Возмещение ущерба при попадании автомобиля в дорожную яму
Как возместить ущерб, если автомобиль попал в дорожную яму?
Каждый российский автолюбитель может столкнуться с ситуацией, когда автомобиль, попав в яму или иное повреждение дорожного полотна, получит повреждения, ремонт которых влетает в копеечку.
Яма – лишь один из видов повреждений дорожного полотна. Независимо от того, из-за какого вида повреждений дорожного полотна вашему автомобилю был причинен ущерб, этот ущерб вы можете возместить.
Возместить ущерб можно, только если дорожное покрытие не соответствовало ГОСТу.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и тому подобного не должны превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).
Следует также учитывать, что причиной повреждения автомобиля может быть не только повреждение дорожного покрытия, но и открытый люк смотрового колодца или открытый дождеприемник, а также их возвышение или просадка относительно уровня асфальта (п. п. 3.1.10, 3.1.11 ГОСТ 50597-93). Кроме того, причиной ущерба могут стать установленные не по ГОСТу трамвайные рельсы, бордюры, настилы на железнодорожных переездах и пр.
На устранение повреждений дорожного покрытия отводится определенное время, поэтому факт наличия на дороге, например, ямы не говорит о вине эксплуатирующей организации (п. 3.1.1 ГОСТ 50597-93).
Однако местное законодательство обычно обязывает эксплуатирующие организации принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций. Так, например, в Москве в местах аварийных провалов, просадок и разрушений дорожного покрытия, провалившихся или не имеющих крышки люков смотровых колодцев подземных коммуникаций или дождеприемников ливнесточных колодцев на время до их устранения или восстановления должны быть выставлены ограждения и предупреждающие знаки (п. 4.5 Требований).
Если вашему автомобилю причинен ущерб из-за повреждений дорожного полотна, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Оформите ДТП
Рассмотрим ситуацию, при которой в результате ДТП пострадало только имущество. Примечание. Если в результате попадания в дорожную яму имеются пострадавшие, то первичные действия при ДТП будут иными (п. 2.6 ПДД).
Так, для оформления ДТП вам необходимо следовать требованиям ПДД (п. п. 2.3.4, 2.5, 2.6.1, 7.2 ПДД):
– включите аварийную световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки;
– освободите проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортного средства по отношению к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Если ДТП произошло вне населенного пункта в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, водитель при нахождении на проезжей части или обочине должен быть одет в куртку или жилет со световозвращающими полосами;
– запишите фамилии и адреса очевидцев (если имеются);
– сообщите о случившемся в ГИБДД и получите информацию о месте оформления ДТП.
Сотрудники ГИБДД попросят вас составить письменное объяснение относительно обстоятельств происшествия, в котором необходимо указать, в частности, на наличие повреждений дорожного покрытия.
Затем инспектор ГИБДД составит схему ДТП и отразит в ней:
– место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
– ограждения, островки безопасности, строения (при их наличии);
– положение транспортного средства после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков, осыпи грязи с автомобиля и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги. Размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина) должны быть указаны в схеме ДТП. Если вы не согласны со схемой ДТП, то при ее подписании укажите свои возражения.
Если размер ямы, ставшей причиной повреждения автомобиля, превышает предельно допустимые размеры, предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, вы вправе потребовать от инспектора ГИБДД привлечь виновника к ответственности, чтобы впоследствии обратиться к нему за компенсацией причиненного ущерба. В данном случае виновником будет лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог, поскольку именно оно обязано обеспечивать соответствие состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам (п. 2 ст. 12 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Для этого вам необходимо подать соответствующее заявление на месте оформления ДТП.
После этого инспектор примет решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в возбуждении (п. п. 169 – 172 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664).
После рассмотрения дела об административном правонарушении получите в ГИБДД документы.
Если инспектор ГИБДД вынесет определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, указав в нем, что вы нарушили п. 10.1 ПДД, вы вправе обжаловать такое определение в суд, если уверены, что ПДД не нарушали и не могли предотвратить ДТП, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При обжаловании определения, возможно, потребуется проведение экспертизы.
Шаг 2. Оцените ущерб
Обратитесь в экспертную организацию для оценки причиненного вашему автомобилю ущерба в результате ДТП. Согласуйте с экспертом дату и время осмотра поврежденного автомобиля и направьте виновнику телеграмму с приглашением на осмотр и указанием даты, времени и места осмотра автомобиля. Если виновник не явится, эксперт может осмотреть автомобиль без его участия.
Шаг 3. Получите возмещение ущерба
После получения заключения независимого эксперта предъявите претензию к организации, обслуживающей участок дороги с ямой, с требованием возместить причиненный в результате ДТП ущерб. К претензии приложите документы, полученные в ГИБДД, и заключение независимой экспертизы.
Если виновник отказывается добровольно удовлетворять требование о возмещении ущерба, обратитесь с исковым заявлением в суд по месту нахождения дорожной службы.
Примечание. Приведенный алгоритм актуален только в случае, если ваш автомобиль не застрахован по каско или если причинение ущерба в результате повреждения дорожного покрытия не входит в страховые случаи.
Что делать, если повредил колеса при попадании в яму на дороге?
Главная » ДТП » Оформление ДТП » Что делать, если повредил колеса при попадании в яму на дороге?
Несовершенство наших дорог стало поражать своим постоянством. Причиной этому являются не только погодные перипетии, но и, вероятно, несоблюдение процесса, предусмотренного для укладывания и ремонта асфальта.
Разберемся в том, кому приходится компенсировать вред, нанесенный попаданием машины в яму на дорожном полотне, куда следует обратиться для взыскания средств за проведение ремонта от поврежденных колес или сломанной подвески.
Является ли ДТП попадание в яму на дороге
Значение понятия дорожно-транспортного происшествия изложено в пункте 1.2 ПДД и выглядит следующим образом:
«ДТП – это событие, которое возникает во время перемещения автомобиля по полосе дороги или при его участии, в результате которого погибли или получили ранения люди, нанесен ущерб другим участникам дорожного движения, сооружениям, грузам или причинен иной ущерб материального характера».
Учитывая то, что исследуется ситуация, когда автомобилю нанесен ущерб (погнут диск колеса, нанесены повреждения покрышкам, сломана подвеска), то случаи, когда автомобиль попадает в яму, являются на сто процентов авариями. Новшества в правилах оформления ДТП мы не так давно освещали, однако ситуации с ДТП по причине дефекта покрытий дороги особенные.
Прежде всего тем, что в такой ситуации отсутствует второй участник аварии, невозможно ограничиться оформлением европротокола без привлечения ГИБДД.
Представителю патрульной службы на месте происшествия придется замерить размеры глубины, ширины и длины ямы. В том случае, если хотя бы один из показателей превышает допустимые параметры ямы, вина за аварийную ситуацию будет возложена на дорожную службу или местные органы власти.
Давайте быстро вспомним действия водителя при возникновении аварии: незамедлительно сделать остановку автомобиля, включить аварийную систему и выставить соответствующий знак аварийной ситуации. Не трогать имеющие отношение к аварии предметы.
При заграждении автомобилем движения другим машинам, водитель фиксирует с помощью фото и видеосъемки место аварии с привязкой к соседствующим объектам, после чего незамедлительно освобождает место проезжей части. И только после этого нужно приступить к поиску свидетелей и позвонить в ГИБДД.
Сбор доказательств для суда при попадании в яму на дороге
Учитывая тот факт, что каждый адекватный водитель будет стараться получить компенсацию за причиненный ущерб от бездействия дорожной службы или местных органов власти по ликвидации дефектов дороги, ему следует собрать основательную базу с доказательствами для обращения в судебную инстанцию.
Проблема в том, что с целью уменьшения уровня коррупции (а именно: недопущения откатов за фиктивные ДТП с ущербом) государственные органы без решения суда не оплатят компенсацию. И если вы повредили транспортное средство при попадании в яму – следует приготовиться к судебной тяжбе. И это не настолько плохо, поскольку закон с вами, важно только собрать полный пакет документации для разбирательства в суде.
Как упоминалось ранее, без участия представителей патрульной службы при возникновении аварийной ситуации, без замедления следует набрать номер дежурной части ГИБДД и зафиксировать случай происшествия.
По мобильному телефону необходимо набрать номер 112 и попросить соединения с ГИБДД, звонок в этом случае будет бесплатным.
Учитывая тот факт, что представители патрульной службы не прибудут на место аварии незамедлительно, у водителя есть время чтобы записать показания свидетелей аварии.
Через некоторое время свидетели покинут место происшествия, поэтому их необходимо отыскать сразу после ДТП, взяв их контактные данные.
Не будут лишними и фотографии места происшествия в различных вариантах и ракурсах. На съемочных кадрах должна быть зафиксирована яма и повреждения транспортного средства.
После прибытия на место происшествия прибыли представители ГИБДД, следует проследить за процедурой оформления протокола.
Важно указать наличие на дороге ямы и ее размеры.
Именно параметры ямы являются основным аргументом при судебном разбирательстве. Особое внимание необходимо уделить отсутствию поставленных ограждений и опознавательных знаков.
Что делать, если повредили машину на стоянке во дворе?
Что делать, если уехал с места ДТП, не поняв, что это было ДТП, читайте тут.
Для чего мы постоянно указываем на размеры ямы? Это связано с тем, что параметры выбоин на дороге, которые являются допустимыми, утверждены пунктом 3.1 ГОСТа Р 50597-93 в разделе, где зафиксированы требования к эксплуатации автомобильных дорог и улиц, к их возможному состоянию по условиям, необходимым для обеспечения безопасного движения на трассах:
3.1. Покрытие проезжей части дорожного полотна.
3.1.2. Граничные размеры отдельных просадок, выбоин и так далее не могут превышать по длине пятнадцати сантиметров, по ширине – шестидесяти сантиметров и по глубине – пяти сантиметров.
Исходя из вышеизложенного, большая часть ям на дорогах нашей страны превышают указанные параметры, и, следовательно, выиграть судебный процесс будет нетрудно.
На кого подавать в суд, если попал в яму на дороге
Водителю предстоит судебная тяжба с организацией, которая несет ответственность за состояние конкретного участка дороги. Получить информацию об ответчике можно у представителя дорожной патрульной службы, который будет оформлять происшествие.
Организация должна понести наказание за ненадлежащее состояние полотна дороги согласно статьи 12.34 КоАП России.
Данной статьей предусмотрено, что нарушение требований по обеспечению безопасности движения на дорогах в период проведения ремонтных работ и содержания дорог, переездов для железнодорожного транспорта, а также неприменение мер по своевременной ликвидации помех при дорожном движении, запретов или ограничению движения на определенных участках дорог, если использование таких дорог может повлечь угрозу безопасного функционирования движения предполагает наказание.
За данные нарушения предусмотрено возложение на ответственных лиц организаций административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей, а на юридических лиц – триста тысяч рублей.
Однако потерпевшему в аварии совсем не столь важно, будет ли возложена на лиц дорожной организации ответственность. Водителю главное установить реквизиты этой организации для обращения с иском в суд.
В том случае, если представитель ГИБДД не предоставит необходимую информацию, следует обратиться в органы власти того района, где произошла авария или в отдел патрульной полиции по организации движения на дорогах.
Кроме того, важно не забыть получить в управлении ГИБДД по рассмотрению аварий справку о происшествии. Также следует забрать в полиции копию составленного протокола на должностное лицо того учреждения, которое ответственно за обслуживание этой полосы дороги.
Важно быть предельно внимательными, часто представители патрульной службы усматривают в поведении водителя, угодившего в яму, нарушение положений пункта 10.1 ПДД РФ – необходимость принимать во внимание обстановку на дороге при выборе скоростного движения. Такое развитие событий для водителя нежелательно, поэтому такое решение необходимо обжаловать и добиться его отмены.
Согласно пункту 2 статьи 1082 ГК РФ сумма компенсации становится меньше, соответственно и выплата уменьшится.
В статье 1082 установлено, что если по грубой неосторожности непосредственного потерпевшего возник или увеличился ущерб, ссылаясь на вину пострадавшего и причинившего вред, сумма компенсации уменьшается.
Проведение независимой экспертизы для подачи документов в суд
После того, как установлен ответчик, следует перейти к определению ущерба. Для этого необходимо провести независимую экспертизу. К счастью, таких экспертов достаточно.
Следует отметить, что в обязательном порядке для проведения данной экспертизы следует в письменной форме оповестить представителя ответчика.
Для подтверждения факта доставки, ответчику извещения важно отправить заказное письмо с уведомлением. В данной ситуации присутствие ответчика не обязательно, а вот уведомить его о времени и месте проведения экспертизы – достаточно важное действие.
Добровольное возмещение ущерба от попадания в яму на дороге
Для соблюдения процедуры следует направить ответчику требование о добровольной компенсации нанесенного вреда. Его также посылают по почте заказным письмом с имеющимися копиями дела.
Как указано выше, юридические лица в редких случаях выплачивают компенсацию без решения суда, однако это даже неплохо. Получив на руки положительное решение суда, водитель возместит и затраты на осуществление независимой экспертизы, и услуги представителя в судебном заседании.
Взыскание стоимости ремонта через суд
В том случае, если ответственная за состояние дорожного полотна организация отказалась в добровольном порядке возместить вред в досудебном порядке, следует подавать иск в суд. Для этого необходимо будет оплатить госпошлину, предусмотренную налоговым законодательством России.
Сбор составляет четыреста рублей и больше, исходя из вреда, нанесенного аварией. После рассмотрения дела сумма пошлины взыскивается с виновного участника происшествия.
Секретарь определит дату и время проведения заседания и поставит в известность ответчика. Водитель сам принимает решение, есть ли необходимость в представительстве (то есть, нужен ли адвокат для представления его интересов в суде).
Следует принимать во внимание, что если автомобиль застрахован по КАСКО, получение компенсации от страховщика возможно только при наличии аварии из ГИБДД или без нее, исходя из условий соглашения.
Гидроудар двигателя
Гидроудар двигателя признается страховым случаем по КАСКО.
Гидроудар – это удар поршня о сжатую в цилиндре двигателя жидкость (бензин, охлаждающую жидкость, масло воду), попавшую в него нештатно в количестве, превышающем объем камеры сгорания.
Суд при разрешении требований страхователя верно сослался на положения ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяющей понятие такого основания для страховой выплаты как дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором причинен материальный ущерб, что и имело место (автомобиль находился в движении по дороге и в сложившейся дорожной обстановке ему был причинен ущерб).
Проанализировав представленные доказательства, суд признает их допустимыми и приходит к выводу, что попадание воды в двигатель было вызвано природным явлением — ливнем, а не возникло вследствие виновных действий водителя, поскольку постепенное затопление автомобиля водой происходило в момент его стоянки на автодороге. Допустимых доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Тот факт, что ущерб транспортному средству был причинен в результате дорожно-транспортного происшествия — т.е. события, возникшего в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором повреждены транспортные средства. (п. 1.2.ПДД), подтверждается материалами административного дела, показаниями инспектора ГИБДД., в связи с чем Правила страхования в данном случае не применимы и данное событие ДТП является страховым случаем.
Суд пришёл к правильному выводу, что материалами дела подтверждается тот факт, что автомобиль, принадлежащий страховщику совершил наезд на неподвижный предмет, препятствие -лужу, а соответственно произошедшее событие является страховым случаем.
В соответствии с п.1.2 ПДД РФ «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором…повреждены транспортные средства… либо причинен иной материальный ущерб. Согласно Приложению 6 к Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел о Перечне видов дорожно-транспортных происшествий и их определении, к ДТП относятся не только те конкретные виды ДТП, которые указаны в Перечне, но иной вид ДТП как происшествия, не относящиеся к перечисленным в Перечне видам. То есть указанный Перечень видов ДТП не является исчерпывающим.
Суд посчитал, что умысел либо грубая неосторожность в действиях страхователя отсутствовали: ДТП произошло на дороге общего пользования; страхователь двигался в плотном потоке машин с небольшой скоростью; изначально глубина лужи позволяла ее преодолеть, с учетом технических характеристик автомобиля; попадание воды из лужи в воздухозаборные патрубки, а затем – в двигатель автомобиля – произошло вследствие резкого пребывания воды, с учетом рельефа местности на месте ДТП и не своевременного стока поверхностных вод в дождеприемные решетки, а также создания «волны» встречным транспортом.
Гидроудар – это удар поршня о сжатую в цилиндре двигателя жидкость (бензин, охлаждающую жидкость, масло воду), попавшую в него нештатно в количестве, превышающем объем камеры сгорания. Не квалифицированный водитель может и не обнаружить произошедший гидроудар, поскольку двигатель способен продолжать свою работу еще какое-то время без явных признаков неисправности. Следовательно, умысел на эксплуатацию технически не исправного ТС у страхователя отсутствовал, нарушений Правил страхования в ее действиях не усматривается.
Вины страхователя при проезде через лужу суд не усматривает, поскольку ДТП произошло во время сильного дождя, автомобиль истца двигался на малой скорости, лужа занимала всю ширину проезжей части, по которой двигался автомобиль истца, что зафиксировано в административном материале. Возможности объехать указанное препятствие у истца не имелось.
В сложных метеоусловиях, вызванных паводковыми водами, в результате чего река вышла из берегов, истец, двигаясь на принадлежащем ему автомобиле в сторону гаража, неожиданно увидел большую лужу, какие-либо ограждения, предупреждения дорожных служб отсутствовали. Согласно Правил страхования, страховыми случаями по риску «КАСКО» являются: случайное механическое повреждение (уничтожение) или утрата ТС и/или его частей, а также дополнительного оборудования в результате: … в том числе стихийных природных бедствий (землетрясения, наводнения, урагана, града, удара молнии).
В результате проезда протоки, пересекающей эту дорогу, автомобиль был затоплен. Повреждение автомобиля произошла в результате дорожно-транспортного происшествия, что является страховым случаем п. 1 ст. 18 и ст. 20 Правил.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающий среды» опасные гидрологические явления, это высокие уровни воды (наводнения, половодья, дождевые паводки).
Суд учитывает, что при обстоятельствах, на которые указывает истица, она имела возможность правильно оценить дорожную ситуацию, в том числе примерную глубину разлива воды, могла предвидеть возможные негативные последствия, осознавая неприспособленность своего автомобиля для преодоления водных преград, но, тем не менее, приняла решение продолжить движение вперед при наличии технической возможности разворота и объезда данной водной преграды.
В результате ливневых дождей при движении автомобиля произошло попадание воды в полость камеры сгорания через систему питания двигателя воздухом, что привело к поломке двигателя (гидроудар).
. Анализ данной нормы права позволяет квалифицировать в качестве ДТП не только столкновения двух или более ТС, но и иные события возникающее в процессе движения по дороге ТС и с его участием, при котором в т.ч. повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Гидроудар двигателя автомобиля вследствие дорожно-транспортного происшествия имевшего место хх.хх.хх года в связи с попаданием автомобиля в яму, указанную на схеме ДТП возможен. Повреждение переднего левого крыла автомобиля вероятнее всего является следствием указанного ДТП.
Истец двигался в плотном потоке автомобилей, волной от проходивших навстречу автомобилей «захлестнуло» принадлежащий ему автомобиль, при этом истец не имел возможности избежать нахождения на автодороге под ливневым дождем.
Попадание воды в двигатель носило случайный характер и не возникло вследствие виновных действий водителя автомобиля, двигавшегося в нарушение правил эксплуатации автомобиля по дороге с высоким уровнем воды, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Истец,управляя а/м, заехал в лужу, в результате чего его автомобиль заглох, получил механические повреждения от попадания воды в двигатель.Повреждения двигателя автомобиля истца образовались в результате попадания воды через воздухозаборник в цилиндры ДВС с образованием гидроудара, приведшим к повреждению блока ДВС.
Застрахованный автомобиль под управлением истца в районе ..адрес.. на проезжей части, которая была залита водой, попал колесами в дорожную яму и в результате этого автомобиль получил технические повреждения.
Страховщик на основании заявления о наступлении страхового случая произвел выплату страхового возмещения за повреждения бампера и настила пола салона автомобиля в сумме ..данные изъяты.. рублей. В выплате страхового возмещения за повреждения двигателя было отказано со ссылкой на п. 2.3.4 Правил страхования, согласно которому повреждения работающего двигателя, возникшие вследствие попадания в него воды (гидроудара), не являются страховым случаем.
Поскольку судом установлено, что автомобиль истца получил повреждение в результате гидроудара, произошедшего не по вине собственника, а в результате необычного для г. Тольятти стихийного явления природы – ливневых дождей, в период действия договора добровольного страхования, то судом сделан верный вывод, что данное повреждение входит в застрахованный риск «УЩЕРБ».
Проезжая брод не учла дорожные и метеорологические условия, скорость движения ТС, допустила съезд в яму залитую водой. В результате чего ТС было наполнено водой, чем нарушила п.п.10.1 ПДД РФ.В данном случае Законом не предусмотрено освобождение страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая при причинении ущерба ТС в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего вследствие грубой неосторожности страхователя.
В результате наезда на лужу получила механические повреждения: гидроудар двигателя автомобиля. В данном случае материалами дела подтверждается тот факт, что а/м, принадлежащий истице совершил наезд на неподвижный предмет, препятствие — лужу, а соответственно произошедшее событие является страховым случаем.
Суд приходит к выводу, что выход из строя двигателя находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП, так как именно от столкновения с а/м , автомобиль истца съехал в кювет, в результате чего и произошел гидроудар.
Гидроудар был вызван необычным природным явлением – выпадением осадков сверх нормы, а не возник вследствие умышленных действий истца, данное событие является страховым случаем и причиненные в результате данного события повреждения подлежат возмещению в полном объеме. Соответственно страховая компания обязана осуществить страховую выплату.
В результате попадания в двигатель дождевой воды, скопившейся на территории проезжей части из-за сильного ливневого дождя, а также создававшейся «волны» от транспорта, проходящего по данному участку дороги, указанный автомобиль через воздушные впускные шланги получил технические повреждения двигателя — «гидроудар».
Таким образом, сам по себе гидроудар есть событие, имевшее место в рассматриваемом споре и не являющееся страховым случаем. Такое событие является не только специальным по отношению к строительным работам и наезду как страховым случаям, но скорее явилось следствием последних, которые как фактические обстоятельства косвенно (равно как и действия самого истца) способствовали наступлению события, правомерно расцененного не как страховой случай ввиду его исключения из числа таковых условиями договора.
Повреждение автомобиля в результате наезда на водное препятствие и попадание воды через воздухозаборник в моторный отсек при движении автомашины по реке является эксплуатационным, в связи с чем, не входит в понятие дорожно-транспортного происшествия применительно к условиям заключенного договора страхования и действующим правовым нормам, и не относится к страховому случаю, то оснований для взыскания с ответчика страхового возмещения не имеется.
В указанном случае, страховой случай не наступил, так как указанный риск не был застрахован, и в рассматриваемом случае речь идет не об освобождении страховщика от страхового возмещения в силу условий, определенных законом, а об отсутствии страхового случая.
Суд первой инстанции правильно указал, что повреждения, за ремонт которых страховая компания произвела оплату СТОА, и повреждения двигателя являются следствием одного и того же ДТП, а не следствием неправильной эксплуатации истцом ТС, следовательно страховой компанией необоснованно отказано в выплате страхового возмещения в размере.
Причиной возникновения неисправности автомобиля является гидроудар в результате попадания воды в цилиндры двигателя через воздухозаборник системы подачи воздуха. Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено суду доказательств получения автомобилем повреждений при ДТП, оформленном в соответствии с вышеизложенными требованиями закона надлежащим образом.
В результате получения автомобилем гидроудара от волны, созданной автомобилем, двигавшимся по встречной полосе, автомобилю истца причинены механические повреждения. Ответчик отказал истцу в выплате страхового возмещения, посчитав неподтвержденным наступление страхового случая, предусмотренного договором страхования.
Гидроудар двигателя автомобиля, в данном случае, являлся следствием неправильной эксплуатации автомобиля, без учета его технических особенностей, дорожных условий и интенсивности движения.
Возмещение ущерба вследствие вины дорожных служб
К сожалению, в нашей стране практически не найдется ни один водитель, который бы ни разу не вспомнил «добрым словом» сотрудников дорожных служб. Решить эту проблему на уровне отдельного пострадавшего из-за состояния дороги владельца автомобиля сложно, но если не бороться с этим явлением, ни к чему хорошему это не приведет. Виновник должен ответить за нарушения.
Причинами образовавшихся дорожных ям, ухабов и аварийного состояния дорог могут служить нарушения технологического процесса при их строительстве, использование материалов ненадлежащего качества и не отвечающих установленным нормам и стандартам, сложные погодные условия, особенности рельефа местности, а также другие негативные факторы. В любом случае, из-за плохой дороги, ям и провалов по вине дорожных служб страдают владельцы автомобилей. Как показывает статистика, неудовлетворительное качество дороги является причиной 15–20 % всех ДТП. Плохое состояние дорожного покрытия существенно увеличивает риск аварийности, приводит к вынужденному посещению шиномонтажных мастерских для ремонта легкосплавных дисков, в особенности большого радиуса, внеплановым поездкам на СТО, чтобы перебрать подвеску и ходовую часть автомобиля, а также другим непредвиденным расходам.
Каким образом водителю защитить свои права, если ДТП случилось в связи с плохим дорожным покрытием?
Как правильно на месте ДТП зафиксировать состояние дороги, чтобы выйти с иском в суд с требованием о возмещении причиненного ущерба?
Ответственность за плохое состояние дорожного покрытия
Если автомобилю нанесен ущерб из-за плохой дороги, дорожных ям или провалов по вине дорожно-эксплуатационных служб, владелец авто имеет право взыскать компенсацию ущерба с государства. Водитель может проколоть колесо, наехав на выбоину, вылететь в кювет из-за неубранных снежных куч или предупреждающих ограждений. В этих и подобных случаях по вине дорожных служб согласно законодательству РФ причиненный вред должен возмещаться водителю этими службами в полном объеме. Эта ответственность касается также различных организаций, работающих на дороге или рядом с дорогой, включая сотрудников ГИБДД.
Нормативная база и фиксация следов ДТП
Одним из главных условий взыскания компенсации ущерба из-за плохой дороги будет грамотный подход к этому вопросу.
Согласно законодательству ответственность за состояние и повреждения проезжей части дороги несут должностные лица дорожно-эксплуатационных организаций, осуществляющих ремонт или реконструкцию определенных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам.
В гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» законодателем указаны нормы, в соответствии с которыми каждый владелец автотранспортного средства (налогоплательщик) обязан уплачивать транспортный налог. Денежные средства, полученные как оплата налога, направляются далее на строительство, содержание, ремонт, а также реконструкцию дорог. Таким образом, если автовладелец обязан уплатить транспортный налог, то он имеет право на должное обеспечение состояния дорог которыми он пользуется.
Ст. 28 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» определяет ответственность дорожных служб за ДТП, вызванные некачественным ремонтом или реконструкцией дороги: «Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог».
Требования к состоянию дорог определены ГОСТ Р 50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». ГОСТом предусмотрено, что дорога должна быть обозначена соответствующими дорожными знаками, в условиях плохой видимости – дополнительно сигнальными огнями. Глубина дорожных ям не должна превышать 5 см, ширина – 60 см, длина – 15 см. Все остальные неровности, впадины и т.п. должны быть отмечены дорожными знаками или светоотражающими заграждениями.
ГОСТом 50597–93 также установлены сроки устранения ям и трещин: от 5 до 10 суток. На федеральных скоростных трассах этот срок составляет не более 5 суток.
Любое из отклонений от требований законодательства является поводом для того, чтобы привлечь дорожные службы к юридической ответственности.
После попадания автомобиля в яму (открытый люк), столкновения с препятствием вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей дорожными службами, необходимо незамедлительно вызывать ГИБДД для фиксации места ДТП с использованием технических средств, проведением фото и видео съемки, установлением свидетелей и очевидцев ДТП и их опросом, а также составлением процессуальных документов.
Поведение водителя на месте ДТП
От действий водителя в момент подобного ДТП во многом зависит возможность компенсировать ущерб. Прежде всего, следует очень серьезно отнестись к следующим моментам:
- Сразу же обратить внимание сотрудника ГИБДД на плохое состояние дороги, указав при этом причину, по которой автомобиль получил повреждения. В протоколе осмотра места происшествия должны быть указаны все детали, которые спровоцировали ДТП: описание состояния дорожного полотна, имеющихся повреждений автомобиля, а также факт отсутствия предупреждающих дорожных знаков и ограждений. Содержание протокола необходимо изучить внимательно, поскольку существует риск отражения в нем иной дорожной обстановки, отличной от фактической.
- Если указанное действие не угрожает жизни или здоровью автовладельцам, пассажирам, иным участникам движения, необходимо обеспечить сохранность следов ДТП, не перемещать автомобиль, сохранив все доказательства ДТП до момента фиксации данных. Необходимо определить размеры ямы, куда угодил автомобиль. Указанные характеристики, размеры как раз и будут служить дальнейшим основанием несоответствия ГОСТу и следовательно несоблюдение стандарта станет основанием для признания вины дорожно-эксплуатационной организации, которая ответственна за обслуживания определенного участка дороги.Важным фактором является самостоятельная фиксация следов ДТП, проведение осмотра места ДТП, при этом необходимо сфотографировать или снять на видео с указанием даты и времени съемки все указанные нарушения (размеры ям, форму, расположение и пр.). Съемка должна производиться таким образом, чтобы на фото (видео) был виден конкретный участок дороги, где произошла авария, опознавательные знаки этого участка дороги: осуществить привязку к определенному стационарному объекту к углу дома, зданию, столбу, с указанием точного адреса, номера этого дома, названием улицы, указанием координат GPS и т.д. После этого следует составить свой независимый акт с описанием приложенных фото или видео материалов и подписать его вместе со свидетелями.Имеет смысл вызвать на место представителя страховой компании и потребовать от него производства аналогичных действий.
- Потребовать у сотрудника ГИБДД, чтобы он вызвал на место аварии должностное лицо, представляющее эксплуатирующую указанный участок дороги организацию. Ему также следует зафиксировать состояние определенного участка дороги в целом. При рассмотрении дела эти данные будут служить веским аргументом и доказательством того, что авария произошла по вине дорожных служб, в связи с их неправильными действиями или бездействием.
- Попросить свидетелей подтвердить слова водителя в письменном виде и взять их контактные данные. В соответствии со ст. 25.6 КоАП свидетелем может являться любое лицо, которому стали известны обстоятельства по делу. Свидетелями аварии могут быть пассажиры, проезжающие мимо водители или пешеходы, находящиеся на месте происшествия. К протоколу ГИБДД должна прилагаться схема ДТП с отражением всех обстоятельств дела. Эта схема должна составляться в присутствии двух понятых. Водителю следует оставить себе копию протокола.
- Быть предельно внимательным, поскольку сотрудники дорожных служб, наученные горьким опытом, до приезда сотрудников ГИБДД могут постараться быстро убрать или скрыть следы своей вины: например, засыпать яму щебенкой, установить крышку люка, посыпать дорогу песком или установить все необходимые знаки. В таком случае помогут фотоаппарат или видеокамера с фиксацией всех действий дорожных служб после ДТП и показания свидетелей, также следует указать представителям дорожных служб о произошедшем ДТП и необходимости фиксации следов, в связи с чем необходимость обеспечить их сохранность.
В том случае, если не удалось добиться данных о компании, ответственной за состояние дороги, можно обратиться с заявлением в правоохранительные органы, включая прокуратуру. В любом случае, получить компенсацию сможет тот автомобилист, вины которого в случившемся ДТП нет. Если сотрудники ГИБДД обвинили в ДТП водителя, это решение при наличии оснований может быть обжаловано в порядке действующего законодательства. Для этого пригодятся все вышеперечисленные доказательства, полученные непосредственно на месте ДТП и в последствии.
Досудебное урегулирование
Если известен ответчик, имеет смысл разрешения сложившейся ситуации с помощью автоюристов нашей компании в досудебном порядке. Для этого необходимо направить виновнику ДТП претензию о возмещении материального вреда о возмещении материального вреда с предложением добровольного урегулирования ситуации. В случае отказа, следует направить в суд исковое заявление и инициировать судебный процесс. Сумму материального ущерба при этом лучше подтвердить соответствующим документом – заключением независимой экспертизы.
Если суд на основании всех документов установит, что водитель пытался разрешить спор в досудебном порядке с дорожной организацией, это может быть положительно расценено в его пользу. К тому же, добровольное возмещение ущерба виновником (дорожной организацией) – вполне вероятно, если претензия составлена грамотно и с обоснованием расчета суммы материального ущерба.
Оценка ущерба
Чтобы оценить степень полученных повреждений после ДТП из-за плохого состояния дороги, следует обратиться к независимым экспертам ФАСПб. Для осмотра поврежденного автомобиля целесообразно пригласить представителя соответствующей дорожно-эксплуатационной организации. Это не позволит им в дальнейшем утверждать, что автомобиль осмотрен в их отсутствие.
Судебный процесс
Если дорожная компания отказала в досудебном возмещении материального ущерба, тогда придется обращаться в суд. Главной задачей при этом является правильное составление искового заявления, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы. Заявление необходимо отправить через почту заказным письмом.
Расходы пострадавшего водителя по оплате независимой экспертизы, по эвакуации автомобиля, участию автоюриста или автоадвоката взыскиваются судом с ответчика (или проигравшей стороны).
Ответственность можно возлагать не только на сотрудников дорожных компаний, но также и на инспекторов ГИБДД. В силу п. 58 Административного регламента МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, сотрудник ГИБДД обязан осуществлять регулирование дорожного движения, если возникает «необходимость предупреждения объезда возникшего препятствия, места дорожно-транспортного происшествия, проведения аварийно-спасательных работ». Сделать он это может лично, установив временные дорожные знаки или указатели, обеспечив ограждение участка дороги техническими средствами (конусами, сигнальной лентой и пр.).
Выводы
Досудебные и судебные разбирательства по вопросам возмещения ущерба из-за плохого состояния дорожного покрытия в нашей стране с каждым годом становятся популярнее. Важно при этом собрать все необходимые документы и материалы, оценить повреждения, а также знать свои законные права.
Не отчаяться и добиться справедливости пострадавшим автовладельцам помогут юристы ФАСПБ. Практика показывает, что судебный процесс вполне действенный и помогает возместить ущерб с виновной стороны.
В любом случае, свои права необходимо уметь отстаивать. Если и дальше продолжать бездействовать, попадая в подобные ситуации и ремонтируя поврежденный автомобиль за свой счет, то маловероятно, что ситуация на дорогах сама по себе изменится в лучшую сторону.
Бесплатная консультация автоюриста — по тел. +7 (812) 426-18-18