Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете — КонтурЭкстерн

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете — КонтурЭкстерн

Для удобного взаимодействия с нашим сайтом, предлагаем вам воспользоваться современными браузерами.

Почему нужно поменять браузер.

Ваш браузер не просто старый, а устаревший. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы ниже в несколько раз!

  • Все номера
  • Материалы
  • Книги
  • Правовая база
  • Закладки
  • Подписка
  • Еще.
  • Все номера
  • Материалы
  • Книги
  • Правовая база
  • Закладки
  • Подписка
  • Еще.

О резервах по сомнительным долгам в налоговом учете

Министерство по налогам и сборам в связи с вступлением в силу с 1 января 2019 года новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) разъясняет следующее.

С 1 января 2019 года на основании подпункта 3.48 пункта 3 статьи 175 НК организации получили право включать в состав внереализационных расходов резервы по сомнительным долгам.

Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом организации.

Резервы по сомнительным долгам в налоговом учете рассчитываются на последнее число отчетного (налогового) периода и учитываются в составе внереализационных расходов на конец соответствующего отчетного (налогового) периода. Включение во внереализационные расходы не зависит от начисления (неначисления) резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете.

Отчетным периодом налога на прибыль признается календарный квартал, а налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год (статья 185 НК).

Согласно нормам НК в налоговом учете организации вправе создавать резерв по сомнительным долгам только в отношении той дебиторской задолженности, которая возникла в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов.

Таким образом, организации не вправе учитывать при налогообложении прибыли резервы по сомнительным долгам, созданные по дебиторской задолженности, возникшей в связи с приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, например, в связи с перечислением денежных средств в качестве предоплаты за приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права, нематериальные активы.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с НК:

• работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (подпункт 2.21 пункта 2 статьи 13 НК);

• услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности либо по ее завершении. Предоставление имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) не является услугой, если иное не предусмотрено НК применительно к отдельным налогам, сборам (пошлинам) (подпункт 2.30 пункта 2 статьи 13 НК).

В связи с этим организации не вправе учитывать при налогообложении прибыли резервы по сомнительным долгам, созданные по результатам проведенной на последнее число квартала инвентаризации дебиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением деятельности, которая в соответствии с нормами НК не является работой, услугой либо не связана с реализацией товаров.

В налоговом учете размер резерва по сомнительным долгам строго регламентирован, и его сумма зависит от периода просрочки платежа.

Так, согласно подпункту 3.48 пункта 3 статьи 175 НК резервы по сомнительным долгам исчисляются следующим образом:

• по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше девяноста календарных дней – в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

• по сомнительной задолженности со сроком возникновения от сорока пяти до девяноста календарных дней (включительно) – в сумму резерва включается пятьдесят (50) процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;

• по сомнительной задолженности со сроком возникновения до сорока пяти календарных дней – сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 3.48 пункта 3 статьи 175 НК общая сумма резерва по сомнительным долгам, подлежащая включению в состав внереализационных расходов, не может превышать 5 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом налога на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 186 НК предусмотрено, что сумма налога на прибыль по итогам отчетного периода исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Соответственно при расчете налога на прибыль по итогам каждого отчетного и налогового периода размер включенного в состав внереализационных расходов резерва по сомнительным долгам должен соответствовать предельному размеру выручки, а именно 5 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом налога на добавленную стоимость, исчисленной нарастающим итогам с начала года (данное требование установлено в подпункте 3.48 пункта 3 статьи 175 НК). То есть если в первом квартале сумма резерва составила 3 % от выручки, то с учетом возможности за полугодие создать резерв в размере 5 % от выручки сумма резерва за второй квартал может превысить 5 % от суммы выручки за второй квартал.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете может формировать дебиторская задолженность, возникшая как с января 2019 года, так и до 1 января 2019 года, так как НК не содержит норму, предусматривающую, что резервы по сомнительным долгам создаются в отношении сомнительной задолженности, возникшей с 01.01.2019 (даты вступления в силу нормы, позволяющей учитывать при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов резервы по сомнительным долгам). При этом создание резерва по валютной задолженности производится исходя из суммы выручки в белорусских рублях, отраженной в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль. Если сумма выручки не учитывалась при исчислении налога на прибыль или освобождалась от налога на прибыль, то сумма резерва по сомнительным долгам не включается в состав внереализационных расходов.

Согласно нормам НК резервы по сомнительным долгам создаются по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

НК не предусмотрен порядок проведения и документального оформления инвентаризации дебиторской задолженности с целью расчета сумм резервов по сомнительным долгам, подлежащих включению в состав внереализационных расходов.

Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, и то обстоятельство, что резерв по сомнительным долгам, создаваемый в налоговом учете, формирует суммы дебиторской задолженности, отраженной в бухгалтерском учете организации, полагаем возможным при проведении инвентаризации руководствоваться Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

В то же время инвентаризация дебиторской задолженности для целей создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете может проводиться и в ином, отличном от установленного данной Инструкцией порядке.

Читать еще:  Новая декларация по налогу на прибыль с 2021 года

Так, согласно нормам Инструкции № 180 в рамках проведения инвентаризации дебиторской задолженности составляется акт сверки расчетов.

Вместе с тем в рамках проводимой инвентаризации дебиторской задолженности для целей налогового учета наличие подписанных дебиторами актов сверки расчетов является необязательным, так как это не предусмотрено НК.

Кроме этого, проведение инвентаризации в целях включения резерва в состав внереализационных расходов возможно не по всем, а по отдельным контрагентам.

При решении вопроса документального оформления в налоговом учете инвентаризации дебиторской задолженности необходимо исходить из общих требований, предъявляемых к ведению налогового учета.

Таким образом, результаты инвентаризации дебиторской задолженности в налоговом учете могут быть оформлены инвентаризационной описью или иным документом, подписанным руководителем и лицом, ответственным за ведение бухгалтерского и налогового учета, на основании данных бухгалтерского учета.

Нормами НК (подпунктами 3.22, 3.23, 3.24 пункта 3 статьи 175 НК) предусмотрены и иные основания, кроме установленного подпунктом 3.48 пункта 3 статьи 175 НК, для списания безнадежной к получению дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов.

Вместе с тем суммы дебиторской задолженности, которые сформировали в налоговом учете резервы по сомнительным долгам и были учтены в составе внереализационных расходов на основании подпункта 3.48 пункта 3 статьи 175 НК, не могут быть учтены в составе внереализационных расходов повторно по другим основаниям, например предусмотренным подпунктами 3.22, 3.23, 3.24 пункта 3 статьи 175 НК.

Согласно подпункту 3.40 пункта 3 статьи 174 НК в состав внереализационных доходов включаются денежные средства, а также иные виды дохода (зачет встречных однородных требований, исполнение обязательства третьему лицу и др.), поступившие в счет ранее включенных сумм в состав затрат, учитываемых при налогообложении, и (или) внереализационных расходов.

Таким образом, в случае поступления оплаты от должника в счет погашения дебиторской задолженности, по которой ранее были сформированы и учтены при налогообложении прибыли, а также при переносе сроков оплаты, в результате чего задолженность перестает быть сомнительной, резервы по сомнительным долгам, суммы такой оплаты подлежат включению в состав внереализационных доходов.

Заместитель Министра Э.А.Селицкая

Налоговый учет: резерв по сомнительным долгам

С 1 января 2019 г. организации получили право включать в состав внереализационных расходов и учитывать при исчислении налога на прибыль резервы по сомнительным долгам (подп. 3.48 п. 3 ст. 175 НК).

Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом организации.

Согласно нормам НК в налоговом учете организации вправе создавать резерв по сомнительным долгам только в отношении той дебиторской задолженности, которая возникла в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов.

Таким образом, организации не вправе учитывать при исчислении налога на прибыль резервы по сомнительным долгам, созданные по дебиторской задолженности, возникшей в связи с приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, например, в связи с перечислением денежных средств в качестве предоплаты за приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права, нематериальные активы.

В налоговом учете размер резерва по сомнительным долгам строго рег­ламентирован, и его сумма зависит от периода просрочки платежа.

Резерв может формировать дебиторская задолженность, возникшая как с января 2019 г., так и до 1 января 2019 г.

Особенности создания и учета резерва по сомнительным долгам:
  • резерв в налоговом учете не совпадает с одноименным резервом в бухгалтерском учете (гл. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102);
  • формирование резерва для целей налогового учета – право плательщика, а не обязанность;
  • резерв включается в состав внереализационных расходов и отражается в декларации в общей сумме этих расходов по стр. 4.2 раздела I части I декларации по налогу на прибыль (отдельно не выделяется);
  • размер резерва ограничен: не может превышать 5% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом НДС.
  • ограничение исчисляется нарастающим итогом с начала года;
  • резерв формируется в зависимости от срока возникновения сомнительной задолженности:
  • при сроке более 90 календарных дней в состав внереализационных расходов включается вся сумма задолженности;
  • при сроке от 45 до 90 дней – 50% суммы задолженности;
  • при сроке менее 45 дней резерв не формируется и в состав внереализационных расходов не включается;
  • для создания резерва необходимо провести инвентаризацию дебиторской задолженности организации на последнее число отчетного (налогового) периода;
  • порядок проведения инвентаризации не регламентирован и может отличаться от порядка, принятого в бухгалтерском учете (Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180);
  • инвентаризацию следует документально оформить.
  • инвентаризировать задолженность и создавать резерв можно по всем сомнительным долгам, или по группам, или только по одному дебитору;
  • периодичность создания резерва не регламентирована.
  • резерв создается по долгам, возникшим в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, т.е. только по тем операциям, по которым выручка уже учтена при налогообложении;
  • по дебиторской задолженности, возникшей при перечислении аванса (предоплаты) за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права, нематериальные активы, резерв не создается;
  • сомнительная дебиторская задолженность арендаторов по арендной плате (лизингополучателей – по лизинговым платежам) не включается в резерв, поскольку аренда (лизинг) для налогообложения прибыли не признается работой, услугой. Доходы от сдачи в аренду (лизинг) учитываются в составе внереализационных доходов (п. 3.18 ст. 174 НК).
  • при оплате дебиторами долгов, отраженных ранее в составе внереализационных расходов в качестве резерва по сомнительным долгам, поступившие суммы необходимо включить в состав внереализационных доходов (п. 3.40 ст. 174 НК). Аналогично следует поступить, если долг был погашен путем зачета однородных встречных требований или обязательство должника исполнено третьим лицом. Суммы погашенного долга отражаются в стр. 4.1 раздела I части I декларации по налогу на прибыль.

Справочно: с позицией МНС о порядке создания резерва по сомнительным долгам можно ознакомиться в письме МНС от 29.08.2019 № 2-2-10/01952 «О резервах по сомнительным долгам в налоговом учете».

Документальное оформление создания и списания резерва

Образец приказа

Общество с ограниченной ответственностью «А»

Резерв по сомнительным долгам

Создавая коммерческое предприятие, его учредитель должен понимать, что детище может быть подвергнуто риску в результате неисполнения обязательств со стороны партнеров или потребителей продукции. В этом случае предприниматель должен позаботиться о компании и заблаговременно «подстелить соломки». И лучшее решение данной проблемы – создать резерв по сомнительным долгам. Что он собой представляет, и кто должен заниматься его формированием? Ответы на все вопросы найдутся в этой статье.

Читать еще:  Кому положено освобождение от налога на капремонт?

Общие сведения

Создание резерва в бухучете – прерогатива бухгалтера предприятия. Эта процедура должна способствовать созданию комфортного материального климата фирмы, а также привести к правильному распределению доходов, расходов, что со временем положительно отразится на оплате задолженностей: дебиторских, сомнительных и даже безнадежных. Но что подразумевается под этими понятиями?

Дебиторская задолженность – это совокупность долгов клиентов или партнеров компании, которые должны возместиться предприятию в течение конкретного периода времени. Так как в «дебиторку» входит сумма авансов подрядчиков, ее можно считать частью оборотного актива учреждения.

Сомнительные долги представляют собой те денежные средства, которые компания должна была получить от своих клиентов в конкретный срок, но так и не получила их, и не имеют официального документального подтверждения, залога либо гарантии от контрагента.

Безнадежной задолженностью можно считать ту, установленный срок погашения которой истек, а компания-должник была ликвидирована в рамках установленных государством законов.

Ввиду этого для благополучной работы учреждения составляется резерв по сомнительным задолженностям для ведения бухучета. Однако тот факт, что данный запас плотно переплетается с налоговыми расходами, предполагает создание резервного запаса и для налоговиков.

Бухгалтерские и налоговые записи о резерве

Отличия бухучета от налогового заключаются в нескольких нюансах:

  1. Бухгалтерский учет предполагает формирование резерва по признаваемым предприятием сомнительным дебиторским невыплатам (согласно Положению о ведении бухотчетности и учета, п. 70), в то время как в налоговом протоколе создаются лишь резервы по долгам клиентов за услуги и продукцию (согласно ст. 266, п. 1, НК РФ).
  2. Создание бухгалтерского протокола по формированию резервного запаса является неизбежным при наличии сомнительной задолженности (согласно Положению о ведении бухучета и отчетности, п. 70), а составление резерва по долгам, вызвавшим сомнение, в налоговом учете происходит по усмотрению бухгалтера (НК РФ, ст. 266, п. 3).
  3. Сумма резервного запаса в бухучете определяется бухгалтером самостоятельно, с учетом материального положения клиента и возможных рисков его неплатежеспособности, в то время как в налоговом учете размер резерва установлен законом (НК РФ, ст. 266, п. 4).
  4. Задолженностью под сомнением в бухгалтерии могут считаться как долг, срок погашения которого уже наступил, так и невыплаты с еще не наступившим сроком погашения (Положение о ведении бухучета, п. 70, абз. 2). В налоговом учете сомнительной задолженность считается только по факту наступления срока погашения (НК РФ, ст. 266, п. 1).

Ведение бухгалтерского протокола

Так как сумма резервных сбережений определяется по каждой сомнительной невыплате индивидуально, она является определяющим фактором (Приказ МФ России «Об изменении оценочных значений»).

При создании запаса необходимо обратить внимание на несколько моментов:

  1. Расчет резерва. Выбранный метод расчета сбережений обязательно должен быть закреплен в учетной бухгалтерской политике предприятия (к примеру, посредством указания определенных критериев расчета оценки долга либо установления процентных отчислений в резерв).
  2. Условия формирования резерва. Резерв формируется бухгалтером только после инвентаризации «дебиторки» предприятия. Она состоит только из невыплат потребителей, поэтому размеры авансов поставщиков не учитываются (согласно письму Минфина РФ № 16-00-14/316 «О сомнительном долге организации»).
  3. Инвентаризация. Главные правила инвентаризации резерва сомнительных долгов прописаны в Приказе Минфина РФ № 49, п. 3.54. Проводить мониторинг «дебиторки» необходимо той датой, когда была составлена бухотчетность. На протяжении 5-ти лет после списания безнадежного долга предприятие должно следить за изменением материального положения дебитора и возможностью взыскания задолженности.
  4. Указание резерва в отчетности. Резерв указывается за вычетом уже сформированного сбережения, а подробные данные о нем – в ремарках к балансу бухгалтерии (Приказ МФ России № 43н, п. 35).

После образования долгового резерва ответственные за него лица обязаны наблюдать за графиком движения задолженностей, о которых в нем говорится.

Выделение материальных средств в резервный запас влияет на трансформацию оценочного значения (ПБУ «Об изменении оценочных значений», п. 4), поэтому должны быть зафиксированы в учете, в конкретном отчетном периоде (№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 15).

Долг, оказавшийся больше суммы сбережений, списывается по категории «Прочие расходы и доходы», имеет счет 91 и отражается на внебалансовом счете 007.

Сумма резервного запаса может быть восстановлена при поступлении платежа по «дебиторке». В этом случае финансы необходимо отразить в документации по дебету счета 63 в корреспонденции со счетом 91.

Ведение налогового учета

Резерв создается с учетом задолженности, которую можно отнести к сомнительной на законных основаниях. А значит, она должна отвечать следующим критериям:

  • Связь с реализацией услуг и товаров.
  • Отсутствие залога и других гарантий, которые обеспечили бы обязательные выплаты задолженностей.
  • Отсутствие оплаты долга в срок, установленный контрактом.

Размер резерва по сомнительным долгам в налоговом учете высчитывают после инвентаризации «дебиторки», которая проводится в последний день отчетного периода. Данная сумма определяется с учетом просроченного периода. Если такой период длился менее полутора месяцев, отчисления в резерв составляют 0%. Просроченный период длительностью в три месяца влечет за собой отчисления в резерв, равные 50%, а более 3-х месяцев – все 100%.

Законом предусмотрено ограничение на максимально допустимый размер резервных сбережений в виде 10-ти и менее процентов от выручки того периода, когда создавался запас.

Списание долга должно проводиться в том отчетном квартале, когда срок его погашения по факту истек.

Для расчета предельной суммы отчислений следует воспользоваться формулой:

Где В – выручка с продукции, по факту полученная по истечении отчетного налогового периода.

Процент может быть и меньше 10-ти, если для предприятия такой выбор окажется целесообразнее.

Полученная сумма должна фиксироваться в учетной политике налогообложения в обязательном порядке.

В итоге

Резерв по сомнительным долгам – отличная возможность отследить движение финансовых средств на предприятии. Кроме того, его использование поможет предпринимателю адекватно оценить материальное состояние организации и избежать банкротства. А при возникновении судебных разбирательств между предприятием и дебитором резерв может стать отличным законным основанием невиновности предпринимателя и его непричастности к мошенническим действиям.

Формирование резервом по сомнительным долгам в 1С: Бухгалтерия предприятия 3.0

Резерв по сомнительным долгам создают, чтобы отчетность организации отражала истинный финансовый результат и объем реальных обязательств покупателей и заказчиков. Причем не важно, оплата уже просрочена или есть уверенность, что контрагент нарушит договоренности в будущем.

Читать еще:  Налог на прибыль сроки сдачи в 2021 году

Вообще между резервом по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете есть существенная разница. В частности, в бухучете резерв обязателен. А для налогового учета такого требования нет.

Кстати, обратите внимание. Создавать резерв нужно только тогда, когда у вас нет уверенности или каких-то дополнительных гарантий, что просроченная дебиторка будет погашена.

К сомнительным долгам относится любая задолженность перед налогоплательщиком, если эта задолженность удовлетворяет одновременно трем условиям (п. 1 ст. 266 НК РФ):

  • возникла в связи реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • не погашена в сроки, установленные соответствующим договором;
  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Резерв по сомнительным долгам формируйте в следующем порядке. Сначала определите объем каждой отдельной сомнительной задолженности. Резерв нужно будет сформировать для каждого такого случая. При этом его размер определяйте также с учетом оценки финансового состояния должника и вероятности погашения обязательств полностью или частично. Ведь величина резерва по сомнительным долгам – это оценочное значение. Включать в него всю сумму сомнительного долга не обязательно.

Для целей формирования резервов по сомнительным долгам сомнительной задолженностью в программе считается непогашенная в срок задолженность, отраженная по дебету счетов 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».

Для отсчета срока возникновения сомнительной задолженности используются показатели:

  • Срок оплаты долга покупателями, установленный в настройках параметров учета (раздел Администрирование — Параметры учета — Сроки оплаты покупателями);
  • Установлен срок оплаты — в карточке договора с контрагентом (группа Расчеты).

Дата, с которой отсчитывается срок возникновения сомнительной задолженности, в программе определяется следующим образом. Если в договоре:

  • установлен срок оплаты, то задолженность считается сомнительной, если она не погашена (полностью или частично) через указанное количество дней, начиная с даты возникновения дебиторской задолженности;
  • не установлен срок оплаты, то сомнительной считается задолженность, которая не погашена (полностью или частично) через количество дней, которое указано в настройках параметров учета, начиная с даты возникновения дебиторской задолженности.

Правила расчета резерва определены законодательством. Сумма сомнительной задолженности включается в резерв в зависимости от срока ее возникновения (п. 4 ст. 266 НК РФ):

  • свыше 90 календарных дней – 100% суммы задолженности;
  • от 45 до 90 календарных дней (включительно) – 50% от суммы задолженности;
  • до 45 дней – 0% резерв не создается.

Кроме того, предельный размер резерва не может превышать (п. 4 ст. 266 НК РФ):

    по итогам налогового периода – 10% от выручки за указанный налоговый период;

по итогам отчетных периодов – большую из величин:

  • 10 процентов – от выручки за предыдущий налоговый период (например, за 2016 год);
  • 10 процентов – от выручки за текущий отчетный период, в котором создается резерв (например, за 1-й кв. 2017 года).
  • Выручка для расчета предела резерва определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ без учета НДС (абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ). Внереализационные доходы по субсчету 91.01 «Прочие доходы» для расчета предела не учитываются.

    На последнее число отчетного (налогового) периода сумма исчисленного резерва сравнивается с суммой остатка резерва:

    • если сумма резерва меньше, чем остаток резерва, то разница включается во внереализационные доходы;
    • если сумма резерва больше, чем остаток резерва, то разница включается во внереализационные расходы.

    Если резерв на следующий период не создается, то остаток резерва включается во внереализационные доходы (п. 7 ст. 250 НК РФ).

    Остаток резерва определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты.

    Начисленный резерв по сомнительным долгам может быть использован только на покрытие убытков от безнадежных долгов. Их перечень приведен в п. 2 ст. 266 НК РФ.

    В виду различий в правилах определения величины резерва в бухгалтерском и налоговом учете могут возникать разницы в оценке:

    • резервов, учитываемых на счете 63
    • доходов и расходов, учитываемых на счете 91
    • как следствие, прибылей и убытков, учитываемых на счете 99

    В соответствии с ПБУ 18/02 эти разницы являются постоянными. Постоянные разницы по сч. 99.01 учитываются при расчете по налогу на прибыль как ПНО или ПНА и отражаются записями:

    • дебет 99.02.3 кредит 68.04.2 – начислено ПНО
    • дебет 68.04.2 кредит 99.02.3 – начислено ПНА
    Настройка в программе

    Для настройки в программе первым шагом является включить функционал по расчету резервов по сомнительным долгам, используя пункт меню “Главное” — “Учетная политика”.

    Перейдя по гиперссылке “Настройки налогов и отчетов” переходим в настройки “Налог на прибыль” и устанавливаем галочку “Формирование резервов по сомнительным долгам”

    После установки данных параметров, переходим к настройке сроков расчетов с покупателями.

    Настройка расчетов с покупателями

    В программе можно установить сроки двумя способами:

    1. Указать в договоре с покупателем строк. Срок оплаты можно указать любое количество дней. Также данный способ имеет приоритет при расчете.

    2. Указывается настройка для всех договоров в целом. Для этого воспользуемся пунктом меню “Администрирование” — Параметры учета.

    В параметрах выбираем гиперссылку “Срок оплаты покупателями”.

    В форме настройке указываем в поле “Срок оплаты долга покупателя” необходимое количество дней.

    После проведения необходимых настроек в программе, для самого расчета сомнительных долгов используется обработка “Закрытия месяца” (Операции).

    Эта регламентная операция начисляет резерв сразу и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

    Законодательством не закреплен способ расчета резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. Правила прописаны в Налоговом кодексе и действуют только для налогового учета. Поэтому каждый хозяйствующий субъект должен самостоятельно определить способ и метод расчета резервов и прописать это в своей учетной политике. Программой же предусмотрено, что расчет резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете ведется по правилам налогового учета.

    В налоговом учете при расчете резервов действует ограничение. Это ограничение определяется в ходе выполнения регламентной операции «Расчет долей списания косвенных расходов».

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector