Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и виды соглашений Стороны и содержание соглашений

Статья 45 ТК РФ. Соглашение. Виды соглашений

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

Комментарии к ст. 45 ТК РФ

1. В определении понятия соглашения подчеркивается его регулятивное значение, указывается, что это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения.

К сожалению, законодателю не удалось последовательно провести эту идею: в ч. ч. 5 — 7 ст. 45, определяя значение конкретных видов соглашений, он упоминает лишь установление принципов регулирования социально-трудовых отношений.

2. Соглашение, в отличие от коллективного договора, заключается на других уровнях социального партнерства: федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном. При этом соглашения могут иметь общий характер и охватывать всех (большинство) работодателей и работников соответствующего территориального образования или являться отраслевыми (межотраслевыми).

3. Соглашение заключается работодателями, объединенными в рамках отрасли, региона, территории. Их интересы на коллективных переговорах представляют объединения работодателей, иные представители работодателей. В том случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета (федерального, субъекта РФ, местного), оно должно заключаться с участием соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Другой стороной соглашений выступают работники, занятые у данных работодателей. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы и их объединения.

4. В отличие от коллективного договора (см. коммент. к ст. 40), соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст. 45 не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений.

5. Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных соглашением условий труда.

Представители работодателей должны действовать в пределах предоставленных им полномочий, в противном случае может встать вопрос о действительности заключенного соглашения.

6. Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание. Например, Закон Республики Дагестан от 15.11.2011 N 71 «О социальном партнерстве в Республике Дагестан» предусматривает следующие виды соглашений: республиканские; республиканские отраслевые (межотраслевые); территориальные; территориально-отраслевые (межотраслевые); иные соглашения (ст. 16).

7. Соглашения могут быть двусторонними, заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними, заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей. На практике основную часть отраслевых соглашений федерального уровня составляют двусторонние соглашения, а региональные и территориальные соглашения, как правило, заключаются на трехсторонней основе.

8. По выбору сторон могут заключаться иные соглашения, например профессиональные.

Следует отметить, что ч. 10 комментируемой статьи предусматривает возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства, т.е. в современных условиях допустимы и соглашения на локальном уровне, однако в этом случае они должны быть посвящены «отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений».

Статья 45 ТК РФ. Соглашение. Виды соглашений (действующая редакция)

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Читать еще:  Как подать жалобу на адвоката в адвокатскую коллегию?

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 45 ТК РФ

1. В определении понятия соглашения подчеркивается его регулятивное значение, указывается, что это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения.

К сожалению, законодателю не удалось последовательно провести эту идею: в ч. ч. 5 — 7 ст. 45, определяя значение конкретных видов соглашений, он упоминает лишь установление принципов регулирования социально-трудовых отношений.

2. Соглашение, в отличие от коллективного договора, заключается на других уровнях социального партнерства: федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном. При этом соглашения могут иметь общий характер и охватывать всех (большинство) работодателей и работников соответствующего территориального образования или являться отраслевыми (межотраслевыми).

3. Соглашение заключается работодателями, объединенными в рамках отрасли, региона, территории. Их интересы на коллективных переговорах представляют объединения работодателей, иные представители работодателей. В том случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета (федерального, субъекта РФ, местного), оно должно заключаться с участием соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Другой стороной соглашений выступают работники, занятые у данных работодателей. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы и их объединения.

4. В отличие от коллективного договора (см. коммент. к ст. 40), соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст. 45 не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений.

5. Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных соглашением условий труда.

Представители работодателей должны действовать в пределах предоставленных им полномочий, в противном случае может встать вопрос о действительности заключенного соглашения.

6. Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание. Например, Закон Республики Дагестан от 15.11.2011 N 71 «О социальном партнерстве в Республике Дагестан» предусматривает следующие виды соглашений: республиканские; республиканские отраслевые (межотраслевые); территориальные; территориально-отраслевые (межотраслевые); иные соглашения (ст. 16).

7. Соглашения могут быть двусторонними, заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними, заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей. На практике основную часть отраслевых соглашений федерального уровня составляют двусторонние соглашения, а региональные и территориальные соглашения, как правило, заключаются на трехсторонней основе.

8. По выбору сторон могут заключаться иные соглашения, например профессиональные.

Следует отметить, что ч. 10 комментируемой статьи предусматривает возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства, т.е. в современных условиях допустимы и соглашения на локальном уровне, однако в этом случае они должны быть посвящены «отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений».

Коллективные соглашения: понятие, стороны и виды.

Коллективное соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Стороны – объединения работодателей и рофсоюзов

Читать еще:  Решение на выплату дивидендов единственному учредителю образец 2021 год

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения:

1) генеральное – устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне;

2) межрегиональное – устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ;

3) региональное – устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ;

4) межотраслевое – устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам нескольких отраслей;

5) отраслевое – устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли;

6) территориальное – устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

В таких соглашениях конкретно регулирующие нормы встречаются реже, чем в договоре. Соглашение задает параметры, концепцию регулирования тр.отношений.

Содержание коллективного соглашения, порядок его заключения и регистрация.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

– о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции

— о содействии занятости, переобучении работников

— об обеспечении экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве

— о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи

– условия и охрана труда;

– режимы труда и отдыха;

– развитие социального партнерства.

Соглашения должны заключаться как правило до внесения проектов соотв.бюджетов в представительный орган гос.власти или МСУ.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы

Социально-партнерское соглашение (понятие, виды). Стороны и участники социально-партнерских соглашений.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Соглашения – ст.45 ТК РФ, это разновидность актов социального партнерства, имеющая нормативно-договорную природу и заключаемая представителями работников и работодателей на различных уровнях социального партнерства за исключением локальных, направленных на установление общих принципов регулирования экономических отношений, а также регламентацию социально-трудовых отношений, входящих в предмет трудового права.

Это всегда акт, который имеет постоянный характер, так как в нем и договорная, и нормативная основа. Тем это соглашение отличается от других соглашений в рамках социального партнерства (соглашения в рамках консультации споров, они индивидуальны). Социально-партнерские соглашения могут быть основаны на принципах би- и трипартизма в зависимости от того, как определили это своим договором (общим соглашением) участники коллективных договоров. На любом уровне социального партнерства возможно участие органов исполнительной власти, государственных и муниципальных.

Виды социально-партнерских соглашений

В зависимости от уровня:

На федеральном уровне, территориальном, отраслевом в комиссиях разрабатывается генеральное соглашение на уровне РФ или генерально-отраслевое соглашение. Генеральное соглашение разрабатывается Российский трехсторонней комиссией и применяется на всей территории РФ независимо от того, определен ли представитель работодателей или нет (обязательный характер). Генеральное соглашение, как правило, имеет декларативный характер, в нем определяется лишь намерение сторон и участников в лице правительства. То же самое касается генерального соглашения на отраслевом уровне. На более низких уровнях социального партнерства также разрабатываются соглашение, но они имеют свои названия.

Читать еще:  Выплаты многодетным семьям в 2021 году в кировской области

Характеристика сторон:

В зависимости от того, на каком уровне они заключаются. В генеральном соглашении сторонами являются участники правительства и общероссийские объединения работников и работодателей. На этом уровне этот состав участников обязателен (без такого состава участников невозможно осуществление партнерства). Как правило, на отраслевом уровне всегда участвует отраслевой орган управления.

Содержание социально-партнерского соглашения

Так как это разновидность нормативного договора, содержание его достаточно схоже с коллективным договором.

Фактический аспект

Содержание соглашение определяется статьей 46 ТК РФ:

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

· условия и охрана труда;

· режимы труда и отдыха;

· развитие социального партнерства;

· иные вопросы, определенные сторонами.

Юридический аспект

Выделяют нормативные условия, которые действуют в течение всего периода, на который принимается соглашение. В нем содержатся в меньшей степени обязательственные условия, больше всего здесь нормативных условий. Иногда выделяют вводные части, преамбулы, либо положения, содержащие общие принципы регулирования соответствующих отношений.

Коллективный трудовой спор (понятие, стороны, объект, содержание).

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Элементы споров:

Стороны

Нужно отличать от индивидуального, так как сторонами выступают участники социально-партнерских соглашений. С одной стороны – это те субъекты, которые имеют соответствующие права, субъективные обязанности, т.е. работники, здесь не должно смущать указание «их представители», всегда стороной остаются работники в целом, либо это работники тех работодателей, которые участвуют на иных уровнях социального партнерства выше локального. Имеется ввиду профсоюзы и прочее – объединения работников.

Другая сторона зависит от уровня партнерства. На локальном уровне – это работодатель, юридическое лицо или ИП (ИП может быть стороной коллективных трудовых споров). Представитель работодателя его не заменяет на локальном уровне.

На других уровнях социального партнерства – объединение работодателей.

Говоря о сторонах коллективного трудового спора нужно обратиться к истории этого вопроса. Термин «социальное партнерство» не совсем подходит к структуре, представленной в этом споре. Понятие спора не совсем укладывается в рамки социального партнерства. Предполагается, что стороны должны использовать иные механизмы. Спор – это крайняя точка разрешения конфликта. Есть здесь 2 противопоставляемых позиции по поводу того, что есть спор:

1) Либеральный подход

Заложена идея формального равенства сторон, которые в равной степени могут использовать установленные процедуры. Но проблема заключается в том, что эти стороны не могут находиться в равны положениях, так как сущность этих отношений – это всегда противоречие. Это постоянный конфликт, хотя его могут скрывать. Вопрос состоит лишь в том, кто будет прогибаться, взаимодействия на равных никогда не будет.

С материальной стороны – это всегда конфликт, который может иметь разные продолжения. Может быть крайнее проявление в виде недовольства, волнений общественный, включая препятствие продолжения деятельности работодателя; есть другой вариант – когда стороны останавливаются; третий вариант – принятие одной сторон позиции другой.

Институт коллективных трудовых споров регулирует лишь формальную сторону, содержание же – никого не волнует. Защитить свои права работникам в реальности почти невозможно. Такой способ, как забастовка, в настоящее время практически не применяется, так как процедура слишком сложна и длительна, поэтому не доходит до забастовки.

Институт не решает задачу решения спора, а он оформляет (урегулирует) решение спора!

Стороны – это те, кто имеет процедурные права и обязанности, но они же могут быть и сторонами материального аспекта, который правом не регулируется. Проблема – разъединение формальной и материальной сторон. Решение проблемы заключается в их объединении.

Юристы апеллируют не только законами (не только тем, что написано), но также основываются и на общественных отношениях, без которых невозможно существовать.

Содержание спора

Противоположные позиции оценки того или иного предмета. Коллективный спор возникает только тогда, когда эти позиции невозможно объединить, т.е. они абсолютно противоречивы. Идея разрешения – попытаться сблизить позиции. Идея всегда одна и та же – работодатель экономит, а работники – средство производство.

Работники хотят работать не потому, что есть желание работать, а потому, что денег не хватает.

Предмет (объект) спора

Предметом выступают условия труда (в широком смысле) – именно материальные условия, а также соответствующий режим осуществления трудовых обязанностей со стороны работников. В этом смысле речь идет не о применении права, а о том, как устроить работу. Установление условий и является предметом спора – экономический условия труда (фактические).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector