Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

225 ст ТК РФ Обучение в области охраны труда

Статья 225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда

Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в редакции Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Комментарий 1

Комментарий 2

Обязанность работодателя обеспечивать работникам безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, является одной из основных обязанностей в соответствии со ст. 22 ТК. Статья 212 ТК и ч. 2 комментируемой статьи, раскрывая содержание данной обязанности, устанавливают, что работодатель обязан, в частности, обеспечить:

— проведение инструктажа по охране труда;

— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве;

— стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ.

В свою очередь, ч. 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность всех работников, включая руководителя организации, а также работодателя — индивидуального предпринимателя проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Наряду с работниками ч. 1 комментируемой статьи распространяет данную обязанность и на работодателей — индивидуальных пред-принимателей. Этим права и обязанности индивидуальных предпринимателей как работодателей максимально приближены к правам и обязанностям работодателей — юридических лиц.

Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда проводятся в порядке, установленном Правительством РФ. Комментируемая статья, исходя из принципа социального партнерства, содержит положение о том, что Правительство РФ при определении названного порядка должно учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Минтруда России и Минобразования России от

13.01.2003 № 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее — Порядок) , который установил общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей, а теперь также и работодателей — индивидуальных предпринимателей. Цель данного Порядка — обеспечить профилактические меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. На основе Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка. Порядок не заменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний работников, установленных органами государственного контроля (надзора).

В настоящее время в соответствии со ст. 423 ТК продолжает действовать ГОСТ

12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопас-ности труда», который содержит нормы, аналогичные нормам Порядка (ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемыми в соответствии с По-рядком, могут проводиться также обучение и аттестация работников организаций по другим направлениям безопасности труда, органи-зуемые органами государственного контроля (надзора) и федеральными органами исполнительной власти.

Правом на самостоятельное принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ, наделено Минздравсоцразвития России (п. п.

5.2.67 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 (в ред. от

——————————— СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2898; 2005. №

19. Ст. 2080; 2008. № 11 (ч. 1). Ст. 1036; №

15. Ст. 1555; № 23. Ст. 2713; № 42. Ст. 4825; № 46. Ст. 5337; № 48. Ст. 5618; 2009. №

12. Ст. 1427; Ст. 1434; № 33. Ст. 4083; Ст. 4088; № 43. Ст. 5064; № 45. Ст. 5350; 2010. №

11. Ст. 1225; № 25. Ст. 3167; № 26. Ст. 3350; № 31. Ст. 4251; № 35. Ст. 4574; № 52 (ч. 1). Ст. 7104; 2011. №

14. Ст. 1935; Ст. 1944; №

16. Ст. 2294; № 24. Ст. 3494; № 34. Ст. 4985; № 47. Ст. 6659.

На территории субъекта РФ организацию обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда координируют федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти по труду субъекта РФ, который формирует банк данных всех обучающих организаций, находящихся на территории субъекта РФ. Ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда несут обучающая организация и работодатель организации в порядке, установленном законода-тельством РФ. Контроль за своевременным проведением проверки знания требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций, осуществляется государственными инспекциями труда. Государственные инспекторы по охране труда вправе запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 357 ТК).

Работодатель (уполномоченное им лицо) обязан проводить в отношении всех лиц, поступающих на работу, а также для работников, переводимых на другую работу, обучение по охране труда.

Предусматриваются следующие виды инструктажа по охране труда: вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой.

Программа, в соответствии с которой проводится инструктаж, разрабатывается и утверждается работодателем или уполномоченным им лицом на основе нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельности организации, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации, включая описание безопасных методов и приемов выполнения работ.

После инструктажа лицо, проводившее соответствующий инструктаж, осуществляет устную проверку приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы.

Кроме того, проведение каждого инструктажа регистрируется в журнале проведения инструктажей.

Наравне с проведением инструктажей по охране труда для работников рабочих профессий, а также для руководителей и специалистов предусмотрено прохождение обучения по охране труда.

Работники рабочих профессий в течение месяца после приема на работу или перевода на другую работу должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

Если рабочие заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то они проходят такое обучение со стажировкой на рабочем месте и сдают экзамен по итогам обучения и стажировки. Такое обучение для вновь поступающих на работу рабочих, а также рабочих, имевших более чем годовой перерыв в работе, должно проводиться в течение месяца с момента приема на работу. Кроме того, в процессе трудовой деятельности для данной категории работников проводится периодическое обучение по охране труда.

Рабочие также должны проходить не реже одного раза в год обучение оказанию первой помощи пострадавшим. При приеме на работу указанное обучение должно проводиться не позднее одного месяца после приема на работу.

Проверку теоретических знаний и практических навыков безопасной работы рабочих проводят их непосредственные руководители в объеме знаний правил и инструкций по охране труда, а при необходимости также дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Руководители и специалисты допускаются к самостоятельной работе после ознакомления с локальными нормативными актами ор-ганизации, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда в руководимых ими структурных подраз-делениях.

Обучение по охране труда, необходимое для осуществления ими своих должностных обязанностей, руководители и специалисты проходят в течение первого месяца при поступлении на работу, потом — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Очередная проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов также проводится не реже одного раза в три года.

Руководители и специалисты проходят обучение либо в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения обра-зовательной деятельности, штатных преподавателей — специалистов в области охраны труда, а также соответствующую материально-техническую базу, либо в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований по охране труда.

В организации комиссия для проверки знаний работников по охране труда создается приказом (распоряжением) работодателя. В состав комиссии должно входить не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний по охране труда. Комиссия состоит из председателя, его заместителя (заместителей), секретаря и членов комиссии.

Если работник успешно прошел проверку знаний требований охраны труда, ему выдается удостоверение, подписанное председателем комиссии, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний по охране труда. Если работник не прошел проверку, он обязан пройти повторную проверку в течение месяца.

Контроль за своевременной проверкой знаний требований охраны труда работников осуществляется органами федеральной инспекции труда.

Обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда могут не проходить работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда и непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу.

Читать еще:  Жалоба на работодателя — как написать жалобу на директора

Если работник не прошел обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку на знание требований охраны труда, то работодатель в соответствии со ст. 212 ТК не имеет права допускать его к работе. Согласно ч. 2 ст. 76 ТК недопущение работника к работе производится до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. Соответственно, недопущение к работе в данной ситуации производится до момента прохождения соответствующего обучения, инструктажа, стажировки, проверки знаний по охране труда. Согласно ч. 3 ст. 76 ТК в случае, если работник не прошел обучение и проверку знаний и навыков по охране труда не по своей вине, то время недопущения к работе оплачивается по правилам ст. 157 ТК как при простое, т.е. при наличии вины работодателя — в размере 2/3 средней заработной платы работника, если же такая ситуация возникла по причинам, не зависящим от работника и работодателя, то оплата производится в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знания требований охраны труда работ-ников несет работодатель.

Непроведение обучения по охране труда либо несвоевременное его проведение может повлечь административную ответственность как должностных лиц организации, так и работодателя — юридического лица и индивидуального предпринимателя.

В целях обеспечения организации мероприятий, связанных с обучением по вопросам охраны труда отдельных категорий работников как застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежегодно выделяются средства в бюджете Фонда социального страхования РФ.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель обязан проводить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проводить их периодическое обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в период работы.

Все работники помимо обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда могут быть допущены к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики — прохождения дополнительного обучения по преду-преждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем (п. 7 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденных Постановлением МЧС России от

Части 4 и 5 комментируемой статьи закрепляют основы для создания системы непрерывного образования в области безопасности и охраны труда, имея в виду:

— организацию обучения по охране труда во всех образовательных учреждениях;

— обеспечение профессиональной подготовки специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессио-нального и высшего профессионального образования.

Комментарии к статье 225 ТК РФ «Обучение в области охраны труда»

Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Государство обеспечивает подготовку специалистов в области охраны труда.

Комментарии к ст. 225 ТК РФ

Трудовой Кодекс РФ — главный документ трудовых отношений. На его основании разрабатываются федеральные законы, постановления и прочие нормативные акты. Охрана труда представлена разделом Х, с 4 главами и 29 статьями. Итак …

Ст. 225 ТК РФ полностью посвящена обучению по ОТ. Более конкретные требования устанавливают Положение 1/29, отраслевые правила, локальные нормативные документы. Положения любого из этих документов не должны противоречить требованиям ст. 225.

В статье 225 ТК РФ указано:

  1. Обучение по ОТ обязаны проходить все работники. Это касается и первых лиц организаций – директоров, ректоров, главных менеджеров и т.д. ИП, которые используют наемный труд (т. е. выступают в качестве работодателей), также обучаются сами (как первые лица) и организовывать его для работников.
  2. Обучение и проверка знаний по охране труда осуществляется по специальным порядкам. Их устанавливают федеральные органы исполнительной власти. На местах нюансы этих порядков могут различаться, но в целом их положения не должны противоречить 225 ст. ТК РФ.
  3. Обязанность инструктировать сотрудников. Во втором абзаце ст. 225 говорится о том, что работодатель обязан инструктировать любого сотрудника по требованиям ОТ, правилам оказания первой помощи, а также обучать его работать безопасно. Эта задача ставится именно перед работодателем, потому что самостоятельно сотрудник ее выполнить не сможет. Даже при наличии максимальной квалификации по своей профессии (например, самого высокого разряда) работнику следует ознакомиться с особенностями конкретного производства, продукцией, средствами и материалами, которые используются в ходе производственного процесса. Поэтому согласно ТК 225 ст. такое обучение организовывает работодатель, который владеет всей необходимой информацией.
  4. Обучение и стажировка сотрудников, которые будут контактировать с производственными опасностями и вредностями. Перед тем, как предоставить только что принятому сотруднику возможность трудиться на благо организации, работодатель обязан организовать для него соответствующее обучение и стажировку, после этого – проверку знаний. Стажировка происходит на рабочем месте. Обучение проводится неоднократно. Первый раз – при зачислении в штат, затем – с периодичностью, заданной Положением 1/29 и отраслевыми правилами.
  5. Содействие государства в области обучения по ОТ организациям, которые осуществляют образовательную деятельность. Помощь государства в этом плане может быть самой разной, например, финансирование центров обучения, создание специальных комиссий, в которых «бюджетники» будут бесплатно проверять знания. Государство также готовит специалистов по ОТ – разрабатывает и внедряет профстандарты, обучает таких специалистов в ВУЗах, предоставляет возможность повышения квалификации.

НОВЫЙ ПРОЕКТ ГЛАВЫ X ТК РФ “ОХРАНА ТРУДА”

8 декабря 2021 проект № 1070354-7 “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости” был направлен на рассмотрение в Государственную думу.

Изменения главы X по охране труда в Трудовом Кодексе коснутся оценки рисков, работы со средствами индивидуальной защиты, расследований микротравм и новых правил и обязанностей работодателя.

Согласно решению профильного комитета Госдумы законопроект будет рассмотрен парламентариями уже в январе 2021 года.

Основные моменты:

1. Статья 209 “Основные понятия”

Добавлено новое понятие – “опасность”:

“Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.”

Кроме того, в проекте отмечается, что безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:

“Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.”

Новая статья – Статья 209.1 “Основные принципы обеспечения безопасности труда”

В предыдущей редакции данного раздела не было. Новый пункт отмечает такие принципы, как предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.

Статья 214 “Обязанности работодателя в области охраны труда”

Новый документ расширил обязанности работодателя по охране труда в соответствии с новыми принципами.

Так, необходимо обеспечивать безопасные условия труда, основываясь на предупреждении и профилактике опасностей, а также минимизации повреждения здоровья работников.

В том числе, выявлять опасности и профессиональные риски, проводить регулярный анализ и оценку, а также вести учет микротравм и расследовать причины их появления.

Микротравмы – это травмы, которые не влекут за собой расстройство здоровья или временную нетрудоспособность работника.

Отмечается, что процедуру оценки профессиональных рисков нужно проводить перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест.

Кроме того, работодатель будет обязан соблюдать общие требования к организации безопасных рабочих мест. Минтруд РФ определит их в отдельном НПА, в соответствии с ч. 7 ст. 209 новой редакции ТК.

Также, по проекту, работодателям упростят процесс увольнения работников, виновных в несчастном случае (п. 6 ч. 1 ст. 81).

Еще у работодателей появятся права, а именно:

  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • использовать в целях контроля за безопасностью работ оборудование для дистанционной видео-, аудио- или иной фиксации;
  • проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства: для этого Роструд создаст специальный сайт, где можно будет пройти самообследование по специальным проверочным листам.
Статья 214.1. “Запрет на работу в опасных условиях труда”

Нововведение гласит: если по результатам специальной оценки условий труда рабочему месту присвоят 4 класс, то работодатель должен приостановить работу на опасном рабочем месте.

Возобновить деятельность можно будет только при подтверждении снижения класса условий труда по результатам внеплановой СОУТ.

Статья 218 “Профессиональные риски”

В новой редакции определены правила оценки рисков: как необходимо выявлять опасности, и какие процедуры для этого провести.

Работодатель должен будет не только выявлять и оценивать опасности, а также снижать уровень профессиональных рисков. Выявлять опасности нужно путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профрисками.

Что может сделать работодатель на данный момент?
  • Рекомендуем провести оценку профессиональных рисков, потому что уже есть зафиксированные прецеденты установления административной ответственности (штрафов) за ее непроведение.
  • Кроме того, можно постепенно внедрять регистрацию микротравм. Это нужно в первую очередь для того, чтобы работники осознали, что даже незначительные повреждения могут привести к опасным травмам или летальному исходу.
Ознакомьтесь с проектом документа:

Изменения в статью X ТК РФ

Источник: Пресс-служба SRG-ECO

Как организовывается обучение в области охраны труда?

Статья 225 ТК РФ обязывает работодателей постоянно организовывать инструктирование по ОТ. Это делается по специальным программам. Их следует составлять и утверждать заранее. Если таких программ нет, отметки в журналах инструктажей инспектор с полным правом засчитает как недействительные. На первый взгляд кажется, что разработка таких программ – это куча бумажной работы. Вовсе нет.

  • Вводный инструктаж проводится по специальной программе. Эту программу действительно нужно разработать, однако затем она будет служить вам достаточно долго. Корректировать ее придется только при изменении структуры компании, производства, появлении новых подразделений или департаментов, других изменений аналогичного характера. Правки вносить придется также при изменении нормативных документов, о которых говорится в ходе инструктирования. Такие изменения не вносятся ежемесячно, поэтому в среднем пересматривать программу вводного инструктирования приходится не чаще 1 раза в год.
  • Инструктаж на рабочих местах проводится по действующим инструкциям. Т. е. для создания соответствующей программы инструктирования следует просто составить перечень инструкций, требования которых должны быть озвучены работнику. Это могут быть и инструкции по ОТ по профессии (например, по ОТ для оператора котельной, водителя, плотника), и инструкции при выполнении работ (например, при работах ручным инструментом, при выполнении малярных работ, при приготовлении дезинфицирующих растворов).
  • При проведении целевого инструктажа озвучиваются только требования безопасности «под конкретную работу». Если необходимость в таком инструктаже появляется регулярно (например, ведение сварочных работ), составляется типовая программа. Если целевой инструктаж проводится время от времени, программа конкретного инструктажа снова же прописывается по инструкциям, знание которых необходимо работнику в конкретный момент.
  • Внеплановый инструктаж проводится по факту, поэтому заранее составить для него программы (например, в начале года или сезона) невозможно. Как только возникает «тема разговора», например, изменения в ТК, согласно ст. 225 ТК РФ тут же проводится соответствующее инструктирование.
Читать еще:  Профессия Валютный кассир где учиться описание необходимые качества

Порядок, сроки и другие аспекты проведения инструктажей регулируются Положением 1/29. Если существуют уточняющие требования отраслевых правил безопасности (например, как в Правилах по ОТ при эксплуатации электроустановок), следует руководствоваться также этими требованиями.

Организовывая обучение в области охраны труда, работодатель вправе отменять ряд инструктажей для некоторых профессий и работ. В п. 2.1.4. Положения 1/29 идет речь о том, что это можно делать для сотрудников, которые в процессе своей производственной деятельности не контактируют с оборудованием, не пользуются инструментами, не задействованы в процессах хранения материалов. Чтобы это сделать правильно, следует заранее составить и утвердить соответствующий перечень профессий и должностей. Это не противоречит требованиям 225 ст. ТК РФ.

Обратите внимание, что даже если профессия будущего сотрудника включена в «перечень освобожденных», ему следует проводить вводный инструктаж. Не забывайте о таких сотрудниках при вводе в действие новых нормативных документов, пересмотре действующих законов и инструкций (той же 225 ст. ТК), изменениях в производственном процессе и в других случаях, когда следует организовывать внеплановое или целевое инструктирование. Может оказаться, что новые знания им потребуются, и придется пересматривать перечень.

Инструктирования проводятся со следующей периодичностью:

  • Вводное – единоразово.
  • Первичное – единоразово при возникновении новых производственных условий. Чаще всего – после зачисления в штат или перевода на новую должность, при совмещении. Например, если токарь стал выполнять на полставки еще и обязанности плотника.
  • Повторное – минимум 1 раз в 6 месяцев для всех неосвобожденных соответствующим приказом или распоряжением сотрудников, минимум один раз в 3 месяца для сотрудников, задействованных на работах с повышенной опасностью.
  • Внеплановое – при возникновении необходимости (новая нормативка, инструкции, соответствующее постановление органов госнадзора), а также если сотрудники не выполняли свои рабочие обязанности по разным причинам: для работ повышенной опасности – 1 месяц и дольше, для других работ – 2 месяца и дольше.
  • Целевое – при возникновении необходимости.

Руководители, специалисты компаний должны проходить обучение в области охраны труда не реже одного раза в 3 года. Если они меняют сферу деятельности, следует обучаться заново, даже если 3 года еще не прошло. Непосредственно об этом в 225 ст. ТК РФ ничего не говорится прямо. Однако согласно первому абзацу этой статьи, такое обучение регулируется Положением 1/29.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда согласно ст. 226 ТК РФ

  • Ст. 226 ТК РФ: официальный текст
  • Статья 226 ТК РФ — о чем она?
  • Откуда идут средства на охрану труда?
  • Есть ли нормативы финансирования охраны труда работодателем?
  • Какие мероприятия по охране труда должен реализовывать работодатель?
  • Можно ли привлечь к охране труда ФСС?

Ст. 226 ТК РФ: официальный текст

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 220-ФЗ с 01.03.2022 статья 226 ТК РФ меняет нумерацию и становится статьей 225 ТК РФ:

С 01.03.2022 вступает в действие новая редакция ТК РФ, в которую внесены значительные изменения в области охраны труда. В новой редакции статья ТК РФ 225,как и действующая статья 226 ТК РФ, посвящена финансовому обеспечению мероприятий по улучшению условий и охране труда. Ответы на возникающие при этом у работодателей вопросы приводятся в нашей статье.

Статья 226 ТК РФ — о чем она?

Обеспечение безопасности трудового процесса — прямая обязанность любого работодателя. В идеале условия труда должны быть организованы так, чтобы жизни и здоровью работников ничто не угрожало. Если же полностью исключить влияние вредных факторов невозможно, должны реализовываться меры по минимизации последствий такого влияния и последующему восстановлению. Все эти вопросы и относятся к охране труда (ОТ).

Подробнее о трудоохранных обязанностях работодателей вы узнаете из статьи «Какие обязанности работодателя в области охраны труда».

Безусловно, на эти мероприятия необходимы средства, зачастую немалые. В действующей сегодня ст. 226 ТК РФ определяются источники, за счет которых должны покрываться соответствующие расходы.

Откуда идут средства на охрану труда?

Охрана труда — забота не только работодателей, но и государства. Оно также непосредственно заинтересовано и участвует в мероприятиях по ОТ. Так что первым из источников финансирования, указанных в ст. 226, является бюджет (федеральный, региональный, местный, а также подобные внебюджетные источники). Бюджетное финансирование осуществляется в порядке, установленном НПА соответствующего уровня. Например, в виде целевых субсидий.

Еще два указанных в ней источника — добровольные взносы организаций и физлиц и специально создаваемые фонды ОТ. Оба, надо сказать, достаточно редко используются обычными фирмами.

В большинстве организаций финансовое обеспечение ОТ полностью лежит на них самих.

Что самое важное, ни при каких условиях не допускается перекладывание расходов по ОТ на работников. На это в ст. 226 ТК РФ есть прямой запрет.

В новой редакции ТК сохранены все перечисленные положения.

Есть ли нормативы финансирования охраны труда работодателем?

Такой норматив есть. Он установлен на уровне 0,2% от суммы прошлогодних затрат на производство.

Направления (рамки) расходования этих средств определяются согласно Типовому перечню ежегодных мероприятий по улучшению условий и ОТ, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н (далее — Перечень).

Практические советы по организации ОТ на предприятии можно найти в статье «С чего начать охрану труда на предприятии (нюансы)».

Какие мероприятия по охране труда должен реализовывать работодатель?

Их список достаточно широк. Указанный выше Перечень содержит 32 пункта. Но он типовой. Свои потребности по охране труда фирма определяет самостоятельно с учетом специфики бизнеса.

Перечислим основные мероприятия из Перечня. Это:

  • спецоценка условий труда и оценка уровня профриска, а также разрабатываемые по их результатам улучшающие ситуацию мероприятия;
  • приобретение и внедрение специального оборудования, которое позволит усилить безопасность (различных сигнализаций и предохранительного оборудования, ограждений, систем контроля и т. п.);
  • механизация и автоматизация отдельных производственных процессов;
  • устройство и поддержание в нормальном состоянии систем отопления, вентиляции, кондиционирования и пр.;
  • надлежащее освещение помещений;
  • обеспечение работников питьевой водой;
  • использование СИЗ;
  • информационная работа в области ОТ (обучение, инструктажи и т. п.);
  • организация и проведение медосмотров работников и другие мероприятия.

Отдельно необходимо отметить мероприятия по организации обучения и проверки знаний по охране труда. Действующий порядок обучения закреплен в постановлении Минтруда от 13.01.2003 № 1/29. Документ прекращает действие с 01.03.2022, новый — на стадии проекта. Это значит, что работодателей ждут глобальные изменения в этой области.

Как работодателю организовать охрану труда в организации с 01.03.2022, пошагово разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демодоступ. Это бесплатно.

Можно ли привлечь к охране труда ФСС?

Охрана труда и производственный травматизм находятся в тесной связи. В связи с этим ФСС как орган, администрирующий «несчастные» взносы, может некоторым образом поучаствовать в мероприятиях по охране труда, профинансировав предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний (порядок утвержден приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н, действует с 19.09.2021).

ВНИМАНИЕ! Подать заявление на финансирование предупредительных мер против травматизма нужно не позднее 30 сентября 2021 года.

Какие расходы можно профинансировать за счет ФСС, читайте здесь.

Живых денег ФСС вам не перечислит, но определенные расходы (указанные в приказе № 467н) можно возместить за счет уплачиваемых взносов на травматизм. Размер такого финансирования в общем случае составляет до 20% от разницы между начисленными взносами и понесенными расходами за прошлый год.

Порядок получения возмещения заявительный, по решению соцстраха. Все особенности подачи заявления, принятия фондом решения, подтверждения расходов прописаны в приказе № 467н.

НОВЫЙ ПРОЕКТ РАЗДЕЛА X ТК РФ “ОХРАНА ТРУДА”

8 декабря 2020 проект № 1070354-7 “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости” был направлен на рассмотрение в Государственную думу.

Изменения в разделе X по охране труда в Трудовом Кодексе коснутся оценки рисков, работы со средствами индивидуальной защиты, расследований микротравм и новых правил и обязанностей работодателя.

Согласно решению профильного комитета Госдумы законопроект будет рассмотрен парламентариями уже в январе 2021 года.

Приглашаем вас 19 августа в 11.00 (по мск) на бесплатный вебинар “Раздел 10 ТК РФ “Охрана труда”: главные изменения”. Эксперт SRG-ECO расскажет о главных нововведения в трудовом кодексе, касающихся охраны труда. Для участия нужна только регистрация!

Основные моменты:

1. Статья 209 “Основные понятия”

Добавлено новое понятие – “опасность”:

“Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.”

Кроме того, в проекте отмечается, что безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:

“Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.”

2. Новая статья – Статья 209.1 “Основные принципы обеспечения безопасности труда”

В предыдущей редакции данного раздела не было. Новый пункт отмечает такие принципы, как предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.

Читать еще:  Виды начислений заработной платы в 1СКомплексная явтоматизация 2
3. Статья 214 “Обязанности работодателя в области охраны труда”

Новый документ расширил обязанности работодателя по охране труда в соответствии с новыми принципами.

Так, необходимо обеспечивать безопасные условия труда, основываясь на предупреждении и профилактике опасностей, а также минимизации повреждения здоровья работников.

В том числе, выявлять опасности и профессиональные риски, проводить регулярный анализ и оценку, а также вести учет микротравм и расследовать причины их появления.

Микротравмы – это травмы, которые не влекут за собой расстройство здоровья или временную нетрудоспособность работника.

Отмечается, что процедуру оценки профессиональных рисков нужно проводить перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест.

Кроме того, работодатель будет обязан соблюдать общие требования к организации безопасных рабочих мест. Минтруд РФ определит их в отдельном НПА, в соответствии с ч. 7 ст. 209 новой редакции ТК.

Также, по проекту, работодателям упростят процесс увольнения работников, виновных в несчастном случае (п. 6 ч. 1 ст. 81).

Еще у работодателей появятся права, а именно:

  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • использовать в целях контроля за безопасностью работ оборудование для дистанционной видео-, аудио- или иной фиксации;
  • проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства: для этого Роструд создаст специальный сайт, где можно будет пройти самообследование по специальным проверочным листам.
4. Статья 214.1. “Запрет на работу в опасных условиях труда”

Нововведение гласит: если по результатам специальной оценки условий труда рабочему месту присвоят 4 класс, то работодатель должен приостановить работу на опасном рабочем месте.

Возобновить деятельность можно будет только при подтверждении снижения класса условий труда по результатам внеплановой СОУТ.

5. Статья 218 “Профессиональные риски”

В новой редакции определены правила оценки рисков: как необходимо выявлять опасности, и какие процедуры для этого провести.

Работодатель должен будет не только выявлять и оценивать опасности, а также снижать уровень профессиональных рисков. Выявлять опасности нужно путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профрисками.

Охрана труда, применение ст. 225 ТК РФ

Для всех ли действует ст. 225 ТК РФ? Действительно ли все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда?

Я думаю ОООшки почти никто так не делает.

Действительно ли Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, т.е. несоблюдение ОООшкой ст. 225 ТК РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей?

Да, положения указанной статьи ТК действует и для ООО.

Например, вот примеры из судебной практики:

За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Нашел следующие данные:

1. Охрана труда по 40 часовой программе в сторонней организации — 3 человека

2. Пожарно-технический минимум — 1 человек

3. 3(4) группа по Электробезопасности — 1 человек.

А если у нас в организации 1-2 человека, то как нам быть.

Добрый день, Дмитрий! Да, безусловно, статьи Трудового кодекса распространяются на все организации, не зависимо от форм собственности. Причем работодатель обязан проходить обучение в специализированных организациях (оно проводится с периодичностью один раз в три года). Обучение работников предусмотрено в рамках самой организации — но для этого должны быть соблюдены необходимые условия, т.к. прием зачетов по окончании обучения осуществляется комиссией, а члены этой комиссии должны обязательно пройти обучение в специализированном учебном центре. Кроме того, в организации должен быть разработан ряд документов для обучения по охране труда (программа, инструкции по видам деятельности и т.д.). Это целая система.За нарушение требований охраны труда предусмотрено наказание по статье 5.27.1. КоАП:

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований
охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных
правовых актах Российской Федерации
1. Нарушение государственных нормативных требований
охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных
правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев,
предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на
юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от
ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от
двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста
тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок
до девяноста суток.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector