Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Существенные условия контракта по 44ФЗ новые основания для изменения

Существенные условия контракта по 44ФЗ новые основания для изменения

— Новости

Размещено: 18.06.2020 10:49, изменено: 18.06.2020 10:54

Что учитывать при увеличении срока исполнения контракта на строительство, заключенного при расторжении контракта, если часть обязательств по нему исполнена

Минфин России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части применения части 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, пункта 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем Минфин России считает возможным сообщить следующее.

1. Согласно части 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.

Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, и после предоставления в соответствии с Законом N 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.

При этом отмечаем, что согласно части 18 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, контракт по указанным основаниям может быть заключен на срок исполнения контракта, с учетом периода выполнения работ и ввода объекта в эксплуатацию, предусмотренных в документации о закупке и сокращенный с учетом частично выполненных и принятых заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом Законом 44-ФЗ и принятыми в его реализацию нормативными правовыми актами порядок исчисления сокращенного срока исполнения контракта, указанного в документации о закупке, не установлен.

2. Пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность однократного изменения срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, в двух случаях:

1) возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;

2) если контракт не исполняется в установленный срок по вине подрядчика. При этом изменение срока допускается при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

С учетом изложенного, при принятии решения, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае, указанном обращении, увеличение срока исполнения контракта, заключенного в порядке, установленном частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не должно превышать срок, указанный в документации о закупке и сокращенный с учетом частично выполненных и принятых заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Обзор документа

При расторжении контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении победителя от его заключения.

Контракт по указанным основаниям может быть заключен на срок исполнения контракта, сокращенный с учетом частично выполненных и принятых заказчиком обязательств.

При этом 44-ФЗ не установлен порядок исчисления сокращенного срока исполнения контракта.

44-ФЗ предусмотрена возможность однократного изменения срока исполнения контракта на строительство, реконструкцию, капремонт на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

Увеличение срока исполнения контракта, заключенного при расторжении контракта, не должно превышать срок, указанный в документации о закупке и сокращенный с учетом частично выполненных и принятых обязательств.

Существенные условия контракта

Содержание:

Существенные условия — то, без чего не существует ни один договор. Когда мы говорим об обязательных пунктах документа, то имеем в виду каждый раз что-то специфичное, поскольку любое гражданское правоотношение сопровождается набором определенных характеристик.

Когда речь заходит о контрактах из системы госзакупок, вопрос о существенных условиях становится как никогда актуален, потому что требований к ним у законодателя немало.

Если вы планируете вступать в контрактные отношения с государством, неплохо знать, что несоблюдение вами условий такого соглашения может привести, во-первых, к взысканию с вас немалых штрафных санкций, а во-вторых, к включению в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков или исполнительных услуг.

Если вы не намерены «подмочить» свою репутацию, рекомендуем при включении в систему госзакупок обратиться за консультацией опытного юриста.

Нет времени читать статью?

Существенные условия договора: что это в широком смысле?

Любой договор — это совокупность условий. Есть среди них особые — существенные, о которых законодатель говорит в статье 432 Гражданского кодекса.

Там нет прямого определения этого понятия (как и в принципе нигде в законе), но текст нормы даёт нам понять, что существенными будут те условия, без которых договор в принципе не сможет состояться. Они разбиты на 3 группы:

  • условие о предмете — сделка не может быть из серии «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», она всегда конкретна;
  • условия, предусмотренные нормативными правовыми актами, как объективно необходимые для договоров конкретного вида — «существенные» и «необходимые» в данном случае синонимы;
  • условия, которые становятся существенными в силу того, что какая-либо из сторон этого требует — если вы не согласны подписать договор аренды помещения без задатка, такое условие будет существенным, хотя и субъективно.

Если с первым и последним пунктом все более-менее понятно, то на втором следует остановиться подробнее (хотя первое и имеет непосредственное отношение ко второму).

Например, договор купли-продажи жилища может оставлять за бывшим собственником право проживать в проданном жилье. Для этих случаев в статье 558 ГК прямо указано, что перечень лиц, которые имеют право проживать в жилище после его продажи, является существенным условием.

Или, например, статья 587, регулирующая отношения по договору ренты. В ней также прямо указано, что существенным условием такого договора будет пункт о страховании плательщиком ренты своей ответственности или о предоставлении обеспечения на случай, если он не выполнит обязательство.

Читать еще:  Коммерческая тайна VS конфиденциальные сведения отличия и способы защиты

Это те случаи, когда законодатель обращается к нам прямым текстом. Теоретики права же вывели негласные существенные пункты для каждого вида договора. Можно привести в пример договор поставки, который не может быть заключен без того, чтобы указать количество, объем продукции. Для розничной купли-продажи это цена товара.

Кроме существенных условий, которые вносятся в текст договора, есть еще производственно-технические. Примером служит требование в рамках договора энергоснабжения о наличии у потребителя энергопринимающего устройства и счетчика, которые соответствуют требованиям законодательства.

Существенные условия контракта по закону о контрактной системе

Однако если мы рассматриваем существенные условия именно контрактов, то нужно учесть, что понятие «контракт» хоть и является составной частью понятия «договор», но не тождественно ему.

Термин можно понимать как договор в предпринимательской сфере или бизнес-договор. Но чаще он все-таки используется в рамках федерального закона о контрактной системе в сфере государственных закупок (сокращенно).

Это такой договор, который государство или его муниципалитеты заключают с частными поставщиками, подрядчиками, исполнителями услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. То есть все, что мы говорили выше, относится и к контрактам, но последние будут иметь свои особенности.

Упомянутый закон не предлагает нам определения существенного условия, зато он содержит целый ряд таких условий. Однако перечень не исчерпывающий, и в зависимости от конкретного случая заказчик или исполнитель может внести условие, на котором он особенно настаивает, в проект контракта. Вот какие условия обязательно должны быть в любом подобном контракте, согласно пункту 13 статьи 34 закона:

  • как и в какой срок должен быть оплачен заказ;
  • как и в какой срок заказчик должен принять товар, работу, услугу по количеству, комплектности, объему, изначально предусмотренным контрактом;
  • как и в какой срок должны быть оформлены результаты такой приемки;
  • какие гарантийные обязательства берет на себя поставщик, подрядчик или тот, кто предоставляет услугу;
  • о размере аванса по каждому из этапов выполнения заказа (если предполагается поэтапное исполнение) в процентном соотношении от стоимости выполнения каждого из этапов;
  • о том, что исполнитель заказа, кто бы он ни был (просто гражданин, ИП, организация), освобождается от необходимости уплатить соответствующий налог, сбор или другой обязательный платеж в бюджет государства, если по правилам налогового законодательства такой платеж должен быть осуществлен.

По смыслу определения существенных условий, они обязаны быть прописаны в контракте и оставаться неизменными во весь срок его действия.

Но закон о контрактной системе в пункте 1 статьи 95 предлагает нам исключения из правила, когда по соглашению сторон такое условие может быть изменено:

  • возможность вносить изменения предусмотрена самим контрактом и документацией о закупке;
  • отсутствие объективной возможности иначе исполнить соглашение с Российской Федерацией, заключенное на срок не менее трех лет и на сумму не менее 10 миллиардов рублей (согласно Постановлению Правительства РФ № 1186), — в этом случае изменения может внести Правительство;
  • отсутствие объективной возможности иначе исполнить контракт, заключенный с субъектом РФ не менее чем на 3 года и на сумму не менее 1 миллиарда рублей — здесь решающее слово за правительством субъекта;
  • отсутствие объективной возможности иначе исполнить соглашение, заключенное с муниципалитетом на срок не менее 1 года и на сумму не менее 500 000 000 рублей — решает муниципалитет;
  • изменение по закону цен и тарифов на предоставляемые услуги, товары, работы;
  • расширение или уменьшение перечня медицинских услуг, которые должны быть по контракту с другим государством предоставлены нашему соотечественнику за рубежом — только если соглашение изначально допускает такое.

Мы перечислили не все условия, при которых допускается внесение изменений в обязательные пункты соглашения — полный список в статье 95 закона. Но, в принципе, сталкиваются с ними не часто.

Существенные условия договора, в том числе в сфере госзакупок — условия, без которых невозможно прийти к соглашению по объективным (закон) и субъективным (мнение сторон) причинам.

Контракт в сфере госзакупок, без сомнения, относится к тем договорам, к которым законодатель предъявляет больше всего требований.

Каталог статей

  • Бизнес-анализ
  • Госзакупки и право
  • Менеджмент
  • Финансы

Очень часто наши клиенты, участвующие в государственных закупках и обращающиеся к нам за тендерным консалтингом, жалуются нам, что заказчиком установлены слишком маленькие сроки поставки товара, которые невозможно выполнить. О том, чем чревато несоблюдение сроков выполнения государственного контракта и как сроки выполнения контракта можно законно увеличить, мы рассказываем в других статьях. Конечно, теоретически можно обратиться в ФАС, утверждая, что такие условия существенно ограничивают конкуренцию, что противоречит статье 8 44-ФЗ. Однако, доказать этот факт на самом деле очень сложно. Действительно, как доказать, что что-то выполнить невозможно, ну или хотя бы крайне сложно? Является ли указание минимальных сроков исполнения контракта ограничением конкуренции в госзакупках?

Реальные сроки исполнения государственного контракта

Необходимо документально подтвердить реальные сроки изготовления товара и сроки его поставки. Причем подтвердить это могут только компании-поставщики и перевозчики, но справки или официальные письма от таких компаний не будут исчерпывающими доказательствами, так как нет никакой гарантии, что документы получены от самых быстро работающих фирм и у них нет конкурентов, способных выполнить это быстрее. Заказчику в этом случае доказать реальность такого срока гораздо легче: достаточно официального письма-подтверждения от одной компании. Эти письма, как правило, собираются на стадии обоснования начальной максимальной цены контракта.

Вправе ли заказчик устанавливать сжатые требования по срокам исполнения госконтракта

Скорее всего, антимонопольные органы или суд Вам ответят, что заказчику товар нужен срочно, и это его право требовать такие сроки, а в процедуре государственной закупки должна выиграть наиболее сильная компания, которая имеет ресурсы и возможности поставить товар быстро. Доказать необоснованность такого срока для нужд заказчика тоже весьма проблематично: необходимо смотреть уставные цели заказчика, его нормативно-правовое окружение и находить причинно-следственные связи, доказывать, что и при большем сроке поставки заказчик сможет выполнить свои задачи. В данном контексте ситуация, в которой заказчик приобретает скоропортящиеся лекарства для оказания экстренной медицинской помощи в корне отличается от ситуации, при которой в начале длительных летних каникул школа приобретает мебель в классы. Хотя и это не означает, что заказчику не может захотеться лучшего.

Какие требования вправе устанавливать государственный заказчик

Ч.1 п.1 статьи 33 44-ФЗ запрещает устанавливать требования к товарам, информации, работам и услугам, влекущие за собой ограничение числа участников. Однако сроки поставки в данном списке вовсе не перечислены, так как они являются условием исполнения контракта, а не товаром или услугой как таковой (ведь код ОКПД заказчики, как правило, устанавливают именно как код товара). Согласно ст.421 ГК РФ о свободе договора, данные условия могут быть любыми, удовлетворяющими обе стороны. Кроме того, потребуется доказать, что заказчик ввел данные сроки с целью обеспечения победы конкретному поставщику, а не исходя из объективных целей организации, а это уже уголовно наказуемое деяние, доказать которое крайне сложно.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 No 11017/10 по делу №А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Более того, п.2 статьи 8 44-ФЗ говорит о том же: цель обеспечения конкуренции – выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. То есть минимизация срока поставки – это вовсе не ограничение конкуренции, а выявление лучших условий.

Является ли сужение срока исполнения государственного контракта ограничением конкуренции

Прямого нарушения законодательства в требовании минимальных сроков поставки действительно нет. Признаки ограничения конкуренции перечислены в ч.17 ст.4 и ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции», и такое требование там не значится. Заказчик имеет право объективно описать то, что он хочет получить, и наверняка найдутся те организации, которые подадут заявку и волшебным образом выполнят все условия, доказав Вашу неправоту. Суды при рассмотрении дел о признании решений антимонопольных органов незаконными часто обращают внимание и на тот факт, что если при исполнении предписания ФАС и повторном проведении данной закупки с указанием более длительного срока поставки товара число участников размещения заказа не увеличилось, то ограничения конкуренции никакого и не было.

Читать еще:  Как проверить декларацию по НДС контрольные соотношения? nalognalogru

На этот счет есть и практика рассмотрения жалоб антимонопольными органами, и судебная практика:

  • Определение ВАС-4795/13 от 23 апреля 2013, подтвердившее законность решения 17ого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-6077/2012, в котором предписание УФАС по Удмуртской Республике от 16 марта 2012 года по делу СЮ 07-06/2012-36 З по устранению ограничивающего конкуренцию сжатого срока поставки товара в течение 10 рабочих дней признано незаконным на том основании, что ограничение конкуренции в данном случае ничем не обосновано. По мнению суда, обосновать такое ограничение можно было, проанализировав сроки перевозки различными видами транспорта и аналогичные сроки, установленные другими заказчиками. Суд также указал на тот факт, что минимальные сроки поставки ни законом о размещении заказов, ни Гражданским кодексом не определены и устанавливаются на усмотрение заказчика.
  • Абсолютно аналогичное определение ВАС-7089/2013 от 17 июня 2013.

Примеры решений, в которых ограничение сроков было признано незаконным

  • Любопытно другое: годом ранее тот же заказчик (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики) обращалось в те же суды (Арбитражный суд Удмуртской Республики и затем 17й Арбитражный апелляционный суд, в котором из трех членов судебной коллегии двое были теми же судьями) с абсолютно такими же доводами и требованиями отменить два аналогичных постановления того же УФАС по Удмуртской Республике, признавшее ограничивающими конкуренцию требования сроков поставки даже аналогичного товара (дорожной техники), и проиграл суд в обеих инстанциях (объединенное дело №А71-6674/2011, А71-6675/2011). Единственная разница между этими двумя случаями заключалась в том, что в 2011 году срок поставки товара составлял не 10, а 3 рабочих дня. Суд в данном случае счел, что несмотря на отсутствие законодательных требований к минимальным срокам поставки товара, заказчику следует подходить к этому вопросу разумно и не устанавливать явно несоразмерные сроки, так как срок поставки товара является существенным условием контракта и может влиять на число участников закупки.
    Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа по делу №А32-43306/2011, оставившее без изменений решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 июня 2012 о признании решения антимонопольной службы по Краснодарскому краю №11945/5 от 1.09.2011 незаконным. По мнению ФАС Северо-Кавказского округа установление условий, исключающих из круга потенциальных поставщиков лиц, не отвечающих целям наиболее эффективного использования бюджетных средств с учетом качества товара и условий поставки, является не ограничением конкуренции, а напротив, методом повышения эффективности расходования средств. Такое условие может быть признано нарушающим конкуренцию только в том случае, если будет прямо доказано, что оно введено с целью обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту. Более того, в данном конкретном случае необходимость экстренной поставки товара была продиктована реально обоснованной потребностью, а требования соблюдения срока поставки вовсе не является требованием к товару.

Ограничение сроков рассматривается как дополнительный довод при других признаках ограничения конкуренции

  • Решение УФАС по Ставропольскому краю по делу №РЗ-170-2013 от 2 апреля 2013, в котором положения документации открытого аукциона были признаны ограничивающими конкуренцию. Правда, в жалобе ООО «ПротексФарм» было достаточно много пунктов, которыми они обосновывали ограничение конкуренции, и ограничение срока поставки, на наш взгляд, было там неосновным. Более важным доводом было объединение в один лот лекарственных средств разных фармакологических групп.
    Решение, принятое УФАС по Самарской области, о необоснованности жалобы ООО «ВРТ» на действия МБДОЦ Детский сад №210 от 27 сентября 2012 по указанию крайне сжатых сроков поставки товара. Однако у нас вызывает большое удивление мотивировочная часть данного решения, в которой сказано, что в связи с тем, что контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после опубликования протокола, поставка сроком в один день является возможной. В данном решении не учтено, что фактически поставщик, начиная выполнять контракт до его подписания, несет высокие риски, так как срок 10 дней дан именно для того, чтобы другие участники размещения заказа могли опротестовать действия заказчика, и если поданная ими жалоба будет признана обоснованной, результаты закупки могут быть вовсе отменены. Более того, согласно п.2 ст.307 ГК РФ, (а законодательство о контрактной системе в сфере закупок базируется на его положениях в соответствии с п.1 статьи 2 44-ФЗ), обязательства вытекают из договора, то есть до подписания контракта у поставщика не возникает обязательств товар поставить, равно как и у заказчика не возникает обязательств его впоследствии оплатить, то есть до подписания контракта поставщик исполнять контракт в принципе не может.

Проведение уголовных расследований при уменьшенных сроках исполнения государственного контракта

  • Постановление Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа №Ф03-1824/2013, оставившее без изменений решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу №А59-3533/2012, согласно которому решение УФАС по Сахалинской области по делу №05-10/12 признано законным. Однако в рамках данного дела решение было принято на основе прокурорской проверки по факту сговора между заказчиком и поставщиком, установленного на основе показаний третьих лиц, содержания технических требований к товару и, среди прочего, также установлением срока поставки в течение одного дня. То есть при наличии доказательств сговора между поставщиком и заказчиком короткие сроки поставки товара принимаются контролирующими органами как дополнительное подтверждение.

По статистике 2013 года одной из наиболее популярных уловок заказчиков по формированию закупок для «своих» поставщиков было установление минимальных сроков поставки при минимальных же штрафных санкциях за их невыполнение и максимальных баллов за критерий срока поставки на конкурсах. Однако по сей день данный вопрос не урегулирован. Как видим, антимонопольные органы не имеют единого мнения на этот счет, однако суды, в частности Высший арбитражный суд все-таки чаще принимают решение о том, что данные меры не являются ограничением конкуренции. О других способах ограничения конкуренции на рынке государственного заказа Вы можете прочитать здесь.

Какова бы ни была Ваша ситуация, в рамках консультаций по госзакупкам мы сможем помочь Вам обосновать юридически Вашу точку зрения и отстоять Ваши интересы в ФАС и суде.

Все ссылки на нормативные акты приведены по состоянию на 5 ноября 2014.

Понравилась публикация? Поделитесь ей в соцсетях:

Существенные условия контракта по 44 ФЗ — это… Понятие и вид

Главная / Госзакупки / 44 федеральный закон

Время на чтение: 6 мин

Термин «существенные условия» достаточно часто встречается в 44-ФЗ, но сама расшифровка его в законодательстве не содержится. Для понимания данного термина нужно обратиться к Гражданскому кодексу.

  • Понятие
  • Что относится к существенным условиям
  • Возможно ли условия изменить
  • В каких случаях допускается
  • Чем грозит нарушение условий

Понятие

В п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса приведено понятие существенных условий. Под такими условиями здесь понимаются условия о предмете контракта; условия, названные существенными или необходимые для включения в договора этого вида, и все условия, относительно которых стороны должны договориться.

Существенные условия закреплены в госконтракте и не могут изменяться (за некоторыми исключениями). Если контракт не содержит существенные условия, то он считается недействительным.

Для того чтобы между заказчиками и победителями закупки не возникало спорных ситуаций по вопросу существенных условий, они заранее оговаривают между собой, что подлежит отнесению к таким условиям. Это позволяет сторонам избежать судебного урегулирования возникших разногласий.

Что относится к существенным условиям

Существенные условия по 44-ФЗ определяются с учетом положений Гражданского кодекса и зависят от типа договора. Также заказчикам следует руководствоваться положениями статьи 34 44-ФЗ, где оговорено обязательное содержание договора.

В случае заключения в рамках 44-ФЗ договора подряда и договора на оказание услуг к существенным условиям относят:

  1. Предмет договора, разновидность и предполагаемые объемы работ по п. 1 ст. 432 ГК либо виды и объем услуг по п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 779 ГК.
  2. Сроки выполнения работы или услуги (начальный и конечный). В договоре могут быть прописаны финальные сроки работы и сроки окончания каждого этапа (по п. 1 ст. 708, 783 Гражданского кодекса).
  3. Цена работы (услуги) и способ ее определения по п. 1 ст. 709, ст. 783 Гражданского кодекса. Если заключается договор строительного подряда, и цена работ определяется сметным расчетом, то смета прилагается к контракту и выступает его неотъемлемым условием на основании п. 3 ст. 709 Гражданского кодекса.
  4. Сроки и порядок оплаты выполненных заказчиком работ (услуг) по п. 1 ст. 711, ст. 781 ГК.
  5. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заказчика по контракту по п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса.
Читать еще:  Изменения в 152ФЗ О персональных данных на 2021 год

Для договоров поставки товаров по 44-ФЗ в качестве существенных могут выступать:

  1. Предмет договора: в данном случае наименование и количество поставляемых товаров по п. 1 ст .432, п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК.
  2. Сроки поставки товаров по пп. 1, 2 ст. 457 ГК.
  3. Цена товара по п. 1 ст. 485 ГК.
  4. Порядок оплаты поставленных товаров и сроки, в которые она должна быть произведена заказчиком по п. 1 ст. 486 ГК.
  5. Ответственность заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту по п. 1 ст. 432 ГК.

Согласно ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт заключается на условиях, которые были предусмотрены извещением и документацией по закупке. Соответственно, все перечисленные в закупочной документации условия относятся к существенным.

Также разъяснениями по вопросам существенных условий контракта приведены Минэкономразвития РФ в письме №Д28и-2286 от 2015 года.

С учетом того, что нормативно-правовая база не уточняет, какие именно условия могут стать существенными, к таким стороны могут отнести любые условия, которые признаны сторонами таковыми по п. 1 ст. 432 ГК.

В частности, стороны могут отнести к существенным условиям такие:

  1. Способ и величина обеспечения в рамках госконтракта, а также сроки для возврата внесенных денег поставщику после исполнения договорных условий.
  2. Обязанность поставщика (исполнителя) информировать заказчика обо всех субподрядчиках, если им отдается более 10% от общего объема работ и при цене от 1 млрд р. для федеральных контрактов, от 100 млн р. – для региональных.
  3. Банковское сопровождение, полученное только в банках, которые прошли предварительный отбор.
  4. Численность субподрядчиков из числа малого предпринимательства и социально ориентированных НКО, которые можно привлечь к госконтракту, или обязанность поставщика привлекать к госконтракту таких участников.
  5. Возможности для одностороннего отказа от исполнения контракта (или невозможность этого).

Дополнительные требования к заключаемым контрактам определяются с учетом специальных нормативно-правовых актов. В частности, Постановления Правительства от 2010 года №636 при подписании энергосервисного контракта, Постановления от 2021 года №563 при заключении договора по проектированию и строительству объектов капстроительства.

Несущественные условия контракта по 44-ФЗ

Нередко в договор приходится вносить изменения, которые не могут повлиять на итог выполнения работ. Закон 44-ФЗ обозначает такие действия как корректировку несущественных положений.

В законе 44-ФЗ жестко зафиксированы правила для внесения поправок в наиболее значимые пункты соглашения. Но возникают сложности, когда во время выполнения обязательств по договору одному из участников приходится прибегнуть к изменению несущественных условий контракта по 44-ФЗ.

Дело в том, что в данном федеральном законе и ГК РФ нет объяснения, что именно входит в понятие несущественных положений. Согласно главе 28 ГК РФ, речь идет о параметрах, которые не могут значительно сказаться на данном виде сделки и не предполагают получения согласия обоих участников соглашения. Получается, что после внесения подобных поправок по контракту ТРУ должны быть предоставлены на изначально запланированных условиях.

Не затрагивая ключевые аспекты, допускается изменить такие разделы договора, как:

  • Реквизиты для оплаты. При необходимости исправляются счета обоих участников, для расчетов используются услуги другого банка.
  • Местонахождение организаций. Адрес, контактную информацию можно изменить, не получая разрешения второго участника.
  • Случайно допущенные неточности. Могут устраняться любые опечатки при указании компаний, фамилий, имен, отчеств заказчика или продавца, ошибки, из-за которых спецификация не совпадает с ценой соглашения.

Принцип изменения условий контракта по 44-ФЗ зависит от конкретного этапа сделки. Именно на этом вопросе остановимся в следующем разделе.

Возможно ли условия изменить

Для внесения изменений в государственный контракт такая возможность должна быть предусмотрена текстом такого договора. Также сторонам следует позаботиться о правильном документальном оформлении изменений через подписание дополнительного соглашения.

Условия госконтракта при его подписании изменить нельзя. Подписываемый договор должен быть полностью соответствовать тому, который содержался в закупочной документации. Вносить изменения допускается только в случае, если торги еще не начались. Главное, чтобы заказчик придерживался установленных сроков и разместил сведения об изменениях в ЕИС.

Если стороны пришли к соглашению, то вносить в госконтракт изменения допускается только после того, как контракт был подписан.

Изменение цены контракта по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ позволяет назначить новую цену договора в ряде случаев:

  • При подписании соглашения с иностранной организацией, по которому гражданину РФ будут предоставляться медицинские услуги за пределами страны. Тогда цена может измениться в любую сторону при наличии соответствующих медицинских показаний. Отметим, что данную возможность нужно изначально зафиксировать в договоре.
  • При наличии соответствующего решения Правительства РФ, если цена контракта, целью которого является обеспечение федеральных нужд в течение минимум 3 лет, равна либо превышает установленный Правительством РФ предел в 10 миллиардов рублей. При этом работа по соглашению является невозможной по независящим от его участников обстоятельствам без поправки условий.
  • На основании решения высшего исполнительного органа региональной власти, если для обеспечения нужд субъекта был заключен контракт на 3 года и более, а его цена составляет или превышает размеры, зафиксированные на правительственном уровне. Такая максимальная сумма составляет 1 млрд рублей. Кроме того, без изменения условий контракта по 44-ФЗ его исполнение невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.
  • После решения городской администрации, когда для обеспечения муниципальных нужд заключен договор на год и более, а его цена равна или выше 500 миллионов рублей, что является предельным порогом, установленным Правительством РФ для такого типа контрактов. В данном случае работы по соглашению также должны быть неосуществимы без изменения условий по причине обстоятельств, на которые стороны не могут повлиять.

В каких случаях допускается

Существенные условия подлежат изменению только на основании положений ч. 3 ст. 34 44-ФЗ и в случаях, которые оговорены ч.1 ст.95 44-ФЗ.

В ст. 95 44-ФЗ приведено 7 оснований для внесения изменений в госконтракт. Можно изменять:

  1. Цену договора как существенное условие в сторону снижения можно изменять по соглашению сторон без изменения количества поставленных товаров, выполняемых товаров и услуг, а также прочих договорных условий (при этом цена контракта должна определяться с учетом Постановления Правительства РФ от 2014 года №19).
  2. Цену договора в случае изменения объема товара, работы или услуги на 10%.
  3. Цену договора при изменении регулируемых тарифов на газ, воду, свет или тепло.
  4. Цену и количество товаров, объем выполненной работы или оказанной услуги, сроки выполнения работ при уменьшении финансирования бюджетной организации также можно рассматривать как уважительную причину для изменения госконтракта.
  5. Качество товара, его технические и функциональные характеристики в сторону улучшения.
  6. Количество товара на сумму, которая не превышает разницы между ценой победителя и НМЦК, если эта возможность предусмотрена закупочной документацией.
  7. Цену договора при изменении перечня медицинских услуг в процессе лечения гражданина за границей.

Других оснований для внесения изменений в договор быть не может.

Также вносить изменения в подписанный государственный контракт допускается на основании положений Гражданского кодекса. Здесь сказано, что основанием для изменения и расторжения договора является форс-мажор. Под ним понимается такая ситуация, когда обстоятельства существенно изменились и это невозможно было предусмотреть на момент подписания договора (например, резкое ухудшение погодных условий, которое препятствовало исполнению договорных обязательств).

Это норма применима ко всем договорным обязательствам, которые были заключены в рамках 44-ФЗ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector