Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Назначение и состав комиссии по расследованию профессионального заболевания

Следствие вели… Несколько вопросов о расследовании профзаболеваний. В. А. Быков (№3, 2011)

Следствие вели…

Несколько вопросов о расследовании

профессиональных заболеваний

В.А.Быков, Заместитель начальника отдела надзора по гигиене труда

Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области

К СОЖАЛЕНИЮ, НАРЯДУ С НЕУТЕШИТЕЛЬНЫМИ НОВОСТЯМИ О ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФАХ за последние годы в нашей стране отмечаются стойкие тенденции и к росту профессиональной заболеваемости. Случаи профессиональных заболеваний регистрируются как на крупных предприятиях с вредными условиями труда, так и в организациях, где условия труда можно назвать вредными лишь с большой «натяжкой» и где о профзаболеваниях никогда не слышали.

На предприятиях, где профессиональные заболевания регистрируются из года в год, система их расследования отлажена до мельчайших механизмов, а вот там, где они выявляются впервые, как правило, возникает масса вопросов, связанных с их расследованием. На некоторые из этих вопросов я постараюсь ответить ниже. В начале хотелось бы напомнить нормативные документы, в соответствии с которыми проводится расследование профессиональных заболеваний, это:

«Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний», утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000г. №967 (далее «Положение»);

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 мая 2001г. №176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в РФ» (далее «Приказ №176»).

Для работодателя наибольшую практическую ценность имеет первый документ, т.к. здесь определен круг его обязанностей и алгоритм действий при установлении у работника профессионального заболевания, а Приказ №176 регламентирует в основном действия специалистов Роспотребнадзора (ранее Госсанэпиднадзор).

Необходимо отметить, что Трудовой Кодекс не регламентирует порядок расследования профессиональных заболеваний.

А теперь ряд вопросов, с которыми работодатели обращались в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области.

Кто должен расследовать случай профессионального заболевания?

Согласно п.19. Положения, работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания. В течении 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания (форма извещения приводится в Приказе №176) работодатель образует комиссию по расследованию, возглавляемую главным врачом центра Госсанэпиднадзора ( в настоящее время – руководителем управления Роспотребнадзора или его заместителем (по согласованию)).

Некоторых работодателей вводит в заблуждение тот факт, что председателем комиссии назначается руководитель Роспотребнадзора, в результате чего, получив извещение об установлении заключительного диагноза, они не предпринимают никаких действий, ожидая прихода специалистов Роспотребнадзора.

Действительно, извещение об установлении заключительного диагноза направляется и в адрес территориальных органов Роспотребнадзора, но первые шаги должны быть со стороны работодателя.

Получив извещение работодателю необходимо срочно связаться со специалистами территориального органа Роспотребнадзора и проработать детали совместных действий, оговорить состав комиссии и т.д.

В нашей практике было несколько случаев, когда по разным причинам в адрес Роспотребнадзора извещение не поступало, а работодатель, имея на руках извещение, не предпринимал никаких действий, ожидая указаний из Роспотребнадзора. В результате расследование не было проведено в установленные сроки, что вызвало обоснованные жалобы со стороны пострадавшего. Ответственность в данной ситуации лежит на работодателе.

Противоположный пример, когда в Роспотребнадзор поступило извещение об установлении заключительного диагноза профзаболевания, а работодатель утверждал, что в его адрес извещение не поступало и он не будет создавать комиссию, пока не получит оригинал извещения из центра профпатологии. В данном случае работодатель также не прав, т.к. если даже информация об установлении заключительного диагноза профзаболевания поступила к работодателю не из центра профпатологии, а, например, из Роспотребнадзора (ксерокопия извещения с сопроводительным письмом, по факсу), он обязан приступить к созданию комиссии по расследованию профзаболевания.

Какова роль работодателя при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания?

При установлении у работника предварительного диагноза – острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения в течении суток направляет экстренное извещение в Управление Роспотребнадзора, а также информирует работодателя. Дальнейшее расследование острого профессионального заболевания проводится в тесном контакте с работодателем.

Что касается предварительного диагноза – хроническое профессиональное заболевание, то учреждение здравоохранения, установившее его, обязано в 3-дневный срок направить в Управление Роспотребнадзора извещение установленного образца (см. Приказ №176). Информирование работодателя Положением в данном случае не предусмотрено.

При получении извещения специалисты Роспотребнадзора в 2-недельный срок должны составить санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника. Этот документ очень важен для установления центром профпатологии заключительного диагноза профессионального заболевания.

Напрямую роль работодателя при оформлении санитарно-гигиенической характеристики Положением не определена, но без его участия характеристика не может быть полной и объективной.

Что требуется от работодателя на данном этапе:

  • Работодатель не должен препятствовать проведению обследования предприятия (рабочего места больного) в целях оформления санитарно-гигиенической характеристики. Отдельные работодатели ссылаясь на Федеральный Закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» настаивают на согласовании с Прокуратурой обследований в целях составления санитарно-гигиенической характеристики. Согласно ч.3. ст. 1. Закона №294-ФЗ на расследование профессиональных заболеваний Закон не распространяется;
  • По запросу специалистов Роспотребнадзора работодатель должен предоставить информацию, имеющую отношение к оформлению санитарно-гигиенической характеристики (результаты лабораторно-инструментальных исследований, карту аттестации рабочего места больного, информацию о применяемых материалах, должностные инструкции и т.д.). К сожалению, отдельные работодатели крайне медленно реагируют на подобные запросы, что приводит к затягиванию сроков оформления санитарно-гигиенической характеристики;
  • Работодатель (или его представитель), кстати, как и работник, должен ознакомиться с содержанием санитарно-гигиенической характеристики и поставить под ней свою подпись. В случае несогласия работодателя с содержанием санитарно-гигиенической характеристики, он вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к характеристике (п.9. Положения).
Читать еще:  Выдача молока за вредные условия труда – 2021 г

Условия труда переплетчика по данным аттестации отнесены ко 2 классу (допустимые) согласно Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса… (Р2.2.2006-05), данная оценка дается и в санитарно-гигиенической характеристике условий труда, тем не менее работнику подтвердили диагноз профессионального заболевания — бронхиальная астма. Возможно ли такое?

Несомненно, к развитию профессиональной патологии приводит работа во вредных условиях труда, но из этого правила бывают исключения. Например, когда условия труда признаны допустимыми, но работник на протяжении длительного времени работает сверхурочно. данное обстоятельство вполне может привести к развитию профессиональной патологии.

Что касается бронхиальной астмы, а также ряда других заболеваний, то заключительный диагноз здесь устанавливается прежде всего по клинической картине заболевания, реакции организма на конкретный аллерген, а не по концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Так, если у работника развивается аллергия на бумажную пыль, то для проявления симптомов заболевания достаточно присутствие в воздухе рабочей зоны бумажной пыли в концентрации не превышающей ПДК. Поэтому профессиональная бронхиальная астма вполне может быть установлена у работника даже в случае, если его условия труда признаны допустимыми.

Кто отвечает за оформление акта о случае профессионального заболевания?

Положением не дается четкого ответа на этот вопрос. В п.27 говорится, что по результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания.

В Нижегородской области принята практика, когда основным лицом, оформляющим акт, является специалист Роспотребнадзора. Он с учетом мнения и предложений других членов комиссии готовит проект акта. После подписи его всеми членами комиссии акт направляется на утверждение руководителя Управления Роспотребнадзора. В случае же несогласия работодателя с содержанием акта о случае профессионального заболевания и отказа от подписи, он вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к акту, однако акт может быть утвержден и без его подписи.

Ответить же на все вопросы, связанные с расследованием профессиональных заболеваний, не возможно в формате одной статьи. В случае необходимости за консультацией следует обращаться в территориальные органы Роспотребнадзора.

Расследование профессионального заболевания: кто возглавляет комиссию

Далеко не все знают ответ на вопрос: кто возглавляет комиссию по расследованию профессионального заболевания. При появлении информации о возникновении профессионального заболевания (ПЗ) у одного из сотрудников руководитель предприятия обязан сформировать комиссию для изучения причин нанесения вреда здоровью работника. О главе комиссии расскажем в материале.

Состав комиссии

Предпринимаемые меры при ПЗ схожи с алгоритмом действий при несчастных случаях на производственных объектах. Отличия заключаются в таких параметрах:

  • личность того, кто возглавляет комиссию по расследованию профессионального заболевания;
  • структура комиссии;
  • временные ограничения для реализации следственных мероприятий.

Правовая регламентация вопросов о создании комиссии для изучения обстоятельств произошедшего несчастного случая или зафиксированного профзаболевания у одного из работников осуществляется через такие нормативные акты:

  • Трудовой кодекс (по несчастным случаям схема действий расписана в ст. 229);
  • постановление Правительства от 15.12.2000 № 967 .

На практике комиссию, которая занимается выяснением обстоятельств несчастного случая, может возглавлять работодатель. Эти функции наниматель вправе передавать своим уполномоченным представителям. Если ситуация связана с нанесением сотруднику тяжких увечий или имел место смертельный исход, роль председателя на себя принимает госинспектор по труду. В свою очередь, кто возглавляет комиссию по расследованию профессионального заболевания? – Главврач из ЦГСЭН (Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора).

Так как выяснением причин развития у человека профессионального заболевания должны заниматься разнопрофильные специалисты, в число членов комиссии необходимо включить:

  • представителя администрации компании-работодателя;
  • работника из отдела по охране труда;
  • лицо, которое делегировано трудовым коллективом для представления их интересов;
  • квалифицированного сотрудника медицинской организации;
  • других специалистов на усмотрение работодателя.

Принимать участие в следственных мероприятиях может и лицо, у которого диагностировано профзаболевание. Если по состоянию здоровья или другим причинам этот человек не может явиться на заседание комиссии или экспериментальные процедуры, он вправе делегировать полномочия по представлению интересов третьим лицам.

Численный состав комиссии может быть любым – четным, нечетным. Число привлекаемых экспертов определяется с учетом сложности и специфики задания.

Сроки расследования

Срочность принятия мер по началу следствия характерна для ситуаций с несчастными случаями. Руководитель создает комиссию сразу после получения известия о происшествии. Расследование по причинно-следственным связям возникновения профессионального заболевания может быть начато в течение 10 дней после извещения.

Отправной точкой при отсчете десятидневного интервала является дата поступления работодателю официального документа об установлении работнику заключительного диагноза (ответственность за своевременность рассылки несет Центр профпатологии). Момент ухудшения самочувствия не учитывается.

Читать еще:  Оплата больничного при производственной травме в 2021 году

Сроки завершения следственных процедур применительно к несчастным случаям ограничены 3 днями. В исключительных ситуациях допускается пролонгация периода проверки до 15 дней (например, если в результате происшествия работник получил тяжелые травмы, повреждения стали причиной смерти человека).

Отметим, что в постановлении Правительства от 15.12.2000 № 967 оговаривается не только вопрос о том, кто возглавляет комиссию по расследованию профессионального заболевания, но и предельные сроки для принятия мер по результатам проверки.

Продолжительность следственных процедур не регламентирована (в отношении профзаболеваний), но есть ограничение по изданию распоряжения об устранении выявленных негативных факторов. После подписания акта должно пройти не более месяца.

Порядок расследования профессиональных заболеваний

Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания

Работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания (далее – расследование).

Работодатель в течение 10 дней от даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания образует комиссию по расследованию профессионального заболевания (далее – комиссия), возглавляемую главным врачом территориального центра Роспотребнадзора. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.

В расследовании могут принимать участие другие специалисты.

Работодатель обязан обеспечить условия работы комиссии.

Профессиональное заболевание, возникшее у работника, направленного для выполнения работы в другую организацию, расследуется комиссией, образованной в той организации, где произошел указанный случай профессионального заболевания. В состав комиссии входит полномочный представитель организации (индивидуального предпринимателя), направившей работника. Неприбытие или несвоевременное прибытие полномочного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Профессиональное заболевание, возникшее у работника при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где выполнялась работа по совместительству.

Расследование обстоятельств и причин возникновения хронического профессионального заболевания (отравления) у лиц, не имеющих на момент расследования контакта с вредным производственным фактором, вызвавшим это профессиональное заболевание, в том числе у неработающих, проводится по месту прежней работы с вредным производственным фактором.

Для проведения расследования работодатель обязан:

а) представлять документы и материалы, в том числе архивные, характеризующие условия труда на рабочем месте (участке, в цехе);
б) проводить по требованию членов комиссии за счет собственных средств необходимые экспертизы, лабораторно-инструментальные и другие гигиенические исследования с целью оценки труда на рабочем месте;
в) обеспечить сохранность и учет документации по расследованию.
В процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, допустивших нарушение государственных санитарно-эпидемиологических правил, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего.
Для принятия решения по результатам расследования необходимы следующие документы:
а) приказ о создании комиссии;
б) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда;
в) сведения о проведенных медицинских осмотрах;
г) выписка из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда;
д) протоколы объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, других лиц;
е) экспертные заключения специалистов, результаты исследований и экспериментов;
ж) медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью работника;
з) копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты;
и) выписки из ранее выданных по данному производству (объекту) предписаний центра государственного санитарно-эпидемиоло­ги­ческого надзора;
к) другие материалы по усмотрению комиссии.

На основании рассмотрения документов комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.

Если комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия устанавливает степень вины застрахованного (в процентах).

По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по прилагаемой форме.

Лица, принимающие участие в расследовании, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение конфиденциальных сведений, полученных в результате расследования.

Работодатель в месячный срок после завершения расследования обязан на основании акта о случае профессионального заболевания издать приказ о конкретных мерах по предупреждению профессиональных заболеваний.

Об исполнении решений комиссии работодатель письменно сообщает в территориальный орган Роспотребнадзора.

Порядок оформления акта о случает профессионального заболевания

Акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве.

Акт о случае профессионального заболевания составляется в 3 дневный срок по истечении срока расследования в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, территориального органа Роспотребнадзора, центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом территориального органа Роспотребнадзора и заверяется печатью центра.

В акте о случае профессионального заболевания подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указываются лица, допустившие нарушения государственных санитарно-эпидемио­логических правил, иных нормативных актов. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, указывается установленная комиссией степень его вины (в процентах).

Читать еще:  Как считать 28 дней отпуска календарными или рабочими днями?

Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в территориальном центре Роспотребнадзора и в организации, где проводилось расследование данного случая профессионального заболевания. В случае ликвидации организации акт передается для хранения в территориальный центр Роспотребнадзора.

Профессиональное заболевание учитывается территориальным органом Роспотребнадзора, проводившим расследование, в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования рассматриваются органами и учреждениями Роспотребнадзора, Центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральной инспекцией труда, страховщиком или судом.

Лица, виновные в нарушении установленного порядка расследования профессиональных заболеваний, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кто возглавляет комиссию по расследованию происшествий на предприятии

Наиболее частыми причинами формирования комиссий по расследованию на предприятиях являются производственные несчастные случаи и профессиональные заболевания работников. Руководству компании необходимо строго соблюдать предусмотренные трудовым законодательством требования и нормативы при создании таких комиссий.

Немаловажным моментом является не только процедура формирования и состав, но и то, кого назначают главой комиссии. Для различных ситуаций возглавлять комиссию должны разные люди. Допущение ошибок и нарушение законодательных требований приводит к ответственности нанимателя, а также аннуляции всех результатов, собранных комиссией в процессе расследования.

Причины и порядок формирования на предприятии комиссий по расследованию

Для реализации механизма социальных партнерских отношений трудового коллектива и руководства законодательно предусмотрено создание на предприятии комиссий из числа трудящихся для решения различных вопросов.

Целевым назначением комиссий могут быть решение споров между руководящим составом и трудовым коллективом, проверка уровня подготовки трудящихся, а также решение других проблем, предусмотренных на законодательном уровне или внутренней документацией компании.

Самые строгие требования к формированию комиссий выдвигаются в тех случаях, если целью является расследование. Комиссии по расследованию создаются в следующих ситуациях:

  • Выявление у одного из сотрудников профессионального заболевания. В этой ситуации состав комиссии и процедура ее формирования должны строго отвечать законодательным требованиям. В состав комиссии должны входить не только члены коллектива предприятия, но и специалисты соответствующего профиля медицины. Назначение главы комиссии также строго закреплено в положениях законодательных актов.
  • Несчастный случай на предприятии. В этом случае также созыв комиссии является обязательным. При этом ее состав и требования к назначению главы комиссии отличаются от порядка, действующего в предыдущем пункте. Именно поэтому как руководству, так и рядовым сотрудникам необходимо четко понимать суть требований и работу механизма расследования в такой ситуации.
  • Выявление дисциплинарного нарушения. Расследование данного факта является обязательным для применения дисциплинарных мер к нарушителю, но создание комиссии для этого не является непременным условием.

Глава комиссии по расследованию профзаболеваний

Основным законодательным нормативом, регламентирующим расследование профессиональных заболеваний, является Правительственное постановление №967. Согласно его пунктам, порядок действий комиссии в этой ситуации выглядит так:

  1. Сотрудник проходит обследование в медицинском учреждении, как во время стандартного регулярного медицинского осмотра, так и по собственному желанию.
  2. При обнаружении врачом профилактического осмотра или лечащим врачом сотрудника профессионального заболевания, он обязан сообщить о данном факте в государственный центр санитарно-эпидемиологического надзора. Если заболевание было обнаружено в острой форме, уведомления необходимо передать также и руководству предприятия, на котором работает пациент. На это отводится не более суток. При выявлении хронического заболевания, передавать уведомление на предприятие не нужно, а на передачу извещения в органы надзора отводится до 3 дней. Предприятие получит уведомление уже от органов надзора после выполнения ряда необходимых действий по фиксации и оформлению.
  3. Руководство предприятия обязано в срок до 10 суток с момента получения информации о факте профессионального заболевания у сотрудника принять меры по формированию и деятельности комиссии для расследования возникновения профзаболевания.

Согласно нормативным законодательным требованиям, главой комиссии в данной ситуации должен быть главный врач учреждения санитарно-эпидемиологического надзора.

Также в состав комиссии должны быть включены представители трудового коллектива предприятия, сотрудники медицинского учреждения, а также лицо, ответственное за охрану труда в компании, и представитель профсоюзной ячейки предприятия.

Глава комиссии по расследованию несчастных случаев

Создание и деятельность комиссий по расследованию производственных несчастных случаев регламентируется Трудовым кодексом, в частности ст.№229. Она определяет функции и обязанности руководства предприятия и лиц, включенных в состав комиссии, алгоритм действий по выяснению обстоятельств инцидента и выявлению виновных в произошедшем.

Назначение главы комиссии зависит от нескольких условий и обстоятельств случившегося:

  • если произошедший несчастный случай не повлек за собой тяжкий вред здоровью работников предприятия, а также смертельный исход, то главой комиссии могут быть назначены непосредственный руководитель предприятия или представитель руководства;
  • в случае возникновения тяжелых травм, смертей и других видов тяжких последствий, главой комиссии назначается член государственной инспекции по труду или сотрудник иных органов надзора за трудовой деятельностью.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector