Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полномочия Роспотребнадзора в области надзора за обращением с отходами

Каике основные функции и полномочия у Роспотребнадзора

Роспотребнадзор реализует политику страны в области государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Главная его цель – контроль в сфере безопасности и отдельных показателей качества товаров и услуг.

Законодательство

Деятельность Роспотребнадзора регулируется несколькими федеральными законами и положениями правительства РФ. В ФЗ «О ЗПП» определены ключевые понятия:

  • указано, кто такой потребитель;
  • перечислены гарантии его основных прав и обязанностей;
  • обозначена система контроля недобросовестных продавцов.

К указанному закону обращаются, если покупатель считает, что его права были нарушены. Например, качество проданного товара не соответствует государственным стандартам, или если между продавцом и потребителем возник конфликт. Пределы компетенции Роспотребнадзора ограничены Постановлением Правительства № 332 от 30 июня 2002 года.

Что такое Роспотребнадзор, каковы его основные функции

Роспотребнадзор обеспечивает защиту прав потребителя, а также эпидемиологическую и санитарную обстановку в стране.

Структура

Согласно действующему законодательству, структура организации включает:

  • центральный аппарат;
  • управления и центры гигиены в каждом субъекте Российской Федерации;
  • ряд научных организаций, противочумных учреждений и санитарно-эпидемиологических служб.

Каждая организация отвечает за конкретную область защиты прав граждан.

Осуществляет следующие полномочия

Задача службы – государственный надзор за безопасностью и отдельными показателями качества пищевых продуктов, в частности:

  • соблюдение требований санитарного законодательства;
  • выполнение фитосанитарных норм;
  • профилактические мероприятия;
  • экологический надзор;
  • контроль жилых помещений, предоставления услуг ЖКХ;
  • проведение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, выдача по результатам ее проведения соответствующих заключений и лицензий;
  • радиационный контроль окружающей среды;
  • контроль над устранением причин и условий возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений и радиационных поражений;
  • разработка санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер, касающихся определенного круга лиц или случаев, предусмотренных законодательством, и ряд других полномочий.

Важно знать, что содержание функций по ЗПП не сводится к приведенному выше перечню.

Что делает

Основная деятельность Роспотребназора заключается в контроле над соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм. В первую очередь это касается детских оздоровительных и учебно-воспитательных заведений.

Кроме комиссионных обследований, во время внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) за учреждениями, обслуживающими потребителей, на организации лежит ответственность за лабораторные испытания, измерения в местах общественного питания и торговли.

Помимо этого, специалисты управления постоянно проводят санитарно-просветительскую работу, которая предотвращает возникновение вспышек ОКИ, пищевых отравлений и т.п. Для этого применяются:

  • выступления на радио, телевидении;
  • публикации в СМИ и интернет-изданиях.

Проверки Роспотребнадзора обеспечивают безопасность посетителей в местах общественного питания и магазинах.

Права

Роспотребнадзор имеет право контролировать все субъекты хозяйствования. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами, которые утверждаются контролирующим органом не позднее первого декабря года, предшествующего плановому. Внесение поправок в годовые планы не допускается, кроме случаев изменения наименования субъекта хозяйствования и исправления технических ошибок.

Информация о планах публикуется на официальных сайтах контролирующих органов.

Если предприятие попало в планы проверок нескольких подобных служб, то они одновременно проводят комплексную ревизию.

Контролирующий орган обязан оповестить предприятие о проведении проверки, направив заказное письмо и/или уведомление по электронной почте или лично под расписку руководителю.

В сообщении обязательно должны быть указаны:

  1. Дата начала и окончания проверки.
  2. Наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица – предпринимателя, деятельность которых будет проверяться.
  3. Наименование контролирующего органа.

Как субъект хозяйствования, так и проверяющий орган имеют право фиксировать исследования. Представители органов государственной власти могут выносить предписания и применять штрафные санкции в рамках установленных полномочий. Любое предприятие вправе обжаловать подобные решения.

Обязанности

Проверки проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности предприятия или его подразделений. Плановые и внеплановые проверки выполняются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами его внутреннего трудового распорядка.

Региональные подразделения осуществляют контроль на местах. Сотрудники, проводящие проверку, должны действовать в рамках полномочий.

Пределы компетенции

Честным предпринимателям совершенно не стоит бояться проверок данной службы. Хотя Роспотребнадзор имеет широкие полномочия в отношении субъектов хозяйствования, его функции ограничены. Отечественное законодательство достаточно четко регламентирует выдвигаемые к частным предприятиям требования.

Проверка в сфере защиты прав потребителей

В действующем механизме охраны прав потребителей предусмотрено, что во время приема граждан территориальное управление (отдел), в пределах предоставленных полномочий, предлагает консультации (разъяснения) или помощь в оформлении заявления в соответствии с установленными требованиями.

Заполняется бланк строго определенного образца.

Получив обращение потребителя, управление защиты подает запрос, чтобы согласовать внеплановые проверки.

К сведению, на сайте организации действует онлайн приемная, куда можно обратиться с жалобой. Предоставляется телефон горячей линии.

Основания

Государственный инспектор управления по ЗПП имеет право провести внеплановое мероприятие государственного надзора. Заявление потребителя становится правовым основанием для проверки. После обработки запроса государственные органы принимают решение о правомерности проверки.

Кто контролирует Роспотребнадзор

К сожалению, контроль данной организации не предусмотрен. По нормам действующего законодательства, Роспотребнадзор имеет права выносить постановления, если по результатам проверки фирмы будут зафиксированы те или иные нарушения в правах потребителей. Обжалование таких решений происходит через суд.

Можно ли пожаловаться на нарушения со стороны РПН

Следующая инстанция, где можно оспаривать решения Роспотребнадзора, – суд. Предприятие, не согласное с вердиктом, обжалует его в арбитражном административном суде, где управление, выступает ответчиком. Судебный порядок – это единственный способ установить истину и защитить интересы предпринимателей.

Куда и как правильно писать

При обжаловании решения Роспотребнадзора будьте готовы предоставить исковое заявление в суд с аргументацией своей позиции. Необходима вся информацию в зависимости от того, что нужно обжаловать. Если, по вашему мнению, сама проверка проходила с нарушением сроков или порядка ее осуществления, соберите доказательства, подтверждающие это.

Совсем другой случай, если при приятии того или иного решения Роспотребнадзор руководствовался неверной статьей закона. Здесь необходимо быть готовым аргументировать свою правовую позицию. К сожалению для предпринимателей, прецеденты свидетельствуют о том, что суды чаще становятся на сторону именно потребителей, интересы которых, по сути, представляет Роспотребнадзор.

Задача предприятия – делать все, чтобы последствия проверок были минимальны, и не нарушать действующее законодательство. ЗПП – это важный аспект сферы обеспечения прав граждан.

Полезное видео

Специалист организации поясняет:

Государственный надзор в области обращения с отходами

В 2017 году по иску Управления Чекмагушевским межрайоным судом РБ принято решение о приостановке деятельности ООО «Чекмагушевский молочный завод» до получения разрешения на сброс и обеспечения нормативной очистки сточных вод. Данное решение вступило в законную силу.

Контроль и надзор в области организации и функционирования ООПТ

Охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира,

Находящихся на ООПТ, государственный лесной контроль и надзор на землях ООПТ, пожарный надзор на ООПТ

Читать еще:  Все ставки акцизов в 2021 году таблица

Управлением Росприроднадзора по РБ осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) федерального значения, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федеральный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки), федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14.03.1995г., Федеральным законом «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ; Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.94г. № 69-ФЗ

Управление осуществляет КНД в отношении четыре федеральных ООПТ: ФГБУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник», ФГБУ «Башкирский государственный природный заповедник», ФГБУ «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» и ФГБУ «Национальный парк «Башкирия».

К числу типовых и массовых нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан при осуществлении государственного федерального надзора на федеральных ООПТ относятся:

отсутствия согласованного плана социально-экономической деятельности;

отсутствие Проекта освоения лесов (при осуществлении рекреационной деятельности на ООПТ);

отсутствие согласованной ежегодной лесной декларации,

За указанные нарушения предусмотрены меры административного воздействия по ст.8.39 КоАП РФ — нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

За 2016 год выявлено по надзору в области организации и функционирования ООПТ 4 нарушения, устранено – 2. По результатам выявленных нарушений выдано 6 предписания, выполнено – 2. По истечению сроков исполнения предписаний проводятся проверки. При выявлении фактов невыполнения ранее выданных предписаний, в отношении виновных лиц составлены протоколы об административной ответственности и направлены в мировой суд в установленном порядке.

Составлено в отношении должностных и юридических лиц 8 протоколов об административных правонарушениях и наложено административных штрафов на общую сумму 39,5 тыс. рублей. Данные нарушения выявляются как по результатам плановых проверок (АО «КумАПП», ООО «Мелеузовский сахарный завод») так и по результатам проверок исполнения ранее выданных предписаний: ИП Понявин, ООО «Ясная поляна».

В 2016-2017гг Управлением проведено 10 рейдовых мероприятия на территории федеральных ООПТ.

Государственный надзор в области обращения с отходами

Под государственным надзором в области обращения с отходами понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» посредством проведения плановых и внеплановых проверок, проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Предметом проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами являются обязательные для исполнения положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.

В настоящее время нарушения в области обращения с отходами попадают под действие ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:

— отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

— несдача либо несвоевременная сдача отчета субъектами малого и среднего предпринимательства о количестве образовавшихся на предприятии отходов и их движении;

— отсутствие паспортов отходов I-IV класса опасности;

— эксплуатация объектов размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

— несанкционированное и/или незаконное размещение отходов.

За период 2016 г., 1 кв. 2017 г. за нарушение требований правил обращения с отходами Управлением возбуждено 98 административных дел по ст.8.2 КоАП РФ по 135 выявленным нарушениям.

С 2017 года Управлением введена практика направления материалов административных дел, влекущих приостановление деятельности, в суд для рассмотрения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица.

При выявлении нарушений по размещению отходов на объектах размещения отходов, не соответствующих требованиям ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Управлением отработана процедура предъявления исков в суды общей юрисдикции о запрете (приостановке) деятельности на таких объектах.

Так, по иску Управления в 2015 году была запрещена эксплуатация полигона ТБО в г.Мелеуз (ООО «Экополигон»), в 2016 году по искам Управления была пресечена и приостановлена деятельность свалок ТБО, не соответствующих требованиям, в г. Сибай (МУП «Полигон») и г.Салават (ООО «Спецавтохозяйство»).

Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны были получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Лицензионный контроль лицензиата/соискателя лицензии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в виде проведения документарных проверок и внеплановых выездных проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям.

Читать еще:  Нужен ли паспорт здоровья если есть медкнижка

Проверка лицензиата осуществляется на предмет соответствия лицензионным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

Так основными нарушениями лицензионных требований является:

— использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I — IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

— осуществление лицензируемых видов деятельности с отходами, не указанными в лицензии.

Ответственность за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами без лицензии определена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 50 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

С целью предотвращения нарушений лицензионных требований Росприроднадзор полагает увеличить размеры штрафов, а также предусмотреть возможность Росприроднадзором самостоятельно до судебного решения в случаях грубых неоднократных нарушений лицензионных требований принимать решение об аннулировании лицензии и приостановке деятельности, способствующей нанесению вреда окружающей среде и здоровью населения.

За период 2016 г., 1 кв. 2017 г. за осуществление деятельности по обращению с отходами в отсутствие лицензии и нарушения условий действия лицензии Управлением возбуждено 18 административных дел по ч.2 ст. 14.1, ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Проведено 385 выездных проверок соискателей лицензии.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Минсельхоз хочет вернуть Россельхознадзору контроль за химикатами

Минэкономразвития и Роспотребнадзор выступили против принятия поправок в закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», которые наделяют Россельхознадзор функциями контроля за химсредствами, защищающими растения от болезней, и минеральными удобрениями.

В сентябре 2015 года президент России Владимир Путин после совещания по вопросам развития сельского хозяйства дал поручение Минсельхозу обеспечить наделение Россельхознадзора полномочиями по осуществлению контроля за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами (минеральными удобрениями) в ходе их производства, применения, реализации, транспортировки, хранения, уничтожения, ввоза в Россию до 31 марта 2016 года. Но в срок поручение выполнено не было.

В Минсельхозе «Известиям» сообщили, что разработали соответствующие поправки в закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», после чего внесли их в правительство. Но в апреле 2016 года документ вернули на доработку — законопроект необходимо было согласовать с рядом ведомств и служб.

— В настоящее время принятие законопроекта не происходит в связи с разногласиями с Минэкономразвития и Роспотребнадзором», — уточнили в ведомстве, добавив, что срок исполнения поручения президента продлили до 25 декабря 2016 года.

С августа 2011 года вступили в силу изменения в закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», согласно которым Россельхознадзор был лишен контрольно-надзорных функций в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Ряд функций был передан непрофильным федеральным органам исполнительной власти при осуществлении ими соответствующего госнадзора. Например, Роспотребнадзору.

Россельхознадзор и отечественные производители сейчас настаивают на возобновлении подобного надзора.

— Россия — единственная страна в мире, в которой не контролируют обращение пестицидов и агрохимикатов, — подчеркивают в службе, добавляя, что ежегодно в стране применяется до 65 тыс. т пестицидов и 2,5 млн т агрохимикатов. Согласно данным службы за 2011 год, пока функция контроля за пестицидами и агрохимикатами еще у нее была, Россельхознадзор выявил при выборочных проверках 248 импортированных из Евросоюза партий продукции растительного происхождения (овощи, фрукты), которые представляли опасность для здоровья человека.

Так, речь идет о 3,8 тыс. т товара с существенным превышением максимально допустимых уровней содержания пестицидов, нитратов и нитритов. Большая часть — 62,7% — приходилась на Польшу, далее шли Болгария (8,8%), Франция (4,8%) и другие страны.

Из-за отсутствия этого вида надзора страдают и отечественные производители, сказали «Известиям» в Национальном союзе производителей овощей.

— Зарубежные овощеводы имеют возможность пользоваться разными, в том числе запрещенными в России и опасными для потребителей ядохимикатами, которые позволяют получать более дешевую продукцию и продлевать ее срок хранения, — уточнили в союзе. Например, цены на ввозимые в Россию огурцы и помидоры в 2014 году были на 20–30% ниже, чем у местных производителей.

Согласно поправкам Минсельхоза, госнадзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами предлагается осуществлять уполномоченным органам при осуществлении ими «естественного для них» вида надзора. Например, подобный контроль может осуществлять Роспотребнадзор в рамках санитарно-эпидемиологического надзора, а Россельхознадзору предлагается это делать при карантинном фитосанитарном надзоре.

— Если вы посмотрите определение этого вида надзора, то вы там не найдете ни одного слова «пестициды» или «агрохимикаты», а значит, осуществлять надзор мы по-прежнему не сможем, — говорит представитель Россельхознадзора, ссылаясь на закон «О карантине растений».

Именно это противоречие вызвало замечание и у Минэкономразвития.

— Реализация предложений Минсельхоза вызывает сомнения с точки зрения соответствия предлагаемой конструкции действующему законодательству, — сказали «Известиям» в ведомстве. — Законом «О карантине растений» не предусматривается проведение госнадзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля. Последний направлен на охрану растений и территории страны от проникновения на нее и распространения карантинных объектов.

В Роспотребнадзоре считают, что предлагаемые поправки излишни, так как те виды госнадзора за пестицидами и агрохимикатами, которые уже перечислены в действующем законе, являются достаточными.

Так или иначе ведомства должны прийти к консенсусу по этому вопросу до конца года.

Какие функции выполняет РОСПОТРЕБНАДЗОР? Его полномочия, права и обязанности.

Роспотребнадзр – это организация, куда чаще всего обращаются граждане в случае нарушения своих потребительских прав. Однако создаются и другие запросы, которые к деятельности данной службы не имеет никакого отношения. Рассмотрим подробнее, что за организация РосПотребНадзор, какие проверки она проводит и как именно действует.

○ Сфера деятельности РосПотребНадзора.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
(п.1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2004 №322).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – это официальное название Роспотребнадзора, которое неизвестно большинству граждан. Ее функции разнообразны, потому что объединяют функции различных ведомств. В частности, данная организация:

  • Осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль деятельности предприятий общепита, а также водных объектов на соответствие установленным нормам.
  • Следит за разработкой проектов и дальнейшим строительством зданий и регулирует соблюдение эксплуатационных требований.
  • Проверяет условия работы сотрудников различных организаций.
  • Контролирует состояние воздуха и почвы, следит за надлежащей утилизацией отходов.
  • Осуществляет контроль деятельности образовательных учреждений.
  • Проверяет экологическую обстановку, а также санитарно-эпидемиологическое состояние органов надзора.
  • Осуществляет контроль за соблюдением потребительских прав и свобод.
  • Проверяет соответствие объектов гигиеническим нормам, выдает соответствующие заключения.
  • Проводит аттестацию работников, чья деятельность требует соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
  • Контролирует деятельность собственных подразделений, составляет статистическую отчетность.
Читать еще:  Что Платят За Опекунство Над Ребенком В Московской Области

○ Законодательство о Роспотребнадзоре.

Деятельность Роспотребнадзора утверждена Постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 30.06.2004 №322.

Основными нормативными документами, которые регулируют деятельность этой службы, является:

  • Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1.
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения№ от 30.03.99 №52-ФЗ.
  • Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 №29-ФЗ.
  • Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.98 №157-ФЗ.
  • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 №3-ФЗ.

Также Роспотребнадзор должен осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, актами президента и правительства РФ, актами Минздрава и международными договорами.

○ Кого может проверить Роспотребнадзор?

Чем больше сфера контроля надзорного органа, тем больше организаций рискуют попасть по его проверку. В этом случае Роспотребнадзор является лидером, который может проверить практически любое предприятие.

Однако чаще всего ревизии подвергаются организации, тесно работающие с населением (образовательные, торговые, сфера услуг). Таким образом, Роспотребнадзор контролирует любую деятельность, связанную с потребительскими отношениями.

Избежать проверки, если она уже назначена, практически невозможно. Максимум, что может сделать предприятие, это свести к минимуму риск проведения ревизий по жалобам своих сотрудников или клиентов.

○ Порядок осуществления проверки.

При посещении проверяемого предприятия, ревизии подвергается документация. Для ее предъявления составляется официальный запрос из Роспотребнадзора, который скрепляется копией приказа о проверке.

При этом важно знать, что с 2016 года, инспектор не вправе запрашивать документы, которые можно проверить самостоятельно, потому что они находятся в государственном реестре (например, ИНН). Если же нужный документ не находится в свободном доступе, уклониться от его предоставления нельзя – это грозит административным штрафом.

После запроса у вас есть 10 дней на подготовку затребованной документации, копию которой необходимо заверить своей подписью руководителя.

Сама ревизия начинается с предъявления инспектором своего удостоверения и приказа о том, кого и на каком основании он будет проверять. Результатом подобного действия является акт проверки, в котором перечисляются выявленные нарушения и даются рекомендации по их устранению.

○ Что проверяет территориальный отдел управления Роспотребнадзора?

По запросам граждан, территориальный отдел управления Роспотребнадзора может проверить:

  • Документацию (медицинские и трудовые книжки, образовательные документы).
  • Документы, подтверждающие качество продукции (сертификаты, лицензии и пр.).
  • Контрольно-кассовую машину на правильность работы.
  • Журналы контроля на правильность заполнения.
  • Помещения на соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.

Проверяющие могут составлять протоколы и налагать штрафы, если будут обнаружены нарушения, а также давать указания к действиям для устранения выявленного несоответствия закону.

Также возможно осуществление контрольных закупок для проверки качества, изъятие проб и образцов для проверки.

○ Какие документы нужно предоставлять?

Проверка удостоверяется приказом, с которым вас должны предварительно ознакомить. В этом документе будет содержаться перечень документов, подлежащих проверке. В ходе ревизии сотрудник смотрит:

  • Вывески.
  • Уголок потребителя.
  • Стоимость товаров и услуг, заверенных руководителем.
  • Учредительские документы.
  • Договор на вывоз отходов и проведение дезинфицирующих мероприятий.
  • Журналы учета.
  • Лицензии на ведение указанного вида деятельности.

Перечисленные документы проверяются на соответствие законодательным и нормативным актам, положениям.

○ Полномочия Роспотребнадзора по итогам проверки.

После ревизии инспектор составляет отчет, в котором указываются выявленные нарушения и предлагаются мероприятия по их устранению. Также могут быть выписаны предписания на назначение административного наказания виновным в выявленных несоответствиях лиц.

Если указанные рекомендации не соблюдаются и нарушения не устраняются, руководители привлекаются к административной ответственности по ч.1 ст. 19.4 КоАП РФ).

○ Что находится вне компетенции Роспотребнадзора?

Несмотря на все полномочия, имеющиеся у сотрудников Роспотребнадзора, их возможности не безграничны. Так, они не имеют права на следующие действия:

  • Осуществление плановой проверки без присутствия должностных лиц либо их представителей (исключением является наличие угрозы жизни и здоровью гражданам либо представителям флоры/фауны).
  • Изъятие оригиналов документов либо требование о предъявлении документов, не относящихся к проверке.
  • Превышение сроков проверки, установленной законодательно.
  • Отбор и изъятие проб или образцов для исследования сверх установленных приказом полномочий.
  • Выдачу юридическим лицам и ИП предписаний по проведению контроля за их счет.

○ Виды проверок.

Инспекторы Роспотребнадзора осуществляют разные виды проверок.

✔ Плановые проверки.

Данный вид ревизии проводится в соответствии с ежегодным планом, с которым можно ознакомиться на официальном сайте ведомства. Там можно найти информацию о том, когда, кем и в отношении кого будет осуществляться проверка, а также указывается ее продолжительность.

Проверяемый должен быть уведомлен о планируемой ревизии не позднее, чем за 3 дня до ее начала путем направления заказного письма с уведомлением о вручении или личным вручением документа.

Плановые проверки осуществляются каждые три года.

✔ Внеплановые проверки.

Такие проверки проводятся в следующих случаях:

  • Истек срок для исполнения выданных рекомендаций.
  • В ведомство поступило обращение от физического лица.
  • Произошло нарушение прав потребителей.

Если при обращении не будут указаны конкретные факты нарушения либо она будет подана анонимно, в проверке будет отказано. Также следует учитывать, что внеплановые проверки действительны только с разрешения прокуратуры, как надзорного органа.

Уведомление о внеплановой проверке должно быть вручено за сутки до ее начала. В экстренных случаях допускается ее полное отсутствие.

✔ Выездные и документарные проверки.

Данный вид проверок может быть как плановым, так и внеплановым. В первом случае ревизия осуществляется с выездом, проверяется не только документация, но и оборудование, помещения, территории.

Документарная проверка проводится без личного посещения, требуемые документы проверяемый доставляет в ведомство самостоятельно. Если будут выявлены серьезные нарушения, возможна повторная выездная проверка.

○ Советы юриста:

✔ Можно ли инициировать внеплановую проверку по заявлению гражданина о нарушении?

Можно, если в обращении будет указано основание для проверки, реквизит заявителя и перечислены произошедшие нарушения.

✔ Если проверка происходила с нарушениями, куда обращаться с жалобой?

Жалобу можно подать в вышестоящее ведомство, например, если проверяло территориальное отделение, пожаловаться в федеральное. Либо можно направить жалобу сразу в суд.

В этом видео Вы узнаете, как заранее правильно подготовиться к проверке Роспотребнадзора.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector