Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ранняя профориентация детей как направление национального проекта Образование

Изучение ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада [1, с. 201].

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача воспитателей и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех, которые они знают (с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день), заканчивая необычными профессиями современного мира. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

К сожалению, детские сады не уделяют этой теме такую важную роль и не проводят с детьми необходимых мероприятий. Поэтому ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

Главная проблема заключается в недостаточном внимании в дошкольном возрасте к профессиональной ориентации, тем самым уменьшая возможность ребенка узнать о профессиях современного мира и более осознанно сделать выбор.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Э.Ф. Зеер отмечал, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Сегодня существует несколько моделей профессионального самоопределения личности. Но в профессиональной ориентации наиболее известна периодизация Е. А. Климова [1, с. 276].

Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко – в социальное сообщество. Поэтому каждая стадия профессионального становления личности является уникальной и значимой. Психолог утверждает, что профессионального становления человека происходит в течение всей жизни. Таким образом, профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии до профессионального развития), т.е. развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий [2, с.116].

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.

Понятие «профессиональная ориентация» рассматривалось учеными разных направлений научного познания. Большинство авторов анализируют его с точки зрения социальной направленности, где главным аспектом является вовлечение человека в профессиональную сферу.

Обобщение этих понятий можно представить, как некую систему. Так, например, К.М. Гуревичи Е.М. Борисова в целом определяют профессиональную ориентацию как:

комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодых людей в соответствии с их желаниями, склонностями, которые сформировались с учетом потребности их будущей профессии;

сознательный выбор человеком профессии, которая отвечает его интересам и предусматриваемой успешности, в итоге ознакомления со спецификой выбранной профессии.

Понятие «профессиональная ориентация» тесно связано с образованием и в частности c обучением, потому что в итоге обучения люди могут получить возможности воплотить свои первоначальные идеи, интересы, способности в выбранной профессиональной деятельности. Ориентация на подготовку человека к будущему, на профессиональное развитие и самоопределение выступает, как обязательный фактор обеспечения опережающей функции образования, в отношении к производственной деятельности и ускоряющимся переменам ее технологии, формам организации.

Ранняя профориентация – это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. По мнению ученых, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь [2, с.209].

В профессиональной ориентации детей используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Но подробнее хотелось бы остановиться на так называемых методах про диагностики и морально-эмоциональной поддержки помощи.

Н.С. Пряжников классифицирует методы профориентационной работы следующим образом:

информационно-справочные (профессиональная реклама и агитация, встречи со специалистами про ориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации и ярмарки профессий);

профессиональной психодиагностики (закрытые и открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности);

морально-эмоциональной поддержки (групп общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, «пламенные» публичные выступления, игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения и праздники труда);

Читать еще:  НДС при импорте товаров в 20212021 годах

активизирующие опросники. Особенностью таких опросников является то, что происходит стимулирование клиента на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределение. Кроме того, возможно формирование у учащихся интереса к своим психологическим особенностям и их развитию.

помощь в конкретном выборе и принятии решения (последовательности действий, реализующих намеченную цель);

использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур [2, с.281].

Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.

При работе с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности.

Дошкольный возраст характеризуется выходом за пределы своих семейных отношений и установкой взаимосвязей с новым для человека взрослым миром. Период, который проходит ребенок от момента своего рождения до вступления в школьную жизнь, является наиболее насыщенным по степени психического и физического развития. Именно на этом этапе происходит формирование всех необходимых качеств, которые делают его человеком. Дошкольный возраст обеспечивает общее развитие ребенка, которое служит фундаментом для приобретения в будущем различных специальных познаний, а также навыков. Этот период способствует усвоению в дальнейшем различных областей деятельности. Именно дошкольный возраст формирует свойства и качества психики маленького человека, которые являются отличительной чертой поведения, характера, а также отношения к окружающему миру.

Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
— опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
— коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Нижняя Салда, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города;
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников.
Организационно-содержательная модель
ранней профориентации дошкольников

Как интересно рассказать детям о разных профессиях?
— Показать детям, как трудятся взрослые.
Добиться качества образовательных услуг в области ранней профориентации дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными институтами практически сложно.
Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе!
Рекомендации по организации социального партнерства — на слайде

Тесное взаимодействие с социальными партнерами позволит выйти на новый, инновационный уровень развития системы дошкольного образования, поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей.

«Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят».
Собственно, именно в этой формуле и заложен перечень вопросов, которые обычно задают оптантам – молодым людям, совершающим свой первый профессиональный выбор.

Итак, вот эти 3 самых важных вопроса.
Вопрос 1. Что ты умеешь делать лучше других?
Вопрос 2. Чем тебе нравится заниматься?
Вопрос 3. Чем ты можешь быть полезен другим людям?
Что делать с этими 3 списками?
Каждый из этих трёх списков вряд ли можно составить за один раз, лучше пополнять их в течение месяца. Потом проранжировать ответы в каждом списке. Те «конкурентные преимущества», «привлекательные занятия» и «полезные дела», которые заняли места с 1 по 10, могут рассматриваться как 3 основания для профессионального самоопределения.
«Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.» (Оноре де Бальзак).

Читать еще:  Обучение лаборантов химического анализа в России 25 разряд

Стартовал третий цикл проекта по ранней профориентации школьников «Билет в будущее»

В онлайн-формате в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная старту третьего цикла проекта «Билет в будущее» в рамках национального проекта «Образование», где организаторы и участники проекта рассказали об особенностях нового цикла, передает ЯСИА. Одним из докладчиков стал министр образования и науки Якутии Михаил Сивцев.

Первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко в начале мероприятия отметил, что успех человека в жизни во многом зависит от выбора своего профессионального пути, поэтому важно сегодня со школьной скамьи начать работу по профориентации подрастающего поколения. Проект «Билет в будущее» как раз таки помогает учащимся действительно понять, чего они хотят, а также дает возможность попробовать себя в будущей потенциальной профессии, чтобы убедиться в своем выборе.

«Очень важно, чтобы ребенок не просто узнал, увидел и услышал, что есть новые направления профессиональной деятельности, а важно, чтобы он имел возможность доступа к этим направлениям. Чтобы был доступ к общению с людьми, которые помогут ему убедиться в правильности своих представлений о мире специальностей, которые сегодня существуют и развиваются«, — подчеркнул первый замминистра.

Он напомнил, что в этом году проект проходит на интернет-платформе с июля по ноябрь и состоит из нескольких этапов. Первое — это онлайн диагностика для определения профессиональных интересов, оценки гибких навыков, памяти, внимания и коммуникативности ребенка. Второе, практические профориентационные мероприятия, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией, и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности. И в конце участники получают индивидуальные рекомендации по построению образовательной траектории.

Как отметила руководитель проекта «Билет в будущее» Евгения Кожевникова, из-за пандемии коронавируса в этом году, многие практические мероприятия по профессиям и компетенциям будут проходить как в очном, так и в заочном формате. Запланированные очные мероприятия состоятся с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм предписанных Роспотребнадзором.

Также главной особенностью цикла в текущем году стала свободная регистрация школьников и родителей на интернет-портале, что позволила многим родителям и школьникам 6-11 классов уже сегодня начать свою работу по профориентации.

«За два года реализации проекта у нас более 1 миллиона пользователей платформы и нам очень отрадно, что мы растем в геометрической прогрессии. Уже сегодня, порядка 40 процентов из 1 миллиона зарегистрированных на портале прошли полный цикл проекта и получили рекомендации по строению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории», — отметила она.

Ранее ЯСИА уже публиковало материал, в котором приводятся слова министра образования и науки республики Михаила Сивцева. Он отметил, что проектом «Билет в будущее» в Якутии охвачено более 10 тысяч учащихся с 6 по 11 классы, в том числе и школьники из районов арктической группы. Это стало возможным благодаря тому, что интернет в республике за последние годы стал доступен почти во всех поселках.

Ранняя профориентация детей как направление национального проекта Образование

На сегодняшний день проблема ранней профориентации носит актуальность, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.

Ранняя профориентация – это новое направление в психологии и педагогике, целью которого является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется его кругозор, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии [1].

Ознакомление детей с профессиями основывается в ФГОС дошкольного образования в одном из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которая направлена на достижение цели формирования положительного отношения к труду [2].

Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество. Психолог отмечает, что профессиональное становление личности начинается с развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий [3].

По мнению А.Н. Леонтьева, именно в старшем дошкольном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.

В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольником с трудом взрослых изучали многие ученые: В.П. Кондрашов, Т.А. Шорыгина, Е.А. Алябьева, В.Т. Потапова [1, 3-5].

В.П. Кондашов отмечал, что ранняя профориентация позволяет спроектировать у дошкольников профессиональную составляющую «образа-Я». Автором была составлена парциальная игровая образовательная программа дошкольной образовательной организации «Мир профессий», включающая в себя формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр [1].

Е.А. Алябьева считает, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников, людей вообще. Автор предлагает несколько методических пособий по ознакомлению детей 5–8 лет с профессиями [41].

Читать еще:  Социальная норма потребления жилищнокоммунальных услуг скачать презентацию бесплатно

Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.

Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых недоступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку сложно их понять.

Исследования Кондрашова В.П., проведенные в дошкольных образовательных учреждениях, показали, что дети старшего дошкольного возраста знают от 7 до 16 названий профессий, а имеют некоторое представление и могут объяснить упрощенно, «своим» языком, о содержании профессиональной деятельности или профессиональных действиях только 4-12 профессий [6].

Теоретический анализ исследований по проблеме ранней профориентации, а также анализ образовательной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций показал противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-методических основ е? проектирования и средств реализации. С детьми в детских садах не проводятся необходимые мероприятия по профриентационной работе, предлагается узкий перечень профессий, знания детей о них минимальны, так как даются эпизодически.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в Центре развития ребенка-детский сад № 89 «Парус» в городе Якутске Республика Саха (Якутия) выявила начальный уровень сформированности представлений о мире профессий и труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста по методике Урунтаевой Г.А. [7, c. 48]. В процессе беседы большинство детей проявляли заинтересованность к теме разговора и с удовольствием общались. Дети не в полной мере ориентируются в профессиях, многие не понимают их назначений. Дети с затруднением называли профессии своих родителей. Почти у большинства детей большое затруднение вызвал вопрос, связанный с понятием «профессия». 23 % детей показали низкий уровень представления о труде взрослых, они не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций. Некоторые дети отвечали неуверенно, скованно, как правило, отвечали неполными предложениями или «не знаю», 42 % детей имеют средний уровень представления о труде взрослых, дети не имеют полных знаний о труде взрослых, не всегда характеризуют труд взрослых, не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы и 25 % детей имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. Прослеживаются положительные эмоции в мимике, жестах, интонации.

Таким образом, дети недостаточно ориентируются в профессиях, большинство не осознают их социальную значимость, ценность профессии. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий, профессиональной лексикой.

Опрос родителей показал, что, 80 % взрослых не беседуют с ребенком о своей профессии, приводя личный пример и объясняя сущность своей работы и только 10 % родителей приводят своих детей на экскурсию на свою работу, а около 10 % читают литературные произведения, сказки, показывают ребенку мультфильмы, фильмы, информационные видео о тех профессиях, которые интересны их детям. 70 % родителей не знают, какую профессию хотят выбрать их дети, когда вырастут. Анализ результатов анкетирования родителей выявил следующее противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и отсутствием понимания у родителей важности такой работы с детьми с дошкольного возраста.

Формирование представлений дошкольников о мире профессий и труда необходимо строить с учетом современных образовательных технологий:

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

3. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера. [8].

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей и родителей, а также заинтересовать их, увлечь этой деятельностью. Эта деятельность объединяет педагогов, детей, родителей, открывает возможность работы в коллективе, сотрудничестве, планировании своей работы. Каждый ребенок, участвуя в проектной деятельности, может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит проявить уверенность в своих силах [9, с. 25; 10].

Разработанный нами проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса и представления о профессиях с использованием проектной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

В нашей работе созданы игротеки по видам профессий.

– безопасность (криминалист, пожарный, полицейский),

– медицина (врач, педиатр, стоматолог, хирург),

– педагогика (воспитатель, логопед, учитель, психолог),

– профессии будущего (робототехника и машиностроение),

– авиация (проектировщик интерфейсов беспилотной авиации),

Используем в работе нетрадиционные методы и приемы:

– виртуальные экскурсии, электронные игры;

– опыты и эксперименты;

– лэпбук – создание лэпбука «Моя будущая профессия».

Цель нашего проекта – ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в контексте непрерывного образования.

В ранней профориентации детей дошкольного возраста проектная деятельность предоставляет возможность детям быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности. Она формирует представления о мире профессий, осознание ценностного отношения к труду взрослых. Участие в проектной деятельности открывает перед детьми возможность проявления самостоятельности, активности и творчества, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем благополучному профессиональному самоопределению.

Таким образом, проектная деятельность повысит уровень освоения детьми мира профессий и расширит кругозор знаний о труде взрослых.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector