Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организуем комплексные проверки по охране труда в своей организации

Аудит по охране труда: что проверять и как оформить

Аудит по охране труда: что проверять и как оформить

Давайте признаемся: «аудит по охране труда» звучит страшновато. Из-за серьёзности термина, из-за неуверенности в правильности оформленных документов и неудовлетворительного результата. Однако, по сути, ничего страшного здесь нет. Разобравшись, Вы поймёте, что это выполнимо и, самое главное, полезно для организации.

О том, как организовать аудит по охране труда при помощи сторонней, независимой организации, мы рассказывали ранее. Сегодня речь пойдёт о том, как провести аудит по охране труда своими силами внутри организации.

Что включает в себя аудит по охране труда?

Иначе говоря, зачем он нужен. Как и любой контроль процедур и бизнес-процессов организации, аудит по охране труда позволяет выявить слабые места в документации и проводимых мероприятиях. Любое зафиксированное во время внутренней проверки нарушение лучше устранить заблаговременно. А предупредить наступление несчастного случая, как известно, намного легче, чем заниматься его расследованием.

Итак, что же включает в себя аудит по охране труда? Для конструктивности разделим этапы проверки на документальную и реальную.

Во время первой проверяется наличие и правильность оформления документации по охране труда. За основу берётся список необходимых документов по охране труда. Как такой список составить, учитывая все особенности деятельности организации, мы писали ранее.

Видео по теме:

Что такое поведенческий аудит по охране труда?

Вторая часть аудита по охране труда заключается в непосредственной проверке фактического соблюдения правил охраны труда на рабочих местах. В зависимости от того, чем занимаются работники организации, такая проверка может меняться в объёмах. К примеру, работники рабочих профессий обязаны применять за работой средства индивидуальной защиты (СИЗ), если это предусмотрено правилами охраны труда и внутренними локальными документами. Во время проверки следует удостовериться, правильно ли применяются работником СИЗ.

Вместе с этим стоит проверить, свободны ли проходы, нет ли участков с разбросанными по полу проводов, соблюдаются ли условия хранения опасных веществ. Как Вы понимаете, список таких пунктов намного более обширен и зависит от того, какие рабочие места фигурируют в Вашем штатном расписании.

Аудит по охране труда: готовим документы и бланки

Наиболее правильным решением является, как всегда, комплексный подход. И начать лучше всего с процедуры внутреннего аудита по охране труда, являющейся неотъемлемой частью системы управления охраной труда. Такая процедура содержит алгоритм действий, проводимых во время аудита, а также все необходимые бланки. О них подробнее.

Ключевым документом при проведении аудита по охране труда является проверочный лист (чек-лист), в котором собраны все возможные критерии соблюдения правил охраны труда в организации. Так как внутренний аудит по охране труда, как правило, является инициативой руководства самой организации, имеет смысл сделать этот список максимально расширенным.

Возьмите на вооружение процедуру СУОТ «Управление профессиональными рисками» — её содержание поможет Вам определиться с базовым элементами проверочного листа. Подключите инструкции по охране труда и инструктажи (вводный, на рабочем месте) — они также помогут Вам сообразить, что именно следует проверять по охране труда на рабочих места. Если на одном из них произошел несчастный случай (даже если это микротравма), обратите на это рабочее место пристальное внимание.

Не совсем понятно? Позвоните нам, мы подскажем, как составить проверочный лист.

Где и как зафиксировать результаты аудита?

По результатам заполнения проверочных листов понадобится проанализировать сложившуюся ситуацию и отразить её в протоколе аудита по охране труда, а также составить предписания устранить выявленные нарушения. Копии этих документов, как правило, прилагаются к отчету по охране труда за установленный период и являются его неотъемлемой частью.

Не бойтесь упустить даже самую незначительную мелочь — действие на опережение здесь намного важнее, чем недовольство со стороны руководства. Ведь нарушение, которое своевременно регистрирует аудит по охране труда, может спасти от штрафа государственной инспекции по труду, или целую жизнь.

Подведем итог

Безусловно, организовать аудит по охране труда не так просто: зачастую не хватает времени, или работников, кому это можно поручить. Однако результаты, получаемые при таких проверках, заставляют руководителей организации обратить свое внимание на внутренние проблемы по охране труда.

И если Вы решили проводить аудит по охране труда своими силами, отнеситесь к этому процессу с максимальной ответственностью. Заготовьте все необходимые документы, не упустите деталей и оформите результаты, прикрепив их к ежегодному или ежеквартальному отчету по охране труда.

Контроль за соблюдением требований охраны труда

Требования охраны труда – это важные принципы, соблюдение которых обеспечивает безопасность работников в ходе выполнения ими должностных обязанностей. Но такое воздействие указанных принципов возможно только в том случае, если они действительно неукоснительно соблюдаются на каждом этапе трудового процесса. Для этого в России организована многоуровневая система контроля за выполнением правил ОТ.

Уровни контроля

Классическая система контроля, которая сейчас действует и в нашей стране, включает в себя три уровня:

  • государственный, то есть реализуемый сотрудниками уполномоченных государственных органов в соответствии с установленными правилами;
  • ведомственный, то есть выполняемые по инициативе работодателя в соответствии с внутренним распорядком, утвержденным соответствующим локальным актом;
  • общественный, то есть осуществляемый силами самих работников, на которых распространяются требования охраны труда, и заинтересованных лиц.

При этом надзор и контроль за соблюдением охраны труда должен осуществляться с соблюдением принципов действующего трудового законодательства. Это обеспечивает взаимную согласованность мер, реализуемых на каждом уровне, и создает синергетический эффект для их применения.

Читать еще:  Частые ошибки работодателей при составлении трудовых договоров — Вебинар

Государственный контроль

Основным государственным органом, на который возложены функции по осуществлению контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда, выступает Государственная инспекция труда (ГИТ). Помимо основного нормативного документа, которым она руководствуется в своей работе, то есть Трудового кодекса, она подчиняется положениям регламента, утвержденного приказом Минтруда от 13 июня 2019 года N 160. Территориальные подразделения Государственных инспекций труда подчиняются федеральной службе – Роструду, который, в свою очередь, является подведомственным Министерству труда и занятости РФ.

Основной формой осуществления контрольно-надзорной деятельности ГИТ является проведение проверок. Они могут быть плановыми и внеплановыми. Проведение плановых проверок производится по заранее утвержденному графику, который формируется сразу на целый календарный год в конце предыдущего года. Указанный график подлежит согласованию с Прокуратурой РФ и размещается на официальном сайте контролирующего ведомства в открытом доступе. Таким образом, все заинтересованные лица, включая подконтрольные компании, могут заранее ознакомиться с планами ГИТ и подготовиться к проведению проверки.

Внеплановые проверки проводятся при выявлении серьезных оснований для такого контроля – например, несчастном случае на предприятии или поступлении жалобы от работника на неоднократные или грубые нарушения правил охраны труда. В этом случае ведомство оперативно организует на предприятии проверку, о проведении которой оно уведомляется в срок за одни сутки. При этом в особенно опасных случаях, если налицо реальная угроза жизни и здоровью работников, предварительное уведомление не производится. Во всех ситуациях порядок выполнения проверочных мероприятий должен отвечать правилам федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, который защищает права предпринимателей и юрлиц при взаимодействии с контролирующими органами.

Санкции, налагаемые по результатам государственного контроля

Государственный контроль за соблюдением охраны труда предполагает возможность наложения санкций на нарушителей по итогам его выполнения. Основной объем санкций за такое нарушение прописан в статье 5.27.1 КоАП РФ. Они дифференцируются в зависимости от того, кто именно допустил такое нарушение, а также зависят от того, является ли оно первичным или повторным:

  • должностные лица, ответственные за выполнение правил ОТ на предприятии, при обнаружении первичного нарушения наказываются штрафом в размере 2-5 тысяч рублей. При выявлении повторного нарушения, допущенного тем де лицом, штраф может быть увеличен до 30-40 тысяч рублей либо заменен дисквалификацией на период 1-3 года;
  • индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения требований ОТ, в первый раз наказываются штрафом в размере 2-5 тысяч рублей. За повторное нарушение этот штраф увеличивается до 30-40 тысяч или заменяется остановкой работы на срок до 90 дней;
  • юридические лица за такие нарушения наказываются строже всего. Уже за первое нарушение на них налагается штраф размером 50-80 тысяч рублей, а за повторное нарушение штраф увеличивается до 100-200 тысяч или заменяется остановкой деятельности компании на период до 90 дней.

В случае, если невыполнение требований охраны труда повлекло за собой тяжелые последствия, например, причинение вреда здоровью или даже жизни работника, такое деяние квалифицируется с применением положений ст. 143 УК РФ. Максимальное наказание по этой статье составляет пять лет лишения свободы, причем оно может быть дополнено лишением права занимать определенные должностные позиции на срок до трех лет.

Ведомственный контроль

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда должен проводиться не только на государственном уровне, но и внутри компании. Только такой комплексный подход может дать долгосрочные стабильные результаты в виде низкого уровня аварийности и травмирования на производстве, а также возникновения профессиональных заболеваний у работников.

Правила организации такого контроля определяются работодателем и фиксируются в локальном нормативном документе. Но необходимо учитывать, что в действующем трудовом законодательстве содержатся конкретные минимальные требования, которые должны гарантировать достаточный уровень активности работодателя в этом вопросе. Так, в статье 217 Трудового кодекса РФ указано, что на предприятиях, где численность персонала превышает 50 человек, обязательным является условие о введении штатной единицы специалиста по ОТ или формировании соответствующей службы. На предприятиях с меньшей численностью сотрудников такое решение работодатель принимает самостоятельно.

Как правило, работодатели, которые заботятся о соблюдении требований охраны труда в своей организации, действительно выделяют отдельного сотрудника, который следит за их выполнением и контролирует реализацию мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными документами. Такой подход на практике доказал свою эффективность и активно применяется в российской экономике.

Общественный контроль за соблюдением охраны труда

Еще недавно понятие общественного контроля за выполнением требований ОТ было закреплено на законодательном уровне. Ранее оно фигурировало в федеральном законе от 17.07.1999 N 181-ФЗ, который касался основ ОТ в РФ. Однако сейчас этот закон уже упразднен, а в новом Трудовом кодексе и сопутствующих нормативных актах пока не появилось законодательного определения этого термина.

Тем не менее, нужно понимать, что в ТК оно фактически присутствует в форме описания правил работы профсоюзных и иных организаций работников, которые действуют на предприятии. В статье 370 ТК РФ прописано право профсоюзов на проведение контроля за выполнением требований ОТ на предприятии. При этом конкретный механизм его реализации раскрывается в отдельном нормативном документе — федеральном законе от 12.01.1996 N 10-ФЗ, посвященном деятельности профсоюзных организаций.

Указанная статья ТК РФ также содержит описание весьма широких полномочий представителей профсоюзов. Они включают права на:

  • выполнение проверок соблюдения требования ОТ на предприятии;
  • проведение независимой экспертизы условий труда и соблюдения требований безопасности;
  • получение сведений о состоянии условий труда в компании и несчастных случаях на предприятии непосредственно от работодателя;
  • участие в расследовании происшествий и несчастных случаев на производстве;
  • защиту прав членов профсоюзной организации на выплату страхового возмещения при несчастном случае на производстве или обнаружении профессионального заболевания;
  • требовать остановки работы компании в случае выявления серьезных нарушений;
  • другие права.
Читать еще:  Формы справок о заработной плате — образцы и бланки

Как организовать охрану труда в организации

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее по тексту — ТК РФ) обязывает работодателей обеспечить безопасные условия и охрану труда для каждого работника. Для того чтобы обеспечить охрану труда, компания обязана согласно ст. 212 ТК РФ организовывать мероприятия по охране труда.

Рассмотрим какие мероприятия по охране труда должен организовать работодатель.

Обязательные мероприятия по охране труда

1. Назначение ответственного лица за охрану труда

Согласно ст. 217 ТК РФ если численность работников в организации превышает 50 человек, то в обязательном порядке вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек — то руководитель может заниматься этим са­мо­стоя­тель­но либо привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому договору.

Таким образом, если в компании больше 50 человек, то необходим специалист по охране труда. Такого же мнения придерживается Роструд в Письме от 06.08.2012 N ТЗ/6389-3-5.

2. Организация проведения инструктажей по охране труда

Обязанность по проведению инструктажей установлена ст. 212 ТК РФ и Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29. Данный Порядок упоминает первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый инструктажи.

3. Организация обучения по охране труда

Согласно п. 2.3.1 Порядка № 1/29 от 13.01.2003 работники должны пройти специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца и далее не реже одного раза в три года. Если в компании имеются работники рабочих специальностей, например уборщица, слесарь, сантехник и т.д., то для них предусмотрено проведение стажировки по охране труда (п. 2.2.2 Порядка). Обучение по охране труда завершается проверкой знаний по охране труда.

Отсутствие в компании документов, подтверждающих обучение работников и проверку знаний по охране труда, может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

4. Разработка инструкций по охране труда

Работодатель должен разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников. То есть, их разработка является для компании обязательным. Сюда же относятся и инструкции по оказанию первой медицинской помощи. Ведь работодатель обязан обучать работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (ст. 212 ТК РФ, п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки от 13.01.2003 N 1/29).

5. Провести специальную оценку условий труда

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в компании необходимо провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест (за исключением дистанционных и надомных работников).

6. Соблюдать режим труда и отдыха

Работодатель обязан устанавливать для работников режим рабочего времени и отдыха и соблюдать его (ст.100 ТК РФ). Руководствуясь положениями ст. 107 ТК РФ режим отдыха, устанавливаемый работодателем для работников, должен предусматривать все виды времени отдыха, а именно: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

7. При необходимости проведение иных мероприятий по охране труда

Некоторым компаниям необходимо провести иные мероприятия по охране труда, например медосмотры. Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, Письму Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242 обязательные предварительные и пе­рио­ди­чес­кие медосмотры за счет работодателя проводятся даже в отношении офисных работников, которые работают за компьютером не менее 50% рабочего времени, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда. Работодатели, которые не провели медосмотры для таких работников, могут быть оштрафованы проверяющими органами.

Перечисленные выше мероприятия по охране труда проводятся за счет средств работодателя. В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, включаются в прочие расходы и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Разновидности контроля по охране труда и методика его проведения

Трудовым законодательством РФ предусмотрены различные виды контроля по охране труда. Выбор зависит от производственных факторов. Регулярный контроль предусматривает улучшение условий труда и проведение профилактических инструкций, что поможет не допустить аварийных случаев на производстве и исключить возможность развития профессиональных заболеваний у сотрудников организации.

За проведение контроля отвечают штатные или внештатные инспектора. Это может быть и управляющий структурного подразделения компании. Если речь идет о государственном контроле, то за соблюдением правил охраны труда наблюдают представители исполнительной власти.

Инспектирование предприятий происходит на основе составленных функциональными инстанциями правовых актов, которые вмещают требования об охране труда, возможные травматические случаи для определенной специальности, а также санитарные нормы по работе с объектами производства. В случае получения производственной травмы работник может рассчитывать на выплату материальной компенсации.

Главным органом, который отвечает за проверку соблюдения условий ОТ, является Генпрокуратура Российской Федерации. Работу местных предприятий регулируют нижестоящие прокуроры.

Виды контроля

Действующий ГОСТ Р 12.0.006-2002 включает перечень видов контроля по охране труда, которые позволяют определить, насколько тщательно соблюдаются правила ОТ, а также разработать план улучшения охраны труда в организации на основе актуального анализа. В компании могут применяться следующие типы надзора:

  • текущий (подразумевает исполнение запланированных мероприятий по ОТ);
  • постоянный (непрерывный контроль над условиями производственного процесса);
  • многоуровневый;
  • реагирующий;
  • внутренний;
  • внешний (после его проведения филиал или цех получает сертификат соответствия).

Важно! К проведению любой из вышеуказанных оценочных мероприятий можно привлекать только тех сотрудников, которые прошли первичный инструктаж по ОТ. Начальное инструктирования является обязательным для всех сотрудников, которые поступают на новое рабочее место.

Принадлежность инспекторов

Исходя из принадлежности тех, кто занимается оценкой охраны труда на предприятии, выделяют классификацию видов контроля, который может быть государственным, внутриведомственным и общественным.

Читать еще:  Личная карточка сотрудника — можно ли не оформлять

Государственный

Данный вид надзора осуществляется сотрудниками профильных государственных органов. Может производиться контроль как федерального, так и местного масштаба. Государственный контроль за охраной труда регламентируется нормами российского законодательства (статья №360 ТК РФ).

Внутриведомственный

Внутриведомственный контроль охраны труда осуществляется руководствующими институтами. Так, могут проверять условия труда в ведомстве более низкого ранга. Проверяющий и проверяемый должны быть частью определенный структуры (акционерное объединение, концерн и т. д.). Функционирование служб охраны труда также проходит в рамках внутриведомственного контроля.

Общественный

Подобный надзор присущ всем либеральным государствам, где ценится свобода слова. Общественный контроль должен осуществляться непосредственно гражданами, а в качестве инициатора проверки может выступать любое лицо. В большинстве случаев таким правом пользуются фонды, социальные группы, представители медиа, члены профсоюзов. Особенно активно данный метод развивается в последние годы, когда можно опубликовать на страницах соцсетей результаты проверки условий работы на предприятии.

Также различают технический и социальный контроль за состоянием охраны труда. Контроль за состоянием охраны труда первого типа относят к инструментам труда, а цель второго – проверка деятельности самих сотрудников (в частности, соблюдают ли они правила ОТ). Также социальная оценка касается и самого начальника, который обязуется обеспечить подходящие условия труда на предприятии.

Частота контроля

В зависимости от того, насколько часто на предприятии проводится контроль, различают следующие виды надзора:

  • постоянный;
  • оперативный;
  • выборочный.

Постоянный тип применятся во время регулярной оценки состояния ОТ во время производства (контроль используется ежедневно). Целью этого надзора является проверка работоспособности оборудования и исправности защитных устройств в организациях, где проводятся работы повышенной опасности. На рабочем месте должны быть огнетушители и специальная одежда для аварийных случаях (особенно это касается тех ситуаций, когда проходит активная работа с огнеопасными веществами).

Оперативный контроль подразумевает периодическую оценку условий работы на предприятии, которая проводится управляющим филиала вместе с участниками профсоюзов. Цель – проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований, рабочих инструментов и аппаратуры.

Выборочный контроль осуществляется в определенный день раз в месяц. Для его проведения собирается экспертная группа, куда входят инженер по охране труда и руководитель структурного подразделения. Проходят проверка соблюдения нормативно-правовых актов и контроль над обеспечением условий выполнения трудовых функций. Также может проверяться факт проведения регулярного или внеочередного инструктажа по ТБ.

Методика проведения

1-я ступень

За надзор отвечает руководящее лицо (начальник цеха, мастер, бригадир и т. д. ). Он проходит только на том участке предприятия, за который оно отвечает. Контроль над работой оборудования, санитарными нормами, соблюдением охраны труда проводится регулярно перед началом выполнения работ. Любые нарушения должны регистрироваться в письменной форме в журнале по трудовой безопасности.

2-я ступень

Проверку проводит вышестоящее лицо – начальник филиала. Программа проверки не имеет существенных отличий, однако руководителя может интересовать выполнение графиков чтения инструктажей, ремонтов, осмотров определенного участка и т. д. Также начальник, который часто сопровождается членом комиссии по ОТ, может проверить факт освидетельствования оборудования и средств защиты. Все нарушения записываются в журнале, а от подчиненного руководящего лица могут потребовать объяснений, почему те или иные условия труда не были соблюдены.

3-я ступень

Проходит под руководством руководителя компании, при этом осуществляется масштабная оценка каждого цеха и филиала предприятия. Управляющего интересует, были ли устранены недочеты, выявленные в рамках первых двух ступенях проверки. Кроме того, проводится мониторинг медосмотров, плановых мероприятий по улучшению ОТ в организациях.

Результаты проверки закрепляются приказом в двух экземплярах, после чего его анализируют на заседании комиссии. Комплексное обследование директором обычно проходится не чаще раза в год.

Правила проведения оценки

  1. Инспектор должен иметь официальное удостоверение, где содержится информация о его полномочиях.
  2. Руководителя филиала в письменной форме предупреждают о проверке, если речь не идет о регулярном надзоре.
  3. Для участников экспертной группы нужно подготовить пропуски, так как в противном случае они могут быть не допущены к участию в процессе.
  4. Члены комиссии должны придерживаться принципов конфиденциальности и возвращать переданные для проверки бумаги в первоначальном виде. Инструктор имеет право запрашивать любые документы, которыми он может оперировать.
  5. Обычно выделяют два этапы оценки – работа с документацией проверяемого подразделения и проверка технической составляющей филиала.
  6. В ходе проверки инспектором должны быть даны рекомендации по устранению недочетов.

То, насколько эффективно проводится контроль, зависит от уровня его организации и выбранных методов надзора. В особенности это касается участков производства, где проводятся работы повышенного риска. Органы, занимающиеся охраной труда, могут запросить акты, где описаны трудовые отношения. В число документов, подлежащих проверке, может входить и трудовой договор, где обозначены существенные условия труда.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector