Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общие принципы исчисления и оплаты НДС налоговыми агентами

Особенности исчисления НДС налоговыми агентами

Главная > Статья >Экономика

Особенности исчисления НДС налоговыми агентами

Елена Потемина, заместитель руководителя департамента налогового и финансового консалтинга Интерком-Аудит

Организации, стремящиеся добросовестно и в полной мере выполнить обязанности налогового агента, сталкиваются с большим количеством неясностей и противоречий в установленном порядке исчисления и уплаты НДС. Несмотря на постоянные изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ, некоторые вопросы так и остаются неурегулированными. В данной статьей рассмотрены процедуры уплаты НДС в бюджет налоговым агентом, а также применения вычета. В статье освещены изменения налогового законодательства, внесенные Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ, в отношении обязанностей налоговых агентов по НДС: снижают ли эти изменения существующие налоговые риски или ведут к возникновению новых.

Понятие «налоговый агент» раскрывается в пункте 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ:

«Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации».

Случаи, когда организация или индивидуальный предприниматель признаются налоговыми агентами по НДС, установлены в статье 161 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).

Таблица 1.Случаи возникновения обязанности налогового агента по НДС

Объект / участник сделки

Срок действия нормы

Иностранное лицо, не состоящее на учете в налоговых органах

Приобретение товаров (работ, услуг)

Товары (работы, услуги), местом реализации которых признается РФ

Покупатель (заказчик), зарегистрированный в российских налоговых органах

Иностранное лицо, не состоящее на учете в налоговых органах

Посредничество (поручение, комиссия, агентирование) с участием в расчетах при реализации на территории РФ

Товары, передача имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг на территории РФ

Посредник, участвующий в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров

Федеральное или муниципальное имущество, имущество субъектов РФ

Получение в аренду на территории РФ

Органы государственной власти и управления и органами местного самоуправления

Государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями

Покупка (получение) на территории РФ

Покупатель (получатель) имущества

Конфискованное имущество, имущество, реализуемое по решению суда *, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству

Реализация на территории РФ

Орган, организация или индивидуальный предприниматель, реализующий такое имущество

Организация является судовладельцем

Осуществление операций, указанных в п. 6 ст. 161 НК РФ.

Собственник судна на дату операции

На практике часто обязанности налогового агента возникают по двум основаниям – приобретение товаров, работ услуг у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, и аренда федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества. Причем именно по этим группам налоговых агентов возникает большое количество вопросов.

Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Обратите внимание, не всякая покупка у иностранного контрагента ведет к возникновению обязанности налогового агента. Прежде всего, осуществляемая операция должна являться объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Ответ на вопрос, является ли Россия местом реализации товаров, работ, услуг содержится в нормах статей 147 «Место реализации товаров» и 148 «Место реализации работ (услуг)» НК РФ. Вторым обстоятельством, свидетельствующим о возникновении обязанности налогового агента, является факт отсутствия регистрации иностранного продавца в налоговых органах РФ.

Остановимся подробно на таком моменте как пересчет агентского НДС в рубли. Ведь именно в этой валюте необходимо платить налоги в российский бюджет (п. 5 ст. 45 НК РФ).

Сумма налога исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации исходя из налоговой базы (пункты 1 и 3 статьи 166 НК РФ). При этом «общая сумма налога» не исчисляется, а соответственно, нет оснований применять положения пункта 4 статьи 166 НК РФ, который привязывает дату исчисления налога к моменту определения налоговой базы. Исходя из формулировки пункта 3 статьи 166 НК РФ «сумма налога исчисляется … отдельно по каждой операции по реализации», можно говорить о том, что налог требуется исчислить в этом случае именно в момент передачи права собственности на товары, результатов работ, оказания услуг налоговому агенту (пункт 1 статьи 39 НК РФ).

Для расчета налога требуется определить суммовой значение налоговой базы. Общие принципы определения налоговой базы по НДС установлены статьей 153 НК РФ. Пункт 1 гласит: «Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг)». Это означает, что помимо общего порядка расчета налоговой базы для отдельных случаев могут быть предусмотрены специальные правила.

Так для случая реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, пунктом 1 статьи 161 НК РФ установлены следующие особенности:

налоговая база рассчитывается налоговыми агентами;

налоговая база в этом случае представляет собой сумму дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС;

налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), а не в целом по итогам налогового периода.

Других особенностей расчета налоговой базы по операциям реализации товаров (работ, услуг) иностранными организациями глава 21 НК РФ не устанавливает. В том числе, формально не установлен Налоговым кодексом и особый момент определения налоговой базы НК РФ.

Обычно расчеты с иностранными фирмами российские налогоплательщики осуществляют в иностранной валюте. Согласно пункту 3 статьи 153 НК РФ «при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, или на дату фактического осуществления расходов».

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат(пункт 1 статьи 167 НК РФ):

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Получается, что при выплате доходов иностранному налогоплательщику в виде авансовых платежей за приобретаемые у него товары (работы, услуги) налоговый агент в качестве такой даты должен использовать дату перечисления денежных средств, соответственно по этому курсу производится перечисление налога в бюджет. Исходя из положений пункта 14 статьи 167 НК РФ в дальнейшем при получении товаров (работ, услуг) от иностранного лица в счет данного аванса, сумма его выручки должна быть пересчитана по курсу уже на дату отгрузки.

Если же сначала происходит получение от иностранной фирмы товаров (работ, услуг), то есть наступает момент определения налоговой базы согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, а только потом их оплата, дата пересчета берется на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) и остается неизменной.

Сложность состоит в том, что возможность удержать налог из сумм, причитающихся иностранной организации, существует только в момент перечисления, в том числе авансовых платежей. А как указано выше, рассчитать сумму налога в полном соответствии с нормами 21 главы НК РФ на момент выплаты аванса не представляется возможным.

Читать еще:  Учет ГСМ по топливным картам налоговый и бухгалтерский учет

Практика применения положений главы 21 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 161 складывалась совершенно отлично от ее формального прочтения, изложенного выше.

В ранее действовавших Методических рекомендациях по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, в пункте 32.2 прямо указывалось, что в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 161 НК РФ, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации товаров (работ, услуг), то есть на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату товаров (работ, услуг) иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Налоговый агент осуществляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу ЦБ РФ на дату фактического осуществления расходов (в том числе, если эти расходы являются авансовыми или иными платежами), вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения.

Пункт 32.2 Приказом МНС России от 19 сентября 2003 г. N БГ-3-03/499 п. 32.2 был исключен из текста Методических рекомендаций по НДС, а в настоящее время Методические рекомендации утратили силу (Приказ ФНС России от 12.12.2005 N САЭ-3-03/665@), но на практике изложенный в нем подход продолжает применяться налоговыми органами. Позиция налогового ведомства по данному вопросу была подтверждена Письмом МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@ «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Несмотря на давность этого письма, большинство консультаций экспертов содержит ссылку на данный документ в качестве обоснования позиции консультанта. Выводы, приводимые в письме, не выдерживают ни какой критики, более того, они не основываются на положениях Налогового кодекса, однако это письмо хоть в какой-то мере снижает существующую неопределенность по данному вопросу. Причем, изложенная позиция налоговых органов удобна для организаций, являющихся налоговыми агентами, в свете применения права на вычет по удержанному и уплаченному в бюджет НДС.

Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 03.07.2007 N 03-07-08/170, касающегося применения вычета по суммам НДС, удержанным российской организацией в качестве налогового агента. По мнению специалистов финансового ведомства, российский налогоплательщик исчисляет налоговую базу по НДС, пересчитывая ее в рубли по курсу Банка России «на дату фактического осуществления расходов», и именно эту сумму он имеет право принять к вычету, не пересчитывая на дату принятия на учет товаров, работ услуг. Вопрос налогоплательщика состоял в том, какая сумма подлежит вычету: «определенная и уплаченная на дату выплаты дохода иностранному лицу (пункт 4 статьи 174 НК) или определенная на дату принятия на учет услуги (пункт 1 статьи 172 НК)». Исходя из ответа, получается, что специалисты Минфина также придерживаются мнения, что для определения налоговой базы по НДС дата осуществления расхода – это дата платежа иностранной организации за товары, работы, услуги.

Правила расчета НДС налоговыми агентами в 2019 году

Многие налоговые агенты сталкиваются с трудностями в процессе расчета НДС в период 2018-2019 годов. К плательщикам данного сбора относятся предприятия и ИП, занимающиеся покупкой разных товаров или работ у зарубежных контрагентов.

Именно они уплачивают налог за иностранные предприятия, не являющиеся резидентами РФ. Расчет налога производится на основании письма ФНС № СД-4-3/20667, опубликованного в октябре 2018 года.

Какие приняты изменения

В августе 2018 года были внесены серьезные корректировки в НК. На основании данных изменений с начала 2019 года повышается стандартная ставка НДС с 18 до 20%.

Как исчислять НДС в переходном периоде? Ответ в видео:

При этих условиях у российских предприятий появляются проблемы в процессе расчета и уплаты НДС до начала 2019 года.

Что говорится в законе

Налоговые агенты по НДС представлены фирмами и ИП.

К правилам расчета сбора на основании требований законодательства относится:

  • если покупаются товары или услуги у зарубежных фирм, которые не состоят на учете в ФНС РФ, но при этом находятся в стране, то база налогообложения рассчитывается как весь доход, полученный от продажи с учетом НДС;
  • расчетом и перечислением налога должен заниматься налоговый агент, являющийся российским налогоплательщиком и покупающий товары или услуги у зарубежного контрагента;
  • налог уплачивается при выплате средств зарубежному продавцу.

Какие изменения были внесены в ПБУ? Читайте по ссылке.

Налоговые агенты заполняют НДС. Фото nalog-nalog.ru

Если российские фирмы, сотрудничающие с иностранными организациями, нарушают требования законодательство, то к ним применяется административная и уголовная ответственность.

Пояснения ФНС

Сотрудники налоговой службы регулярно на сайте инспекции публикуют разные письма, с помощью которых разъясняются основные правила расчета сборов.

Что входит в понятие разъездного характера работы? Узнаете тут.

Как налоговым агентам подготовится к новому НДС? Смотрите видео:

Если отгружаются товары в счет ранее перечисленной оплаты, то в это время не появляется необходимость рассчитывать налоговую базу.

При расчете данного сбора учитываются некоторые моменты:

    Как поступить, если производится оплата товаров в 2018 году, но они будут отгружены российской компании только в 2019 году? В этом случае средства перечисляются в 2018 году, но фактически товары будут получены в следующем году. При таких условиях рассчитывается размер сбора на основании требований, действующих в 2018 году. Поэтому для этого применяется ставка в размере 18%.

Такие разъяснения ФНС являются понятными для каждого налогоплательщика. Такие же правила применяются, если исчисляется НДС при наличии арендованного государственного имущества.

Поэтому для фирм более выгодно будет перечислять средства своим иностранным контрагентам в 2018 году. В этом случае они могут пользоваться ставкой, действующей до конца 2018 года.

Заключение

НДС является значимым налогом для многих компаний и ИП, работающих по общей системе налогообложения. Если организации сотрудничают с иностранными компаниями, не являющимися резидентами РФ, то они обязательно уплачивают НДС.

Если оплата производится до конца 2018 года, то для расчета применяется ставка 18%. Если фактически средства перечисляются уже в 2019 году, то во время определения налога применяется новая ставка 20%, причем даже в случае, если товары были доставлены еще в 2018 году.

Лекция 4. Принципы исчисления и порядок организации расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

1.Экономический смысл налога на добавленную стоимость

2. Система исчисления налога

3.Правила исчисления НДС

4. Бухгалтерский учет расчетов по НДС

1. Экономический смысл налога на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог, предусматривающий изъятие части добавленной стоимости, созданной в организации, после реализации товаров, работ и услуг.

НДС – самый распространенный в мире косвенный налог. При его введении предполагалось, что базой налога будет добавленная стоимость – прирост стоимости продуктов, произошедший в организации. Именно эта идея и отражена в названии налога.

На производственном предприятии добавленная стоимость – это стоимость проданной готовой продукции минус стоимость материальных ценностей и платных услуг, полученных предприятием. То есть на производственном предприятии в добавленную стоимость включается зарплата работников предприятия, страховые взносы плюс прибыль предприятия или минус убыток.

Читать еще:  Подать жалобу на ИП в налоговую инспекцию образец

2.Система исчисления налога

НДС можно было бы определять путем умножения добавленной стоимости, полученной таким расчетом, на ставку налога. Расчет НДС подобным способом не сложнее расчета налога на прибыль или налога на имущество организаций.

Но для исчисления НДС была придумана гораздо более сложная система, с использованием счетов-фактур и специальных регистров – книг покупок и книг продаж. (Причем эта система была придумана не в России.) В этой системе НДС, подлежащий уплате, определяется как разница между НДС, включенным в стоимость проданных товаров, и НДС, включенным в стоимость купленных товаров.

Если бы все товары и услуги облагались НДС по одинаковой ставке, то сумма налога, определенная по такой методике, была бы равна сумме НДС, определяемой по той же ставке от добавленной стоимости, созданной в организации. Но поскольку некоторые товары и услуги, приобретенные организацией, могут облагаться НДС по пониженной ставке или не облагаться этим налогом вовсе, то такая методика приводит к увеличению суммы НДС, которую должна уплатить организация. При этом получается, что организация уплачивает государству НДС не только со своей добавленной стоимости, но еще и с добавленной стоимости, которая была создана в других организациях – поставщиках товаров и услуг, не облагаемых НДС или облагаемых по пониженным ставкам.

Такая система исчисления НДС является весьма трудоемкой для организаций. Особенно много дополнительной работы такая система создает бухгалтерам, хотя эта работа существенно облегчается использованием компьютеров.

Система исчисления НДС на основе счетов– фактур очень удобна для налоговой инспекции. Вся первичная информация, необходимая ей для проверки, в основном содержится в документах одного типа – в счетах– фактурах. А в бухгалтерском учете организации нужная информация отражается на двух-трех бухгалтерских счетах.

3.Правила исчисления НДС

Налоговым периодом по НДС является квартал. Организация имеет право на освобождение от уплаты НДС при соблюдении следующих условий:

· за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 2 млн. руб.;

· в течение этих трех месяцев организация не занималась реализацией подакцизных товаров.

Для получения освобождения от уплаты налога организация должна своевременно подать заявление в налоговый орган.

От уплаты НДС освобождаются организации, созданные обществами инвалидов.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

· реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;

· передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

· выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд (что представляет собой частный случай предыдущего пункта);

· ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Освобождаются от налогообложения медицинские товары по специальному перечню, некоторые услуги медицинского характера, услуги по перевозке пассажиров, некоторые категории услуг по воспитанию детей и образованию, а также большое количество других категорий услуг общественно полезного характера.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:

· товаров, вывезенных в таможенном режиме, а также работ и услуг, непосредственно связанных с реализацией и транспортировкой этих товаров;

· услуг по перевозке пассажиров и багажа за границу;

· товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или их персонала (что по смыслу близко к вывозу товаров за границу) и в некоторых других случаях.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации:

· продовольственных товаров (по перечню, приведенному в НК РФ);

· товаров для детей (по перечню, приведенному в НК РФ);

· периодических печатных изданий (за исключением изданий рекламного или эротического характера), а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;

· лекарственных средств и изделий медицинского назначения (не освобожденных полностью от уплаты НДС).

В остальных случаях налогообложение производится по ставке 18 %.

Момент реализации товаров (работ, услуг) как объекта налогообложения определяется по мере отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). Реализацией признается передача права собственности на товары (работы, услуги) как на возмездной (т. е. за плату), так и на безвозмездной основе. В случае предварительной оплаты предстоящих поставок товаров (работ, услуг) налоговая база определяется по дате предварительной оплаты. Кроме того, в налоговую базу включаются:

· проценты по товарному кредиту, полученные в оплату поставок;

· страховые выплаты, полученные в связи с неисполнением обязательств покупателем;

· суммы, косвенно связанные с реализацией (финансовая помощь и пр.).

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Если организация реализует товары, работы и услуги по разным ставкам, то для каждой ставки налоговая база определяется отдельно. При этом общая сумма налога рассчитывается путем сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную указанным способом, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога с выручки, то положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога с выручки подлежит зачету или возврату налогоплательщику.

Налогоплательщики должны представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего после окончания налогового периода. Для уплаты налога предусмотрена рассрочка: НДС уплачивается в бюджет в течение всего следующего квартала равными долями не позднее 20-го числа каждого месяца.

При реализации товаров (работ, услуг) в дополнение к документам, подтверждающим отгрузку (накладным), покупателям необходимо выдать – выставить специальные документы – счета-фактуры, которые оформляются в интересах учета НДС. Сумма налога в счете – фактуре должна быть выделена отдельной строкой.

Сумма налога исчисляется по каждому виду товаров (работ, услуг) исходя из налоговой ставки.

Для выставления счета– фактуры допускается задержка до пяти дней.

На практике проще всего выставлять счет-фактуру в момент отгрузки, вместе с остальными сопровождающими документами.

При реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения, счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цены. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых документах сумма налога не выделяется.

Очевидно, это делается для того, чтобы граждане не расстраивались.

Выставленные счета-фактуры регистрируются в книге продаж, принятые – в книге покупок.

Счета-фактуры выставляются не всегда, но записи в книге продаж делаются во всех случаях продажи или при других операциях, означающих увеличение налогооблагаемой базы. Так, на предприятиях розничной торговли счета– фактуры не выставляются, а записи в книге продаж делаются на основании кассовых отчетов. Сумма НДС, выставленная покупателю, при отсутствии счета – фактуры определяется расчетным путем.

Читать еще:  Штраф за непредоставление налоговой декларации в 2021 году

Если общая стоимость товара вместе с НДС равна С, а ставка НДС равна Н то сумма НДС в составе общей стоимости товара вместе с НДС рассчитывается по формуле: С = Н / (1 + Н). При этом цена товара без НДС рассчитывается по формуле: С: (1 + Н).

Например, если магазин продает по цене 100 руб. товар, подлежащий обложению НДС по ставке 18 %, то сумма налога в составе продажной цены товара, которая была установлена магазином, составит: 100 руб. 18 % / (1 + 18 %) = 15,25 руб. Цена товара без НДС при этом составит: 100 руб.: (1 + 18 %) = 84,75 руб. Правильность арифметических расчетов может быть подтверждена сложением: сумма цены товара без НДС и сумма НДС должны составить цену продажи товара. И действительно: 84,75 руб. + 15,25 руб. = 100 руб.

Счет– фактура, полученный при приобретении товара или услуги, служит основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или их возмещению. Но если счет– фактура составлен с нарушением установленного порядка, то он не может быть основанием для вычета или возмещения налога.

4.Бухгалтерский учет расчетов по НДС

Бухгалтерский учет НДС ведется на активном счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и активно пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

По дебету счета 19 отражаются суммы НДС счетов-фактур, полученных организацией от поставщиков товаров (работ, услуг). После подтверждения права на вычет соответствующая сумма налога переносится на счет 68, субсчет «Расчеты по НДС», т. е. по кредиту счета 19 и дебету счета 68.

Сумма НДС в счете– фактуре, выставленном покупателю, отражается по дебету счета 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по НДС».

Восстановление НДС отражается по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по НДС».

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как кредитовое сальдо субсчета «Расчеты по НДС» счета 68 на момент окончания налогового периода. (Если сальдо получится дебетовым, то это будет означать, что НДС платить не следует.) А налоговая декларация покажет, каким образом это сальдо образовалось.

Информация, используемая для расчета суммы НДС, причитающейся к уплате в бюджет, содержится в небольшом количестве счетов и субсчетов. Систему расчета НДС, основанную на использовании этих счетов и субсчетов, условно можно назвать вторым налоговым учетом.

Раздельный учет НДС. Правило 5 % – обязательно для всех или можно забыть о нем

Если организация ведет деятельность, как облагаемую, так и не облагаемую НДС, входной НДС нужно распределять: ту часть, что относится к облагаемой деятельности, можно принять к вычету, НДС с материальных ценностей и услуг, приобретаемых для необлагаемой деятельности, нужно включить в расходы. Но есть и общехозяйственные расходы, относящиеся к деятельности организации в целом, входной НДС с которых подлежит распределению (ст. 172 НК РФ).

Не распределять входной НДС можно в одном случае: если за квартал доля совокупных расходов на осуществление не облагаемой НДС деятельности не превысит 5 % общих совокупных расходов. Тогда всю сумму входного налога, предъявленную поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету.

Обратите внимание, если организация приобретает ценности, предназначенные только для операций, не облагаемых НДС, входной налог к вычету не принимается, даже если доля расходов по необлагаемым операциям составит менее 5 % от совокупных расходов. В этом случае сумма входного НДС включается в стоимость покупок (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК, письмо Минфина от 23.04.2018 № 03-07-11/27256, Постановление АС Северо-Западного округа от 17.09.2020 г. № Ф07-10170/20 по делу № А56-74015/2019).

Совокупные расходы – это…

В НК РФ не уточняется, что входит в совокупные расходы. Контролирующие органы и суды советуют в составе совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию ТРУИП (товары, работы, услуги, имущественные права), не облагаемых НДС, учитывать прямые расходы и косвенные расходы (общехозяйственные) (письма Минфина от 28.06.2011 № 03-07-11/174, ФНС России от 13.11.2008 № ШС-6-3/827@, постановление АС Северо-Кавказского округа от 15.02.2021 № Ф08-204/2021 по делу № А53-11567/2020).

Еще вопрос – какие расходы включать в совокупные – только с НДС или без НДС тоже? И снова контролирующие органы рекомендуют – включайте в совокупные расходы в том числе и те, что не облагаются НДС (письма Минфина от 03.07.2017 № 03-07-11/41701, от 29.05.2014 № 03-07-11/25771, ФНС России от 22.03.2011 № КЕ-4-3/4475, от 13.11.2008 № ШС-6-3/827@).

Распределять расходы можно на основе суммы прямых расходов, численности персонала, фонда оплаты труда, стоимости основных фондов и др. показателей согласно учетной политики для целей НО.

Расходы принимать в расчет с НДС или без?

В НК РФ не уточняется, как считать стоимость приобретенных ТРУИП – без НДС или с НДС: в п. 4 ст. 170 НК РФ указано, что при составлении пропорции для расчета 5 % барьера нужно учесть показатель совокупных расходов. В постановлении АС Волго-Вятского округа от 11.02.2015 № Ф01-5981/2014 говорится, что при составлении пропорции законодателем указано на необходимость использования показателя совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию ТРУИП, которые тождественны их стоимости. В силу пункта 2 статьи 170 Кодекса при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Иначе говоря, суд рекомендует все расходы для расчета принимать с НДС. При этом более ранние решения судов делали противоположный вывод: при расчете пропорции по п. 4 ст. 170 НК РФ применяется стоимость товаров (работ, услуг) без учета НДС (Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 730-О-О (пункт 2), постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 7185/08 по делу № А03-4508/07-21).

Пример расчета 5 % барьера

АО производит как облагаемую, так и не облагаемую НДС продукцию. АО начало свою деятельность в январе, за месяц приобрело материалов на сумму 1 200 000 руб. (в т. ч. НДС 20000 руб.). Все материалы оплачены и переданы в производство к 31 марта. 10 % этих материалов было использовано в не облагаемой НДС деятельности, 5 % в облагаемой и не облагаемой НДС и 85 % только в облагаемой.

Оплата труда рабочих за 1-й квартал составила 735 000 руб., страховые взносы 215 000 руб. 2% данных расходов относилось к необлагаемой деятельности, 8 % к облагаемой и необлагаемой и 90 % только к облагаемой.

Продажи за 1-й квартал составили 3 000 000 руб. (без НДС), 200 000 руб. из которых относились к необлагаемой деятельности. Рассчитать сумму НДС к возмещению и сумму НДС, которая пойдет в расходы 1-го квартала. При расчете совокупных расходов будем учитывать затраты без НДС.

Шаг 1. Определим отношение не облагаемой НДС выручки к общей выручке.

200 000 / 3 000 000 = 6,7 %

Материалы, используемые для облагаемой и не облагаемой НДС деятельности

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector