Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имеют ли право родственники вместе работать на государственной службе?

О работе близких родственников на государственной службе

Источник: Блог Председателя Агентства РК по делам государственной службы Жаилгановой А.Н. (№ 698212 от 30.07.2021г.)

ВОПРОС: Я работаю в районном отделе главным специалистом, беременна (18 недель), в данный момент идет разговор, что отделы будут объединять. Нас объединяют с другим отделом, где заведующей сектором работает моя родная сестра.

1. Как нам быть, можно ли работать нам с сестрой в одном отделе, если у нее другие функциональные обязанности и после объединения мы будем работать на равнозначных должностях?

2. Я в отпуск (больничный) по беременности и родам ухожу в октябре текущего года. Сестра многодетная мать (5-ро детей) у нее ребенок до трех лет. Теперь можно ли мне уйти в декретный отпуск и в дальнейшем числиться в одном отделе с сестрой, чтобы не было конфликта интересов?

ОТВЕТ: Рассмотрев Ваше обращение касательно допустимости совместной работы близких родственников на государственной службе, сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» (далее – Закон) государственный служащий не может занимать государственную должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками), супругом (супругой) и (или) свойственниками (полнородными и неполнородными братьями и сестрами, родителями и детьми супруга (супруги), а также иметь в непосредственном подчинении близких родственников, супруга (супругу) и (или) свойственников.

Аналогичная норма содержится и в пункте 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции». Вместе с тем, в деятельности государственного служащего не должно быть конфликта интересов, предусмотренного законодательством о государственной службе и о противодействии коррупции. Согласно подпункту 17) статьи 1 Закона конфликт интересов – это противоречие между личными интересами государственного служащего и его должностными полномочиями, при котором личные интересы государственного служащего могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению им своих должностных полномочий. Из указанного следует, что конфликт интересов возникает в том случае, когда вышеуказанные лица имеют личную заинтересованность при выполнении своих непосредственных должностных полномочий, при принятии решений по служебных вопросам, а также возможность осуществлять действия (бездействия), принимать решения по служебным вопросам в свою пользу.

В соответствии со статьей 15 Закона «О противодействии коррупции» Республики Казахстан лицам, занимающим ответственную государственную должность, лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностным лицам запрещается осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов, а также ими должны приниматься меры по предотвращению и разрешению конфликта интересов. Непосредственный руководитель либо руководство организации по обращениям лиц, указанных в пункте 1 данной статьи, или при получении информации из других источников обязаны своевременно принимать предусмотренные Законом меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (пункт 3).

На основании вышеизложенного, полагаем что совместная работа Вас с Вашей сестрой на равнозначных должностях не противоречит статье 13 Закона, однако в случае наличия конфликта интересов необходимо принять соответствующие меры.

Имеют ли право родственники вместе работать на государственной службе?

Вопрос : Может ли жена председателя садоводства работать в этом же садоводстве кассиром? Не противоречит ли это законодательству РФ оформление родственников председателя на должность кассира?

Ответ: Запрет совместной работы физических лиц, состоящих между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также братья, сестры, родители, дедушки, бабушки, дети супругов и супруги детей), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, содержится в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 которого в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

Кроме того, в настоящее время разработан проект Федерального закона № 309971-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции», в соответствии со статьей 13.5 которого в государственных и муниципальных организациях предполагается запретить совместную работу физических лиц, состоящих между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также братья, сестры, родители, дедушки, бабушки, дети супругов и супруги детей), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Однако данный запрет не коснется, во-первых, негосударственных (и не муниципальных) организаций, а во-вторых, государственных и муниципальных образовательных организаций, библиотек, организаций культуры, медицинских и фармацевтических организаций, расположенных в сельской местности.

В целом прием на работу лиц, состоящих в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), работа которых связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, нежелателен. Такая ситуация создает почву для конфликтов в коллективе.

Однако совместная служба родственников трудовым законодательством не ограничена.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ.

Указанный закон содержит только одно ограничение в отношении совместной работы супругов: председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги) не могут быть избраны в состав ревизионной комиссии (ревизором) (ч. 1 ст. 25).

Таким образом, супруга председателя правления садоводства может работать в этом же садоводстве кассиром.

Что говорит закон о совместной работе родственников в одной организации

Принято считать, что близким родственникам и своякам работать в одном учреждении запрещено. Действительно, есть ряд мест, где подобное сотрудничество под запретом, но, как и у любого закона, в данном случае есть ряд исключений. Рассмотрим организации, в которых родственные связи являются нарушением и наоборот, при каких обстоятельствах можно работать с родными.

Где ограничена совместная работа близких родственников?

В свое время государственному аппарату пришлось ввести жесткие ограничения на рабочие отношения между людьми, имеющими родственные связи. Коснулось это не только родных по крови, но и так называемых «свояков» — родных супруга, мужей/жен брата или сестры. Сделано это было для того, чтобы сократить количество коррупционных правонарушений, а также исключить различные привилегии и мошенничество.

В частности, запрет стоит на такие рабочие отношения между родственниками, где подразумевается финансово-хозяйственная деятельность и при которой один близкий находится в подчинении другого.

Близкие родственники не могут работать вместе:

  1. на государственной службе (Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», ст. 16, п. 5 ч. 1);
  2. на муниципальной службе (Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ», ст. 13, п. 5 ч. 1).

Кроме того, Федеральный закон «О противодействии коррупции» запрещает близким родственникам работать в следующих учреждениях:

  • в государственных корпорациях;
  • в Пенсионном Фонде России;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
  • в публично-правовых компаниях;
  • в Фонде социального страхования РФ;
  • в иных организациях, созданных государством на основании федеральных законов.

Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» допускается ограничение на деятельность лиц, которые занимают должности федеральной государственной службы (отдельные категории работников). В частности, это относится к директорам, начальникам, управляющим и главному бухгалтеру.

Читать еще:  Начисление заработной платы при повременной системе оплаты труда

Совместная работа родственников не запрещена

В настоящее время никаких ограничений по совместной работе родственников нет за исключением государственных и муниципальных служащих. Почему вообще встает вопрос об ограничении по приему родственников? Это происходит потому, что, когда трудовые отношения регулировались КЗОТом, в нем было ясно указано, что запрещается совместная работа лиц, имеющих родство, в подчинении одного из них другому. Современное же законодательство, представленное трудовым кодексом, гласит, что никакой дискриминации по семейному положению, расе, полу, национальности, языку и т.д. быть не может. И любое нарушение данного законодательства будет наказано.

Важно! Трудоустройство граждан, близких по родству, во всех структурах, кроме государственных, является обычным делом, не противоречащим норме закона.

Исключение — Федеральные государственные учреждения и Федеральные государственные унитарные предприятия

Откуда взялись эти исключения ведь про них в трудовом кодексе ничего не сказано? Эти исключения прописаны в Законе «О противодействии коррупции», а также в в Постановлении Правительства от 5 февраля 2021 года и в некоторых других локальных актах. В данных законодательных документах описываются случаи, когда лица, имеющие кровное родство не могут работать вместе. Это случаи касаются работников, когда выполняются все три условия:

  1. Занятых в государственной и муниципальной сферах, в частности к ним относятся все наши Российские чиновники;
  2. При наличии близкого родства, если один работник подконтролен другому. Попросту сказать, один подчиняется другому.
  3. При осуществлении такими сотрудниками-близкими родственниками финансово-хозяйственной деятельности.

Еще у нас есть Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” , в котором в статье 21 указано: «Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Важно! Работа близких родственников при подконтрольности одного лица другому запрещена в Пенсионном Фонде, Фонде социального страхования, Федеральном Фонде ОМС, Центральном Банке Российской Федерации.

Разъяснения Минтруда о том, когда не распространяется запрет на совместную работу родственников

16 мая 2021 года в Министерстве труда России дали комментарии о тех случаях, когда запрет на совместную рабочую деятельность родственников не распространяется. Согласно им, финансово-хозяйственные полномочия между подобными работниками должны протекать вне условий непосредственного подчинения или контроля.

Под непосредственным подчинением подразумевается ситуация, когда начальник руководствуется внутренним регламентом и, согласно положению о структурном подразделении, является прямым начальником в отношении работника. То есть имеет право давать обязательные для исполнения указания и приказы, контролировать их выполнение, влиять на повышение в должности, назначать меры поощрения и взыскания за нарушение трудовой дисциплины, оформлять назначение на новую должность или перевод в другой отдел.

Запрет не актуален и в том случае, если один из работников осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг или выполнением работ, которые относятся к основным видам организации. Например, это касается сфер науки, культуры, здоровья, спорта, образования. То есть один из работников является спортсменом, танцором, актером, врачом, ученым или учителем.

Есть ли запрет работы родственников

В Роструд поступил такой вопрос о совместной работе родственников: по какой причине родственникам запрещается работать в одном подразделении? Речь идёт о работе в одной из сети известных магазинов. Причём родственники работают в разные смены.

Роструд так прокомментировал устройство родственников на работу: по его мнению, нормами действующего законодательства запрета на осуществление трудовой деятельности родственникам в одном структурном подразделении организации не установлено.

Более того: если работодатель такой запрет устанавливает, то его подобные действия неправомерны. В этом случае налицо дискриминация в сфере труда.

Нарушение ТК РФ в этой части грозит работодателю административным штрафом в размере от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Запретят ли работу родственников в прямом подчинении? Изменения в Закон о коррупции

На практике соискателю часто отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на действующее законодательство и аналогии. Якобы совместная работа родственников в одном учреждении строго запрещена. Данная отсылка не всегда верна, однако необходимо заметить, что такой закон в скором времени действительно может появиться.

В начале 2015 года в Государственную думу РФ внесли проект федерального закона с планами на изменения в законе «О противодействии коррупции». Изначально предлагалось добавить статью с запретом на работу родственников в одной муниципальной или государственной организации, или в их обособленном подразделении.

Данное предложение до сих пор находится в стадии рассмотрения и с уверенностью утверждать, что его примут или отклонят нельзя. Депутаты склонны к тому, что даже при внесении такой поправки будут действовать определенные исключения. Например, подобное правило не коснется совместной работы близких родственников в заведениях социального направления (образование, медицина, культура), если работники проживают в сельской местности. Скорее всего, данное исключение связано с нехваткой специалистов в отдаленных поселениях. Для такой местности характерны целые династии учителей, врачей и работников культуры.

Устройство на работу родственников во внебюджетные фонды

Закон «О противодействии коррупции» устанавливает некоторые ограничения, которые закреплены в Трудовом кодексе.

Статья 349.2 ТК РФ говорит о том, что ограничения при трудоустройстве родственников предусмотрены для сотрудников Пенсионного фонда, ФСС, Фонда медицинского страхования и некоторых других подобных организаций, которые образованы Российской Федерацией.

Постановление №568 от 05.07.2013 года устанавливает перечень работников, которые не могут работать, если есть близкое родство с сотрудниками Фондов или иных подобных организаций.

Что такое соподчиненность родственников на службе и конфликт интересов?

Вопрос: Что такое соподчиненность родственников на службе и конфликт интересов? Ответ: Согласно статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — ФЗ № 273) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. Обязательным условием возникновения конфликта интересов является наличие личной заинтересованности. Понятие личной заинтересованности раскрыто в части 2 статьи 10 ФЗ № 273 — это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) государственным или муниципальным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми государственный или муниципальный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Сам по себе факт наличия между государственными (муниципальными) служащими родственных отношений не свидетельствует о возникновении конфликта интересов. При этом следует учитывать установленные законом ограничения, связанные с недопустимостью непосредственной подчиненности или подконтрольности родственников на службе. Так, в силу статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Согласно статье 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Читать еще:  Воспитатель суть работы вакансии в детском саду зарплата

Работа с друзьями

— Хорошо ли, когда твоим подчиненным становится друг детства, родственник, бывший коллега?

— Работа в принципе не место для личных отношений. Но у коллег, которые сначала работают вместе, а потом становятся друзьями, больше шансов ими и остаться, чем у друзей, которые затем становятся коллегами. Особенно если речь идет об отношениях подчиненности.

— Как это влияет на дальнейшие отношения нанимаемого и его благодетеля?

— Когда мы сначала общаемся с кем-то (другом, родственником, бывшим коллегой) на равных, а потом он становится выше или ниже нас по положению, это часто негативно сказывается на общении. Причем если кто-то ниже нас, нам может быть комфортно (и где-то даже льстить самолюбию, если речь идет об отношениях дружбы-конкуренции), а этому человеку — нет. Если человек сам стремится быть ведущим в отношениях, то с его стороны могут возникать обиды и претензии: почему он, а не я? Если, наоборот, он стремится быть ведомым, то может использовать отношения подчиненности на работе, чтобы выбить себе особые преференции. Например, задержать отчет, отпроситься пораньше с работы, уйти в отпуск в неудобное для компании время.

— Насколько отрицательно или положительно кумовство может влиять на настроения в коллективе в целом?

— К сожалению, в силу человеческой психологии даже очень разумные люди порой не способны разграничить личные и служебные отношения. Могут возникать споры, ссоры, которые в конечном итоге разрушат дружбу. Мой совет: хочешь сохранить друга, не бери его в подчинение. Это первый момент.

Второй — даже в том случае, если ваш друг или родственник окажется достаточно разумен, чтобы сохранять дистанцию на работе, не держать обиды, если вы примете решение не в его пользу или раскритикуете его труды, все равно возникает опасность разброда и шатаний в коллективе. Даже если вы будете безупречно объективно относиться к результатам работы вашего друга и всех остальных, обязательно найдется пара критиков, которые обвинят вас в кумовстве и фаворитизме.

— Есть ли случаи, когда на работу нужно брать исключительно знакомых тебе людей?

— Брать на работу исключительно знакомых можно, пожалуй, только в том случае, если вы вместе начинаете какой-то проект, заранее договариваетесь об условиях партнерства и разграничении обязанностей и при этом доверяете друг другу. В совместном начале бизнеса возможен удачный деловой и личный тандем, хотя все зависит от характера. Это лично мое мнение, которое не претендует на истину. В конце концов, в любом правиле возможны исключения.

Доверительное управление долей в ООО как способ совместить бизнес и госслужбу

Госслужба и предпринимательская деятельность не совместимы. Если гражданин поступает на государственную или муниципальную службу, то он должен прекратить предпринимательскую деятельность. Однако не всегда можно так легко расстаться с бизнесом — на службе может не сложиться, и в таком случае хорошо иметь собственное дело, в которое можно вернуться. Могут быть и другие причины, по которым недавнему бизнесмену не захочется расставаться с бизнесом, переписывать активы и фирмы на родственников или друзей.

На самом деле все не так страшно, как это можно представить себе на первый взгляд. Бизнес и госслужба вполне могут сочетаться в одном добропорядочном гражданине.

Какие ограничения в сфере бизнеса установлены для госслужащих?

Действительно, государственные служащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (коммерческой организацией). Но что значит, предпринимательская деятельность? В соответствии с п.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Т.е. чтобы считаться предпринимателем, надо как минимум быть зарегистрированным в установленном порядке и заниматься тем, что может или должно приносить доход. Это как раз то, чем не имеют права заниматься госслужащие. Значит, перед тем как поступить на госслужбу необходимо в безусловном порядке прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. И здесь никаких вариантов нет. Правда, это не мешает, к примеру, сдавать в аренду принадлежащему госслужащему квартиру и получать от этого доход.

Но как быть с деятельностью коммерческих организаций? Сейчас все больше граждан открывают свое дело, иным образом участвуют в хозяйственных обществах, владеют акциями, долями в уставных капиталах. И поступление на госслужбу совсем не означает, что надо продавать свои акции, отказываться от долей в ООО т.д.

Все это – активы, которые могут приносить доход. Именно этим – возможностью получения дохода, возникновения конфликта интересов и обеспокоен законодатель, принявший нормы, которые устанавливают запреты, связанные с госслужбой. Но на самом деле закон не устанавливает для государственных служащих ограничений по владению долей в ООО, акциями. Закон, конечно, ограничивает госслужащих. Но при этом существует несколько мифов, связанных с госслужбой. Рассмотрим их более подробно.

Имеет ли право госслужащий владеть долей в ООО (обществе с ограниченной ответственностью)?

Владеть долей в уставном капитале коммерческой организации (ООО) можно, но нельзя участвовать в деятельности органов управления, т.е. нельзя быть руководителем организации, принимать решения на общем собрании участников общества. Что касается руководства организацией, то здесь все понятно – нельзя быть и директором ООО, и состоять на госслужбе. Много вопрос возникает, почему, к примеру, нельзя самому принимать участие в работе общего собрания участников ООО, принимать решения, голосовать, управлять коммерческой организацией. Все очень просто – все решения участники общества принимают с целью получения прибыли, ради этого и создаются коммерческие организации. Значит, выбирая директора, согласовывая осуществление крупной сделки, распределяя по итогам года прибыль, а также принимая другие решения в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления ООО, владелец доли руководствуется стремлением получить прибыль. В таком случае, управление ООО государственным или муниципальным служащим может привести к возникновению ситуаций, когда могут пострадать интересы государства (региона, муниципалитета). Эта цепочка (личные интересы – интересы государства) не всегда короткая и прозрачная, но как показывает практика, часто реальная. В связи с этим, чтобы не допустить конфликта интересов, законодатель просто установил ряд запретов.

Какой же выход в таком случае может быть? Чтобы сохранить долю в ООО и не нарушить закон, государственный служащий должен передать свои активы в коммерческих организациях (долю в ООО) в доверительное управление. Такое требование установлено в различных нормативных правовых актах. Так п.2. ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает обязанность госслужащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

А вот Федеральный закон «О противодействии коррупции» в п.6. ст.11 устанавливает обязанность госслужащего передать в доверительное управление ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) вне зависимости от того, есть ли конфликт интересов. Формулировка указанной статьи такова, что эта обязанность жестко установлена в целях предотвращения конфликта интересов, и не важно, есть ли вероятность конфликта интересов или нет: должен передать в доверительное управление активы – и точка.

Читать еще:  Особенности обработки персональных данных в РФ иностранными компаниями

Т.е. в действующем законодательстве наблюдается некоторое противоречие по вопросу о том, всегда ли госслужащий должен передавать в доверительное управление свои активы – доли в ООО, акции и т.д. Пока это противоречие не устранено во избежание крайностей в виде увольнения со службы, госслужащим стоит оформлять передачу активов в доверительное управление, не пренебрегать этой обязанностью.

Какие изменения в существующем положении о передаче активов госслужащего в доверительное управление ожидаются?

В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, которым предполагается устранить указанное противоречие. Законопроект внесен еще в 2013 году и принят в первом чтении в феврале 2014 года. В целом законодатель оценил целесообразность его принятия, но пока до процедуры второго и третьего чтения законопроект не дошел и все еще ожидает рассмотрения. В законопроекте предлагается сохранить обязанность госслужащих передавать указанные активы в доверительное управление только в том случае, если имеется конфликт интересов или имеется возможность такого конфликта интересов.

Некоторые юристы считают, что это откат назад, смягчение антикоррупционного законодательства. Однако стоит понимать, что в любом случае в данном вопросе необходимо прийти к однозначному решению, в каких случаях госслужащий обязан передавать имущество в доверительное управление – всегда или только при угрозе возникновения конфликта интересов. А пока этот вопрос порождает неоднозначное толкование и споры, затруднения в применении законодательства.

Какое владение активами можно считать конфликтом интересов?

В законодательстве дано определение понятию конфликта интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Проще говоря, конфликт интересов – это ситуация, при которой имеется вероятность, что госслужащий действует или будет действовать в личных целях вопреки общественным (государственным) интересам.

В качестве примера можно привести случаи владения бизнесом в сфере строительства и ремонта дорог чиновником, возглавляющим какое-нибудь региональное министерство ЖКХ. Вероятность личной заинтересованности такого чиновника налицо, а значит, и конфликт интересов вполне может иметь место. Поэтому в подобных случаях госслужащим однозначно необходимо передавать в доверительное управление доли в уставном капитале коммерческих организаций. При этом вряд ли возможен конфликт интересов, если у госслужащего из сферы ЖКХ имеется фирма, работающая в сфере дополнительного образования. Однако пока в законодательстве имеются некоторые противоречия, госслужащему в любом случае необходимо передавать свои активы в доверительное управление.

Все ли госслужащие должны передавать активы в доверительное управление?

Статья 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в ней нет оговорок, позволяющих сделать иной вывод. Таким образом, можно считать, что все государственные и муниципальные служащие обязаны в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

Что касается формулировки «в соответствии с законодательством РФ», то у многих возникают вопросы, к чему это уточнение относится, что имел в виду законодатель. Некоторые считают, что это касается установления правовыми нормами случаев, когда передача активов в доверительное управление обязательна, а поскольку пока такие отдельные нормы не приняты, то по их мнению, эту статью не надо применять. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Эта формулировка означает, что доверительное управление должно быть оформлено в соответствии с законодательством. В главе 53 Гражданского кодекса РФ содержатся нормы о договоре доверительного управления имуществом, в т.ч. о доверительном управляющем, о существенных условиях договора доверительного управления. Именно ими госслужащий должен руководствоваться, принимая меры по предотвращению конфликта интересов.

Конфликт интересов может возникать в силу различных обстоятельств, и законом устанавливается порядок действий в случае, когда государственному или муниципальному служащему стало известно о возникшем конфликте интересов или даже об обстоятельствах, которые могут привести к конфликту интересов. Для разрешения таких ситуаций создаются комиссии по урегулированию конфликтов интересов. Создание этих комиссий предусмотрено в обязательном порядке на федеральном и региональном уровне, а вот что касается муниципалитетов, то в соответствии с Федеральном законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» создание соответствующих комиссий возможно, но не обязательно.

Однако, что касается действий государственных и муниципальных служащих, если они владеют активами (долями в ООО, акциями и т.д.), то здесь вариантов действий нет, и решение может быть только одно: передача их в обязательном порядке в доверительное управление. Эта обязанность установлена законом. Поэтому пока данная норма (п.6 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции») не отменена, ни изменена, её необходимо применять.

Кому госслужащий должен передать активы в доверительное управление?

Итак, понятно, что госслужащему совсем не обязательно отказываться от доли в ООО, продавать её, выходить из общества, продавать акции. Можно просто передать эти активы в доверительное управление. Но кто может быть доверительным управляющим? На самом деле, совершенно любой дееспособный человек. Обязанность передать имущество в доверительное управление для госслужащих установлена законом. В связи с этим совершенно не обязательно, чтобы доверительным управляющим был индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

И хотя такая возможность очень часто реализуется посредством передачи активов в доверительное управление близким родственникам, а вместе с этим под сомнение можно поставить и достижение самой цели предотвращения конфликта интересов, все же запретов поступать именно таким образом в законе нет.

В последнее время высказывается точка зрения, что необходимо закрепить на законодательном уровне обязанность госслужащих передавать активы в доверительное управление только независимым доверительным управляющим – предпринимателям и юридическим лицам. Главным аргументом такой идеи указывается, что только так может быть достигнута незаинтересованность в использовании должностного или иного служебного положения. Однако с таким подходом сложно согласиться, тем более что эта обязанность установлена законом, и обременять госслужащих еще и требованием заключать возмездный договор доверительного управления с независимым доверительным управляющим будет излишне жесткой мерой, способной привести к обратному эффекту.

Таким образом, учитывая, что обязанность госслужащего передать активы в доверительное управление установлена законом, то в силу ч. 1 ст.1015 Гражданского кодекса РФ доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.

Значит, госслужащему, владеющему активами, достаточно просто заключить с близким родственником (супругой, отцом и т.д.) договор доверительного управления, причем не обязательно возмездный. Что касается обществ с ограниченной ответственностью, то руководитель ООО или сам госслужащий должны также уведомить по установленной форме ФНС об изменении сведений об участнике общества – введении доверительного управления долей в ООО. Но даже если никто не сообщит в ФНС о том, что заключен договор доверительного управления, то такой договор будет считаться действительным.

Итак, бизнес и государственная или муниципальная служба вполне совместимы, но только надо учитывать требования действующего законодательства России и понимать всю меру ответственности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector