Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мораторий на налоговые проверки завершается К кому придут?

Мораторий на налоговые проверки пал?

Проверочный мораторий для налоговиков

Напомним, что «карантинный» проверочный мораторий предусмотрен:

п. 9 12 разд. VIII Закона о ЕСВ в части документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ.

Мораторий при этом действует по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершится действие карантина.

Пока у нас конечной датой карантина значится (в постановлении КМУ от 09.12.2020 г. № 1236) 28.02.2021 г. Но Премьер-министр уже сейчас заявляет о продлении карантина до 30.04.2021 г. 2

При этом мораторий из п. 52 2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ касается проведения документальных и фактических проверок, кроме (!):

1) документальных внеплановых проверок, которые проводятся по обращению налогоплательщика (их проведение стало возможным с 08.08.2020 г. — даты вступления в силу Закона № 786 3 ). ГНСУ сообщает, что за 2019 год таких проверок было проведено 903, а за 2020 год — 517, по результатам которых взыскано в бюджет более 131 млн грн 4 ;

2) документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным пп. 78.1.7 (при реорганизации юрлица (кроме преобразования), прекращении юрлица/ФЛП, закрытии постоянного представительства или обособленного подразделения) и 78.1.8 НКУ (по вопросам бюджетного возмещения и/или отрицательного значения по НДС на сумму более 100 тыс. грн);

Проверки согласно п.п. 78.1.8 НКУ было разрешено проводить с самого начала действия карантинного моратория, а согласно п.п. 78.1.7 НКУ — с 08.08.2020 г.

3) фактических проверок в части нарушения требований законодательства в части:

а) учета, лицензирования, производства, хранения, транспортировки и оборота горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;

б) целевого использования горючего и спирта этилового налогоплательщиками;

в) оборудования акцизных складов расходо- и/или уровнемерами-счетчиками;

г) осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива, на основаниях, определенных пп. 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 НКУ.

Возможность проведения фактических проверок по указанным основаниям появилась с 02.04.2020 г., что стало возможным после вступления в силу Закона № 540 5 .

«Сверхвозможности» КМУ

Начнем с того, что техника «урезания» карантинных проверочных ограничений, мягко говоря, оставляет желать лучшего…

Началось все с того, что Законом № 909 6 КМУ дали право сокращать срок действия ограничений, запретов, льгот и гарантий, установленных соответствующими законами Украины, принятыми с целью предотвращения возникновения и распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, кроме случаев, когда указанное может привести к ограничению конституционных прав или свобод лица 7 .

Это при том, что согласно ст. 2 НКУ изменение положений этого Кодекса может осуществляться исключительно путем внесения изменений в этот Кодекс.

То есть поскольку «карантинный» проверочный мораторий установлен НКУ, то и изменять его, по-хорошему, должны отдельным Законом, а не постановлением КМУ.

Революционное постановление

3 февраля КМУ воспользовался предоставленной ему возможностью, приняв постановление № 89. Первым об этом сообщил Минфин 8 .

Постановление опубликовано 09.02.2021 г. в газете «Урядовий кур’єр», 2021, № 26 и с этой же даты вступило в силу.

Этим постановлением КМУ постановил сократить срок действия ограничений, установленных п. 52 2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в части действия моратория на проведение некоторых (!) видов проверок, разрешив проведение ряда проверок юрлиц.

Здесь уже два принципиальных вывода:

— в отношении проверок физлиц (в том числе ФЛП) все как было, так и осталось. КМУ «прошелся» только по проверкам юрлиц;

— в части моратория на ЕСВ-проверки (п. 9 12 разд. VIII Закона о ЕСВ) тоже ничего не изменилось, поскольку КМУ сократил ограничения именно из п. 52 2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Дальше — на какие именно проверки сняты ограничения (их уже могут проводить налоговики).

1. На временно остановленные документальные и фактические проверки, которые были начаты до 18.03.2020 г. и не были завершены.

2. На документальные проверки, право на проведение которых предоставляется с соблюдением требований п. 77.4 НКУ.

Мягко говоря, «загадочная» формулировка…

Пункт 77.4 НКУ устанавливает, что о проведении документальной плановой проверки руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа принимается решение, которое оформляется приказом.

А согласно абз. 2 п. 77.4 право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, когда ему (его представителю) не позднее чем за 10 к. дн. до дня проведения указанной проверки направлены (вручены) копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Что же имел в виду под такой формулировкой Кабмин? Не «открыл ли он дверь» перед всеми документальными плановыми проверками налоговиков?! Заметим, что проектом постановления, размещенным на портале ГНСУ (tax.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2020-rik/74926.html), собирались разрешить (налоговики хотели получить) проведение «документальных плановых проверок, которые в соответствии с планом-графиком проведения плановых документальных проверок запланированы на ноябрь-декабрь 2020 года». Но итоговая версия, как видим, отличается от «плановой».

Похоже, потому что и сам план-график уже был обновлен.

У нас есть спецнорма — согласно абз. 9 п. 52 2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ информация о переносе документальных плановых проверок, которые в соответствии с планом-графиком проведения плановых документальных проверок должны были начаться в период с 18.03.2020 г. по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, и на день вступления в силу Закона № 533 не были начаты, включается в обновленный план-график, который публикуется на официальном веб-сайте ГНСУ, в течение 10 к. дн. со дня завершения действия карантина.

Такого обновленного графика по понятной причине еще нет. Поэтому есть вопросы по части того же плана-графика, который 24.12.2020 г. налоговики выложили на портале ГНСУ 9 . Но, вероятно, налоговики выйдут проверять именно по нему.

Карантин еще не закончился и не закончится в ближайшее время.

3. На документальные внеплановые проверки по основаниям, определенным пп. 78.1.1 и/или 78.1.4 НКУ, субъектов хозяйствования реального сектора экономики, которые сформировали налоговый кредит за счет оформления рисковых операций по приобретению товаров/услуг (из перечня рисковых налогоплательщиков, определенных в пределах работы Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования обнародованных в средствах массовой информации фактов возможных коррупционных действий должностных лиц органов государственной власти, которые привели к значительным потерям доходной части Государственного бюджета Украины, образованной в соответствии с постановлением Верховной Рады Украины от 24 апреля 2020 года № 568-ІХ).

— получении налоговой информации, свидетельствующей о нарушении плательщиком налогов валютного, налогового и другого не урегулированного НКУ законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения этим плательщиком налогов соответственно валютного, налогового и другого не урегулированного НКУ законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение 15 раб. дн. со дня, следующего за днем получения запроса (п.п. 78.1.1);

Читать еще:  Как составить сопроводительное письмо в налоговую о предоставлении документов

— выявлении недостоверности данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указана обнаруженная недостоверность данных, и соответствующую декларацию в течение 15 раб. дн. со дня, следующего за днем получения запроса (п.п. 78.1.4).

4. На документальные внеплановые проверки налогоплательщиков, по которым получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям.

5. На документальные внеплановые проверки по основаниям, определенным пп. 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 НКУ. Это:

а) контролирующим органом вышестоящего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц контролирующего органа нижестоящего уровня осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом нижестоящего уровня, и обнаружено несоответствие заключений акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки вопросов, которые должны быть выяснены во время проверки для вынесения объективного заключения относительно соблюдения плательщиком налогов требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (п.п. 78.1.12);

б) в случае получения документально подтвержденной информации и данных, свидетельствующих о несоответствии условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» и/или установлении несоответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» в порядке, предусмотренном п.п. 39.5.1.1 НКУ (п.п. 78.1.14);

в) неподача налогоплательщиком или подача с нарушением требований п. 39.4 НКУ отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию или в случае установления нарушений во время мониторинга такого отчета или документации в соответствии с требованиями пп. 39.4 и 39.5 НКУ (п.п. 78.1.15);

г) получен отчет о контролируемых операциях, направленный налогоплательщиком в соответствии с п. 39.4 НКУ. В таком случае проверка проводится исключительно по вопросам контроля трансфертного ценообразования (п.п. 78.1.16).

Штрафной мораторий: «в Багдаде все спокойно»

Напомним, что вместе с проверочным мораторием был введен и штрафной мораторий:

— в части нарушений налогового законодательства — п. 52 1 подразд. 10 разд. XX НКУ;

КМУ его трогать не стал — все по-прежнему действует!

Налоговые проверки: как избежать и что делать, если всё же пришли

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Какие налоговые проверки бывают

Обычно опасаются — и это логично — выездных проверок. Многие знают, что есть еще и камеральные. Некоторым знакомо слово «встречная». Добавим, что проверки также бывают плановые и внеплановые. Теперь, когда всё окончательно запуталось, давайте разбираться

Камеральная налоговая проверка

У слова «камеральная» интересное происхождение: много веков назад словом Camera называлось сперва помещение, а потом учреждение, занимавшееся имущественными и денежными вопросами. В немецком языке Kammer и сейчас означает помещение и имеет несколько вариантов перевода — от чулана до палаты парламента (помните кунсткамеру и камеру обскуру?). Иными словами, при камеральной проверке действие происходит в стенах ведомства, а налоговики никуда не выезжают. Но при необходимости могут провести осмотр помещений налогоплательщика — например, офиса или склада. И даже инвентаризацию всего, что там находится.

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка, вообще говоря, проверкой не является — точнее, проверяют не вас. По сути, это ситуация, когда налоговой нужна информация о сделках другой компании, если у налоговиков появились к ней вопросы. В таком случае налоговая направляет вам соответствующее требование и ждёт документы — их надо предоставить, иначе будет небольшой штраф и большой интерес, на этот раз уже к вам. Термин пришёл из старых редакций Налогового Кодекса, в нынешней его нет. Но им все пользуются.

Наконец, выездная проверка означает, что всё происходит у вас в офисе. Если по какой-то причине предоставить налоговикам помещение невозможно, то проверка проводится на территории ФНС или в помещении другой компании, но по-прежнему считается выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездные проверки бывают плановые и внеплановые. Тут все понятно из названия: в первом случае проверку налоговая решила провести в обычном порядке, во втором — экстренно. Но даже если проверка плановая, то едва ли получится узнать об этом заранее: Налоговый Кодекс не обязывает налоговую уведомлять предпринимателей заблаговременно (критериев «заблаговременности» тоже нет). Поэтому чаще всего о проверке становится известно, когда гости уже пришли: начинается она с даты вынесения соответствующего решения — а вручить его инспектор может при первом визите в офис налогоплательщика.

Впрочем, не будем сгущать краски. Во-первых, таким образом проверяют обычно крупные компании — если у вас оборот пара миллионов в месяц, то налоговая, скорее всего, ограничится камеральной проверкой. Во-вторых, предстоящую проверку часто можно вычислить по ряду признаков: например, ваш контрагент рассказал вам, что ФНС затребовала у него документы за всё время вашего сотрудничества — похоже, что налоговая вознамерилась проверить вас на вашей территории.

Ресурсы налоговой ограниченны, поэтому выездные проверки проводятся, если налоговики уверены, что найдут нарушения. Благодаря современным технологиям инспекторы заранее знают, что и где искать — по статистике, дело заканчивается штрафами и доначислением налогов в 98% случаев.

Что проверяют?

При камеральной — своевременно ли была подана декларация и правильно ли рассчитаны и уплачены налоги за конкретный отчётный период. При выездной — все ли правильно и чисто за предыдущие три года.

Почему проверяют?

Основанием для камеральной проверки является сам факт подачи налоговой декларации, проверка при этом проводится автоматически, распоряжение руководства для этого не требуется.

Для выездной, напротив, нужна санкция руководителя — утверждается соответствующий план проверок. Самое частое основание для включения в план — отклонение от среднеотраслевых показателей (налоговая нагрузка, зарплата, рентабельность). Кроме того, причиной будут убытки (особенно несколько кварталов подряд) и смена налоговой «прописки». Оценить риски и вероятность проверки можно самостоятельно — критерии общедоступны. Также самостоятельно можно рассчитать налоговую нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевыми индикаторами — на сайте налоговой есть калькулятор.

Когда проверяют?

Камеральная проверка начинается сразу же после подачи декларации и длится 3 месяца. В случае НДС срок короче — 2 месяца (но может быть продлён, если налоговая сомневается в добросовестности налогоплательщика). Срок выездной проверки по общему правилу — 2 месяца с даты вынесения решения о проведении. Но этот срок может быть приостановлен, например, на время праздников, или продлён — до 4 месяцев или даже полугода, список оснований для продления открытый.

Читать еще:  УСН или ЕНВД как правильно выбрать режим налогообложения?

Цена вопроса

Статистика налоговой за прошлый год: 3,5 миллиона камеральных проверок выявили нарушения. Штрафы, пени и доначисленные налоги в сумме превысили 55 миллиардов рублей. Средний чек — 16 тысяч (для Москвы выше). Всего таких проверок было почти 68 миллионов, то есть санкции последовали в каждом двадцатом случае. Иными словами, когда вы подаёте декларацию, есть 5%-ная вероятность, что придётся доплатить ещё 16 тысяч. Или больше.

Выездных проверок за то же время было 14 152. Нарушения были найдены в 13 838 случаях, это почти 98% — та самая гарантия успеха, о которой мы говорили выше. Штрафы, пени и доначисления составили 307 миллиардов. Средний чек по стране — 22,2 миллиона. И это еще не все.

Какие последствия могут быть

В случае камеральной проверки все просто: есть нарушение — надо устранить, доплатить налог и заплатить пени. Если был штраф, то заплатить и его тоже. Также понадобится подать уточнённую декларацию.

Выездная проверка этим не ограничится: если всё серьёзно (а судя по суммам доначислений, это обычно так), то директора и учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности, правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело, а в отношении самой компании-должника налоговики могут инициировать процедуру банкротства.

Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы

Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.

  1. Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
  2. Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
  3. Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.

И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.

Если к вам все же пришли

Разместите инспекторов в отдельном кабинете: пусть они занимаются своим делом, а ваши работники — своим. Работа будет спокойной, а общение — контролируемым.

Будьте аккуратны в словах, настоятельно попросите сотрудников о том же. Все разговоры стоит доверить директору, бухгалтеру и юристу, если он есть. Если нет — стоит нанять хотя бы на время проверки. Всем остальным общения с налоговиками стоит избегать.

Когда передаёте документы, убедитесь, что на них нет непонятных отметок: символов, сокращений, даже рисунков — они могут быть истолкованы против вас. Налоговая и так что-то предполагает — иначе бы не пришла — зачем вам лишние подозрения.

Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем нужным документам — если налоговая их потребует, важно будет уложиться в срок. Ещё раз напомним о пользе электронного документооборота — это очень, очень хороший способ иметь все документы под рукой. Всегда.

Не переусердствуйте: если у вас потребовали договор, не стоит вместе с ним передавать всю сопутствующую переписку и приложения. Задобрить инспекторов едва ли получится, а дополнительные вопросы, скорее всего, появятся.

Приготовьтесь давать пояснения. Если вас пригласили под расписку — это называется допрос. Отвечайте вдумчиво, незаполненные документы не подписывайте. Если на допрос вызывают ваших работников — убедитесь, что ваши показания не разойдутся. Ход беседы и возможные вопросы и ответы стоит продумать заранее — тут снова пригодятся юрист и бухгалтер. Впрочем, хороший бухгалтер до этого и не довёл бы.

Не паникуйте, не злитесь, не конфликтуйте. Это неприятно, но не смертельно.

Резюмируем. Профилактика лучше лечения, а камеральная проверка лучше выездной. Будьте аккуратны в сделках и вообще отношениях с контрагентами. Не забывайте собирать документы и отвечать на вопросы налоговой.

Регулярно подводите итоги и задавайте вопросы — себе и своему бухгалтеру. Не дожидайтесь, пока налоговая задаст их за вас

Материал подготовлен сервисом «Кнопка», партнером YCLIENTS.

Клиенты YCLIENTS могут использовать прозрачный бухгалтерский аутсорсинг Кнопка со скидкой 20% на первые три месяца. Кнопка заранее считает налог и выплаты сотрудникам, готовит документы и платежки, большинство поручений делает за час.

Для подключения вы можете обратиться по номеру 8 800 700 43 62 или оставить заявку на сайте.

Мораторий на проверку предпринимателей: кто может им воспользоваться и на каких основаниях проверки будут продолжаться?

Мораторий на проверку предпринимателей: кто может им воспользоваться и на каких основаниях проверки будут продолжаться?

26 декабря прошлого года Главой государства Касым-Жомартом Токаевым был подписан Указ «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан», сообщает НПП РК «Атамекен» .

О том, для каких категорий предпринимателей действует данный мораторий и какие субъекты бизнеса не смогут воспользоваться льготами, представленными в Указе, расскажет заместитель директора Палаты предпринимателей Кызылординской области по правовым вопросам Кулмахан Салават.

«В соответствии с Указом Президента центральные государственные и местные исполнительные органы с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года не могут проводить проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства», — сообщил Салават Кулмахан.

Хотим напомнить, что микропредприниматели — это субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше 30000-кратного месячного расчетного показателя , установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, т.е. не превышающий 79,5 млн тенге.

Читать еще:  Налог при дарении недвижимости не родственнику в 2021 году

Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, т.е. не превышающий 795 млн тенге.

Заместитель директора Палаты остановился и на случаи, которые не входят в мораторий, т.е. когда проверки будут продолжаться.

«Хоть и объявлен мораторий, но если со стороны предпринимателей будут иметь место нарушения, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также в целях выявления причин фактов нарушения требований законодательства, если по конкретному факту в отношении конкретного субъекта предпринимательства одной внеплановой проверки будет недостаточно, то проверки будут проводиться по решению первого руководителя центрального государственного и местного исполнительного органа»,- сообщает главный юрист Палаты.

Кроме того, в следующих случаях проверки будут продолжаться:

проверок и профилактического контроля с посещением, проводимых на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, в том числе по заявлению на получение разрешения в соответствии с Законом РК от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»;

проверок по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК от 4 июля 2014 года;

проверок органов прокуратуры по поручению Президента Республики Казахстан и Генерального Прокурора Республики Казахстан;

таможенных проверок;

встречных налоговых проверок;

тематических налоговых проверок по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом;

профилактического надзора с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

проверок и профилактического контроля с посещением за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия;

недропользователей.

Заместитель директора Палаты Салават Кулмахан призывает, в случаях, где имеет место препятствие деятельности предпринимателя, в случаях необходимости юридической консультации не теряя времени обращаться к квалифицированным юристам Палаты предпринимателей. Адрес Палаты предпринимателей: город Кызылорда, ул.Желтоксан 12, БЦ «Бастау», 11-этаж. Конт.телефон: 8 /7242/ 40-09-81.

Представители бизнеса РФ назвали эффективным мораторий на налоговые проверки до 30 июня 02 июля 2020

Мораторий на проведение налоговых проверок, который завершается 30 июня, оказался действенной мерой и позволил снять с бизнеса часть административной нагрузки, однако после его завершения их число может временно возрасти, считают опрошенные РИА Новости представители бизнеса.

Чтобы поддержать бизнес на фоне борьбы с последствиями коронавируса, правительство РФ продлило до 30 июня мораторий на налоговые проверки для бизнеса во всех отраслях. Приостановлены были выездные налоговые проверки, камеральные проверки продолжались. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин тогда заявил, что «решение позволит поддержать предпринимателей, освободить их на время от неизбежных формальностей и административной нагрузки, создать более комфортные условия для возвращения к нормальной работе после того, как инфекция отступит».

«Мораторий на налоговые проверки оказался действенной мерой. В период пандемии это позволило избавить предпринимателей от излишней административной нагрузки. В то же время, дальнейшее продление моратория не в интересах предпринимателей», — считает советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.

Так, объясняет Свириденко, на основе проверок, в том числе и выездных, может приниматься решение о возмещении НДС. Кроме того, завершение проверки в ряде случаев позволяет снять определенные ограничения на деятельность, например, были обращения с просьбой завершить выездную налоговую проверку, так как до завершения банки отказывались кредитовать предприятие.

Член генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия» юрист Сергей Гебель согласен, что мера была эффективной. «Субъектам МСП эта мера особенно выгодна в совокупности с другой мерой поддержки, которая запрещает взыскивать налоговые задолженности или приостанавливать операции по счетам. Мера действенная, хоть и касается только субъектов МСП», — отмечает он.

«Это помогает бизнесу пережить сложный период коронавируса и быстрее восстановиться без последствий. Предприниматели могут смело работать, так как счета не блокируются и выездные проверки не проводятся», — рассуждает собеседник агентства.

Свириденко обращает внимание, что объем запрашиваемых документов по камеральным проверкам в период действия ограничительных мер вырос, так как таким образом налоговые органы компенсировали недостаток информации по выездным проверкам.

«То есть ситуация была такая, выездные проверки были приостановлены, зато камеральные очень интенсивно шли. Поэтому сейчас, наверное, время возобновить проведение проверок, с учетом того, что предприятия открываются, а дальнейший мораторий может привести к единомоментному всплеску их числа после снятия», — полагает он.

Кроме того, по мнению советника уполномоченного, дальнейшее продление моратория может нарушить стройность налогового оборота и создать трудности уже для налоговой системы.

И жить дальше

По мнению Гебеля, отмена моратория с 1 июля может привести к тому, что налоговая инспекция станет массово выносить решения по результатам камеральных проверок и организовывать выездные проверки. Он опасается, что в этом случае «налогоплательщики просто утонут в мероприятиях по организации налогового контроля».

«Меры поддержки бизнеса в сфере налогообложения было бы целесообразно продлить минимум до конца 2020 года, а может быть и до середины 2021 года. Иначе предприятия рискуют уйти с головой в решение налоговых вопросов. Работать бизнесу будет некогда, а восстановиться будет очень тяжело», — полагает он.

При этом он признает, что власти вряд ли будут заинтересованы в продлении моратория, поскольку оно не позволяет собирать в бюджет средства, необходимые на исполнение социальных обязательств.

По мнению Свириденко, проблема налоговых проверок сегодня не является наиболее острой для бизнеса. «Но вот через год, например, когда на фоне конца рассрочки по налогам для МСП предприятия почувствуют дефицит средств для покрытия налоговых обязательств, она может стать ощутимой», — прогнозирует он.

«В целом же мы обсуждали с руководством ФНС, как снизить объем проверок, в том числе, выездных. Идеальный, но пока сложно достижимый вариант — организация всего хозяйственного документооборота в электронном режиме, когда все счета-фактуры, например, будут электронными, а транзакции верифицироваться через банки. Когда все будет полностью прозрачным, то и необходимость в проверках отпадет, но это, похоже, пока абстрактный идеализм, который надо пробовать приближать к реальности», — заключил он.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector