Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные аспекты обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

  • Skip to content

Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и других категорий граждан, находящихся на государственной службе

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и других категорий граждан, находящихся на государственной службе

About obligatory state life insurance and health of military and other categories of citizens who are in the public service

Дубровский Андрей Викторович

к.э.н., доцент кафедры Финансов и кредита

Пасикун Владимир Николаевич

к.э.н., доцент кафедры Финансов и кредита

e-mail : Pasikun [email protected] mail . ru

Аннотация: В статье рассмотрены основные преобразования, которые произошли в системе обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и других категорий граждан, находящихся на государственной службе. Высказано мнение о том, что данный вид страхования должен осуществляться таким образом, чтобы денежные средства, полученные от страхования, циркулировали и работали на самих военнослужащих (других категорий граждан, находящихся на государственной службе).

Abstract: This article describes the main changes that have taken place in the system of compulsory state insurance life and health of military personnel and other categories of citizens who are in public service. Suggested that this type of insurance must be carried out so that the funds received from the insurance circulated and worked on the military themselves ( other categories of citizens who are in the public service ).

Ключевые слова: страхование, жизнь, здоровье, государственная служба, конкурсная основа.

Keywords : insurance, life, health , public service, competitive basis.

Условно разделим на 2 категории граждан, в отношении которых распространяется Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

К первой категории отнесем военнослужащих. В России более пяти федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в их числе – Минобороны России (по численности военнослужащих является лидером), МЧС России, ВВ МВД России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации.

Ко второй категории относятся граждане, проходящие другие виды государственной службы (кроме граждан первой категории), – сотрудники Государственной противопожарной службы (в составе МЧС России), ФСИН России, ФСКН России.

Например, страховщиками в системе обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и других категорий граждан, находящихся на государственной службе (далее – обязательное государственное страхование) являются следующие страховые организации (табл.).

Перечень страховщиков, осуществляющих обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, а также других категорий граждан (по состоянию на декабрь 2014 г.)

ООО СК «ВТБ Страхование»

ОАО «Чрезвычайная страховая компания»

Обязательное государственное страхование является одним из видов страхования, гарантирующим 100% получение страховых премий страховщиками, потому как денежные средства уже запланированы в федеральном бюджете.

Так начальная цена контракта с Минобороны России составляла 5,392 миллиарда рублей. МАКС предложил в своей заявке цену исполнения контракта в 5,086 миллиарда рублей, другой участник конкурса – Чрезвычайная страховая компания – 5,087 миллиарда рублей. По договору будет застраховано более 1,06 миллиона военнослужащих, в том числе 310,2 тысячи, планируемых к увольнению [1] .

Поэтому каждая страховая компания, участвующая в конкурсе (в среднем в конкурсе участвует 3-6 страховых организаций) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «мечтает» его выиграть.

Кроме того, в конкурсной документации, разрабатываемой организатором конкурса, обязательно содержится проект предлагаемого к заключению государственного контракта. Это дает возможность предположить, что государственный контракт является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ). Однако, как справедливо отмечает О.А. Беляева, государственные контракты, заключаемые путем проведения торгов, нельзя отнести к обычным договорам присоединения. Они представляют собой так называемые двойственные договоры присоединения. В отличие от конструкции, предусмотренной в ст. 428 ГК Российской Федерации, двойственный договор присоединения характеризуется следующими особенностями. Этот договор соединяет в себе две части:

1) проект договора, вложенный в документацию о торгах («стандарт заказчика»);

2) содержание заявки («стандарт победителя») [2] .

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ заключение контрактов на оказание услуг по страхованию может осуществляется з акрытым способом определения поставщиков.

Объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 52-ФЗ, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее – застрахованные лица).

Читать еще:  В Госдуме предложили давать маткапитал за четвертого ребенка

Наряду с обязательными требованиями, приведенными в статье 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1, существуют дополнительные требования к соискателям лицензии на осуществление обязательного государственного страхования, установленные Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 52-ФЗ:

— соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

— иметь опыт работы в области страхования объектов личного страхования не менее чем два года.

Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

— в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, – 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях;

— в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:

инвалиду I группы – 1 500 000 руб.;

инвалиду II группы – 1 000 000 руб.;

инвалиду III группы – 500 000 руб.;

— в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) – 200 000 руб., легкого увечья (ранения, травмы, контузии) – 50 000 руб.;

— в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, – 50 000 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (с соответствующими изменениями) утверждены:

— перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию;

— перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2014 г. № 169 утвержден типовой договор обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 52-ФЗ.

Договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год, и в него должны входить следующие разделы: «Предмет договора», «Срок действия договора», «Застрахованные лица, выгодоприобретатели», «Объекты страхования», «Страховые случаи», «Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям», «Страховая премия и страховые взносы», «Права и обязанности сторон», «Порядок и условия осуществления выплат страховых сумм», «Порядок прекращения договора», «Ответственность сторон и порядок разрешения споров», «Конфиденциальность», «Особые условия», «Адреса и реквизиты сторон».

Данный вид страхования является специфическим, и не в полной мере освещен в учебной и научной литературе.

Мы затронули отдельные вопросы, касающиеся преобразований в системе обязательного государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих (и других категорий граждан, находящихся на государственной службе). В целом, принятые законы и другие законодательные решения по развитию указанного вида страхования, должны эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая материальную поддержку и социальную защиту военнослужащих (и других категорий граждан, находящихся на государственной службе) и членов их семей в случаях наступления соответствующих рисков.

По нашему мнению, заслуживает внимания такой аспект, что данный вид страхования должен осуществляться таким образом, чтобы денежные средства, полученные от страхования, циркулировали и работали на самих военнослужащих (т. е. на государство):

— увеличение выплат родственникам военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

— дополнительная помощь инвалидам;

— увеличение окладов денежного содержания военнослужащих;

— увеличение пределов денежных сумм для покупки жилья военнослужащими по накопительно-ипотечной системе (для таких городов как Москва и Санкт-Петербург);

Читать еще:  Возврат билета РЖД сколько теряешь в 2021 году?

В рамках вышеуказанного потребуется проработка вопроса о создании организации, которая не должна противоречить действующему законодательству о монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1.

2. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 52-ФЗ.

3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2014 г. № 169.

6. Свининых Е.А. Влияние условий государственного контракта по оказанию услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья на социальную защищенность военнослужащих // Право в Вооруженных Силах, N 7, 2013.

7. Официальный сайт ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня»: http://www.insur-info.ru / Режим доступа: http://www.insur-info.ru/press/92339/ , свободный.

[1] Официальный сайт ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня»: http://www.insur-info.ru.

[2] Свининых Е.А. Влияние условий государственного контракта по оказанию услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья на социальную защищенность военнослужащих // Право в Вооруженных Силах, N 7, 2013.

II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЕННЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

II. Организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих

II. Организация обязательного государственного страхования
жизни и здоровья военнослужащих

5. Работу по организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в Следственном комитете осуществляют управление обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации (далее — управление обеспечения деятельности) и Главное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации (далее — Главное военное следственное управление) в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.

6. Договор обязательного государственного страхования заключается уполномоченным должностным лицом управления обеспечения деятельности за счет средств, выделяемых Следственному комитету на указанные цели.

Договор обязательного государственного страхования заключается в соответствии с типовым договором обязательного государственного страхования, который утвержден Правительством Российской Федерации .

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2014 г. N 169 «Об утверждении типового договора обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст. 1147; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2016, N 0001201612300106).

Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд .

Работа по заключению договоров обязательного государственного страхования организуется с таким расчетом, чтобы все военнослужащие были застрахованы постоянно. Перерывы в действии по времени договоров по обязательному государственному страхованию не допускаются.

7. Сведения о страховщике, с которым Следственным комитетом заключен договор обязательного государственного страхования, в течение 10 дней направляются управлением обеспечения деятельности в Главное военное следственное управление.

8. Главное военное следственное управление:

в порядке, установленном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, обеспечивает доведение до военнослужащих, а также граждан при поступлении их на военную службу по контракту в военных следственных органах Следственного комитета информацию о порядке и условиях осуществления обязательного государственного страхования, в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, способах выплаты страховых сумм, предусмотренных договором страхования обязательного государственного страхования, о страховщике, с которым Следственным комитетом заключен договор обязательного государственного страхования;

организует работу по оформлению документов, необходимых для получения застрахованными лицами (выгодоприобретателями) страховых сумм;

осуществляет сбор, хранение и представление в управление обеспечения деятельности (по запросу) статистических данных, применяемых при расчете размера страхового тарифа с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и защите персональных данных.

Должностные лица военных следственных органов Следственного комитета, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, обязаны оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.

9. Документы по обязательному государственному страхованию военнослужащих, поступающие в центральный аппарат Следственного комитета, рассматриваются в Главном военном следственном управлении и управлении обеспечения деятельности в соответствии с установленной компетенцией.

Обязательное страхование военнослужащих

Среди видов обязательного страхования можно выделить программу обязательного страхования жизни военнослужащих граждан. Военная служба таит в себе много опасностей. Страхуя жизни служащих, государство сокращает собственные расходы на возможные выплаты гражданам, которые получили увечья или скончались во время несения военной службы. Для страховых компаний такие контракты несут очень крупную прибыль.

Как это работает

Министерство обороны РФ ежегодно заключает контракт с какой-либо страховой компанией. Под страховую программу подпадают лица, находящиеся на действительной военной службе, а также те граждане, которые направляются на военные сборы. Оплата страхового контракта производится из государственного бюджета. Страховая премия по контракту рассчитывается с учетом статистики страховых случаев за прошедшие периоды.

Читать еще:  Форма акт КМ3 скачать бланк образец заполнения

Наличие страховой программы удобно и для страхователей и для выгодоприобретателя. Государство оплачивает лишь сумму страхового контракта, не формируя выплаты для каждого страхового случая самостоятельно. Расследование каждого страхового случая проводятся страховщиком самостоятельно и независимо от Министерства обороны.

Страховая компания, с которой может быть заключен контракт, должна обладать следующими признаками:

  1. Иметь лицензию на право участия в государственных программах страхования;
  2. Иметь возможность предоставить гарантию страхователю в размере 30% от суммы страховой премии;
  3. Осуществлять деятельность по услугам личного страхования более 2х лет.

Обычно грант выигрывают только очень опытные страховые компании, которые предоставляют страховые услуги на рынке большое количество лет, имеющие большое количество филиалов на всей территории Российской Федерации. Выбор страховщика проводится с большим вниманием, так как в случае банкротства семьи военнослужащих могут остаться без защиты.

Что признается страховым случаем

В страховом контракте прописываются все ситуации, которые будут расценены как страховые случаи. К ним относятся:

  • Смерть служащего непосредственно во время военной службы, а также в течение года после увольнения, если независимой экспертизой будет установлено, что смерть явилась следствием полученной во время службы травмы или болезни;
  • Получение инвалидности;
  • Получение увечий средней или легкой тяжести непосредственно на службе;
  • Досрочное увольнение в связи с заключением медицинской комиссии о признании гражданина негодным к ведению военной службы.

Страховщик также имеет право отказать в начислении суммы страховой компенсации если будет установлено следующее:

  • Само застрахованное лицо совершило незаконное деяние, которое привело к смерти или получению увечья;
  • Медицинская экспертиза засвидетельствовала наличие алкогольного или наркотического опьянения у военнослужащего в момент страхового события;
  • В результате рассмотрения дела в суде будет установлено, что военнослужащий нанес себе увечье по собственной инициативе.

С получением страховых выплат могут возникать некоторые сложности. Часто приходится доказывать случаи, когда смерть бывшего военнослужащего произошла более чем через год после увольнения. Проблемы бывают и тогда, когда смерть лица наступила от некачественной медицинской помощи при лечении профессионального заболевания. Все эти случаи требуют долгих судебных разбирательств.

Наличие страховки может оказаться одним из способов поддержки семьи, потерявшей родственника. Часто именно военнослужащие являются основными кормильцами своей семьи, и потому их потеря оборачивается еще и ожиданием материальных проблем. Программа обязательного страхования жизни и здоровья лиц, проходящие военную службу, действительно работает и дает определенные гарантии военнослужащим.

Страхование жизни и здоровья военнослужащих

Как выбирается страховая компания?

Страховая компания, которая будет обеспечивать страхование жизни и здоровья военнослужащих, выбирается ежегодно на основании результатов специального тендера. При выборе компании учитываются такие показатели, как объем предоставляемой страховой премии, качество и уровень предоставляемых компанией услуг. В разные годы договора заключались с компаниями ВСК, Росгосстрах, МАКС.

С компанией, выбранной на текущий год, заключается обязательный договор в письменной форме, срок действия которого начинается с первого же дня военной службы и заканчивается в ее последний день. При наступлении страхового случая страхование здоровья военнослужащих продлевается еще на один год после окончания срока службы.

Что является страховым случаем?

В законодательстве прописано шесть категорий, которые считаются страховыми случаями при обязательном страховании военнослужащих. К ним относятся:

  1. Гибель/смерть при выполнении служебных обязанностей и/или сборов/учений.
  2. Смерть в течение 12 календарных месяцев, причиной которой стали травмы, полученные на службе.
  3. Получение инвалидности при прохождении сборов/учений или исполнения контрактных обязанностей.
  4. Получение инвалидности в течение 12 календарных месяцев вследствие происшествий во время сборов или исполнения контрактных обязанностей.
  5. Увечье, полученное на учениях/сборах или в процессе исполнения служебных обязанностей.
  6. Увольнение в связи с признанием негодным к несению службы в свете ранения/увечья, полученного в ходе учений/сборов или исполнения служебных обязанностей.

При каких условиях страховка не будет выплачена?

Страхование жизни военнослужащих будет считаться страховой компанией недействительным, если:

  1. Страховое событие наступило в результате общественно-опасных действий, совершенных застрахованным.
  2. Несчастный случай произошел при нахождении застрахованного в наркотическом/алкогольном опьянении.
  3. Вред собственному здоровью был причинен застрахованным лицом по умыслу.

Если военнослужащий, находясь на военной службе как минимум полгода, совершил самоубийство, страховая компания обязана будет выплатить причитающуюся страховую сумму, как и в тех случаях, если срок нахождения на службе составил менее полугода, однако судом было доказано, что военнослужащего довели до самоубийства.

Для получения причитающихся сумм в случае наступления смерти/вреда здоровью необходимо будет предоставить в страховую компанию целый ряд документов. Командование воинских частей, военкоматы, а также медицинские учреждения военной направленности несут обязанность всячески способствовать своевременному предоставлению всех требуемых для страховой компании документов.

Поскольку общение со страховой компанией может быть затруднено незнанием законодательства, а также своих прав по нему, иногда для взыскания причитающихся сумм имеет смысл обратиться за помощью к юристу. Однако поскольку компании заинтересованы в продлении договора с Министерством обороны и на следующие годы, они стараются соблюсти свою репутацию и не доводить ситуацию до необходимости вмешательства профессиональных юристов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector