Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Право на объединение как основа правового статуса профсоюзов

Право на объединение как основа правового статуса профсоюзов

§ 1. Правовые основы деятельности российских профсоюзов

Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям.
Появление наемного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивления молодого рабочего класса стал представлять острую проблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени в состоянии это сделать. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и государства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и другое антирабочее законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX в. В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как противоречащая принципу неограниченной свободы личности. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридически запретил деятельность профсоюзов.По мере развития рабочего движения профсоюзы законодательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г. в Англии был принят Закон о профсоюзах, который дал определение профсоюзам и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца XIX в. — начала XX в. начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом. Дальнейшее развитие профсоюзов проходило неоднозначно. С созданием после первой мировой войны Международной организации труда ее конвенции создали правовую основу деятельности профсоюзов. Эта основа остается незыблемой и сейчас. Однако происшедшие в последние десятилетия качественные изменения состава наемных работников, значительное повышение уровня их квалификации и оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы. Поэтому во многих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние и возможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов во Франции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции — около 20%, Японии, Германии и Италии — от 30—40%. Значительное число наемных работников сохранили профсоюзы стран Северной Европы.
Свой исторический путь прошли и профсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы, естественно, утратили роль антипода государственной власти. Они стали выполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: “Профсоюзы — лицом к производству”. Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции — производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расширение прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами не привели к подлинному расширению производственной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации. Авторитет их неуклонно падал.
В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.
Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г. был принят Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, в котором дана достаточно полная и подробная регламентация прав профсоюзов.
До принятия указанного Закона важную роль в определении правового статуса профсоюзов Российской Федерации выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. “Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике”. В нем органам исполнительной власти, руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности предписывалось “обратить особое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспечение их деятельности в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-экономическим вопросам проводить предварительные консультации с соответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для трудящихся решений”.
Также продолжали действовать и нормы КЗоТ РФ (гл. XV) в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., регламентирующие наиболее общие вопросы обеспечения деятельности профсоюзов.
В настоящее время в России действуют Конвенции МОТ № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921) и №87 “О свободе ассоциаций и защите права на организацию” (1948), согласно которым трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.
С 1 февраля 2002 г. действует Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в статьях гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность за их нарушения. Поэтому положения ФЗ РФ от 12 января 1996г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” следует применять с учетом новейшего законодательства.
Если социальное назначение профессиональных союзов — представлять и защищать права и интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их правовой базе.
Ранее конкретную юридическую базу имел только один профсоюзный орган — профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации. Она определялась нормативным актом — “Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации”, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой статус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве детально не регламентировался.
Правовая регламентация деятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Не все стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (п.2 ст. 5 Закона от 12 января 1996 г.). Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными. Корпоративные нормы не могут быть отнесены к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпоративных норм не подкреплено принудительной силой государства. Однако если в понимании права выйти за пределы деятельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справедливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы могут быть отнесены к правовым регуляторам.
Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон “регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами” (ст. 1 Закона от 12 января 1996 г.).
Одновременно с этим Законом были приняты ФЗ РФ “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 г., “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” от 23 ноября 1995 г., Законы Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях” с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г., “О занятости населения в Российской Федерации” в ред. 20 апреля 1996 г. и ряд других.
Это законодательство отражает новые социально-экономические условия, сложившиеся в Российском государстве, и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов.

1. Правовые основы деятельности российских профсоюзов

Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям.

Появление наемного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя.

По мере развития рабочего движения профсоюзы законодательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г. в Англии был принят профсоюзный закон, который дал определение профсоюзам и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца ХIХ в. — начала XX в. начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом. Дальнейшее развитие профсоюзов проходило неоднозначно. С созданием после первой мировой войны Международной организации труда ее конвенции создали правовую основу деятельности профсоюзов. Эта основа остается незыблемой и сейчас. Однако происшедшие в последние десятилетия качественные изменения состава наемных работников, значительное повышение уровня их квалификации и оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы.

Свой исторический путь прошли и профсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы, естественно, утратили роль антипода государственной власти. Они стали исполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: «Профсоюзы — лицом к производству». Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции: производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расширение прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами не привели к подлинному расширению производственной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации, что способствовало падению их авторитета.

Читать еще:  Акт на списание материалов. образец заполнения и бланк 2021 года

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г.

До принятия указанного Закона важную роль в определении правового статуса профсоюзов Российской Федерации выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. «Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике». В нем органам исполнительной власти, руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности предписывалось «обратить особое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспечение их деятельности в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-экономическим вопросам проводить предварительные консультации с соответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для трудящихся решений». Кроме того, продолжали действовать и нормы КЗоТ РФ (гл. XV) в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г., регламентирующие наиболее общие вопросы обеспечения деятельности профсоюзов.

В настоящее время в России действуют Конвенции МОТ N 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921) и N 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948), согласно которым трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.

С 1 февраля 2002 г. с момента вступления в силу ТК РФ, в статьях гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность за их нарушения, именно поэтому нормы Закона о профсоюзах следует применять в соответствии их ТК РФ.

Если социальное назначение профессиональных союзов — представлять и защищать права и интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их правовой базе.

Правовая регламентация деятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Не все стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (п. 2 ст. 5 Закона о профсоюзах). Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными, которые не могут быть отнесены к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпоративных норм не подкреплено принудительной силой государства. Вместе с тем, в том случае, если в понимании права выйти за пределы деятельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справедливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы могут быть отнесены к правовым регуляторам.

Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон «регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами» (ст. 1 Закона о профсоюзах).

Одновременно с этим Законом были приняты: Закон об общественных объединениях, Закон о занятости населения и ряд других. Указанные правовые акты отражают новые социально-экономические условия, сложившиеся в России и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов.

2. Социальное партнерство. Правовой статус профсоюзов.

Как явствует из изложения предыдущего вопроса, трудовое право регулирует не только взаимоотношения работника и работодателя. Круг субъектов трудового права достаточно широк, причем от уровня правового обеспечения деятельности многих коллективных субъектов трудового права (профсоюзов, органов Рострудинспекции, комиссий по трудовым спорам и т.п.) в значительной мере зависят условия труда и размер оплаты труда индивидуального работника.

Коллективное трудовое право получило значительное развитие в России в первой половине 90-х гг., когда сами работники, а не государство, как в советские времена, вынуждены были бороться для защиты своих прав. Кодификация норм коллективного трудового права (т.е. разработка — нового, систематизированного нормативно-правового акта путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства) осуществлена во втором разделе Трудового Кодекса (Раздел «Социальное партнерство в сфере труда»). В этом разделе сформулированы понятие и принципы социального партнерства, его формы и уровни Основными формами социального партнерства являются коллективные переговоры, консультации представителей работников с работодателем, участие работников в управлении организации и досудебное урегулирование трудовых споров (ст.

К сожалению, эта кодификация сопровождалась утратой многих прогрессивных положений законодательства 90-х годов о профсоюзах как субъектах социально-партнерских отношений, единственных законных представителях работников.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов.

Статья 30 Конституции РФ гарантирует право на объединение граждан в профсоюзы и свободу профсоюзной деятельности.

В современной России существуют два основных типа профсоюза – производственный, объединяющий всех работников данного предприятия и даже целой отрасли производства, и цеховой, объединяющий работников только одной профессии. Производственные профсоюзы России объединены в самое многочисленное профобъединение – Федерацию независимых профсоюзов России, ведущую свою историю еще с советских времен. Всего в профсоюзах России состоит ныне около 40% всех работников, их численность сократилась вдвое за последние 10 лет.

В законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г. сформулированы следующие права профсоюзов:

1.Право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Это право является основой всех остальных прав профсоюзов при реализации ими своих защитных функций. Статья 35-1 новой редакции ТК РФ обязывает все органы государственной власти и местного самоуправления до принятия нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы работников, представлять их на ознакомление соответствующих профсоюзов и трехсторонних комиссий (органов социального партнерства), которые имеют право вносить свои замечания и поправки к данным документам.

На локальном уровне социального партнерства (уровне предприятия) большинство решений работодателя по установлению и изменению условий труда (системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), нормы труда, правила внутреннего распорядка, графики отпусков, приказы о сверхурочной работе и т.п.) могут быть приняты только с учетом мнения профкома предприятия.

2.Право профсоюзов на содействие занятости означает, что ликвидация или реорганизация предприятия, приостановление работ могут осуществляться только после предварительного (за 3 месяца) уведомления профсоюза и проведения с ним переговоров о соблюдении прав работников. До принятия нового ТК РФ без согласия профкома было невозможно и увольнение работников-членов профсоюза по сокращению штатов или их несоответствия занимаемой должности. Теперь это право «вето» профсоюзов заменено процедурой консультации (учета мнения профсоюза), которая не обязывает работодателя изменить свое решение. (ст. 82 и ст.373 ТК РФ.)

3.Право профсоюзов на участие в урегулировании трудовых споров обеспечивается через норму ТК о возможности делегировании профсоюзами половины состава комиссий по трудовым спорам (ст.384), а также реализацией права соответствующего профсоюзного органа на выдвижение требований к работодателю и объявление забастовки. И в этой части, ТК (ст.410) ограничил права профсоюзов по сравнению с законодательством 90-х гг., введя норму об обязательности утверждения решения о забастовке на общих собраниях (конференциях) всех работников данной организации или через процедуру сбора подписей более половины работников.

4.Право профсоюзов на информацию имеет очень большое значение, т.к. в условиях действия коммерческой тайны работодатели скрывают от своих работников финансовую и экономическую информацию о результатах работы предприятий. Закон дает представителям профсоюзов право на получение информации по социально-трудовым вопросам, в т.ч. и составляющей государственную, служебную, коммерческую тайну, при условии ее неразглашения. (ст.37 ТК РФ).

5.Право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде предполагает право профсоюзных инспекторов труда беспрепятственно посещать предприятия, где работают члены их профсоюза и требовать устранения выявленных нарушений.

6.Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды обеспечиваются созданием профсоюзных инспекций по охране труда, их обязательным участием в расследовании несчастных случаев на производстве.

Читать еще:  Каков порядок присвоения почтового адреса вновь построенному частному жилому дому?

Профсоюзы вправе требовать приостановления работ, если появляется угроза жизни и здоровью работников, до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.

7.Главным рычагом воздействия профсоюзов на условия труда на данном предприятии является коллективный договор, заключаемый работниками организации с работодателем. Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками, заключается на срок до 3-х лет.

Закон не связывает руки профсоюзам в определении содержания колдоговора. Рекомендуемый перечень вопросов для включения в колдоговор состоит из следующих пунктов:

— Форма, система и размер оплаты труда, вознаграждения, доплаты, компенсации.

— Механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен и результатов труда

— Занятость, переобучение, условия высвобождения работников.

— Продолжительность времени работы, отдыха, отпусков, льготы для учащихся.

— Улучшение условий и охрана труда, в т.ч. труда женщин и молодежи.

— Контроль за выполнением договора и ответственность сторон (ежегодный отчет профкома и администрации о выполнении его условий на общем собрании или конференции работников).

— Обеспечение нормальных условий деятельности профсоюзов и иных представительных органов работников.

— Отказ от забастовок по условиям, включенным в договор при условии их полного и своевременного выполнения.

В законе «О коллективных договорах и соглашениях» определен четкий и демократичный порядок заключения колдоговора, включающий право любого профсоюза, независимо от их численности на заключение коллективного договора, обязательное обсуждение проекта колдоговора в подразделениях организации и утверждение доработанного проекта на общем собрании (конференции) работников предприятия.

Подготовке проекта колдоговора и подписанию социально-партнерских соглашений на уровне отрасли, региона и страны в целом должна предшествовать процедура коллективных переговоров, которая гарантирует свободное и равноправное участие представителей работников в обсуждении любых вопросов, вносимых в повестку дня таких переговоров. После получения письменного уведомление о начале таких переговоров, администрация предприятия обязана в семидневный срок издать приказ о составе комиссии, сроках проведения и повестке дня этих переговоров. Участники переговоров со стороны работников освобождаются на этот период (но не более 3 месяцев) от основной работы с сохранением среднего заработка и не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переводу или увольнению без предварительного согласия уполномочившего их на ведение переговоров органа (ст.39 ТК РФ). Представители работодателя, уклоняющиеся от переговоров или не предоставившие требуемую информацию, подвергаются штрафу от 10 до 30 МРОТ.

Негативную реакцию всех новых (альтернативных) профсоюзов России вызвали положения Трудового Кодекса, фактически вводящие в России по примеру США понятие «представительного профсоюза». Глава 6 «Коллективные переговоры» нового ТК, изменяя ранее существовавший порядок и противореча провозглашенному принципу равноправия профсоюзов, передает право представлять на переговорах всех работников организации, если в ней действует несколько профсоюзов, которые не смогли создать в течение пяти дней единый орган для переговоров, тому профсоюзу, который объединяет более половины всех работников (ст.37). Такой же порядок ведения переговоров вводится и на уровне Российской федерации, ее субъектов, отрасли и территории, только право на ведение переговоров и подписание соглашений предоставляется наибольшему по численности профсоюзу.(ст.37). Социальное партнерство, осуществляемое через процедуру коллективных переговоров, воплощается в целой системе договоров и соглашений, вырабатываемых в ходе этих переговоров.

Таблица 2

Вид соглашенияУчастники переговоровХарактер соглашения и его уровень
Генеральное соглашениеОбщероссийские объединения профсоюзов, работодателей, Правительство РФУстанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Региональное трехсторонне соглашениеОбъединения работодателей, профсоюзов и правительство субъекта РФУстанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ
Отраслевое соглашениеОбъединение работодателей и объединения профсоюзов данной отрасли при посредничестве соответствующего органа исполнительной власти РФ (департамента, министерства)Устанавливает общие условия оплаты труда, компенсации и льготы работникам на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства
Территориальное трехсторонне соглашениеТерриториальное объединение профсоюзов, объединения работодателей и орган исполнительной власти муниципального образованияУстанавливает общие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории соответствующего муниципального образования.

Трудовое законодательство не только предоставляет профсоюзам определенные права, но и содержит гарантии осуществления этих прав на практике.

Право на объединение как основа правового статуса профсоюзов

Основой прав и общественно-политической жизни является право на объединение или, как принято формулировать в международных документах и зарубежных конституциях, свобода ассоциаций и союзов. Это право является важным компонентом политических прав и свобод, так как касается политической и иной деятельности в сфере общественной жизни, являясь основополагающим условием существования демократического общества. Оно обеспечивает возможность участия каждого в общественной и политической жизни, а также является юридической основой образования и деятельности разного рода общественных объединений, включая политические партии.

Развитая система общественных объединений — неотъемлемый элемент гражданского общества. Поэтому в последние годы отмечается рост активности общественных объединений практически во всех сферах общественной жизни. Так, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области на 1 января 2003 г. зарегистрировано 1883 общественных объединения различной направленности. В том числе 60 политических общественных объединений (из них 29 политических партий), 1069 профсоюзных организаций.

Исполняя функции по регистрации общественных объединений и контролю за соответствием их деятельности законодательству Российской Федерации, Управление Минюста России по Рязанской области руководствуется, прежде всего, ст. 30 Конституции Российской Федерации, а также федеральными законами, в которых право на объединение получило свое дальнейшее развитие и конкретизацию: «06 общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., «О политических партиях» от 11 июля 2001 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 1 1 августа 1995 г., «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. и др.

Однако согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г. составной частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. При этом если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Здесь необходимо отметить, что одним из элементов механизма национально-правовой имплементации (от англ. implementation — осуществление) норм международного права в области защиты прав и свобод человека является национальная правоприменительная практика. Поэтому территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации в своей деятельности должны также руководствоваться международно-правовыми нормами, закрепляющими свободу ассоциации.

В связи с ратификацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, особую актуальность приобрел вопрос обеспечения соответствия российского законодательства международным стандартам в области защиты прав человека. При этом объем гарантий основных прав и свобод, предоставленных Конвенцией, должен оцениваться в свете судебной практики Европейского суда по правам человека.

Часть 1 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов». При этом Европейская комиссия по правам человека в своем решении по делу Эзелен против Франции от 26 апреля 1991 г. установила, что «»ассоциация» предполагает добровольное объединение для достижения какой-либо общей цели». В дальнейшей судебной практике и Европейская комиссия по правам человека, и Европейский суд по правам человека применяли именно эти два критерия: «добровольный характер» и «общая цель».

Специфика конституционного закрепления свободы ассоциации в Российской Федерации заключается в том, что: 1) в ст. 13 Конституции (положения которой относятся к основам конституционного строя Российской Федерации) гарантируется равенство общественных объединений перед законом и формулируются фундаментальные конституционные запреты на создание и деятельность общественных объединений; 2) в ст. 30 Конституции гарантируется право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений и свобода от принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Таким образом, конституционное право граждан на объединение включает в себя следующие правомочия: 1) право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; 2) право вступать в существующие общественные объединения; 3) право воздержаться от вступления в них; 4) право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции, право на объединение принадлежит в России каждому.

Статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Так, согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона «О политических партиях» «не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства».

Читать еще:  Как и в какой срок налоговый орган может взыскать задолженность по налогам?

Ограничение пользования правом на объединение в некоторых случаях предусмотрено законодательством и в отношении российских граждан. Возможность таких ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства, допускается ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и ч. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Законы Российской Федерации устанавливают ограничения права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих, в отношении их участия в общественных объединениях, преследующих политические цели(См.: ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.; ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. в редакции Закона от 17 ноября 1995 г.; ст. 20 Закона РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. в редакции Федерального закона от 31 марта 1999 г.; ст. 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.; ст. 11 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. ). Думается, что такие суровые ограничения призваны оградить судей,, прокурорских работников и сотрудников правоохранительных органов от какого-либо политического влияния на принимаемые ими решения, гарантировать их беспристрастность.

Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что они создаются гражданами по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Общественные объединения свободны в определении своей структуры, целей, форм и методов своей деятельности, самостоятельно принимают свои уставы. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, ровно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев.

В этой связи особое внимание обращает на себя право образовывать профсоюзы и вступать в них. Страсбургские органы буквально толкуют положения ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно данного права. Согласно судебной практике считается, что требования данной статьи выполнены, если существует возможность создания профсоюзов и признается членство в них. При этом для толкования ст. 11 стасбургские органы приняли к сведению многие другие международные документы и декларации, в частности Конвенции МОТ N 87, 98.

Представляется, что названные международно-правовые акты необходимо учитывать и российским органам юстиции при регистрации профсоюзов. Так, в Управление Минюста России по Рязанской области были поданы документы для государственной регистрации в качестве юридического лица Свободного профессионального союза «Содействие». В связи с несоответствием действующему законодательству учредительные документы данного профсоюза были возвращены для дооформления. Советский районный суд г. Рязани расценил это как незаконный отказ в регистрации. При этом суд мотивировал свое решение тем, что согласно ст. 2 Конвенции МОТ N 87 «О свободе ассоциации и защите права но организацию» трудящиеся и предприниматели «имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения», кроме того, приобретение прав юридического лица организациями трудящихся и предпринимателей не может быть подчинено условиям, способным воспрепятствовать этому праву (ст. 4 Конвенции).

Необходимо, однако, отметить, что свобода объединения не может быть абсолютно безграничной и использоваться в антисоциальных целях. Так, федеральный законодатель, исходя из положений ч. 2 ст.11 Европейской конвенции и ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, вправе устанавливать ограничения свободы ассоциации, необходимые в демократическом обществе ради защиты других конституционно значимых цепей.

Российское законодательство запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или-действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (4.1 ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. в редакции от 25 июля 2002 г., ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г.). Кроме того, запрещается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности (п. 3 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях»).

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. в свою очередь устанавливает принцип деидеологизации государственной службы. Данный принцип, вытекающий из положений ст. 13,32 Конституции Российской Федерации, означает недопустимость образования в государственных органах структур религиозных объединений, политических и иных общественных объединений, за исключением профсоюзов. Служащие должны исходить из публичных интересов, а не интересов партий. И возможная принадлежность к ним не должна влиять на карьеру(См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. // Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1992-1996. М» 1997. С. 230-260. ).

Однако законодательство Российской Федерации содержит и необоснованные ограничения права на объединение. Пункт 6 ст. 23 Федерального закона «О политических партиях» содержит норму, согласно которой «гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии». Между тем ст. 55 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в цепях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закрепленное в ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации положение: «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем», -как показывает мировая практика, относится, прежде всего, к профсоюзам и другим профессиональным объединениям.

Так, Европейским судом по правам человека установлены прецеденты, согласно которым требование, например, чтобы все британские железнодорожники обязательно были членами профсоюза, или требование о членстве в частной ассоциации водителей такси как условии получения и сохранения лицензии водителя такси противоречат п. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ибо не являются необходимым в демократическом обществе(См.: Дженис М, Кэй P., Брэдли Э. Европейское право в. области прав человека, М., 1997. С. 261.).

Однако наличие права не вступать в ассоциацию зависит от характеристик организации, членство в которой считается обязательным. В некоторых сферах совместной профессиональной деятельности, регулируемых государством, последнее иногда требует обязательного вступления в профессиональные объединения, поскольку государство в некоторой мере контролирует эти объединения. Европейский суд не установил факт нарушения ст. 1 1 Европейской конвенции в случае требования государством обязательного членства врачей в специальной ассоциации врачей, поскольку эта ассоциация выполняла важные функции государственного регулирования и, таким образом, не являлась ассоциацией в смысле ст. 11, была ассоциацией публичного, а не частного права (См,: Европейский суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. М., 2000. Т. 1. С. 340-359.)

В России существует аналогичная ситуация применительно к обязательному членству в адвокатской палате соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 29 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.). Лица, желающие оказывать юридические услуги, но не внесенные в региональный реестр адвокатов и, соответственно, не являющиеся членами адвокатской палаты, не признаются адвокатами. Такое лицо может зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя и оказывать платные юридические услуги, но в значительно более узкой сфере, чем адвокаты. В частности, они не имеют право участвовать в качестве защитника в уголовном судопроизводстве (п. 2 ст. 49 УПК РФ).

Думается, что адвокатскую палату можно представить в качестве ассоциации, учрежденной согласно публичному праву. Поэтому можно считать допустимой особую заботу государства о вхождении в нее юристов, занимающихся оказанием адвокатских услуг.

В заключение следует отметить, что при рассмотрении ряда дел Европейская комиссия по правам человека сочла, что некоторые претензии не касаются права на свободу ассоциации согласно ст. 1 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, например, при рассмотрении петиции против Бельгии Комиссия выразила мнение о том, что ст. 1 1 не защищает интересы частных лиц в рамках ассоциации, например, их право быть членами руководящих органов. При рассмотрении петиции против Швейцарии и Италии Комиссия установила, что право ассоциации не дает права тому или иному объединению требовать государственной финансовой поддержки. При рассмотрении петиции против ФРГ Комиссия пришла к выводу, что правительство не несет каких-либо обязательств согласно ст. 11 по предоставлению той или иной организации права обращаться в отечественные суды, если только речь не идет о ее собственных интересах как организации(См.: Гомьен Д., Хоррис.Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М» 1998. С, 399,)

Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 5, О. Г. Яцкив главный специалист Управления Минюста России по Рязанской области

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector