Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лекция по предмету Охрана труда на тему Причины травматизма

Травматизм школьников, профессиональные заболевания, причины травматизма и общие мероприятия по предупреждению травматизма

Причины школьного травматизма различны, но условно их можно разделить на две группы. Первую группу составляют причины внешнего характера, вторую группу – причины, зависящие непосредственно от учащегося.

К первой группе относятся:

недостаточный инструктаж педагогического персонала по охране труда;

небрежное и невнимательное отношение преподавателей к обучению школьников безопасным приемам работы;

недостаточный контроль соблюдения инструкций по охране труда;

технические причины (отсутствие ограждающих устройств, неисправность оборудования и др.);

несвоевременное и неквалифицированное расследование причин несчастных случаев;

слабая организация дежурства учителей и учащихся по школе;

недостатки воспитательной работы в вопросах соблюдения правил поведения, сплоченности ученического коллектива;

слабое и несистематическое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики травматизма в быту и на улице.

Ко второй группе относятся:

нарушение учениками правил и инструкций по охране труда;

психологические и физиологические причины (недостаточное внимание, ослабление памяти, болезнь, утомление, связанное с ослаблением самоконтроля учащимся своей деятельности).

Причины увеличения числа бытовых и уличных травм среди учащихся различны. С одной стороны, это неудовлетворительные социально-экономические условия жизни и недостаточная работа городских специальных служб, с другой стороны, – малоэффективная педагогическая работа по воспитанию навыков культуры поведения учащихся.

Помимо детского травматизма имеют место несчастные случаи среди педагогического и технического персонала образовательных учреждений, например, травмы, полученные:

учителями физического воспитания на уроках во время демонстрации упражнений, приемов, во время игры с детьми в подвижные игры;

во время перемещения работников по лестничным пролетам между этажами;

вследствие падения тяжелых предметов на работников;

вследствие падения работников со стульев во время перемещения плакатов, таблиц и т. д.;

при открывании и закрывании дверей вследствие неправильного положения рук работников и т. д.

Анализ причин травматизма показывает, что большинство несчастных случаев связано:

с нарушением правил эксплуатации оборудования:

с недостаточным контролем создания здоровых и безопасных условий труда в классах, кабинетах, мастерских со стороны органов образования, руководителей учреждений;

с привлечением к работе плохо обученного в области охраны труда учебно-педагогического персонала:

с нарушениями трудовой и производственной дисциплины.

Охрана труда в школе должна быть организована так, чтобы заранее исключить возможные неблагоприятные последствия учебно-воспитательного процесса. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований правил по технике безопасности учителями школ, заведующими кабинетами и руководителями школ является обязательным условием в работе по организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных занятий.

В связи с необходимостью постоянной заботы об улучшении условий труда, создания обстановки, исключающей производственный травматизм и профессиональные заболевания в образовательных учреждениях, разработаны комплексные планы улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. В эти планы включаются следующие мероприятия: приведение зданий, сооружений, станков, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам;

нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

систематическое уменьшение численности работников, занятых во вредных производствах или тяжелым физическим трудом;

улучшение санитарно-бытовых помещений и устройств;

повышение качества обучения по охране труда.

Общие мероприятия по предупреждению травматизма включают организационно-технические, общесанитарные и индивидуально-защитные мероприятия.

Профилактика детского травматизма на уроках трудового обучения. Формирование навыков «безопасного труда

Автор: Шестоперов Максим Валерьевич

    ТехнологияПрезентации 14-11-2019 728

Профилактика детского травматизма на уроках трудового обучения. Формирование навыков «безопасного труда».

Одной из важных задач работы школы, в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является развитие у учащихся общетрудовых БУД, необходимых для осуществления трудовой деятельности, подготовку учащихся с ОВЗ к освоению будущей «рабочей» профессии.

Деятельность школьников на уроках трудового обучения строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Несмотря на это уроки трудового обучения отличаются повышенной потенциальной опасностью, риском травмирования учащихся. На практических уроках учащиеся нередко получают различные травмы , большинство из которых незначительны.

Основные причины травматизма на уроках трудового обучения: (на слайд)

1. Плохая организация урока, недостаточный контроль со стороны учителя;

2. Несоблюдение правил техники безопасности и нарушение трудовой дисциплины;

3. Недостаточный уровень теоретической и практической подготовки учащихся;

4. Несоответствие технологического процесса нормам по охране труда: непригодные заготовки, отсутствие приспособлений безопасности, опасные технологии;

5. Отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или неиспользование спецодежды и средств индивидуальной защиты;

6. Недостаточная требовательность учителя в вопросах соблюдения инструкций и требований техники безопасности;

7. Ошибки в организации рабочего места: нарушение норм проходов, рабочих зон, несоответствие высоты основного оборудования росту учащихся, недостаточная освещенность;

8. Отсутствие на станках и машинах ограждений, защитных приспособлений;

9. Необеспеченность мастерских защитными устройствами от поражения учащихся электрическим током.

Наибольшее количество травм на уроках труда учащиеся получают по причине своей невнимательности, баловства, нарушений инструкций и требований техники безопасности. Поэтому, используя различные формы и методы работы, приучаю учащихся к соблюдению правил ТБ.

В доступной форме пытаюсь довести до сознания учащихся важность ситуации: н арушение правил техники безопасности при использовании столярного оборудования может нанести серьезный урон здоровью и даже привести к летальному исходу.

Читать еще:  Виды оценки персонала для улучшения работы в команде

Начиная с 5 класса, приучаю учащихся соблюдать следующие правила безопасности в столярной мастерской:

1. Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа;

2. Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения учителя;

3. Использовать спец.одежду и средства индивидуальной защиты;

4. Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание;

5. Не покидать учебное, рабочее место без разрешения учителя.

6. Не мешать работе других школьников.

Общие требования безопасности на уроках трудового обучения (слайд)

1Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности и поведения, требования техники безопасности, инструктажей, инструкций.

7. Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения преподавателя.

8. Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа.

9. При необходимости использовать специальную одежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты.

10. Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание.

11. Не покидать учебное, рабочее место без разрешения преподавателя.

12. Не мешать работе других школьников.

13. Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину, не совершать действия и поступки, способные привести к несчастному случаю.

14. О случаях травмирования, ухудшении самочувствия, при появлении опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю труда или другим взрослым.

15. При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать организованно, оказывать помощь пострадавшим.

Перед началом практической работы провожу вводный инструктаж, на котором с учащимися изучаем и повторяем правила ТБ в столярной мастерской, правила безопасной работы с пилой, с молотком и клещами, с шилом, рубанком, с клеем, правила безопасной работы на сверлильном станке, с электровыжигателем, лобзиком, правила безопасной работы на токарном станке. При проведении инструктажей, с которых начинается каждое учебное занятие, обязательно выясняю готовность учащихся к работе, наличие спец. одежды: фартука и косынки, самочувствии каждого учащегося.

Работу с учащимися по формированию трудовых умений в использовании столярного оборудования осуществляю, учитывая правила коррекционной работы, со строгим соблюдением следующей последовательности:

1.Проведение инструктажей с каждым обучающимся.

2.Обучение правилам безопасной работы и правильному обращению со столярным инструментом.

3.Многократное индивидуальное повторение элементов выполнения столярных работ.

4.Проверка усвоения практических навыков и умений при выполнении столярных работ.

5.Выполнение столярных работ только в присутствии учителя.

Знания учащихся, полученные при проведении инструктажей, проверяю в различных формах, с использованием занимательного материала: тестов, кроссвордов, игровых моментов, проблемных ситуаций. С целью привлечения внимания к ТБ изучаю с учащимися правила в стихотворной форме. Например:

Стружку не хватай руками,

Берегись ее, она

С очень острыми краями

И, притом, — раскалена!

Пыль, опилки не сдувай –

Помни – пыль сдувать нельзя,

Дунешь – попадет в глаза!

И ножовки, и стамески –

Очень острые “железки”

Как попало не хватай,

Станок сверлильный – не игрушка,

Из-под сверла струится стружка…

От стружки защищай глаза –

Работать без очков нельзя!

Поосторожней будь с доской,

Не гладь ее своей рукой –

Так глубоко войдет заноза,

Что не достанешь без наркоза.

Большое влияние на воспитание положительных качеств личности и
полезных привычек имеет личный пример учителя. От того, что умеет делать учитель и как он сделает то или иное изделие во многом зависит интерес учащихся к этому виду работ. Поэтому прежде чем дать задание по выполнению какого-­либо изделия, это изделие выполняю сам в присутствии детей, чтобы ребята смогли увидеть весь технологический процесс изготовления, соблюдение правил ТБ, представить, как оно будет выглядеть и определить для чего необходимо это изделие.

Учащиеся должны осознать, что всегда радуют глаз и греют душу
всевозможные изделия и поделки из дерева и древесных материалов: будь то
кухонная полочка или красивый светильник, декоративное панно или стенка, кухонный набор или шкатулка, обыкновенный табурет или журнальный столик. А если еще эти вещи созданы своими руками, тогда они просто бесценны. Они несут в дом тепло и уют. Изделия, выполненные в столярной мастерской своими руками, учащиеся часто просят взять домой.

Свой доклад хочу закончить словами Л.Толстого: «Там, где труд превращается в творчество, возникает уверенность в себе, в своих силах, ж елание жить».

Производственный травматизм и его причины

При производственной травме происходит нарушение целостности или функций тканей, органов человека. Данная ситуация вызывается неожиданным, внезапным воздействием опасного фактора на производстве при выполнении работником своих профессиональных трудовых обязанностей или требований начальника.

Все травмы производственного формата можно разделить на пять основных групп:

  • механического спектра, такие как раны, переломы, ушибы и др.;
  • теплового спектра, такие как тепловые удары, ожоги или обморожения и др.;
  • химического спектра, такие как ожоги хим веществами, удушья, острые формы отравления и др.;
  • электрического спектра;
  • комбинированные типы.

Если рассматривать травмы по степени тяжести, то можно выделить:

  • легкие;
  • тяжелые;
  • смертельные.

Помимо этого травмы бывают у одного работника, так и у целой группы лиц на производстве.

Поэтому крайне важно проводить обучение по безопасности и охране труда для всех, кто трудится на заводе, фабрике и др.

Читать еще:  Размер заработной платы воспитателей детского сада в 2021 году

В результате профессиональной деятельности могут возникать определенные заболевания, которые развиваются под воздействием на трудящегося специфических для данной работы вредных производственных факторов. Болезни не возникают вне контакта с ними.

Причины травматизации и профессиональных заболеваний на производстве разные:

  • технические;
  • организационные;
  • санитарно-гигиенические;
  • психофизиологические;
  • субъективные;
  • экономические.

Поговорим об этих моментах более подробно.

Технические причины

Среди этой группы выделяются такие, как недостатки машин в конструктивном плане, а также недочеты в механизмах, инструментарии, приспособлениях или их неисправность; отсутствие или некорректная работа иных устройств; отсутствие зануления или заземления электроустановок и др.

Организационные причины

Такой фактор возникает тогда, когда не своевременно проводится инструктаж, обучение работников в плане охраны труда. Помимо этого на данный критерий влияет и недостаточный контроль за выполнением этих самых норм, стандартов. Важно обеспечивать трудящихся специальной одеждой, а также СИЗ .

Санитарно-гигиенические причины

Если микроклимат в помещении или природные условия входят в разряд неблагоприятных, то возникают травматизации в этой сфере. Высокое содержание в воздухе вредных, опасных веществ, превышение допустимого уровня шума, неправильное освещение, антисанитария рабочих зон, мест, несоблюдение личной гигиены работниками — это все основополагающие факторы.

Психофизиологические причины

К этому приводит однообразие труда, монотонность работы, напряженность мероприятий, усталость и неблагоприятная атмосфера в коллективе в плане психологической ауры.

Субъективные причины

И здесь вопрос упирается в дисциплинированность каждого работника и ответственность их по выполнению правил по охране труда. Важно не допускать нахождение на производстве лиц в неадекватном состоянии, опьянении, с болезнями.

Экономические причины

Пренебрежение вопросами охраны труда и стремление трудящихся к высокой выработке и, соответственно, увеличению зарплаты могут привести к травматизации.

Охрана труда в сельском хозяйстве Сельское хозяйство в РФ традиционно входит в пятёрку наиболее травмоопасных отраслей народного хозяйства. Разбираемся почему

Сельское хозяйство в РФ традиционно входит в пятёрку наиболее травмоопасных отраслей народного хозяйства. Так, по данным Минтруда России, в 2019 году на сельское и лесное хозяйство (в статистике Росстата и Минтруда эти отрасли учитываются совместно) пришлось 9,6% от общего количества травм за год, а это четвёртое место.

Конечно этот уровень значительно меньше, чем уровень травматизма в обрабатывающих производствах, которые занимают первое место (22,9%). Но, тем не менее, сельское и лесное хозяйство в части травматизма уверенно обгоняет такую, казалось бы, опасную отрасль, как добыча полезных ископаемых (6,2%, пятое место).

В пересчёте на 1 000 работающих численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, а также со смертельным исходом, в 2019 году в сельском хозяйстве составила 1,9 (в добыче полезных ископаемых – 1,5). В абсолютных же цифрах численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, а также со смертельным исходом, в 2019 году в отрасли составила 23 343 человека (в добыче полезных ископаемых – 1590 чел.).

Учитывая изложенное, можно утверждать, что в настоящее время вопросам безопасности труда в сельском и лесном хозяйстве на уровне предприятий уделяется очень мало внимания. Впрочем, мало внимания уделялось и за те десять лет, в течение которых отрасль входит в число наиболее травмоопасных сфер народного хозяйства. Этому есть объяснение – отрасль в целом ещё только начинает оправляться от последствий сокрушительного удара, нанесённого ей распадом СССР, тяжёлыми для страны 1990-ми годами и последующими периодами «нефтяной экономики», когда все остальные отрасли, кроме добычи нефти и газа, не получали практически никакой поддержки от государства.

В результате этого многие хозяйства, особенно относительно небольшие, в основном сегодня озабочены вопросами выживания в условиях чрезмерной закредитованности, износа основных фондов, диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и др. В сложившейся ситуации говорить о какой-либо целенаправленной и последовательной работе по охране труда в них не приходится.

Однако в последние несколько лет, особенно после событий 2014 года, поддержке и развитию сельского хозяйства со стороны государства стало уделяться всё большее внимание. Вследствие чего определённое количество сельхозпредприятий уже довольно прочно стоят на ногах и – пока с небольшим оптимизмом – смотрят в будущее. Данное обстоятельство позволяет хозяйствам переходить от решения вопросов выживания к рассмотрению перспектив развития, к планомерной работе по повышению эффективности производства, неотъемлемой частью которой, несомненно, должны стать организация и поддержание необходимого уровня культуры и безопасности труда.

Основные причины несчастных случаев

По данным Роструда в 2019 году, как и последние пять-семь лет, основными причинами несчастных случаев на производстве (в том числе тяжёлых) в разрезе всех отраслей народного хозяйства, являлись:

  • неудовлетворительная организация производства работ
  • нарушение работником трудового распорядка
  • нарушение правил дорожного движения
  • нарушение технологического процесса
  • недостатки при подготовке и обучении работников
  • неудовлетворительное содержание рабочих мест
  • неприменение работниками СИЗ

Отдельной строкой в статистике указываются некие «другие причины» травматизма на производстве. Настораживает размытость данной формулировки, а также то, что на долю этих «других причин» приходится 35,4% всех случаев травматизма, в то время как, скажем, на долю «ближайшего преследователя» — «неудовлетворительной организации производства работ» — приходится 32,4% случаев.

Травматизм и работа с животными

В принципе, все указанные причины травматизма можно увидеть и в сельском хозяйстве, при этом в число «других причин», как правило, попадают специфические травмы, характерные только для данной отрасли. Так, например, работа с животными – один из самых главных источников травматизма в сельском хозяйстве. Следует заметить, что данная ситуация характерна не только для РФ, но наблюдается и в США, Дании, Австралии и во многих иных зарубежных странах (согласно исследованиям Waller (1992 г.), Erlich (1995 г.), Carsentsen, Lauritsen и Rasmussen (1995 г.) и др.)

Читать еще:  Формы материальной помощи безработным гражданам и их семьям

В России же только за последние два года произошло несколько сотен тяжёлых несчастных случаев, в том числе и с летальным исходом, среди работников животноводства. Наиболее часто наблюдаются случаи травматизма при работе с крупным рогатым скотом (коровы, быки), лошадьми, свиньями.

Обстоятельства такого травмирования совершенно различны – несчастные случаи могут происходить и с пастухами при выпасе скота, и с операторами машинного доения при дойке, и с ветеринарными работниками при осуществлении ими ветеринарных процедур. Итоговые результаты почти всегда одинаковы: сочетанные черепно-мозговые травмы, переломы рёбер, конечностей, позвоночника, травмы глаз, головы, разрывы внутренних органов, не говоря уже о многочисленных ушибах, повреждениях мягких тканей, гематом etc.

В качестве типичного примера приведём несчастный случай, произошедший 10 июля 2020 г. в Пильнинском районе Нижегородской области: на пастбище при перегоне стада пастух пострадал от удара быка. В результате происшествия работник получил тяжёлые повреждения здоровья в виде открытой черепно-мозговой травмы, множественных переломов позвоночника, глубоких повреждений мягких тканей.

Следует отметить, впрочем, что довольно часто представляется весьма затруднительным однозначно классифицировать причину травмирования работников. Так, в рассмотренном выше примере травмирования пастуха Государственная инспекция труда запросила результаты медицинской экспертизы на предмет нахождения пострадавшего в алкогольном опьянении во время несчастного случая. В случае, если факт опьянения работника будет установлен, тогда в качестве одной из причин травмирования можно будет считать нарушение работником трудового распорядка, а также – неудовлетворительную организацию производства работ со стороны руководства (допуск к работе сотрудника в состоянии алкогольного опьянения).

Поэтому для принятия действенных мер по снижению уровня производственного травматизма в сельском хозяйстве, помимо прочего, следует назвать необходимость тщательного, всестороннего и объективного (не формального!) расследования несчастных случаев в целях установления непосредственной причины травмирования и комплекса, скажем так, «сопутствующих» им причин.

Конечно, вышеприведённые соображения можно распространить и на прочие отрасли народного хозяйства, однако именно в сельском хозяйстве на них, в силу высокого уровня травматизма в отрасли, следует обратить большее внимание.

Травматизм и сельскохозяйственная техника

Наряду с травмированием в результате работы с животными, характерными для сельского хозяйства являются травмы, получаемые людьми, занятыми выполнением работ с использованием сельскохозяйственной техники. Как правило, эта техника весьма специфична, имеет большие размеры, множество выступающих острых, вращающихся и неограждённых частей, что, несомненно, только увеличивает тяжесть наносимых человеку травм.

На одном из первых мест по тяжести увечий и количеству смертельных случаев стоят травмы, получаемые работниками от комбайнов. Довольно часто при этом получает увечья или погибает даже не сам машинист комбайна, а человек, попадающий в мотовило и режущий аппарат машины, например, при случайном наезде.

Так, 4 октября 2019 г. в Аннинском районе Воронежской области машинист комбайна в поле допустил наезд на другого работника сельхозпредприятия. От полученных травм пострадавший скончался непосредственно на месте происшествия.

Очень часто также происходят несчастные случаи (в том числе и с летальным исходом) и при ремонте сельскохозяйственной техники, при подготовке её к полевым работам, выводе на консервацию перед зимним сезоном и др. В качестве причин таких несчастных случаев могут рассматриваться все варианты, приведённые нами выше, — от неудовлетворительной организации производства работ до неприменения работниками СИЗ.

Работа с кадрами

Как мы уже говорили ранее, высокий уровень травматизма характерен для всей отрасли сельского хозяйства и, к сожалению, вполне объясним. Однако нам кажется необходимым отметить, помимо прочих, ещё один фактор, способствующий сохранению имеющейся негативной ситуации с безопасностью труда в отрасли. В той или иной степени, он проявляется во многих отраслях народного хозяйства, но именно в сельскохозяйственном производстве его влияние, на наш взгляд, наиболее значительно. Этот фактор – отсутствие достаточного количества грамотных профессиональных кадров, причём как среди категорий рабочих и механизаторов, так и среди инженерно-технического персонала.

Именно поэтому, улучшение ситуации с безопасностью труда в сельском хозяйстве требует не только улучшения финансового положения предприятий, укрепления их материальной базы, но и решения вопросов кадрового обеспечения села – это представляется наиболее важным.

Конечно, для этого следует повысить степень привлекательности жизни и работы в сельской местности (развивая инфраструктуру, предлагая льготное жилищное кредитование специалистам, достойное денежное вознаграждение etc.) – и некоторые шаги в этом плане государством и регионами уже делаются. Но только интенсификация данных процессов позволит, помимо прочего, переломить негативную ситуацию с безопасностью труда в сельском хозяйстве, сберечь жизнь и здоровье людей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector