Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная семья как новый вид помощи гражданам пожилого возраста

Дом престарелых как бизнес-проект: как заработать на уходе за пожилыми с помощью государства

Население Земли стареет. В 2018-м впервые в истории число людей на планете в возрасте 65 лет и старше превысило число детей в возрасте до пяти лет. Согласно отчету ООН «Мировые демографические перспективы: пересмотренное издание 2019 года», к 2050 году каждый шестой человек в мире будет старше 65 (16% населения), в то время как в 2019-м в этом возрасте — лишь каждый 11-й (9%). Даже более стремительно стареть будет Европа — там к 2050-му на категорию «от 65 и старше» придется четверть населения. Более узкая демографическая группа «от 80 и старше» в ближайшие три десятилетия расширится втрое по всему миру — со 143 млн в 2019-м до 426 млн в 2050-м.

Количество россиян старше трудоспособного возраста (женщины старше 55, мужчины старше 60 лет) уже сегодня вплотную приблизилось к 25% и, согласно среднему демографическому прогнозу Росстата, достигнет 27% к 2025-му — речь идет более чем о 40 млн человек.

Помимо сухой статистики важно, как рост числа пожилых влияет на жизни людей. Многие даже не представляют, как часто среднестатистическая семья в России сталкивается с выбором — кто будет ухаживать за пожилым родственником и кого нанять, чтобы присматривать за родным человеком, который не может сам себя обслуживать и нуждается в постоянной медицинской поддержке без стационарного размещения. Постепенно растет востребованность социальных учреждений и частных помощников, которые готовы ухаживать за пожилыми.

Однако заработать на рынке помощи старшему поколению непросто — не все потенциальные потребители услуги могут себе это позволить. Людям обычно проще и иногда дешевле найти сиделку.

Мне на практике повезло участвовать в структурировании трех разных проектов по строительству и эксплуатации пансионов для пожилых людей. В 2012-м в составе компании Senior Group мы рассматривали концессию с Московской областью на пансион для пожилых с объемом инвестиций 365 млн рублей (в 2017-м проект в Малаховке был запущен через механизм инвестиционного договора). В 2015-м в составе ГК «Глубина» разрабатывалось типовое решение по пансионам для пожилых и велись переговоры с регионами. Наконец, в 2017-м было подготовлено концессионное соглашение сети гериатрических центров «Опека» о строительстве центра в Репино (Санкт-Петербург) на 275 мест площадью 7000 кв. м — сумма инвестиций в проект составит 900 млн рублей.

В каждом проекте команда сталкивалась с одной и той же проблемой — маркетинговые исследования по потребностям рынка России неточны или их просто нет. Причина — в особенностях менталитета: потребность в помощи есть, но признаться в этом многим стыдно.

Госрегулирование

Сегодня в России действует основной пакет законов, которые регулируют сферу заботы о пожилых людях. В него входят:

  1. Федеральный закон от 28.12.13 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 ноября 2009 г. № 71 Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы»;
  3. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 05.02.16 № 164-р). Согласно принятой Стратегии, ставка будет сделана на развитие частных домов престарелых;
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.11.14 № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений».

По правилам действующего законодательства граждане могут получить как государственную социальную помощь, так и частную. К государственным домам престарелых относятся:

  • центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • психоневрологические интернаты;
  • геронтологические центры;
  • дома милосердия и дома-интернаты для инвалидов;
  • социальные дома для престарелых;
  • хосписы.

К частным компаниям можно отнести:

  • частные пансионы для пожилых;
  • патронажный уход.

Как устроен рынок частных пансионов для пожилых

К рынку частных пансионов для пожилых относятся частные и общественные (созданные общественными объединениями, например, при монастырях) организации, которые предоставляют не только услугу ухода, но и услуги проживания, питания, а в отдельных случаях и медицинские услуги.

Частные пансионы для пожилых работают за свой счет, который обычно состоит из акционерного и кредитного капитала. На открытие таких пансионов лицензия не требуется (если речь не идет о медицинских услугах), но рекомендуется входить в реестр социальных услуг. Это не обязательно, но желательно, если вы хотите иметь больше стабильных контрактов, в том числе и государственных. Заведения, которые входят в реестр, как правило, предлагают клиентам более высокий уровень обслуживания, более комфортное проживание, сбалансированное питание, досуг. Необходимо, чтобы пансион находился не более чем в 10 минутах езды от медицинского учреждения.

Стоимость пакета услуг составляет около 80 000-150 000 рублей в месяц. Поэтому при выборе пансиона для родственника не стоит удивляться, что заведение, размещенное в бывшей даче, с пакетом услуг от 500 рублей в день и не входящее в реестр, неожиданно попадет в криминальную хронику.

Некоторые люди попадают в частные дома престарелых по субсидии. Такие постояльцы отдают за услуги 75% пенсии, а остальное за них доплачивает государство. В Москве доплата составляет 2500 рублей в день, в регионах все намного скромнее. Из практики можно сказать, что действительно качественный уход меньше чем за 6000 рублей в день организовать сложно, а скорее невозможно.

Таким образом, работая по субсидии, бизнес не только не зарабатывает, но и даже не «отбивает» операционные затраты, не говоря уже об инвестициях в инфраструктуру. Кроме того, поскольку пожилые люди относятся к социально незащищенному слою населения, надзорные службы будут проявлять повышенный интерес в виде, например, контроля Роспотребнадзора и пожарной инспекции.

Какую форму сотрудничества выбрать

Самый простой способ начать собственный частный бизнес-проект по уходу за пожилыми людьми — пойти по коммерческой схеме: предприниматель арендует, иногда покупает помещение и использует его для оказания услуг на коммерческой основе в рамках Гражданского кодекса РФ.

Однако бизнесмены могут начать свое дело и с помощью государственно-частного партнерства (ГЧП) или квази-контрактов. Для этого используют следующее.

  • Концессию: государство выдает предпринимателю землю или объект недвижимости (арендный договор в виде приложения к концессионному соглашению). Частный инвестор проводит реконструкцию этого имущества и эксплуатирует его за свой счет, но право собственности остается у государства. Инвестиции возвращаются за счет продажи услуг и различных дополнительных преференций от государства (налоги, субсидии, возмещение затрат на стройку, снижение арендной ставки на землю).
  • Соглашение о государственно-частном партнерстве: почти такие же правила, как у концессии, только право собственности может быть у частного инвестора.
  • Аренду с инвестиционными обязательствами в рамках Гражданского кодекса.
  • Стратегический инвестиционный контракт в рамках регионального законодательства. Условия похожи на инвестиционный договор, но прибавляется конкретный пакет преференций от региона (налоги).

Если сумма вложений в проект не превысит 600-800 млн рублей, то чаще используют коммерческую схему. ГЧП отталкивается от 1 млрд рублей и срока контракта от 15 лет, иначе это не выгодно. Однако многое зависит от объема услуг, планируемого количества постояльцев, прав собственности на объект и земельный участок.

Перспективы отрасли

По данным объединения «Мир старшего поколения», на начало 2018 года порядка 630 000 пожилых людей нуждались в стационарном уходе в специализированных учреждениях. Ожидается, что уже к 2025 году государственная система ухода не сможет справиться с демографическими изменениями ни финансово, ни организационно.

С учетом статистики по старению можно говорить, что государство явно не справляется. Потребность растет, а если добавить экономическую составляющую по стране в целом, то пока можно уверенно сказать, что только частный бизнес способен решить эту проблему.

При существующем уровне доходов населения и размере средней пенсии нельзя утверждать, что бизнес непременно будет выгоден. Однако неудовлетворенный спрос на эти услуги определенно существует. Выбор подхода может быть разным, но в целом окупаемости можно ждать не раньше, чем через пять лет, а средняя рентабельность варьируется от 5% до 18%. Главное — понимать возможности и учитывать уже существующие наработки. Вот несколько уроков, которые мы извлекли из нашего опыта:

  • при разработке бизнес-модели необходимо определиться, кого вы собираетесь обслуживать: постояльцев, способных самостоятельно ухаживать за собой, инвалидов, лежачих или пожилых с психическими отклонениями, например, с самым распространенным заболеванием — деменцией;
  • выручка зависит от наполняемости, а та, в свою очередь, от сезона, среднее процентное соотношение при благоприятном устройстве — около 75-85 %;
  • местоположение объекта влияет на стоимость услуг и прибыль, а от непосредственно региона уже зависит просчитываемая цена проживания и субсидии;
  • сеть дает больше преимуществ, также не стоит недооценивать вложения в рекламу и репутацию;
  • всегда будут сложности в поиске квалифицированных и опытных сотрудников, легче их «выращивать» самостоятельно;
  • вы можете совместить в одном заведении расположение как социальных, так и коммерческих мест (через выстраивание отношений с государственным заказчиком), тем самым увеличив свою стабильную наполняемость, так как коммерческие постояльцы, как правило, размещаются родственниками временно, а социальные — постоянно.
Читать еще:  Жалоба в конституционный суд. образец заполнения и бланк 2021 года

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Лекция Медицинская и социальная защита населения старших возрастных групп

МЕДИЦИНСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.

Социальная защита населения старших возрастных групп.

Медицинские аспекты защиты пожилых людей.

Социальные аспекты защиты пожилых людей.

Социальная защита населения старших возрастных групп.

Медико-социальная помощь лицам пожилого возраста направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Для реализации таких гарантий, государству требуется четко организованная и хорошо налаженная система медицинских и социальных служб, а также значительное число подготовленных специалистов, способных предоставить лицам пожилого и старческого возраста рациональную, экономически эффективную, всестороннюю квалифицированную помощь.

Наиболее угрожающими состояниями для этой категории населения являются обездвиженность, потеря зрения, патологические нарушения психики (депрессия, деменция), развитие остеопороза, травмы и др. Естественно, что престарелые группы повышенного риска особо нуждаются в постоянном наблюдении и всесторонней квалифицированной помощи со стороны различных служб, включая медицинские, социальные, психологические, коммунальные и др.

Среди населения старше трудоспособного возраста эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют особо выделить категорию пациентов повышенного риска.

К ним относят наиболее уязвимые группы населения, имеющие высокий риск ухудшения здоровья, социального и экономического положения:

лица в возрасте 80-90 лет и старше;

живущие одиноко (семья из одного человека), в том числе вдовые;

живущие изолированно пары, в том числе бездетные пары;

страдающие тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками;

вынужденные жить на минимальное государственное или социальное пособие.

Граждане Российской Федераций имеют право на пенсионное обеспечение при достижении соответствующего пенсионного возраста, при наступлении инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи — при потере кормильца. Основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности (медицинская сестра – 30 лет).

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ ;

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; от 17.12.2001 N 173-ФЗ

ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ;

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 N 195-ФЗ;

Медицинские аспекты защиты пожилых людей.

В связи с тем, что численность лиц пожилого возраста, в Российской Федерации постоянно растет, и они страдают множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, это приводит к значительному расходованию ресурсов здравоохранения этими группами населения. Потребность в получении ими квалифицированной медицинской помощи удовлетворяется не в полной мере.

С целью повышения объемов и качества оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения, а также интенсификации научных исследований в области геронтологии был издан приказ Минздрава Российской. Федерации № 297 от 28.07.99 г. «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации». Этим приказом внесены дополнения и изменения в номенклатуру учреждений здравоохранения. Рекомендовано организовать гериатрические центры, принять меры к созданию сети гериатрических больниц и отделений, учреждений медико-социальной помощи (хосписов, домов и отделений сестринского ухода) в соответствии с потребностью. Также провести подготовку медицинских кадров для работы в гериатрических учреждениях.

Гериатрический центр предназначен для оказания специализированной стационарной и консультативно-диагностической медицинской помощи населению пожилого и старческого возрастов и лицам с признаками преждевременного старения организма, а также обеспечения организационно-методического руководства деятельностью медицинских, медико-социальных учреждений и специалистов по вопросам оказания гериатрической помощи.

Гериатрическая больница (гериатрическое отделение многопрофильной больницы) предназначается для оказания плановой гериатрической, в том числе специализированной, стационарной медицинской помощи, а также долечивания и медицинской реабилитации после проведения курса интенсивного лечения в стационарах иного профиля гражданам пожилого и старческого возрастов и лицам с признаками преждевременного старения организма.

стационары дневного пребывания для пожилых — пациенты получают консультативную и лечебную помощь.

Социальные аспекты защиты пожилых людей.

Законы предусматривают пять форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

Социальное обслуживание на дому

Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений, социального обслуживания.

Стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их назначения.

Учреждение срочного социального обслуживания оказывает неотложную разовую социальную помощь остро нуждающимся гражданам.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества, государства.

В нашей стране социальная помощь престарелым гражданам расширяется и совершенствуется. Организация социальной защиты престарелых строится на принципах адресности, гарантированности, комплексного подхода, гибкости форм. Оказываются различные виды поддержки.

Материальная: пособия по нуждаемости (доплата до прожиточного минимума), целевые доплаты (на приобретение угля, одежды, лекарств), пособия попавшим в экстремальные ситуации, пособия на приобретение (или оплата) протезно-ортопедических изделий.

Натуральная: в виде предметов первой необходимости, одежды, обуви, продуктов питания, организации бесплатного питания, обеспечения ночлега. Работой с пожилыми гражданами занимается департамент социальной защиты.

Наиболее старой и традиционной формой коллективной социальной помощи одиноким престарелым является дом-интернат.

В стране имеются дома-интернаты для престарелых различных типов:

общего типа — для престарелых, сохранивших способность к самообслуживанию;

больничного типа — для лиц с хроническими заболеваниями, которым требуется постоянный посторонний уход;

специальные интернаты для психиатрических больных;

дома, принадлежащие ведомственным организациям (для ветеранов сцены, цирка, шахтеров и др.);

дома для пожилых — новая форма обслуживания престарелых. В них предполагается размещать одиноко живущих людей и одинокие семейные пары в отдельных однокомнатных или двухкомнатных квартирах гостиничного типа. В нижних этажах этих домов предусматривается размещение столовых, пунктов бытового назначения. Все бытовые и коммунальные услуги в домах для пожилых, оплачиваются их жильцами на льготных условиях. В таких домах удобно организовывать медицинское и культурное обслуживание престарелых.

Пансионаты и санатории для пожилых также получили широкое развитие в нашей стране. Здесь пожилые люди получают лечение, отдыхают.

Большое распространение получило обслуживание на дому социальными работниками, которые подчиняются центру социального обслуживания. Социальные работники предлагают подопечным широкий набор услуг. Согласно Положению о центре социального обслуживания к таким услугам относятся: доставка на дом продуктов питания из магазина, с рынка; доставка горячих обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи; осуществление различных коммунальных и других платежей, сдача в ремонт различных вещей. По поручению подопечного социальный работник свяжется при необходимости с нотариусом, вызовет врача, получит заказанную ортопедическую обувь, поможет написать письмо родственникам, оформить необходимые документы (в том числе и для помещения в дом-интернат), пригласит мастеров по ремонту квартиры или какой-нибудь аппаратуры (телевизор, стиральная машина и т. п.). Некоторые территориальные центры расширяют рамки и этого довольно широкого спектра услуг.

Читать еще:  Установка счетчиков воды порядок правила регистрация бесплатно стоимость кубометра

Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, отдельные виды услуг, не связанные с первонеобходимыми потребностями, оплачиваются пенсионерами, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки.

Услуги социальными работниками на дому оказываются одиноким нетрудоспособным гражданам. Эта служба прежде всего, насколько это возможно, скрашивает жизнь одиноких, в сложившихся условиях лишенных самого необходимого — человеческого общения.

После создания служб социальной помощи резко сократились очереди для поступления в дома-интернаты среди нетрудоспособных граждан, лишенных возможности к самообслуживанию, нуждающихся в посторонней помощи и уходе. Теперь эти люди могут проживать у себя дома, в привычных условиях, сохраняя свой стиль жизни. Это сохраняет не только их психику, но порой и продлевает жизнь.

Центры социального обслуживания входят в систему социальной защиты населения. Они не ждут, когда к ним обратятся за помощью, напротив, они сами идут и определяют тех, кто нуждается в их поддержке.

Для малоимущих организуется бесплатное и льготное питание в столовых, кафе. Оплачивают обеды общественные фонды, частные и государственные предприятия. Дело не только в оплате: одинокому человеку, да еще и пожилому, трудно и невмоготу возиться с готовкой для себя одного. Встречи пенсионеров во время обедов становятся своеобразными клубами, частично разрешают проблему дефицита общения.

Одиночество — еще одна из проблем пожилого человека. Особенно много одиноких женщин, что в общем-то неудивительно при том различии в продолжительности жизни мужчин и женщин, которое существует в нашей стране. Но женщина легче приспосабливается к одиночеству после смерти мужа, чем мужчина. Мужчина-вдовец — редкое явление, он, как птица с одним крылом, не приспособлен к жизни.

Сотни факторов и множество обстоятельств влияют на жизнь и здоровье одиноких, и далеко не все из них обречены на раннюю смерть, хотя среди всех «официальных» долгожителей, т.е. лиц, продолжительность жизни которых удостоверяется документально, нет и не было ни одного старого холостяка, ни даже вдовца, жившего одиноко длительное время. Но даже если не говорить о долгожителях, то и в числе всего остального населения одинокие умирают раньше, нежели семейные. Скрасить жизнь пожилых людей могут животные. Интересные данные опубликовали американские медики, которые показали, что наличие в доме животных способно значительно снизить смертность от инфаркта миокарда.

Одиночество — отсутствие человеческих контактов — разрушает личность, ее социальный строй.

Большинство пожилых людей, тем более одиноких, нуждаются в постоянном медицинском наблюдении и уходе, в психологической поддержке и психиатрической помощи.

Литература: Д.А. Крюкова, Л.А.Лысак, О.В. Фурса Здоровый человек и его окружение стр. 426 — 438.

Социальная семья как новый вид помощи гражданам пожилого возраста

Современная демографическая ситуация в Ставропольском крае характеризуется динамичным увеличением доли граждан пожилого возраста в общей численности населения края. На 1 января 2014 года численность лиц старше трудоспособного возраста по Ставропольскому краю составила 25,5 % процента от численности всего населения Ставропольского края. Помимо этого, наблюдается увеличение доли граждан пожилого возраста старше 80 лет, и в дальнейшем их количество будет увеличиваться [1].

Такая тенденция в обществе предъявляет высокие требования к принятию согласованных стратегических решений на всех уровнях управления, направленных на защиту прав и интересов граждан пожилого возраста, созданию комфортных условий для жизни старшего поколения, повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов, поддержанию активного долголетия, преодолению психологического дискофорта, связанного с ощущением беспомощности и одиночества [5, 6].

У пожилых людей в современном мире появляются новые социальные потребности, что обуславливает необходимость внедрения инноваций в социальную сферу как ведущий инструмент повышения качества их жизни [1, 2, 4]. Самой распространённой формой социального обслуживания пожилых людей и инвалидов является надомное обслуживание.

Цель исследования: анализ опыта и перспектив внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому.

Материалы и методы исследования

В ходе оценки был проанализирован опыт деятельности Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Изобильненский центр социального обслуживания населения» Ставропольского края. С целью изучения удовлетворенности качеством оказания социальных услуг и анализа потребностей внедрений инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому был проведен социологический опрос. В исследовании приняли участие 20 работников учреждения системы социальной защиты и 53 клиента.

Результаты исследования и их обсуждения

В Изобильненском центре социального обслуживания населения функционируют 14 отделений социального обслуживания населения на дому, которые охватывают 28 населенных пунктов района. Основными клиентами Изобильненского центра социального обслуживания являются граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в сельской местности. В сельской местности расположено 11 отделений социального обслуживания на дому. Во 2 квартале 2015 года отделения социального обслуживания дому оказали услуги 1 410 человек. Основную долю обслуживаемых составили женщины, они составляют 82 % от общего числа обслуживаемых. По итогам 2 квартала 2015 года бесплатную помощь получили – 6,6 % клиентов, с частичной оплатой 78,7 %, с полной оплатой – 14,7 %. Численность лиц, ожидающих очереди для принятия на обслуживание в отделения составляет 5 человек.

85 % опрошенных нами клиентов полностью удовлетворены качеством оказания социальной помощи, 12,5 % отметили, что удовлетворены в большей степени да, чем нет, и лишь 2,5 % отметили, что больше нет, чем да.

88 % опрошенных в целом удовлетворены разнообразием предоставляемых социальных услуг

Самой актуальной проблемой для граждан пожилого возраста и инвалидов является состояние здоровья. Состояние здоровья беспокоит 93,3 % опрошенных, материальные трудности испытывают 53,3 % опрошенных, с социально-бытовыми проблемами сталкиваются 33,3 % опрошенных (рис. 1).

Рис. 1. Наиболее значимые проблемы клиентов отделений социального обслуживания на дому

Самыми востребованными социальными услугами для клиентов отделений социального обслуживания на дому являются социально бытовые услуги. Более 91 % клиентов отделений социального обслуживания на дому являются получателями именно социально-бытовых услуг (приготовление пищи, доставка продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, лекарств, организация ремонта и уборки помещений). 19,5 % клиентов являются получателями социально-психологических услуг, 16,8 % – социально-медицинских, а 12 % – социально-правовых услуг.

В ходе исследования оценивалась потребность в дополнительных социальных услугах, которые хотелось бы получать гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому. Более 50 % граждан испытывают по потребность в предоставлении медицинских услуг на дому (установка капельниц, выполнение уколов, предоставление физиологических процедур и др.). 34 % опрошенных испытывают потребность в предоставлении услуг социального такси. Ограничение жизнедеятельность большинства клиентов отделений социального обслуживания на дому приводит к актуальности предоставления парикмахерских услуг, а также услуг мастера по маникюру и педикюру на дому. Потребность в повышении разнообразия услуг по организации конструктивного досуга испытывают 15 % опрошенных. 10 % граждан пожилого возраста нуждаются в получении квалифицированной консультаций юриста на дому (рис. 2).

Рис. 2. Дополнительные виды социальных услуг, в которых испытывают потребность клиенты отделения социального обслуживания на дому

Согласно результатам проведенного исследования не менее актуальной проблемой является и повышение информированности граждан пожилого возраста и инвалидов о перечне услуг, предоставляемых пожилым гражданам и инвалидам учреждениями социального обслуживания на дому. Большая часть респондентов 56,4 % отметили, что узнали о возможности получения социальных услуг из блажащего окружения (родственники, знакомые, соседи), 34,5 % получили информацию о возможности получения социальных услуг на дому от специалистов учреждения. Остальные отметили другие источники получения информации: органы муниципальной власти, медицинские учреждения, средства массовой информации.

В центре активно развиваются инновационные формы социальной поддержки граждан.

Услуга «Домашний помощник» направлена на оказание одиноким (одинокопроживающим) вдовам участников и инвалидов Великой Отечественной войны в выполнении трудоемкой домашней работы. Данный вид услуг оказывает социальный работник мужчина. Каждый обратившийся в центр сможет получить помощь специалиста в мелком ремонте, ремонте электрики, сантехники, сборке мебели и т.д.

Услуга «Санаторий на дому» направлена на максимальное восстановление здоровья и способности к самообслуживанию пожилых людей в комфортных и привычных для них условиях. Терапия включает комплекс услуг для улучшения самочувствия, повышения иммунитета, а также просветительскую работу с пациентами по санитарной гигиене и диетологии. Программа по улучшению качества жизни пенсионеров полностью ориентирована на их потребности и включает в себя десятидневный реабилитационный курс. В перечень услуг входит обследование врача и назначение процедур с проведением мониторинга состояния здоровья. При этом учитывается диагноз основного и сопутствующего заболевания, общее самочувствие клиента. Затем составляется индивидуальный план реабилитации, включающий магнитотерапию, рефлексотерапию на аппаратах «ДЕНАС», ингаляции, водные процедуры, витаминотерапию и др.

Читать еще:  Регистрация права собственности на земельный участок документы сроки стоимость

Услуга «Сиделка». Услуги сиделок оказываются гражданам, утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, нуждающимся в постоянном или временном уходе в привычной для них социальной среде.

В целях совершенствования оказания паллиативной помощи особую актуальность приобретает развитие социальный услуги «хоспис на дому». Целью оказания данной услуги является оказание квалифицированной комплексной социально-медицинской помощи гражданам в терминальной стадии любого хронического заболевания (онкология, рассеянный склероз, хронические неспецифические заболевания бронхо-легочной и сердечно-сосудистой системы и другие). Содержание данной услуги предполагает оказание не только социальных услуг квалицированного ухода за тяжело бальными людьми, но и предоставление психологической помощи членам семьи, обучения их навыкам общего ухода за больными.

Из опыта ряда развитых стран хорошо известна модель фостерной (приемной, замещающей) семьи пожилых людей в семьи с условием оплаты государством предоставляемых услуг. Пожилой человек входит в приемную семью с целью получения необходимо ухода, решения проблемы одиночества, получение чувства полезности для окружающих. С другой стороны семья, готовая принять пожилого человека и обеспечить ему требуемую поддержку получает определённое вознаграждение. В основе отношений между сторонами лежит принцип «отсроченной оплаты» предоставленных пожилому человеку услуг, которые получает приемная семья (переход права собственности на движимое и недвижимое имущество. Развитие института приемной семьи для пожилых людей позволяет решить проблемы социальной защищенности пожилых людей в обществе, снижение развитие социальной активности граждан и гражданской позиции.

Выводы

В целом клиенты стационарного отделения социального обслуживания на дому удовлетворены качеством и разнообразием предоставляемых услуг. Наиболее востребованными услугами, являются услуги социально-бытового характера, приготовление пищи, доставка продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, лекарств, организация ремонта и уборки помещений. Самыми основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста и инвалиды – это состояние здоровья, материальные трудности, социально-бытовые проблемы и одиночество.

Среди дополнительных услуг, в которых нуждаются клиенты отделения социального обслуживания на дому, самыми актуальными являются медицинские услуги, предоставления автотранспорта, «услуга парикмахер на дому», организация культурных и досуговых мероприятий.

В центре активно внедряются инновационные технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: услуги «домашний помощник», «санаторий на дому», «сиделка». Перспективным является внедрение таких инновационных технологии как «хоспис на дому», модель приемной фостерной семьи.

Одним из условий внедрения инновации в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому является расширения степени участия негосударственного сектора (некоммерческих организаций и частного бизнеса) в оказании социальных услуг населению. Это позволит развивать конкуренцию и в результате формировать более гибкую сферу социальных услуг, снижать стоимость предоставляемых услуг, уменьшать долю бюджетных средств при финансировании государственных учреждений.

Какие меры соцподдержки предусмотрены для граждан пожилого возраста?

Гражданам пожилого возраста могут быть предоставлены различные социальные услуги, в том числе социальное сопровождение и стационарное социальное обслуживание, адресная социальная помощь и т.п.

Законодательством РФ не предусмотрено единого определения такой категории лиц, как «граждане пожилого возраста». Однако отдельные нормативные правовые акты, как на федеральном, так и на региональном уровне, дают определение этой группы граждан, в частности, для целей предоставления им мер социальной поддержки.

В данной публикации не рассматривается вопрос предоставления мер социальной поддержки таким льготным категориям граждан, как, например, пенсионеры и лица предпенсионного возраста, для которых законодательством отдельно установлено значительное число мер такой поддержки.

К гражданам пожилого возраста в целях оказания социальных стационарозамещающих услуг отнесены лица, которым назначена страховая пенсия по старости (п. 3.1 ГОСТ Р 58962-2020, утв. Приказом Росстандарта от 11.08.2020 № 493-ст с датой введения в действие с 01.05.2021).

Справка. Общие условия назначения страховой пенсии по старости в 2021 г.

Страховая пенсия по старости назначается в 2021 г., если соблюдены следующие общие условия (ч. 1, 1.1, 2, 3 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; Приложения №№ 3, 5, 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ; ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ):

1) наличие страхового стажа не менее 12 лет;

2) наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21;

3) достижение установленного пенсионного возраста. По общему правилу в 2021 г. выйти на пенсию могут следующие граждане: мужчины и женщины, не относящиеся к госслужащим, которым в I полугодии 2020 г. исполнилось соответственно 60 и 55 лет, а также являющиеся госслужащими мужчины и женщины, которым во II полугодии 2019 г. исполнилось соответственно 60 и 55 лет.

К социальным стационарозамещающим услугам относятся предоставляемые альтернативно стационарной форме социального обслуживания социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и (или) в полустационарной форме социального обслуживания в определенное время суток. Виды услуг определяются на основе принципа необходимости и достаточности для продления автономной жизни граждан в привычных благоприятных условиях, для поддержания их социального, психологического и физического статуса в условиях отсутствия родственного ухода или объективной невозможности для членов семьи предоставлять такой уход (п. п. 3.2, 4.2.1 ГОСТ Р 58962-2020).

На региональном уровне также предусмотрены определение «граждане пожилого возраста» и полагающиеся им меры социальной поддержки.

Так, в Москве в целях оказания адресной социальной помощи в виде предоставления товаров длительного пользования к гражданам пожилого возраста отнесены получающие пенсию мужчины и женщины, достигшие соответственно 60 и 55 лет. Такая помощь предоставляется лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе социальной карты, с использованием электронного социального сертификата (ч. 1 ст. 19 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 34; п. 1 Порядка, утв. постановлением Правительства Москвы от 19.06.2014 № 351-ПП; разд. 2 Положения, утв. постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 № 215-ПП).

Справка. Трудная жизненная ситуация

Трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно, в частности, в связи с пожилым возрастом (п. 5 ст. 1 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 34).

Также проживающим в Москве гражданам пожилого возраста могут быть предоставлены, в частности, следующие социальные услуги (п. 4 ч. 2 ст. 16, п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 34):

• социальное сопровождение — одиноким и одиноко проживающим гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки;

• социальное обслуживание в дневное время — гражданам, частично сохранившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в социальном обслуживании;

• стационарное социальное обслуживание — гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) передвижению и вследствие этого нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

Обратите внимание! В связи с распространением в г. Москве COVID-19 гражданам старше 65 лет, а также имеющим определенные заболевания, вынужденным не покидать место проживания (пребывания), предоставляются меры адресной социальной помощи по их запросу (п. п. 2.1, 2.2 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Также см. следующие публикации:

• Предусмотрены ли меры соцподдержки лицам, награжденным орденом Красной Звезды? — Подробнее ➤

• Какие льготы и меры соцподдержки предоставляются ветеранам военной службы? — Подробнее ➤

• Какие меры соцподдержки предоставляются вдовам ветеранов боевых действий? — Подробнее ➤

• Какие льготы и меры соцподдержки предоставляются ветеранам ВОВ? — Подробнее ➤

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector