Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как объяснить ФНС причины низкой налоговой нагрузки

Причины низкой налоговой нагрузки

Образец пояснения налоговому органу по факту снижения налоговой нагрузки налогоплательщика

Руководителю
ИФНС России N 55 по г. Москве
Строгову Я.Х.

от Общества с ограниченной
ответственностью «Альфа»
ОГРН 1047712345678,
ИНН 7755134420, КПП 775501001
Адрес: 173000, г. Москва,
ул. Малахова, д. 30

Исх. N 22-04/2015 от 22.04.2015

На N 08-17/002321 от 16.04.2015

Пояснения по факту снижения налоговой нагрузки

В ответ на Ваше информационное письмо о проведении анализа налоговой отчетности за 2014 г. в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы и выявления причин низкой налоговой нагрузки за указанный период сообщаем следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «Альфа» проведен анализ результатов коммерческой деятельности, а также налоговой отчетности за налоговые (отчетные) периоды 2014 г. По итогам анализа факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащих уплате сумм налога, в налоговой отчетности, представленной за налоговые (отчетные) периоды 2014 г., не выявлены.

В связи с этим нет оснований для представления уточненных налоговых деклараций за указанные периоды.

По факту снижения налоговой нагрузки ООО «Альфа» за 2014 г. по сравнению со среднеотраслевым уровнем поясняем, что руководством организации было принято решение о снижении с 1 июля 2014 г. на 10% отпускных цен на реализуемые товары. Данная мера принята по результатам анализа ситуации, сложившейся на рынке сбыта, с целью привлечения покупателей и получения конкурентного преимущества.

Снижение цен отрицательно сказалось на размере выручки, полученной во втором полугодии 2014 г. При этом расходы организации, связанные с основной деятельностью, возросли на 3% по сравнению с первым полугодием 2014 г.

В результате указанные факторы привели к снижению сумм налога на прибыль и НДС, подлежащих уплате в бюджет.

В настоящее время ООО «Альфа» принимает меры по снижению расходов. Кроме того, во II квартале текущего года в случае стабилизации спроса планируется увеличение на 5% отпускных цен на реализуемые товары.

  1. копия приказа ООО «Альфа» от 20.06.2014 N 25-п о снижении отпускных цен на реализуемые товары;
  2. пояснительная справка по результатам анализа доходов и расходов ООО «Альфа» за первое и второе полугодия 2014 г.;
  3. копия приказа ООО «Альфа» от 14.01.2015 N 1-п об утверждении плана по снижению расходов на 2015 г.

Генеральный директор ООО «Альфа» ——— Н.П. Каменских

Скачать данные налоговой нагрузки по ФНС РФ: Налоговая нагрузка по отраслям (nalog.ru)

Если, к примеру, Вы осуществляете строительную деятельность и налоговая нагрузка у Вас составила 5% от доходов, то она существенно ниже средней налоговой нагрузки по отрасли (12%). В этом случае налоговый инспектор и может запросить Вас пояснить причину низкой налоговой нагрузки.

По сути, запрос пояснения низкой налоговой нагрузки есть разновидность проводимых налоговых комиссий. Они проводятся на основании Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» 1 .

На мой взгляд, лучше подготовить и направить ответ налоговому органу. Можно порассуждать по вопросу правомерности таких запросов, но у налоговой инспекции есть простой выход в ситуации, если Вы не представили пояснение — прийти к Вам с выездной налоговой проверкой. А если Вы поясните причины, то может и пронесет.

Проверьте код ОКВЭД

Прежде всего, проверьте свой основной код ОКВЭД. Дело в том, что налоговая инспекция обычно определяет вашу принадлежность к той или иной отрасли по основному коду ОКВЭД. Бывает так, что основной код ОКВЭД один, а по сути организация осуществляет другой вид деятельности. В такой ситуации лучше изменить основной код ОКВЭД.

Проверьте правильность расчета налоговой нагрузки

Порядок расчета налоговой нагрузки определен тем же Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». То, как рассчитывать налоговую нагрузку разъяснено в материале — Налоговая нагрузка.

Обратите внимание, что при расчете налоговой нагрузки учитывается НДФЛ. Дело в том, что ФНС РФ включает НДФЛ в расчет налоговой нагрузки. В примечании к Приложению № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@, под знаком * указано — «Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц.»

Объяснение низкой налоговой нагрузки

Сама по себе низкая налоговая нагрузка не может повлечь каких либо санкций. Это только фактор привлечения к Вам внимания со стороны налоговиков. Максимум, что они могут сделать, это прийти к Вам с выездной налоговой проверкой.

Какой либо утвержденной формы для пояснения причин низкой налоговой нагрузки не существует. Вы можете в свободной форме пояснить те основные причины, которые привели к низкой налоговой нагрузки. Низкая налоговая нагрузка обычно связана с низкой рентабельностью или даже убыточностью деятельности налогоплательщика, у которых всегда есть причины. Их только нужно правильно выявить и описать.

Низкая налоговая нагрузка может объясняться:

Снижением объемов реализации (в сравнении с прошлыми годами);

Повышением закупочных цен на сырье;

Повышение уровня заработных плат;

Повышением административных расходов и т.д.

Осуществляемыми инвестициями. Иногда причина низкой рентабельности связана с осуществляемыми инвестициями – на развитие сети продаж, на развитие производства, нового вида деятельности и т.д. В этом случае целесообразно составить расчет этих инвестиций, из которого будут видны суммы таких инвестиций и доходы, расходы, результат без их учета.

Пример

Организация, осуществляющая строительную деятельность (подрядчик строительства), получила требование пояснить причины низкой налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка в отрасли Строительство за год, по данным ФНС РФ (в среднем по отрасли) составляет 10,9%.

Налоговая нагрузка налогоплательщика составила за год 7,3%.

Пояснение низкой налоговой нагрузки

Основным видом экономической деятельности ООО «Подрядчик» (далее – ООО) является «Строительство» (коды ОКВЭД 41, 42). Налоговая нагрузка за _____ год составила 7,3%, в то время как среднеотраслевой показатель составил 10,9%, как следует из Приложения N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

ООО в представленных налоговых декларациях за _____ год не допустило неполного отражения сведений или отражения недостоверных сведений, которые повлекли бы за собой занижение налоговой базы, и как следствие неполную уплату налога. Поэтому ООО не обязано представлять уточненные налоговые декларации за указанный период (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Более низкий, в сравнении со среднеотраслевым, уровень налоговой нагрузки ООО объясняется уменьшением ее доходов и увеличением расходов, которое произошло вследствие следующих обстоятельств:

— ООО участвовало в тендере на строительство нежилого здания, по адресу: ____. В результате проведенного тендера, ООО не получило право на заключение конракта на проведение строительно-монтажных работ по этому объекту.

— ООО участвовало в тендере на ремонт нежилого здания, по адресу: ____. В результате проведенного тендера, ООО не получило право на заключение контракта на проведение работ по этому объекту.

— в календарном году были списаны следующие суммы безнадежной дебиторской задолженности по оплате выполненных работ:

12 млн. — дебиторская задолженность ООО «Лавочка» по договору ______;

7 млн. рублей — дебиторская задолженность ООО «Печник» по договору ______;

— в календарном году организация проинвестировала средства в сумме 15 млн. рублей в приобретение строительной техники. Сумма начисленной амортизации за год составила 2 млн. рублей.

Генеральный директор ООО «Подрядчик» _________ Строитель М.И.

Читать еще:  Проводки по 09 счету — Отложенные налоговые активы

Примечания

1) Документ (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722) был отменен Письмом ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы», но комиссии на практике продолжают работать.

Дополнительно

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликована ФНС РФ в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)

Налоговый бенчмаркинг (подборка материалов)

Материалы по теме «Налоговое планирование (Оптимизация налогообложения)»

Материалы по теме «Налоговый контроль»

Об истребовании объяснений по низкой налоговой нагрузке

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы – для многих микропредприятий дело не редкое. Часто налоговые органы недовольны показателями, отраженными в налоговых декларациях «малышей».

  • Налоговая нагрузка — это величина, показывающая уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов налогоплательщиками по отчетным данным налоговых органов и оборота (выручки) субъектов экономической деятельности по данным органов государственной статистики.

Уровень налоговой нагрузки каждого налогоплательщика анализируется налоговой службой с 2007 года. При этом методика анализа совершентсвуется год от года.

ФНС России ежегодно публикует макроэкономические сведения о налоговой нагрузке по основным видам экономической деятельности и отраслям экономики. Это делается в целях планирования выездных проверок налогоплательщиков и для самих налогоплательщиков, чтобы они сами самостоятельно смогли определить свои риски.

    Налоговая нагрузка рассчитывается по формуле: НН = Н : Д * 100%, где:

  • НН — Налоговая нагрузка (в %)
  • Н — сумма налогов налогоплательщиков, начисленных за какой-то расчетный период
  • Д — Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов

    В расчет включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы), но без учета сумм налогов, удержанных налогоплательщиком как налоговым агентом (так как налогоплательщиком этих налогов является другое лицо) и сумм страховых взносов, начисленных налогоплательщиком в качестве страхователя работников по трудовым и гражданским договорам.

    Показатель низкой налоговой нагрузки налогоплательщика является одним из первых признаков «подозрительности» в деятельности любого налогоплательщика. В связи с этим представляется необходимым, чтобы налогоплательщик умел объяснить причины низкой налоговой нагрузки. В первую очередь — для себя и, конечно, для налогового органа.

    Низкая налоговая нагрузка может объясняться как неправильным выбором основного вида экономической деятельности налогоплательщика в случаях, когда фактически деятельность ведется по дополнительным видам, что характерно для микропредприятий, а налоговый орган берет за основу анализа и сравнения основной вид деятельности, заявленный налогоплательщиков в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, так и финансовыми затруднениями налогоплательщика.

      Мы все понимаем, что одни предприниматели могут быть более успешными, другие — менее успешными. Как следствие, причиной низкой налоговой нагрузки может быть низкая рентабельность бизнеса. В этом случае, обоснованием низкой налоговой нагрузкой могут быть:

  • снижение объемов реализации (в сравнении с предыдущими периодами);
  • повышение закупочных цен на сырье и расходные материалы, используемые в бизнесе;
  • повышение уровня заработных плат
  • и так далее — в каждом конкретном случае причин действительно может быть много.
  • С недавних пор на коммерческие банки возложены функции отслеживания налоговой нагрузки клиентов банка по их входящим и исходящим платежам. В любом случае банки ориентируются на то, что налоговые платежи должны быть не меньше 6% от сумм, поступающих на банковский счет клиента, источником которых является выручка от реализации товаров, работ, услуг и т.п.

    Налоговый кодекс РФ предоставляет право налоговым органам запрашивать у налогоплательщиков документы об исчислении и уплате налогов. В статье 23 Налогового кодекса указывается, что налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы эти документы.

    Однако, обратите внимание, там есть оговорка о «случаях, предусмотренных Кодексом», а это камеральные или выездные проверки. Поэтому очень часто, требуя объяснений, налоговая инспекция не требует от налогоплательщиков приложить документы.

    Иначе это будет нарушением закона.

    Таким образом получается, что истребование объяснений о причинах низкой налоговой нагрузки не регламентировано в действующем Налоговом кодексе. Тем не менеее, игнорировать поступивший из налоговой инспекции запрос не следует!

    Пояснения о причинах своей низкой налоговой нагрузки нам, налогоплательщикам, необходимо предоставлять в налоговый орган, поскольку именно наши грамотно составленные объяснения и правдивые показания, если у нас все в порядке с бухгалтерским учетом и налоговой отчетностью, во многом спасают нас же от камеральной или даже выездной налоговой проверки.

      В запросах, требующих объяснения причин снижения налоговой нагрузки, налоговые инспекторы ориентируют нас на:

  • уточнение данных об исчислении налоговых обязательств;
  • пояснение расхождений с отраслевыми показателями;
  • изменение кода ОКВЭД в случае несоответствия с осуществляемым компанией видом деятельности.
  • Объяснительная записка налогоплательщиком пишется в налоговый орган в произвольной форме. Налоговому органу нужна убедительная демонстрация причин несоответствия со среднеотраслевыми значениями показателей налоговой нагрузки. Налоговых инспекторов может убедить и краткий анализ конкурентной среды, если приведены конкретные цифры.

    В объяснительной записке не нужно стесняться излагать конкретные обстоятельства снижения спроса, невозможности увеличения наценки, того, что наши товары или услуги могли стать менее доступными покупателям и заказчикам и в тоже время увеличиваются затраты на аренду, IT-обслуживание, внедрение онлайн-касс и так далее.

    Об истребовании объяснений по низкой налоговой нагрузке

    Вызов на комиссию по легализации налоговой базы – для многих микропредприятий дело не редкое. Часто налоговые органы недовольны показателями, отраженными в налоговых декларациях «малышей».

    • Налоговая нагрузка — это величина, показывающая уровень налогового бремени налогоплательщика.

    Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов налогоплательщиками по отчетным данным налоговых органов и оборота (выручки) субъектов экономической деятельности по данным органов государственной статистики.

    Уровень налоговой нагрузки каждого налогоплательщика анализируется налоговой службой с 2007 года. При этом методика анализа совершентсвуется год от года.

    ФНС России ежегодно публикует макроэкономические сведения о налоговой нагрузке по основным видам экономической деятельности и отраслям экономики. Это делается в целях планирования выездных проверок налогоплательщиков и для самих налогоплательщиков, чтобы они сами самостоятельно смогли определить свои риски.

      Налоговая нагрузка рассчитывается по формуле: НН = Н : Д * 100%, где:
    • НН — Налоговая нагрузка (в %)
    • Н — сумма налогов налогоплательщиков, начисленных за какой-то расчетный период
    • Д — Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов В расчет включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы), но без учета сумм налогов, удержанных налогоплательщиком как налоговым агентом (так как налогоплательщиком этих налогов является другое лицо) и сумм страховых взносов, начисленных налогоплательщиком в качестве страхователя работников по трудовым и гражданским договорам.

    Показатель низкой налоговой нагрузки налогоплательщика является одним из первых признаков «подозрительности» в деятельности любого налогоплательщика. В связи с этим представляется необходимым, чтобы налогоплательщик умел объяснить причины низкой налоговой нагрузки. В первую очередь — для себя и, конечно, для налогового органа.

    Низкая налоговая нагрузка может объясняться как неправильным выбором основного вида экономической деятельности налогоплательщика в случаях, когда фактически деятельность ведется по дополнительным видам, что характерно для микропредприятий , а налоговый орган берет за основу анализа и сравнения основной вид деятельности, заявленный налогоплательщиков в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, так и финансовыми затруднениями налогоплательщика.

    Читать еще:  Единая упрощенная налоговая декларация — пример заполнения 2021

      Мы все понимаем, что одни предприниматели могут быть более успешными, другие — менее успешными. Как следствие, причиной низкой налоговой нагрузки может быть низкая рентабельность бизнеса. В этом случае, обоснованием низкой налоговой нагрузкой могут быть:
    1. снижение объемов реализации (в сравнении с предыдущими периодами);
    2. повышение закупочных цен на сырье и расходные материалы, используемые в бизнесе;
    3. повышение уровня заработных плат
    4. и так далее — в каждом конкретном случае причин действительно может быть много.

    С недавних пор на коммерческие банки возложены функции отслеживания налоговой нагрузки клиентов банка по их входящим и исходящим платежам. В любом случае банки ориентируются на то, что налоговые платежи должны быть не меньше 6% от сумм, поступающих на банковский счет клиента, источником которых является выручка от реализации товаров, работ, услуг и т.п.

    Налоговый кодекс РФ предоставляет право налоговым органам запрашивать у налогоплательщиков документы об исчислении и уплате налогов. В статье 23 Налогового кодекса указывается, что налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы эти документы.

    Однако, обратите внимание, там есть оговорка о «случаях, предусмотренных Кодексом», а это камеральные или выездные проверки. Поэтому очень часто, требуя объяснений, налоговая инспекция не требует от налогоплательщиков приложить документы. Иначе это будет нарушением закона.

    Таким образом получается, что истребование объяснений о причинах низкой налоговой нагрузки не регламентировано в действующем Налоговом кодексе. Тем не менеее, игнорировать поступивший из налоговой инспекции запрос не следует!

    Пояснения о причинах своей низкой налоговой нагрузки нам, налогоплательщикам, необходимо предоставлять в налоговый орган, поскольку именно наши грамотно составленные объяснения и правдивые показания, если у нас все в порядке с бухгалтерским учетом и налоговой отчетностью, во многом спасают нас же от камеральной или даже выездной налоговой проверки.

      В запросах, требующих объяснения причин снижения налоговой нагрузки, налоговые инспекторы ориентируют нас на:
    1. уточнение данных об исчислении налоговых обязательств;
    2. пояснение расхождений с отраслевыми показателями;
    3. изменение кода ОКВЭД в случае несоответствия с осуществляемым компанией видом деятельности.

    Объяснительная записка налогоплательщиком пишется в налоговый орган в произвольной форме. Налоговому органу нужна убедительная демонстрация причин несоответствия со среднеотраслевыми значениями показателей налоговой нагрузки. Налоговых инспекторов может убедить и краткий анализ конкурентной среды, если приведены конкретные цифры.

    В объяснительной записке не нужно стесняться излагать конкретные обстоятельства снижения спроса, невозможности увеличения наценки, того, что наши товары или услуги могли стать менее доступными покупателям и заказчикам и в тоже время увеличиваются затраты на аренду, IT-обслуживание, внедрение онлайн-касс и так далее.

    О недостоверном юридическом адресе корпоративного налогоплательщика

    Об основаниях ликвидации коммерческих организаций по инициативе ФНС России

    О трудовых отношениях с руководителем ООО, являющимся единственным участником этого ООО

    Вправе ли компания объяснять причину низкой налоговой нагрузки?

    В пояснениях необходимо указать любые обстоятельства, повлиявшие на снижение уровня налогов

    Инспектор в требовании о предоставлении документов просит предоставить объяснение причин низкой налоговой нагрузки. Правомерно ли это? Такой вопрос был задан посетителем Российского налогового портала на прошедшей 17 апреля 2014 года онлайн-конференции.

    Как рассказала главный юрист отдела налогового права компании ООО «НАФКО-Консультанты» Гюльнара Назарова, «Мы Вам советуем, все же, представить указанные пояснения.

    В пояснениях необходимо указать любые обстоятельства, повлиявшие на снижение уровня налогов, перечисленных в бюджет, например, это могут быть кризис, снижение спроса, снижение цен из-за роста конкуренции и т.д. и т.п.

    Показатели налоговой нагрузки в расчете на одного налогоплательщика по основным видам экономической деятельности приведены в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

    Комментарии

    Новости по теме:

    • 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
    • 26.08.2020 У компании в результате пожара сгорели документы, а налоговый орган требовал представить их копии
    • 17.08.2020 Информация о росте количества налоговых проверок не соответствуют действительности

    • 24.05.2021 Какие действия приведут к выездной проверке
    • 17.03.2021 ФНС в конце 2020 года резко увеличила число выездных проверок владельцев иностранных активов
    • 19.02.2021 В 2020 количество налоговых проверок уменьшилось на треть

    Cтатьи по теме:

    • 16.08.2021 Особенности камеральной проверки декларации по НДС
    • 27.07.2021 Порядок обжалования акта камеральной проверки для ООО
    • 04.05.2021 Федеральная налоговая служба активно взялась за проверку юридических лиц

    • 23.06.2021 Две истории одной организации, или о том, как при переходе с УСНО на ОСНО вычет по НДС получить
    • 25.02.2021 Налоговая арестовала все счета предпринимателя: как вернуть деньги?
    • 27.01.2021 Разные методики налоговиков для доначисления налогов в ходе выездной проверки

    Мнения

    Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

    Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

    Обновлён порядок ведения госреестров

    Судебные дела:

      15.09.2021

    Налогоплательщик ссылался на то, что у налогового органа отсутствовали основания для истребования всей документации.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку требования налогового органа были фактически направлены на истребование всех документов у налогоплательщика и проведение не мероприятий дополнительного налогового контроля в целях подтверждения или опровержения фактов зафиксированных в акте проверки
    26.07.2021

    В рамках выездной налоговой проверки налоговым органом было принято оспариваемое постановление, в соответствии с которым было постановлено произвести выемку и изъятие первичных документов бухгалтерского и налогового учета по финансово-хозяйственной деятельности организации за спорный период.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у налогового органа имелись достаточные основания полагать, чт
    14.07.2021

    Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по УСН. В назначенное время налогоплательщик не явился. Материалы налоговой проверки были рассмотрены в его отсутствие, было вынесено оспариваемое решение.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку при проведении камеральной проверки заявителем не были представлены неоднократно истребованные налоговы

      06.10.2021

    В связи с исчерпанием налоговым органом возможностей принудительного взыскания недоимки в бесспорном порядке и непогашением задолженности третьим лицом, а также отсутствием денежных средств на счетах третьего лица и представлением отчетности с нулевыми показателями, инспекция обратилась с требованием о взыскании задолженности с ответчиков в порядке ст. 45 НК РФ.

    Итог: cуд
    24.05.2021

    Налоговый орган привлек предпринимателя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в виде штрафа в связи с непредставлением истребованных документов по взаимоотношениям со спорным контрагентом (либо информации об их отсутствии).

    Итог: требование удовлетворено, поскольку предприниматель не получал требование налогового органа, следовательно, не имел объективной возможности для представления
    05.04.2021

    Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности за непредставление (несвоевременное представление) документов по п. 1 ст. 126 НК РФ.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку запрашиваемые налоговым органом документы отсутствовали у налогоплательщика по причине пожара, поэтому налогоплательщик не имел реальной возможности представить их в назначенный срок.

    Как отвечать на требования налоговиков о налоговой нагрузке и доле вычетов

    Если налоговая нагрузка и доля вычетов НДС не будет соответствовать установленной норме, это привлечет повышенное внимание налоговиков. Для начала они пришлют требование объяснить низкие показатели. В случае игнорирования запроса контролеры оштрафуют компанию на 5 тыс. рублей. Далее компанию начнет изучать отдел предпроверочного анализа. Он посчитает показатели организации и сделает вывод, где и сколько она, по его мнению, не доплатила . Если вышеназванный отдел на основании своего отчета посчитает, что налогоплательщик сильно не дотягивает до рассчитанных сумм, ему грозит выездная налоговая проверка.

    Читать еще:  Как получить налоговый вычет у работодателя в 2021 году

    Чтобы избежать таких ситуаций, стоит разобраться:

    • откуда налоговики берут желаемые показатели;
    • возможно, ли как-то эти показатели уменьшить или объяснить причину, почему компания до них не дотягивает;
    • в каких случаях компания вправе не пояснять отклонения от нормативов.

    Узнайте перечень ключевых показателей деятельности

    Чтобы избежать претензий налоговиков недостаточно просто платить налоги, нужно перечислять в бюджет суммы не ниже установленной нормы. Нормативные документы налоговиков можно найти на сайте www.nalog.ru в разделе «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок». Если компания получила запрос от налоговиков о показателях, для начала ей нужно определить зафиксированы ли эти показатели в приказах или нет.

    Инспекторы могут задать вопрос, например, о:

    • налоговой нагрузке;
    • рентабельности (продаж и активов);
    • доле вычетов;
    • несоответствии между поступлениями на расчетный счет и данными отчетности;
    • доле прямых и косвенных расходов;
    • расхождениях между показателями налоговой и бухгалтерской отчетности или между декларациями по разным налогам и др.

    Показатели о налоговой нагрузке, доле вычетов и рентабельности продаж и активов — ключевые. Их отклонения необходимо обязательно обосновать. Показатель рентабельности продаж и активов налоговиков интересует с точки зрения возможности взыскания, если будут доначисления.

    Оптимизировать налоговую нагрузку компании целесообразно с учетом нормативных показателей, иначе высок риск, что вместо экономии на налогах организация получит проверки и доначисления.

    Перепроверьте внутреннюю отчетность

    Показатели налоговой нагрузки контролеры приводят в разрезе отраслей и видов деятельности. Обновляют показатели ежегодно. Их можно найти в приложении № 3 к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Отраслевая структура повторяет ОКВЭД. Данные об ОКВЭД налогоплательщика налоговики берут из ее документов — деклараций, бухгалтерской отчетности. Здесь есть возможность оптимизации, но и кроется причина споров.

    Большинство компаний часто сами делают ошибки, в результате которых при предпроверочном анализе налоговики рассчитывают завышенные показатели налоговой нагрузки. Такие ошибки происходят из-за неверного выбора ОКВЭД. Например, у предприятия сразу несколько видов деятельности и она указала в балансе один ОКВЭД, а в декларации другой. Однако налоговики будут анализировать только один код. В результате анализа можно произойти, что именно поэтому ОКВЭД самая высокая налоговая нагрузка, а вид деятельности компании будет не основным, а второстепенным. В таком случае придется объясняться с налоговиками.

    Компания могла бы этого избежать, если бы уже на этапе налогового планирования выполнила три действия:

    • выписала все свои ОКВЭД;
    • посмотрела налоговую нагрузку по каждому;
    • выбрала оптимальный.

    Оптимальный ОКВЭД – это тот, по которому организация и ведет основную деятельность или код с самой низкой налоговой нагрузкой, который соответствует реальным показателям. Так инспекторы посчитают показатели, исходя из этих данных, и вопросов о низкой налоговой нагрузке не возникнет. В рамках выездной проверки налоговики проверяют деятельность компании в целом. Они работают уже с конкретными сделками, ищут ошибки и ОКВЭД не спрашивают.

    Однако бывает и другая ситуация – вид деятельности один, но реальные показатели получаются ниже, нормативных. К примеру, предприятие производит шариковые подшипники (ОКВЭД 28.15.1). Ее вид деятельности подпадает в раздел «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки», налоговая нагрузка по такому ОКВЭД — 13,7 процента. Для предприятия этот показатель — слишком высокий. Он складывается с учетом нагрузки других производителей турбин и двигателей.

    Однако если компания знает, откуда взялся этот показатель, она сможет аргументировать налоговикам нереальность такой нагрузки. Например, можно представить показатели налоговой нагрузки компаний с аналогичным производством или принять более низкую нагрузку по отрасли «Обрабатывающие производства» в целом — 7,9 процента.

    Убедитесь, что доля вычетов НДС рассчитана правильно

    У НДС две нормы безопасной доли вычета. Одну ФНС России закрепила приказом от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков). Этот же показатель налоговики привели в письме от 17.07.13 № АС-4-2/12722, которое разъясняет, как посчитать долю вычетов. Вторые показатели ФНС России публикует на сайте в разрезе по регионам и в целом по стране.

    На практике компаниям безопасней ориентироваться на первую норму. Сейчас она составляет 89 процентов. Например, если в регионе много экспортников, они начислят НДС по ставке 0 процентов, а к вычету примут по ставке 10 и 18 процентов. Такие суммы возмещения скорректируют данные от компаний, которые экспортом не занимаются, — получатся доли вычетов, которые превышают 100 процентов. Однако, любым другим компаниям этого региона не стоит, надеется что можно не платить НДС в бюджет, погашая его вычетами. Вернее, не платить можно, но в этом случае стоит ожидать налоговиков с выездной проверкой.

    Как рассчитывать долю вычетов указано в письме ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722. ФНС обращает внимание, что при расчете отношения вычетов НДС к исчисленному налогу не нужно учитывать «нетто». А именно вычеты по:

    • авансам;
    • строительно-монтажным работам;
    • налоговым агентам.

    Бывает что налоговики отступают от своих же правил . Авансы, к примеру, могут дать значительный перекос, поскольку сумму налоговики учтут дважды: как аванс и как реализацию в следующем периоде. Чтобы избежать такой ситуации, при получении запросы от инспекции целесообразно пересчитать за ними долю вычета. Если компания выявит ошибку, при ответе она может представить свой расчет и сослаться на разъяснения ФНС.

    Повышенного внимания налоговиков можно избежать, если вести собственную статистику по периодам и не допускать опасного превышения доли вычетов .

    Не спешите признавать ошибки, которых на самом деле нет

    По отклонениям показателей частые споры. Игнорировать запрос налоговиков нельзя, на него нужно обязательно ответить. Однако и признавать нарушения тоже не стоит.

    Например, если показатели бухгалтерской и налоговой отчетности не совпадают, это можно объяснить разными правилами учета отдельных видов расходов.

    Также встречаются вопросы о несовпадении показателей по строкам деклараций. Прежде чем дать пояснения нужно посмотреть, точно ли данные по строкам должны совпадать?

    Например, налоговики потребовали пояснить причины расхождения показателей по строке 70 и строке 170 раздела 3 декларации по НДС. Но строка 70 — это весь авансовый НДС по разным ставкам. А строка 170 — только зачтенный. Они и не должны совпадать, так как получить и зачесть аванс компания может в разные периоды. А в текущем периоде эти показатели сформируют суммы по разным договорам, с разными ставками налога.

    Если поступил вопрос, который касается высокой доли косвенных расходов, в ответе можно указать, что нет нормативного документа – отсутствует база для сравнения. Затем объяснить разделение расходов на прямые и косвенные в соответствии с учетной политикой компании.

    Аналогично нужно работать со всеми остальными запросами о показателях. Сначала стоит убедиться, что есть какое-то нормативное требование о размере показателей и о том, что с чем должно сходиться, а потом искать причину несоответствия и писать объяснения.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector