Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

243 Организация работы уполномоченных доверенных лиц по охране труда

Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 апреля 1994 г. N 30

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ИЛИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

В целях реализации статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, организации общественного контроля на предприятиях, в учреждениях и организациях за состоянием охраны труда и оказания необходимой помощи трудовым коллективам в этой области Министерство труда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива согласно приложению.

2. Рекомендовать предприятиям, учреждениям и организациям обеспечить возможность осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

3. Органам труда республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт — Петербурга оказывать необходимую помощь в организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.

к постановлению Министерства труда

от 8 апреля 1994 г. N 30

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО)

ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА

ИЛИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда для оказания помощи трудовым коллективам, их представительным органам и администрации предприятий, учреждений и организаций (в дальнейшем — предприятие) в организации общественного контроля за охраной труда со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (в дальнейшем — уполномоченные). Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.

На основе настоящих Рекомендаций предприятия могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

При организации общественного контроля за охраной труда на предприятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных органов.

1. Общие положения

1.1. Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

1.2. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько

уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

1.3. Профсоюз(ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

1.4. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

1.5. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

1.6. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

1.7. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом законов о труде Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

1.8. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

2. Основные задачи уполномоченных

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

2.3. Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

2.4. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

3. Функции уполномоченных

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:

3.1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке).

3.2. Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.

3.3. Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

3.4. Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

3.5. Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

3.6. По поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

3.7. Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

4. Права уполномоченных

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

4.1. Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.

4.2. Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.

4.3. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

4.4. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

4.5. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.6. Выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления (рекомендуемая форма представления в Приложении N 1) об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.7. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

5. Гарантии прав деятельности уполномоченных

5.1. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

5.2. Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

5.3. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение (рекомендуемая форма удостоверения в Приложении N 2).

5.4. Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

к Рекомендациям по организации работы

уполномоченного (доверенного) лица по

охране труда профессионального союза

или трудового коллектива, утвержденным

постановлением Министерства труда

от 8 апреля 1994 г. N 30

к Рекомендациям по организации работы

уполномоченного (доверенного) лица по

охране труда профессионального союза

или трудового коллектива, утвержденным

постановлением Министерства труда

от 8 апреля 1994 г. N 30

Примечания: 1. Рекомендуемый размер удостоверения в сложенном виде 90 х 65 мм.

2. Размер фотокарточки 3 х 4 см с уголком для печати.

Судебная практика и законодательство — Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»

34. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» от 08.04.1994 N 30.

Читать еще:  Режим работы при трудоустройстве работника на 05 ставки

41. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. N 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива».

Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (утвержденная Минтрудом России).

Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек (утвержденные Минтрудом России).

6.2.12. За счет своих средств обучают и обеспечивают работу уполномоченных лиц по охране труда в соответствии с Постановлением Минтруда России от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива». Уполномоченным по охране труда предоставляется не более 6 часов в неделю с сохранением оплаты для выполнения контрольных функций в период рабочего времени.

35. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива».

243 Организация работы уполномоченных доверенных лиц по охране труда

Постановление Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. N 30
«Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»

В целях реализации статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, организации общественного контроля на предприятиях, в учреждениях и организациях за состоянием охраны труда и оказания необходимой помощи трудовым коллективам в этой области Министерство труда Российской Федерации постановляет:
Основы законодательства РФ об охране труда утратили силу согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ
Об общественном контроле за охраной труда см. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ.
1. Утвердить Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива согласно приложению.
2. Рекомендовать предприятиям, учреждениям и организациям обеспечить возможность осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
3. Органам труда республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга оказывать необходимую помощь в организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Министр труда
Российской Федерации Г.Меликьян

СОГЛАСОВАНО
___________________________
(наименование должности руководителя
профсоюзного либо иного уполномоченного
работниками органа, подпись, ее расшифровка,
дата согласования)

УТВЕРЖДАЮ:
__________________________
(наименование должности работодателя
подпись, ее расшифровка, дата утверждения)

Положение
об организации работы уполномоченных (доверенных) лиц
по охране труда профсоюзного комитета или
трудового коллектива
____________________________________________
(наименование учреждения)

1. Общие положения
2. Основные задачи уполномоченных
3. Функции уполномоченных
4. Права уполномоченных
5. Гарантии прав деятельности уполномоченных

1. Общие положения

1.1. Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

1.2. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

1.3. Профсоюз(ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

1.4. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

1.5. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

1.6. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

1.7. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом законов о труде Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

1.8. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

2. Основные задачи уполномоченных

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

2.3. Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

2.4. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

3. Функции уполномоченных

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:

3.1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанию их в чистоте и порядке).

3.2. Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.

3.3. Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

3.4. Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

3.5. Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

3.6. По поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

3.7. Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при ведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

4. Права уполномоченных

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

4.1. Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.

4.2. Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.

4.3. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

4.4. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

4.5. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.6. Выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления (рекомендуемая форма представления в приложении N 1) об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.7. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

5. Гарантии прав деятельности уполномоченных

5.1. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

5.2. Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

5.3. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение (рекомендуемая форма удостоверения в приложении N 2).

5.4. Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Организация работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива

В соответствии со статьей 25 Основ законодательства РФ об охране труда и для оказания помощи трудовым коллективам, их представительным органам и администрации предприятий, учреждений и организаций (в дальнейшем — предприятие) в организации общественного контроля за охраной труда со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (в дальнейшем — уполномоченные) разработаны примерные методические указания по организации работы института уполномоченных. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль соблюдения работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль выполнения работниками их обязанностей в этой области.

Читать еще:  Образец заявления на аванс заработной платы раньше срока скачать

На основе настоящих Рекомендаций предприятия могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

При организации общественного контроля состояния охраны труда на предприятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе законов о труде РФ, Основах законодательства РФ об охране труда и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных органов.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Профсоюз(ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом законов о труде Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Основные задачи уполномоченных. Основными задачами уполномоченных являются:

Содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.

Осуществление контроля состояния охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:

Осуществление контроля соблюдения работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль выполнения со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке).

Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

Осуществление контроля своевременного сообщения руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

По поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива – участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Права уполномоченных. Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

— Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.

— Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.

— Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

— Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

— Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

— Выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

— Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

— Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Гарантии прав деятельности уполномоченных:

— Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

— Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

— Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.

— Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Задачи и функции уполномоченного по охране труда

Такая должность, как уполномоченный по охране труда, должна быть в штатном расписании любой организации. Ведь этот сотрудник, в первую очередь, защищает права служащих, следит за безопасностью их работы и отстаивает, исключительно, их интересы перед администрацией.

Общая информация

Для защиты трудовых прав сотрудников на каждом предприятии должен быть уполномоченный по охране труда. Законом предусмотрено, что эти обязанности могут выполнять:

  • инспектор;
  • уполномоченный по охране труда.

Инспектор по охране труда профсоюза должен быть входящим в профсоюзную организацию и избираться на эту должность работниками предприятия. А вот уполномоченным лицом по охране труда является работник предприятия, который также избирается трудовым коллективом. Среди служащих может и не быть членов профсоюза. Таким образом, уполномоченный по охране труда является представителем от трудового коллектива.

Кандидаты на эту должность избираются собранием трудящихся. Его может инициировать как выборный орган первичной профсоюзной организации, так и сами сотрудники. Во время собрания обязательно ведется протокол, а после выборов руководство издает соответствующее распоряжение о назначении.

Для некоторых учреждений приходится выбирать несколько уполномоченных по охране труда. К примеру, одним из них может быть избран представитель от рабочих, а вторым – от профсоюза. Точное их количество должно быть зафиксировано в локальных актах организации. Кандидат от рабочего коллектива должен пройти соответствующее обучение и только после этого приступить к своим обязанностям.

Следует знать, на какой срок выбираются доверенные лица. Минимальный период, на который выбирается уполномоченный сотрудник по охране труда на предприятии, составляет 2 года. Но на предприятии может быть установлен иной срок, не превышающий указанный период. По истечении этого срока проводятся новые выборы, а уполномоченный работник снова может быть избран на эту должность, если иное не указано в локальных актах.

Справка: уполномоченные лица могут быть досрочно сняты с должности из-за невыполнения своих обязанностей. Эта процедура осуществляется общим собранием рабочих.

Задачи и функции

Должностное лицо, представляющее интересы рабочих, должно выполнять определенные обязанности. Задачи уполномоченного по охране труда следующие:

  • принятие участия в разработке и внедрении безопасных условий труда;
  • контроль над организацией труда в конкретной компании;
  • представление трудящихся в различных инстанциях;
  • предоставление консультаций работникам.

Обязанности уполномоченного по охране труда включают:

  • проверка техники и оборудования в составе комиссий;
  • организация мероприятий, направленных на минимизацию количества несчастных случаев;
  • контроль над тем, как руководство соблюдает режим предоставления труда и отдыха служащим;
  • анализ несчастных случаев;
  • предоставление руководству и служащим сведений о неправильной организации труда на предприятии.
Читать еще:  Онлайн Инспекция — Решаем случай Не оплачены листы нетрудоспособности

Представитель рабочих обязан справляться со своими задачами, в противном случае он будет смещен. Он обязательно должен содействовать созданию благоприятных и безопасных условий работы, проводить инструктаж и обучение сотрудников и т. д. Также у него есть определенные права, которые он может использовать для контроля труда в организации. Права уполномоченного следующие:

  1. Реализация нормативных актов в сфере охраны труда.
  2. Проверка осуществления различных мероприятий по поводу охраны осуществления трудовой деятельности.
  3. Получение информации об охране труда у начальства.
  4. Требование о прекращении трудового процесса, если это несет угрозу жизни и здоровью служащих.
  5. Подача представления о ликвидации всех имеющихся нарушений.
  6. Подача ходатайств о применении санкций к соответствующим должностным лицам.

Эти права работника, выступающего уполномоченным, являются основными.

Работа уполномоченных

Важно понимать, с какой целью в каждой организации должен создаваться институт уполномоченных доверенных лиц по охране труда. В первую очередь, это необходимо для контроля над безопасным осуществлением трудовой деятельности. Находясь на своей должности, уполномоченное лицо служащих по охране труда обязано выполнять не только законы РФ, но и соответствующую должностную инструкцию.

Организация работы уполномоченных работников осуществляется на основании Типового положения. Этот документ был принят на основании ст. 370 ТК РФ. Его задача – это определение основных задач и полномочий должностных лиц, контролирующих охрану труда на предприятиях. Руководство может создать свой нормативный акт, однако его нормы не должны противоречить Типовому положению. Что касается инструкции, то ее разработкой в каждой организации обязан заниматься руководитель.

Представление

Уполномоченным лицам разрешается обращаться к руководству организации с предложениями по поводу организации охраны трудовой деятельности. Это так называемое представление, которое должен выдавать представитель интересов трудящихся. Его форма установлена Министерством труда. Уполномоченный выдает представление работодателю по следующим причинам:

  1. Если рабочие неправильно используют индивидуальные средства защиты.
  2. В случае, когда наниматель отказывает сотрудникам в выдаче специальных продуктов (молока) и т. д.
  3. Если обучение или инструктаж персонала осуществляется с ошибками.

Кроме перечисленного у уполномоченного по охране и безопасности труда есть и другие причины для обращения к администрации предприятия. Представление составляется следующим образом:

  1. Оформляют его на имя начальника цеха, отдела и т. д.
  2. Перечень выявленных нарушений указывается списком.
  3. Указываются и сроки устранения неполадок.
  4. В конце документа пишутся данные уполномоченного лица.

Также в документе указывается информация о том, кто его получил. Адресат обязан оставить свою подпись для подтверждения получения представления. Количество выданных предложений не устанавливается. В нормативных актах ничего не сказано о сроках, необходимых для устранения нарушений руководством.

Как и о том, что уполномоченное лицо вправе самостоятельно определять этот период. Единственное, что может представитель рабочих, так это указывать предварительные сроки. Но если наниматель не примет меры за это время, то у должностного лица есть право подать жалобу в вышестоящие инстанции.

Увольнение

Так как уполномоченный входит в профсоюз, его трудовая деятельность контролируется этой организации. И когда речь заходит об увольнении работника, руководство, в первую очередь, должно сообщить об этом профсоюзным органам. Процедура состоит из следующих этапов:

  1. Руководитель служащего передает в профсоюз документы, на основании которых осуществляется расторжение трудового договора.
  2. Профсоюз со своей стороны в течение недели рассматривает подданные бумаги и предоставляет ответ. Если согласие или несогласие организации не было подано в срок, то руководитель имеет право расторгнуть договор без учета мнения профсоюза.

Если же организация не согласна с увольнением работника, занимающего такую должность, можно решить конфликт в суде. В противном случае профсоюз может оспорить расторжение договора, и руководству придется вернуть работнику его должность, и выплатить компенсацию.

Уполномоченные лица являются представителями трудового коллектива, но при этом они обладают определенными полномочиями. Для того чтобы такой сотрудник мог полноценно выполнять свои обязанности, его следует предварительно направить на обучение. К тому же, он должен обладать определенными качествами и иметь авторитет среди работников.

Организация работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Основные задачи, функции, права уполномоченных (доверенных) лиц, гарантии прав деятельности уполномоченных лиц установлены Постановлением №30.

Профсоюзы полномочны осуществлять общественный контроль за состоянием охраны труда через профсоюзные организации в своих структурных подразделениях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также через подконтрольные им собственные инспекции по охране труда.

Уполномоченные (доверенные) лица выбираются в организации для общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности вне зависимости от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных в зависимости от конкретных условий производства. Численность уполномоченных (доверенных) лиц, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре либо ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Выборы уполномоченных в структурных подразделениях или в организации в целом осуществляют профсоюз (ы), либо иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы.

Как правило, уполномоченные (доверенные) лица входят в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных лиц, обеспечивая их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Для работников, вновь избранных уполномоченным по охране труда, следует организовать обучение в территориальных органах по охране труда по специальной программе, либо организовать обучение в других организациях за счет средств работодателя.

Согласно части 6 статьи 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. В соответствии с частью 2 статьи 370 ТК РФ работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Для осуществления этих целей они имеют право беспрепятственно посещать организации вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности, структурные подразделения этой организации, рабочие места, где работают члены данного профсоюза и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Работодателям рекомендуется для выполнения возложенных на уполномоченных лиц обязанностей предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, которые определены коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

В том случае, когда профсоюзами, уполномоченными инспекторами по охране труда будут выявлены нарушения охраны труда, они имеют право обратиться к работодателю с требованием о немедленном устранении выявленных нарушений с одновременным обращением в Федеральную инспекцию труда.

При невыполнении требований по устранению нарушений в сфере охраны труда в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью работников профсоюзы и уполномоченные инспектора по охране труда правомочны требовать от работодателя (его представителя, должностных лиц организации) приостановить выполнение работ до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.

Профсоюзные органы могут принимать участие в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах. Аналогичными правами профсоюзы пользуются при экспертизах безопасности проектируемых и эксплуатируемых инструментов и механизмов.

В части 2 статьи 377 ТК РФ сказано, что работодатель, численность работников которого составляет более 100 человек, обязан безвозмездно предоставить в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы, и другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных, предусмотренные коллективным договором.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 3916 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector