение на трудоустройство выдается нанимателю на конкретного иностранного гражданина.

Если наниматель намерен принять на работу более 10 иностранных граждан, дополнительно, за некоторыми исключениями, необходимо получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

Иностранный гражданин может работать у нескольких нанимателей при наличии у каждого из нанимателей специального разрешения на трудоустройство данного иностранного гражданина.

Специальное разрешение на работу выдается сроком на 1 год или на 2 года (в отношении высококвалифицированных работников).

Срок действия специального разрешения на трудоустройство можно однократно продлить. После однократного продления для продолжения работы иностранным гражданином нанимателю необходимо будет получить новое специальное разрешение на трудоустройство.

Получить специальное разрешение на работу возможно только при наличии положительного заключения органа по труду, занятости и социальной защите.

Исключение – получение специального разрешения на работу в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).

Специальное разрешение на трудоустройство выдается соответствующим подразделением по гражданству и миграции.

Срок рассмотрения документов – 15 дней.

Для отдельных категорий юридических лиц установлены более короткие сроки рассмотрения документов:

– 7 дней – для инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта; а также организаций — резидентов Парка высоких технологий и членов научно-технологической ассоциации «Инфопарк»;

– 5 дней – для резидентов, участников строительства объектов, инвестора Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», Китайско-Белорусского совместного закрытого акционерного общества «Компания по развитию индустриального парка».

За выдачу специального разрешения на работу взимается государственная пошлина в размере 5 базовых величин (бесплатно для инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами).

После получения специального разрешения на работу наниматель заключает с иностранным гражданином трудовой договор (контракт). Срок такого трудового договора (контракта) не должен превышать срока действия специального разрешения на работу. Трудовой договор (контракт) должен включать особые положения, предусмотренные законодательством. В месячный срок со дня заключения трудовой договор (контракт) необходимо зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции. Изменения и/или дополнения в трудовой договор (контракт) также необходимо зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции в месячный срок.

Некоторым категориям иностранных граждан разрешено осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь без получения специального разрешения на работу. В том числе разрешение не требуется получать при приеме на работу:

– иностранцев, имеющих разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь;

– граждан стран Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Армения, Кыргызская Республика);

– руководителей представительств иностранных организаций в Республике Беларусь;

– иностранцев, работающих по трудовому договору (контракту) с резидентом Парка высоких технологий;

– иностранцев, являющихся победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов, отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности.

При этом резидент Парка высоких технологий в течение 3 рабочих дней с даты заключения трудового договора (контракта) с иностранным гражданином обязан письменно уведомить подразделение по гражданству и миграции о заключении такого трудового договора (контракта). В такой же срок резиденту ПВТ необходимо уведомить подразделение по гражданству и миграции и о продлении срока действия трудового договора (контракта) с иностранным гражданином.

Юристы Юридической компании «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» имеют большой опыт оказания юридических услуг по вопросам получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Консультация по вопросу приема на работу иностранного гражданина.

Наши юристы проконсультируют Вас о том, как принять на работу иностранного гражданина, нужно ли получать специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а также по другим вопросам, связанным с приемом на работу иностранца.

Подготовка документов для получения положительного заключения органа по труду, занятости и социальной защите.

Подготовка всех документов, необходимых для получения специального разрешения на трудоустройство.

Представление интересов в органах по гражданству и миграции по вопросу получения специального разрешения на трудоустройство.

Разработка трудового договора (контракта) с иностранным работником с учетом особенностей законодательства в области трудоустройства иностранцев.

Представление интересов в органах по гражданству и миграции по вопросу регистрации трудового договора (контракта) с иностранным гражданином.

Подготовка всех документов, необходимых для продления специального разрешения на трудоустройство иностранного гражданина.

Представление интересов в органах по гражданству и миграции по вопросу продления специального разрешения на трудоустройство.

Разработка изменений и/или дополнений в трудовой договор (контракт) с иностранным работником.

Представление интересов в органах по гражданству и миграции по вопросу регистрации изменений и/или дополнений в трудовой договор (контракт) с иностранным гражданином.

Обращаем внимание, что за использование иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности без получения необходимых разрешений наниматель может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 20 базовых величин (ч. 4 ст. 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). А при совершении нарушения повторно в течение одного года – в виде штрафа в размере до 30 базовых величин (ч. 5 ст. 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Также к ответственности может быть привлечен и сам иностранный гражданин в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 50 базовых величин или депортации (ч. 1 ст. 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Особенности приема на работу граждан ДНР/ЛНР

Вопрос:

Как правильно принять на работу гражданина Донецкой народной республики (с паспортом ДНР)? Есть ли у них право трудиться? Как происходит налогообложение? Есть какие-то отличия приема на работу граждан Украины и граждан ДНР? Или и те и другие должны оформлять патент?

Ответ:

Вне всякого сомнения, что трудиться данные соискатели вправе и в Российской Федерации, но при соблюдении действующего законодательства в области миграционного учета, получении патента и соответствующего налогообложения.

В действующем законодательстве РФ нет каких-либо особенностей приема на работу соискателей из ДНР (ЛНР), отличий от приема работников из Украины и из ДНР нет.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане (ИГ) и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами нашей страны, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на тот факт, что трудоустройство потенциального работника из ДНР (ЛНР) не имеет для работодателя никаких правовых последствий, так как самопровозглашенные новообразования на территории Республики Украина не признаны РФ (в отличие, например, от Абхазии (Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1260) и Южной Осетии (Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1261).

Читать еще:  Оплачивается ли пошлина за подачу апелляции по трудовому спору?

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 18.02.2017 № 74 документы, в том числе и паспорта, выданные в ДНР и ЛНР, именуемых в указе отдельными районами Украины Донецкой и Луганской областей, признаются в России в качестве документов, удостоверяющих личность.

Из этого следует, что граждане Украины, проживающие на территории самопровозглашенных республик, вправе предъявлять указанные документы при трудоустройстве, согласно положениям ст. 65 ТК РФ.

Однако указ применяется временно, то есть до политического урегулирования ситуации в регионе. Следовательно, в случае завершения вооруженного конфликта на Украине данная мера может быть отменена, паспорта граждан самопровозглашенных республик перестанут быть документами, удостоверяющими личность их владельцев, а сами они могут оказаться в России с неурегулированным правовым статусом, что может быть рискованно для работодателя.

Безопасным для работодателя остается, таким образом, вариант истребования при трудоустройстве у таких соискателей паспорта граждан Украины.

Кроме того, данным указом (пп. б п. 1) установлен безвизовый порядок въезда в РФ граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на территории самопровозглашенных республик, что позволяет им для осуществления трудовой деятельности в РФ оформлять патенты в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Если у соискателя из ДНР (ЛНР) нет в РФ вида на жительство, разрешения на временное проживание, временного убежища или статуса беженца, то граждане из ДНР должны, как и все другие ИГ, приобрести патент на трудоустройство в РФ в общеустановленном порядке (что подтверждается и сложившейся практикой, то есть какого-либо специального регламента для данных граждан нет).

Перечень документов, необходимых при приеме на работу ИГ, приведен в ст. 65, 327.3 ТК РФ.

Граждане ДНР (ЛНР) после пересечения границы должны обратиться в территориальные органы МВД, где их регистрируют по месту прибытия и выдают документы для легального нахождения и получения соответствующего статуса (временного проживающего, вида на жительство, гражданства).

Иностранному гражданину, прибывшему в РФ с целью временной работы на территории субъекта РФ, необходимо обратиться за оформлением патента в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ в уполномоченный орган в сфере миграции (МВД РФ) (п. 2 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ, п. 1, пп. 49 п. 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699).

То есть Закон № 115-ФЗ жителям Донбасса необходимо соблюдать и оплату патента на работу осуществлять так же, как и всем остальным ИГ.

Патент — это документ, подтверждающий право ИГ, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы (за исключением отдельных категорий ИГ), на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности (ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Патент выдается ИГ в течение 10 рабочих дней со дня принятия от него заявления (абз. 2 п. 4 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ, п. 22 Административного регламента (утвержденного Приказом МВД РФ от 20.10.2017 № 800).

Иностранный гражданин, получивший патент на территории одного субъекта РФ, для осуществления трудовой деятельности на территории другого субъекта РФ обязан обратиться за получением патента в уполномоченный орган в субъекте РФ, на территории которого данный ИГ намеревается осуществлять трудовую деятельность. При этом срок 30 дней в данном случае не учитывается. Срок действия патента, выданного в другом регионе, не может превышать срока действия первоначально выданного документа (абз. 3 п. 16, п. 21 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Патент выдается на срок от одного до 12 месяцев. Этот срок может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня его выдачи (п. 5 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

ИГ, получающие доход от источников в РФ, признаются плательщиками НДФЛ (п. 1 ст. 207 НК РФ).

Если иное не предусмотрено ст. 207 НК РФ, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

И неважно, работал он эти 12 месяцев на основании разрешения или патента. Началом срока фактического пребывания на территории РФ считается следующий день после календарной даты прибытия в РФ, а окончанием — дата отъезда (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если за 12 месяцев суммарно набирается 183 дня, то гражданин — резидент.

Доходы ИГ, работающих на основании патента в организациях, у ИП, облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов независимо от статуса (резидент, нерезидент). Соответствующие изменения были внесены в ст. 226, 227.1 НК РФ. В отношении работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешения на работу, порядок налогообложения по НДФЛ не изменился.

Несмотря на то что временно пребывающие ИГ, работающие на основании патента, уплачивают НДФЛ по ставке 13 процентов, вычеты им не предоставляются. Для получения, например, стандартного вычета на детей необходимо приобрести статус резидента. Временно пребывающие иностранные работники, работающие на основании разрешения на работу, уплачивают НДФЛ по-прежнему, в зависимости от того, являются они резидентами или нерезидентами.

Таким образом, ИГ, работающий на основании патента, НДФЛ должен был уплатить по ставке 13 процентов (абз. 3 п. 3 ст. 224 НК РФ), иностранец, работающий на основании разрешения на работу, — в зависимости от статуса.

Гражданину Украины, временно проживающему на территории РФ, для трудоустройства не требуется оформлять патент или разрешение на работу. Организация-работодатель обязана уведомить территориальный орган МВД России в трехдневный срок о заключении трудового договора с таким работником.

Указанный порядок в равной степени относится и к принимаемым на работу гражданам ДНР (ЛНР).

Как принять на работу иностранца?

Иностранный работник в Беларуси

В отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства установлен особый режим осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь. Белорусское законодательство называет таких работников «трудящимися-иммигрантами».

Трудящийся-иммигрант – это иностранец либо лицо без гражданства, не имеющие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавшие в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь (у которых есть вид на жительство), а также граждане государств-членов ЕАЭС (Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения) принимаются на работу в том же порядке, что и белорусы.

Трудовая деятельность осуществляется трудящимися-иммигрантами на основании следующих разрешительных документов:

  1. специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью,
  2. разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Специальное разрешение – это документ, подтверждающий право конкретного трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности у конкретного нанимателя Республики Беларусь. Специальное разрешение должно быть получено в отношении каждого трудящегося-иммигранта.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы – это документ, подтверждающий право нанимателя Республики Беларусь принимать на работу трудящихся-иммигрантов в количестве, превышающем десять человек, за исключением иностранцев, являющихся высококвалифицированными работниками*, и иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).

Читать еще:  Должностная инструкция и обязанности менеджера по работе с клиентами

*Высококвалифицированный работник – иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее пяти лет, месячная заработная плата которых превышает пятнадцатикратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.

Таким образом, наниматель Республики Беларусь получает одно (или ни одного) разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а специальных разрешений – несколько (для каждого конкретного трудящегося-иммигранта).

Получение разрешительных документов

Процедуры получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью и разрешения на привлечение иностранной рабочей силы схожи; они могут быть разбиты на следующие основные этапы.

Обращение в центр занятости с заявлением о наличии вакансий для подтверждения того, что занятие вакансий не может быть обеспечено гражданами Республики Беларусь и иностранцами, постоянно в ней проживающими.

По общему правилу сведения обрабатываются автоматизированной информационной системой «Общереспубликанский банк вакансий» не менее пятнадцати рабочих дней. Особенности предусмотрены для нанимателя, являющегося инвестором либо созданного с участием инвестора, а также нанимателя, привлекающего высококвалифицированного иностранного работника: для них установлен срок в семь рабочих дней*.

*В ближайшие месяцы должен заработать еще один срок для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы: шесть календарных месяцев, предшествовавших подаче заявления о выдаче такого разрешения, будут оцениваться для подтверждения того, что занятие вакансий не может быть обеспечено гражданами Республики Беларусь и иностранцами, постоянно в ней проживающими.

Подача в органы по гражданству и миграции заявления о выдаче специального разрешения или разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, которые должны содержать обоснование необходимости найма трудящегося-иммигранта.

Только внимательное отношение к корректному, аккуратному и полному обоснованию такой необходимости сможет гарантировать успешное получение разрешительных документов.

Получение собственно разрешительного документа.

После получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы наниматель обращается за получением специальных разрешений для каждого трудящегося-иммигранта.

После получения специального разрешения наниматель и трудящийся-иммигрант заключают трудовой договор, который должен соответствовать требованиям, предъявляемым к трудовым договорам с иностранными работниками. Заключенный трудовой договор регистрируется в органах по гражданству и миграции.

Автор материала: адвокат Валентина Огаркова ,

Адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

Юридический консультант Премии HR-бренд

Материал опубликован с использованием нормативных правовых актов, действующих по состоянию на 1.11.2016.

Трудоустройство граждан Украины в Беларуси: как правильно принять на работу

В настоящее время наблюдается увеличение количества граждан Украины, прибывающих в Республику Беларусь, правовой статус которых в Беларуси в социальной и трудовой сферах нуждается в урегулировании. Президент Республики Беларусь даже подписал специальный Указ № 420, имеющий целью помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В данной статье мы разъясняем особенности въезда, пребывания и трудоустройства на территории нашей республики граждан Украины.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2014 № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь» (далее – Указ № 420).

Право на въезд

Граждане Украины въезжают в Республику Беларусь без оформления виз, освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания сроком до 30 дней с даты въезда при наличии у них миграционной карты с отметкой компетентного органа, проставленной при въезде на территорию Республики Беларусь, имеют право находиться на территории Беларуси до 90 дней в течение 180 дней с даты первого въезда. Эти права закреплены в Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о безвизовых поездках граждан, заключенном 12 июня 2009 г. в Киеве. Таким образом, право на трудоустройство граждан Украины в Беларуси не ограничивается типом визы, как для иных иностранных граждан.

Трудоустройство

Граждане Украины, не имеющие вида на жительство в Республике Беларусь, трудоустраиваются при наличии специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью, в рамках требований части второй ст. 23 Закона о внешней трудовой миграции.

При этом согласно положениям части первой ст. 23 Закона о внешней трудовой миграции осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается лишь в том случае, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.

Таким образом, гражданин Украины имеет право трудоустроиться, если у него есть либо вид на жительство в Беларуси, либо специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о внешней трудовой миграции).

Специальное разрешение

Порядок получения такого разрешения установлен п. 16.7 Единого перечня административных процедур, а также Инструкцией о привлечении иностранной рабочей силы.

Для получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью организация, принимающая на работу иностранца, должна обратиться в управление по гражданству и миграции ГУВД Минского горисполкома или УВД облисполкома со следующими документами:

1) заявлением о выдаче специального разрешения по форме, установленной приложением 4 к Инструкции о привлечении иностранной рабочей силы. Заявление пишется на фирменном бланке юридического лица либо индивидуального предпринимателя с подробным обоснованием необходимости найма, с указанием места осуществления трудовой деятельности иностранца и желаемого срока действия спецразрешения (не ранее чем через 15 дней со дня подачи документов);

2) ксерокопией национального паспорта иностранца или документом, его заменяющим (с переводом на русский/белорусский язык фамилии, имени, места выдачи и органа, выдавшего документ), копией документа для выезда за границу иностранного гражданина.

Обратите внимание!

Уполномоченные должностные лица органов пограничной службы вправе пропускать через Государственную границу Республики Беларусь граждан Украины без действительных документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, по решению Председателя Государственного пограничного комитета или уполномоченных им лиц в исключительных случаях, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, или в целях обеспечения национальных интересов Республики Беларусь (подп. 1.3 Указа № 420). Таким образом, в исключительных случаях специальное разрешение может быть выдано и без представления указанной выше копии документа для выезда за границу иностранного гражданина.

При выдаче специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью с нанимателя взымается госпошлина в размере 5 базовых величин.

Обратите внимание!

Наниматели, привлекающие для осуществления трудовой деятельности граждан Украины, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей, освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу таких разрешений (подп. 1.2 Указа № 420).

Общие сроки выдачи специального разрешения составляют:

– 7 дней со дня подачи заявления – для граждан, являющихся инвесторами, заключившими инвестиционный договор с Республикой Беларусь, при реализации инвестиционных проектов;

– 15 дней со дня подачи заявления – для иных граждан.

Обратите внимание!

Для нанимателей, привлекающих для осуществления трудовой деятельности граждан Украины, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей, срок принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) таких разрешений не может превышать 5 рабочих дней, а срок представления заключения о возможности (невозможности) их привлечения – 2 рабочих дней (подп. 1.2 Указа № 420).

Читать еще:  Процедура приема на работу по срочному трудовому договору

Таким образом, наниматель, принимающий на работу гражданина Украины, проживавшего на территории Донецкой и Луганской областей, не платит госпошлину и оформляет специальное разрешение в более короткие сроки. При приеме на работу граждан Украины из других областей действует общий порядок получения специальных разрешений.

Документ:

Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень административных процедур).

Документ:

Инструкция о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 07.07.2011 № 247 (далее – Инструкция о привлечении иностранной рабочей силы).

Регистрация трудового договора

Трудовой договор с трудящимся-иммигрантом должен быть зарегистрирован нанимателем Республики Беларусь в подразделении по гражданству и миграции в месячный срок со дня его заключения (абз. 4 части второй ст. 36 Закона о внешней трудовой миграции).

Разрешение на временное или постоянное проживание

Наличие специального разрешения и зарегистрированного трудового договора является основанием для получения иностранцем разрешения на временное проживание в Республике Беларусь, выдаваемого подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту предполагаемого жительства.

Обратите внимание!

Граждане Украины, проживавшие на территории Донецкой и Луганской областей, освобождаются от уплаты госпошлины за получение разрешения на временное или постоянное проживание в Республике Беларусь, а также за выдачу вида на жительство в Республике Беларусь. Кроме того, они могут получить указанные разрешения или вид на жительство без представления необходимых документов в случае отсутствия объективной возможности представить такие документы (подп. 1.1 Указа № 420).

Справочно:

общие основания для получения иностранными гражданами разрешений на постоянное проживание установлены ст. 53 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

Обеспечение жильем

Иностранные граждане, в т.ч. и граждане Украины, желающие проживать в Республике Беларусь, самостоятельно занимаются поиском жилья.

Медицинское обслуживание

По общему правилу, медицинские услуги для иностранцев на территории Республики Беларусь являются платными.

Обратите внимание!

Граждане Украины, проживавшие на территории Донецкой и Луганской областей, освобождаются от оплаты за медицинские услуги, оказываемые государственными организациями здравоохранения, связанные с выдачей медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей отсутствие заболеваний, включенных в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения; связанные с выдачей медицинской справки о состоянии здоровья при прохождении обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров; при проведении профилактических прививок у взрослых и детей; при диспансерном наблюдении за беременными женщинами (подп. 1.1 Указа № 420).

Приобретение гражданства

Граждане Украины при условии постоянного проживания на территории республики могут приобрести гражданство Республики Беларусь по следующим основаниям:

1) По основанию, установленному ст. 15 Закона о гражданстве. В этом порядке приобретают гражданство лица, которые родились либо постоянно проживали на территории республики до 12 ноября 1991 г., а также супруги и потомки (дети, внуки) таких лиц. Основными в этом случае будут являться документы, подтверждающие факт рождения либо постоянного проживания на территории Беларуси до 12 ноября 1991 г., документы, подтверждающие родственные отношения;

2) по основанию, установленному ст. 14 Закона о гражданстве. Это общий порядок приема в гражданство, предусматривающий предварительное 7-летнее постоянное проживание на территории республики по виду на жительство. Основными документами, необходимыми для получения белорусского гражданства в этом случае являются: заявление, анкета, автобиография, копии свидетельств актов гражданского состояния, справки о месте жительства и заработной плате, копии страниц вида на жительство и некоторые другие.

Все заявления по вопросам гражданства при наличии условий для обращения подаются в органы внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства.

Беларусь и Украина заключили в 1999 г. Соглашение об упрощенном порядке изменения гражданства гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь, в соответствии с которым украинское гражданство утрачивается в момент приобретения белорусского гражданства (т.е. не требуется самостоятельно оформлять выход из гражданства Украины).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 01.08.2002 № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» (далее – Закон о гражданстве).

Отказ в приобретении гражданства

В соответствии со ст. 16 Закона о гражданстве заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь отклоняется, если заявившее об этом лицо:

– имеет судимость за совершение преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;

– является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, – до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;

– осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, – до истечения срока наказания;

– депортировалось или высылалось из Республики Беларусь, – до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь;

– многократно (3 и более раза) привлекалось к административной ответственности на территории Республики Беларусь, – до истечения срока, по окончании которого оно считается не подвергавшимся административному взысканию;

– представило ложные сведения или подложные документы.

Таким образом, гражданину Украины во исполнение данного условия необходимо представить справку об отсутствии судимости в Украине. Предоставление гражданства Республики Беларусь без наличия вышеуказанных оснований белорусским законодательством не предусмотрено.

Статус беженца

Статус беженца предоставляется иностранному гражданину, который находится на территории Беларуси в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве гражданской принадлежности по различных причинам: по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, и который не может или не желает в силу таких опасений пользоваться защитой своего государства; или лицу без гражданства, находящемуся на территории Беларуси вследствие указанных опасений, которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений (ст. 18 Закона о беженцах).

Иностранец, изъявивший желание ходатайствовать о получении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, а также члены его семьи, достигшие возраста 18 лет, обязаны лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайствами о защите в подразделение по гражданству и миграции. Ходатайство о защите иностранца, пребывающего на территории области, принимается подразделением по гражданству и миграции, расположенным на территории данной области (часть первая ст. 27 Закона о беженцах).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 354-З «О предоставлении иностранным гражданам статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» (далее – Закон о беженцах).

Владимир Кац, юрист

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector