Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта

Составляем ответ на требования налоговой о предоставлении пояснений

При проведении проверки декларации по НДС и обнаружении ошибок, несоответствий или противоречий в представленных сведениях инспекторы направят требование о представлении пояснений. С 25 апреля ФНС отправляет требования о пояснениях к новой декларации по НДС, действующей с отчетности за I квартал 2020 года, по новому формату. Необходимость поправок вызвана, в частности, вступлением в силу с 2020 года норм о повышении ставки НДС с 18 до 20%. Также расширен состав кодов видов ошибок. В статье эксперты 1С рассказывают на примере «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0, как ответить на требование налогового органа и представить пояснения к декларации по НДС.

Почему налоговая выставляет требование о предоставлении документов?

Фискалы, проводящие мероприятия налогового надзора имеют право требовать документы как у проверяемого субъекта, так и у его контрагентов. Запросить информацию могут и у третьих лиц, которые, по мнению инспекторов, обладают необходимыми сведениями.

Таким образом, налоговики проверяют полноту и правильность начисления и уплаты налогов, отслеживают реальность и экономическую целесообразность сделок, анализируют возможность извлечения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.

Важно!

Требование составляется на бланке установленной формы (приложение № 17 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected]) и должно содержать все необходимые сведения, чтобы налогоплательщик мог четко идентифицировать, какие именно документы нужно представить и по какой причине.



Какие документы могут потребовать инспекторы

НК РФ не уточняет, какие виды документов могут требовать контролеры у налогоплательщиков. Статьи кодекса содержат лишь обтекаемые формулировки: «документы относительно конкретной сделки», «необходимые для проведения проверки документы», и т. д. Поэтому контролеры самостоятельно решают, какую именно документацию запросить в каждом отдельном случае.

Например, при камеральной проверке декларации НДС с заявленным возмещением, обычно требуют счета-фактуры и иные документы, свидетельствующие о правомерности вычетов.

При выездной проверке могут быть запрошены любые документы в пределах проверяемого периода и налога, включая регистры учета, первичную документацию (счета, договоры, накладные, банковские выписки) и пр.

Если фискалов интересуют сведения о контрагенте (встречная проверка) или определенной сделке, могут запрашивать: договор с конкретным субъектом и дополнительные соглашения к нему, счета, акты, товарные накладные, таможенные декларации, счета-фактуры и т. д.

Камеральная проверка – что такое ?

Камеральная проверка – вид налоговой проверки, проводимой по местонахождению налоговой инспекции на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных организацией, а также других документов о ее деятельности, имеющихся у налоговой инспекции (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет). Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция проводит камеральную проверку на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;
  • других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.

1) у проверяемой организации:

  • представить документы;
  • представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
  • представить устные пояснения;

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) – представить документы (сведения) о проверяемой организации.



Как написать ответ на требование налоговой о предоставлении документов?

Ответ на запрос контролеров составляется в произвольной форме, ведь по большому счету — это просто сопроводительное письмо к представляемой документации.

То есть в тексте ответа указывается, что налогоплательщик выполняет конкретный запрос инспекторов, а также перечисляет, какие именно документы передаются, и в каком количестве. Если в требовании ИФНС были прописаны дополнительные вопросы, то в ответ включаются пояснения по каждому из них.

Образец ответа на требование Подробнее

К сопроводительному письму прикладываются запрошенная документация в виде заверенных копий. Если компания представляет документы в бумажной форме, то допускается заверение как каждой отдельной копии, так и целиком прошитой пачки однородных документов (пачек, если документации очень много). Общий объем каждой прошивки не должен превышать 150 листов.

Наши эксперты обращают внимание, что пояснения в налоговую могут быть направлены в бумажном или электронном виде по ТКС. Правда, есть исключение. Речь идет о пояснениях, которые инспекторы просят представить в рамках камеральной проверки декларации по НДС. Данные пояснения направляются исключительно в электронной форме. Решите сдать на бумаге — налоговики будут считать, что объяснения не представлены ( НК РФ).

Клиенты 1С-WiseAdvice могут в кратчайшие сроки подготовить ответ на запрос налогового органа благодаря уникальной технологии обработки первичной документации «Процессинг». Все поступающие оригиналы документов сразу сканируются и хранятся в электронной базе данных, что многократно облегчает доступ к нужным сведениям и способствует их сохранности.

В случаях, когда налогоплательщик не располагает запрошенными документами, просит отсрочку по их подготовке или не может предоставить сведения по каким-либо причинам, в налоговый орган подается уведомление по установленной форме (приложение № 1 к приказу ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/[email protected]).

Положение об адвокатском запросе

Адвокатский запрос (АЗ) – это обращение адвоката, представляющего интересы физического или юридического лица, в государственные, коммерческие или общественные организации разного уровня на предоставление необходимой информации и документов в рамках их компетенции, необходимых для оказания юридической помощи клиенту. Отдельная статья (ст.6.1), посвященная ему, введена Законом РФ от 02.06.2016 №160-ФЗ в Федеральный закон от 31.05.2002 №63-ФЗ об организации адвокатской деятельности.

В каких случаях необходим запрос

Необходимость в АЗ возникает при участии в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве. Его целью становится получение достоверной информации при сборе доказательств, выяснении всех обстоятельств дела и выявлении нарушений. При этом полученные сведения подкрепляются официальным документом.

Адвокат может направить запрос в органы государственной власти и местного самоуправления, силовые ведомства, общественные и иные организации. Например, подлежит удовлетворению запрос о должностных лицах органов внутренних дел и их полномочиях; в паспортный стол о регистрации жильцов; в органы ФСИН о месте и условиях содержания осужденного; а также другие обращения в рамках закона.

Важно понимать, что АЗ является одним из эффективных элементов в системе оказания юридической помощи гражданину. Он необходим для исследования всех обстоятельств в рамках конкретного дела. Запрос не должен становиться самостоятельной услугой, оказываемой адвокатом, что может расцениваться, как злоупотребление адвокатскими полномочиями.

Сроки и форма предоставления информации

В соответствии с ч.2 ст.6.1 Закона №63-ФЗ ответ должен быть направлен в течение 30 дней с момента получения АЗ. Если для предоставления нужной информации необходимо время на сбор необходимых сведений, то организация может продлить срок ответа еще на 30 дней. Она обязана известить адвоката об этом, приведя причины задержки, а он, в свою очередь, имеет право опротестовать затягивание рассмотрения при отсутствии веских причин.

Юрист, специализация — арбитражное право

Ответ на адвокатский запрос подготавливается в виде официального документа. Он может иметь разную форму: справка, характеристика, копия запрашиваемого документа или выписка из него, и т.п. Важно, чтобы ответ содержал информацию в необходимом объеме и удовлетворял законное требование адвоката.

Основания для отказа в передаче информации

Закон № 63-ФЗ (ч.4) четко определяет основания для отказа в удовлетворении АЗ:

  1. Организация не обладает нужной информацией (в силу ведомственной или территориальной принадлежности, своих полномочий, срока деятельности, инструкций и нормативных актов и других объективных причин).
  2. Нарушение законодательных норм по оформлению и направлению АЗ. Адвокат должен руководствоваться Приказом Минюста РФ от 14.12.2016 №288.
  3. Законодательное ограничение доступа к информации. Это основание учитывает требование законов о государственной, медицинской и коммерческой тайне, тайне личной переписке, защите персональных данных граждан и их конституционных прав. Например, адвокату может быть отказано в предоставлении личных сведений о свидетелях, проходящих по делу, т.к. запрашиваемая информация должна касаться личности клиента, а не третьих лиц. Банк откажет в сведениях о содержании личных счетов.

Перечень оснований считается полностью исчерпанным и не может быть увеличен. Произвольное трактование законодательных норм может быть обжаловано в суде и признано, как препятствование адвокатской деятельности.

Ответственность за не предоставление ответа в срок

Необоснованный отказ в удовлетворении АЗ, несвоевременный ответ и предоставление заведомо ложной информации признается административным правонарушением (ст.5.39 КоАП РФ, Федеральный закон от 02.06.2016 № 160-ФЗ). Штрафные санкции применяются к должностному лицу, в компетенции которого находится данный вопрос. Предусмотрено наказание от 5 000 до 10 000 рублей. Привлечение к ответственности осуществляется по решению мирового судьи на основании постановления прокурора. Для этого адвокат, чьи права нарушены, должен составить обращение к прокурору по месту нахождения организации-ответчика.

При злостном противодействии в получении нужных сведений виновник может понести более серьезное наказание. В ст.140 УК РФ за отказ гражданину в предоставлении информации предусмотрена уголовная ответственность.

Письмо из налоговой: что делать?

Если вы получили письмо из налоговой инспекции/налогового органа, то первое, что нужно сделать – определить статус полученного документа. Это важно, поскольку именно статус письма влияет на обязанности его получателя.

Содержание

Правила взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов закреплены в специальном акте: Налоговом кодексе РФ. В НК РФ заложены не только основы налогообложения, но и правила ведения переписки между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Так, при ведении переписки с налоговой (если вы уже получили письмо из налоговой) нужно учитывать следующие принципы:

  • все обязаны передавать налоговой документы, которые требуются для исчисления и уплаты налогов, тогда, когда это предусмотрено НК РФ и в соответствии с процедурой, закрепленной в нем же;
  • все должны подчиняться законным требованиям налогового органа об устранении выявленных нарушений законов о налогах и сборах.

Следовательно, вы должны исполнять требования налоговых органов, если они направляются в случаях, которые прямо описаны в НК РФ, и согласно установленному порядку.

Письмо из налоговой инспекции: все-таки какие виды документов могут прийти из налогового органа?

Налоговое уведомление

Физлица уплачивают ряд налогов (транспортный и земельный налоги, налог на имущество) на основании уведомления. Эти виды платежей налоговики рассчитывают самостоятельно на основании данных из органов, занимающихся регистрацией прав на имущество.

Читать еще:  Транспортный налог в Ленинградской области в 2021 году

Налогоплательщик может не платить имущественный налог или уплачивать его в меньшем размере при наличии права на льготу

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения такого уведомления. Налоги нужно заплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим календарным годом.

Если налогоплательщик имеет свой личный кабинет, то уведомление будет направлено в электронном виде.

Если в уведомлении содержится ошибка, обратитесь в налоговую службу по месту жительства (желательно успеть до 1 декабря).

Требование (налоговое требование)

Налоги, которые не были уплачены в срок, становятся недоимкой, на которую начисляются пени за каждый день просрочки. При наличии такой задолженности налоговый орган направляет требование (это следующий вариант письма из налоговой). Требование представляет собой извещение о наличии долга по налогам с требованием его погасить, о сумме пеней, набежавших за дни просрочки.

Обычно требование направляют в течение 3 месяцев со дня, следующего за сроком уплаты налоговых платежей. Пени в требовании рассчитываются на день, указанный в требовании. На пени, которые успеют набежать после этой даты, направят отдельное требование уже после уплаты суммы налога.

Налог следует оплатить в срок, указанный в требовании (если в требовании про срок не сказано, то у вас есть 8 рабочих дней со дня получения этого документа).

Если требование не будет исполнено, налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налогов и пеней.

У вас вопросы по правомерности действий налогового органа?

Поможем ВАМ!

Требование о представлении пояснений или исправления налоговых деклараций

Кроме рассмотренных документов, может прийти требование о представлении пояснений или исправлении налоговых деклараций, если в ходе проверочных мероприятий налоговая обнаружила ошибки либо какие то разночтения между сведениями, поданными физлицом, и данными, которые находятся в распоряжении налогового органа.

Для справки: каждый поданный документ проверяется налоговиками, указанные мероприятия именуются камеральной налоговой проверкой (т.е. эта проверка без выезда к налогоплательщику, что отличает ее от выездной налоговой проверки).

Обязанность направить декларацию может возникнуть только в связи с уплатой НДФЛ (в предусмотренных НК РФ случаях). Например, декларацию надо направлять, если получен доход по гражданско-правовому договору от другого физического лица (например, от сдачи внаем своего имущества), если была продажа недвижимости, которой владели менее установленного срока, если вы претендуете на получение налоговых вычетов.

Раз возможность направления требования при проведении контрольных мероприятий прямо предусмотрена НК РФ, налогоплательщик обязан их исполнять. Сроки предоставления документов – 10 дней с момента получения требования.

Если вы не успеваете представить документы и сведения в этот срок, то необходимо письменно уведомить налоговый орган об этом.

Отказ в предоставлении документов

В редких случаях можно не давать ответ по сути и не предоставлять документы, то есть ответить вежливым отказом в их предоставлении.

В частности, это возможно в следующих условиях:

  • если пояснения запрошены налоговым органом уже после окончания контрольных мероприятий. Камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня предоставления соответствующего документа. За это время налоговики должны успеть провести все проверочные мероприятия (в том числе, запросить у налогоплательщика документы и сведения, если есть какие то противоречия).

Если требования о предоставлении пояснений или документов направлены уже за рамками указанного выше срока, то они незаконны;

  • если налоговая просит документы, которые вы ранее уже предоставляли. Сотрудники налоговой службы не могут запрашивать бесконечное количество раз документы, которые вы ранее им уже направляли. Если получено такое требование, можно направлять мотивированный отказ;
  • отказ с вашей стороны также возможен, если налоговики, по вашему мнению, требуют документы по декларации, в которой нет противоречий. Для того, чтобы убедиться в безошибочности поданных документов, рекомендуем обратиться за юридической консультацией. Это позволит снизить риски привлечения к ответственности за неисполнение требований налогового органа.

Налоговые санкции

Что касается санкций, за нарушение законодательства в рассматриваемой сфере могут быть применены разные виды ответственности. Так, за неуплату налогов предусмотрен штраф 20% от суммы долга (налоговая ответственность).

За непредставление сведений в налоговую службу рамках контрольных мероприятий – штраф от 100 до 300 рублей для физлиц (административная ответственность). Если неуплата налогов имеет крупный или особо крупный размер, то применяется уголовная ответственность.

Надеемся, мы помогли вам разобраться, какие формы взаимодействий и последствий скрываются за формулировкой письмо из налоговой инспекции. Не нужно откладывать этот документ в «долгий ящик»: своевременное решение проблемы поможет предотвратить большую проблему.

Пояснения к декларации по НДС

Вопрос

В какой форме предоставляются пояснения на требования налоговой инспекции по камеральной проверке декларации по НДС?

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, утвержденному ФНС (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

При представлении пояснений по НДС на бумажном носителе они не считаются представленными (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03‑02‑08/54231).

Вопрос

Можно ли ответить на требование налоговиков письмом в произвольной форме по ТКС с указанием, что это ответ на конкретное требование?

Налогоплательщик представляет пояснения в электронной форме по ТКС по специальному формату, установленному ФНС в Приказе № ММВ-7-15/682@. Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате .xml. В противном случае пояснения не будут считаться представленными.

По желанию вместе с пояснениями по утвержденному формату можно отправить в неформализованном виде дополнительную информацию с темой письма, например: «Дополнение к ответу на требование от… №…».

Неформализованные документы представляются в виде скан-образов в форматах .tif, .jpg, .pdf или .png (таблица 4.10 к Приказу ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, пп. 4, 5 приложения к Письму ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@).

Вопрос

В течение какого времени представляется пояснение на требование инспекции, проводившей камеральную проверку декларации по НДС?

Пояснения по НДС в ответ на полученное от налогового органа требование представляются в течение пяти рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях налоговый орган при направлении требования о представлении пояснений по НДС использует формы, приведенные в приложениях 2.1 – 2.9 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок [1] (абз. 9 п. 2.7 рекомендаций). Такое наблюдается, в частности, если выявленные ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями налогоплательщика с имеющимися у налогового органа свидетельствуют:

  • о занижении подлежащей уплате в бюджет суммы НДС;
  • о завышении заявленной к возмещению суммы НДС.

Налогоплательщику, получившему подобное требование, необходимо передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, начинается пятидневный срок для представления пояснений по НДС или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по требованию налогового органа?

Пояснения в налоговую по НДС составляются по той форме, которую налоговый орган запросил в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, приложение 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

Вопрос

Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные в ходе «камералки» декларации по НДС?

Требование о представлении пояснений в налоговую по НДС, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, оно лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Следовательно, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Поскольку за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки декларации, предусмотрен штраф по ст. 129.1 НК РФ, налогоплательщик (при указанных обстоятельствах) может:

  • направить по установленному ФНС формату пояснения, в которых, например, будет указано, что налоговая декларация заполнена им в соответствии с требованиями гл. 21 НК РФ и данными налогового учета; в связи с отсутствием указания в требовании конкретных противоречий, выявленных камеральной проверкой, не представляется возможным проанализировать причины расхождений и представить соответствующие пояснения;
  • не исполнять требование на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности за непредставление пояснений в налоговую по НДС со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вопрос

Как расшифровать код возможной ошибки, указанный (справочно) в перечне операций, по которым установлены расхождения?

Коды ошибок перечислены в Письме ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@. Приведем их в таблице.

Код возможной ошибки

– запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;

– контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;

– контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями;

– допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 8 и 9 (сведения из книг покупок и продаж), приложениях 1 к указанным разделам (сведения из дополнительных листов книг покупок и продаж), например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 10 и 11 (сведения из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур), например, при отражении посреднических операций или операций по или договорам транспортной экспедиции

Читать еще:  Принудительное банкротство или чем могут грозить долги перед налоговой

Возможно, допущена ошибка в какой‑либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)

В разделах 8 – 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС

В разделе 8 (приложении 1 к разделу) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет

В разделе 8 (приложение 1 к разделу) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации

В разделах 8 – 12 некорректно указан код вида операции

Допущены ошибки при аннулировании записей в разд. 9 (приложение 1 к разделу), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

Вопрос

Как составить пояснения по указанным в требовании инспекции расхождениям, если в ходе изучения записей налогоплательщик не выявил ошибок?

Если декларация заполнена правильно, в пояснениях нужно указать, что в ней нет ошибок, противоречий и несоответствий, а также оснований для подачи уточненной налоговой декларации.

Следует также пояснить причины расхождений, на которые указал налоговый орган, и почему таковые не являются ошибкой.

При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно подать документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения, если в ходе изучения записей, внесенных в требование налогового органа, налогоплательщик выявил ошибки, которые не привели к занижению суммы НДС?

В пояснениях нужно отразить причины возникновения ошибок и правильные данные. Вместо пояснений налогоплательщик может подать уточненную декларацию по НДС (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем ФНС в п. 4 Письма № ЕД-4-15/23367@ рекомендует представить и пояснения, и «уточненку», но право выбора остается за налогоплательщиком.

Вопрос

Как составить пояснения, если при изучении указанных в требовании записей налогоплательщик выявил ошибки, приведшие к занижению суммы НДС?

В подобной ситуации налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию по НДС с корректными данными.

Пояснения к декларации по НДС можно представить, но это не обязательно (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по льготируемым операциям?

Рекомендуется составлять пояснения к льготируемым операциям в виде реестра документов, которые подтверждают льготы по НДС. Такой реестр приведен в приложении 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. К реестру также прикладывают перечень и формы типовых договоров, которые используются в льготных операциях.

Форма требования о представлении пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ содержится в приложении к Письму ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574 [2] .

Вместе с тем можно подавать пояснения к декларации по НДС в любом другом виде, однако они будут иметь меньшее преимущество по сравнению с реестром.

Вопрос

В какой срок нужно подавать пояснения, подтверждающие льготы по НДС?

Пояснения (в виде реестра либо в другом виде) к льготируемым операциям подают в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснение в налоговую по ндс по факту высокого удельного веса вычетов по НДС?

В соответствии с нормативом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (п. 3), налоговый вычет по НДС не должен превышать 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев.

Налоговый орган определяет этот показатель на основании данных, указанных в декларациях за последние налоговые периоды (четыре квартала). В этой связи налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

В дополнение к установленному нормативу налогоплательщики могут обращаться к статистическим данным. В зависимости от региона среднюю долю вычетов по НДС от суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, можно получить на основе информации, публикуемой ежеквартально на сайте ФНС в разделе «Иные функции ФНС» («Статистика и аналитика» / «Данные по формам статистической налоговой отчетности» / «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость»).

По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно определить следующим образом:

Д = Показатель строки 190 разд. 3 / Показатель строки 118 разд. 3.

Если доля вычетов налогоплательщика превышает установленные значения, его деятельностью заинтересуются налоговики. Возможно, для начала они попросят соответствующие пояснение в налоговую по ндс. И если таковые имеют объективный характер, есть вероятность снижения риска включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Пояснения к декларации по НДС о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснение по ндс можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.

В качестве примера приведем образец ответа на подобный запрос налогового органа.

Исх. № __________ от ____________

На № __________ от ____________

В ответ на Ваше информационное письмо о проведении анализа налоговой отчетности по НДС за I – IV кварталы 2019 года в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы и выявления причин высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС сообщаем следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «Фортуна» проведен анализ налоговых деклараций по НДС за I – IV кварталы 2019 года. По итогам проведенного анализа факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению сумм данного налога, подлежащих уплате в бюджет, в представленных за указанные периоды налоговых декларациях не выявлены.

В связи с этим нет оснований для представления уточненных налоговых деклараций по НДС.

Что касается высокого удельного веса вычетов, он объясняется следующими объективными обстоятельствами.

  1. За налоговые периоды 2019 года спрос покупателей на товары, продаваемые Обществом, снизился и, соответственно, снизился объем продаж на 15 % по сравнению с предыдущим годом (отчеты отдела сбыта от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020).
  2. За тот же период цены поставщиков, у которых Общество приобретает продукцию, выросли в среднем на 12 % (отчеты отдела снабжения от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020). В связи с этим выросла сумма НДС, принятого к вычету.

В настоящее время Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» предпринимает следующие меры по увеличению выручки от реализации и уменьшению затрат на приобретение товаров:

  • поиск новых поставщиков, реализующих продукцию по более низким ценам;
  • изменение ассортимента продаваемой продукции;
  • расширение рынка сбыта (подробнее см. план маркетинга и продаж от 09.01.2020 № 1).
  1. Отчеты отдела сбыта от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020.
  2. Отчеты отдела снабжения от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020.
  3. План маркетинга и продаж от 09.01.2020 № 1.

Генеральный директор
ООО «Фортуна»

Вопрос

Как составить пояснение по ндс на требование налогового органа о причинах расхождений в декларации по НДС (несоответствие счетов-фактур в книге покупок налогоплательщика, отраженных в базе «АСК НДС-2», счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж)?

Перенос вычета НДС на будущие периоды предусмотрен п. 1.1 ст. 172 НК РФ.

На требование налогового органа о представлении пояснений при выявлении несоответствия счетов-фактур в книге покупок покупателя с данными, отраженными в книге продаж продавца, можно представить следующий ответ.

Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» в ответ на Ваше сообщение (с требованием представления) № ___ от ______ поясняет следующее.

Сумма налога и вычетов в декларации за IV квартал 2019 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 4 320 000 руб.

Расхождения с данными контрагента Общества возникли из‑за переноса вычета по НДС в сумме 650 000 руб. с IV квартала 2019 года
на I квартал 2020 года.

Общество пользуется правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ.

[1] Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

[2] Дополнительно рекомендуем ознакомиться со статьями Н. Н. Луговой «О «камералке» декларации по НДС с льготными операциями», № 6, 2017, и «Льготные операции: представляем документы по требованию налогового органа», № 3, 2019.

КОГДА НА ТРЕБОВАНИЯ ИФНС МОЖНО ОТВЕТИТЬ ВЕЖЛИВЫМ ОТКАЗОМ

Если пояснения потребовали, когда «камералка» закончилась

Как известно, камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления декларации . И в этот срок налоговики должны уложиться с проведением всех мероприятий по проверке. В частности, запросить у компании пояснения и (или) документы, если, по их мнению, в декларации есть какие-либо ошибки или противоречия .

Если требования о представлении пояснений или документов направлены после истечения трехмесячного срока, то они являются незаконными. На полученные по ним материалы налоговики не вправе ссылаться в налоговом споре . Исполнять незаконные требования налоговиков компания не обязана .

Нередки случаи, когда налогоплательщик получает требование о представлении пояснений, в котором дата составления указана в рамках трехмесячного срока, а направлен документ значительно позже. Например, в одном споре, дошедшем до суда, требование было датировано 25 июля, а отправлено предпринимателю, согласно реестру почтовых отправлений, только 16 августа, когда срок камеральной проверки уже истек. Доказать, что документ был вручен своевременно, налоговики не смогли. ИП отказался исполнять неправомерное требование, и суд его поддержал .

Кстати, квитанцию о приеме требования, направленного по ТКС, все равно необходимо передать налоговикам в течение 6 рабочих дней со дня его отправки. Иначе компании могут заблокировать счет . Конечно, правомерность блокировки счета в случае, когда само требование направлено несвоевременно, сомнительна. Но лучше до этого не доводить. Отметим, что за неотправку квитанции не могут оштрафовать как за непредставление документов по п. 1 ст. 126 НК РФ .

Итак, если требование направлено вам по окончании проверки, представьте в инспекцию отказ примерно такого содержания:

│ Мотивированный отказ в представлении пояснений │

│ в связи с истечением срока камеральной налоговой проверки │

│На ваше требование о представлении пояснений от 30.11.2017 N 06-24/15467│

Читать еще:  Расчет налогового вычета при покупке квартиры разные варианты

│ООО «Арно» сообщает следующее. │

│В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится│

│сотрудниками налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления│

│декларации. Продление этого срока не предусмотрено, и поэтому все│

│действия инспекции, связанные с проверкой, включая истребование пояснений│

│и (или) документов, должны быть предприняты в рамках 3 месяцев со дня│

│представления декларации. Требования, выставленные по истечении срока│

│камеральной проверки, являются незаконными и не подлежат исполнению. Это│

│подтверждается как Письмами Минфина и ФНС, так и судебной практикой│

│(Письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75, ФНС России от│

│22.08.2014 N СА-4-7/16692; п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от│

│Налоговая декларация по НДС за II квартал 2017 г. представлена ООО «Арно»│

│по телекоммуникационным каналам связи 24.07.2017, при этом 25.07.2017│

│получена от ИФНС квитанция о приеме отчета. Таким образом, срок│

│камеральной проверки истек 24.10.2017. Поскольку требование о│

│представлении пояснений от 30.11.2017 N 06-24/15467 составлено и│

│направлено за рамками этого срока, компания, руководствуясь подп. 11 п. 1│

│ст. 21 НК РФ, оставляет его без исполнения. │

Если требуют документы по декларации,

в которой нет ошибок/противоречий

По общему правилу, если в декларации выявлены ошибки или противоречия, налоговики могут потребовать представить пояснения либо сдать уточненку, но не имеют права запрашивать документы . Исключения допускаются только в случаях, оговоренных в НК РФ, в том числе в отношении НДС-декларации, если :

— или в декларации заявлен налог к возмещению. В этом случае налоговики вправе потребовать документы, подтверждающие НДС-вычеты ;

— или данные вашей декларации противоречат сведениям в декларациях или журнале учета счетов-фактур ваших контрагентов и эти противоречия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению. Тогда инспекция вправе запрашивать счета-фактуры и первичку по спорным операциям;

— или не представлены документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки по НДС. Эти документы должны быть представлены вместе с декларацией.

Кроме того, инспекторы имеют право требовать документы, если вы подали уточненку на уменьшение налога или с увеличенной суммой убытка по истечении 2 лет со дня, установленного для представления первоначальной отчетности . Правило «двух лет» касается и уточненных деклараций по НДС . Если же компания подает уточненку по НДС, в которой размер вычетов увеличен по сравнению с первоначальной декларацией, но налог исчислен к уплате, и 2 года со дня, установленного для подачи декларации, не истекли, инспекторы не вправе требовать документы .

Если налоговики требуют документы незаконно, можно направить им мотивированный отказ.

│ Мотивированный отказ в представлении документов │

│ в случае, не предусмотренном нормами ст. 88 НК РФ │

│На ваше требование о представлении документов от 15.11.2017│

│N 06-28/13930, направленное в связи с представлением уточненной│

│декларации по НДС за III квартал 2017 г., ООО «Арно» сообщает следующее. │

│Положениями ст. 88 НК РФ установлен закрытый перечень случаев, когда в│

│ходе камеральной проверки налоговой декларации инспекция может│

│истребовать у налогоплательщика документы. На основании п. 8.3 ст. 88 НК│

│РФ налоговый орган вправе истребовать первичные документы и учетные│

│регистры, подтверждающие обоснованность изменения сведений в уточненной│

│декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, поданной│

│по истечении 2 лет со дня окончания срока, установленного для│

│представления первичной декларации. │

│ООО «Арно» 23.10.2017 представлена налоговая декларация по НДС за III│

│квартал 2017 г. В связи с тем что 06.11.2017 от ООО «Сервус» получен│

│счет-фактура от 29.09.2017 N 464, компанией подана уточненная налоговая│

│декларация по НДС, в которой увеличен размер вычетов и, соответственно,│

│уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет. Однако в подобной│

│ситуации не предусмотрено право налогового органа истребовать│

│счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие вычеты по НДС.│

│Поэтому, руководствуясь подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, ООО «Арно» оставляет│

│требование о представлении документов от 15.11.2017 N 06-28/13930 без│

Если требуют документы, представлявшиеся ранее

Налоговики не могут требовать документы, которые вы представили им ранее в ходе других камеральных или выездных проверок . При получении такого требования компания вправе написать мотивированный отказ.

Исключений из этого правила всего три :

— если документы были представлены в виде подлинников, которые компании затем вернули. На выездной проверке инспекторы вправе ознакомиться с подлинниками документов на территории организации или истребовать их, если проверка проводится в помещении ИФНС. Затем документы возвращаются налогоплательщику, в частности в случае приостановления проверки. Если впоследствии проверяющие потребовали представить копии тех же документов, то это абсолютно законно ;

— если документы были утрачены налоговиками вследствие непреодолимой силы (пожар, затопление, наводнение и т.д.);

— если инспекторы раньше истребовали эти документы вне рамок налоговой проверки компании в связи с запросом другой инспекции о проведении «встречки» .

Внимание! Если в ходе выездной проверки налоговики захотели ознакомиться с подлинниками первичных документов, направить в инспекцию вместо бумажных оригиналов скан-образы, даже заверенные усиленной квалифицированной ЭП, нельзя. При этом оригиналом (подлинником) считается первый или единственный экземпляр документа .

Если же вы, скажем, представили документы по требованию, выставленному в рамках камералки НДС-декларации на возмещение, а затем сдали уточненку, в которой просто учли вычет по запоздавшему счету-фактуре, то на новое требование налоговиков можете представить только документы по этой сделке. Но нужно подготовить и пояснения, в которых надо указать, что все остальные документы были представлены ранее по первоначальному требованию.

Если требование пришло электронным письмом

Налоговики могут передать требование о представлении документов или требование о представлении пояснений в электронной форме по ТКС . Для отправки этих требований установлены особые правила, предусматривающие формирование плательщиком ответных документов. В частности, квитанции о приеме .

Сама налоговая служба отмечала, что эти правила могут соблюдаться только в том случае, когда инспекция использует соответствующий тип электронного документооборота — «Документ». А рассылка электронных писем по ТКС с использованием типа документооборота «ПисьмоНО» носит исключительно информационный характер. Требования так отправляться не должны. Иначе по вине инспекции налогоплательщик лишается возможности сформировать ответный документ, а это может повлечь ошибочное наложение санкций . Например, в виде приостановления операций по счетам и штрафов за непредставление документов (пояснений) .

Так, требование о представлении документов, направленное с нарушением установленного формата, не считается полученным компанией . Если вы все-таки отреагируете на такое требование и представите документы позже указанного в нем срока, инспекторы могут вас оштрафовать, но это будет незаконно . Ведь у них не будет квитанции о приеме, подписанной электронной подписью, которую вы должны направить при получении требования по установленному формату . А электронное письмо, к которому было прикреплено требование, например, в виде файла Word, Excel, вы могли вообще не читать.

При получении требования электронным письмом не стоит представлять документы или задавать налоговикам какие-либо уточняющие вопросы по нему. Это косвенно подтвердит получение вами требования, и, если вас впоследствии привлекут к ответственности, будет сложнее доказать незаконность штрафа.

Отметим, что, даже если требование о представлении документов передано по ТКС по установленному формату, но по каким-то причинам не открыто (не прочитано) компанией, оно не считается полученным. В таком случае инспекция, не получив квитанцию о приеме, подписанную ЭП налогоплательщика, обязана направить требование в бумажном виде по почте . Иначе у нее не будет оснований штрафовать компанию.

Например, в одном из дел организация открыла и прочитала требование по «встречке» почти через 2 месяца после его отправки, когда получила из ИФНС акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о допущенном правонарушении. После этого компания сформировала квитанцию о приеме требования и на следующий же день представила запрашиваемую информацию. Суд решил, что обязанность представить сведения возникла у организации со дня формирования квитанции о приеме. Ведь именно эта дата служит точкой отсчета пятидневного срока на исполнение требования .

Штраф по п. 2 ст. 126 НК РФ судьи отменили, указав, что эта норма не предусматривает ответственности за несвоевременное открытие и прочтение электронных сообщений и требований из ИФНС .

Итак, в подобных случаях можно рассчитывать на поддержку судей. Несмотря на то что налоговики предписывают компаниям не реже одного раза в сутки проверять поступление по ТКС требований о представлении документов . Риск в другом: компания может не отправить в установленный шестидневный срок квитанцию о приеме такого требования, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в ИФНС. В течение 10 рабочих дней со дня окончания шестидневного срока на отправку квитанции по этим трем документам налоговики вправе заблокировать счета компании . Отметим, что блокировка счета за пределами этих 16 дней (6 дн. + 10 дн.) незаконна.

Получив из ИФНС требование о представлении пояснений или документов, нужно оценить последствия его неисполнения. В некоторых ситуациях компании проще подготовить пояснения или дать документы, чем потом оспаривать доначисления и штрафы по результатам «камералки».

Приложения N 1, 15 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 (разъяснения по п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57); Постановление 13 ААС от 21.03.2017 N 13АП-1145/2017.

Постановление 3 ААС от 28.04.2017 N А33-26722/2016.

Решение ФНС России от 17.03.2016 N СА-3-9/4445@.

Пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

Постановление АС ВСО от 25.05.2015 N Ф02-1603/2015.

Постановление АС СЗО от 15.07.2015 N Ф07-4595/2015.

Постановление АС СЗО от 19.02.2016 N А21-8407/2014.

Письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304 (п. 2).

Пункт 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013; Письмо ФНС России от 17.05.2016 N АС-4-15/8657@.

Подпункт 2 п. 4 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@; подп. 2 п. 4 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок).

Письма ФНС России от 31.08.2015 N ПА-4-6/15346@, от 13.02.2015 N ПА-4-6/2212@.

Постановление АС ЗСО от 26.09.2014 N А45-7230/2013.

Пункт 19 Порядка; Письма ФНС России от 16.02.2016 N ЕД-4-2/2436@, от 17.02.2014 N ЕД-4-2/2553.

Постановление АС СКО от 24.03.2016 N Ф08-1325/2016.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector