Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Статья 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Новая редакция Ст. 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Комментарий к Статье 226 ТК РФ

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Другой комментарий к Ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в настоящей статье.

Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет:

— средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

— добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда и используемые на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» (СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095) в следующем порядке (в процентах):

Читать еще:  Вредные производственные факторы определение и классификация по профессиям

30 — органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;

40 — на текущий счет Минздравсоцразвития России;

30 — Государственной инспекции труда.

Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 (БМТ РФ. 2001. N 3).

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. В соответствии с изменениями в ТК РФ от 30 июня 2006 г. изменен размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Раньше он составлял для всех организаций (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Теперь установлен единый размер — не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

Порядок планирования и финансирования мероприятий по охране труда

Предусмотренные выше мероприятия включаются в коллективный договор (соглашение по социальным вопросам и охране труда в колхозе) с учетом данных комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, паспорта санитарно-технического состояния условий труда в цехах и на производственных участках, анализа причин производственного травматизма и заболеваемости, предложений рабочих, служащих, органов государственного надзора и технической инспекции труда. Соглашение по охране труда (соглашение по социальным вопросам и охране труда в колхозе) составляют по прилагаемой форме.

Мероприятия по охране труда должны быть обеспечены проектно-сметно-конструкторской и другой технической документацией, финансированием и материальными ресурсами (фондами на материалы и оборудование, лимитами на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы и т. д.). Мероприятия по охране труда финансируют предприятия, организации, учреждения, колхозы за счет цеховых и общепроизводственных (эксплуатационных) расходов (накладных расходов в строительных организациях и на стройках, осуществляемых хозяйственным способом), если мероприятия носят капитальный характер; расходов бюджетных организаций и учреждений, если мероприятия носят некапитальный характер. Расходы, необходимые для создания безопасных условий труда при выполнении хоздоговорных научно-исследовательских работ, предусматриваются в плановых калькуляциях (сметах) затрат на эти работы;
амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт, если мероприятия проводят одновременно с капитальным ремонтом основных средств;
банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства;
государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия капитальные.

На проведение мероприятий по охране труда в масштабе отрасли, включая проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, разработку типовых инструкций, отраслевых стандартов, правил, создание диафильмов и кинофильмов по охране труда, по пропаганде в области охраны труда и т. д. предприятия, организации, учреждения ежегодно отчисляют в фонд министерства (ведомства) не менее 5 % стоимости мероприятий по охране труда, финансируемых за счет эксплуатационных расходов. Расходование этих средств Министерством осуществляется по согласованию с ЦК профсоюза.

Денежные средства и материальные ресурсы, предназначенные на выполнение конкретных мероприятий по охране труда, запрещается использовать на другие цели. Денежные средства и материальные ресурсы, сэкономленные в результате проведенных мероприятий, могут по согласованию с комитетом профсоюза предприятия, организации, учреждения, колхоза расходоваться на проведение дополнительных мероприятий по охране труда.

Отчеты об освоении средств на мероприятия по охране труда составляют по форме, утвержденной ЦСУ СССР в установленном порядке.

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Изменить сложившуюся ситуацию призвано принятие поправок в раздел X Трудового кодекса РФ в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также введение в действие предупредительной профилактической модели управления охраной труда.

Задача информирования работников об их правах в области охраны труда ранее была частично решена с принятием Приказа Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», но данный приказ перестанет применяться и подлежит отмене в рамках реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», что дополнительно обуславливает актуальность вводимого Проектом документа правового регулирования.

После вступления в силу Проекта документа будут установлены общие требования к реализации работодателем процедур информирования работников о своих трудовых правах, включая право на охрану труда.

Кроме того, необходимость установления общих требований к реализации работодателем процедур информирования работников о своих трудовых правах, включая право на охрану труда, в целях профилактики организационных причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости обусловлена исчерпанием административных ресурсов регулирования показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, необходимостью введения предупредительной модели управления охраной труда, которая невозможна без установления требований к порядку информирования работодателем своих работников об их трудовых правах, что реализуется требованиями обсуждаемого Проекта приказа.

Читать еще:  Расчет при увольнении после испытательного срока по инициативе работодателя

В приложении № 1 к Проекту документа приведен примерный перечень информационных материалов, который может применяться работодателем для информирования своих работников об их трудовых правах, в том числе о праве на безопасные условия и охрану труда. К таким информационным материалам относятся визуальная/печатная информация, видеоматериалы и интернет-ресурсы.

Предложенный работодателю примерный перечень информационных материалов, предназначенных для информирования работников, не является окончательным и исчерпывающим. Работодатель вправе применять любые материалы из приведенного Перечня — по-отдельности или совместно. Предоставляется возможность применять иные предусмотренные законодательством информационные материалы.

ФОРМЫ (СПОСОБЫ) ИНФОРМИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ

В Приложении № 2 к Проекту документа рассматриваются формы информирования работников (основные и дополнительные) об их трудовых правах, в том числе о праве на безопасные условия и охрану труда. Например, к основным способам информирования с использованием визуальной/печатной информации являются ознакомление работника:

— при приеме на работу с условиями заключенного с работодателем трудового договора, в котором указываются все трудовые права работника и информация об условиях труда;
— с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
— с результатами выявления опасностей и оценки рисков на рабочем месте.

Также к основным способам информирования работников относится размещение плакатов и листовок, посвященным вопросам информирования работников о трудовых правах, на рабочих местах в структурных подразделениях работодателя, кабинетах охраны труда, уголках охраны труда, а также в общедоступных местах на территории работодателя.

В Приложении № 3 к Проекту документа приведены рекомендации Минтруда России по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда (далее — Рекомендации).

Рекомендации разработаны для оказания помощи работодателям при организации работы у них службы охраны труда или специалиста по охране труда в части обеспечения эффективности работы указанной службы или специалиста. Приведены общие требования к процессу организации работы в целях информирования работников в сфере охраны труда. Проектом устанавливается порядок размещения работодателем информационных материалов для информирования работников в зависимости от его организационной структуры и организации работы, а также от его финансовых возможностей. В соответствии с данными Рекомендациями работодатель сможет самостоятельно осуществить размещение информационных материалов.

Также сформулированы рекомендации по организации тиражирования (распространения) печатной продукции и видеоматериалов. Проектом документа оговаривается формат информационных материалов. Например, периодические корпоративные издания (журналы, информационные бюллетени, информационные листки) по охране труда могут выпускаться как в печатном, так и в электронном виде. В свою очередь видеоматериалы могут распространяться в соответствии с вышеописанными формами (способами) информирования работников, рассылаться работникам на электронную почту с учетом соблюдения тайны персональных данных, а также транслироваться в социальных сетях.

Минтруд дал работодателю рекомендации по организации взаимодействия с работниками в целях информирования. Например, при проведении онлайн-опросов, телефонных интервью и собеседований, необходимо обеспечить соблюдение положений законодательства о защите персональных данных. Участники указанных мероприятий должны быть заблаговременно проинформированы работодателем или службой охраны труда (специалистом по охране труда) об их проведении. Содержание указанных мероприятий должно учитывать формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда.

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА

До 26 июля 2021 года у Вас есть возможность сформулировать и направить свои замечания разработчикам Проекта документа. Для этого необходимо заполнить простую форму . Также Вы можете прикрепить текстовый файл со своими письменными замечаниями и предложениями.

Тест с ответами: “Техника безопасности”

1. Работодатель в законодательном порядке обязан отстранить рабочего от работы, если он:
а) находится в состоянии алкогольного опьянения +
б) не применяет полагающиеся ему средства индивидуальной защиты
в) отказался принимать выданное ему молоко, в то время как условия труда на участке предусматривают это

2. Работодатель в законодательном порядке обязан отстранить рабочего от работы, если он:
а) отказался принимать выданное ему молоко, в то время как условия труда на участке предусматривают это
б) по собственной инициативе не прошел очередной медицинский осмотр +
в) не применяет полагающиеся ему средства индивидуальной защиты

3. Работодатель в законодательном порядке обязан отстранить рабочего от работы, если он:
а) не применяет полагающиеся ему средства индивидуальной защиты
б) отказался принимать выданное ему молоко, в то время как условия труда на участке предусматривают это
в) после первичного инструктажа на рабочем месте не стал проходить стажировку по охране труда +

4. На работах с повышенной опасностью работники проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда:
а) до начала выполнения должностных обязанностей и в дальнейшем один раз в год +
б) раз в 5 лет
в) раз в 3 года

5. Вводный инструктаж по охране труда с вновь принятыми работниками проводит:
а) сотрудник отдела кадров
б) непосредственный руководитель
в) специалист по охране труда +

6. Инструктаж студентов по охране труда при проведении лабораторных работ проводит:
а) инженер по охране труда
б) преподаватель +
в) куратор

7. Когда проводится целевой инструктаж по охране труда:
а) при переводе работника из одного цеха в другой
б) при изменении технологии или после несчастного случая
в) при направлении на выполнение разовой или временной работы +

8. Кто может отменить предписание специалиста по охране труда:
а) руководитель предприятия +
б) прокуратура
в) профсоюзный комитет

9. Кем осуществляется расследование несчастных случаев на производстве:
а) отделом охраны труда
б) инспектором Госгорпромнадзора
в) комиссией, назначенной руководителем предприятия +

Читать еще:  Архивариус — описание профессии зарплата и квалификация специалистов

10. После какого срока комиссия должна составить акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1:
а) 2 суток
б) 3 суток +
в) 4 суток

11. Расследуется несчастный случай, о котором пострадавший своевременно не сообщил:
а) расследуется по заявлению потерпевшего +
б) расследуется, если с момента происшествия прошло не более одного месяца
в) не расследуется

12. В каком размере предприятие платит штраф в случае установления попытки сокрытия работодателем несчастного случая:
а) 5-кратном размере
б) 10-кратном размере +
в) 20-кратном размере

13. В каком случае выносится постановление о наложении штрафа на предприятие:
а) по итогам комплексной проверки состояния охраны труда предприятия +
б) по итогам проверки инспектором Госгорпромнадзора
в) по решению трудового коллектива

14. Кто в высшем учебном заведении составляет заявки на спецодежду и другие средства индивидуальной защиты:
а) инженер по охране труда
б) заведующий хозяйством
в) зав. кафедрой +

15. Кто подтверждает (устанавливает) право работников на льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день:
а) комиссия по аттестации рабочих мест +
б) профком предприятия
в) отдел охраны труда

16. На предприятиях, применяющих в работе радиоактивные вещества, контроль облучения его персонала осуществляется:
а) специалистом гражданской обороны
б) службой радиационной безопасности предприятия +
в) службой охраны труда предприятия

17. С увеличением силы тока, проходящего через тело человека, поражения человека:
а) не изменяется
б) уменьшается
в) увеличивается +

18. Защитное заземление или зануление обеспечивает:
а) защиту оборудования от короткого замыкания
б) защиту человека от поражения электрическим ударом +
в) защиту помещения от удара молнии

19. На какие классы по степени опасности поражения электрическим током помещения подразделяются:
а) влажные, пылевые, взрывоопасные
б) опасные, не опасные, очень опасные
в) без повышенной опасности, с повышенной опасностью, особо опасные +

20. Первая помощь при ранении – остановить кровотечение, предотвратить заражение, для чего необходимо:
а) промыть рану водой и перевязать
б) рану обработать спиртосодержащим раствором и наложить повязку +
в) засыпать рану порошком и заклеить клеем

21. При приеме работника на постоянную работу на предприятие:
а) с ним вначале проводят вводный инструктаж по охране труда, а затем подписывают приказ о приеме +
б) с ним заключают коллективный договор
в) с ним заключают коллективный договор

22. При приеме работника на постоянную работу на предприятие:
а) с ним заключают коллективный договор
б) с ним заключают трудовой договор +
в) он подписывает обязательство, что всю ответственность за соблюдение норм охраны труда берет на себя

23. При приеме работника на постоянную работу на предприятие:
а) с ним заключают коллективный договор
б) он подписывает обязательство, что всю ответственность за соблюдение норм охраны труда берет на себя
в) его знакомят под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка +

24. Работодатель обязан:
а) не допускать к работе лиц, которые не приобрели полагающуюся по типовым нормам спецодежду
б) не допускать к работе лиц, имеющих медицинские противопоказания к данной работе +
в) не реже 1 раза в 3 года проводить учебу по охране труда руководителей подразделений с регистрацией учебы в специальном журнале

25. Работодатель обязан:
а) о каждом легком несчастном случае сообщать в Государственную инспекцию труда
б) не допускать к работе лиц, которые не приобрели полагающуюся по типовым нормам спецодежду
в) организовать разработку инструкций по охране труда для профессий и видов работ +

26. Работник имеет право на:
а) дополнительный отпуск при выработке более 120 часов сверхурочной работы
б) отказ выполнять работу, угрожающую его жизни или здоровью +
в) ежегодный оплачиваемый отпуск не менее одного месяца

27. Законодательство по охране труда предусматривает:
а) на финансирование мероприятий по охране труда работодатель обязан выделить не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции +
б) перерыв для отдыха и питания работников в течение смены должен быть предоставлен продолжительностью не менее 45 мин. и не более 1 часа
в) перерыв для отдыха и питания работников в течение смены должен быть предоставлен продолжительностью не менее 45 мин. и не более 2 часов

28. Законодательство по охране труда предусматривает:
а) перерыв для отдыха и питания работников в течение смены должен быть предоставлен продолжительностью не менее 45 мин. и не более 1 часа
б) перерыв для отдыха и питания работников в течение смены должен быть предоставлен продолжительностью не менее 45 мин. и не более 2 часов
в) для лиц 16 и 17 лет рабочая неделя составляет не более 35 час в неделю +

29. В соответствии с Трудовым кодексом РФ:
а) ежедневно за рулем водителю нельзя находиться более 9 часов +
б) ежегодный оплачиваемый отпуск при работе в нормальных условиях труда лицам рабочих профессий предоставляют продолжительностью 28 календарных дней, а лицам моложе 18 лет – 30 дней
в) нельзя отзывать из отпуска беременных женщин и лиц моложе 18 лет без их письменного согласия

30. В соответствии с Трудовым кодексом РФ:
а) ежегодный оплачиваемый отпуск при работе в нормальных условиях труда лицам рабочих профессий предоставляют продолжительностью 28 календарных дней, а лицам моложе 18 лет – 30 дней
б) при введении суммированного учета рабочего времени водителю запрещено устанавливать длительность рабочей смены более 12 часов +
в) нельзя отзывать из отпуска беременных женщин и лиц моложе 18 лет без их письменного согласия

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector