Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Об основах государственной поддержки семьи в российской федерации

Электронная библиотека

Государственная семейная политика – комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отно­шений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организаци­онного, экономического, правового, научного, информационно­го, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.

Государственная семейная политика является самостоятель­ным направлением социальной политики, решает только спе­цифические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как соци­альный институт с представлением ей нового социального ста­туса, реальных прав, государственных гарантий для своего функ­ционирования. Семья становится объектом государственной за­боты и поддержки.

Современная государственная семейная политика начала фор­мироваться в 90-е годы XX столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи. После выхода указа Президента РФ «Об основных направле­ниях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 семейная политика получила государственный статус. В указе сформированы цель, принципы, основные направления и место семейной политики в социальной политике; социальная политика – это продолже­ние политики государства в укреплении положения российской семьи.

Вышедший до этого целый ряд нормативных документов в от­ношении женщин и детей имеет объективную взаимосвязь и на­правлен в адрес семьи. К ним относятя Концепция государственной семейной политики (1991 г.); указ Президента РФ «Об основных направле­ниях государственной социальной политики по улучшению поло­жения детей в Российской Федерации до 2000 года» от 14 сентяб­ря 1995 г. № 942; постановление Правительства РФ «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995—1997 годы» от 13 января 1996 г. № 28; ряд указов Прези­дента РФ по вопросам Президентской федеральной целевой про­граммы «Дети России»; указ Президента РФ «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышении ее роли в обществе до 2000 года» от 18 июня 1996 г. № 932; Семей­ный кодекс РФ.

Цель и главные принципы государственной социальной поли­тики направлены на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократиче­ских основах, как это установлено Конституцией РФ. В статье 7 Конституции РФ дано определение России как социаль­ного государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное разви­тие человека, государственная поддержка семьи.

Положения семейной политики преемственны и долгосрочны, принципы государственной социальной политики на федераль­ном и региональном уровне едины: на федеральном – минималь­ные социальные льготы и гарантии, а на региональном – их до­полнения и развитие.

К основным принципам семейной политики относятся:

· автономность и суверенность семьи в самостоятельном при­нятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;

· приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защита пол­ноценного физического, психического, интеллектуального раз­вития;

· равные права всех типов семей на поддержку государства неза­висимо от социального положения, национальности, места жи­тельства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанно­стей и возможностей в занятости;

· партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государ­ственных органов;

· доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных чле­нов семьи, создание условий экономически активным членам се­мьи для общественно полезной деятельности и повышения благо­состояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;

· комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции;

· профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза раз­вития ситуации, участия науки в определении содержания семей­ной политики.

Основные принципы семейной политики реализуются через основные направления государственной семейной политики:

1) обеспечение условий для преодоления негативных тен­денций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим се­мьям, включая:

а) меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокра­щению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей;

б) усиление гарантий занятости на рынке труда для работ­ников из семей, нуждающихся в повышенной социальной за­щите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких ра­ботников специальных рабочих мест, обеспечения их профес­сиональной подготовки и переподготовки, предоставления на­логовых или иных льгот организациям, использующим их труд;

а) поддержку развития индивидуальной трудовой деятель­ности, семейного предпринимательства и фермерства;

б) обеспечение государственных гарантий общеобразова­тельной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки с последу­ющим трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

в) обеспечение условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабо­чей силы, адаптации женщин к новым экономическим отно­шениям;

г) расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Фе­дерации путем сочетания различных форм социальной под­держки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов и др.;

1) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприят­ных условий для сочетания трудовой деятельности с выполне­нием семейных обязанностей, включая:

а) распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей;

б) введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;

в) бесплатную профессиональную переподготовку, повыше­ние квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;

г) обеспечение доступности для всех детей детских до­школьных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности;

д) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью;

2) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:

а) доступная для всех семей медицинская помощь на ос­нове сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;

б) бесплатная медицинская помощь беременным, рожени­цам и детям до 18 лет;

в) профилактика врожденной инвалидности, развитие ме­дико-генетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования бе­ременных и новорожденных;

Читать еще:  Сроки и время вступления в наследство по завещанию

г) улучшение медико-социальной помощи детям-инвали­дам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные меро­приятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, при­способлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря.

Созда­ние и внедрение программ обучения родителей основам реа­билитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;

д) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи. Укрепление службы планирования семьи. Высококаче­ственное санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, про­филактики заболеваний, передающихся половым путем;

1) усиление помощи семье в воспитании детей путем:

а) государственной финансовой поддержки издания массо­вым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений;

б) распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею мас­совых библиотек;

в) запрета на изготовление, распространение и рекламиро­вание печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

г) государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения на­селения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразо­вательных и профессиональных учебных заведениях;

д) формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних;

е) создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков;

ж) совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здраво­охранения по профилактике правонарушений среди несовер­шеннолетних.

Субъектами государственной семейной политики высту­пают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политичес­кие партии, профессиональные союзы, религиозные конфес­сии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юри­дические и физические лица.

Государственная семейная политика проводится высшими орга­нами государственной власти: законодательной и исполнитель­ной. Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах.

На федеральном уровне исполнение законов осуществляется через Министерство здравоохранения и социального развития РФ, где есть Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и др.

К структуре управления государственной семейной полити­кой также относятся Федеральная миграционная служба, Министер­ство образования и науки, Министерство, Министерство внутренних дел и др. В разработке документов, касающихся семейной политики, принимают участие все заинтересованные министерства и агентства. Существует межведомственная комиссия, ведущая координационную работу в отношении семьи и детей. Ежегодно издаются государственные доклады, которые пред­ставляются Правительству, Федеральному Собранию и публику­ются в официальных печатных органах.

В субъектах РФ есть межведомственная комиссия, которая осу­ществляет работу при главах администраций, существуют свои программы в отношении семьи и детей и мероприятия, которые про­водятся через постановления главы администрации области.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

III. Основные принципы государственной семейной политики

I. Введение

1. Основные направления государственной семейной политики разработаны исходя из:

непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;

понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса;

признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально — экономической трансформации общества;

учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.

2. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

3. Объектом государственнойсемейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, — 67 процентов семей.

Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента.

Все возрастающую долю семей составляют неполные семьи — 13 процентов. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка.

4. Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

5. Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений.

6. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально — экономического положения в стране.

В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем.

Учитывая невозможность разработки конкретных мер государственной семейной политики без детальной оценки социально — экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, Основные направления государственной семейной политики включают в себя только неотложные мероприятия на переходный период.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

7. Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно — правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.

II. Цель государственной семейной политики

8. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

III. Основные принципы государственной семейной политики

9. Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.

10. Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.

11. Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.

12. Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности.

Читать еще:  Отказ от предоставления персональных данных. образец и бланк для скачивания 2021 года

13. Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Утверждение Президентом Российской Федерации Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

14. Партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями.

15. Принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами.

16. Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.

17. Преемственность и стабильность мер государственной семейной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

В целях повышения эффективности осуществления мер государственной политики, направленных на стимулирование рождаемости в РФ в ближайшее десятилетие Федеральный закон предусматривает введение дополнительного механизма государственной поддержки семей, имеющих детей.

К дополнительным мерам государственной поддержки семей, имеющих детей, Закон относит меры, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения. Реализацию указанных мер предусматривается осуществлять с помощью так называемого «материнского (семейного) капитала» — средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Согласно Закону, начиная с 1 января 2007 г. материнский капитал в размере 250 000 руб. будет предоставляться женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующего ребенка, а также мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего и последующего ребенка. В случае смерти женщины, лишения ее родительских прав, а также совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка материнский капитал должен перейти к отцу ребенка независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей либо лишения их родительских прав право на дополнительные меры государственной поддержки должно перейти к ребенку.

Использовать материнский капитал можно будет не раньше, чем через 3 года после рождения второго (последующего) ребенка. При этом устанавливается запрет на возможность расходования капитала. В частности, за счет средств материнского капитала предусмотрена возможность улучшения жилищных условий семьи. Приобретение (строительство) жилого помещения будет возможно осуществить только на территории РФ путем совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах.

Также предусматривается возможность расходования средств материнского капитала на получение ребенком образования (в том числе дополнительного) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. При направлении данных средств на оплату образования ребенка возраст ребенка на день начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен будет превышать 25 лет.

Кроме того, средства материнского капитала также можно будет направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии матери, в том числе путем их вложения в негосударственные пенсионные фонды.

Размер материнского капитала предполагается ежегодно пересматривать с учетом роста инфляции.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г. и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.

Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 г. подается до 1 октября 2009 г.

Об основах государственной поддержки семьи в российской федерации

Библиографическая ссылка на статью:
Манукян Н.А. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в зарубежных странах // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/11/26152 (дата обращения: 05.10.2021).

Российское законодательство уделяет значительное внимание нормативному закреплению прав детей, защиты их свобод, законных интересов. Прежде всего, это Конституция РФ. Законодательство уделяет значительное внимание нормам, регламентирующим механизм правовой защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Во-первых, это нормы ст. 7 Конституции о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства. Во-вторых, статья 39 Конституции, согласно которой: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Далее можно напомнить статью 43 Основного Закона, где говорится об обязанности родителей обеспечить основное общее образование детей.[1]

Право на защиту семьи, материнства и детства в качестве самостоятельного основного права и одновременно конституционной гарантии со стороны государства, его органов и должностных лиц по охране семьи закреплено как на международном, региональном, так и на национальном уровне развитых демократических стран.

Примерами международно-правового регулирования являются Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция МОТ № 183 о пересмотре Конвенции 1952 года об охране материнства, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о гражданстве замужней женщины и мн. др. На региональном уровне можно привести в качестве примера Хартию Европейского Союза об основных правах 2000 г.[2]

Одновременно Хартия провозглашает права детей, нуждающихся в повышенной социальной защите со стороны общества, а именно, право детей на заботу, свободное выражение мнения, регулярное непосредственное общение со своими родителями (ст. 24), запрет детского труда и защита молодых людей на рабочем месте (ст. 32), право на обязательное школьное образование.

Обращаясь к конституционному законодательству зарубежных стран, необходимо подчеркнуть, что во многих конституциях предметом особой защиты и поддержки является институт семьи. Так, согласно ст. 41 Конституции Ирландии от 29 декабря 1937 года: «Государство признает Семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства», ст. 6 Основного Закона ФРГ: «Брак и семья находятся под особой охраной государства», ст. 21 Конституция Греции от 11 июня 1975 года: «Семья как фундамент сохранения и развития нации, а также брак, материнство и детство находятся под охраной государства». Аналогичные формулировки данного принципа содержатся в ст. 17 Конституции Азербайджана, ст. 32 Республики Беларусь, ст. 27 Конституции Казахстана, ст. 36 Кыргызской Республики, ст. 48 Конституции Молдовы, ст. 38 Конституции Российской Федерации и мн. др.[3]

Образцом подробного формулирования особой защиты семьи, материнства и отцовства является Конституция Португальской Республики.

Читать еще:  Сравнительный перечень старых и новых кодов операций по НДС

Отдельной областью конституционного регулирования становится автономия семейных отношений, одной из составляющих которой является право на охрану частной, семейной жизни, чести и доброго имени (ст.14 Конституции Княжества Андорры, ст. 18 Конституции Испании, ст.26 Конституции Португалии, § 2 Формы правления Швеции и др.).

Ограничения в этой области могут быть только в случаях, предусмотренных законом и на основании судебного решения. Средства массовой информации несут ответственность за распространение сведений, нарушающих неприкосновенность частной жизни, составляющих опасность для охраны нравственности, юношества, здоровья, семьи. Однако, по мнению автора, значительным недостатком является отсутствие на конституционном уровне закрепления права на охрану тайны семейной жизни в странах постсоветского пространства.

Многие государства конституционно признали право всех лиц на свободу при вступлении в брак и выборе супруга, пресечение дискриминации в данном вопросе по национальному, религиозному, языковому признаку.

Например, в Болгарии действует специальное положение, прямо устанавливающее наказание для любого лица, принимающего меры для предотвращения смешанных браков. Вместе с тем, в некоторых традиционно католических и православных странах подчеркивается, что браком считается союз мужчины и женщины. Примерами могут быть конституции Бразилии, Хорватии, Греции, Республики Беларусь и других стран. Однако известно, что в последнее время расширяется круг стран, признающих однополые браки и право их на усыновление. В их число входит Швеция, Нидерланды, Дания, Исландия, Норвегия и ряд других. К разногласиям во французском обществе привело предвыборное президентское обещание Ф. Олланда даровать данное право сексуальным меньшинствам. Компромиссным вариантом решения данной проблемы стало право мэрий самостоятельно решать вопрос о регистрации подобных браков. В 2013 году парламентом страны однополые браки были легализованы.

Конституции ряда стран предоставляют родителям право на свободный выбор образования для своих детей. Так, выбирают характер образования детей родители в Эстонской Республике (ст. 37), сферу обучения детей – в Молдове (ст. 35); имеют право на обеспечение детям образования, соответствующего их религиозным убеждениям, в Республике Кипр (ст. 20).

Вправе выбирать образование для своих детей, их нравственное и религиозное воспитание родители в Конституции Княжества Андорра (ст. 20). По Основному Закону Бельгии сообщество организует образование, которое является нейтральным (ст. 24). В данном случае нейтральность подразумевает уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся.

Показательны в данном вопросе конституционные положения Ирландии, где констатируется, что первым и естественным воспитателем ребенка является семья, а обязанность родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное, моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание. Государство же должно стремиться дополнить и оказать разумную помощь частным и общественным образовательным учреждениям и инициативам (ст. 42).

Родители свободны в выборе школ для детей и по ст. 70 Конституции Польши. Важнейшим естественным правом и обязанностью родителей является воспитание детей. Ребенок, лишенный родительской власти, декларирует большинство конституций, имеет право на опеку и помощь публичных властей. Как конституция последнего поколения Конституция Польши закрепляет право каждого требовать от органов публичной власти защиты ребенка от насилия, жестокости, эксплуатации и деморализации (ч. 1 и 2 ст. 72). Статья 22 Конституции Княжества Андорры гласит: «Каждый ребенок имеет право на уважение нравственной, физической, психической и сексуальной неприкосновенности».

Под особой конституционно-правовой опекой государства находятся многодетные и неполные семьи (например, ст. 71 Конституции Польши).

Конституция Греции говорит, как об объекте особой заботы государства решение проблемы жилья и иных специальных мерах для помощи многодетным семьям, вдовам и сиротам павших в войне (ст. 21). В Бразилии на конституционном уровне предусмотрена выплата семейной надбавки и пособия иждивенцам застрахованных заключенных, имеющим низкий доход; выплата пенсии по случаю смерти застрахованного кормильца, будь то мужчина или женщина, супругу и совместно проживающему с кормильцем лицу и иждивенцам.

Особо оговаривается в некоторых странах такая конституционная обязанность семьи, общества и государства, как покровительство и защита пожилых людей, нетрудоспособных и нуждающихся родителей, обеспечение их достоинства и благосостояния, участия в общественной жизни, гарантированного права на защиту от насилия (Конституции Бразилии, Греции, Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, КНР и др.).[4]

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) предметом конституционного рассмотрения в последнее время является поддержка молодёжи как специального субъекта права. Примером такого подхода являются конституции Лихтенштейна (ст. 15), Италии (ст. 31), Португалии (ст. 70), Молдовы (ст.50) и др.;

2) выявлена относительно невысокая информированность населения о деятельности и возможности тесного сотрудничества с территориальными центрами социального обслуживания населения, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, органами внутренних дел, социально-педагогическими центрами, церковью и другими государственными органами и учреждениями.

По мнению автора, для совершенствование международно-правового регулирования защиты семьи, материнства, отцовства и детства в зарубежных странах необходимо:

— Министерству образования осуществлять постоянный мониторинг семей по месту обучения детей или воспитания их в детских дошкольных учреждениях, участвовать в социологических исследованиях по оценке состояния и возможностей гендерного образования детей и родителей;

— Министерству труда и социальной защиты совместно с Министерством анализа и статистики требуется проводить анализ объективной информации о структуре белорусской семьи, уровне доходов населения, социальной защите детей, малоимущих и многодетных семей, количестве социальных сирот, обеспеченности населения жильём с целью дальнейшего увеличения норм минимальных государственных стандартов (БПМ, минимальная заработная плата и др.), обеспечении условий для профессиональной реадаптации родителей при длительном отрыве от производства с целью их трудовой занятости и других перспективах обеспечения материального благосостояния семьи[5];

— Министерству здравоохранения активизировать деятельность в сфере изучения динамики состояния физического и психического здоровья взрослых и несовершеннолетних, распространении пьянства, ИППП, ВИЧ/СПИДа с целью профилактики данных негативных явлений и пропаганды здорового образа жизни с помощью информационных систем и социальных учреждений[6];

— Министерству внутренних дел необходимо систематически вести информационно-пропагандистскую деятельность с целью пресечения и снижения домашнего насилия, правонарушений среди несовершеннолетних, уголовных преступлений против личности.

Изучив опыт зарубежных стран в сфере защиты прав семьи, материнства, отцовства и детства можно сделать вывод, что право на защиту семьи, материнства и детства в качестве самостоятельного основного права и одновременно конституционной гарантии со стороны государства, его органов и должностных лиц по охране семьи закреплено как на международном, региональном, так и на национальном уровне развитых демократических стран. Международно-правовое регулирования защиты прав семьи, материнства, отцовства и детства являются Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция МОТ № 183 о пересмотре Конвенции 1952 года об охране материнства, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о гражданстве замужней женщины и мн. др.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector