Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коллективные переговоры понятие виды порядок ведения гарантии участникам

§ 2. Коллективные переговоры

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласований социально-экономической политики работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединение профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участия не принимают.

Интересы работников организации при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. Это общее правило.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный орган, нужно обратиться к положениям устава, определяющего компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, представителем работодателя должно выступить лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, поскольку оно реализует трудовую правосубъектность юридического лица.

Своеобразный порядок представительства существует в товариществах. Согласно ст.72 ГК РФ ведение дел полного товарищества осуществляют его участники совместно либо один или некоторые из них. Они действуют от имени юридического лица, а специальный орган управления не создается. Делами товарищества на вере управляют полные товарищи (ст.84 ГК РФ).

В коллективных трудовых отношениях от имени товарищества должен выступить тот его участник (участники), который учредительными документами уполномочен на ведение дел этой организации34.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности руководителями структурного подразделения.

При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов н защиты своих членов во взаимоотношениях с профсоюзными организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Объединения работодателей участвуют в коллективных переговорах, проводимых на уровне региона, отрасли, территории, а также на федеральном уровне при заключении или изменении соглашений.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников. Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Порядок ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

При наличии в организации двух и более профсоюзных организаций они создают единый представительный орган. Порядок и условия создания такого органа определяют сами профсоюзы с соблюдением принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В случаях, предусмотренных ч.3 и 4 ст.37 ТК РФ, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Государственная тайна охраняется Законом РФ от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»35, коммерческая тайна и служебная тайна – охраняются в соответствии с гражданским законодательством (ст.139 ГК РФ).

Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности (ст.183, 283 УК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением.

Для представителей работников установлены дополнительные гарантии по защите от преследования за осуществление представительских полномочий. Так, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом РФ (пп.5-8, 11 ст.81 ТК), иными федеральными законами предусмотрено увольнение.

При применении названных гарантий необходимо иметь в виду Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений части второй ст.170 и части второй ст.235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и п.3 ст.25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово».

В постановлении Конституционного Суда РФ обоснована необходимость соблюдения соразмерности между ограничением прав работодателя и теми общественно значимыми целями, для достижения которых такое ограничение вводится.

С учетом этого можно отметить, что отсутствие согласия представительного органа работников на применение дисциплинарного взыскания, перевод или увольнение работника, участвующего в проведении коллективных переговоров, не должно рассматриваться как абсолютное запрещение совершить указанные правоприменительные действия. В противном случае, видимо, допустимо ставить вопрос о лишении работодателя возможности в судебном порядке защищать свои права и законные интересы, т.е. об ограничении конституционного права на судебную защиту.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключается при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

Читать еще:  Незаконный приказ ответственность за его исполнение или дачу

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст.35 ТК РФ).

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий, который является основанием для возникновения коллективного трудового спора. Коллективные трудовые споры рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.398-418 ТК РФ. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, т.е. они могут быть урегулированы в ходе переговоров после заключения коллективного договора на согласованных условиях.

Коллективные переговоры понятие виды порядок ведения гарантии участникам

Необходимость в проведении коллективных переговоров возникает у профорганизации в следующих случаях:

  • в организации отсутствует коллективный договор;
  • необходимо внести изменения в действующий коллективный договор;
  • в целях урегулирования возникших при заключении коллективного договора разногласий, оформленных соответствующим протоколом;
  • срок действия коллективного договора заканчивается;
  • изменяется собственник имущества организации;
  • организация реорганизуется;
  • в других случаях, когда в этом есть необходимость.

До проведения коллективных переговоров профорганизация может провести подготовительную работу, предусматривающую анализ социально-экономического положения организации с целью формирования обоснованных требований к работодателю.

Работодатель (его представитель) обязан предоставить профорганизации бесплатно полную и достоверную информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора. Представители работников, получившие от работодателя информацию, отнесенную в установленном законом порядке к служебной или коммерческой тайне, не вправе её разглашать.

ШАГ № 2 Инициирование переговоров

Решение о проведении переговоров с целью заключения коллективного договора с работодателем принимает согласно Общего положения о первичных организациях Профсоюза профсоюзный орган или профсоюзное собрание (конференция). В первичных организациях с численностью до 15 человек указанное решение принимает профсоюзное собрание.

После принятия решения о проведении коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора необходимо уведомить работодателя о проявленной инициативе по проведению коллективных переговоров, направив ему соответствующее предложение.

Инициатором проведения коллективных переговоров, а также подготовки заключения или изменения коллективного договора вправе выступать любая из сторон.

Предложение о проведении коллективных переговоров оформляется в письменном виде и официально, с соответствующей регистрацией, направляется противоположной стороне.

ШАГ №3 Ведение коллективных переговоров

Представители стороны, получившие предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со своей стороны для участия в составе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Приступая к переговорам, стороны на равноправной основе образуют комиссию для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта, заключения коллективного договора и контроля за его выполнением (ст.35 ТК РФ). Количество лиц, направляемых для работы в комиссию, каждая сторона определяет самостоятельно. Рекомендуется каждой из сторон выдвигать в комиссию равное число ее членов.

Состав комиссии по ведению коллективных переговоров, согласованные сторонами порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, место проведения заседаний комиссии рекомендуется оформлять приказом по организации

Порядок работы комиссии по ведению коллективных переговоров.

Представители сторон в составе комиссии по ведению коллективных переговоров на период их ведения:

  • освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определенный соглашением сторон, но не более 3-х месяцев;
  • не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемешены или уволены по инициативе работодателя, за исключением совершения проступка, за который в соответствии с ТК РФ предусмотрено увольнение с работы.

Комиссия работает на постоянной основе и по мере необходимости сторонами коллективного договора производится замена своих представителей.

Комиссия утверждает график переговорного процесса и планируют повестки дня своих заседаний.

Каждая сторона вырабатывает предложения в проект коллективного договора.

Условия деятельности комиссии следует закрепить Положением о порядке ведения переговоров между работниками и работодателем, утверждаемым приказом работодателя и постановлением профсоюзного комитета (или приказом представителя работодателя по согласованию с профкомом).

Заседания комиссии, ее решения оформляются протоколами

Работа комиссии по ведению коллективных переговоров завершается составлением согласованного текста коллективного договора.

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Правила внутреннего трудового распорядка, разрабатываются совместно с коллективным договором и, как правило, являются его приложением.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в определении содержания и структуры коллективного договора.

Профорганизация вправе разработать свой проект коллективного договора, который доводится до сведения работников с целью обсуждения его положений в структурных подразделениях организации.

По результатам обсуждений на рассмотрение комиссии по ведению коллективных переговоров выносятся замечания и дополнения, предложенные работниками.

Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанного ими проекта коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения собраний, консультаций, места для размещения стендов.

ШАГ №4. Подписание коллективного договора

Коллективные переговоры завершаются подписанием коллективного договора.

Стороны обязаны заключить коллективный договор на согласованных условиях в течение 3 месяцев с момента начала коллективных переговоров.

Положения коллективного договора, по которым стороны не пришли к согласию, включаются в протокол разногласий, дата составления которого является моментом начала коллективного трудового спора.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с законодательством.

Коллективный договор подписывают:

  • со стороны работников – председатель первичной профсоюзной организации;
  • со стороны работодателя – руководитель организации или иное уполномоченное лицо (например, руководитель филиала юридического лица, действующий на основании соответствующей доверенности).

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока, который не может превышать трех лет. Стороны вправе продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации.

ШАГ №5 Регистрация коллективного договора

Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в

семидневный срок направляется представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду ( для организаций Санкт-Петербурга в Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: СПб, ул. Галерная, д.7; для организаций Ленинградской области в Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, расположенный по адресу: СПБ, Трамвайный пр. д. 12, корп.2) в 4-х экземплярах.

Все экземпляры (оригиналы) должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны и заверены подписями и печатями сторон коллективного договора.

Коллективный договор сопровождается:

  • письмом руководителя организации с просьбой о проведении уведомительной регистрации;
  • перечнем сведений, представляемых работодателем при регистрации коллективного договора.

Уведомительный характер регистрации предполагает недопустимость отказа органов по труду в такой регистрации независимо от наличия замечаний по форме или содержанию коллективного договора. При наличии замечаний орган по труду оформляет их соответствующим актом и предлагает сторонам устранить допущенные нарушения. В случае, если орган по труду выявит условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, он сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Для осуществления мониторинга социального партнерства один экземпляр коллективного договора представляется в Комитет Межрегиональной организации Профсоюза.

ШАГ №6. Контроль за выполнением коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется в порядке установленном:

  • сторонами в форме их заслушивания на общем собрании (конференции) работников организации. При этом сроки отчета представителей сторон должны быть установлены в коллективном договоре или в решении общего собрания работников;
  • соответствующим органом по труду;

При проведении контроля представители сторон обязаны представлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

Представители работодателя, виновные в непредставлении необходимой информации при осуществлении контроля за его выполнением несут ответственность в соответствии со ст. 5.29. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Читать еще:  Функциональные обязанности что это отличие от должностной инструкции

Функции контроля также осуществляет комиссия по ведению коллективных переговоров, подготовки проекта, заключения коллективного договора и контроля за его выполнением. Комиссия проверяет выполнение коллективного договора согласно плану своей работы и по фактам письменных обращений отдельных работников, профсоюзного комитета, работодателя.

Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств коллективного договора, подвергаются штрафу в размере, установленном ст.5.31 КоАП.

Привлечение к ответственности осуществляет государственная инспекция труда (ст. 23.12. КоАП).

Коллективные переговоры

В Российской Федерации коллективные переговоры являются одним из важнейших элементов системы трудовых взаимоотношений. Порядок ведения коллективных переговоров в трудовом праве отражен достаточно полно, а процессуальные требования к их проведению являются крайне строгими – необходимо знать, как определяется день начала обсуждения, кому и в какие сроки направляется уведомление. Ведение коллективных переговоров осуществляют различные стороны – как представители работодателя, так и сотрудников, а также иные представительские структуры.

Коллективные переговоры в трудовом праве – нормативы ТК РФ

Как и многие другие вопросы, связанные с практической имплементацией законодательства в сфере взаимоотношений трудящихся и работодателей, коллективные переговоры в трудовом праве регулируются положениями ТК РФ. В частности, оказывают влияние на данный аспект деятельности следующие статьи этого документа:

  • Ст.36. Положения означенной статьи регулируют общие принципы ведения коллективных переговоров. Они закрепляют право инициации их проведения за любой из сторон трудовых взаимоотношений и устанавливают основные сроки, используемые в данном аспекте, равно как и ограничения на участие в них.
  • Ст.37. В нормативах данной статьи устанавливается непосредственно порядок ведения коллективных переговоров, определения представителей в них и обязанности сторон друг перед другом в рамках рассматриваемых взаимоотношений.
  • Ст.38. Эта статья регламентирует разрешение возможных разногласий, проявляющихся в ходе ведения переговоров, и устанавливает общий порядок их разрешения в рамках коллективных трудовых споров.
  • Ст.39. Принципы, которые изложены в этой статье, затрагивают вопросы компенсаций и гарантий для сторон, участвующих в коллективных переговорах.

Кто осуществляет коллективные переговоры

Согласно требованиям трудового законодательства, осуществлять ведение трудовых переговоров могут лишь две стороны, являющиеся непосредственно участниками трудовых взаимоотношений, а именно – работники и работодатели. При этом, нормативы предусматривают, что интересы сотрудников в данном случае реализуются при помощи представительского органа. Процесс формирования представительского органа является достаточно сложным и предусматривает следующие варианты организации:

Если на предприятии действует первичная профсоюзная организация, и в ней состоит более 50% от трудового коллектива, то данная организация является представительским органом для сотрудников.

  • В случае наличия нескольких профсоюзных организаций, они могут создавать общий представительский орган, но только при условии, что в данных организациях находится более половины от штатной численности работников.
  • Если же на предприятии нет профсоюзных организаций, или, когда численность работников в готовых составить общий представительский орган профсоюзах составляет менее 50%, работники вправе сформировать путем тайного голосования отдельный представительский орган.
  • Кто не может участвовать в коллективных переговорах

    Требования статьи 36 ТК РФ ограничивают круг лиц, которые имеют возможность участвовать в коллективных переговорах. Данные ограничения приняты с целью максимальной защиты прав трудящихся и обеспечения беспристрастного проведения рассматриваемой процедуры. В частности, не могут участвовать в коллективных переговорах следующие лица:

    • Трудящиеся, представляющие интересы работодателя, но собирающиеся участвовать в переговорах со стороны рабочего коллектива.
    • Организации, прямо или косвенно финансируемые за счет работодателя и зависимые от него.
    • Партии, органы самоуправления и представители исполнительной власти также не могут участвовать в коллективных переговорах.

    Как определяется день начала коллективных переговоров

    Особый порядок в законодательстве предусматривается и для определения сроков и дат ведения коллективных переговоров. В частности, инициировать их может любая из сторон трудовых взаимоотношений. Однако она должна направить второй стороне уведомление. На данное уведомление вторая сторона взаимоотношений обязана ответить в течение семи дней с момента получения ей письма или иного уведомления.

    Непосредственно день начала коллективных переговоров определяется как следующий после дня получения рассматриваемого ответа стороной-инициатором переговоров. Нарушение означенных сроков работодателем может повлечь за собой привлечение к административной ответственности соответственно статье 5.27 КоАП РФ.

    Порядок ведения коллективных переговоров

    Целью коллективных переговоров может являться непосредственно обсуждение любых вопросов, связанных с трудовой деятельностью, равно как и желание разработать и составить коллективный договор, либо же – обсуждение непосредственного принятия данного договора. Если на предприятии, где проходят переговоры, действует несколько профсоюзных организаций, то при инициации данного процесса одной из них, с момента направления уведомления работодателю, она также должна уведомить о переговорах все иные действующие профсоюзы на предприятии.

    Непосредственно коллективные переговоры могут затрагивать любые вопросы, прямо или косвенно связанные с трудовой деятельностью. При этом информация, полученная любой из сторон в порядке данных переговоров, является конфиденциальной, а её разглашение приводит к привлечению разгласившего её лица к дисциплинарной, уголовной, гражданской или административной ответственности.

    Работники, которые будут принимать прямое участие в переговорах, должны быть освобождены от трудовых обязанностей при условии сохранения за ними среднедневного заработка, но только если период проведения переговоров не превышает три месяца. Увольнение данных сотрудников на время переговоров недопустимо, равно как и их перевод на иные должности.

    Коллективные переговоры: понятие, принципы, порядок проведения

    Коллективные переговоры – это законом регламентированный период коллективно-договорного процесса взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателей (представителями работодателей), обеспечивающий им возможность свободно участвовать в выборе круга вопросов регулирования социально-трудовых отношений, обстоятельном их обсуждении, а также в подготовке и согласовании проектов коллективных договоров и соглашений для их подписания. При этом одновременно должен составляться протокол установленных разногласий.

    Права и обязанности сторон вступать в коллективные переговоры относятся к числу основных трудовых прав работников и работодателей, закрепленных в статьях 2, 21 и 22 ТК РФ.

    Применительно к работнику в ст. 21 ТК указывается, что работник имеет право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей. Гарантии этого права включают также право работника на объединение, в частности их право на создание профессиональных союзов и вступления в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

    Применительно к работодателям в ст. 22 ТК РФ их право вести коллективные переговоры непосредственно увязано с их обязанностью заключать коллективные договоры в порядке, установленном ТК РФ. Эта обязанность также неразрывно увязана в ст. 22 ТК с их обязанностью предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

    Инициаторами проведения переговоров могут быть представители любой стороны. Получив уведомление одной стороны в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, другая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Неисполнение обязанностей по вступлению в коллективные переговоры влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.28 КоАП).

    Чтобы не допускать ослабления позиции заинтересованных организаций работников в процессе ведения коллективных переговоров и заключения соответствующих договоров и соглашений, запрещается их ведение и заключение от имени работников лицами, представляющими работодателя (ч. 3 ст. 36 ТК, ч. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

    В соответствии с ч. 2 ст. 36 ТК представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения. Сторона, получившая такое предложение, должна отправить ответ инициатору предложения с указанием представителей от своей стороны и их полномочий для участия в работе комиссий по проведению коллективных переговоров.

    Под «коллективными переговорами» понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников – с другой, в целях:

    Читать еще:  Можно ли иметь тройную фамилию?

    а) определения условий труда и занятости;

    б) и (или) регулирования отношений между работодателями и работниками;

    с) и (или) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.

    Принципиально важным для обеспечения реальной защиты интересов работников в процессе ведения коллективных переговоров является закрепленное в ч. 3 ст. 36 ТК РФ требование соответствующих международно-правовых норм о недопущении к ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений от имени работников лиц, представляющих интересы работодателей, а также организаций или органов, созданных либо финансируемых работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

    Многие важные вопросы, в частности, и процедурные, связанные с обеспечением законности в процессе коллективных переговоров, отражены в статье 37 ТК, определяющей порядок ведения коллективных переговоров, направленный на реализацию демократических принципов взаимоотношений сторон, коллективных переговоров и прежде всего принципов свободы и равноправия сторон, участвующих в коллективных переговорах. В ней подчеркивается, что представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. В ней также отражена приоритетная роль профсоюзов в реализации их права представлять и защищать права и интересы работников на всех уровнях ведения коллективных переговоров (См. ст.ст. 26, 45 ТК РФ).

    Срок, место и порядок ведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, выступающими в качестве их участников. Они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, составляющих предмет их переговоров.

    Стороны и участники коллективных переговоров наделены взаимными правами и обязанностями, строгое соблюдение которых обеспечивает успешное их проведение и достижение соответствующих практических результатов (ч. 6 и 7 ст. 37 ТК). Так, стороны взаимно обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

    Коллективные переговоры могут быть организованы либо непосредственно между их сторонами, либо при участии единого представительного органа. Возможность непосредственного ведения переговоров предусмотрена в ч. 3 ст. 37, согласно которой первичная организация, объединяющая более ½ работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Кроме того, коллективные переговоры возможны непосредственно между работодателем и первичной профсоюзной организацией или иным представителем (представительным органом), выступающим от имени всех работников в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 37 ТК, при обязательном соблюдении установленных в ней правил.

    Переговоры непосредственно между сторонами могут вестись и тогда, когда ни одна из первичных организаций или все вместе имеющиеся профсоюзные организации, желающие создать единый представительный орган, не объединяют более ½ работников данного работодателя. В таких случаях общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную организацию, которой, при согласии ее выборного органа, поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров и вступить в них. По существу аналогичный порядок ведения коллективных переговоров имеет место и в случаях, когда в установленном порядке не удалось определить такую организацию, а также если работники данного работодателя вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации. В этих случаях общее собрание (конференция) может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями по ведению коллективных переговоров.

    В случаях, когда в организации работодателя существуют две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, то нередко возникает необходимость в создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и для его заключения.

    В основе формирования единого представительного органа лежит принцип пропорционального его представительства в зависимости от численности представляемых ими членов профсоюзов. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган, который имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

    В интересах дальнейшего развития принципов демократического подхода к участию профсоюзов в защите трудовых прав и интересов работников в ч. 5 статьи 37 ТК статьи предусмотрено, что при наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, который формируется с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

    При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров такое право предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

    В ходе коллективных переговоров естественно и нередко возникают разногласия. Поэтому важное практическое значение имеет статья 38 ТК, определяющая правовой порядок их урегулирования. Он включает, прежде всего, обязательность составления протокола разногласий по всем или отдельным вопросам, по которым не принято согласованное решение.

    Согласно ч. 2 ст. 40 ТК при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одноименным составлением протокола разногласий.

    Неурегулированные разногласия в соответствии со ст. 40 ТК могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в порядке, установленном ТК, иными федеральными законами.

    Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

    К лицам, участвующими в коллективных переговорах, предусмотренных в ст. 39 ТК РФ, относятся, прежде всего, представители сторон коллективных переговоров, направленные в установленном порядке в соответствующую комиссию по ведению коллективных переговоров, по подготовке проекта коллективного договора, соглашения на любом уровне, а также их разработки и заключения. Кроме того, в указанной работе могут участвовать эксперты, специалисты, посредники. Все они имеют право на гарантии и компенсации на условиях, установленных в указанной статье.

    Для успешного проведения довольно объемной и сложной работы, связанной с коллективными переговорами, предусмотрены следующие гарантии:

    а) освобождение от основной работы на время переговоров, но на срок не более трех месяцев;

    б) сохранение на соответствующий период заработной платы.

    Кроме того, указанным лицам компенсируются все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах.

    В отношении представителей работников в ч. 3 статьи 39 ТК предусмотрены также еще дополнительные гарантии в сфере труда. Так, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, например, по сокращению численности или штата работников, без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство. Однако эта гарантия не действует в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя, если оно производится за совершение представителем работников проступка, за который в соответствии с ТК, иными федеральными законами такое увольнение невозможно (например, за прогул, за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения).

    Ответственность сторон коллективных переговоров за уклонение от участия в коллективных переговорах

    Указанная ответственность сторон коллективных переговоров предусмотрена в статье 54 ТК РФ. В ней перечислены виды возможных правонарушений в период ведения коллективных переговоров. К ним относятся уклонение от участия в коллективных переговорах а) по заключению, изменению коллективного договора, соглашения б) неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора. За перечисленные правонарушения виновные представители сторон подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Так за уклонение от участия в коллективных переговорах работодатели, а также их представители (если они состоят с этими работодателями в трудовых отношениях) привлекаются к административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а работники и их представители, работающие у этого работодателя, — только к дисциплинарной и материальной ответственности. В отдельных случаях возможно сочетание различных видов юридической ответственности при применении санкций к виновному лицу (ст.ст. 5.28, 5.29 КоАП РФ)

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector