Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как налоговики нарушают ваши права на выездных проверках

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции. [ источник не указан 177 дней ]

Содержание

  • 1 Методы и виды
  • 2 Положение в России
    • 2.1 Сроки
    • 2.2 Причины[источник?]
    • 2.3 Акт проверки[источник?]
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Методы и виды [ править | править код ]

Существует 2 метода выездной налоговой проверки: сплошной и выборочный.

Выездные проверки бывают:

  • комплексные и тематические;
  • плановые и внеплановые;

Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени. [ источник не указан 177 дней ]

Положение в России [ править | править код ]

Сроки [ править | править код ]

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырёх месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.[источник?]

Основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырёх и (или) шести месяцев могут являться (Приложение № 4 [1] к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) [2] :[источник?]

  1. проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
  2. получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  3. наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т. п.) на территории, где проводится проверка;
  4. проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
    • четыре и более обособленных подразделений — до четырёх месяцев;
    • менее четырёх обособленных подразделений — до четырёх месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;
    • десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;
  5. непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
  6. иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объёмов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Кроме того, у налоговых органов могут быть основания для проведения повторной налоговой проверки:[источник?]

  1. при контроле за деятельностью нижестоящего налогового органа, ранее проводившего проверку;
  2. в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Причины[источник?] [ править | править код ]

Выездная проверка производится в целях контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) налогов (сборов). Выездная проверка может проводиться также в связи с:

  • реорганизацией предприятия;
  • ликвидацией предприятия;
  • контролем за деятельностью налоговых органов вышестоящими налоговыми органами.

Акт проверки[источник?] [ править | править код ]

В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки и вручает её налогоплательщику. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются (согласно статье 100 НК РФ). Акт вручается налогоплательщику либо его представителю в течение 5 дней. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, при несогласии с актом или выводами налоговой проверки, а также с предложениями проверяющих вправе предоставить письменные возражения в течение 30 дней. Возражения должны быть рассмотрены руководством налогового органа в течение 10 рабочих дней.

Решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу по истечении месяца с момента вынесения и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в суде.

Правила игры и средства защиты: как быть при выездной налоговой проверке

НК РФ выделяет два типа налоговых проверок: выездная и камеральная. При камеральной истребуемые документы ИФНС будет проверять у себя, при выездной — у вас в офисе. Выездная проверка — не «маски-шоу», она планируется заранее, назначается при возникновении определенных предпосылок.

РБК Новосибирск создал дорожную карту для предпринимателей, к которым пришла выездная проверка.

1. Читаем извещение

Налогоплательщика о проведении уведомляют извещением, и у директора есть несколько дней (а если повезет, и выходные) чтобы подтянуть все дела и привести бумаги в порядок. В извещении о проведении проверки четко указано, какие налоги и за какой период будут проверять. Важно, что период выездной налоговой проверки — три года, скажем, документы за 2013 год налоговая требовать для изучения уже не может. Также ИФНС при выездной проверке не может повторно проверять один и тот же налог в трехлетней перспективе.

2. Готовим бумаги

После определения списка документов, который инспектор будет запрашивать (он очевидно вытекает из налога и налогового периода) стоит проверить наличие документов, правильность их оформления, печати, подписи, даты. Важно оценить непротиворечивость основных документов, сопоставимость данных, соответствие утвержденным формам. Лучше, если основные документы к проверке будут проверены «свежим глазом», сотрудником, у которого хватит компетенций, чтобы увидеть несостыковки. Бухгалтеры во время работы с документами нередко оставляют различные пометки, которые могут вызвать ненужные подозрения или вопросы.

3. Встречаем гостей

У проверяющих стоит проверить документы и уточнить их полномочия. Согласно п.1 ст.91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении проверяющими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Случается, что в составе проверяющей комиссии приходит, скажем, три человека, а в решении указано два. Тогда третий — лишний, и представители компании имеют полное право не пускать его на территорию.

4. Создаем условия

Для проверяющего лучше создать отдельный кабинет, временно переселив из него сотрудников и убрав из помещения все лишнее. Такая предосторожность сведет к минимуму риски ненужных лишних контактов и снизит нервозность персонала. Лучше, если на коммуникации с проверяющими будут уполномочены несколько сотрудников вокмпании.

5. Выбираем нужный тон

Основные ошибки в общении с инспектором — излишняя нервозность, подобострастие или напротив, попытки панибратства, сопровождаемые «подарочками». Главное — взвешенное общение без лишних подробностей и деталей. Сотрудников строит проинструктировать, чтобы при вызове к инспектору они не сообщали лишние детали. Лучше, чтобы все четко понимали, что они должны сказать по сути дела, и имели устойчивый речевой модуль на все остальные вопросы, к примеру: «Я не смогу ответить на ваш вопрос. Его лучше адресовать моему руководству». При этом необходимо понимание, что налоговые инспекторы — люди, которые находятся «не на своей» территории и хотят выпить кружку горячего чая, разогреть обед, подточить карандаш.

6. Своих не выдаем

Обязанности налогоплательщика определяются статьями 21 и 23 НК РФ. Представители проверяемой компании обязаны: представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; не препятствовать законной деятельности должностных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей. В статье есть пункт, обязывающий налогоплательщика «предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ». При этом какая информация является необходимой, определяет сам проверяющий.

Общие правила: документы, которые вас попросят предъявить, должны относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится. Налоговики не вправе требовать документы, которые уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.

По словам экспертов РБК Новосибирск из числа новосибирских компаний, распространена ситуация, когда проверяющий просит составить определенные сводные таблицы, предоставить данные в виде файла и так далее. Проверяющие не имеют права требовать этого, такие просьбы незаконны. Еще один важный момент — если проверяющие запрашивают документы, необязательно предоставлять их сразу же. Это можно сделать в течение 10 рабочих дней после получения требования о предоставлении документов.

Читать еще:  Образец пояснительной записки в налоговую 2021 и 2021

Отказ проверяемого от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность согласно п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Отсутствие первичных документов является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, за которое предусмотрена ответственность в виде штрафа, от 10 до 30 тыс. руб. Если это непредоставление повлекло занижение налоговой базы — штраф составит до 20% от суммы неуплаченных налогов, но не менее 40 000 руб.

— Внедрение электронных сервисов АСК НДС-2 и АСК НДС-3 фактически изменяет порядок проведения налоговых проверок. Теперь сбор основной информации проводится в автоматическом режиме без выезда к налогоплательщику. Скоро в режиме выездной проверки будет осуществляться лишь сбор доказательств о тех фактах, которые уже и без того известны налоговым органам.

ИФНС приводит факт, что в прошлом году доначисления по результатам выездных проверок в среднем составили 13,7 млн.руб. на одну компанию, в 2015 г. этот показатель был практически на 5 млн. руб меньше. И все это на фоне снижающегося количества выездных проверок: с 30,7 тыс. в 2015г, до 26,0 тыс. в прошлом году. Из общей суммы доначислений основная доля падает на НДС (209,1 млрд. руб) и налог на прибыль (135,5 млрд.руб).

7. Уточнять не торопимся

Если в процессе выездной проверки предприниматель обнаруживает ошибку в поданных декларациях, спешить со сдачей уточненки эксперты не советуют. Поводов для этого несколько: во-первых, не факт, что проверяющий найдет эти ошибки, или найдет их все. Во-вторых, найденная некрупная ошибка может стать результативной для представителей ИФНС, и они могут пропустить более серьезные недочеты. При этом если предприниматель знает, что за ним числится недоимка по налогу (тот же НДФЛ), лучше максимально сократить ее во время проведения проверки: сумма долга, от которой будет считаться 20-процентный штраф, фиксируется на момент окончания проверки.

7. Сколько терпеть

По общим основаниям выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух календарных месяцев, однако в ряде случаев этот срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Проверка может быть приостановлена на срок истребования документов, проведения экспертиз.

8. Справка и акт

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий делает справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки проведения. Второй документ — акт проверки с указанием в нем найденных нарушений и рекомендаций по их устранению. Иногда эти документы предоставляются налогоплательщику в одно и то же время, иногда сначала справка, потом акт. Нюанс здесь в том, что после предоставления справки проверка считается завершенной, и истребовать в рамках этой проверки дополнительные документы налоговая уже не имеет права. Акт может быть предоставлен в течение двух месяцев после окончания проверки.

Бывает, что руководители отказываются подписывать акт выездной налоговой проверки на основании несогласия с фактами, в нем изложенными. Подпись налогоплательщика на акте свидетельствует лишь о получении экземпляра документа, а не о согласии с его содержимым.

За 2016 год сотрудниками Федеральной Налоговой Службы было проведено 24 879 выездных проверок, и только в 209 случаях нарушений не нашли.

9. Решение

При несогласии с фактами и выводами налогоплательщик в 30-дневный срок должен подготовить в налоговый орган возражения и документы, подтверждающие обоснованность возражений. После этого в срок не более 10 дней руководитель ИФНС рассматривает материалы проверки, документы, представленные налогоплательщиком, и выносит решение по результатам налоговой проверки.

10. Пишем жалобы и снижаем штрафы

Порядок обжалования результатов проверки в последнее время был изменен законодателями, — введен обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Такой порядок имеет ряд преимуществ — не надо платить пошлину, нет такого длительного срока рассмотрения жалобы, как в суде, когда решение вопроса может тянуться годами.

Первое. Налогоплательщик, не согласный с результатами выездной или камеральной проверки, вправе, не подавая возражения на акт, сразу направить жалобу на решение инспекции в вышестоящий налоговый орган (в Новосибирске это Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области на Каменской, 49).

Есть два типа жалоб — апелляционная и обычная. Срок вступления в силу решения о привлечении к ответственности составляет месяц со дня вручения этого решения проверяемому. Если налогоплательщик успевает за месяц обжаловать данный акт, он считается оспоренным в апелляционном порядке. Если в течение месяца решение не было оспорено, оно вступает в силу и налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных платежей.

Начавшаяся процедура взыскания не означает невозможность обжалования решения. Налогоплательщик может подать жалобу на вступившее в силу решение в течение года после прохождения проверки, и даже в случае пропуска указанного срока по уважительной причине, Решение по жалобе на решение о привлечении к ответственности принимается региональным управлением в течение месяца со дня получения жалобы.

Важно, что в случае обжалования вступившего в силу решения исполнение решения, то есть принудительное взыскание доначисленных платежей, может быть приостановлено (ст.138 НК РФ).

«Исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению».

При составлении жалобы надо изучить арбитражную практику и найти все способы снижения сумм санкций. Так, налоговики часто выставляют несколько штрафов за одно нарушение: за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и за неполную уплату налогов (ст. 120 и 122 НК РФ). Это является незаконным. Второй момент — когда за одно и то же нарушение по закону может быть применено два штрафа с разными суммами, ИФНС обычно выставляет больший, а налогоплательщик может просить о применении меньшего.

Третий способ снижения сумм штрафов — смягчающие обстоятельства. К перечню смягчающих вину обстоятельств относят совершение правонарушения впервые, убыточность организации, социальную значимость деятельности компании, несоразмерность применяемых санкций допущенному правонарушению и тд. Налоговым кодексом установлен открытый перечень, благодаря которым сумма штрафа может быть уменьшена судом как минимум в два, а то и в десять раз (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Налоговая проверка: как подготовиться к контролю налоговых органов?

Вы обнаружили себя в плане налоговых проверок на 2017 год и хотите знать, как подготовиться к выездной проверке?

Юристы компании «М16-Консалтинг» подготовили советы, на чем стоит сосредоточить свои силы перед приездом налоговых инспекторов. Также рассказываем о видах налоговых проверок и сроках их проведения.

Камеральные и выездные налоговые проверки

Именно на такие виды делятся контрольные мероприятия, проводимые специалисты налоговой службы.

Камеральная налоговая проверка – это обязательное для каждой организации, сдающей декларации, мероприятие. Длится в течение трех месяцев с даты подачи декларации. Такая проверка проводится в офисе налоговой службы и, как правило, не вызывает у руководителей организаций особых проблем.

Выездная проверка предполагает более жетский контрольный, чем камеральная

А вот выездная налоговая проверка – это куда более серьезный контроль. Проводится она на основании соответствующего решения контролирующего органа. Срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, однако при необходимости контрольные мероприятия могут быть продлены до 4 месяцев или даже полугода. Риск, что допущенные нарушения будут выявлены, при данном виде проверки вырастает в несколько раз.

С камеральными проверками все более-менее ясно, компании имеют большой опыт в подготовке к ним, а сам вид мероприятия подразумевает более легкий и безопасный характер. Второй вид проверок требует от руководства гораздо более серьезного и глубокого подхода, поэтому оставшийся материал мы посвятим именно проверкам выездного характера.

Кто в зоне риска проверки?

Каждая компания рискует стать объектом выездной проверки, но при всем желании налоговики не могут проверить все организации. Поэтому «контрольный визит» будет нанесен тем, кто привлечет к своей экономической деятельности повышенное внимание со стороны налоговых контролеров.

Основанием для проверки может стать даже применение налоговых льгот

К этому могут привести следующие факторы:

  • Налоговая нагрузка на компанию приходится более низкая, чем на ее «коллег» по рынку;
  • Средняя заработная плата в компании ниже, чем у аналогичных организаций;
  • Повторяющееся приближение компании, применяющей специальные налоговые режимы, к порогу различных показателей, преодоление которого лишит организацию возможности пользоваться специальным налоговым режимом;
  • Выявление так называемых «цепочек контрагентов», привлечение которых необоснованно;
  • Игнорирование организацией требований со стороны налоговой компании о предоставлении пояснений на выявленные налоговиками несоответствия показателей деятельности;
  • Неоднократная смена места регистрации, то есть частая смена контролирующих налоговых подразделений;
  • Слишком частая сдача в налоговую «уточненок»;
  • Применение налоговых преференций;
  • И многое другое.
Читать еще:  Транспортный налог в Смоленской области в 20182019 г

Что проверяют при выездной налоговой проверке?

Внимание контролеров будет сосредоточено на правильности начислений и уплаты налогов за конкретно взятые периоды. Контролер может проверять все налоги, уплачиваемые компанией, или выборочные.

Необходимо учитывать, за какой период налоговая может провести проверку, чтобы сосредоточиться на проработке соответствующих документов. Инспекция вправе изучить трехлетний период (до года, в котором было принято решение о проведении выездных контрольных мероприятий данной компании).

В ходе проверки инспектор будет изучать правильность уплаченных налогов — всех или выборочных

Помимо изучения документов налоговый специалист вправе вызвать на допрос в качестве свидетеля сотрудников компании или любого другого гражданина, который, по мнению контролера, обладает необходимыми сведениями.

Если есть такая необходимость, налоговая служба осуществляет выемку документации или каких-либо предметов, проводит инвентаризацию. К своей проверке контролер может привлечь переводчика или эксперта в области производства.

Подготовка к выездной налоговой проверке

Хотя налоговая не будет присылать вам персональное уведомление о своем планируемом посещении, вы всегда можете найти себя в графике налоговых проверок, который находится в свободном доступе. В этом случае стоит тщательно подойти к подготовке. Впрочем, держать руку на пульсе стоит всегда, поскольку существуют еще и внеплановые проверки.

Имейте в виду, что самостоятельная подготовка – занятие рискованное, поскольку только специалист сможет верно оценить положение компании в сжатые сроки, посоветовать не представлять какие-либо документы и проследить за тем, чтобы обжалование проверки было проведено вовремя.

Готовим документацию

  1. Льготы. Если ваша компания пользуется каким-либо преференциями при выполнении своих налоговых обязательств, придется подтвердить законность ваших прав на льготы. Убедитесь, что документы, которые подтверждают это, в наличии и в порядке. Кстати, если в ходе камеральной проверки налоговая подтвердила ваше право на использование преференций или спецрежимов налогообложения, это еще ничего не значит – в ходе выездной проверки информацию снова будут проверять;
  2. Счета-фактуры. Во всех случаях, когда НДС принимался к вычету, у компании должны иметься соответствующие счета-фактуры. Несущественные ошибки в документах простительны, хотя если речь идет о больших суммах, лучше перестраховаться и привести все в идеальный вид;
  3. Расходы. Необязательно проверять каждую трату, которую понесла компания, но в отношении самых крупных расходов документация должна быть в порядке, то есть в документах должны быть отображены все реквизиты, проставлены все печати и т. д.;
  4. Налоги, уплаченные обособленными подразделениями. Если у вашей компании имеются такие подразделения, обязательно убедитесь, что по каждому из них налоговая история и документация приведены в порядок;
  5. НДФЛ. Проверьте, в наличии ли заявления о предоставлении вычетов по этому налогу, а также документация, которая подтверждает это право. Дополнительное предупреждение для всех компаний, в которых трудятся иностранные граждане, получившие статус резидента: убедитесь, что у вас имеются документы, которые подтверждают это;
  6. Контрагенты. Хотя законодательно ваша обязанность подтверждать добросовестность выбранных контрагентов не закреплена, лучше все же под рукой всегда иметь документы, свидетельствующие о том, что сомнительным партнерством вы себя не запятнали. Это выписки из реестра юридических лиц, копии отчетности вашего контрагента, словом, документы, подтверждающие, что это реальная компания, а не фирма, созданная на один день. Неплохо было бы собрать такое «досье» хотя бы на самых крупных партнеров.

Проводим беседу с сотрудниками

В идеале взаимодействовать с контролером должен один представитель компании. Выберите, кто это будет, а всех остальных сотрудников, которых попытается «вывести на разговор» инспектор, проинструктируйте о том, как вести себя в этом случае. Со всеми вопросами они должны перенаправлять инспектора к заранее выбранному представителю компании.

Сведите к минимуму общение инспектора с работниками компании

Напомним, налоговый специалист может воспользоваться своим правом на допрос свидетелей. Для этого он обязан предъявить соответствующую повестку. Заранее поговорите с вызванным сотрудником о том, что он может рассказать на допросе, при этом не нарушая границ своих полномочий.

Ищем уполномоченного сотрудника

Человек, которого вы выберете в качестве главного контакта в компании для инспектора, должен быть подкован в правах налогоплательщиков. То есть он должен осознавать законность тех или иных действий контролера, изучать решение о проведении проверки, аналогичной документации и т. д.

Это особенно важно, поскольку любое нарушение, допущенное инспектором, сыграет вам на руку и станет основанием для обжалования вынесенного налоговыми органами решения.

Выбираем место для инспектора

Сотруднику ФНС лучше предоставить отдельный кабинет или превратить в него переговорную. Предварительно из помещения должны быть удалены все мало-мальски важные документы, чтобы налоговый специалист «случайно» не ознакомился с ними.

Если же возможности предоставить инспектору такой кабинет у вас нет, посадите его подальше от мест, где могут обсуждаться вопросы, напрямую или косвенно связанные с деятельностью компании, как, например, производственные отделы.

Чем грозит налоговая проверка и как быть готовым к ней на 100%?

Последствия такой проверки могут быть по-настоящему пугающими: эксперты уверяют, что минимальная сумма доначисления в Петербурге составит порядка 15 миллионов рублей, а ведь это только нижний порог.

Специалист поможет минимизировать доначисленные налоги и проследит за законностью проверки

Но минимизировать потери можно! Для этого следует заранее привлечь к подготовке опытного специалиста, который поможет выявить и закрыть все слабые места, возьмет на себя взаимодействие с проверяющим, проследит за законностью его действий и требований, обжалует результаты проверки, поможет защитить деловую репутацию компании и ее специалистов, призванных к административной ответственности.

Именно это вам предлагает «М16-Консалтинг»! Услуга подготовки к налоговой проверке и ее сопровождению предполагает участие специалиста на всех или отдельных этапах.

Как налоговики нарушают ваши права на выездных проверках

В статье разбирается проблема несовершенства норм статьи 89 Налогового кодекса, которые приводят к нарушению прав налогоплательщиков при налоговом администрировании. Существующие механизмы защиты и восстановления нарушенных прав налогоплательщика не дают каких-либо реальных возможностей для преодоления последствий недобросовестного осуществления полномочий со стороны налоговой.

Что говорит закон о выездных проверках

Напомню, что правовая регламентация осуществления выездного налогового контроля заключается в следующих нормах налогового законодательства.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговикам предоставлено право проводить проверки в порядке, установленном НК РФ.

К числу налоговых проверок ст. 87 НК РФ отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 82 НК РФ, проводится налоговиками в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, в том числе осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Пункт 1 статьи 83 НК РФ предусматривает, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организаций и физлиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Минфином России. В силу пункта 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой.

Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговая по месту нахождения организации, или по месту жительства физлица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом РФ в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 НК, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 89 НК РФ, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Из приведенных норм следует сделать вывод о практической возможности реализации налоговиками следующего сценария:

— решение о проведении выездной проверки вынесено, но не вручено;
— мероприятия выездного налогового контроля могут осуществляться без ведома налогоплательщика, потому что формально в силу п. 8 ст. 89 НК РФ проверка начинается с момента вынесения решения о ее проведении, а вот срока на вручение решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику в ст. 89 НК РФ попросту нет;
— следовательно, формально налоговая безусловно права, хотя наверняка такая ситуация вряд ли является справедливой по отношению к налогоплательщику.

Читать еще:  Уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

Естественно, полагаю, найдутся несогласные, которые сочтут, что налоговики всегда следуют принципу добросовестности налогового администрирования и в практике налогового контроля попросту не бывает ситуаций, когда налоговый орган не ставит налогоплательщика в известность о начавшейся проверке.

Тем более, в соответствии с пп. 1.2 п. 1 Письма ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» решение о проведении выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику. В случае невозможности вручения решения о проведении выездной налоговой проверки, его экземпляр направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика.

Однако практика налогового контроля не всегда единообразна и имеет различную подоплеку, вследствие чего использование несовершенства норм статьи 89 НК РФ, не содержащей сроки вручения решения о проведении выездной налоговой проверки, может быть совершенно реальным.

Пример из судебной практики

Свой тезис хотелось бы подтвердить ссылкой на конкретный арбитражный спор, рассмотренный Арбитражным судом Пермского края, Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, Арбитражным судом Уральского округа по делу А50-36396/2019, где все три судебные инстанции подтвердили законность действий налогового органа, вручившего налогоплательщику решение о проведении выездной налоговой проверки спустя полтора месяца с момента его вынесения.

Фактические обстоятельства дела заключались в том, что в период с 09.09.2017 г. по 13.12.2018 г. предприниматель состоял на налоговом учете в территориальном налоговом органе Пермского края, а с 14.12.2018 г. в связи со сменой адреса регистрации был поставлен на налоговый учет в налоговом органе, находящемся на территории Удмуртской республики.

05.02.2019 г. предприниматель получает по почте от налогового органа по прежнему месту учета решение о проведении выездной налоговой проверки, датированное 13.12.2018 г., с чем он не соглашается, так как, очевидно, что налоговый орган по прежнему месту учета вынес решение отнюдь не 13.12.2018 г., а существенно позже, поставив на решении удобную дату, непосредственно предшествующую дню смены места налогового учета, для целей возможности проведения налогового контроля.

В суде налоговая ссылалась на отсутствие каких-либо контактных сведений налогоплательщика, что и обусловило невозможность своевременного направления решения, однако налогоплательщик является арбитражным управляющим, чьи контактные данные есть в открытом доступе и именно этот налоговый орган является кредитором должников, которыми управляет именно налогоплательщик. А потому сотрудники инспекции хорошо знают лично налогоплательщика, и уж тем более все его контактные данные.

Однако суды не стали придавать значение данным обстоятельствам, указав лишь на то, что в силу п. 8 ст. 89 НК РФ проверка начинается со дня, который стоит в решении о ее проведении. Занятый судами формальный подход в конкретном случае привел к тому, что налоговый орган по прежнему месту учета обеспечил себе право на проведение проверки, а также обеспечил возможность проверки налоговых обязательств налогоплательщика за 2015 г.

Так как если бы решение было датировано, например, днем, когда оно было реально направлено в адрес налогоплательщика (31.01.2019 г.), то инспекция в силу п. 4 ст. 89 НК РФ была бы вправе проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (то есть начиная с 2016 года).

Следовательно, текущее содержание ст. 89 НК РФ, которым руководствуются арбитражные суды, указывающие на отсутствие сроков вручения решений о проведении выездных проверок, приводит к тому, что практически может сложиться ситуация, когда налоговики в 2020 году могут вручать налогоплательщикам решения о проведении выездных проверок, например, за период с 2014-2016 годы, датированные каким-либо днем 2017 года, мотивируя это тем, что ст. 89 НК РФ срока на вручение решения не содержит, либо подвергать ревизии еще более ранние периоды.

Тем самым, нерешенность в ст. 89 НК РФ вопроса о сроках вручения решений о проведении выездной налоговой проверки легализует потенциальные злоупотребления налоговиков при проведении выездных налоговых проверок, делает налоговый контроль неограниченным по глубине сроков проверки.

Безусловно, арбитражные суды формально правы, применяя текущее содержание ст. 89 НК РФ, однако, такой подход справедливым назвать трудно, поскольку применительно к прежним редакциям ст. 89 НК РФ (до принятия п. 8 ст. 89 НК РФ) Конституционный Суд РФ в пункте 3.1. Постановления № 14-П от 16.07.2004 разъяснял, что по смыслу ч. 1 и 7 ст. 89 НК РФ во взаимосвязи с п. 1 ст. 91 НК РФ, датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Однако в деле А50-36396/2019 арбитражные суды категорично отказались применять данный весьма справедливый подход, указывая, что данная правовая позиция Конституционного суда РФ относится к редакции ст. 89 НК РФ, которая в настоящее время носит не актуальный характер.

Возможно, читатель уже пришел к мнению, что в таких случаях необходимо прибегать к проведению технических экспертиз давности изготовления документов, нанесения подписей и печатей, однако, имеющиеся методики проведения технических экспертиз способны дать категоричные ответы при временной разнице между датой документа и датой его реального совершения свыше полугода и при наличии сравнительных образцов документов. В приведенном деле разница составляла чуть более полутора месяцев, а сравнительные образцы для исследования, естественно не даст ни одна инспекция.

В этой связи, автор считает совершенно обоснованной необходимость регламентации в ст. 89 НК РФ сроков вручения решения о проведении выездной налоговой проверки с целью исключения злоупотреблений со стороны налоговиков и формирования четкости, прозрачности процедуры проведения выездных налоговых проверок.

В обратном случае налогоплательщики рискуют получить вал спорной практики формирования решений о проведении проверок датами, не соответствующими действительности, тогда как это напрямую влияет на полномочия конкретного налогового органа по проверке налогоплательщика и временную глубину проверок.

Между тем, как указано в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.02.2019 № 13-П, свобода предпринимательской деятельности «предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти».

В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602 по делу № А33-17038/2015 суд указал, что принимая во внимание положения п. 2 ст. 22 НК РФ, устанавливающие обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону.

Согласно подп.1 п.1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. В налоговом законодательстве нет исключений из этих принципов. Так, налоговый кодекс РФ не предусматривает, что, нормы НК РФ или правовые позиции Конституционного суда РФ имеют рекомендательный характер для налоговых органов, которые могут соблюдать их по собственному желанию.

В силу принципа правовой определенности, выступающего одним из элементов правового государства (часть 1 статьи 1 Конституции РФ) и с учетом конституционных гарантий свободы экономической деятельности, охраны частной собственности, запрета несоразмерного ограничения прав частных лиц (статьи 34 и 35, часть 3 статьи 55 Конституции РФ), налогоплательщики должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, прежде всего, в том, что касается размера налоговой обязанности, полноты и правильности ее исполнения.

Данная правовая позиция основывается на недопустимости абсолютизации полномочий налоговиков, что полностью соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 16.07.2004 № 14-П, согласно которой НК РФ исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если же, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций несовместимо с принципами правового государства (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции РФ).

Таким образом, приведенные выше предложения о необходимости установления в ст. 89 НК РФ четких временных рамок на вручение решения о проведении выездной проверки, носят совершенно обоснованный характер, направленный на совершенствование практики налогового администрирования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector