Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Представление пояснений по НДС по требованию налогового органа

Представление пояснений по НДС по требованию налогового органа

В конце каждого квартала компании сдают декларацию по НДС, которую проверяют налоговики в течение 3 месяцев с помощью автоматической системы контроля.На проверке могут выявить:

· противоречия с документами;

· несоответствия данным в базе инспекции ( ст. 88 НК РФ ).

Если в ходе проверки вдекларации по НДС найдут расхождения и нестыковки, то налоговые инспекторы потребуют пояснения. К своему требованию ФНС прилагает перечень операций, отраженных в соответствующем разделе декларации, по которым установлены расхождения, и справочно указывает код возможной ошибки ( письма ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367, от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 ).

Как ответить на требованиео предоставлении пояснений по НДС.

§ Перед формированием ответа на требование — отправьте в инспекцию квитанцию о получении этого самого требования. Сделать это надо за 6 рабочих дней со дня, как инспекторы направили запрос ( п. 5.1 ст. 23, п. 6 ст. 6.1 НК РФ ). Если Вы задержите квитанцию на 10 дней, то инспекторы могут заблокировать Ваш расчетный счет ( п. 11 ст. 76 НК РФ ).

§ Перепроверьте декларацию по НДС, которую Вы сдали.

Обратите внимание на реквизиты записей, где есть расхождения из требований о представлении пояснений по НДС: даты, номера, суммы.

Если даже все в норме, ответ на требование по НДС все равно надо представить. Ведь если сомнения ФНС не развеять, инспекторы могут включить компанию в план выездных проверок. В этом случае они будут проверять не квартал, а весь учет за 3 предшествующих года.

Когда составлять пояснения по НДС в электронной форме в 2020 году.

§ С 2019 года действует поправка о том, что компании должны присылать ответ на требование по НДС в электронном виде . Это касается запросов:

ü поошибкам, которые обнаружила программа ФНС;

ü по расхождениям и противоречиям в отчетности;

ü по причинам уменьшения налога вуточненке.

Ранее компании сами выбирали, какой ответ на требование по НДС отправить – бумажный или электронный.

Ответственность за несдачу пояснений по НДС.

§ Если требование о пояснениях проигнорировать или представить позже установленных 5 рабочих дней, то инспекторы выпишут организации штраф:

ü за первичное нарушение в течение календарного года – 5 тыс. руб.;

ü за повторное нарушение — 20 000 руб.( п. 1 ст. 129.1 НК РФ ).

§ Аналогичный штраф будет за сдачу пояснения на бумаге, потому чтотакие пояснениясчитаются непредставленными ( абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ ), как если бы организация вообще не сдала пояснения.

Способы ответа на требованиеФНСо предоставлении пояснений по НДС.

Способ подачи пояснения по требованию инспекции, зависит от того, обязаны ли Вы подавать декларацию по НДС в электронной форме.

§ Если НЕ обязаны, пояснения можно сдать:

ü либо на бумаге;

ü либо в электронном виде по ТКС.

§ Если Вы обязаны подавать электронные декларации по НДС, то и пояснения по расхождению в цифрах из книги покупок и книги продаж должны сдавать только в электронном формате ( абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ ).

Обозначение кодов ошибок в требованиях ФНС по НДС.

§ Код «1». Счет-фактура, отраженный в Вашей декларации, отсутствует в декларации контрагента . Такая ошибка может возникнуть, например, в следующих случаях:

ü контрагент не указал счет-фактуру с аналогичными реквизитами в декларации либо указал с неверными реквизитами;

ü контрагент не сдал декларацию либо сдал нулевую декларацию;

ü в Вашей декларации указаны некорректные реквизиты счета-фактуры, из-за чего невозможно сопоставить их с данными контрагента.

§ Код «2» . Выявлены расхождения между взаимосвязанными показателями внутри декларации в разделах 8 и 9. Например, при принятии к вычету НДС, уплаченного ранее с авансов.

§ Код «3». Выявлены расхождения между показателями разделов 10 и 11. Такие ошибки могут возникнуть только у посредников.

Например, посредник, реализующий товары от своего имени, регистрирует полученный от заказчика счет-фактуру вчасти 2журнала учета счетов-фактур. Одновременно реквизиты этого счета-фактуры посредник должен указать вграфе 12 части 1журнала учета счетов-фактур. Если данные по счетам-фактурам расходятся, это ошибка.

§ Код «4». Ошибка в сведениях, указанных в той или иной графе таблицы, которую инспекторы отправят вместе с требованием ( приложения к письму ФНС от 16.07.2013№АС-4-2/12705, в ред.письма ФНС от 25.09.2018 № ЕД-4-15/18646 ). Номер этой графы будет указан в скобках рядом с кодом «4».

Например, к требованию прилагается таблица к разделу 8 (приложение 2.1кписьму ФНС от 16.07.2013№АС-4-2/12705, в ред.письма ФНС от 25.09.2018 № ЕД-4-15/18646). Если рядом с кодом «4» указана графа 18, нужно проверить стоимость покупок. А если графа 19– сумму НДС к вычету. Скореевсего, эти данные расходятся с показателями, указанными в разделе 9 декларации по НДС у продавца.

§ Код «5». В разделах 8–12 не указана дата счета-фактуры или эта дата превышает отчетный период , за который Вы оформили декларацию.

§ Код «6». В разделе 8 Вы заявили вычет по НДС, хотя прошло более 3-х лет со дня, когда возникло право на вычет по счету-фактуре.

§ Код «7». В разделе 8 Вы заявили вычет по НДС по счету-фактуре, составленному до даты государственной регистрации организации.

§ Код «8». В разделах 8–12 некорректно указан код вида операции , предусмотренный приказомФНСот14.03.2016 № ММВ-7-3/136 .

§ Код «9». Ошибки при аннулировании записей в разделе 9. Сумма НДС с отрицательным значением превышает суммуНДС, которая указана в записи по аннулированному счету-фактуре, либо нет записи по аннулированному счету-фактуре.

Ответ на требование по НДС с кодом ошибки «1».

§ Нестыковку с кодом «1» называют налоговым разрывом. Если Вы получили такой запрос, то сверьте свою книгу покупок с книгой продаж поставщика. Если поставщик не готов сверяться, то узнайте у негохотя бы, зарегистрировал ли он спорный счет-фактуру в книге продаж или нет.

§ Ответ на требование ФНС о представлении пояснений по НДС с кодом «1» зависит от того, кто ошибся. Возможные варианты:

ü Ошибка у покупателя. Если после сверки Вы нашли ошибку в Вашей книге покупок, то приведите в пояснениях по НДС правильные данные.

ü Ошибка у продавца. Тогда Вы, как покупатель, должны сообщить налоговикам, что в Вашей книге покупок все верно. Когда инспектор получит такой ответ от покупателя, то направит запрос поставщику.

ü Поставщик забыл включить счет-фактуру в декларацию .Покупатель отправляет налоговикам ответ, что ошибок нет. А поставщик будет сдавать уточненку, в которой покажет спорный документ.

ü Поставщик не хочет отражать счет-фактуру в декларации. В этом случае большой риск, что налоговики снимут вычеты у покупателя. К пояснениям о верных данных в книге покупок приложите документы, подтверждающие реальность сделки и должную осмотрительность (договор, товарные накладные, выписку из ЕГРЮЛ и др.).

Компании могут подготовить пояснения и через установленные у них программы операторов документооборота.

Даем ответ на требование налоговой о представлении пояснений по НДС (2020 — 2021)

О проблематике ситуации

Налоговый кодекс в статье 176 кратко описывает всю процедуру возврата НДС плательщику из бюджета. Нужно учитывать, что возврат НДС считается довольно серьезной и сложной процедурой, если сравнивать его с применением нулевой ставки НДС или же с зачетом налога.

Но сугубо с теоретической точки зрения процедура достаточно проста и ясна. Правда, практика идет по иному пути.

Возврат налогов плательщикам, конечно же, не выступает в качестве одного из профильных направлений деятельности налоговых органов. Следовательно, эти органы абсолютно не спешат возмещать НДС.

Часто причиной отказа в возмещении становится неправильное оформление поставщиком-контрагентом налогоплательщика первичных документов.

Соответственно, налогоплательщику нужно тщательно проверять правильность оформления счет-фактур во избежание трудностей впоследствии.

Кроме того, органы насторожено относятся к такой ситуации, поскольку она тесно связано с проблемой мошенничества. Речь идет о возврате необоснованных сумм НДС.

Читайте далее — как заполнить декларацию по ЕНВД. Наглядный пример.

В новости (тут) смена юридического адреса ООО самостоятельно.

Готовый бизнес план по пчеловодству!

Все это в совокупности приводит к тому, что возмещение НДС становится исключительной ситуацией. Стандартно же налоговые органы, даже при отсутствии обоснованной позиции, отказывают.



Что будет, если не ответить на требование ФНС

Как бы ни грозили сотрудники инспекции наказаниями, оштрафовать или выписать административное взыскание за отсутствие пояснительной записки налоговики не могут:

  • статья 126 НК РФ не является основанием для наказания, так как предоставление пояснений не относится к предоставлению документов ( 93 НК РФ );
  • статья 129.1 НК РФ неприменима, так как запрос письменных объяснений не является «встречной проверкой» ( 93.1 НК РФ );
  • статья 19.4 КоАП — не аргумент, наказание применимо только при неявке в территориальную инспекцию.

Аналогичные пояснения даны в п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.

Условия возврата НДС. Возможные этапы процедуры

Основные условия возмещения НДС заключаются в следующем:

  1. превышение суммы вычетов над суммой начисленного налога;
  2. наличие всех документов, подтверждающих это;
  3. подача заявления о возврате НДС.

Далее для того чтобы вернуть из бюджета НДС, налогоплательщику нужно представить в соответствующую налоговую службу декларацию.

Этот документ должен будет подтвердить, что вычеты (точнее, их сумма) за налоговый период превышают сумму начисленного налога. Следовательно, разница либо подлежит зачету, либо возврату.

После получения декларации налоговая служба должна организовать камеральную проверку. Целью этого мероприятия является подтверждение либо опровержение обоснованности той суммы, которую, предположительно, нужно вернуть. И если никаких нарушений выявлено не будет, то по итогам проверки будет вынесено решение о возмещении средств из бюджета.

Читать еще:  Что такое УСНонлайн отмена отчетности и автоматизированный расчет налога

Однако необходимо учитывать, что налоговый орган может в ходе проверки и отыскать нарушения, следовательно, будет составлен акт с указанием обнаруженных нарушений. В таком случае у налогоплательщика есть право на опротестование акта с предъявлением своих возражений.

Если после рассмотрения результатов проверки и возражений налогоплательщика налоговая все же отказывает в возврате НДС, то налогоплательщик вправе обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган.

Не добившись результата и при таком раскладе, налогоплательщик может обратиться в суд.

Вынесенное в пользу налогоплательщика судебное решение дает ему право на получение средств из бюджета, а также на возмещение судебных расходов и взыскание процентов за задержку возврата средств.

Как составить

При составлении пояснительной записки руководствуемся следующими правилами:

  1. Составляем ответ на фирменном бланке организации. Если такового бланка нет, в шапке документа указываем полное наименование учреждения, ИНН, КПП, ОГРН и адрес.
  2. Указываем номер и дату требования, на которое составляется пояснительная записка. Допустимо составить ответ сразу на несколько налоговых запросов.
  3. Если в отчете есть ошибки и несоответствия, перепроверьте отчетность, чтобы исключить опечатки или описки.
  4. В описательной части пояснительной записки детально и последовательно раскрываем обстоятельства ситуации, которую нужно объяснить.
  5. Отвечая на запрос, опирайтесь на факты, подтвердите обстоятельства документально. Приложите копии документов к ответу, если таковые имеются. Например, приложите к пояснительной записке копию дополнительного соглашения к договору с условием о повышении цен.

Если инспектор требует предоставить пояснительную записку по нестыковкам в декларации по налогу на добавленную стоимость, отправить ответ придется электронно. Исключение из правил закреплены за организациями, которые отчитываются по НДС на бумаге. Если учреждение отчитывалось электронно, но ответ на требование предоставило на бумаге, то налоговая посчитает такие пояснения непредоставленными. Такие нормы прописаны в Письме ФНС от 27.01.2017 № ЕД-4-15/1443.

Причины возврата НДС

Нередко налоговые органы просят налогоплательщиков в письменном виде предоставить изложение причин, послуживших основанием для возмещения НДС из бюджета.

И хотя организация-налогоплательщик вовсе не обязана объяснять это, лучше все-таки заняться подготовкой соответствующего письма.

Какие же причины могут быть? Поскольку основанием для возврата НДС служит превышение суммы вычетов над суммой, подлежащей уплате в качестве НДС, то следует разъяснить в письме, чем вызвана такая ситуация. Возможно, причина кроется в снижении объемов продаж. Возможно, дело в другом. В любом случае важно просто дать пояснение.

Аргументы предпринимателя

— Задача инспекторов на камералке — проверить правильность применения налоговых вычетов. Они могут запросить пояснения, только если обнаружат в декларации ошибки и противоречия (п. 3 ст. 88 НК РФ). В нашей отчетности ошибок не было. Высокая доля вычетов — один из критериев отбора для выездной проверки. Но это отдельное мероприятие налогового контроля, никак не связанное с камеральной проверкой. Следовательно, проверяющие требовали пояснений безосновательно. Судьи согласились, что предприниматель не обязан отвечать инспекторам.

Один пример: из километров, пройденных дантистом в прошлом году, 30 процентов приходилось на поездки между домом и практикой и десять процентов на частные поездки. В общей сложности были произведены автомобильные расходы в размере € 000. Стоматолог живет в десяти километрах от практики.

Пакет необходимых документов

В целях увеличения своих шансов на возмещение налога плательщику следует предоставить максимально полный пакет документов.

Речь идет о:

  • счет-фактурах;
  • документах, наличие которых подтверждает фактическую уплату налога в момент ввоза товаров на территорию РФ;
  • документы, которые подтверждают уплату удержанного налоговыми агентами налога;
  • другие документ, среди которых: договоры, которые налогоплательщик заключал с поставщиками и покупателями; платежные поручения в целях подтверждения оплаты поставщикам; бухгалтерская отчетность; и т.д.

Подробнее о том, как открыть строительную фирму в России. Пошаговая инструкция.

В статье (тыц) как рассчитать производительность труда на одного работника.

Как рассчитать рентабельность капитала?

Перечень, как видим, неисчерпывающий.

Подаем пояснение в ФНС: инструкция и образец

Первый шаг в процедуре составления и отправки пояснения – прием требования от ФНС. Согласно нормативным документам, налоговики направляют требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Факт приема требования подтверждается квитанцией, которую налогоплательщик отправляет в ответ на запрос ФНС.

Будьте внимательны: Вы обязаны принять требование и отправить квитанцию не позднее 6-ти рабочих дней с момента ее поступления. То есть если Вы получили запрос 17.07.17 (понедельник), то принять его и отправить ответную квитанцию Вы должны не позже следующего понедельника (24.07.17). В случае просрочки ФНС имеет все основания для того, чтобы заблокировать банковские счета организации и запретить переводы денежных средств в любой форме.

Согласно действующему законодательству, требование ФНС направляется налогоплательщику с указанием кода выявленной ошибки. Код присваивается в соответствие со следующей классификацией:

После приема требования и отправки квитанции изучите текст требования, после чего перейдите к анализу документов и расчетов, которые привели к ошибкам и расхождениям. В зависимости от текста запроса и указанного кода возможны следующие действия со стороны налогоплательщика:

  1. Если ФНС выявила арифметические ошибки в определении суммы налога, необходимо провести дополнительный пересчет сумм для того, чтобы подтвердить допущенную ошибку.
  2. Допустим, налоговики выявили расхождения с контрагентами. В таком случае первым шагом будет запрос акта сверки, данные которого необходимо сравнить с первичными документами, выданными контрагентом и полученными от него. На основании сверки Вы сможете либо выявить собственные ошибки , либо обнаружить неточности партнера (неправильно выписан счет-фактура, сумма операции в учете не соответствует первичным документам, т.п.).
  3. Одно из наиболее распространенных оснований для запроса – расхождение в данных декларации (сведения книги покупок и книги продаж). Для уточнения причин расхождений Вам потребуется поднять первичную документацию и проверить корректность внесения данных. Причиной расхождений может быть неверно внесенная сумма по документу (сумма по счету не соответствует указанным в декларации данным) либо отсутствие информации по какой-либо операции (данные счета-фактуры не внесены в декларацию).

После того, как причина ошибки выявлена, составьте ответ на требование в произвольной форме, с указанием обязательных реквизитов (данные органа ФНС, наименование и адрес плательщика). В тексте пояснения дайте четкий и краткий ответ, касающийся причин расхождений. Факты, указанные в пояснении, подкрепляйте документами (в тексте целесообразно указывать номера счетов-фактур, актов сверок, т.п.).

Ниже предоставлен примерный образец заполненного пояснения.

Исх. №18-5 от 17.07.17 на вх. №74/5-15 от 12.07.17

ОТВЕТ НА ТРЕБОВАНИЕ о предоставлении пояснений

  • 000 руб. – просроченная кредиторская задолженность с учетом НДС;
  • 330 руб. – проценты по выданным займам.

Сумма внереализационного дохода (124.330 руб.) отражена декларации по налогу на прибыль за 2 кв. 2021 (приложение 1 к листу 02, строка 100). Согласно НК (п. 3 ст. 149, п.1 ст. 146) данная сумма не учитываются при расчете налогооблагаемой базы НДС, поэтому в декларации НДС сумма не отражена.

После того, как пояснение составлено, ответ следует передать ФНС. В связи с изменениями в законодательстве, с 01.01.17 ответ на требование передается только в электронном виде по телекоммуникационным сетям связи. То есть если Вы получили запрос после 01.01.17, то ответ на него Вы можете передать только в электронном формате через спецоператора связи. Отправить пояснение необходимо не позже 5-ти дней с момента отправки Вами квитанции о его получении.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Не забываем о сроках

Поскольку очевидно, что налоговые органы не расположены к оперативному возмещению НДС из бюджета, следует постоянно напоминать им о сроках.

Так, если проверка не обнаружила нарушений, то решение о возмещении НДС должно быть вынесено в течение 7 дней.

А налогоплательщик должен быть извещен о проведенной проверке и о принятом решении в течение 10 дней.

Кроме того, при судебном разбирательстве проценты, выплачиваемые затем за задержку возмещения, начинают отсчитываться с 12-го дня после завершения проверки.

Выводы

Подводя итоги вопросу возмещения НДС из бюджета, необходимо отметить следующее:

  • С практической точки зрения возврат налога представляет собой довольно сложный процесс.
  • Для возмещения нужно соблюдение всех условий, предоставление всех документов и пояснение причин возврата.
  • Налоговые службы не настроены на возмещение, а потому следует подготовиться к затягиванию процесса. Возможно, не обойдется без суда.

Видео на тему того, что такое НДС и порядок его возмещения:

Кто находится в зоне риска

Все, кто подал декларацию на возврат налога, находятся под особым контролем. В некоторых инспекциях даже есть специальные отделы, которые занимаются проверкой только тех, кто возмещает налог.

Чем больше сумма к возврату, тем тщательнее будет проверка. Особенно, если плательщик постоянно возмещает налог на протяжении нескольких лет. По крупным суммам к проверке могут подключаться сотрудники регионального управления налоговой службы и даже центрального аппарата ФНС России.

Налоговая с неохотой отдает бюджетные деньги. Во-первых, из-за мошенничества налогоплательщиков. Прежде, чем отдать деньги, инспекции нужно проверить, нет ли схемы незаконного возмещения.

Во-вторых, у налоговиков есть план по возврату. При составлении бюджета, государство заранее определяют сумму, которую можно отдать и распределяет ее по инспекциям в зависимости от того, сколько каждая налоговая возместила в прошлые года.

Требование о представлении пояснений

— документ, направляемый налоговой службой, в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

Комментарий

Требование о представлении пояснений — это документ, направляемый налоговой службой, в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

Форма Требования о представлении пояснений утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Читать еще:  Отпускные с 1 числа месяца начисление выплата налогообложение nalognalogru

Налоговый орган вправе направить налогоплательщику Требование о представлении пояснений в случаях:

1) Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ).

2) При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета) (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).

3) При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ).

4) При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки определен в ст. 93 НК РФ.

Примечание

1) Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (формат утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@). При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).

2) Если налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме (п. 5.1. ст. 23, п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ), то при получении Требования по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота такой налогоплательщик обязан в течение шести рабочих дней со дня его отправки налоговым органом передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме указанного документа.

В случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме настоящего Требования в установленном порядке руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Кодекса в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи квитанции о приеме может принять решение о приостановлении операций указанного лица по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Согласно пункту 3.1 статьи 76 Кодекса указанное решение отменяется не позднее одного рабочего дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

— день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса, квитанции о приеме настоящего Требования о представлении пояснений;

— день представления пояснений.

Ответственность за непредставление (несвоевременное представление) пояснений налоговому органу

Ответственность за непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 статьи 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации установлена п. 1 ст. 129.1. НК РФ (см. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу).

Автотребование по НДС

Декларация по НДС представляется практически всеми налогоплательщиками в электронной форме. Несовпадения в данных о счетах-фактурах продавца и покупателя приводят к тому, что налоговый орган формирует требования о представлении пояснений в электронной форме. Эти требования формируются программой ФНС (АСК НДС-2, АСК НДС-3) автоматически. Поэтому их называют как Автотребования (по НДС).

Письмо ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395 «О требовании представить пояснения» указывает:

При выявлении налоговым органом противоречий, несоответствий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (далее — Расхождения), Вам будет направлено требование о представлении пояснений (далее — Требование).

При этом к Требованию прилагается перечень операций, отраженных Вами в соответствующем разделе декларации по НДС, по которым установлены Расхождения. Для определения причин возникновения Расхождений, по каждой записи, отраженной в приложении к Требованию, справочно указывается код возможной ошибки.

В отношении каждой операции может быть указан только один из четырех кодов ошибки, а именно:

— код ошибки «1» указывается в случае, если запись об операции отсутствует в декларации контрагента, либо контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, либо контрагент представил декларацию с нулевыми показателями, либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;

— код ошибки «2» указывается в случае, если не соответствуют данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и разделом 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам).

— если указан код «3» — данные об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций);

— код ошибки «4» означает, что возможно допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках.

Таким образом, после получения Требования от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота Вам необходимо:

1. Передать налоговому органу квитанцию о приеме Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом;

2. В отношении записей, указанных в Требовании, проверить правильность заполнения налоговой декларации, сверить запись, отраженную в налоговой декларации, со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены Расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;

3. Представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями при выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате;

4. Если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, представить пояснения с указанием корректных данных. Также рекомендуется представить уточненную налоговую декларацию. Пояснения могут быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Для направления пояснений в формализованном виде необходимо уточнить наличие такой возможности у разработчика (поставщика) Вашей бухгалтерской учетной системы или оператора электронного документооборота;

5. Если после проверки Вами корректности заполнения декларации ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) пояснения либо уточненная налоговая декларация представляются в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения Требования.

При представлении пояснений в адрес налогового органа Вы вправе, в соответствии с пунктом 4 статьи 88 Кодекса, дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Напоминаем Вам, что в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении пояснений налоговым органом в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи указанной квитанции, установленного пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса, согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 76 Кодекса может быть принято решение о приостановлении операций по Вашему банковскому счету.

В случае возникновения у Вас вопросов, связанных с полученным Требованием, Вы можете обратиться на форум на сайте ФНС России в сети Интернет (http://forum.nalog.ru/index.php?showforum=133), в территориальный налоговый орган по месту постановки на налоговый учет, либо в контактный центр ФНС России по телефону 8-800-222-22-22.

Дополнительно

Камеральная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа

Представление пояснений по НДС по требованию налогового органа

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Об ответственности за непредставление
пояснений инспекторам

Многие руководители компаний и бухгалтеры сталкиваются с необходимостью представления пояснений. Но не все знают, что делать в этом случае. Кто-то представляет минимальные пояснения, чтобы формально соблюсти ограничения и представить пояснения. Кто-то представляет максимальное количество документов, связанных и не связанных с предметом проверки и запросом проверяющих. А некоторые избирают позицию отказа от пояснений, рассчитывая на минимальные штрафные санкции. В этом случае важно оценить негативные налоговые последствия.

Читать еще:  Срок давности по налогу на имущество физических лиц

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Налоговый орган, в свою очередь, может вызвать налогоплательщика в налоговый орган в следующих случаях:

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и(или) противоречия между сведениями, содержащимися
    в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате
    в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Получение пояснений в ходе выездной налоговой проверки способствует выявлению позиции налогоплательщика до составления акта налоговой проверки и в отдельных случаях позволяет избежать предъявления недостаточно обоснованных претензий. Также правомерным будет требование пояснений налогоплательщика в письменной форме или закрепление пояснений иными способами, в том числе с использованием технических средств (письмо ФНС России от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015). Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Обращение к налогоплательщику с требованием о представлении пояснений должно быть документировано.

Какие документы вправе потребовать налоговый орган?

1. Пояснения по налоговой декларации. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и(или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

2. Пояснения о размере убытка. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).

3. Документы, подтверждающие уменьшение налоговой базы. В подтверждение уменьшения налогооблагаемой базы налоговый орган запрашивает:

  • первичные документы;
  • регистры налогового учета.

4. Подтверждение нулевой декларации. Для того чтобы подтвердить право на применение льгот по НДС, например при экспорте, также понадобятся документы.

5. Подтверждение имущественных льгот. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика – индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и(или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

6. Противоречия в декларации.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Способ представления пояснений

Пояснения в налоговый орган подаются двумя способами: на бумажном носителе; в электронном виде.

Если вы решили представить документы на бумажном носителе, то в этом случае также существуют два варианта: представление лично; представление через почтового представителя.

В случае направления пояснений в электронном виде важно помнить, что пояснения в электронном виде могут быть необязательными и обязательными.

Обязательные пояснения требуются в отношении НДС, например, когда «упрощенец» выступает в качестве налогового агента.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Таким образом, в отношении НДС пояснения обязательны в электронной форме. В остальных случаях возможно подать пояснения на бумажном носителе. Но при этом достаточно сложно определить, в каком виде лучше давать пояснения, это решает сам налогоплательщик.

Кто-то предпочитает подавать пояснения на бумажном носителе, поскольку можно лично побеседовать с инспектором, а «инспекторы – тоже люди» и могут понять и пойти в каком-то случае навстречу. Кто-то желает избежать коррупционной составляющей и поэтому представляет документы в электронном виде.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

При представлении пояснений в адрес контролеров налогоплательщик на основании п. 4 ст. 88 НК РФ вправе дополнительно направить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Ответственность за непредставление пояснений

Ответственность за непредставление пояснений не так велика, но предусмотрена в различных нормах налогового законодательства.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.

Согласно ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Однако те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

Штраф за непредставление документов в ходе встречной проверки не зависит от количества непредставленных документов. Отказ от их представления или представление с опозданием влечет ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ. В этом случае штраф взыскивается в размере 10 000 руб.

Налоговая ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний установлена ст. 128 НК РФ. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Форма требования о представлении пояснений утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 1).

В каком случае можно избежать налоговой ответственности?

Существует ряд случаев, когда ответственность не наступает.

Так, по смыслу положений п. 3 ст. 88 НК РФ под сроком представления уточненной декларации для целей неприменения к налогоплательщику ответственности по ст. 129.1 НК РФ подразумевается пять рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (со дня, когда требование считается полученным налогоплательщиком). То есть если налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений внес соответствующие исправления и представил уточненную налоговую декларацию, ответственность по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление пояснений не наступает.

Еще один случай, когда ответственность не наступает, связан с отсутствием обязанностей налогоплательщика. Из буквального толкования п. 3 ст. 88 НК РФ следует, что сообщение с требованием представить пояснения может быть направлено налогоплательщику при условии нарушения последним налогового законодательства (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 № 05АП-11259/2013).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если же налогоплательщик обнаружит в поданной им декларации недостоверные сведения и ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то он вправе «уточниться», внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Неявка в налоговый орган может быть связана с уважительной причиной: болезнь сотрудника; направление сотрудника в командировку.

Во избежание штрафа необходимо представить больничный лист либо приказ на командировку. Но бремя доказывания неуважительности причины неявки (уклонения от явки) лежит на налоговых органах (решение Арбитражного суда Калужской области от 20.08.2007 № А23-1512/07А-14-90).

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях (ст. 90 НК РФ). Следовательно, ввиду болезни или старости ответственность не наступает, если по уважительным причинам лицо не явилось в налоговый орган для представления пояснений.

В заключение нужно обратить внимание, что пояснения целесообразно представлять вовремя. В случае невозможности представления пояснений нужно сообщить в налоговый орган по месту регистрации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector