Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Положение о наставничестве — образец 2021 и 2021

Положение о наставничестве (4)

Закрытое акционерное общество «Бета»

Положение о наставничестве

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения работы по наставничеству в ЗАО «Бета», права и обязанности наставников и стажеров.

1.2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Положении:

Наставничество – форма адаптации, практического обучения и воспитания новых сотрудников ЗАО «Бета» в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре организации.

Наставник – опытный сотрудник организации, принимающий на себя функции по обучению новых сотрудников в период прохождения ими испытательного срока.

Стажер – новый сотрудник организации, прикрепляемый за наставником на период испытательного срока.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе в ЗАО «Бета» на основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышение квалификации персонала, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего достижения стажерами необходимых производственных показателей, снижение текучести персонала и мотивирования новых сотрудников к установлению длительных трудовых отношений с ЗАО «Бета».

2.2. Основными задачами наставничества являются:

  • оказание помощи стажеру в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;
  • обучение стажера в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда;
  • содействие достижению стажером высокого качества труда;
  • вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры и установление длительных трудовых отношений с ЗАО «Бета»;
  • воспитание у стажера чувства личной ответственности за эффективный труд на порученном участке работы.

3. Организационные основы наставничества

3.1. Наставничество в ЗАО «Бета» организуется на основании приказа генерального директора.

3.2. Отбор кандидатур наставников осуществляется в следующем порядке.

3.2.1. Руководитель подразделения, в котором организуется наставничество, на первом этапе выбирает наставников из наиболее подготовленных специалистов по следующим критериям:

  • высокий уровень профессиональной подготовки;
  • наличие общепризнанных личных производственных достижений;
  • развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
  • стабильные результаты в работе;
  • способность и готовность делиться профессиональным опытом;
  • стаж профессиональной деятельности в ЗАО «Бета» не менее двух лет.

3.2.2. Начальник отдела управления персоналом выбирает наставника из предложенных руководителями подразделений кандидатов по ключевым компетенциям согласно приложению 1.

3.3. Сотрудник назначается наставником с его письменного согласия. Приказ о назначении наставника и сроках осуществления наставничества издается по форме согласно приложению 2 не позднее трех дней с момента приема на работу сотрудника ЗАО «Бета», в отношении которого осуществляется наставничество.

3.4. За одним наставником закрепляется одновременно не более трех стажеров.

3.5. Замена наставника производится приказом генерального директора в случаях:

  • продолжительного отсутствия наставника;
  • изменения должности или региона работы наставника;
  • изменения должности стажера;
  • увольнения наставника из организации;
  • отказа наставника от работы со стажером;
  • отказа стажера от работы с назначенным наставником.

3.6. В зависимости от производственных условий руководитель подразделения может принять решение о периодическом освобождении на определенное время наставника и стажера от выполнения непосредственных должностных обязанностей для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по плану стажировки.

3.7. Наставничество осуществляется в течение всего периода испытательного срока, назначенного стажеру. Для стажеров, занимающих должности, связанные с особо сложными технологическими процессами, приказом руководителя подразделения наставничество может быть установлено на более длительный срок, но не более чем на шесть месяцев.

3.8. Период наставничества может быть продлен по рекомендации руководителя подразделения в случае болезни, командировки или иного продолжительного отсутствия по объективным причинам наставника или стажера, но не более чем на три месяца.

3.9. Взаимодействия ответственных за наставничество лиц происходит в порядке, установленном в соответствии с приложением 9.

4. Права и обязанности наставника

4.1. Наставник имеет право:

  • требовать от стажера выполнения указаний по вопросам, связанным с его производственной деятельностью;
  • принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой стажера, вносить предложения в профсоюзные органы, непосредственному руководителю, вышестоящему руководителю о поощрении стажера, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
  • участвовать в обсуждении профессиональной карьеры стажера и планировании его дальнейшей работы в организации (в т. ч. внутрипроизводственного перемещения).

4.2. Наставник обязан:

  • составить План задач наставника по форме согласно приложению 3 и утвердить его у руководителя подразделения;
  • помочь стажеру составить Индивидуальный план стажировки согласно приложению 4 на основании его Плана работы сотрудника на время прохождения испытания, согласовать его и отдать на утверждение руководителю подразделения;
  • ознакомить стажера с производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры ЗАО «Бета»;
  • изучить профессиональные и нравственные качества стажера, его отношение к работе, коллективу, увлечения, наклонности;
  • оказать стажеру индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения обязанностей и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развить положительные качества стажера, корректировать его поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию культурного и профессионального кругозора;
  • информировать стажера о целях, задачах и результатах текущей деятельности ЗАО «Бета»;
  • развить у стажера стремление к выполнению сложной и ответственной работы, освоению новой техники и современных технологий;
  • способствовать развитию постоянного интереса к инновационному и техническому творчеству, изобретательству и рационализации, использованию резервов производства на рабочем месте, внедрению современных стандартов качества и работы с клиентами;
  • периодически информировать непосредственного начальника стажера о процессе его адаптации в трудовом коллективе, дисциплине и поведении, результатах своего влияния на его становление;
  • с учетом деловых и морально-психологических качеств стажера содействовать совместно с руководством подразделения ЗАО «Бета» его профессиональному росту, достижению высокого профессионализма, участвовать в формировании и развитии деловой карьеры;
  • контролировать выполнение производственных заданий и индивидуального плана стажировки, воспитывать у стажера непримиримое отношение к недостаткам, бесхозяйственности и формализму в работе;
  • составить характеристику на стажера;
  • за семь дней до окончания испытания заполнить анкету «Оценка сотрудника по результатам прохождения стажировки» согласно приложению 5 и передать ее на рассмотрение руководителю подразделения.

4.3. Ответственность наставника:

  • наставник несет персональную ответственность за качество и своевременность выполнения функциональных обязанностей, возложенных на него настоящим Положением;
  • при отказе от продолжения стажировки двух сотрудников подряд наставник лишается статуса (лишение права продолжать наставничество оформляется приказом генерального директора ЗАО «Бета»).

5. Права и обязанности стажера

5.1. Стажер имеет право участвовать в разработке индивидуального плана стажировки и вносить предложения о его изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки.

5.2. Стажер обязан:

  • ознакомиться под подпись с выпиской из приказа о назначении наставника согласно приложению 8 в течение трех дней с момента издания приказа;
  • исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и Правилами трудового распорядка;
  • выполнять обязанности, определенные инструкциями и положениями для соответствующих работников;
  • по истечении срока наставничества в течение семи дней представлять в отдел управления персоналом отчет о выполнении индивидуального плана стажировки и оценочный лист согласно приложению 6.

6. Руководство наставничеством

6.1. Руководство деятельностью наставников осуществляют начальник отдела управления персоналом и руководители подразделений, в которых организуется наставничество.

6.2. Координацию работы по наставничеству осуществляет начальник отдела управления персоналом, который:

  • контролирует деятельность наставников;
  • готовит и представляет на утверждение руководителя ЗАО «Бета» приказ о закреплении за стажером наставника;
  • выбирает кандидатов в наставники из числа работников подразделения, представленных руководителями подразделений, организует их участие в мероприятиях по повышению квалификации и проводит инструктаж;
  • организует планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы;
  • контролирует сроки представления в отдел управления персоналом необходимых для контроля и анализа документов по наставничеству.
Читать еще:  Как настроить нумерацию документов в 1С? новость от 16042019

6.3. Ответственность за осуществление наставничества в подразделении несет руководитель подразделения.

6.4. Руководитель подразделения, в котором организуется наставничество:

  • заблаговременно составляет План работы сотрудника на время испытательного срока согласно приложению 7;
  • представляет назначенного стажера коллегам в подразделении, объявляет приказ о закреплении за ним наставника;
  • создает необходимые условия для совместной работы стажера и его наставника;
  • утверждает Индивидуальный план стажировки подопечных его подразделения согласно приложению 4;
  • организует обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной работы, оказывает им методическую и практическую помощь в составлении планов работы со стажером;
  • изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества в ЗАО «Бета»;
  • посещает инструктажи, проводимые наставником и стажером;
  • анализирует работу наставника и стажера;
  • заполняет раздел с рекомендациями в анкете «Оценка сотрудника по результатам прохождения стажировки» согласно приложению 5 и передает ее в отдел управления персоналом не позднее семи дней до завершения испытания стажера;
  • принимает окончательное решение о прохождении стажером процесса адаптации;
  • определяет меры поощрения наставников.

6.5. Руководитель подразделения является главным координатором работы наставников в подчиненном подразделении. С этой целью руководитель подразделения контролирует:

  • соблюдение сроков и объема выполнения адаптационных мероприятий;
  • соблюдение наставниками сроков заполнения и представление ему и в службу управления персоналом промежуточных отчетов;
  • наличие заполненных документов, необходимых для подведения итогов;
  • выполнение всех дополнительных мероприятий по наставничеству.

7. Анализ работы сотрудника в период стажировки

7.1. Предварительный анализ работы стажера осуществляется по истечении первого и второго месяца его адаптации в ЗАО «Бета».

7.1.1. При предварительном анализе руководитель подразделения, наставник, начальник отдела управления персоналом рассматривают следующие вопросы:

  • анализ процесса адаптации работника в организации;
  • выполнение на данный период индивидуального плана работ;
  • обозначение сильных и слабых сторон работника;
  • обсуждение того, что необходимо улучшить;
  • необходимая помощь со стороны организации.

7.1.2. Руководитель подразделения, наставник при необходимости по результатам предварительного анализа корректируют индивидуальный план стажировки сотрудника, дополнительно разрабатывают и принимают необходимые меры для ликвидации выявленных затруднений в процессе адаптации стажера.

7.2. Заключительный анализ работы стажера осуществляется за семь рабочих дней до окончания испытания.

7.2.1. Наставник заполняет форму «Оценка сотрудника по результатам прохождения стажировки» согласно приложению 5.

7.2.2. Руководитель подразделения после обсуждения с наставником проводит анализ адаптации стажера и дает рекомендации о завершении или продолжении процесса адаптации, заполняет форму «Оценка сотрудника по результатам прохождения стажировки».

7.2.3. В том случае, если руководитель подразделения считает, что новый работник завершил процесс адаптации и прошел испытание, заполненная форма «Индивидуальный план стажировки» с формой «Оценка сотрудника по результатам прохождения стажировки» передается в отдел управления персоналом для хранения.

7.3. Если стажеру по заключению руководителя подразделения необходимо продолжение адаптации, то он с наставником и руководителем отдела управления персонала разрабатывают и реализуют дополнительные мероприятия, направленные на адаптацию стажера.

8. Моральное и материальное поощрение наставников

8.1. В целях материального поощрения наставнику начисляется надбавка к окладу в размере, указанном в приказе о назначении наставника.

8.2. Наставники, победившие в конкурсе на звание «Лучший наставник организации» поощряются в порядке, предусмотренном условиями конкурса.

8.3. Приказ о поощрении наставников по результатам конкурса на звание «Лучший наставник организации» готовит отдел управления персоналом

Положение о наставничестве ОАО «РЖД»

Внутрифирменный документ ОАО «РЖД».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения работы по наставничеству на Приволжской железной дороге (далее – Дорога), права и обязанности наставника и закрепленного за ним молодого работника или специалиста органа управления и структурных подразделений дороги (далее соответственно — стажер, подразделение дороги).

1.2. Положение распространяется на:

  • молодых работников ОАО «РЖД» — лиц в возрасте до 30 лет, окончивших образовательное учреждение начального профессионального образования или прошедших профессиональную подготовку и после окончания учебы впервые трудоустроившихся на дорогу на рабочую должность (рабочий ведущей профессии);
  • молодых специалистов — лиц, обладающих таким статусом в соответствии с Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД».

1.3. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе на дороге на основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышение квалификации персонала, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего достижения стажерами необходимых производственных показателей, снижение текучести персонала и мотивация молодежи к установлению длительных трудовых отношений с ОАО «РЖД» и дорогой.

Наставничество — форма адаптации, практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов дороги в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию и принадлежности к ОАО «РЖД».

1.4. Основными задачами наставничества являются:

  1. оказание помощи стажеру в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;
  2. обучение стажера в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда и безопасности движения поездов;
  3. содействие достижению стажером высокого качества труда;
  4. вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры и установление длительных трудовых отношений с ОАО «РЖД» и дорогой;
  5. воспитание у стажера чувства личной ответственности за эффективную работу на порученном участке работы.

2. Наставники

2.1. Приказ о назначении наставника и сроках осуществления наставничества издается по форме согласно приложению 1 к Положению при приеме на работу работника дороги, в отношении которого должно осуществляться наставничество.

2.2. Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный рабочий, мастер, руководитель среднего звена, руководитель или специалист, знающий особенности и специфику работы по должности стажера. Работники назначаются наставниками с их письменного согласия.

К наставничеству могут также привлекаться работники, достигшие пенсионного возраста, продолжающие работу в подразделении дороги, имеющие богатый производственный опыт и достигшие значительных успехов в своей профессиональной деятельности.

Наставничество в отношении молодых руководителей осуществляют руководители соответствующих подразделений.

2.3. За одним наставником может быть закреплено одновременно, как правило, не более 3 стажеров. Наставничество, если этого требуют производственные условия, может осуществляться также в отношении группы стажеров.

2.4. В зависимости от производственных условий руководитель подразделения может принять решение о периодическом освобождении на определенное время наставника и стажера от выполнения непосредственных должностных обязанностей для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по плану стажировки.

3. Сроки наставничества

3.1. Наставничество осуществляется, как правило, в течение 6 месяцев с даты издания приказа о назначении наставника.

Для стажеров, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности движения или с особо сложными технологическими процессами, приказом руководителя подразделения наставничество может быть установлено на срок до 1 года.

В срок наставничества засчитывается период подготовки молодого работника с момента его трудоустройства.

3.2. Период наставничества может быть продлен приказом руководителя подразделения в случае болезни, командировки или иного продолжительного отсутствия по объективным причинам наставника или стажера, но не более чем на 3 месяца.

Читать еще:  Можно ли не платить штрафы и жить спокойно?

3.3. Права и обязанности наставника и стажера утрачиваются до истечения периода наставничества в случае прекращения наставником или стажером трудовых отношений с ОАО «РЖД» либо невыполнения наставником или стажером обязанностей, установленных Положением.

В последнем случае прекращение наставничества оформляется приказом.

4. Руководство наставничеством

4.1. Ответственность за осуществление наставничества в подразделении несет руководитель подразделения.

4.2. Руководитель подразделения содействует эффективному осуществлению наставничества, участию наставников в мероприятиях по обмену опытом, направлению наставников на повышение квалификации и выполнению других мероприятий по плану согласно приложению 2 к Положению, который ежегодно разрабатывается и утверждается.

4.3. Деятельность наставников и результаты обучения стажеров оценивает комиссия, возглавляемая руководителем структурного подразделения, в состав которой входят руководитель кадрового подразделения, инженер по труду, представитель совета молодых специалистов и работающей молодежи, председатель первичной профсоюзной организации. Комиссия рассматривает представленную наставником характеристику стажера, заслушивает его сообщение о работе стажера в период стажировки, а также отчет стажера о выполнении индивидуального плана стажировки, составленной по форме согласно приложению 3 к Положению, и по результатам рассмотрения принимает решение о дальнейшем профессиональном развитии и служебном перемещении стажера по форме согласно приложению 4 к Положению.

4.4. Деятельность наставников и результаты обучения стажеров в органе управления дороги оценивает комиссия возглавляемая заместителем начальника дороги по кадрам и социальным вопросам, в состав которой входят начальник службы управления персоналом, начальник службы организации и оплаты труда, заместитель начальника службы управления персоналом – начальник отдела руководящих кадров, председатель совета молодых специалистов и работающей молодежи дороги, председатель первичной профсоюзной организации.

4.5. Организационную работу, связанную с наставничеством, в том числе оформление документации, выполняют работники, в функции которых входят вопросы, связанные с работой по управлению персоналом.

4.6. Координацию работы по наставничеству на дороге осуществляет начальник службы управления персоналом, который:

  1. составляет План осуществления наставничества на дороге;
  2. контролирует организацию работы по наставничеству в структурных подразделениях дороги;
  3. организует планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы.

4.7. Координацию работы по наставничеству в структурном подразделении дороги осуществляет руководитель кадрового подразделения, который:

  1. контролирует деятельность наставников;
  2. представляет на утверждение руководителю подразделения дороги индивидуальные планы стажировки;
  3. готовит приказ о закреплении за стажером наставника и представляет стажера работникам соответствующего подразделения;
  4. подбирает кандидатов в наставники из числа работников подразделения, организует их участие в мероприятиях по повышению квалификации и проводит инструктаж;
  5. организует планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы.

4.8. Наставникам производится выплата единовременного денежного вознаграждения в размере от 0,5 должностного оклада (месячной тарифной ставки) при осуществлении наставничества в отношении 1-2 стажеров общей продолжительностью до 6 месяцев и до 1 должностного оклада при наставничестве в отношении 1-2 стажеров общей продолжительностью более 6 месяцев. Выплата производится по результатам утверждения комиссией отчетов наставника и стажера о выполнении плана стажировки, согласно дополнений в Положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», утвержденного решением правления ОАО «РЖД» (протокол № 7 от 09.04.2008). Основанием для подготовки приказа о выплатах наставникам является протокол заседания комиссии. Выплата производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете затрат.

4.9. Наиболее отличившиеся наставники могут быть представлены к поощрениям, установленным нормативными документами ОАО «РЖД» и дороги, в частности, приказом ОАО «РЖД» от 30.03.2006 N 57 «О видах поощрений в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги».

5. Права и обязанности наставника

5.1. Наставник имеет право:

  1. требовать от стажера выполнения указаний по вопросам, связанным с его производственной деятельностью;
  2. принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой стажера, вносить предложения в профсоюзные органы, непосредственному начальнику, вышестоящему руководителю о поощрении стажера, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
  3. участвовать в обсуждении профессиональной карьеры стажера и планировании его дальнейшего использования на производстве, а также внутрипроизводственного перемещения.
  4. ходатайствовать перед руководителем подразделения о направлении стажера на курсы повышения квалификации, присвоении разряда, зачислении в кадровый резерв.

5.2. Наставник обязан:

  1. ознакомить стажера с производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры ОАО «РЖД», дороги и подразделения;
  2. составить план наставника по форме согласно приложению 5 к Положению, помочь стажеру составить индивидуальный план стажировки;
  3. изучить профессиональные и нравственные качества стажера, его отношение к работе, коллективу, увлечения, наклонности;
  4. оказывать стажеру индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения обязанностей и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  5. способствовать рациональной организации труда стажера, эффективному использованию новой техники, подвижного состава и оборудования, экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов;
  6. личным примером развивать положительные качества стажера, корректировать его поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию культурного и профессионального кругозора;
  7. контролировать выполнение производственных заданий и индивидуального плана стажировки, воспитывать у стажера непримиримое отношение к недостаткам, бесхозяйственности и формализму в работе;
  8. составить характеристику на стажера.

5.3. При работе со стажером — молодым специалистом наставник дополнительно обязан:

  1. информировать стажера о целях, задачах и результатах текущей деятельности ОАО «РЖД» и Дороги;
  2. обращать особое внимание на овладение стажером особенностями производственного процесса;
  3. развивать у стажера стремление к выполнению сложной и ответственной работы, освоению новой техники и современных технологий;
  4. способствовать развитию постоянного интереса к инновационному и техническому творчеству, изобретательству и рационализации, использованию резервов производства на рабочем месте, внедрению современных стандартов качества и работы с клиентами;
  5. периодически информировать непосредственного начальника стажера о процессе его адаптации в трудовом коллективе, дисциплине и поведении, результатах своего влияния на его становление;
  6. с учетом деловых и морально-психологических качеств стажера содействовать совместно с руководством подразделения дороги его профессиональному росту, достижению высокого профессионализма, участвовать в формировании и развитии деловой карьеры.

6. Права и обязанности стажера

6.1. Стажер имеет право участвовать в разработке индивидуального плана стажировки и вносить предложения о его изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки.

6.2. Стажер обязан:

  1. исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;
  2. выполнять обязанности, определенные инструкциями и положениями для соответствующих работников;
  3. ежемесячно представлять наставнику отчет о выполнении индивидуального плана стажировки;
  4. по истечении срока наставничества представлять отчет о выполнении индивидуального плана стажировки.

7. Наставничество в отношении других категорий работников

7.1. По решению руководителя подразделения работа по наставничеству может быть организована по отношению к категориям работников, не указанных в п. 2 настоящего Положения. Перечень должностей, по которым организуется наставничество для молодых работников утверждается руководителем структурного подразделения.

7.2. Наставничество для других категорий работников устанавливается приказом руководителя подразделения на срок от 1 до 3 месяцев.

Скачать полную версию можно по ссылке ниже.

Наставничество

  • A
  • A
  • A
  • A

Реализация целевой модели «Наставничество»

Куратор направления: Хафизова Рузиля Ансаровна, методист ИМЦ Петродворцового района

Целевая модель «Наставничество»
Реализация целевой модели «Наставничество»
Семинар «Система наставничества в образовательном учреждении: эффективные инструменты и технологии», 19 мая 2021 г. в 15.30, дистанционно.

Программа семинара 700 кб (*.pdf)

Презентация «Внедрение целевой модели наставничества».
Районная педагогическая конференция «Опыт реализации ФГОС: открытость, преемственность, развитие» 2020 года.

Материалы секции для заместителей директоров по УВР и кураторов по наставничеству в ОУ «Целевая модель наставничества: пути реализации новой методологии в образовательном учреждении», 6 ноября 2020 г.

Читать еще:  Получение возмещения по осаго в виде восстановительного ремонта
Нормативные документы
Распоряжение администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 09.10.2020 № 4338-р «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга».
Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2020 № 1457-р «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга».
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2020 № МР-42/02 «О целевой модели наставничества и направлении методических рекомендаций»).
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Пилотные площадки

Образовательные учреждения Петергофская гимназия и школа № 411 включены в реализацию пилотного проекта по внедрению целевой модели наставничества в Санкт Петербурге на 2020-2021 учебный год.

Сегодня наставничество рассматривается как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Задачами внедрениями методологии (целевой модели) наставничества пилотными площадками являются:

улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;

подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;

раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;

создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;

формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.

На 2021 год пилотные площадки для апробации определили следующие формы наставничества: ученик-ученик, учитель-учитель, студент-ученик.

Инструкция: оформляем приказ о зачислении на практику

Виды практики

Каждое учебное заведение разрабатывает свое положение об организации стажировки студентов и порядке включения ее в образовательный процесс. В соответствии с законодательством, различают два вида практики:

  • учебная — может быть направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков или выполнение научно-исследовательской работы;
  • производственная — проводится на предприятии (в организации). Обычно она реализуется в форме получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности на рабочем месте, в практической научно-исследовательской работе, педагогической стажировке и др.

Задача всех ее видов — закрепление и углубление теоретических знаний, умений и навыков.

Какие НПА регулируют

Учебная и производственная практика являются частью учебного процесса для студентов вузов и колледжей. Она предусмотрена образовательными программами в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2017 «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки № 1383 от 27.11.2015 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» регулирует порядок ее организации, описывает ее формы, виды и способы проведения.

Пунктом 11 Приказа Минобрнауки № 291 от 18.04.2013 регулируется необходимость заключения договора между образовательными организациями и организациями для проведения учебной и производственной практики.

Специальные требования предъявляются к условиям труда подростков от 14 до 18 лет, а также к условиям прохождения стажировки учащимися профессиональных образовательных организаций всех уровней. Они перечислены Постановлением ГГСВ РФ от 30.09.2009 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09».

Оплата практики

Как правило, труд практикантов используется на предприятии (в организации) безвозмездно. Юридические отношения никак не оформляются. Этому есть много предпосылок:

  • учебная и производственная часто носят ознакомительный и формальный характер. Студенты не мотивированы тратить на нее лишние усилия;
  • иногда на предприятие направляются несовершеннолетние студенты и принимающей стороне очень обременительно оформлять их на работу с точки зрения ТК;
  • практикант часто не связывает свое будущее с местом обучения и получаемой профессией, а значит, не заинтересован в приобретаемых навыках.

Во всех остальных случаях, при взаимном согласии сторон, работа в период производственной стажировки может быть оплачена.

После приема на практику с ним должен быть оформлен один из вариантов трудовых отношений:

  • срочный трудовой договор;
  • гражданско-правовое соглашение;
  • договор подряда.

Как правило, форма договора оговаривается в момент направления студента на предприятие. Этот пункт вносится в договор между учебным заведением и предприятием (организацией). Иногда решение о полноценной занятости и работе за вознаграждение принимается непосредственно на предприятии. В любом случае понадобится оформить приказ о зачислении на практику студента, образец мы составили в том числе и для случая с оплатой.

Сведения о трудовой деятельности во время производственной стажировки имеет смысл внести в трудовую книжку. Независимо от этого, все перечисления с официальной зарплаты студента попадут в базу ПФР и будут отражены в личном кабинете.

Важные нюансы

Необходимо отметить, что порядок выхода студентов на практику прямо законодательством никак не регламентируется.

Обычно используется следующая последовательность действий:

  • заключается договор с учебным заведением;
  • оформляется договор с практикантом без зачисления в штат;
  • оформляются необходимые дополнительные документы (медицинский осмотр для несовершеннолетних, инструктаж по ТБ с регистрацией во всех журналах);
  • заводится дневник практиканта, на основе ведения которого будет составлен отчет.

С момента выхода на стажировку на студентов распространяются правила внутреннего распорядка, положения норм охраны труда. Знакомят их и с внутренними нормативными актами.

Общая ответственность за соблюдение перечисленных норм возлагается на руководителя. Он же впоследствии будет расписываться на отчетах и отзывах. О назначении руководителя практики от предприятия издается отдельный приказ. Иногда эта работа может быть оплачена отдельно. Наставничество приносит хорошие результаты и позволяет привлекать талантливых специалистов из молодежи на работу.

Элементы приказа

Приказ о зачислении на стажировку для многих предприятий и организаций является привычным и часто используемым кадровым документом. Для оформления документа нужно знать номер и содержание договора с учебным заведением, направляющим студентов. В текст будут внесены:

  • Ф.И.О. практиканта;
  • место их обучения и направление получаемого образования;
  • даты проведения — начало и окончание;
  • место проведения внутри предприятия (отдел, цех, структурное подразделение);
  • работник предприятия, ответственный за прохождение стажировки.

Если от учебного заведения направляется несколько студентов, на них можно издать один приказ о зачислении на практику, образец обязательно подписывается всеми лицами, которые в нем перечислены.

Частные случаи и срок хранения

Кадровая работа знает много случаев оформления приказов с учетом особенностей прохождения учебной и производственной стажировки. Частным случаем может стать включение в приказ распоряжения о приеме на срочную работу. Крупные корпорации, кроме ответственных, включают в приказы Ф.И.О. наставников, руководителей дипломного проектирования, экспертов по реализации научных студенческих проектов.

Все приказы по прохождению практики, как правило, хранятся 5 лет. Этот срок соблюдается, если работа студента не оплачивалась. В случае заключения договора и осуществлении выплат с отчислением в ПФР и ФСС срок хранения увеличивается до 75 лет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector