Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2021 году

Проведение дистанционной инвентаризации в 2021 году

В целях обеспечения достоверности данных бухучета и годовой бухгалтерской отчетности и соблюдения требований законодательства о бухучете компании должны проводить инвентаризацию активов и обязательств.

При осуществлении инвентаризации не всегда есть возможность обеспечить визуальный осмотр объектов, подлежащих инвентаризации, всеми участниками проводимого мероприятия (членами комиссии, материально ответственными лицами и т.д.).

К примеру, у них может быть затруднен доступ к объектам, если они находятся в труднодоступных местах — в шахтах, на крышах, под водой, в опасной зоне и т.п. Такая же трудность возникает, если объекты находятся вне места расположения компании, особенно если территориальное расположение достаточно удаленное.

Проведение инвентаризации осложняется еще и тем, что некоторые физлица могут работать дистанционно.

Из-за сложной ситуации, возникшей из-за распространения коронавирусной инфекции, работодатели были вынуждены перевести некоторых своих сотрудников на удаленный формат работы. В связи с этим Бухгалтерский методологический центр разработал Рекомендации Р-127/2021-КпР, касающиеся дистанционного проведения инвентаризации.

Согласно данным рекомендациям центр предложил компаниям при осуществлении инвентаризационных мероприятий использовать дистанционные технологии, к примеру, применять технические средства дистанционной трансляции сигнала (видеосвязь и т.п.), в т.ч. и на большие расстояния.

Компания сама принимает решение о способе, которым она будет проверять объекты в месте их нахождения и считывать информацию о них, а также передавать сведения участникам проводимой инвентаризации.

При таком подходе технические средства дистанционной трансляции должны:

  • обеспечивать передачу сигнала в режиме реального времени от места фактического нахождения проверяемых объектов до места нахождения участников инвентаризации;
  • давать возможность с учетом требования рациональности фиксировать факт наличия либо отсутствия инвентаризируемых объектов, а также их состояние и характеристики.

Если данные условия выполняются, тогда не требуется личное присутствие участников инвентаризации в непосредственном месте нахождения объектов.

Разработанные рекомендации не противоречат существующему законодательству, а потому вполне могут применяться и сейчас, и в будущем. Осложнившаяся эпидемиологическая ситуация стала только поводом для решения проблемы проведения дистанционной инвентаризации, которая была и раньше.

К примеру, в энергетической сфере инвентаризация осложнялась тем, что имеется большое количество оборудования (линии электропередач, подстанции и т.п.), распределенного по многочисленным населенным пунктам, которые территориально расположены далеко друг от друга.

Суть рекомендаций заключается в том, что для осуществления инвентаризации требуется только прийти в диспетчерский центр, в котором через технические средства можно убедиться в надлежащей работе оборудования. А если оборудование работает, то оно по факту в наличии и имеет необходимые технические характеристики и параметры.

Порядок проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2021 году

Порядок инвентаризации дебиторской кредиторской задолженности в РФ в 2021 году

К примеру, с целью предоставления отчетности для стратегически важного для компании инвестора либо же кредитора, оформления с ним различных корпоративных отношений на базе доверия с демонстрацией высокого уровня репутации в области осуществления платежей фирмы.

Крайне важно соблюдать правила инвентаризации с формированием сопровождающей документации с целью недопущения привлечения компании к материальной ответственности из-за предоставления различных недостоверных сведений относительно предпринимательской деятельности компании.

Изменения в порядке проведения инвентаризации в государственных учреждениях

  1. Инвентаризация проводится не только в отношении имущества, финансовых активов и обязательств, но и в отношении иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах. Ранее требования проводить инвентаризацию по объектам бухгалтерского учета, учитываемых за балансом, не требовалось.
  2. Как известно, проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным (п. 1.5 Указаний № 49). Согласно п. 20 Инструкции № 157н результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ранее использовалась формулировка «перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Это означает, что если инвентаризация проведена после завершения отчетного финансового года, но перед представлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, в январе текущего года), результаты такой инвентаризации отражаются в регистрах отчетного финансового года как событие после отчетной даты (31 декабря отчетного года).

Стоит отметить, что Минфин России планирует внести изменения в Указания № 49. В результате данных изменений Указания № 49 больше не будут применяться для учреждений госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете, поскольку порядок проведения инвентаризации устанавливается учетной политикой учреждения.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

Инструкция: составляем приказ о проведении инвентаризации

Проводится в 4 квартале. Дата начала, как правило, — 1 октября. Цель — проверить наличие имущества организации и сопоставить его с данными бухучета. Проверяются все активы и обязательства. Для проведения составляется образец приказа на проведение годовой инвентаризации 2021 .

Сроки инвентаризационного контроля учреждение устанавливает самостоятельно либо в учетной политике, либо отдельными распоряжениями руководства. Так, точно понадобится образец приказа на инвентаризацию 2021 года. По общему правилу опись проводится ежегодно, но не ранее 1 ноября (регламент для основных средств).

Приказ о проведении инвентаризации

  • провести перепись и пересчитать имущество;
  • сверка информации по бухгалтерскому учету с результатами инвентаризации;
  • составление документации и поиск объектов, по которым результаты расходятся и требуют дополнительных проверок;
  • определение проблем, которые влияют на понижение эффективности учреждения.

С помощью приказа можно установить объем, содержание, время проведения и порядок инвентаризации. В документе отражается персональный состав, который ответственен за проверку предприятия. В комиссию входят сотрудники администрации, бухгалтерии и специалисты, которые могут оценить имущество. Разрешено привлекать специалистов со стороны.

Как составить приказ о проведении инвентаризации

Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.

В любой организации хотя бы раз в год проводится инвентаризация материальных ценностей. Для этого необходимо назначить специальную комиссию из числа уполномоченных работников и издать приказ о проведении инвентаризации. Порядок и график проведения инвентаризации в организации должен быть закреплен в учетной политике для целей бухучета (п. 4 ПБУ 1/2021). Однако инвентаризационная комиссия создается для каждого конкретного случая. Ее состав, полномочия, а также сроки проведения инвентаризации должны быть закреплены в отдельном внутреннем акте организации.

Читать еще:  Обжалование определения суда по гражданскому делу срок обжалования порядок

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.

Инвентаризация представляет собой проверку, оценку и документальное подтверждение фактического наличия имущества, который числится на балансе учреждения, данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки имущества. Также инвентаризация необходима в случае хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Проведение инвентаризации в бюджетном учреждении

Ежегодно перед годовой отчетностью проводите обязательную инвентаризацию всех объектов бухучета, в том числе и на забалансе. Делайте это в период с 1 октября по 31 декабря. Ревизия нужна для того, чтобы подтвердить достоверность данных годовой отчетности. Также инвентаризация обязательна, когда учреждение:

Инвентаризацию нужно проводить для того, чтобы проверить фактическое наличие имущества и его состояние на установленную дату с данными бухучета. А если при проверке обнаружены ошибки, исправить их в отчетном периоде. Инвентаризация бывает двух видов: обязательная и добровольная.

Порядок проведения инвентаризации в бюджетных учреждениях

Инвентаризация проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения при наступлении случаев, указанных выше, а также при наступлении случаев, дополнительно установленных в учетной политике. С приказом должны быть ознакомлены все без исключения члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица под личную подпись.

Минфина России № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», далее — Инструкция)). При этом в документе оговариваются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных ситуациях.

Пример приказа на проведение инвентаризации 2021 года в бюджетном учреждении

В части методов начисления амортизации в 2021 году учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступно три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка. В конце 2021 года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании.

Когда нужно проведение инвентаризации в экономном учреждении? Август не самый насыщенный месяц по части последних сроков сдачи разных отчетностей. До недавнешнего времени многие считали, что законодательство о индивидуальных данных далековато от практической работы бу.

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

В случае если учреждение автономное или бюджетное, инвентаризация в нем должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, данным организациям необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации в государственном бюджетном учреждении

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие имущества и обязательств. Они используются для дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества государственного бюджетного учреждения. Внеплановые инвентаризации могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.

Инвентаризация активов и обязательств проводится государственным бюджетным учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации (п.20 Инструкции №157н).

Инвентаризация в 2021

Инвентаризация в 2021

На наш взгляд, такой порядок учета лицензионных прав не является ошибкой, скорее наоборот, более корректен с точки зрения формирования финансового результата. Следовательно, если срок полезного использования прав на РИД по состоянию на 01.01.2021 не определен, их можно поставить на учет по аналогии с правами с определенным сроком полезного использования операциями текущего года:

Лицензионный договор, заключенный в упрощенном порядке в соответствии с п. 5 ст. 1286 ГК РФ (так называемая упаковочная, коробочная, оберточная лицензия), действует до продажи или иного отчуждения экземпляра программы. В целях равномерного отнесения затрат на финансовый результат срок использования программы учреждение определяет самостоятельно с учетом срока действия аналогичных программ.

8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии

Роль инвентаризации в учете — выявить соответствия или несоответствия между данными бухучета и фактическим состоянием дел по объектам имущества и обязательствам. То есть инвентаризация должна отвечать на вопросы не только экономического характера, но и соответствовать процессуальным законодательным процедурам.

  • например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).

Сумма списания должна быть зафиксирована в решении комиссии по поступлению и выбытию. Комиссия должна получить документы о том, что право прекращено или заканчивается в срок, или будет продлено, и на этом основании списать остаток по счету 401.50 или принять объект к учету на счет 111.60 — если срок использования больше 12 месяцев. В Решении должно быть зафиксировано, какие права и на что, чтобы определить счет учета. Бухгалтер не является специалистом в области имущественных прав, соответственно должно быть Решение комиссии.

«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов согласно СГС «Нематериальные активы» осуществляется операциями 2021 г. по результатам инвентаризации, которая проводится с целью выявления таких объектов бухгалтерского учета.

Инвентаризация в 2021

Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией в дальнейшем понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Особое внимание при инвентаризации расчетов необходимо уделить судебным делам, в которых организация участвует в качестве истца или ответчика. А также признанным претензиям как контрагентами, так и самой организацией. Признанные контрагентами претензии включаются в состав доходов в бухгалтерском и налоговом учете на дату признания должником. Соответственно, признанные организацией претензии включаются в состав расходов также на дату признания.

Читать еще:  Как получить жилье материодиночке в 2021 году

В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.

Проведение инвентаризации в маленькой фирме: как правильно организовать

Это грубое нарушение правил ведения бухучета. Оно карается по ст. 15.11 КоАП РФ штрафом 5000 – 10 000 рублей за нарушение, налагаемым на должностных лиц компании. Если же нарушение происходит повторно, штраф удваивается, а должностные лица, ответственные за бухучет в организации, могут быть дисквалифицированы на срок до 2-х лет.

У фирмы с небольшим штатом может быть большое количество запасов или большая номенклатура. Кроме того, у мелкого и среднего бизнеса любой покупатель или клиент «на счету». Поэтому, закрывать на несколько суток, к примеру, магазин или точку общепита (особенно в пред-и посленовогодние дни) не хотят ни владельцы, ни руководство.

Новое в инвентаризации в 2021 (последние новости)

  • Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 (в редакции от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Приказ Минфина России № 34н от 29.07.1998 (в редакции от 11.04.2021) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  • ПБУ 4/99;
  • федеральный закон “О бухгалтерском учете” № 402-ФЗ от 06.12.2011
  • ликвидация организации;
  • реорганизация организации;
  • смена материально-ответственных сотрудников (увольнение, перемещение, прием на работу);
  • продажа имущества;
  • выкуп имущества;
  • передача в аренду имущества;
  • воровство, хищение и т.д.;
  • порча имущества;
  • форс-мажорные ситуации.

Сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2021 году

. Так, инвентаризацию проводят
с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия.
Во время инвентаризации активов и обязательств проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценку.

  • составление графика контрольных мероприятий;
  • оформление приказа о назначении рабочей инвентаризационной комиссии с указанием места, времени и объема инвентаризации (Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»);
  • получение расписок от материально ответственных лиц (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации);
  • проверка наличия и состояния, а также оценка активов и обязательств сплошным методом (п. п. 2.7, 2.8 Методических указаний по инвентаризации);
  • проверка наличия и условий хранения документов, подтверждающих нахождение активов в собственности или распоряжении организации, а также технической документации (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации);
  • выявление активов, подлежащих списанию (п. п. 3.6, 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации);
  • проверка активов на обесценение (п. 35 ПБУ 4/99);
  • выявление сомнительной и безнадежной задолженности (п. 3.8 Методических указаний по инвентаризации);
  • подведение итогов инвентаризации и оформление документов (Постановление Госкомстата N 88);
  • отражение результатов инвентаризации (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

Инвентаризация в 2021

3. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана, а также органов управления государственными внебюджетными фондами обеспечить выполнение мероприятий плана в установленные сроки, в том числе организацию и проведение инвентаризации IT-ресурсов в подведомственных учреждениях и предприятиях, а также размещение предусмотренной пунктом 5 настоящего распоряжения информации в федеральной государственной информационной системе координации информатизации.

направить руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации уведомления о выявленных нарушениях по результатам анализа информации, указанной в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящего распоряжения;

Если инвентаризация проведена с нарушениями, то ревизоры могут признать ее недействительной, что также влечет к наложению штрафа. Примером такого нарушения может служить заполнение сведений о фактическом наличии объектов в описях до проведения инвентаризации и проверки их фактического наличия, проведение инвентаризации по нескольким складам одновременно без приостановки их деятельности на время пересчета, взвешивания.

Для определения объектов, подлежащих учету на счетах группы 111 60 «Права пользования нематериальными активами», следует провести инвентаризацию имущества, полученного в пользование (счет 01) и соответствующие суммы расходов будущих периодов (счет 401.50). Комиссия должна определить на основании документов срок использования лицензии, рассчитать амортизацию, определить счет учета и иную информацию, необходимую для поставки на балансовый учет объекта.

Инвентаризация в 2021

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее — неорганизованные ИЗАВ);

определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (далее — источники выделения, ИВ), и выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества;

Тема недели: «Утверждены методические рекомендации по проведению инвентаризации IT-ресурсов, используемых государственными органами власти»

Методические рекомендации определяют объект инвентаризации, включая детализированный перечень соответствующих IT- pecypcов. Так, в частности, инвентаризуемый IT-pecypc — информационные системы и их компоненты, созданные или приобретённые за счёт бюджетных средств или в рамках государственно-частного партнёрства для реализации полномочий субъектов инвентаризации.

В срок до 8 апреля 2021 г. по результатам проведённой инвентаризации в Правительство должен быть представлен проект доклада Президенту России о результатах инвентаризации ИТ-ресурсов и предложения по регулированию в сфере приобретения, использования и учёта ИТ-ресурсов в госсекторе.

Естественная убыль. Бывает так, что товара меньше, чем по данным учета, но он все еще годен. И меньше его стало по естественным причинам. Обычно это относится к тому, что продается на развес: печеньки немного покрошились, изюм усох, маргарин весовой подтаял. Но даже у естественной убыли есть установленные пределы, а если рассыпалось или вылилось больше ― это уже недостача, и нужно искать, кто это сделал.

Нужно определить, кто из сотрудников будет заниматься пересчетом. Вряд ли кто-то из работников из любви к порядку будет рад бесплатно выйти в выходной, чтобы пересчитать половину склада. Поэтому нужно продумать мотивацию, например, дополнительный выходной или денежный бонус.

Годовая инвентаризация в организации бюджетной сферы: актуальные задачи при ее проведении

  • Объекты, которые должны быть проинвентаризированы
  • Соответствие объекта понятию “Актив”
  • Выявление признаков обесценения актива

О том, что проведение инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой отчетности является обязательным, бухгалтерам организаций бюджетной сферы напоминать не нужно. По общему правилу, при проведении инвентаризации в учреждении необходимо сверить информацию, отраженную в бухгалтерском (бюджетном) учете, с фактическими данными. При этом, с учетом изменений, вносимых в нормативные правовые акты, регулирующие проведение инвентаризации, перед должностными лицами ставятся и иные вопросы. О них и поговорим в статье.

Читать еще:  Юристы и адвокаты по бракоразводным делам с гарантией результата

Объекты, которые должны быть проинвентаризированы

Обязанность проведения инвентаризации в целях составления годовой отчетности закреплена для всех типов учреждений*(1). Основания, сроки и порядок проведения инвентаризации устанавливаются в рамках учетной политики.

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • материальные запасы;
  • незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  • животные и молодняк животных;
  • денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности;
  • расчеты;
  • резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы.

Также практика показывает, что должны быть проинвентаризированы объекты незавершенного строительства (п. 6 Представления Счетной палаты РФ от 14.07.2016 № ПР 13-198/13-02).

Отдельно отметим такой объект для проведения инвентаризации, как счета для учета обязательств (0 502 00 000 «Обязательства»). Прямо на это ни в одном нормативном правовом документе не указано. Но говоря о проведении инвентаризации в целях составления годовой отчетности, следует понимать, что обязательства фигурируют в отчетных формах. Соответственно, перед их составлением счета санкционирования нужно проинвентаризировать.

Соответствие объекта понятию «Актив»

Одной из задач инвентаризации является проверка объектов на соответствие понятию «Актив»*(3). Объекты основных средств, по которым установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания). Дальнейшее начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится.

Решение о том, что объекты не соответствуют понятию «Актив», может приниматься инвентаризационной комиссией*(4). Инвентаризационная комиссия при этом составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который служит основанием для выбытия основного средства с баланса. На основании принятых комиссией решений бухгалтерией составляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833), в которой отражаются бухгалтерские записи по выбытию основных средств с баланса с одновременным отражением информации об указанных объектах имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Несмотря на приведенные в нормативных документах определения «Актива» и разъяснения специалистов финансового ведомства на эту тему, должностные лица учреждений периодически сталкиваются с неоднозначными ситуациями. Рассмотрим некоторые из них и возможные варианты решений:

  1. В учреждении имеется имущество, использовать которое в его деятельности нет возможности. Например, оборудование для оказания каких-либо специфических государственных услуг, которые в текущем году согласно заданию учреждение уже не оказывает. Для принятия решения о необходимости переноса имущества на забалансовый счет 02 по причине несоответствия понятию «Актив», в данной ситуации необходимо оценить потенциальную возможность использования имущества. Если она существует, то объект соответствует понятию «Актив» и переносить его на забалансовый счет 02 не нужно. К примеру, данное имущество может быть продано, обменяно на другие активы и т. п., то есть полезный потенциал у него есть*(5). Также целесообразным будет его возврат собственнику (в том числе, по инициативе учреждения), если речь идет о ранее закрепленном за учреждением имуществе.
  2. Должностными лицами учреждения принято решение о невозможности дальнейшей эксплуатации имущества и проведении в его отношении ремонтных, восстановительных работ. Объект планируется к списанию, но его необходимо должным образом согласовать. В такой ситуации имущество может быть признано не соответствующим понятию «Актив», списано с балансового учета и отражено на забалансовом счете 02 на период согласования.
  3. В учреждении находится имущество, поступившее в результате замены составной части оборудования, при этом функциональное назначение (для использования, реализации и т. д.) не определено. Специалисты финансового ведомства*(6) указывают, что такое имущество учитывается на забалансовом счете 02.

Выявление признаков обесценения актива

Еще одной задачей, которую необходимо решить в рамках инвентаризации, проводимой в целях обеспечения достоверности данных годовой отчетности, является выявление признаков обесценения актива. Оно осуществляется путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива, перечисленных в п. 6 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н (далее — Федеральный стандарт «Обесценение активов»).

Анализ наличия признаков обесценения осуществляется инвентаризационной комиссией (комиссией по поступлению и выбытию активов). В случае выявления таких признаков проводится процедура тестирования объектов, по которым выявлены признаки обесценения, в соответствии с положениями Федерального стандарта «Обесценение активов». При этом в случае, если комиссией по инвентаризации не выявлены признаки обесценения нефинансовых активов, в документе по инвентаризации, формируемом согласно положениям учетной политики, производится запись «признаков обесценения объектов нефинансовых активов не выявлено»*(7).

Наряду со сказанным необходимо отметить: специалисты финансового ведомства России в письменных разъяснениях*(8) указывают на то, что решение о признании убытка от обесценения актива, являющегося государственным (муниципальным) имуществом, принимается в порядке, аналогичном для принятия решения о списании такого имущества, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. И в их устных разъяснениях также звучала фраза о том, что провести обесценение можно только в случае, когда такой нормативный правовой акт принят на уровне конкретного публично-правового образования. То есть норма об обесценении есть, а для того, чтобы ее можно было применить, необходимо разработать соответствующий механизм.

Однако, если названного документа нет, указать, что «признаков обесценения объектов нефинансовых активов не выявлено» по результатам проведения инвентаризации необходимо.

Итак, мы рассмотрели объекты, подлежащие инвентаризации, и две задачи, которые необходимо решить при ее проведении: выявление соответствия объекта понятию «Актив» и признаков обесценения активов. А также остановились на нюансах, с которыми могут столкнуться должностные лица учреждений при решении этих задач.

_____________________
*(1) п. 7 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, п. 9 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, п. п. 80, 81 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, далее — Федеральный стандарт «Концептуальные основы. «.
*(2) Согласно разделу 3 «Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств» Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Данный документ не является обязательным для проведения инвентаризации в организациях бюджетной сферы, но его отдельные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации, могут быть включены в документы учетной политики (Письма Минфина России от 01.08.2019 №02-07-10/55207, от 28.01.2019 № 07-01-09/4705).
*(3) раздел 3 Письма Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237.
*(4) Письмо Минфина России от 25.07.2018 № 02-07-10/52275.
*(5) п. 37 Федерального стандарта «Концептуальные основы…».
*(6) Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 02-06-10/12969.
*(7) п. 1.2 Приложения № 1 к Совместному Письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 №№ 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932.
*(8) Письмо Минфина России от 01.11.2018 № 02-06-10/78896

Статья подготовлена

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector