Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возмещение ущерба при попадании автомобиля в дорожную яму

Как возместить ущерб, если автомобиль попал в дорожную яму?

Каждый российский автолюбитель может столкнуться с ситуацией, когда автомобиль, попав в яму или иное повреждение дорожного полотна, получит повреждения, ремонт которых влетает в копеечку.

Яма – лишь один из видов повреждений дорожного полотна. Независимо от того, из-за какого вида повреждений дорожного полотна вашему автомобилю был причинен ущерб, этот ущерб вы можете возместить.

Возместить ущерб можно, только если дорожное покрытие не соответствовало ГОСТу.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и тому подобного не должны превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).

Следует также учитывать, что причиной повреждения автомобиля может быть не только повреждение дорожного покрытия, но и открытый люк смотрового колодца или открытый дождеприемник, а также их возвышение или просадка относительно уровня асфальта (п. п. 3.1.10, 3.1.11 ГОСТ 50597-93). Кроме того, причиной ущерба могут стать установленные не по ГОСТу трамвайные рельсы, бордюры, настилы на железнодорожных переездах и пр.

На устранение повреждений дорожного покрытия отводится определенное время, поэтому факт наличия на дороге, например, ямы не говорит о вине эксплуатирующей организации (п. 3.1.1 ГОСТ 50597-93).

Однако местное законодательство обычно обязывает эксплуатирующие организации принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций. Так, например, в Москве в местах аварийных провалов, просадок и разрушений дорожного покрытия, провалившихся или не имеющих крышки люков смотровых колодцев подземных коммуникаций или дождеприемников ливнесточных колодцев на время до их устранения или восстановления должны быть выставлены ограждения и предупреждающие знаки (п. 4.5 Требований).

Если вашему автомобилю причинен ущерб из-за повреждений дорожного полотна, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Оформите ДТП

Рассмотрим ситуацию, при которой в результате ДТП пострадало только имущество. Примечание. Если в результате попадания в дорожную яму имеются пострадавшие, то первичные действия при ДТП будут иными (п. 2.6 ПДД).

Так, для оформления ДТП вам необходимо следовать требованиям ПДД (п. п. 2.3.4, 2.5, 2.6.1, 7.2 ПДД):

– включите аварийную световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки;

– освободите проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортного средства по отношению к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если ДТП произошло вне населенного пункта в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, водитель при нахождении на проезжей части или обочине должен быть одет в куртку или жилет со световозвращающими полосами;

– запишите фамилии и адреса очевидцев (если имеются);

– сообщите о случившемся в ГИБДД и получите информацию о месте оформления ДТП.

Сотрудники ГИБДД попросят вас составить письменное объяснение относительно обстоятельств происшествия, в котором необходимо указать, в частности, на наличие повреждений дорожного покрытия.

Затем инспектор ГИБДД составит схему ДТП и отразит в ней:

– место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

– ограждения, островки безопасности, строения (при их наличии);

– положение транспортного средства после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков, осыпи грязи с автомобиля и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги. Размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина) должны быть указаны в схеме ДТП. Если вы не согласны со схемой ДТП, то при ее подписании укажите свои возражения.

Если размер ямы, ставшей причиной повреждения автомобиля, превышает предельно допустимые размеры, предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, вы вправе потребовать от инспектора ГИБДД привлечь виновника к ответственности, чтобы впоследствии обратиться к нему за компенсацией причиненного ущерба. В данном случае виновником будет лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог, поскольку именно оно обязано обеспечивать соответствие состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам (п. 2 ст. 12 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Для этого вам необходимо подать соответствующее заявление на месте оформления ДТП.

После этого инспектор примет решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в возбуждении (п. п. 169 – 172 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664).

После рассмотрения дела об административном правонарушении получите в ГИБДД документы.

Если инспектор ГИБДД вынесет определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, указав в нем, что вы нарушили п. 10.1 ПДД, вы вправе обжаловать такое определение в суд, если уверены, что ПДД не нарушали и не могли предотвратить ДТП, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При обжаловании определения, возможно, потребуется проведение экспертизы.

Шаг 2. Оцените ущерб

Обратитесь в экспертную организацию для оценки причиненного вашему автомобилю ущерба в результате ДТП. Согласуйте с экспертом дату и время осмотра поврежденного автомобиля и направьте виновнику телеграмму с приглашением на осмотр и указанием даты, времени и места осмотра автомобиля. Если виновник не явится, эксперт может осмотреть автомобиль без его участия.

Шаг 3. Получите возмещение ущерба

После получения заключения независимого эксперта предъявите претензию к организации, обслуживающей участок дороги с ямой, с требованием возместить причиненный в результате ДТП ущерб. К претензии приложите документы, полученные в ГИБДД, и заключение независимой экспертизы.

Если виновник отказывается добровольно удовлетворять требование о возмещении ущерба, обратитесь с исковым заявлением в суд по месту нахождения дорожной службы.

Примечание. Приведенный алгоритм актуален только в случае, если ваш автомобиль не застрахован по каско или если причинение ущерба в результате повреждения дорожного покрытия не входит в страховые случаи.

Что делать, если повредил колеса при попадании в яму на дороге?

Главная » ДТП » Оформление ДТП » Что делать, если повредил колеса при попадании в яму на дороге?

Несовершенство наших дорог стало поражать своим постоянством. Причиной этому являются не только погодные перипетии, но и, вероятно, несоблюдение процесса, предусмотренного для укладывания и ремонта асфальта.

Разберемся в том, кому приходится компенсировать вред, нанесенный попаданием машины в яму на дорожном полотне, куда следует обратиться для взыскания средств за проведение ремонта от поврежденных колес или сломанной подвески.

Является ли ДТП попадание в яму на дороге

Значение понятия дорожно-транспортного происшествия изложено в пункте 1.2 ПДД и выглядит следующим образом:

«ДТП – это событие, которое возникает во время перемещения автомобиля по полосе дороги или при его участии, в результате которого погибли или получили ранения люди, нанесен ущерб другим участникам дорожного движения, сооружениям, грузам или причинен иной ущерб материального характера».

Учитывая то, что исследуется ситуация, когда автомобилю нанесен ущерб (погнут диск колеса, нанесены повреждения покрышкам, сломана подвеска), то случаи, когда автомобиль попадает в яму, являются на сто процентов авариями. Новшества в правилах оформления ДТП мы не так давно освещали, однако ситуации с ДТП по причине дефекта покрытий дороги особенные.

Прежде всего тем, что в такой ситуации отсутствует второй участник аварии, невозможно ограничиться оформлением европротокола без привлечения ГИБДД.

Представителю патрульной службы на месте происшествия придется замерить размеры глубины, ширины и длины ямы. В том случае, если хотя бы один из показателей превышает допустимые параметры ямы, вина за аварийную ситуацию будет возложена на дорожную службу или местные органы власти.

Давайте быстро вспомним действия водителя при возникновении аварии: незамедлительно сделать остановку автомобиля, включить аварийную систему и выставить соответствующий знак аварийной ситуации. Не трогать имеющие отношение к аварии предметы.

При заграждении автомобилем движения другим машинам, водитель фиксирует с помощью фото и видеосъемки место аварии с привязкой к соседствующим объектам, после чего незамедлительно освобождает место проезжей части. И только после этого нужно приступить к поиску свидетелей и позвонить в ГИБДД.

Сбор доказательств для суда при попадании в яму на дороге

Учитывая тот факт, что каждый адекватный водитель будет стараться получить компенсацию за причиненный ущерб от бездействия дорожной службы или местных органов власти по ликвидации дефектов дороги, ему следует собрать основательную базу с доказательствами для обращения в судебную инстанцию.

Проблема в том, что с целью уменьшения уровня коррупции (а именно: недопущения откатов за фиктивные ДТП с ущербом) государственные органы без решения суда не оплатят компенсацию. И если вы повредили транспортное средство при попадании в яму – следует приготовиться к судебной тяжбе. И это не настолько плохо, поскольку закон с вами, важно только собрать полный пакет документации для разбирательства в суде.

Как упоминалось ранее, без участия представителей патрульной службы при возникновении аварийной ситуации, без замедления следует набрать номер дежурной части ГИБДД и зафиксировать случай происшествия.

Читать еще:  Кто несёт ответственность за безопасность дорожного движения в организации

По мобильному телефону необходимо набрать номер 112 и попросить соединения с ГИБДД, звонок в этом случае будет бесплатным.

Учитывая тот факт, что представители патрульной службы не прибудут на место аварии незамедлительно, у водителя есть время чтобы записать показания свидетелей аварии.

Через некоторое время свидетели покинут место происшествия, поэтому их необходимо отыскать сразу после ДТП, взяв их контактные данные.

Не будут лишними и фотографии места происшествия в различных вариантах и ракурсах. На съемочных кадрах должна быть зафиксирована яма и повреждения транспортного средства.

После прибытия на место происшествия прибыли представители ГИБДД, следует проследить за процедурой оформления протокола.

Важно указать наличие на дороге ямы и ее размеры.

Именно параметры ямы являются основным аргументом при судебном разбирательстве. Особое внимание необходимо уделить отсутствию поставленных ограждений и опознавательных знаков.

Что делать, если повредили машину на стоянке во дворе?

Что делать, если уехал с места ДТП, не поняв, что это было ДТП, читайте тут.

Для чего мы постоянно указываем на размеры ямы? Это связано с тем, что параметры выбоин на дороге, которые являются допустимыми, утверждены пунктом 3.1 ГОСТа Р 50597-93 в разделе, где зафиксированы требования к эксплуатации автомобильных дорог и улиц, к их возможному состоянию по условиям, необходимым для обеспечения безопасного движения на трассах:

3.1. Покрытие проезжей части дорожного полотна.

3.1.2. Граничные размеры отдельных просадок, выбоин и так далее не могут превышать по длине пятнадцати сантиметров, по ширине – шестидесяти сантиметров и по глубине – пяти сантиметров.

Исходя из вышеизложенного, большая часть ям на дорогах нашей страны превышают указанные параметры, и, следовательно, выиграть судебный процесс будет нетрудно.

На кого подавать в суд, если попал в яму на дороге

Водителю предстоит судебная тяжба с организацией, которая несет ответственность за состояние конкретного участка дороги. Получить информацию об ответчике можно у представителя дорожной патрульной службы, который будет оформлять происшествие.

Организация должна понести наказание за ненадлежащее состояние полотна дороги согласно статьи 12.34 КоАП России.

Данной статьей предусмотрено, что нарушение требований по обеспечению безопасности движения на дорогах в период проведения ремонтных работ и содержания дорог, переездов для железнодорожного транспорта, а также неприменение мер по своевременной ликвидации помех при дорожном движении, запретов или ограничению движения на определенных участках дорог, если использование таких дорог может повлечь угрозу безопасного функционирования движения предполагает наказание.

За данные нарушения предусмотрено возложение на ответственных лиц организаций административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей, а на юридических лиц – триста тысяч рублей.

Однако потерпевшему в аварии совсем не столь важно, будет ли возложена на лиц дорожной организации ответственность. Водителю главное установить реквизиты этой организации для обращения с иском в суд.

В том случае, если представитель ГИБДД не предоставит необходимую информацию, следует обратиться в органы власти того района, где произошла авария или в отдел патрульной полиции по организации движения на дорогах.

Кроме того, важно не забыть получить в управлении ГИБДД по рассмотрению аварий справку о происшествии. Также следует забрать в полиции копию составленного протокола на должностное лицо того учреждения, которое ответственно за обслуживание этой полосы дороги.

Важно быть предельно внимательными, часто представители патрульной службы усматривают в поведении водителя, угодившего в яму, нарушение положений пункта 10.1 ПДД РФ – необходимость принимать во внимание обстановку на дороге при выборе скоростного движения. Такое развитие событий для водителя нежелательно, поэтому такое решение необходимо обжаловать и добиться его отмены.

Согласно пункту 2 статьи 1082 ГК РФ сумма компенсации становится меньше, соответственно и выплата уменьшится.

В статье 1082 установлено, что если по грубой неосторожности непосредственного потерпевшего возник или увеличился ущерб, ссылаясь на вину пострадавшего и причинившего вред, сумма компенсации уменьшается.

Проведение независимой экспертизы для подачи документов в суд

После того, как установлен ответчик, следует перейти к определению ущерба. Для этого необходимо провести независимую экспертизу. К счастью, таких экспертов достаточно.

Следует отметить, что в обязательном порядке для проведения данной экспертизы следует в письменной форме оповестить представителя ответчика.

Для подтверждения факта доставки, ответчику извещения важно отправить заказное письмо с уведомлением. В данной ситуации присутствие ответчика не обязательно, а вот уведомить его о времени и месте проведения экспертизы – достаточно важное действие.

Добровольное возмещение ущерба от попадания в яму на дороге

Для соблюдения процедуры следует направить ответчику требование о добровольной компенсации нанесенного вреда. Его также посылают по почте заказным письмом с имеющимися копиями дела.

Как указано выше, юридические лица в редких случаях выплачивают компенсацию без решения суда, однако это даже неплохо. Получив на руки положительное решение суда, водитель возместит и затраты на осуществление независимой экспертизы, и услуги представителя в судебном заседании.

Взыскание стоимости ремонта через суд

В том случае, если ответственная за состояние дорожного полотна организация отказалась в добровольном порядке возместить вред в досудебном порядке, следует подавать иск в суд. Для этого необходимо будет оплатить госпошлину, предусмотренную налоговым законодательством России.

Сбор составляет четыреста рублей и больше, исходя из вреда, нанесенного аварией. После рассмотрения дела сумма пошлины взыскивается с виновного участника происшествия.

Секретарь определит дату и время проведения заседания и поставит в известность ответчика. Водитель сам принимает решение, есть ли необходимость в представительстве (то есть, нужен ли адвокат для представления его интересов в суде).

Следует принимать во внимание, что если автомобиль застрахован по КАСКО, получение компенсации от страховщика возможно только при наличии аварии из ГИБДД или без нее, исходя из условий соглашения.

Гидроудар двигателя

Гидроудар двигателя признается страховым случаем по КАСКО.

Гидроудар – это удар поршня о сжатую в цилиндре двигателя жидкость (бензин, охлаждающую жидкость, масло воду), попавшую в него нештатно в количестве, превышающем объем камеры сгорания.

Суд при разрешении требований страхователя верно сослался на положения ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяющей понятие такого основания для страховой выплаты как дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором причинен материальный ущерб, что и имело место (автомобиль находился в движении по дороге и в сложившейся дорожной обстановке ему был причинен ущерб).

Проанализировав представленные доказательства, суд признает их допустимыми и приходит к выводу, что попадание воды в двигатель было вызвано природным явлением — ливнем, а не возникло вследствие виновных действий водителя, поскольку постепенное затопление автомобиля водой происходило в момент его стоянки на автодороге. Допустимых доказательств обратного, ответчиком не представлено.

Тот факт, что ущерб транспортному средству был причинен в результате дорожно-транспортного происшествия — т.е. события, возникшего в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором повреждены транспортные средства. (п. 1.2.ПДД), подтверждается материалами административного дела, показаниями инспектора ГИБДД., в связи с чем Правила страхования в данном случае не применимы и данное событие ДТП является страховым случаем.

Суд пришёл к правильному выводу, что материалами дела подтверждается тот факт, что автомобиль, принадлежащий страховщику совершил наезд на неподвижный предмет, препятствие -лужу, а соответственно произошедшее событие является страховым случаем.

В соответствии с п.1.2 ПДД РФ «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором…повреждены транспортные средства… либо причинен иной материальный ущерб. Согласно Приложению 6 к Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел о Перечне видов дорожно-транспортных происшествий и их определении, к ДТП относятся не только те конкретные виды ДТП, которые указаны в Перечне, но иной вид ДТП как происшествия, не относящиеся к перечисленным в Перечне видам. То есть указанный Перечень видов ДТП не является исчерпывающим.

Суд посчитал, что умысел либо грубая неосторожность в действиях страхователя отсутствовали: ДТП произошло на дороге общего пользования; страхователь двигался в плотном потоке машин с небольшой скоростью; изначально глубина лужи позволяла ее преодолеть, с учетом технических характеристик автомобиля; попадание воды из лужи в воздухозаборные патрубки, а затем – в двигатель автомобиля – произошло вследствие резкого пребывания воды, с учетом рельефа местности на месте ДТП и не своевременного стока поверхностных вод в дождеприемные решетки, а также создания «волны» встречным транспортом.

Гидроудар – это удар поршня о сжатую в цилиндре двигателя жидкость (бензин, охлаждающую жидкость, масло воду), попавшую в него нештатно в количестве, превышающем объем камеры сгорания. Не квалифицированный водитель может и не обнаружить произошедший гидроудар, поскольку двигатель способен продолжать свою работу еще какое-то время без явных признаков неисправности. Следовательно, умысел на эксплуатацию технически не исправного ТС у страхователя отсутствовал, нарушений Правил страхования в ее действиях не усматривается.

Вины страхователя при проезде через лужу суд не усматривает, поскольку ДТП произошло во время сильного дождя, автомобиль истца двигался на малой скорости, лужа занимала всю ширину проезжей части, по которой двигался автомобиль истца, что зафиксировано в административном материале. Возможности объехать указанное препятствие у истца не имелось.

Читать еще:  Куда звонить если отключили свет способы получения информации

В сложных метеоусловиях, вызванных паводковыми водами, в результате чего река вышла из берегов, истец, двигаясь на принадлежащем ему автомобиле в сторону гаража, неожиданно увидел большую лужу, какие-либо ограждения, предупреждения дорожных служб отсутствовали. Согласно Правил страхования, страховыми случаями по риску «КАСКО» являются: случайное механическое повреждение (уничтожение) или утрата ТС и/или его частей, а также дополнительного оборудования в результате: … в том числе стихийных природных бедствий (землетрясения, наводнения, урагана, града, удара молнии).

В результате проезда протоки, пересекающей эту дорогу, автомобиль был затоплен. Повреждение автомобиля произошла в результате дорожно-транспортного происшествия, что является страховым случаем п. 1 ст. 18 и ст. 20 Правил.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающий среды» опасные гидрологические явления, это высокие уровни воды (наводнения, половодья, дождевые паводки).

Суд учитывает, что при обстоятельствах, на которые указывает истица, она имела возможность правильно оценить дорожную ситуацию, в том числе примерную глубину разлива воды, могла предвидеть возможные негативные последствия, осознавая неприспособленность своего автомобиля для преодоления водных преград, но, тем не менее, приняла решение продолжить движение вперед при наличии технической возможности разворота и объезда данной водной преграды.

В результате ливневых дождей при движении автомобиля произошло попадание воды в полость камеры сгорания через систему питания двигателя воздухом, что привело к поломке двигателя (гидроудар).
. Анализ данной нормы права позволяет квалифицировать в качестве ДТП не только столкновения двух или более ТС, но и иные события возникающее в процессе движения по дороге ТС и с его участием, при котором в т.ч. повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Гидроудар двигателя автомобиля вследствие дорожно-транспортного происшествия имевшего место хх.хх.хх года в связи с попаданием автомобиля в яму, указанную на схеме ДТП возможен. Повреждение переднего левого крыла автомобиля вероятнее всего является следствием указанного ДТП.

Истец двигался в плотном потоке автомобилей, волной от проходивших навстречу автомобилей «захлестнуло» принадлежащий ему автомобиль, при этом истец не имел возможности избежать нахождения на автодороге под ливневым дождем.

Попадание воды в двигатель носило случайный характер и не возникло вследствие виновных действий водителя автомобиля, двигавшегося в нарушение правил эксплуатации автомобиля по дороге с высоким уровнем воды, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Истец,управляя а/м, заехал в лужу, в результате чего его автомобиль заглох, получил механические повреждения от попадания воды в двигатель.Повреждения двигателя автомобиля истца образовались в результате попадания воды через воздухозаборник в цилиндры ДВС с образованием гидроудара, приведшим к повреждению блока ДВС.

Застрахованный автомобиль под управлением истца в районе ..адрес.. на проезжей части, которая была залита водой, попал колесами в дорожную яму и в результате этого автомобиль получил технические повреждения.
Страховщик на основании заявления о наступлении страхового случая произвел выплату страхового возмещения за повреждения бампера и настила пола салона автомобиля в сумме ..данные изъяты.. рублей. В выплате страхового возмещения за повреждения двигателя было отказано со ссылкой на п. 2.3.4 Правил страхования, согласно которому повреждения работающего двигателя, возникшие вследствие попадания в него воды (гидроудара), не являются страховым случаем.

Поскольку судом установлено, что автомобиль истца получил повреждение в результате гидроудара, произошедшего не по вине собственника, а в результате необычного для г. Тольятти стихийного явления природы – ливневых дождей, в период действия договора добровольного страхования, то судом сделан верный вывод, что данное повреждение входит в застрахованный риск «УЩЕРБ».

Проезжая брод не учла дорожные и метеорологические условия, скорость движения ТС, допустила съезд в яму залитую водой. В результате чего ТС было наполнено водой, чем нарушила п.п.10.1 ПДД РФ.В данном случае Законом не предусмотрено освобождение страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая при причинении ущерба ТС в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего вследствие грубой неосторожности страхователя.

В результате наезда на лужу получила механические повреждения: гидроудар двигателя автомобиля. В данном случае материалами дела подтверждается тот факт, что а/м, принадлежащий истице совершил наезд на неподвижный предмет, препятствие — лужу, а соответственно произошедшее событие является страховым случаем.

Суд приходит к выводу, что выход из строя двигателя находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП, так как именно от столкновения с а/м , автомобиль истца съехал в кювет, в результате чего и произошел гидроудар.

Гидроудар был вызван необычным природным явлением – выпадением осадков сверх нормы, а не возник вследствие умышленных действий истца, данное событие является страховым случаем и причиненные в результате данного события повреждения подлежат возмещению в полном объеме. Соответственно страховая компания обязана осуществить страховую выплату.

В результате попадания в двигатель дождевой воды, скопившейся на территории проезжей части из-за сильного ливневого дождя, а также создававшейся «волны» от транспорта, проходящего по данному участку дороги, указанный автомобиль через воздушные впускные шланги получил технические повреждения двигателя — «гидроудар».

Таким образом, сам по себе гидроудар есть событие, имевшее место в рассматриваемом споре и не являющееся страховым случаем. Такое событие является не только специальным по отношению к строительным работам и наезду как страховым случаям, но скорее явилось следствием последних, которые как фактические обстоятельства косвенно (равно как и действия самого истца) способствовали наступлению события, правомерно расцененного не как страховой случай ввиду его исключения из числа таковых условиями договора.

Повреждение автомобиля в результате наезда на водное препятствие и попадание воды через воздухозаборник в моторный отсек при движении автомашины по реке является эксплуатационным, в связи с чем, не входит в понятие дорожно-транспортного происшествия применительно к условиям заключенного договора страхования и действующим правовым нормам, и не относится к страховому случаю, то оснований для взыскания с ответчика страхового возмещения не имеется.
В указанном случае, страховой случай не наступил, так как указанный риск не был застрахован, и в рассматриваемом случае речь идет не об освобождении страховщика от страхового возмещения в силу условий, определенных законом, а об отсутствии страхового случая.

Суд первой инстанции правильно указал, что повреждения, за ремонт которых страховая компания произвела оплату СТОА, и повреждения двигателя являются следствием одного и того же ДТП, а не следствием неправильной эксплуатации истцом ТС, следовательно страховой компанией необоснованно отказано в выплате страхового возмещения в размере.

Причиной возникновения неисправности автомобиля является гидроудар в результате попадания воды в цилиндры двигателя через воздухозаборник системы подачи воздуха. Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено суду доказательств получения автомобилем повреждений при ДТП, оформленном в соответствии с вышеизложенными требованиями закона надлежащим образом.

В результате получения автомобилем гидроудара от волны, созданной автомобилем, двигавшимся по встречной полосе, автомобилю истца причинены механические повреждения. Ответчик отказал истцу в выплате страхового возмещения, посчитав неподтвержденным наступление страхового случая, предусмотренного договором страхования.

Гидроудар двигателя автомобиля, в данном случае, являлся следствием неправильной эксплуатации автомобиля, без учета его технических особенностей, дорожных условий и интенсивности движения.

Воз­ме­ще­ние ущерба вслед­ствие вины дорож­ных служб

К сожа­ле­нию, в нашей стране прак­ти­че­ски не най­дется ни один води­тель, кото­рый бы ни разу не вспом­нил «доб­рым сло­вом» сотруд­ни­ков дорож­ных служб. Решить эту про­блему на уровне отдель­ного постра­дав­шего из-за состо­я­ния дороги вла­дельца авто­мо­биля сложно, но если не бороться с этим явле­нием, ни к чему хоро­шему это не при­ве­дет. Винов­ник дол­жен отве­тить за нарушения.

При­чи­нами обра­зо­вав­шихся дорож­ных ям, уха­бов и ава­рий­ного состо­я­ния дорог могут слу­жить нару­ше­ния тех­но­ло­ги­че­ского про­цесса при их стро­и­тель­стве, исполь­зо­ва­ние мате­ри­а­лов ненад­ле­жа­щего каче­ства и не отве­ча­ю­щих уста­нов­лен­ным нор­мам и стан­дар­там, слож­ные погод­ные усло­вия, осо­бен­но­сти рельефа мест­но­сти, а также дру­гие нега­тив­ные фак­торы. В любом слу­чае, из-за пло­хой дороги, ям и про­ва­лов по вине дорож­ных служб стра­дают вла­дельцы авто­мо­би­лей. Как пока­зы­вает ста­ти­стика, неудо­вле­тво­ри­тель­ное каче­ство дороги явля­ется при­чи­ной 15–20 % всех ДТП. Пло­хое состо­я­ние дорож­ного покры­тия суще­ственно уве­ли­чи­вает риск ава­рий­но­сти, при­во­дит к вынуж­ден­ному посе­ще­нию шино­мон­таж­ных мастер­ских для ремонта лег­ко­с­плав­ных дис­ков, в осо­бен­но­сти боль­шого ради­уса, вне­пла­но­вым поезд­кам на СТО, чтобы пере­брать под­веску и ходо­вую часть авто­мо­биля, а также дру­гим непред­ви­ден­ным расходам.

Каким обра­зом води­телю защи­тить свои права, если ДТП слу­чи­лось в связи с пло­хим дорож­ным покрытием?

Как пра­вильно на месте ДТП зафик­си­ро­вать состо­я­ние дороги, чтобы выйти с иском в суд с тре­бо­ва­нием о воз­ме­ще­нии при­чи­нен­ного ущерба?

Ответ­ствен­ность за пло­хое состо­я­ние дорож­ного покрытия

Если авто­мо­билю нане­сен ущерб из-за пло­хой дороги, дорож­ных ям или про­ва­лов по вине дорожно-эксплуатационных служб, вла­де­лец авто имеет право взыс­кать ком­пен­са­цию ущерба с госу­дар­ства. Води­тель может про­ко­лоть колесо, нае­хав на выбо­ину, выле­теть в кювет из-за неуб­ран­ных снеж­ных куч или пре­ду­пре­жда­ю­щих ограж­де­ний. В этих и подоб­ных слу­чаях по вине дорож­ных служб согласно зако­но­да­тель­ству РФ при­чи­нен­ный вред дол­жен воз­ме­щаться води­телю этими служ­бами в пол­ном объ­еме. Эта ответ­ствен­ность каса­ется также раз­лич­ных орга­ни­за­ций, рабо­та­ю­щих на дороге или рядом с доро­гой, вклю­чая сотруд­ни­ков ГИБДД.

Читать еще:  Можно ли зарегистрировать ИП не по месту прописки?

Нор­ма­тив­ная база и фик­са­ция сле­дов ДТП

Одним из глав­ных усло­вий взыс­ка­ния ком­пен­са­ции ущерба из-за пло­хой дороги будет гра­мот­ный под­ход к этому вопросу.

Согласно зако­но­да­тель­ству ответ­ствен­ность за состо­я­ние и повре­жде­ния про­ез­жей части дороги несут долж­ност­ные лица дорожно-эксплуатационных орга­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих ремонт или рекон­струк­цию опре­де­лен­ных участ­ков дорог по дол­го­сроч­ным или разо­вым договорам.

В гл. 28 НК РФ «Транс­порт­ный налог» зако­но­да­те­лем ука­заны нормы, в соот­вет­ствии с кото­рыми каж­дый вла­де­лец авто­транс­порт­ного сред­ства (нало­го­пла­тель­щик) обя­зан упла­чи­вать транс­порт­ный налог. Денеж­ные сред­ства, полу­чен­ные как оплата налога, направ­ля­ются далее на стро­и­тель­ство, содер­жа­ние, ремонт, а также рекон­струк­цию дорог. Таким обра­зом, если авто­вла­де­лец обя­зан упла­тить транс­порт­ный налог, то он имеет право на долж­ное обес­пе­че­ние состо­я­ния дорог кото­рыми он пользуется.

Ст. 28 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об авто­мо­биль­ных доро­гах и о дорож­ной дея­тель­но­сти в РФ» опре­де­ляет ответ­ствен­ность дорож­ных служб за ДТП, вызван­ные нека­че­ствен­ным ремон­том или рекон­струк­цией дороги: «Поль­зо­ва­тели авто­мо­биль­ными доро­гами имеют право полу­чать ком­пен­са­цию вреда, при­чи­нен­ного их жизни, здо­ро­вью или иму­ще­ству в слу­чае стро­и­тель­ства, рекон­струк­ции, капи­таль­ного ремонта, ремонта и содер­жа­ния авто­мо­биль­ных дорог, вслед­ствие нару­ше­ний тех­ни­че­ских регла­мен­тов лицами, осу­ществ­ля­ю­щими стро­и­тель­ство, рекон­струк­цию, капи­таль­ный ремонт, ремонт и содер­жа­ние авто­мо­биль­ных дорог».

Тре­бо­ва­ния к состо­я­нию дорог опре­де­лены ГОСТ Р 50597–93 «Авто­мо­биль­ные дороги и улицы. Тре­бо­ва­ния к экс­плу­а­та­ци­он­ному состо­я­нию, допу­сти­мому по усло­виям обес­пе­че­ния без­опас­но­сти дорож­ного дви­же­ния». ГОСТом преду­смот­рено, что дорога должна быть обо­зна­чена соот­вет­ству­ю­щими дорож­ными зна­ками, в усло­виях пло­хой види­мо­сти – допол­ни­тельно сиг­наль­ными огнями. Глу­бина дорож­ных ям не должна пре­вы­шать 5 см, ширина – 60 см, длина – 15 см. Все осталь­ные неров­но­сти, впа­дины и т.п. должны быть отме­чены дорож­ными зна­ками или све­то­от­ра­жа­ю­щими заграждениями.

ГОСТом 50597–93 также уста­нов­лены сроки устра­не­ния ям и тре­щин: от 5 до 10 суток. На феде­раль­ных ско­рост­ных трас­сах этот срок состав­ляет не более 5 суток.

Любое из откло­не­ний от тре­бо­ва­ний зако­но­да­тель­ства явля­ется пово­дом для того, чтобы при­влечь дорож­ные службы к юри­ди­че­ской ответственности.

После попа­да­ния авто­мо­биля в яму (откры­тый люк), столк­но­ве­ния с пре­пят­ствием вслед­ствие ненад­ле­жа­щего испол­не­ния своих обя­зан­но­стей дорож­ными служ­бами, необ­хо­димо неза­мед­ли­тельно вызы­вать ГИБДД для фик­са­ции места ДТП с исполь­зо­ва­нием тех­ни­че­ских средств, про­ве­де­нием фото и видео съемки, уста­нов­ле­нием сви­де­те­лей и оче­вид­цев ДТП и их опро­сом, а также состав­ле­нием про­цес­су­аль­ных документов.

Пове­де­ние води­теля на месте ДТП

От дей­ствий води­теля в момент подоб­ного ДТП во мно­гом зави­сит воз­мож­ность ком­пен­си­ро­вать ущерб. Прежде всего, сле­дует очень серьезно отне­стись к сле­ду­ю­щим моментам:

  1. Сразу же обра­тить вни­ма­ние сотруд­ника ГИБДД на пло­хое состо­я­ние дороги, ука­зав при этом при­чину, по кото­рой авто­мо­биль полу­чил повре­жде­ния. В про­то­коле осмотра места про­ис­ше­ствия должны быть ука­заны все детали, кото­рые спро­во­ци­ро­вали ДТП: опи­са­ние состо­я­ния дорож­ного полотна, име­ю­щихся повре­жде­ний авто­мо­биля, а также факт отсут­ствия пре­ду­пре­жда­ю­щих дорож­ных зна­ков и ограж­де­ний. Содер­жа­ние про­то­кола необ­хо­димо изу­чить вни­ма­тельно, поскольку суще­ствует риск отра­же­ния в нем иной дорож­ной обста­новки, отлич­ной от фактической.
  2. Если ука­зан­ное дей­ствие не угро­жает жизни или здо­ро­вью авто­вла­дель­цам, пас­са­жи­рам, иным участ­ни­кам дви­же­ния, необ­хо­димо обес­пе­чить сохран­ность сле­дов ДТП, не пере­ме­щать авто­мо­биль, сохра­нив все дока­за­тель­ства ДТП до момента фик­са­ции дан­ных. Необ­хо­димо опре­де­лить раз­меры ямы, куда уго­дил авто­мо­биль. Ука­зан­ные харак­те­ри­стики, раз­меры как раз и будут слу­жить даль­ней­шим осно­ва­нием несо­от­вет­ствия ГОСТу и сле­до­ва­тельно несо­блю­де­ние стан­дарта ста­нет осно­ва­нием для при­зна­ния вины дорожно-эксплуатационной орга­ни­за­ции, кото­рая ответ­ственна за обслу­жи­ва­ния опре­де­лен­ного участка дороги.Важным фак­то­ром явля­ется само­сто­я­тель­ная фик­са­ция сле­дов ДТП, про­ве­де­ние осмотра места ДТП, при этом необ­хо­димо сфо­то­гра­фи­ро­вать или снять на видео с ука­за­нием даты и вре­мени съемки все ука­зан­ные нару­ше­ния (раз­меры ям, форму, рас­по­ло­же­ние и пр.). Съемка должна про­из­во­диться таким обра­зом, чтобы на фото (видео) был виден кон­крет­ный уча­сток дороги, где про­изо­шла ава­рия, опо­зна­ва­тель­ные знаки этого участка дороги: осу­ще­ствить при­вязку к опре­де­лен­ному ста­ци­о­нар­ному объ­екту к углу дома, зда­нию, столбу, с ука­за­нием точ­ного адреса, номера этого дома, назва­нием улицы, ука­за­нием коор­ди­нат GPS и т.д. После этого сле­дует соста­вить свой неза­ви­си­мый акт с опи­са­нием при­ло­жен­ных фото или видео мате­ри­а­лов и под­пи­сать его вме­сте со свидетелями.Имеет смысл вызвать на место пред­ста­ви­теля стра­хо­вой ком­па­нии и потре­бо­вать от него про­из­вод­ства ана­ло­гич­ных действий.
  3. Потре­бо­вать у сотруд­ника ГИБДД, чтобы он вызвал на место ава­рии долж­ност­ное лицо, пред­став­ля­ю­щее экс­плу­а­ти­ру­ю­щую ука­зан­ный уча­сток дороги орга­ни­за­цию. Ему также сле­дует зафик­си­ро­вать состо­я­ние опре­де­лен­ного участка дороги в целом. При рас­смот­ре­нии дела эти дан­ные будут слу­жить вес­ким аргу­мен­том и дока­за­тель­ством того, что ава­рия про­изо­шла по вине дорож­ных служб, в связи с их непра­виль­ными дей­стви­ями или бездействием.
  4. Попро­сить сви­де­те­лей под­твер­дить слова води­теля в пись­мен­ном виде и взять их кон­такт­ные дан­ные. В соот­вет­ствии со ст. 25.6 КоАП сви­де­те­лем может являться любое лицо, кото­рому стали известны обсто­я­тель­ства по делу. Сви­де­те­лями ава­рии могут быть пас­са­жиры, про­ез­жа­ю­щие мимо води­тели или пеше­ходы, нахо­дя­щи­еся на месте про­ис­ше­ствия. К про­то­колу ГИБДД должна при­ла­гаться схема ДТП с отра­же­нием всех обсто­я­тельств дела. Эта схема должна состав­ляться в при­сут­ствии двух поня­тых. Води­телю сле­дует оста­вить себе копию протокола.
  5. Быть пре­дельно вни­ма­тель­ным, поскольку сотруд­ники дорож­ных служб, научен­ные горь­ким опы­том, до при­езда сотруд­ни­ков ГИБДД могут поста­раться быстро убрать или скрыть следы своей вины: напри­мер, засы­пать яму щебен­кой, уста­но­вить крышку люка, посы­пать дорогу пес­ком или уста­но­вить все необ­хо­ди­мые знаки. В таком слу­чае помо­гут фото­ап­па­рат или видео­ка­мера с фик­са­цией всех дей­ствий дорож­ных служб после ДТП и пока­за­ния сви­де­те­лей, также сле­дует ука­зать пред­ста­ви­те­лям дорож­ных служб о про­изо­шед­шем ДТП и необ­хо­ди­мо­сти фик­са­ции сле­дов, в связи с чем необ­хо­ди­мость обес­пе­чить их сохранность.

В том слу­чае, если не уда­лось добиться дан­ных о ком­па­нии, ответ­ствен­ной за состо­я­ние дороги, можно обра­титься с заяв­ле­нием в пра­во­охра­ни­тель­ные органы, вклю­чая про­ку­ра­туру. В любом слу­чае, полу­чить ком­пен­са­цию смо­жет тот авто­мо­би­лист, вины кото­рого в слу­чив­шемся ДТП нет. Если сотруд­ники ГИБДД обви­нили в ДТП води­теля, это реше­ние при нали­чии осно­ва­ний может быть обжа­ло­вано в порядке дей­ству­ю­щего зако­но­да­тель­ства. Для этого при­го­дятся все выше­пе­ре­чис­лен­ные дока­за­тель­ства, полу­чен­ные непо­сред­ственно на месте ДТП и в последствии.

Досу­деб­ное урегулирование

Если изве­стен ответ­чик, имеет смысл раз­ре­ше­ния сло­жив­шейся ситу­а­ции с помо­щью авто­ю­ри­стов нашей ком­па­нии в досу­деб­ном порядке. Для этого необ­хо­димо напра­вить винов­нику ДТП пре­тен­зию о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда с пред­ло­же­нием доб­ро­воль­ного уре­гу­ли­ро­ва­ния ситу­а­ции. В слу­чае отказа, сле­дует напра­вить в суд иско­вое заяв­ле­ние и ини­ци­и­ро­вать судеб­ный про­цесс. Сумму мате­ри­аль­ного ущерба при этом лучше под­твер­дить соот­вет­ству­ю­щим доку­мен­том – заклю­че­нием неза­ви­си­мой экспертизы.

Если суд на осно­ва­нии всех доку­мен­тов уста­но­вит, что води­тель пытался раз­ре­шить спор в досу­деб­ном порядке с дорож­ной орга­ни­за­цией, это может быть поло­жи­тельно рас­це­нено в его пользу. К тому же, доб­ро­воль­ное воз­ме­ще­ние ущерба винов­ни­ком (дорож­ной орга­ни­за­цией) – вполне веро­ятно, если пре­тен­зия состав­лена гра­мотно и с обос­но­ва­нием рас­чета суммы мате­ри­аль­ного ущерба.

Оценка ущерба

Чтобы оце­нить сте­пень полу­чен­ных повре­жде­ний после ДТП из-за пло­хого состо­я­ния дороги, сле­дует обра­титься к неза­ви­си­мым экс­пер­там ФАСПб. Для осмотра повре­жден­ного авто­мо­биля целе­со­об­разно при­гла­сить пред­ста­ви­теля соот­вет­ству­ю­щей дорожно-эксплуатационной орга­ни­за­ции. Это не поз­во­лит им в даль­ней­шем утвер­ждать, что авто­мо­биль осмот­рен в их отсутствие.

Судеб­ный процесс

Если дорож­ная ком­па­ния отка­зала в досу­деб­ном воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного ущерба, тогда при­дется обра­щаться в суд. Глав­ной зада­чей при этом явля­ется пра­виль­ное состав­ле­ние иско­вого заяв­ле­ния, при­ло­жив к нему все име­ю­щи­еся доку­менты и мате­ри­алы. Заяв­ле­ние необ­хо­димо отпра­вить через почту заказ­ным письмом.

Рас­ходы постра­дав­шего води­теля по оплате неза­ви­си­мой экс­пер­тизы, по эва­ку­а­ции авто­мо­биля, уча­стию авто­ю­ри­ста или автоад­во­ката взыс­ки­ва­ются судом с ответ­чика (или про­иг­рав­шей стороны).

Ответ­ствен­ность можно воз­ла­гать не только на сотруд­ни­ков дорож­ных ком­па­ний, но также и на инспек­то­ров ГИБДД. В силу п. 58 Адми­ни­стра­тив­ного регла­мента МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, сотруд­ник ГИБДД обя­зан осу­ществ­лять регу­ли­ро­ва­ние дорож­ного дви­же­ния, если воз­ни­кает «необ­хо­ди­мость пре­ду­пре­жде­ния объ­езда воз­ник­шего пре­пят­ствия, места дорожно-транспортного про­ис­ше­ствия, про­ве­де­ния аварийно-спасательных работ». Сде­лать он это может лично, уста­но­вив вре­мен­ные дорож­ные знаки или ука­за­тели, обес­пе­чив ограж­де­ние участка дороги тех­ни­че­скими сред­ствами (кону­сами, сиг­наль­ной лен­той и пр.).

Выводы

Досу­деб­ные и судеб­ные раз­би­ра­тель­ства по вопро­сам воз­ме­ще­ния ущерба из-за пло­хого состо­я­ния дорож­ного покры­тия в нашей стране с каж­дым годом ста­но­вятся попу­ляр­нее. Важно при этом собрать все необ­хо­ди­мые доку­менты и мате­ри­алы, оце­нить повре­жде­ния, а также знать свои закон­ные права.

Не отча­яться и добиться спра­вед­ли­во­сти постра­дав­шим авто­вла­дель­цам помо­гут юри­сты ФАСПБ. Прак­тика пока­зы­вает, что судеб­ный про­цесс вполне дей­ствен­ный и помо­гает воз­ме­стить ущерб с винов­ной стороны.

В любом слу­чае, свои права необ­хо­димо уметь отста­и­вать. Если и дальше про­дол­жать без­дей­ство­вать, попа­дая в подоб­ные ситу­а­ции и ремон­ти­руя повре­жден­ный авто­мо­биль за свой счет, то мало­ве­ро­ятно, что ситу­а­ция на доро­гах сама по себе изме­нится в луч­шую сторону.

Бесплатная консультация автоюриста — по тел. +7 (812) 426-18-18

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector