Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Рабочее время водителя, периоды труда и отдыха. График работы водителей, методы учета рабочего времени. Технические средства контроля (тахографы). Важнейшие задачи правильной организации режима рабочего времени и отдыха водителей, методы их улучшения.

РубрикаБезопасность жизнедеятельности и охрана труда
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления12.01.2020
Размер файла21,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Тушинский учебный комбинат»

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Выполнил: Курбангулов Д.О.

Научный руководитель: Башмаков М.В.

Глава 1. Рабочее время водителя

Глава 2. Периоды труда и отдыха

Глава 3. График работы водителей

Глава 4. Методы учета рабочего времени

Глава 5. Технические средства контроля (тахографы)

Список используемой литературы

Для водителя характерно понятие “рабочее место” — автомобиль и “рабочая зона” — дорога, они является местом повышенной опасности. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация режима рабочего времени и отдыха водителей. Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Глава 1. Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;

время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;

время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;

стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;

простои, которые случились не по вине водителя;

время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;

время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

время охраны груза — не менее 30 %;

время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

8 часов 40 минут

Глава 2. Периоды труда и отдыха

рабочее время отдых водитель

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);

на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);

на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части. Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения). При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю. Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд. Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.

Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.

Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа. Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 изменили формулировку. Согласно новой редакции п. 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

Глава 3. График работы водителей

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Читать еще:  Какое количество продуктов питания можно перевозить через границу

Глава 4. Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.

Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным представительным органом работников.

Глава 5. Технические средства контроля (Тахографы)

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

3. Нарушение правил использования тахографа

От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

От 1 000 до 3 000 рублей

1. — КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях

2. — Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15

3. — Приказ Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273

4. — Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170

5. — Трудовой кодекс РФ

6. — Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Виды рабочего времени — времени, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Привлечение к сверхурочным работам, их оплата.

презентация [537,7 K], добавлен 13.05.2015

Причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Методы анализа производственного травматизма. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха водителей и ремонтных рабочих. Медицинское освидетельствование водителей при выходе в рейс.

контрольная работа [315,8 K], добавлен 24.02.2014

Рациональный режим труда и отдыха. Фазы рабочего цикла: врабатываемости, устойчивой производительности, утомления, «конечного порыва», срыва. Борьба с утомляемостью. Значение полноценного сна для организма, его электроэнцефалографические показатели.

презентация [196,4 K], добавлен 13.02.2017

Основные принципы правильной организации рабочего места офисного работника с учетом физиологических особенностей, требования к монитору, мыши, креслу, клавиатуре и освещению. Необходимость периодического отдыха. Минимальные размеры рабочего стола.

презентация [540,0 K], добавлен 18.04.2013

Охрана труда женщин, молодежи, лиц с пониженной трудоспособностью. Обезвреживание аппаратуры, тары, помещений и спецодежды после работы с пестицидами. Характеристика источников искусственного освещения. Техника безопасности при обслуживании быков, хряков.

контрольная работа [39,7 K], добавлен 01.03.2015

Рабочее время и время отдыха водителей

Постановлением Минтранса от 19.04.2018 № 13, вступившим в силу 4 января 2019 г., утверждена новая редакция Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утв. постановлением Минтранса от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение). С указанной даты этот документ называется Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта.

В новой редакции Положения установлено, что режим рабочего вре­мени водителей определяется пра­вилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), разработанными в соответствии с законодательством о труде и Положением. При этом нововведением является следующая норма: для водителей, которым установлен сменный режим работы, разрабатываются графики сменности, в других случаях – графики работ.

Как и ранее, графики работ (смен­ности) должны утверждаться нанимателем по согласованию с профсоюзом и доводиться до сведения водителей не позднее одного месяца до введения их в действие. В то же время в Положение включена норма, согласно которой в случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса в утвержденные графики работ (сменности) могут вноситься изменения. Однако они должны вноситься только с согласия водителей и доводиться до их сведения не позднее одних суток, предшествующих рабочему дню.

Уточнено, что графиками работ (сменности) устанавливаются не только время начала, окончания, продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, но и рабочие и выходные дни, в т.ч. любой порядок их чередования (ранее такие дни в графиках не указывались), а графиками сменности – последовательность чередования водителей по сменам. Время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха теперь в графиках можно не указывать.

В п. 9 новой редакции Положения уточнен состав периодов, включаемых в рабочее время водителя. В частности, установлено, что в него входит подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед началом и после окончания работы (смены) (было – перед выездом на линию и после возвращения с линии), в которое, в свою очередь, включаются получение, оформ­ление, сдача транспортных и проезд­ных документов, оборудования, денежных средств, осмотр, проверка технического, санитарного состояния и комплектности, заправка автомобиля и др. (ранее не уточнялось, что входит в подготовительно-заключительное время).

Кроме того, в рабочее время водителя теперь включается время проведения стажировки в качестве водителя-наставника, время дежурства в резерве и иное время в случаях, предусмотренных законодательством о труде.

Нововведением постановления № 13 является право нанимателя устанавливать по согласованию с профсоюзом (при его наличии) продолжительность:

– подготовительно-заключительного времени, исходя из состава работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (ранее на это отводилось лишь 20 минут);

– времени проведения предрейсового медицинского обследования (было – 5 минут).

Кроме того, нанимателю теперь разрешено:

относить время перерывов между частями рабочего дня ко времени ежедневного (междусменного) отдыха в случае, когда водителю установлен режим работы с разделением рабочего дня на части, но только с согласия водителя;

уменьшать до 12 часов продол­жительность ежедневного (между­сменного) отдыха (суммированного отдыха) в отдельные периоды работы для водителей, которым установлены суммированный учет рабочего времени и (или) режим работы с разделением рабочего дня на части. Однако при этом одна из частей ежедневного (междусменного) суммированного отдыха не может быть менее 10 часов, а при выполнении автоперевозок для собственных нужд – менее 9 часов.

Уточнен и перечень случаев, когда продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена нанимателем до 12 часов по согласованию с профсоюзом (при его наличии). Кроме выполнения городских и пригородных перевозок в регулярном сообщении, а также междугородных перевозок, когда водителям необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, в него включены и перевозки для собственных нужд. Однако во всех перечисленных случаях нельзя устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) водителя 12 часов более двух дней подряд.

В новой редакции Положения определено, что ненормированный рабочий день не устанавливается водителям при сменной работе, суммированном учете рабочего времени и в иных случаях в соответствии с законодательством о труде.

Если в месте служебной командировки организована работа по графику работ (сменности), отличному от графика работ (сменности) в месте постоянной работы, то рабочее время водителя учитывается по его фактической продолжительности на основании подтверждающих документов с места командирования (было – табеля учета рабочего времени с этого места работы). При этом Положение дополнено нормой, в соответствии с которой рабочее время водителя учитывается по фактической продолжительности и в случае возвращения водителя из служебной командировки за пределами рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работ (сменности).

Читать еще:  Как выглядит свидетельство о регистрации браке 2021 года?

Режим труда и отдыха водителей: нормы 2021 года

Режим труда работников автотранспорта — это соотношение продолжительности времени работы и перерывов в ней. От его правильного соотношения зависит не только соблюдение трудового законодательства, но и жизнь, и здоровье самого работника, пассажиров и остальных участников дорожного движения.

Учет рабочего времени

Как и трудовой график любого работника, режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, общественного транспорта и иных транспортных средств регулируется Трудовым кодексом РФ. Но из-за специфики труда он имеет ряд особенностей и ограничений. В этих случаях статья 329 ТК РФ обязывает исполнительную власть разработать отдельное положение о работе и отдыхе водителей, и роль основного закона в этом случае играет Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424. Он регулирует основные требования режима рабочего времени для этой категории работников.

Ежедневный

Продолжительность рабочей смены составляет:

  • 8 часов — при пятидневной неделе;
  • 7 часов — при шестидневной неделе.

Общая продолжительность рабочей недели по закону не превышает 40 часов.

Суммированный

Если в организации применяется суммированный учет, то положение о труде и отдыхе водителей в 2021 году допускает установку более продолжительной смены. Допускается ее увеличение до 12 часов. Время управления автомобилем должно составлять не более 9 часов. График устанавливается ежемесячно.

Нормативно установлено, какова продолжительность ежедневного отдыха водителей при суммированном учете:

  • междусменные перерывы — не менее 12 часов;
  • выходные дни — согласно графику сменности, общее число — не менее числа полных недель в месяце;
  • обязательные перерывы во время смены применяются в обычном порядке.

Время, проведенное за рулем

Не допускается превышение времени непосредственного управления автомобилем более 9 часов за смену. В определенных условиях труда время за рулем не может превышать 8 часов:

  • при работе в горной местности;
  • при перевозке пассажиров автобусами более 9,5 м длиной;
  • при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов.

Ненормированный график

По закону допускается установление ненормированного рабочего дня, но только для водителей легковых автомобилей. Нельзя установить ненормируемый график для такси. Продолжительность рабочих дней при ненормированном дне устанавливается строго с соблюдением нормальной продолжительности рабочей недели. Работнику обязан предоставляться еженедельный отдых на общих основаниях.

Рабочий график водителя

Приказ о режиме труда и отдыха водителей устанавливает, что рабочая смена включает время:

  • управления автомобилем;
  • специальный отдых водителя в пути по закону и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительное время для подготовки к работе и ее окончанию;
  • прохождения медосмотров;
  • стоянки в пунктах погрузки-разгрузки;
  • простоя не по вине работника;
  • устранения возникших неисправностей;
  • присутствия на рабочем месте, если в рейс направляется двое и более шоферов;
  • охраны транспортного средства (если это предусмотрено обязанностями работника).

Использование тахографа

Для регистрации фактического трудового времени работников автотранспорта применяют особое автоматическое контрольное устройство. Устанавливается оно на транспортное средство. Тахограф регистрирует скорость движения автотранспорта и режим труда работника, находящегося за рулем.

Отслеживать на постоянной основе график труда и отдыха водителей по тахографу обязывает Закон о безопасности дорожного движения (196-ФЗ, статья 20). Отслеживать его обязательно на транспортных средствах, предназначенных для:

  • перевозки пассажиров, при наличии более восьми мест для сидения пассажиров;
  • перевозки грузов, имеющих максимальную массу от 3,5 до 12 тонн и свыше 12 тонн.

Непосредственно отслеживать режим труда и отдыха водителя по тахографу в 2021 году должны следующие лица:

  • сами работники автотранспорта;
  • должностные лица организации, отправившей сотрудника в рейс;
  • работники контролирующих органов в рамках проверки соблюдения норм рабочего времени работников автотранспорта.

График отдыха

Трудовое законодательство строго регламентирует, сколько может ехать водитель без отдыха, и непредоставление установленных перерывов недопустимо и наказуемо.

Отдых в течение рабочего дня

Предусмотрен обязательный пятнадцатиминутный перерыв через четыре часа за рулем автомобиля. Если смена более продолжительная, то каждые последующие два часа предоставляется аналогичный 15-минутный отрезок времени. Кроме этого, работник имеет право на обеденный перерыв.

Между сменами

Продолжительность перерыва между рабочими днями регламентирована — она как минимум в два раза длиннее времени труда.

Например: водитель такси Иванов отработал 14.11.2019 полную смену с 10 до 18 (с учетом обеденного перерыва). Следующая его смена не начнется ранее 10 утра следующего дня.

Еженедельный

Каждую неделю работник имеет право на непрерывный отдых в течение двух дней. По графику эти дни не обязательно попадут на субботу и воскресенье. Но в любом случае это не менее 42 часов.

Время отдыха водителя по тахографу: таблица.

Условия предоставленияПродолжительность перерыва
Через 4 часа непрерывного вождения, в дальнейшем такие перерывы — не более чем через каждые 120 минут работыНе менее 15 минут
Перерыв для питанияНе менее 30 минут и не более 2 часов в течение смены
Ежедневные междусменные перерывыНе менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий день
Еженедельные перерывы (выходные дни)Не менее 42 часов непрерывно

Ответственность за нарушения режима

С 01.11.2019 введен новый порядок применения штрафных санкций за нарушение режима труда работников автотранспорта. Если время отдыха водителей по Трудовому кодексу не соблюдается, то в зависимости от нарушения будут установлены штрафы:

Вид нарушенияКто платит штрафРазмер штрафаЧем установлен
Неприменение тахографаОрганизацияОт 20 000 до 50 000 руб.Ст. 11.23 КоАП РФ
Индивидуальный предпринимательОт 15 000 до 25 000 руб.
Должностное лицоОт 7000 до 10 000 руб.
СотрудникОт 3000 до 5000 руб.
Несоблюдение установленных норм трудаОрганизацияОт 20 000 до 50 000 руб.Ст. 11.23 КоАП РФ
Индивидуальный предпринимательОт 15 000 до 25 000 руб.
Должностное лицоОт 7000 до 10 000 руб.
СотрудникОт 1500 до 2000 руб.
Повторное нарушение режима работыОрганизацияОт 50 000 до 70 000 руб.Ст. 5.27 КоАП РФ
Индивидуальный предпринимательОт 10 000 до 20 000 руб.
Должностное лицоОт 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация до трех лет
Об авторе статьи

Алла Котова Бухгалтер, главный бухгалтер, специалист по налогам.

Режим труда и отдыха водителя и его особенности

В Трудовом кодексе Российской Федерации закреплен режим труда и отдыха водителя, нарушать который не имеет права ни один работодатель. Но иногда сроки работы водителей превышают допустимые нормы. Поэтому каждый гражданин должен знать свои трудовые права.

Организация режима труда и отдыха водителей

Деятельность перевозчиков исходит из нескольких принципов, которые устанавливают график работы, выходные и перерывы работника. Водитель может работать по следующим системам:

  1. Суммированный учет. Этот вид предполагает отсутствие графика и расписание работы. Отработанные часы могут превышать норму, которая установлена Трудовым кодексом РФ. Но главное не превышать положенных месячных стандартов, иначе это будет квалифицироваться как нарушение закона. Кроме того, всю сверхурочную работу перевозчик должен согласовать со своим работодателем. По итогу месяца водитель должен обязательно предоставить установленный компанией процент.
  2. Ежедневный учет. Данный тип предусматривает стабильный график деятельности и перевозок. В соответствии с законом в неделю рабочие часы должны составлять минимум 40. Если перевозчик ежедневно отрабатывает по 8 часов пять суток подряд, а затем положено два нерабочих дня. При 6-дневной системе работы трудовая норма не должна превышать 7 часов в день. Таким образом, ежедневный учет строго регулируется нормативно-правовым актом.

Нормативная база

Права и обязанности работника и работодателя регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, а также приказом Министерства транспорта России № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей».

Таблица 1. Нормативная база режима труда и отдыха водителей

Раздел 4 часть 3 разъясняет нормативные установки, права и обязанности водителя в условиях положенного периода труда и отдыха;

Раздел 5 часть 3 предусматривает период отдыха для водителей и перевозчиков;

Раздел 12 часть 4 устанавливает, что данный режим утверждается в специальном порядке министерствами, которые несут ответственность за перевозки (Минтранс);

Основные положения о должном режиме труда и отдыха;

Подтверждение пунктов Положения об особенностях режима рабочего времени.

Эти официальные акты защищают права водителей и перевозчиков всех категорий, что не зависит от рода занятости расписания. Поэтому с положениями нормативных актов должен ознакомиться каждый водитель и предприниматель.

Составление рабочего графика

Для того, чтобы правильно составить расписание для перевозчика, следует брать во внимание не только время вождения, но и ряд других факторов. В работе водителя предусмотрено время на следующие пункты:

  • пробки на дороге, аварии, заторы, произошедшие произвольно без участия водителя;
  • обязательный медосмотр водителя перед поездкой и сразу по ее окончании;
  • перерывы для отдыха от вождения, время на разминку глаз;
  • осмотр автомобильного или транспортного средства и проверка его технической исправности;
  • устранение мелких неполадок, которые можно предотвратить на месте;
  • ожидание во время посадки или высадки людей, а также при приеме грузов или же выгрузки багажа;
  • время для пересменки водителя на дальних расстояниях. В таких случаях для второго сменного водителя должно быть отведено отдельное место в салоне;
  • период сопровождения багажа или его охраны в тех случаях, когда оно является обязательным условием трудового договора, заключенном между перевозчиком и работодателем.

Такие правила установлены и для суммарного учета работы, и для ежедневного. Согласно закону, в договоре с работодателем должно быть прописано необходимо время по каждому из вышеперечисленных пунктов.

Так, на ежедневный медосмотр принято выделять около пятнадцати минут, вождение 4 и 2 часа с обязательным отдыхом между ними, далее предусмотрен 15-минутный отдых и продолжение вождения еще в течение полутора часов. С перерывом на перекус рабочий день перевозчика составляет около 12, но закон не нарушен, поскольку вождению отводится 8 установленных часов.

Ненормированный рабочий день

К этой категории относят водителей, которые не имеют постоянного графика работы, но должны выполнить обязательную норму в месяц – 40 часов. Такие перевозчики самостоятельно устанавливают свой график, но обязаны согласовать его с руководством. Существует несколько причин, почему данный способ работы удобен многим категориям водителей:

  1. Есть работа, которая требует более долгой занятости в день, чем норма, установленная законом. Поэтому некоторые задания для перевозчиков не в состоянии гарантировать точной каждодневной записи потраченного времени.
  2. Во время некоторых перевозок рабочее время лица разделяется на несколько неравномерных частей в связи с принципами работы. В данном случае неудобно действовать по четко установленному графику, а лучше прибегнуть к свободному.
  3. В некоторых ситуациях работники желают самостоятельно распоряжаться своим временем и подстраивать его под другой род деятельности. Иногда работодатели позволяют такую форму, если на результате это никак не сказывается.
  4. Если в день необходимо потратить больше времени на перевозку груза, чем положено. Например, водитель в один день будет в дороге 14 часов, зато в другой освободится на 6 часов раньше.

Но при избрании ненормированного рабочего дня каждый водитель обязан вести ежедневный учет отработанного времени и предоставлять его работодателю. В свою очередь компания, в которой работает перевозчик, должна отслеживать его действия и выполнение заданий. После чего все сведения должны быть занесены в специальную таблицу, чтобы по итогу месяца труд перевозчика был оплачен.

Данный способ может отлично подойти водителям легковых автомобилей или тем, кто проводит экспедиции на машине.

Виды и частота перерывов

Отдых является важной и неотъемлемой частью рабочего дня каждого гражданина. Нельзя забирать данное право и у водителей. Существует строго установленная частота перерывов для перевозчиков любых категорий. Водители могут непрерывно вести транспортное средство не более четырех часов. Сам же отдых необходимо разделять на две части – по пол часа в каждый период.

Но следует учитывать и виды отдыха, на которые законом отводятся отдельные часы:

  1. Предусмотренные выходные дни. Существуют обязательные дни, в которые водитель не должен выходить на работу. По закону они должны составлять минимум 42 часа перед сменой и после нее. Рабочие дни для перевозчиков с нормированным графиком ни в коем случае не должны превышать число выходных.
  2. Обеденные перерывы. Официально каждый водитель может тратить на прием пищи от 30 минут до 2 часов рабочего дня. Превышать эти стандарты нельзя, но можно разбить перерывы на несколько частей, чтобы отдых был эффективнее. В этом случае перевозчик сам контролирует свою занятость во время рейса.
  3. Перерывы между рейсами. Этот вид отдыха зависит от графика водителя, установленного работодателем. Отдых между сменами составляет удвоенное время рейса, включая все необходимые перерывы, остановки, перевоз и ожидание багажа. Все это должно быть включено в рабочий день. Если смена водителя составляет 8 часов, то отдыхать между выходом в следующий рейс он должен не менее, чем 16 часов.

Все вышеперечисленные положения установлены законом и охраняются Трудовым кодексом РФ.

Непрерывный еженедельный отдых

Предусматривается ситуации, в которых физическое лицо отдыхает постоянно не менее 42 часов. Это относится к тем перевозчикам, которые работают пять и более суток за неделю. Соответственно, междусменный отдых не включен в непрерывный еженедельный

Например, если гражданин работал беспрерывно на протяжении 6 суток, то его перерыв должен быть не менее 62 часов в семь дней. Кроме того, согласно нормам трудового права, перевозчики обязаны получать как минимум один выходной день в неделю.

Учет рабочего времени

Рабочее время водителя складывается из многих особенностей. Иными словами, оно представляет собой совокупность обстоятельств и факторов, на которые была затрачена определенная единица времени. Согласно Федеральному закону № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», каждый работодатель обязан вести подсчет проведенного на работе времени.

Что должен делать работодатель:

  1. Придерживаться режима труда и отдыха, регламентированный Трудовым кодексом Российской Федерации;
  2. Оснащать автомобили техническими средствами фиксирования рабочего времени перевозчика, ведущие постоянный подсчет скорости и периоде движения ТС.

Такие приборы называются тахографами. В их функции входит фиксация и регистрация информации о режиме труда и отдыха работников. Все данные тахограф незамедлительно передает работодателю, который все заносит в специальный табель.

При отсутствии данного прибора в автомобиле компании перевозчика грозит административная ответственность. В соответствии КоАП РФ, недобросовестные работодатели могут понести наказание за следующие нарушения:

  • перевозка пассажиров или грузов без установленного тахографа;
  • тахограф используется не по назначению самим водителем или не используется вовсе;
  • нахождение за рулем транспортного средства, в котором находится неисправный тахограф.

За все вышеперечисленные правонарушения предусмотрен штраф в размере от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей для физических лиц, от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для должностных.

Ответственность за нарушение режима труда и отдыха

За нарушение режима труда и отдыха работодателем или самим водителем полагается административная ответственность. Она предусматривает штраф, размеры которого определяются степенью совершенного правонарушения.

Для водителя, который не смог соблюсти норму, прописанную в трудовом договоре, обязательно предусмотрено взимание суммы размером от 1 500 рублей до 2 000 рублей. Безусловно, недобросовестный работник скорее всего не задержится на должности и впоследствии будет уволен по статье.

Если же права перевозчика были нарушены должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, то им грозит взыскание от 7 тыс. рублей до 10 тыс. рублей, либо же от 15 тыс. рублей до 25 тыс. рублей, зависит от лица, нарушившего закон. В новой редакции КоАП РФ такое наказание, как предупреждение, утратило свою силу.

Для юридических лиц штраф будет самый большой. Им необходимо будет выплатить от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей за совершенное правонарушение по отношению к водителю.

Подводя итог всему вышесказанному, остается добавить, что режим труда и отдыха является неотъемлемой частью работы каждого водителя или перевозчика. Граждане должны знать свои права и уметь их защитить, если вдруг они были нарушены. Для этого достаточно знать положения, установленные Трудовым кодексом РФ.

Рассказ дальнобойщика о режиме труда и отдыха:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector