Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жилищные услуги перечень порядок предоставлени тарификация и нюансы расчета

Жилищные услуги перечень порядок предоставлени тарификация и нюансы расчета

Любая управляющая домом организация стремится к тому, чтобы заложить тариф, достаточный для содержания общего имущества, чтобы не реализовывать убыточную экономическую политику. Закон исходит из принципа равенства прав участников жилищных отношений, но судебная практика идет по иному пути.

Общая проблема заниженности тарифов

Структура платы за содержание жилого помещения для собственника определена в п. 2 ст. 154 ЖК РФ и включает:

— плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

— взнос на капитальный ремонт;

— плату за коммунальные услуги.

Из всех этих групп платежей в руках у собственников находится только плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Все остальное тарифообразование является государственно-регулируемым.

Самая главная проблема тарифа на содержание – его заниженность. Если тарифы на коммунальные ресурсы, поставляемые ресурсоснабжающими организациями, или взнос на капитальный ремонт – устанавливаются государственными органами власти и, как правило, ежегодно индексируются, то сфера жилищных услуг является наиболее недофинансированной.

Причины такой ситуации очевидны: жители, испытывая на себе непрекращающееся падение доходов из-за тяжелой экономической ситуации в стране, хотят платить как можно меньше. А поскольку размер тарифа находится в руках жильцов, то они вправе отказывать управляющей организации в увеличении тарифа бесконечное число раз.

Более того, у собственников есть теоретическая возможность даже принять решение о снижении тарифа на содержание, например, с 30 рублей до 1 рубля с 1 м 2 .

Так, в соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом и одностороннее изменение его условий не допускаются. Однако, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности.

Управляющая организация (как одна из сторон договора) осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом. Собственники такую деятельность не осуществляют, а потому они вправе в одностороннем порядке снизить тариф. В дальнейшем это создаст проблемы управляющей организации, которая будет оспаривать принятые на общем собрании решения.

С другой стороны, очень часто собственники не заинтересованы вопросами установления тарифа на текущее содержание, а общие собрания, проводимые с данной повесткой, игнорируются. Управляющая компания, с одной стороны, не может убедить собственников увеличить тариф (потому что прежний тариф убыточен), с другой стороны, не может стимулировать явку на общее собрание для принятия нужных решений.

Градация тарифов исходя из категории собственников

Вопросы установления разных тарифов для разных категорий собственников – являются щепетильными прежде всего потому, что в соответствии со ст. 1 ЖК РФ признается равенство участников регулируемых жилищным законодательством отношений. Дифференцированные тарифы отчасти игнорируют принцип равенства.

Общий порядок установления тарифа на содержание установлен в п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее – Правила № 491) и предполагает следующий алгоритм:

— управляющая организация обязана представить собственникам помещений предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания ;

— если предложенный тариф превышает размер платы за содержание жилого помещения, установленный органом местного самоуправления, то в предложении управляющей организации о размере платы должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы.

При этом Правила № 491 исходят из того, что размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Судебная практика высших судов идет вразрез с Правилами № 491.

В постановлении Конституционного суда от 29.01.2018 № 5-П были обозначены условия возможности установить дифференциацию размеров платы за жилищные услуги и учитывать особенности жилых и нежилых помещений при определении платежей или иные объективные обстоятельства. Как отмечает Конституционный суд, подобный подход позволяет обеспечить на основе автономии воли собственников помещений в многоквартирном доме принятие ими решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения либо размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования.

Таким образом, общее собрание вправе установить дифференцированные тарифы для разных типов собственников помещений многоквартирного дома в ситуации, если одинаковый тариф не будет отвечать принципу справедливости и разумности. Например, если одинаковый тариф для собственников жилых и нежилых помещений грубо нарушает права и публичные интересы собственников жилых помещений (которые вынуждены своими средствами покрывать расходы по содержанию за самого крупного собственника в доме, а также собственников, использующих нежилое помещение для ведения своей деятельности), может быть принято решение о дифференцированном тарифе.

Таким образом, градация на разные тарифы может идти по принципу:

— жилое помещение или нежилое;

— используется помещение для предпринимательской деятельности или не используется;

— является ли собственником физическое лицо или юридическое лицо.

Судебная практика по дифференцированным тарифам

Помимо позиции Конституционного суда РФ реальной судебной практики в арбитражных судах или судах общей юрисдикции – немного. Однако она есть. Например, по одному из нежилых помещений общей площадью более 2000 м 2 удалось установить и закрепить тариф в 30 р. с 1 м 2 (при тарифе на жилые помещения в 18 р. с 1 м 2 ).

Решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-1779/2019 от 25.04.2019 г. было определено, что установление дифференцированного тарифа за содержание нежилых помещений, не являющихся общим имуществом МКД, в сумме 30 руб. за 1 м 2 нежилого помещения МКД не противоречит закону, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С другой стороны, нужно учитывать, что дифференцированные тарифы не обязательно должны быть выше: они могут быть и ниже, если к тому есть соответствующие основания. Конечные решение и сметное проектирование необходимо осуществлять исходя из особенностей дома.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

Инструкция по закупкам коммунальных услуг по 44-ФЗ

Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ — процедура, в которой заказчик вправе подписать контракт без проведения торгов. Но важно учесть все особенности, характерные для приобретения конкретного вида «коммуналки», и правильно выбрать нужный пункт части 1 статьи 93.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Что понимается под коммунальными услугами

Согласно постановлению правительства № 354 от 06.05.2011 под коммунальными услугами понимается передача коммунальных ресурсов.

В таблице показано, какую услугу купить при потреблении того или иного ресурса.

Коммунальный ресурсКоммунальная услуга
Холодная питьевая водаХолодное водоснабжение
Горячая водаГорячее водоснабжение
Сточные водыВодоотведение
Электрическая энергияЭлектроснабжение
Газ, включая баллоныГазоснабжение
Тепловая энергияОтопление
Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО)Сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО

Специальные нормы в закупках коммунальных услуг

В законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере коммунальных услуг, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. Заказчик при закупке коммунальных услуг в 2021 году опирается на специальные нормативно-правовые акты.

При расчете НМЦК на закупку коммуналки используется тарифный метод, так как процесс ценообразования регулируется государственными органами.

Разъясняем, что главнее 44-ФЗ или закон о теплоснабжении: нормами 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения. Конкретные особенности исполнения договоров прописаны в 190-ФЗ. Например, при выборе способа закупки руководствуются нормами 44-ФЗ, а при расчете неустойки — нормами закона о теплоснабжении.

Как выбрать способ определения поставщика

Услуга по сбору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению ТКО — единственная, которую проводят конкурентным способом в случае отсутствия регионального оператора. Для проведения закупки целесообразно выбрать электронный аукцион, так как код ОКПД 2 находится в аукционном перечне.

Есть заказчики, которые проводят тендеры на теплоснабжение для заключения энергосервисного договора.

В 44-ФЗ указано, можно ли заключить договоры по коммуналке свободным закупом, — да, так как такие услуги относятся к непрерывно действующим. Когда заказчик закупает такие услуги у едпоставщика, то:

  • не готовит документацию и извещение;
  • заключает контракт на следующий день после публикации плана-графика в любой форме согласно Гражданскому кодексу;
  • изменяет любые существенные условия заключенного договора;
  • не применяет условия об ответственности из закона № 44-ФЗ и постановления правительства № 1042 от 30.08.2017;
  • не включает в контракт обязательные требования ст. 33 закона № 44-ФЗ.

Эти преимущества свидетельствуют о целесообразности выбора в качестве способа закупки у единственного поставщика.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы закупить услуги у единственного поставщика без нарушений и штрафов.

В ч .1 ст. 93 закона о контрактной системе установлено, как заключать контракты на коммунальные услуги по 44-ФЗ в зависимости от того, у кого и что планируется к закупке.

Как составить проект контракта

Законом типовой контракт на поставку тепловой энергии по 44-ФЗ не утверждён.

Общие условия для включения в контракт определяются статьей 34 закона 44-ФЗ. Проверьте наличие следующих основных положений:

  • наименование заказчика и исполнителя;
  • объект закупки;
  • ИКЗ;
  • информация о количестве, месте и периоде оказания услуг;
  • цена контракта, порядок расчетов;
  • права и обязанности сторон;
  • условия об ответственности;
  • срок действия договора;
  • реквизиты сторон.

При составлении проекта контракта учитывайте особенности:

  • цена контракта необязательно является твердой;
  • для услуг по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению и водоотведению пеня за просрочку исполнения обязательств рассчитывается в соответствии со специальным нормативным актом. Неустойку за просрочку рассчитывают в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка от не выплаченной в срок суммы;
  • нужно ли делать исполнение контракта по 44-ФЗ по коммунальным контрактам на теплоснабжение, горячую воду и газоснабжение — да, при оплате предусматривается авансирование в размере 30% с оплатой до 18-го числа текущего месяца. Остаток платится до 10-го числа следующего месяца (п. 34 (1) постановления правительства № 808 от 08.08.2012, п. 5 постановления правительства № 294 от 04.04.2000);
  • государственные заказчики при заключении контракта на водоснабжение по 44-ФЗ пользуются единым типовым договором на водоснабжение и водоотведение по постановлению правительства № 645 от 29.07.2013;
  • при заключении договора по обращению с ТКО с региональным оператором используйте типовой договор, который утвержден постановлением правительства № 1156 от 12.11.2016;
  • в договоре на энергоснабжение с гарантирующим поставщиком устанавливается порядок оплаты в соответствии с п. 82 постановления правительства № 442 от 04.05.2012: 30% стоимости электроэнергии за текущий месяц оплачивается до 10-го числа этого месяца, 40% стоимости за текущий месяц — до 25-го числа этого месяца, остаток стоимости платится до 18-го числа в следующем месяце;
  • договор при закупке тепловой энергии у единственного поставщика по 44-ФЗ обязательно включает все существенные условия из правил организации теплоснабжения по постановлению правительства № 808 от 08.08.2012;
  • в контракте с единственным поставщиком по п. 23 следует включить обоснование цены, а расчет сделать приложением к контракту.

Как выбрать поставщика коммунальных услуг

Выбор поставщика зависит от предмета закупки. Одни и те же коммунальные услуги отражены в различных пунктах ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, следует обратить внимание на следующие особенности:

1. При выборе закупки по п. 1 ч. 1 ст. 93 следует проверить, что услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий по № 147-ФЗ от 17.08.1995.

2. Вот по какому пункту статьи 93 закона 44-ФЗ о теплоснабжении заключают контракт — по п. 8 ч. 1 ст. 93:

  • цена рассчитывается на основании регулируемых тарифов;
  • заказчик заключает договор с организацией, которая оказывает коммунальные услуги по месту его нахождения.

Также заказчик закупает услуги по водоснабжению питьевой водой и водоотведению согласно части 8 статьи 93 закона 44-ФЗ методом: у ед. источника.

3. При выборе закупки по п. 23 ч. 1 ст. 93:

  • помещение заказчика — нежилое;
  • заказчик владеет помещением на любом законном основании (в том числе аренда);
  • выбирается исполнитель, который обслуживает всех лиц в этом здании.

4. При выборе закупки по п. 29 ч. 1 ст. 93 следует:

  • убедиться, что предмет контракта включает в себя куплю-продажу электрической энергии, а не только ее передачу;
  • контракт заключается исключительно с организацией из реестра гарантирующих поставщиков. Реестр находится на сайте УФАС.

Когда договор госзаказа размещают в экстренном режиме, например, проводят заключение договора по 44-ФЗ при аварии теплотрассы в 2021 г., руководствуются п. 9 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.

Как запланировать и заключить контракт

Вот инструкция, как планировать закупку ЖКУ у единственного поставщика по 44-ФЗ:

  1. Включите планируемую закупку в план-график до заключения договора на коммунальные услуги по 44-ФЗ в соответствии со ст. 16. Внесите информацию согласно постановлению № 1279 от 30.09.2019 (ИКЗ, наименование объекта закупки, ОКПД 2, год заключения договора и объем финансового обеспечения). Если проводите закупку у ед. поставщика по п. 4, 5 или 23, в план вносится одна общая строка на размер годового объема денежных средств.
  2. Заключите договор не ранее, чем на следующий день после утверждения плана-графика.
  3. Информацию о заключенном договоре включите в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней (за исключением договоров по п. 4, 5 или 23 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).

Как внести сведения в ЕИС

Инструкция, как разместить контракт по коммуналке в ЕИС заказчику:

Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.

Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».

Шаг 3. Нажать кнопку «Сформировать информацию о контракте».

Шаг 4. Выбрать способ закупки: у ед. поставщика.

Шаг 5. Найти позицию в план-графике.

Шаг 6. Заполнить сведения о контракте на вкладке «Общая информация»:

  • предмет контракта;
  • дата заключения;
  • номер контракта;
  • сроки его исполнения;
  • сумма расходов;
  • иные сведения.

Шаг 7. На вкладке «За счёт бюджетных средств» или «За счёт внебюджетных средств» внести информацию о финансировании.

Шаг 8. Заполнить вкладку «Объект закупки»:

  • наименование;
  • ОКПД 2;
  • единица измерения;
  • количество;
  • стоимость.

Шаг 9. На вкладке «Информация о поставщиках» внести информацию об организации, с которой заключён контракт.

Шаг 10. Подгрузить файл с контрактом и подписать его ЭЦП.

Шаг 11. Отправить контракт на контроль, нажав на кнопку «Направить на контроль и разместить».

Как внести изменения, связанные с увеличением по коммуналке по 44-ФЗ в ЕИС:

Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.

Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».

Шаг 3. Выбрать нужный контракт и открыть реестровую запись.

Шаг 4. На вкладке «Документы» нажать кнопку «Создать информацию об изменении контракта».

Шаг 5. Внести изменения.

Шаг 6. Прикрепить файлы с обоснованием изменений.

Шаг 7. Подписать файлы и отправить на контроль.

Как принять и оплатить услуги

Договор заключается сроком до трех лет и в этом случае делится на этапы. Как заказчики принимают коммунальные услуги — каждый из этапов принимается в течение года нарастающим итогом в рамках лимита денежных средств, предусмотренного на конкретный вид коммунальных услуг.

При исполнении договора платежи за коммунальные услуги в ЕИС размещаются в течение пяти рабочих дней. В эти же сроки публикуют еще такую информацию:

  • о приемке (датой приемки является дата подписания акта приема-передачи или акта-накладной);
  • об оплате (оплата осуществляется платежными поручениями на основании счетов на оплату, выписанными исполнителями);
  • об изменении договора (например, при изменении тарифов и заключении допсоглашения);
  • о расторжении договора (например, при окончании срока действия договора за фактически поставленные коммунальные ресурсы).

ФЗ № 71 от 01.05.2019 освободил заказчиков от отчетности по заключению контрактов с ресурсоснабжающими организациями, и отчёт об исполнении договоров в ЕИС не размещают.

Минстрой напомнил, что собственники не могут самостоятельно изменять размер платы за содержание жилья

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме от 12 июля 2019 г. № 25373-ИА/04 напомнило, что согласно Жилищному кодексу и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, способном обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Если в многоквартирном доме не создано ТСЖ или другой специализированный потребительский кооператив, то размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников. При этом необходимо учесть предложения управляющей организации (ч. 7 ст. 156 ЖК, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя в ответе на обращение по данному вопросу сослался на Постановление Пленума ВС от 27 июня 2017 г. № 22, которое касается споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения в многоквартирном доме. В нем указано, что утвержденный общим собранием собственников размер платы не может устанавливаться произвольно. Он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также отвечать требованиям разумности.

В своем письме Минстрой России отразил позицию КС, выраженную последним в Постановлении от 29 января 2018 г. № 5-П. Согласно этому акту при установлении на общем собрании платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме собственникам необходимо учесть, что ее размер должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Департамент обратил внимание на тот факт, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом. Исходя из этого, Минстрой сделал вывод, что стороны такого соглашения не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер этой платы. Данное правило, по его мнению, распространяется и на случаи, когда общее собрание изменяет размер платы без предложения управляющей организации.

Ведомство разъяснило, что в случае нарушения ее прав управляющая организация может обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания собственников. Это возможно в случае, если решение принято без учета ее предложения, изменяет установленный договором размер платы, а также влечет убытки организации, связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг. Такие затраты, по мнению госоргана, являются неосновательным обогащением собственников помещений.

Адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков пояснил «АГ», с чем связана необходимость издания Минстроем данного письма. Он рассказал, что норма о праве собственников устанавливать размер платы за жилое помещение (плату за содержание и текущий ремонт) долгое время не работала. «Дело в том, что параллельно с ней действует правило о том, что, если собственники не принимают соответствующее решение, применяется тариф, установленный муниципальным образованием. Большая часть домов “жила” по муниципальному тарифу, поскольку жители не проводили собрания по данному вопросу», – сообщил эксперт.

По словам Артема Чумакова, позднее ситуация начала меняться, и собственники «вспомнили о своем праве и начали утверждать необоснованный и не покрывающий все расходы, связанные с содержанием дома, размер платы». При этом Жилищный кодекс предоставляет право оспорить решение общего собрания только собственнику, не участвовавшему в голосовании или голосовавшему против принятия решения, а также органу государственного жилищного надзора. «Фактически управляющая организация долгое время была лишена возможности оспорить решение об установлении слишком низкого тарифа в суде», – пояснил адвокат.

Как сообщил Артем Чумаков, управляющие компании получили право обжалования решений общих собраний только после появления в ГК гл. 9.1 «Решения собраний» в 2013 г. и появления разъяснений Постановления Пленума ВС № 25 от 23 июня 2015 г. Адвокат отметил, что установление собственниками слишком низкого тарифа затрагивает права и обязанности таких организаций, поскольку они обязаны обеспечить установленный правительством минимальный уровень содержания дома.

Он также рассказал, что, хотя имеются разъяснения Пленума ВС, на которые ссылается Минстрой в своем письме, районные, а иногда и областные суды нередко отказывают управляющим компаниям в праве обжаловать решения общих собраний в части установления тарифа. «Таким образом, суды не способствуют поиску баланса между интересами собственников и управляющих компаний и фактически сохраняют “волюнтаристские” тарифы. Возможно, именно с этим связано желание Минстроя еще раз обратить внимание на то, что очевидно следует из норм закона и поддерживается Верховным Судом», – заключил Артем Чумаков.

Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов полагает, что министерство преследовало «благую цель» напомнить собственникам об их обязанности заботиться о выполнении работ, предусмотренных минимальным перечнем, утвержденным Постановлением Правительства от 3 апреля 2013 г. № 290. «Однако я также представляю, как этими разъяснениями могут воспользоваться управляющие компании, преследуя иные идеи, блокируя любые решения собственников по уменьшению размера тарифа», – отметил адвокат. Он счел разумными разъяснения Минстроя: «Иначе мы получаем ситуацию, когда собственники могут принудить управляющую организацию выполнять работы. Даже если у нее нет на это средств».

Адвокат АП г. Москвы Илья Прокофьев указал, что разъяснение, содержащееся в письме Минстроя, логично и обосновано нормами права, в частности ст. 450–453 ГК. «Согласно данным нормам изменение или расторжение любого договора должно происходить в той же форме и по тем же правилам, по которым договоры заключаются. Поскольку изначальное установление размера платы за жилые помещения должно устанавливаться с учетом предложения управляющей компании, то и дальнейшее его изменение должно происходить с учетом этих же правил, установленных Жилищным кодексом и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», – сообщил адвокат.

Жилищные услуги: перечень, порядок предоставлени, тарификация и нюансы расчета

Из чего складываются коммунальные платежи

Жилищная политика государства направлена на создание наиболее благоприятных условий для жизни людей, в домах любой формы собственности, обеспечивая их всеми необходимыми благами. Подача ресурсного обеспечения в жилище и нежилых помещений сопровождается денежными затратами на добычу этих ресурсов, переработку и качественную доставку их к потребителю. В этих затратах и принимает долевое участие каждый гражданин, обеспеченный необходимым сервисом, который включает в себя следующие виды:

  1. Оплату за содержание и эксплуатацию жилищного фонда.
  2. Оплату за коммунальные услуги.

Обязанность нести расходы по этим статьям предоставлена гражданам на основании статьи 153 ЖК РФ[2]. Размер платежей определяется исходя их пользуемых квадратных метров жилья и показаний счётчиков, установленных на инженерных коммуникациях в жилье. В случае отсутствия приборов учёта потреблённых ресурсов расчёт производится по нормативам, рассчитанным по государственной методике в каждом регионе обособленно.

Стандартный перечень

ВНИМАНИЕ! Оплату коммунальных услуг потребители производят по факту их выполнения. Список услуг, как правило, одинаковый для всех многоквартирных домов, так как он связан с обеспечение надлежащих условий проживания.

Для жильцов квартир понятие «коммунальные услуги» предполагает подачу воды, газа, тепла, уборку общедомовой территории, текущий и капитальный ремонт. Также данное понятие включает вывоз мусора, освещение жилых и нежилых помещений, поддержание необходимых санитарных условий – это жилищные коммунальные услуги.

Перечень может немного изменяться в связи с регионом расположения МКД, с его техническими особенностями, он может включать в себя некоторые особенные виды работ по обслуживанию здания.

  • Электроснабжение относится к коммунальным услугам, которые должны подаваться бесперебойно. А потребитель расходует электричество с учетом своих потребностей.
  • Газоснабжение также должно осуществляться на регулярной основе. В условиях города газ подается при помощи централизованной газовой сети.
  • В квартплату входят и такие коммунальные услуги, как горячее и холодное водоснабжение. Вода подается в квартиры круглосуточно, ее объем равняется необходимому для удовлетворения жизненных нужд количеству. Все городские квартиры оборудованы системами холодного водоснабжения, большинство обеспечено еще и горячей водой.
  • Водоснабжение связано с водоотведением. Для отведения стоков оборудуются системы канализации.
  • Стандартный коммунальный платеж – за отопление. Сейчас большое количество квартир оборудованы автономными системами отопления, их владельцы оплачивают услуги по факту расходования газа или электричества (в зависимости от типа котла). При централизованных отопительных системах коммуналка за данную услугу зависит от отапливаемой площади.

Если изучить список входящих в коммунальный платеж услуг, можно отметить, что все они являются незаменимыми и направлены на создание в квартире комфортных бытовых условий. Потребитель должен оплачивать только те услуги, которые он получает реально. Если горячего водоснабжения не предусмотрено, система платежей не должна включать его оплату.

Чтобы узнать, из чего складываются коммунальные платежи по конкретному адресу, нужно перечитать договор на обслуживание с Управляющей компанией, с поставщиками. Документ обязательно должен содержать список услуг, тарифы на них, другую полезную информацию.

Квитанция содержит еще и жилищно-коммунальные услуги, которые необходимы для обеспечения общедомовых нужд. К платежам за коммуналку частных домов они никакого отношения не имеют.

Что включает в себя содержание жилищного фонда

Эта часть оплаты в платёжках самая непонятная, так как, включая в себя большой перечень работ, заключена в понятии «содержание» без раскрытия сути вопроса. Согласно Правилам предоставления жилищно-коммунальных услуг[3] содержание жилого дома заключается в следующем:

  • содержание общего имущества МКД. В него включены помещения, не относящие к квартирам, то есть лестничные клетки, площадки, чердачные и подвальные помещения;
  • текущий ремонт несущих конструктивов здания и кровли;
  • содержание труб инженерных коммуникаций и электропроводки, проходящих вне квартир;
  • обслуживание системы вентиляции и дымоудаления продуктов сгорания при наличии газовых водонагревателей в квартире;
  • дератизация и дезинсекция подвальных помещения и мест общего пользования первых этажей;
  • платежи за электроэнергию лестничных клеток и подвалов;
  • уборка придомовой территории и подъездов;
  • обслуживание спортивного и детского оборудования на придомовой территории;
  • для собственников жилья – взносы на капитальный ремонт;
  • для лиц, проживающих в муниципальной квартире – отчисления по найму жилья.

Качественное содержание жилья продлевает сроки нормального функционирования всего дома. Каждая часть, разработанная в перечне по содержанию жилого фонда, имеет свою периодичность выполнения и рекомендуемый объём. Для соблюдения всех указанных периодов и выполнения предписанных объёмов необходима 100% оплата за жилищные услуги. Поэтому эту статью расхода можно представить, как посильный вклад в сохранность жилого фонда и поддержания комфорта в жилище.

Квитанция за жилищно-коммунальные услуги: что входит

В состав жилищных и коммунальных услуг, включенных в единую квитанцию, входят:

  • Водоснабжение;
  • Электроснабжение;
  • Газоснабжение;
  • Отопление;
  • Водоотведение;
  • Содержание дома;
  • Проведение капитального ремонта.

Общими потребляемыми услугами являются:

  • Уборка лестниц;
  • Уборка придомовой территории;
  • Вывоз мусора;
  • Обслуживание внутридомовых коммуникаций (общей сантехники, вентиляции и др.).

Все эти данные объединяются в одну квитанцию. Именно она и является фактическим подтверждением оплаты и получения коммунальных услуг.

Проблема в том, что такая квитанция состоит из очень большого количества цифр и показателей. Однако разобраться с ними не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Платежный документ состоит из:

  • Сведений о плательщике (в том числе площади помещения, в котором он проживает, а также количества людей, живущих вместе с ним);
  • Информации об исполнителе ЖКУ;
  • Номера лицевого счета плательщика;
  • Банковских реквизитов управляющей компании;
  • Итогового счета, в котором указывается задолженность, аванс и дата, когда был проведен последний платеж;
  • Таблицы с указанием тарифов, по которым происходит расчет платы за коммунальные услуги, а также содержание жилья и проведение капитального ремонта;
  • Справочной информации;
  • Данных по перерасчетам;
  • Расчетов, связанных с предоставлением отсрочки платежа либо его реструктуризацией;
  • Памятки потребителя.

Таблицы состоят из двух частей. В первой из них отражаются расходы, направленные на содержание жилья, а также текущий и капительный ремонты. Во второй же прописываются потребляемые ресурсы, в том числе и водоотведение.

Сумма оплаты разделяется на две части. Первая часть перечисляется в счет личного потребления, а вторая – в счет общего.

В состав общей расшифровки входят:

  • Объем израсходованных на индивидуальные нужды, и часть в общем потреблении;
  • Действующий тариф;
  • Размер платы;
  • Перерасчет;
  • Льготы, если таковые имеются (сюда же относятся компенсации и субсидии);
  • Итоговая сумма.

Что включает в себя уплата коммунальных услуг

Эти услуги объединили в себя пользование природными ресурсами в виде следующего обеспечения:

  1. Бесперебойная подача холодной воды надлежащего качества согласно требованиям СанПин 2.1.4.1074.1[4], а также водоотведения с целью удаления сточных вод из квартиры.
  2. Круглосуточное оснащение электричеством в рамках ТУ на поставку энергии в квартиры.
  3. В газифицированных домах – снабжение природным газом.
  4. Пользование тепловой энергией на обогрев квартиры и выработку горячего водоснабжения в домах с централизованным горячем водоснабжением.
  5. Вывоз твёрдых бытовых отходов.

Тарифы каждой службы рассчитываются по разработанным методическим указаниям Правительства РФ, но с учётом специфики региона. Каждый федеральный округ участвует в формировании обоснованных тарифов для населения с учётом жизненных реалий.

В формировании тарифа включены расходы по добыче ресурса, его обработке и доставке к потребителю с учётом производственных и накладных расходов поставщика. При этом качество услуги контролируется на государственном уровне и должно быть в соответствии с существующими нормативами.

Что такое жилищные услуги?

Под определение жилищных услуг подпадают услуги, предоставляемые управляющей компанией по надлежащему содержанию, управлению и ремонту общедомового имущества, принадлежащего всем жильцам по праву долевой собственности:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  • В понятие «управление» входит организация сохранности всей технической документации на жилое строение, сбор сведений о собственниках и нанимателей квартир, ведение электронного документооборота, выдвижение предложений по улучшению содержания и текущего ремонта мест общественного пользования, и др.
  • К содержанию относятся услуги по обеспечению надлежащей работы обслуживающего дом оборудования, уборка нежилых помещений (подъездов, лестничных маршей и пр.) и придворовой территории, вывоз твердых бытовых отходов, замена вышедших из строя приборов освещения, подогрева подъездов, разбитых стекол и пр. В зимний период к ним относится уборка снежного покрова, чистка ото льда дорожек, сбивание сосулек.
  • К ремонтным услугам можно отнести проведение текущего ремонта мест общего пользования, ремонт скамеек, ограждений, дверей.

Факторы, влияющие на расчёт коммунальных платежей

На образование суммы подлежащей к оплате за коммуналку влияют следующие данные:

  • общая площадь жилья – для расчёта за обслуживание жилого фонда и отопления;
  • количество зарегистрированных в квартире лиц – для расчёта за предоставленные услуги по нормативу в случае отсутствия приборов учёта;
  • категория жилья – оплата в элитном МКД разниться с расходами по содержанию общежития;
  • количество потреблённых ресурсов согласно показаниям приборов учёта;
  • другие особые условия по договору между владельцем помещения и производственной службой.

Размер коммунальных платежей может быть изменён в меньшую сторону в случаях предусмотренных ЖК РФ. Они состоят из следующего:

  1. Государственная помощь в виде льгот и субсидий на оплату коммунальных платежей.
  2. Некачественное предоставление услуг исполнителями должно компенсироваться в перерасчётах за осуществлённые платежи. Но для этого необходимо проявлять личную инициативу и осуществлять контроль над качеством предоставленного сервиса.

Квитанции на оплату потребитель получает в готовом виде с указанием тарифов и общей стоимости к оплате, но лучше вести домашний учёт коммунальных платежей и показаний счётчиков для контроля над собственными затратами и правильностью начисления исполнительными компаниями. Выполняя такой учёт всегда можно произвести сверку начислений и выплат в созданных городских ЕиРЦ, предназначенных для удобства граждан.

Порядок оплаты коммунальных услуг

Организация-исполнитель в обязательном порядке предоставляет своим пользователям порядок оплаты коммунальных услуг путем внесения соответствующих пунктов в договор, а также размещает актуальную информацию на официальном сайте либо на стендах в подъездах МКД.

Внесение ежемесячных платежей в счет оплаты потребляемых ресурсов производится на основании:

  • счетов, предоставляемых исполнителем, и содержащих детализированную информацию о сумме и сроках погашения;
  • данных, размещенных на интернет-ресурсах.

Сроки оплаты коммунальных услуг устанавливаются несколькими способами:

  1. На основании , платеж должен быть внесен не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
  2. На основании договора, заключенного между поставщиком услуг и исполнителем. В данном случае сроки могут отличаться от установленных действующим законодательством.

ВАЖНО
В случае несоблюдения сроков, установленных компанией-исполнителем или государством, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в виде начисления пени.

Перечень бесплатных услуг ЖКХ

Что входит в бесплатные услуги ЖКХ в 2021 году? В Постановлении Госстроя РФ N 170 приводится перечень бесплатных услуг, предоставляемых жильцам жилищно-коммунальным хозяйством.

Список того, что входит туда, предоставляют жильцам по требованию в офисе управляющей организации, обслуживающей жилой дом. Также с перечнем бесплатных услуг можно ознакомиться на сайтах управляющих компаний.

Многие хотят знать, какие услуги ЖКХ бесплатные. Кроме содержания МКД, в основной список услуг входит:

  1. Освещение помещений общего пользования, хотя зачастую жители дома самостоятельно меняют лампочки в подъездах.
  2. Своевременная утилизация мусора.
  3. Уборка помещений общего пользования и придомовой территории.
  4. Осмотр на предмет безопасности специализированными службами, например, сотрудниками МЧС.
  5. Проведение ремонтных работ.

Есть список услуг, которые в квартплату включены автоматически, не важно, какая форма собственности имеется на жилье. Такие услуги обязаны оказывать в муниципальной, приватизированной и в служебной квартире.

Сюда входит содержание:

  • общего имущества в доме;
  • крыш и водостоков;
  • окон и дверей;
  • полов;
  • систем коммуникаций;
  • прилегающей территории.
голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Образец претензии о возврате долга по расписке
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector