Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности прохождения аттестации Возможно вы чего то не знали?

О Едином портале тестирования Ростехнадзора и аттестация

Новые требования к аттестации в Ростехнадзоре!

14-15 ноября в Москве на базе УМЦ проходила конференция по горной и угольной промышленности, а также по изменениям в области подготовки аттестации по промышленной безопасности и работе в Единого портала тестирования.

Конференция для меня оказалась очень полезной, узнал для себя много нужной информации и получил ответы на свои вопросы, и ответы на вопросы других участников конференции.

Предлагаю Вам ознакомится с вопросами и ответами на конференции:

1.Вправе ли РТН заставить организацию создавать комиссию по аттестации специалистов организации, если руководитель не хочет или не видит в этом смысл в ее создании? — РТН не вправе заставлять, это решение организации;
2.Может ли УЦ подавать документы в ЕПТ на аттестацию организаций, которым проводит обучение по программе ДПО, есть ли такой функционал в ЕПТ? — Нет;
3.Реестр по аттестованным специалистам, в каком будет доступе — в открытом или только кто зарегистрировался на Едином портале тестировании? — Реестр доступен только для центрального аппарата, возможно в дальнейшем появится доступ для ТАК. Реестр доступен организации, которая зарегистрировалась в ЕПТ, но только видит своих аттестованных сотрудников;
4.Проходить аттестацию в ТАК можно теперь вне зависимости, подконтрольна организация именно этому ТАК? — Да, сейчас можно проходить аттестацию в любом ТАК;
5.Организации и УЦ уже давно закупили программу Олимпокс, сейчас будут ли совпадать варианты вопросов и ответов Олимпокс и ЕПТ? — Сказали, что не знают, НО, меня уверили, что вопросы в Олимпокс будут соответствовать вопросам в ЕПТ, но вот по вариантам ответов (кроме правильного) я думаю, что они могут отличаться (личное общение с Термикой разработчик Олимпокс);
6.При проведении проверки организации РТН к примеру в 2020 году – у сотрудника будет протокол об аттестации, но не будет удостоверение повышения квалификации по ДПО, вправе ли инспектор вынести за это предписание? — Закон не имеет обратной силы;
7.Организация не имеет технической возможности провести регистрацию на ЕПТ, но аттестационная комиссия есть. Правильно я понимаю, что все на аттестацию в ТАК? — ДА, если у организации есть комиссия, то с 1 ноября только в ЕПТ, все остальные аттестации не действительны!;
8.Как сейчас проводить проверку знаний рабочих, так как 37 утратил силу? — Ждем изменения ФЗ и ФНиП, а пока все проводиться по-старому. Также смотрим ФНиП, где уже прописано по проверке знаний рабочих;
9.Кто необходимо проходить обучение по ДПО? – Категории работников расписаны в постановлении Правительства № 1365;
10.Оформление удостоверение по ДПО, можно ли вписывать несколько направлений в удостоверение? — В удостоверение можно вписывать несколько направлений ДПО. УЦ сам определяет форму удостоверения, ни каких рамок по ДПО в 273 приказе не приписано;
11.Согласно 20 пункта постановления правительства, возможно прохождение аттестации без применения ЕПТ при создании акта, как это понимать? — Аттестация проводится только в ЕПТ, но если организация хочет дополнительно опросить аттестуемого, то создается акт;
12.Где могут быть оборудованы рабочие места в ЕПТ у председателя и членов комиссии и могут ли они быть установлены на рабочие компьютеры (не ставить отдельные компьютеры) — Это возможно, главный критерий это защищенное соединение. Компьютеры для аттестации, конечно, желательно делать отдельно;
13.Человек не прошел аттестацию, когда он может повторно проходить аттестацию — Только через 10 дней, так как за 10 дней необходимо уведомить аттестуемого о дате аттестации;
14.Так как комиссию в ЕПТ назначает только председатель, если он уходит в отпуск или болеет, кто назначает комиссию – В функционале ЛК ЕПТ, можно изменить председателя комиссии, но это только до аттестации;
15.У нас несколько аттестационных комиссий и они разбросаны по территории РФ, при подключении в ЕПТ, это будет одно ЮЛ лицо или несколько? – Это все разные комиссии и у всех свое подключение в ЕПТ;
16.Есть ли какие-то требования к месту аттестации? — Нет ни каких требований, но все же это должен быть отдельный кабинет или класс;
17.В момент аттестации, фиксируется ли местонахождение председателя и членов комиссии? — Пока нет, сейчас фиксируется только аттестуемый. Но вполне возможно в дальнейшем это будет введено;
18.Кто создает расписание на аттестацию в ЕПТ – Секретарь комиссии организации;
19.Можно ли выбирать ТАК по расстоянию, имеется вида ближайший к месту нахождения организации — Да выбираете, самый ближайший ТАК и проходите аттестацию там;
20.Можно ли в ЕПТ поставить председателя (представителя РТН) — Система ЕПТ позволяет поставить представителя РТН председателем, просто добавляете его в ЛК ЕПТ;
21.Сколько заведено на сегодняшний момент организаций в ЕПТ —на 15.11.2019 года, 2 организации;
22.При переходе в другую организацию, мне не отдали ни протокол, ни выписку, как подтвердить мне аттестацию — Организация запрашивает у РНТ выписку из ЕПТ на вас;
23.При экзамене происходить только фотографирование аттестуемого, или еще аудио и видео?- Только фото;
24.Нам отменять намеченные аттестации, так как не подключены в ЕПТ? – Да, аттестация только в ЕПТ;
25.В каких УЦ может, осуществляется обучение по программам ДПО? — В УЦ имеющих необходимую образовательную лицензию на право ведение образовательной деятельности по ДПО;
26.Возможно, ли что подключение председателя будет происходить вообще в другом городе, и он не будет присутствовать на аттестации? – Это возможно, но ответственность за аттестацию несет председатель и это не правильно;
27.Мы загружаем приказ о комиссии в ЛК ЕПТ, а необходимо ли загружать данные об аттестации членов комиссии? — Необходимо смотреть в правилах подключения, там все прописано;
28.Работа членов комиссии в организации сводиться к 0, что в свою очередь наталкивает организации отказаться от аттестационной комиссии, что РТН по этому поводу думает? — РТН установил такие требования;
29.Какая стоимость подключения? – Пользование ЕПТ бесплатный, платить необходимо только за безопасные каналы связи. Стоимость 1 подключения через «Код безопасности» 7.5 т.р. и 17.5 т.р, если у вас нет ни чего на компьютере –антивирус и т.п. Все остальные платформы дороже. Также на сайте есть информация по подключению блоков;
30.Ни где в законодательстве РФ не прописано что списывать, пользоваться подсказками нельзя при аттестации? — Можно!, но это под ответственность председателя и членов комиссии. Сейчас утверждаются новые правила, вполне возможно, что там пропишут этот запрет;
31.Все ли ТАК подключены в ЕПТ и могут ли ТАК по Олимпокс принимать аттестацию? — Подключены все ТАК, принимать с 1 ноября могут только в ЕПТ, по другому аттестация недействительна.

Расписывать всю информацию которую я услышал на конференции не вижу смысла, ее очень много, особенно по работе в Едином портале тестирования.

Очень кратко

•Гостехнадзор на самоходные установки, может поставить только на учет технику. В дальнейшем все контролирующие функции исполнять РТН. Гостехнадзор не имеет право проводить контроль;
•При прохождении аттестации в ЕПТ могут быть несколько вариантов ответа. В самом вопросе не прописано, что может быть несколько вариантов ответа, и как в Олимпоксе значки (□ и ○), не изменены в ЕПТ, а имеют одинаковую форму;
•При прохождении аттестации в ЕПТ до нажатия кнопки «Завершить», можно просмотреть все свои варианты ответов и внести изменения в ответ. Главное уложиться в 20 минут.
•Камера снимает несколько раз при прохождении аттестации в ЕПТ;
•При неявке на аттестацию создается и распечатывается протокол и выписка, госпошлина при этом не взимается;
По постановлению правительства обучение по ДПО проводиться не всем, но аттестацию в ЕПТ проходят все. (Проще говоря, кому не надо получать ДПО, могут самостоятельно проходить подготовку и вперед на аттестацию. Или через УЦ, а УЦ в свою очередь подготавливает и все равно выдает удостоверение по ДПО. Подготовка перед аттестацией необходима, так как 2 ошибки на 20 вопросов это серьезный экзамен!).

Аттестация

Информация о порядке прохождения аттестации

Прием заявлений на аттестацию осуществляется через МФЦ или портал Государственных услуг Санкт-Петербурга.

Во избежание нарушения сроков действия установленных ранее квалификационных категорий педагогическим работникам и в связи с изменением режима работы СПб МФЦ необходимо заблаговременно записываться в МФЦ на предоставление государственной услуги по организации и проведению аттестации педагогических работников.

Обращаем внимание на возможность подачи заявления и документов на аттестацию в электронном виде через «Портал «Государственные и муниципальные услуги в Санкт-Петербурге»

Читать еще:  Как осуществляется взыскание долгов с физических лиц советы юристов

В случае обращения заявителя посредством портала Государственных услуг Санкт-Петербурга, необходимо учитывать, что документы, содержащиеся в индивидуальной папке, направляются в виде скан-образов. Документы должны быть заверены работодателем, прошивать документы и предоставлять опись не требуется. Требования, предъявляемые к электронным документам:

  • допустимые форматы файлов: jpg, jpeg и pdf;
  • максимальный размер файла для добавления к электронному заявлению – 3 Мб;
  • отдельный документ должен быть загружен в виде отдельного файла; наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в документе;
  • возможен также вариант загрузки единого pdf-файла, содержащего все представляемые документы.

Порядок прохождения аттестации

  • Заявление на аттестацию подается за три месяца (90 дней) до окончания срока действия квалификационной категории.
  • Педагоги, которые имели прежде высшую категорию, могут аттестовываться на высшую категорию независимо от того, был перерыв в аттестации или нет. Только следует помнить, что документы в папке должны быть за период между аттестациями (но не более 5 лет). При подаче заявления на высшую квалификационную категорию необходимо приложить ксерокопию аттестационного листа предыдущей аттестации или Распоряжения КО.
  • С первой категории на высшую можно подавать только через два года.
  • Индивидуальная папка подается в Центр аттестации и мониторинга КО по адресу 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 52 лит.А.
  • Документы в папке должны быть собраны в соответствии с требованиями, указанными в экспертном заключении.
  • Забирать папку следует по понедельникам с 13.00 до 17.00 (после получения sms-сообщения из МФЦ).

Порядок оформления папки (с 01.03.2018)

  • Индивидуальная папка оформляется в виде единого комплекта документов, включающего опись документов. Это касается педагогических работников, которые подают заявление на аттестацию начиная с 01.03.2018.
  • Комплект документов прошит, пронумерован и подписан уполномоченным лицом организации, осуществляющей образовательную деятельность, подпись которого заверяется печатью образовательной организации (или заверен работодателем).
  • После получения на руки индивидуальной папки с приложением к ней обезличенного экспертного заключения педагогический работник передает ее на хранение в организацию, являющуюся местом работы педагога, сроком на 5 лет.
  • Заверенная копия описи документов хранится 5 лет.

Структура аттестационной папки

А) Отдельно от единого, прошитого и заверенного комплекта документов (в файлах) в индивидуальную папку вкладываются следующие документы:

  • титульный лист – 1 экз.
  • копия описи документов – 1 экз. (прошитая, пронумерованная, заверенная)
  • заявление (МФЦ или портал Государственных услуг Санкт-Петербурга)
  • экспертное заключение – 1 экз. (с указанием ФИО, места работы и должности педагога).

Б) Прошито и пронумеровано:

  • титульный лист – 1 экз.
  • оригинал описи документов – 1 экз.
  • заверенная копия документа о предыдущей аттестации (при наличии категории)
  • документы индивидуальной папки (в соответствии с требованиями экспертного заключения).

Аттестация учителей по новым правилам в 2020 году: что об этом уже известно?

Российских педагогов серьезно встревожила информация о том, что с 2020 года вводится новая система аттестации, которую обещали привести к одному виду по всей стране. Больше всего людей пугает то, что им придется отчитываться с помощью видеозаписи урока. Мы постарались разобраться, так ли это на самом деле и чем новая система будет отличаться от старой.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности . Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории : первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ). Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:

  • уже имеют квалификационную категорию;
  • работают на своей должности менее 2 лет;
  • беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
  • более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.

Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).

Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.

Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.

В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).

Отличия в требованиях такие:

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.

Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.

Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Читать еще:  Что входит в обязанности маркетолога функции и навыки

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету . Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя . Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать.

По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.

  • решение педагогического кейса . Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.
  • На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

    Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

    • успешность выпускников – 20 баллов;
    • индивидуальные достижения – 15 баллов;
    • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

    Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

    Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

    На самом деле схема намного более сложная:

    Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

    Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

    Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

    Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:

    • в январе-июне 2020 года : проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
    • в июне-ноябре 2020 года : проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
    • в июне-ноябре 2020 года : создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

    То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

    Что выяснилось в ходе апробации системы

    Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

    Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

    • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
    • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
    • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
    • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

    Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

    Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

    В частности, приводятся такие аргументы:

    • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
    • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
    • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
    • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

    Есть ли альтернатива?

    Учитывая резко негативную реакцию российских педагогов на предстоящие нововведения, все чаще вспоминают то, как построена аттестация педагогов в Москве. Там действует особый порядок, который столичный Департамент образования использует более 5 лет.

    Суть «московской» системы аттестации в том, что она почти полностью автоматическая. Все данные об учениках давно есть в электронных системах – по ним оценивают и учителей. Пройти аттестацию московский учитель может буквально «в два клика» – это можно сделать с компьютера и даже со смартфона.

    Учитель не должен тратить свое время на сбор документов, составление портфолио и отчетов, заполнение различных форм. Все его результаты анализируются автоматически и уже есть в городских информационных системах.

    Благодаря тому, что данные в системах собираются уже давно, получается отследить и их динамику. Например, если учитель взял класс с относительно низкими показателями, и вывел их на нормальный уровень, он вполне может повысить свою квалификационную категорию.

    Есть и еще более упрощенные режимы аттестации, они доступны для учителей из топовых школ Москвы, экспертов ГИА, победителей и призеров конкурсов, тех, кто имеет звание заслуженного учителя Москвы, и т.д.

    Поэтому представители педагогических объединений Москвы выступают однозначно против нововведений. Они настаивают на том, что по видеозаписи урока крайне сложно оценить динамику уровня учеников, а больше баллов наберет тот, кто решит банально сделать «спектакль», где все ученики будут заранее знать содержание урока.

    В связи с этим возникает вопрос – зачем нужна новая система аттестации, когда в России уже есть гораздо более успешный пример?

    Как проходит аттестация педагогов начального, основного среднего и общего среднего образования

    Педагогические работники по законодательству об образовании обязаны не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию, тем самым подтверждая имеющуюся или присваивая новую квалификацию. Такое требования касается не только учителей и преподавателей, но и всех лиц, работающих в сфере образования.

    В этой статье будут подробно раскрыты вопросы о том, как проходит аттестация педагогических работников, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и специальные учебные программы, каковы условия и порядок проведения аттестации, необходимые документы для подачи заявки, по каким областям знаний проводится тестирование педагогов и пр.

    Порядок и условия проведения аттестации регулируются Приказом МОН РК от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки» (Параграф 2).

    В данной статье представлена информация по аттестации педагогических работников, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и специальные учебные программы. Для получения информации по аттестации педагогов дошкольного воспитания и обучения, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования перейдите по этой ссылке.

    Квалификационные категории

    Педагогические работники — лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, подразделяются на 5 квалификационных категорий:

    Читать еще:  Доверенность на Вступление в Наследство с Последующей Продажей

    Очередная и досрочная аттестации

    Аттестация педагогов и приравненных к ним лиц подразделяется на очередную и досрочную.

    Очередная аттестация, как уже было отмечено, проводится раз в 5 лет и подразумевает полную проверку итогов деятельности педагогического работника согласно его должностным квалификационным характеристикам.

    Досрочная аттестация проводится по желанию самого педагога с целью преждевременного повышения квалификационной категории и исключает необходимость ожидания срока в 5 лет.

    Пройти досрочную аттестацию могут работники, удовлетворяющие одному из следующих требований:

    1. на квалификационную категорию «педагог-модератор»:

    • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований на уровне организации образования;
    • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад на уровне организации образования;
    • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на уровне района, города;
    • лица, окончившие высшее учебное заведение с «отличием»;
    • лица, окончившие высшее учебное заведение с правом преподавания предмета (дисциплины) на английском языке, имеющие сертификат (удостоверение), подтверждающие знание английского языка не ниже уровня В1 (по шкале CEFR);
    • лица, имеющие академическую степень магистра;
    • лица, окончившие среднее профессиональное (техническое и профессиональное, послесреднее) учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
    • лица, являющиеся кандидатами в мастера спорта по профилирующему предмету;

    2. на квалификационную категорию «педагог-эксперт»:

    • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований районного/городского уровня;
    • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад районного/городского уровня;
    • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на областном уровне (городов Астаны, Алматы и Шымкента);
    • лица, являющиеся выпускниками программы «Болашақ»;
    • лица, имеющие ученую степень кандидата наук/доктора;
    • лица, владеющие английским языком на уровне не ниже B2 (по шкале CEFR) и преподающие предметы на английском языке;
    • лица, перешедшие на педагогическую работу в организации образования из высшего учебного заведения, имеющие стаж педагогической работы не менее двух лет;
    • лица, являющиеся мастерами спорта международного класса по профилирующему предмету.

    3. на квалификационную категорию «педагог-исследователь»:

    • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, конкурсов, научных, спортивных соревнований областного уровня или участников республиканского или международного уровня;
    • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад областного уровня или участниками республиканского или международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
    • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на республиканском уровне;
    • лица, имеющие ученую степень кандидата наук/доктора и стаж педагогической работы не менее пяти лет.

    4. на квалификационную категорию «педагог-мастер»:

    • лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих конкурсов, научных, спортивных соревнований республиканского уровня или участников международного уровня;
    • лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад республиканского уровня или участниками международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
    • лица, обобщившие собственный педагогический опыт на международном уровне, системно использующие в педагогической практике научно обоснованные методы, авторские технологии обучения и воспитания.

    Порядок и условия проведения аттестации

    Лица, которым необходимо (очередная аттестация) или которые желают досрочно пройти аттестацию (досрочная аттестация), подают заявление в аттестационную комиссию с 20 декабря по 5 января или с 1 августа по 15 августа.

    Аттестация осуществляется в соответствии со специальностью, указанной в дипломе об образовании, или документе о переподготовке с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности. В случае преподавания нескольких дисциплин аттестация проводится по основной должности с указанием предметов в соответствии с указанной в дипломе специальностью.

    Аттестация педагогических работников проводится в два этапа:

    1. квалификационное тестирование;
    2. комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности.

    О том, как проводится квалификационное тестирование, подробно читайте в этой статье.

    Комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности аттестуемых проводится ежегодно до 31 июля или 15 декабря текущего года.

    Для проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц создаются экспертные советы и аттестационные комиссии соответствующих уровней, состоящие из нечетного количества членов, но не менее 5 человек. Аттестуемый педагогический работник, если он является членом комиссии, не может принимать участие в голосовании при рассмотрении своей кандидатуры.

    По каждому педагогическому работнику организации образования экспертный совет выносит заключение (рекомендовать/не рекомендовать для аттестации), которое предоставляется аттестационной комиссии соответствующего уровня ежегодно не позднее 1 августа или 1 декабря текущего года.

    По результатам аттестационная комиссия выносит одно из следующих решений:

    • соответствует заявляемой квалификационной категории;
    • не соответствует заявляемой квалификационной категории.

    При принятии аттестационной комиссией решения «не соответствует требованиям квалификационной категории» на присвоение квалификационной категории в случае досрочной аттестации действующая квалификационная категория сохраняется.

    В случае решения комиссии «не соответствует требованиям квалификационной категории» на подтверждение квалификационной категории, действующая категория снижается на один уровень, в результате чего понижается и заработная плата работника.

    При переходе со второй, первой, высшей квалификационных категорий на квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер»:

    • в случае неподтверждения заявляемой квалификационной категории после повторного прохождения национального квалификационного тестирования действие имеющейся квалификационной категории сохраняется;
    • при следующем неподтверждении квалификационная категория продлевается на один год;
    • при повторном неподтверждении квалификационная категория снижается до квалификационной категории «педагог».

    Педагогическим работникам и приравненным к ним лицам, которым присвоены квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог — мастер» сохраняется квалификация должностей:

    • «педагог-модератор» — «учитель второй категории»;
    • «педагог-эксперт» — «учитель первой категории»;
    • «педагог-исследователь» и «педагог-мастер» — «учитель высшей категории».

    Новая квалификационная категория и соответствующий уровень оплаты труда оформляются приказом руководителя организации образования и устанавливаются с 1 сентября следующего учебного года.

    В случае успешного прохождения аттестации выдается удостоверение, сроком действия 5 лет, не позднее 31 августа или 31 декабря текущего года.

    Необходимые документы

    Педагогические работники и приравненные к ним лица, получившие сертификаты тестирования, для установления соответствия заявляемой квалификационной категории в течение 10 рабочих дней после положительного прохождения тестирования в аттестационную комиссию соответствующего уровня представляют портфолио, включающее:

    • заявление на аттестацию (скачать форму);
    • копия документа, удостоверяющего личность;
    • копию диплома об образовании или документа о переподготовке при наличии с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности;
    • копию удостоверения о квалификационной категории при наличии;
    • справку о прохождении национального квалификационного тестирования;
    • мониторинг качества знаний обучающихся за аттестационный период, включающий результаты внешней оценки учебных достижений и (или) текущей и (или) итоговой аттестации;
    • копии документов, подтверждающих достижения обучающихся, или копии документов, подтверждающих обобщение опыта при наличии;
    • листы наблюдения уроков/занятий, не менее 3, по форме (скачать форму);
    • копии документов, подтверждающих достижения аттестуемых (при наличии);
    • копию документа о прохождении курсов повышения квалификации.

    Прочие положения

    В случае перехода на другую работу в педагогической отрасли в Казахстане за аттестованным лицом сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

    Не подлежат аттестации следующие работники (но вправе участвовать по собственному желанию на основании письменного заявления):

    1. беременные женщины;
    2. находящиеся в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
    3. находящиеся на стажировке или обучении с отрывом от производства;
    4. находящиеся в состоянии временной нетрудоспособности по перечню заболеваний, для которых установлен срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, утвержденному уполномоченным органом в сфере здравоохранения;

    Квалификационные категории продлеваются на основании заявлений педагогических работников, но не более, чем на 3 года в следующих случаях (отсрочка от аттестации на 3 года):

    • временная нетрудоспособность педагогического работника согласно перечню социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 367 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих«;
    • нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
    • нахождение в служебной командировке, на обучении (стажировке) по специальности за пределами Республики Казахстан;
    • возобновление работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения;
    • смена места работы в пределах Республики Казахстан;
    • осуществление педагогической деятельности лицами, прибывшими в Республику Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья при наличии документов, подтверждающих образование, трудовой стаж и квалификационную категорию;
    • перешедших в организации образования с уполномоченного органа в области образования, органов управления образованием, методических кабинетов, институтов повышения квалификации.

    Педагогические работники и приравненные к ним лица предпенсионного возраста, которым до пенсии по возрасту остается не более 5 лет, освобождаются от очередной аттестации, и до выхода на пенсию за ними сохраняется текущая квалификационная категория. Для освобождения от очередной аттестации необходимо подать заявление в произвольной форме.

    После выхода на пенсию в случае продолжения педагогической деятельности работники аттестуются на общих условиях.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector