Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Всегда ли собственник обязан снести самовольную постройку в МКД

Порядок сноса самовольных построек

Снос самовольной постройки является административной процедурой, выполняемой уполномоченными органами. 03.08.2018 Президент РФ подписал ряд законов, вносящих изменения в уже действующие порядки. Основное назначение этих нововведений – легализация незаконного строительства посредством введения процедуры его переоформления или приведение в соответствие с действующим законодательством.

Терминология

Ст. 222 ГК РФ относит к незаконно возведённым объектам те, на которые не были получены соответствующие разрешения, расположенные на участках, не предназначенных для этого и построены с нарушением норм права.

Ярким примером незаконной постройки является приобретение гражданами земель с/х назначения и строительство на них домов, предназначенных для ИЖС, не оформляя никаких разрешений или перевода земель. До определенного времени они живут в доме, не прописываясь в нем; но когда приходит проверка, факт самовольности вскрывается и, уполномоченный орган вправе принять решение о сносе объекта.

Законодатель не разрешает оформить право собственности в отношении сооружения, которое было признано в установленном порядке построенным незаконно. Исключение – признание судом (иными уполномоченными органами) права собственности за гражданином, который является собственником участка под зданием или владеет им на праве постоянного бессрочного пользования. Должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

  1. Гражданин оформил надлежащим образом разрешительную документацию на строительство.
  2. На день подачи иска сооружение соответствует всем требованиям закона.
  3. Сохранение постройки в первоначальном виде не будет нарушать ничьи права и законные интересы.

Кто принимает решение о сносе?

Решение о сносе принимается либо судом, либо органом местного самоуправления (далее по тексту – орган МСУ), на территории которого находится стройка в административном порядке, при условии, что здание возведено без получения разрешительной документации на участке, не предопределённом для этих целей и находящемся в границах:

  • территории для общего пользования;
  • зоны с особыми условиями.

Такое нововведение требовалось еще с 2015 года, когда в суды попало большое количество жалоб на действия органом МСУ по признанию построек незаконными. Несмотря на все чаще появляющиеся разъяснения Верховного суда РФ, произвол на местах продолжался. Поэтому законодатель решил передать наиболее серьезные случаи в компетенцию судебной инстанции для рассмотрения вопроса по существу, исключая формальный подход.

Порядок сноса самовольной постройки

Общие положения, связанные со сносом объектов самовольной постройки закреплены в главе 6.4 Градостроительного кодекса РФ. Снос может быть осуществлен на основании:

  • судебного акта;
  • решения органа МСУ.

Разработать проект может только ИП/юрлицо, которое имеет членство в СРО, в противном случае он не будет принят органом МСУ и ликвидацию здания не разрешат.

Подготовка проекта не требуется при сносе:

  • гаража на участке, выделенного физическому лицу для целей, не связанных с предпринимательством;
  • сооружения на садовом/дачном участках;
  • объектов ИЖС;
  • сооружений вспомогательного характера.

Кто может сносить постройку?

ИП/юрлица, которые состоят в СРО и заключили договор подряда с собственником или иными лицам, ответственными за здание. Исключение – если цена вопроса менее 1 млн. руб., членства в СРО может не требоваться, но договор подряда при этом заключается с третьими лицами, например, с органом МСУ.

Алгоритм действий по сносу:

  1. В орган МСУ направляется уведомление о готовящихся работах по сносу. Такая обязанность возлагается на застройщика или технического заказчика. Срок – не позже 7 рабочих дней до начала. Дополнительные документы: проект по организации работ и материалы обследования объекта.
  2. Орган проверяет все бумаги и размещает данные о работах в информационной системе, параллельно направляя уведомление об этом в орган технического надзора.
  3. Здание сносится.
  4. В течение 7 рабочих дней в орган МСУ подаются сведения о завершении работ, которые также включается в информационную систему и попадают в Ростехнадзор.

Как выявляется незаконная постройка?

Уполномоченный на проведение процедуры проверки объектов строительства для признания их соответствующими законодательству, не позже 20 рабочих дней со дня выявления незаконно возведенных зданий, формируют уведомление и направляют его в орган МСУ, на территории которого расположена стройка. Последний рассматривает все бумаги и принимает следующее решение:

  • о сносе или возврате объекта в первоначальное состояние;
  • о направлении документов в суд;
  • об отсутствии признаков самовольности в постройке.

Процедура сноса здания довольно трудоемкая, поэтому законодатель ограничивает временные рамки на ее проведение от 3 до 12 месяцев. Возвращение здания в первоначальный вид требует от 6 месяцев до 3 лет.

По общему правилу, снос объекта возлагается на лицо, его построившего. При отсутствии такового – на собственника участка. Самый последний вариант – работы организует и оплачивает орган местного самоуправления, на территории которого расположено здание, а после взыскивает все затраты с собственников.

Что будет с участком после сноса постройки?

Судьба незаконно построенного объекта решена, участок остался. Как будет развиваться ситуация?

  1. Если на нем есть помимо снесенного еще объекты, строительство которых не противоречит закону, права на него остаются у владельца (например, право аренды).
  2. Участок пустой, был в аренде или находился на праве постоянного бессрочного пользования – право прекращается либо посредством одностороннего отказа, либо изъятием по судебному решению.

После того, как все права на участок прекращены, он выставляется на публичные торги. Вырученные деньги будут переданы собственнику земельного надела (не арендатору или лицу, владеющего им на праве постоянного бессрочного пользования). Из выручки вычитаются суммы, потраченные на организацию торгов.

Такое нововведение законодателя о продаже участков с новым типом обременения направлено на введение в гражданский оборот участков, которые долгое время были бесхозными из-за невозможности оформить права владения на них надлежащим образом.

Судебная практика

Суды рассматривают довольно много гражданских дел, связанных с незаконными постройками. При этом большой процент доходит до Верховного суда РФ, которому приходится быть арбитром между несовершенствами законодательного регулирования и желанием граждан защитить свои права от произвола органов местного самоуправления.

На какие ошибки судов первой и апелляционной инстанций обращает ВС РФ?

  1. Неправильное исследование фактических обстоятельств дела. При вынесении решения не были учтены интересы заинтересованных лиц – наследников совладельца незаконной постройки.
  2. Суды не изучают вопрос розыска граждан/организаций, имеющих права владения на участок помимо сторон дела.
  3. Характер нарушений при возведении незаконной постройки не всегда носит существенный характер и, зачастую, снос не является окончательным вариантом разрешения спора.

Возможность органов МСУ принимать решение о дальнейшей судьбе постройки привела к тому, что в крупных городах увеличилось количество жалоб, связанных с незаконностью действий уполномоченных лиц. Несмотря на то, что данный вид дел относится к административному судопроизводству и имеет иной порядок обжалования по сравнению с гражданским судопроизводством, данная категория дел также является подвидом споров о самовольных постройках.

Диспозитивность действующего законодательства не предполагает подачи ответчиком по делу о самовольной постройке встречного иска о признании права собственности на нее. Более того, суды кассационной инстанции подчеркивают это и не допускают формальный подход со стороны судов 1 инстанции к рассмотрению дела, возвращая его на новое рассмотрение. Речь, например, может идти о том, что основанием для признания объекта незаконно построенным может являться отсутствие разрешения на строительство, но, при этом у ответчика имеется право собственности на участок. Суд первой инстанции удовлетворяет требования истца о сносе объекта, поясняя свою позицию тем, что ответчик не попытался доказать свое право на собственность здания. Но у него нет такой обязанности! Решение было отменено.

Таким образом, «освежение» нормативной базы по оформлению незаконного строительства послужило, во-первых, сокращению числа заброшенных участков, зданий и сооружений и передачу их новым владельцам посредством проведения вполне законных процедур. Второй момент – урезались полномочия органов местного самоуправления по распоряжению судьбой самовольно возведенных объектов – перечень ситуаций, предназначенных для их рассмотрения сузился.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Читать еще:  Какую ответственность несет риэлтор при покупке и продаже жилья

Какие права соседей должны быть нарушены, чтобы снести самовольную постройку?

В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Приведем примеры встречающихся нарушений прав и охраняемых законом интересов соседей.

1. Нарушение требований пожарной безопасности.

Для выяснения, нарушены ли требования пожарной безопасности, сторонам необходимо провести пожарно-техническую экспертизу. Так, Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 22.09.2015г. по делу № 33-8184/2015 во встречных исковых требованиях истцу было отказано, поскольку заключением судебной экспертизы были установлены нарушения требования пожарной безопасности, а именно «…п. 14 ст. 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности — фактическое отсутствие путей эвакуации с третьего и второго этажей; п. 4.2.5. СП 1.13130.2009 — ширина эвакуационного выхода из шашлычной менее требуемых 0,8 метров (0,72 метра); п. 4.3.1. СП 1.13130.2009 — отсутствие в здании аварийного освещения», и ряд других. Таким образом, возведенный объект капитального строительства создает угрозу жизни и здоровью граждан, что было установлено заключением комплексной судебной экспертизы…».

2. Нарушение строительных норм (правил) и требований противопожарной безопасности.

Лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства, должно предвидеть последствия совершаемых действий, и осознавать, что возведенный объект недвижимости создает угрозу жизни и здоровью лиц, проживающих на соседних участках (См. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 19.11.2015 по делу № 33-18996/2015 «… жилой дом нарушает ряд требований нормативных документов: СП 30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного строительства», Градостроительный кодекс РФ, СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений…». Согласно пояснениям эксперта «… исходя из практики, снегозадержатели установленного типа выдерживают не всегда, поэтому существует вероятность схода снега и льда с крыши, что несет собой угрозу жизни и здоровью граждан находящихся рядом с домом…». На вопрос о том, создает ли спорный объект угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся и проживающих во дворе смежного участка в заключении дан положительный ответ, в обосновании которого указано, что «…нарушение противопожарных расстояний между домами, расположенных на соседних участках, может привести при пожаре к распространению огня на соседний дом, наличие ската крыши дома в сторону участка и свеса ее над соседним участком может привести к сходу снега и льда на участок…». Судом первой инстанции верно вынесено решение, поскольку установлено, что жилой дом ответчика находится одной стеной прямо по границе участка дома № . что является нарушением СП 30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного строительства».

3. Нарушение санитарно-гигиенических норм и правил.

Данные нарушения могут быть выражены не только в несоблюдении установленных нормативов, но и в неподключении к централизованным сетям водопровода и канализации. Подобный случаи был рассмотрен судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда (Апелляционное определение Московского областного суда от 22.12.2014 по делу № 33-24645/2014) Так, согласно акту проверки УФСКГРКиК владельцем самовольно был запользован земельный участок Администрации г/п Одинцово со стороны оврага. На территории участка с нарушением санитарно-эпидемиологических норм размещены подземный источник питьевого водоснабжения и септик. Так же, согласно ответу ОАО «Одинцовский Водоканал» спорному дому не выдавались технические условия на подключение к централизованным сетям водоснабжения и канализации. Проект на подключение к сетям ВК на согласование не представлялся. Дом к инженерным сетям водопровода и канализации не подключен. Нарушение санитарных правил и норм оказывает негативное воздействие на среду обитания, представляет угрозу здоровью людей, может привести к загрязнению источников водоснабжения, угрозе возникновения инфекционных заболевании.

4. Не установление границ земельного участка (нарушение межевых норм).

Данное обстоятельство может послужить основанием для признания постройки, находящейся на территории смежного участка самовольной. Апелляционным определением Московского городского суда от 22.10.2015 по делу N 33-38668/2015 жалоба ответчика оставлена без удовлетворения, поскольку судом апелляционной инстанции не установлено нарушение норм материального и процессуального права судом первой инстанции. Истец в своем исковом заявлении требовал освободить часть земельного участка путем сноса самовольных построек. Судом на основании экспертного заключения установлено, что «…ответчик возвела постройки, часть которых заходит на территорию земельного участка, принадлежащего истцу, согласно плану границ земельных участков. Возведение ответчиком летней веранды, садового домика в границах земельного участка истца свидетельствует о самовольности постройки, поскольку в силу положений ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. Спорные объекты, возведенные ответчиком нарушают права и интересы истца, они подлежат сносу…Довод ответчика о том, что истец не принимала участие при проведении межевания земельных участков, при согласовании акта границ не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения данного спора…».

Как отстоять объект недвижимости в суде

Статьи

  • Аналитика
  • Маркетинг
  • Продажи
  • Сделки
  • Фин.планирование
  • Юр.статьи
  • Новости

Как отстоять объект недвижимости в суде

Получив претензию от местных органов власти о сносе самовольной постройки, не спешите сразу выполнять требование. Для начала – изучите документы на здание. Если у вас оформлено право собственности, такое требование будет вовсе незаконным. Если в отношении здания запись в ЕГРН отсутствует, поднимите документы БТИ, договор купли-продажи, технический, ситуационный план. В них может оказаться информация, которая защитит от риска потерять недвижимое имущество. Кроме того, снос самостроя –расходы для владельца земельного участка, так как выполняется им самим или за его счет.

Департамент горимущества и правительство Москвы обратились в арбитражный суд столицы с иском к ООО «Фирма Икс». Ответчику на основании договора-купли продажи принадлежало здание, к которому он возвел пристрой. По мнению истцов, данный пристрой незаконный, нарушает технико-экономические параметры здания, и выдвинули следующие требования:

  • Признать пристрой в 500 кв.м. самовольным;
  • Обязать ответчика снести пристрой и благоустроить территорию;
  • Разрешить Департаменту горимущества снести пристрой самостоятельно в случае отказа ответчика.

Кроме того, заявители потребовали признать право собственности компании «Фирма Икс» на спорное здание незаконным.

История спора

В январе 2019 г. московская Госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости обследовала земельные участки. По ш. Энтузиастов было обнаружено нежилое здание, к которому незаконно был возведен пристрой. Объект принадлежит на праве собственности ООО «Фирма Икс» и имеет площадь 1 тыс. кв.м. В учетно-технических документах от 16.07.1995 по спорному адресу находилось здание площадью 500 кв.м. По словам заявителей, произошли следующие изменения:

  • Проведена незаконная реконструкция без разрешительной документации;
  • Площадь объекта увеличилась с 500 до 1 тыс. кв.м.;
  • Поменялись технико-экономические параметры объекта.

Кроме того, по словам истцов, земля была предоставлена в 2003 г. ООО «Фирма Икс» по договору аренды для размещения складов. Департамент горимущества в 2017 г. направил ответчику в целях досудебного урегулирования спора письмо с требованием снести незаконный пристрой. Требование выполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд.

О порядке досудебного разрешения спора

Досудебный порядок разрешения спорного вопроса является обязательным. Он предусмотрен ст. 4 АПК, ст. 132 ГПК, ст. 4 КАС РФ. Если его не соблюсти, суд не примет заявление истца к рассмотрению. Досудебное урегулирование не требуется в следующих случаях:

  • Если устанавливаются юридически значимые факты;
  • Возмещается нарушение права на судебное рассмотрение дела либо права на исполнение решения суда;
  • Рассматривается дело о банкротстве, корпоративный спор;
  • Защищаются интересы группы лиц;
  • Рассматриваются заявления госорганов, органов местного самоуправления в защиту общественных интересов.
Читать еще:  Акт сверки с разногласиями правила подготовки и образец

Если заявитель представляет в суд материалы без доказательства применения мер досудебного урегулирования, такое заявление суд возвращает или оставляет без рассмотрения.

Что такое самовольная постройка

По закону, самовольной постройкой считается объект недвижимости, который построен на земле, не предназначенной для целей строительства. Здание, возведенное без разрешения, также относится к этой категории. Однако, если собственник ЗУ не мог знать о таких ограничениях, то постройка не будет считаться самовольной.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ, гражданин или организация не могут оформить право собственности, совершать сделки с объектом самовольного строительства. При обращении в Росреестр или МФЦ зарегистрировать сделку можно получить только отказ. Более того, такое недвижимое имущество подлежит сносу. Другой вариант – его можно привести в соответствие с требованиями правил землепользования, градостроительного законодательства. Расходы в этом случае понесет собственник земли или лицо, во владении которого находится ЗУ. Одно условие – объект не должен представлять собой опасность.

Оформить право владения на самовольный объект строительства можно через суд. Этим правом может воспользоваться собственник участка, на котором стоит здание. Зарегистрировать право также может лицо, у которого земля находится в наследуемом владении или постоянном пользовании. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • В отношении ЗУ получено разрешение на возведение здания;
  • Построенный объект соответствует строительным нормам;
  • Постройка не создает опасные условия.

Для регистрации права собственности гражданин или юрлицо обязаны возместить расходы на строительство. Но регистрация возможна только в том случае, если объект приведен в соответствие со строительными, градостроительными нормами.

Когда местные органы власти могут потребовать снос

Администрации поселений, районов могут потребовать снести самовольную постройку в следующих случаях:

  • Объект стоит на земле, в отношении которой не получено право собственности;
  • Вид разрешенного использования земли не позволяет строить на нем здания;
  • Объект находится на территории с особыми условиями пользования;
  • На строительство здания не получено разрешение.

Срок сноса, в соответствии со ст. 222 ГК РФ, не может быть меньше 3 месяцев и не больше года. Для приведения здания в соответствие отводится не меньше полугода, но не больше 3 лет. Органы местного самоуправления не могут принимать решения о сносе зданий, которые не находятся в государственном либо муниципальном владении. Исключение составляют объекты, несущие угрозу безопасности граждан. Более того, администрации поселений, районов не могут вынуждать сносить самовольные постройки, если они внесены в ЕГРН и на них оформлено право собственности.

Разрешение на строительство: когда нужно

Чтобы выполнить реконструкцию здания, построить жилой или нежилой объект, необходимо получить разрешение. Документ выдает местный орган власти по месту нахождения ЗУ. Разрешение не нужно для строительства и реконструкции:

  • Гаража, если земля под ним не выделена для ведения предпринимательской деятельности;
  • Жилого либо садового дома, хозпостроек на дачном участке;
  • Объектов ИЖС;
  • Построек, которые не являются объектами капстроительства.

Также не требуется разрешение на реконструкцию зданий, если она не затрагивает несущих, ответственных элементов.

Суд на стороне ответчика

Обращение органа власти в суд не означает, что дело будет выиграно непременно им только потому что, это госорган. Нередко представленные материалы требуют углубленного изучения, привлечения сторонних специалистов и проведения экспертиз. В данном случае суд назначил экспертизу, чтобы узнать, угрожает или нет пристрой жизни и здоровью людей. В результате было установлено, что объект никому не мешает. Более того, на спорном участке не обнаружены следы реконструкции.

Истцы в заявлении настаивают, что пристрой нужно снести, так как участок не выделялся под строительство. Однако здание было выкуплено ответчиком в 1996 г. у АО «МЭЗ» по договору купли-продажи. К нему имеется приложение – ситуационный план. Из него видно, что объект имеет навес, который поставлен на фундамент. Его площадь не была учтена при инвентаризации и не включена в общую площадь объекта. ООО «Фирма Икс» со временем возвела стены на имевшемся фундаменте, соорудило кровлю. В 2014 г. при очередной инвентаризации БТИ площадь данного помещения включило в общую площадь объекта. Так как документы сторон содержат противоречивую информацию, суд назначил строительную экспертизу. В ходе нее специалистами были изучены строительно-технические документы по спорному зданию. Эксперты выезжали по адресу объекта для сверки документов с фактическими параметрами постройки. Было установлено следующее:

  • Несущие элементы пристроя существовали до возведения ограждающих конструкций. Навес закреплен к колоннам, которые установлены на фундамент. В последующем колонны соединены между собой наружными стенами и внутренними перегородками;
  • Фундамент, перекрытия были построены вместе с основным зданием. По документам, на момент строительства не было только наружных и внутренних стен. Их появление в ходе реконструкции не повлияло на характеристики несущих конструкций;
  • Площадь основания здания, его периметр не изменились. При строительстве фундамент здания занимал 1 тыс. кв.м.;
  • Имеющееся здание площадью 1 тыс. кв.м. не является новым, и его фактическая площадь не менялась. До инвентаризации БТИ в общую площадь объекта были включены только те помещения, которые имели несущие стены и внутренние перегородки;
  • Новые несущие элементы не возводились. Стены, появившиеся входе реконструкции, прикреплены к имевшимся колоннам навеса.

Суд пришел к выводу, что по факту никакой реконструкции здания ООО «Фирма Икс» не выполняла. Технико-экономические параметры объекта не изменились. Он не представляет собой опасности для людей, окружающей среды. Таким образом, истцам было отказано в удовлетворении их заявления.

От признания постройки или пристроя самовольными защитят правоустанавливающие, строительно-технические документы. Для законного возведения нового объекта необходимо получить разрешительную документацию на строительство и ввод. Если здание старое и не поставлено на учет в Росреестре, помогут получить право собственности документы от органов БТИ, кадастрового инженера, получение техпаспорта и регистрация в ЕГРН.

Как обязать собственника участка снести сгоревший дом?

На территории СНТ есть участок, на котором уже больше трех лет стоит сгоревший дом, что сильно портит вид в СНТ. Может ли общее собрание СНТ обязать собственника участка (не члена СНТ) снести эти развалины? Или принять решение о сносе за счет СНТ и взыскать затраты на снос с собственника? Можно ли заставить власти изъять у собственника этот участок и снести дом? Куда нужно обращаться и какие документы представлять?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации;
  2. Земельный Кодекс Российской Федерации;
  3. Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации;
  4. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 N 66-ФЗ;
  5. Закон Московской области № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области»;
  6. Закон Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ (ред. от 21.02.2018) «О регулировании земельных отношений в Московской области»;
  7. Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»;
  8. Решение Волоколамского городского суда Московской области от 23 сентября 2015 г. по делу № 2-805/2015;
  9. Решение Рузского районного суда Московской области от 31 марта 2015 г. по делу № 2-403/2015.

Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:

Полномочия СНТ по принятию мер к собственникам заброшенных земельных участков ограничены действующим законодательством. Если собственник земельного участка, на котором расположен сгоревший жилой дом, к тому же не является членом СНТ, то ни обязать собственника привести участок в надлежащий вид, ни своими силами принять соответствующие меры по сносу остатков сгоревшего строения, СНТ не вправе. Конечно, правление СНТ может на общем собрании зафиксировать протоколом нарушения законодательства и самостоятельно вынести требование об их устранении, но насколько такое требование будет обязательно к исполнению садоводом-индивидуалом, зависит от формулировок Устава СНТ и условий Договора индивидуального садоводства между СНТ и собственником. С другой стороны, в дальнейшем это может расцениваться как заблаговременное предупреждение собственника о допущенных нарушениях земельного законодательства.

Читать еще:  Как блеснуть на собеседовании по телефону или в Skype

Эффективнее будет обратиться в органы государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля с просьбой о вынесении соответствующего предписания.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальными органами.

Поскольку сфера последних двух ограничена Федеральным Законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, обращение в Россельхознадзор и Росприроднадзор не принесет ожидаемого результата. Обращаться нужно в Росреестр. На данную службу возложена обязанность контроля использования в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества.

Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляют органы местного самоуправления: органы самоуправления городского округа – в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений; органы городских поселений — в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений; органы муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Таким образом, для начала необходимо инициировать обращение о проведении проверки и вынесении предписания о приведении земельного участка в соответствие с целевым назначением в органы местного самоуправления и Росреестр.

В обращении необходимо описать сложившуюся ситуацию и, желательно, приложить фотографии участка. Правление СНТ дополнительно может составить акт о состоянии участка и приложить его к официальному обращению.

Согласно ст. 47 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», садовод, огородник или дачник может быть подвергнут административному взысканию в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или законодательства о пожарной безопасности, совершенное в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

На основании распоряжения администрации муниципального района Московской области о проведении внеплановой выездной проверки физического лица, отделом муниципального земельного контроля управления земельно-имущественного комплекса администрации муниципального района проводится внеплановая выездная проверка.

Если в ходе проведения указанной проверки выявлены нарушения требований земельного законодательства, составляется акт проверки и выдается предписание об устранении выявленного нарушения.

Материалы проведенной проверки направляются в территориальный отдел Управления Росреестра по Московской области, по результатам рассмотрения которых, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.

Сотрудник Росреестра – государственный инспектор по использованию и охране земель составляет протокол об административном правонарушении и передает его на рассмотрение уполномоченному должностному лицу Росреестра.

Ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена ст. 8.8 КоАП РФ: наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей.

Также ст. 8.8 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению: наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Собственники соседних земельных участков не лишены права обращения в суд с требованием об обязании собственника земельного участка вывезти строительный и бытовой мусор, оставшийся после пожара садового дома (Решение Волоколамского городского суда Московской области от 23 сентября 2015 г. по делу № 2-805/2015). Для удовлетворения такого иска собственники должны доказать факт нарушения своих прав. Например, наличие или угроза вреда здоровью истца, ухудшение потребительских качеств (плодородия) земельного участка истца, а, возможно, и снижение стоимости участка истца. Полагаю, что к исковому заявлению необходимо прикладывать соответствующее заключение специалиста.

Если рассматривать вопрос о прекращении права собственности на земельный участок, то в соответствии со ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

При этом согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.

В силу ст. 285 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Для этого необходимо будет доказать, что собственник земельного участка длительное время не использует его по целевому назначению, а это приводит к запущенности земельного участка, ухудшению свойств почвы и возникновению пожароопасной ситуации.

Инициировать процедуру изъятия может орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления по материалам надзорных органов, при условии обязательного заблаговременного предупреждения собственника о допущенных нарушениях земельного законодательства. Установлен двухмесячный срок со дня поступления материалов привлечения к административной ответственности уполномоченными органами исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, для направления в суд заявления об изъятии земли и реализации участка с торгов.

Согласно ст. 286 ГК РФ, а также ст.ст. 44, 54 ЗК РФ, принятие решения об изъятии земельного участка в случаях их ненадлежащего использования принимается уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления, в связи с чем, данный вопрос в компетенцию органов управления садоводческого общества не входит. Следовательно, при самостоятельном обращении СНТ в судебную инстанцию, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (Решение Рузского районного суда Московской области от 31 марта 2015 г. по делу № 2-403/2015).

Резюме:

Чтобы заставить собственника привести земельный участок в соответствие с целевым назначением, СНТ необходимо обратиться в органы местного самоуправления и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) о вынесении предписания, обязывающего устранить допущенные нарушения. Предписание выдается на определенный срок. По истечении этого срока проверке подлежит его исполнение. В случае, если гражданин, не приступил к использованию земельного участка или не привел в соответствие разрешенное использование земельного участка, можно инициировать процедуру изъятия.

С требованием об устранении нарушений в использовании участка могут также обратиться собственники смежных земель при условии, что ненадлежащее использование участка нарушает их права.

Полезная консультация? Поделитесь в соцсетях!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector