Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каков порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих?

Последние изменения в правилах выплаты пенсии муниципальным служащим

Чиновники муниципалитетов стали «испытательным полигоном» по тестированию предстоящих пенсионных реформ.

Таково общественное мнение по поводу нового порядка присуждения пенсий муниципальным служащим.

Время выхода на заслуженный отдых этой категории постепенно начинает сдвигаться на более поздние сроки. Подробнее о пенсионе региональных чиновников читайте далее.

Кто относится к данной категории граждан

В дебатах, прениях, сообщениях СМИ местных чиновников часто причисляют к государственным гражданским служащим. Формально это не правильно, поскольку муниципалитеты не являются госорганами.

С административной точки зрения статусы госслужащих и региональных функционеров разграничены:

  • государственники представляют структуры исполнительной, законодательной и судебной власти федерального и субъектного уровней;
  • главное предназначение чиновника муниципалитета – профессиональная деятельность в органах местного самоуправления. Это хозяйственники, которые решают повседневные задачи, организуют жизнеобеспечение подчиненных территориальных образований, реализуют распоряжения госвласти.

С точки зрения трудового права статус муниципального чиновника подразумевает:

  • замещение должностей и выполнение функций муниципального образования;
  • работу на постоянной основе с заключением срочного либо бессрочного контракта;
  • материальное содержание за счет местной казны;
  • многоуровневое регулирование социально-правового положения.

Региональными законами утверждаются реестровые перечни должностей, штатные расписания с классификацией в следующем порядке:

  • характер полномочий – руководители или специалисты;
  • образовательный уровень и объем компетенций – высшие, главные, ведущие, старшие, младшие служащие;
  • разрядная квалификация – I, II, III классы, ранги и чины.

Работники, производящие техническое обслуживание органов самоуправления, не являются муниципальными служащими.

В соответствие со ст. 5 ФЗ № 25 «О муниципальной службе» муниципальные служащие и государственники практически уравнены по своему правовому статусу. Порядок приема на службу, ограничения, квалификационные требования, исчисление выслуги, фактически идентичны.

Касаемо пенсионного обеспечения на муниципалов распространяются права госслужащих в полном объеме. При этом пенсия местного чиновника не может превышать пособие государственного пенсионера в аналогичной по характеристикам должности.

Правовое регулирование вопроса

Нормативная база представлена федеральными законами:

  • № 25-ФЗ от 02.03.07 «О муниципальной службе» – определяет правовое положение служащих местных органов;
  • № 166-ФЗ от 15.12.01 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» – устанавливает общие принципы пенсионного обеспечения служащих муниципалитетов, детализирует категории лиц, претендующих на пенсион по выслуге;
  • № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях» – регламентирует назначение других типов пенсий;
  • № 143-ФЗ от 23.05.16 «О внесении изменений в законодательные акты в части увеличения пенсионного возраста» – определяет новый порядок приобретения права служащим муниципалитета на господдержку пенсионеров.

Порядок оформления муниципального пенсиона, нормы исчисления стажа содержат постановления Минтруда и приказы Минздравсоцразвития. Поскольку муниципальные пенсии финансируются из местных бюджетов, регионы устанавливают собственные законопроекты по регламенту начисления выплат.

Порядок назначения и начисления пенсионного обеспечения

В рамках действующего законодательства установлены следующие виды муниципальных пенсий:

  • по выслуге лет – если количество отработанного времени соответствует нормативным требованиям;
  • страховые пособия по старости – по факту достижения пенсионного возрастного порога;
  • по инвалидности, ставшей результатом профессиональных травм и общих заболеваний.

Юридически правомерно назначение одновременно двух видов выплат – по выслуге и определенной доли по возрасту.

Пенсион по старости (страховая часть)

С января 2017 года возрастной порог, на протяжении десятилетий стабильно державший установленные ранее сроки, был законодательно увеличен. Однако принципы субсидирования и начисления пособий остались прежними. Заявитель может уйти с работы и оформить пенсию по двум направлениям – по труду и возрасту.

Государственные служащие теперь относятся к пилотному проекту – для них установлен ежегодный рост требуемых лет – для мужчин – 65, для женщин – 63 года.

Кроме того, теперь необходимо иметь стаж, который по состоянию на 1 января 2019 года составит не мене 10 лет, причем ежегодно этот показатель будет расти.

Выплаты в связи с утратой трудоспособности

Граждане страны имеют полное право в случае утраты нетрудоспособности и ограничения своих физических возможностей претендовать на получение пособия по инвалидности, оформив предварительно данный статус с подтверждением групповой принадлежности.

Однако, планируя завершить карьеру, чиновник должен выбрать какое-то одно обеспечение: по выслуге либо инвалидности.

Выслуга лет

Компенсационные ежемесячные начисления за выслугу лет – основной вид материального обеспечения подавляющего количества граждан преклонного возраста, ушедших на залуженный отдых.

Человек имеет право на их оформление при соответствии следующим условиям:

  • достижение пенсионного возраста, установленного Федеральным законодательством на конкретный период времени;
  • страховой срок – не менее 10 лет в 2019 году с перспективой планомерного увеличения до 15 к 2025 году;
  • коэффициент, не ниже 16,2 с увеличением до 30 к тому же периоду.

Основания для расторжения трудового договора:

  • реорганизация подразделения;
  • штатные сокращения;
  • присуждение инвалидности;
  • достижение максимального возраста службы;
  • собственное желание оформить пенсию по возрасту.

Увольнение должно производиться с муниципальной должности, на которой кандидат отработал не менее года.

Размеры выплат

Пенсионное пособие по выслуге лет рассчитывается исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев службы. Размер пенсиона составляет 45% от годового среднего.

При этом из расчетной суммы исключаются:

  • пенсия по старости и инвалидности;
  • базовая часть страховой пенсии.

В субъектах могут действовать региональные нормативы начислений. К примеру, в Москве расчет проводится по 55-процентному исчислению. Но это, скорее, исключение из правил.

За каждый календарный год службы сверх 15-летнего норматива чиновнику полагается 3-процентное увеличение пенсии.

Предельный совокупный размер с учетом страховой и «послужной» частей не должен превышать 75% среднегодового заработка служащего.

Доплаты и единовременные пособия

Единовременное выходное пособие при оформлении пенсиона. Его размер зависит от действующего оклада служащего непосредственно перед увольнением, стажа службы и региональных условий.

Повышение размера пенсии. Происходит при увеличении довольствия муниципальных и гражданских чиновников. Также, по нормам ст. 18 закона № 400, страховая доля муниципального пенсиона подлежит индексации 1 февраля на размер фактической инфляции за предшествующий год.

Пенсия чиновника вырастет и при увеличении стоимости ИПК. По закону перерасчет проводится 1 апреля.

Последние новости и изменения в данном вопросе

Пока последние изменения на законодательном уровне коснулись в основном государственных служащих. По остальным категориям граждан поправки носят скорее эпизодический, нежели системный характер и не повлекли за собой значительных цифровых изменений касательно пенсионного возраста. Исключение – муниципалитетные служащие.

Кроме того, увеличен индексационный уровень – с81,5 до 85,8 в текущем году при планируемом росте инфляции в 4,3%. После того, как пособия проиндексируют, размер фиксированной суммы добавочных выплат будет приравнен к 5334 рубля 19 копеек.

Прежде всего, изменения затрагивают возрастные нормативы и требования к стажу.

Пенсионный и предельный возраст

Для служащих муниципалитетов он повышается с 2017 года. Учитывая крайне непопулярный и болезненный характер инициативы, реформы идут поэтапно. Планка сдвигается ежегодно на 6 месяцев.

В итоге возраст для оформления пенсии должен составить:

  • 63 года для женщин к 2032 году;
  • 65 лет для мужчин к 2026 году.

В 2019 году оформить пенсион по выслуге лет сотрудницы муниципальной службы вправе с 56 лет, сотрудники – с 61.

Максимальный возраст службы в муниципальных органах – 65 лет без условий по гендерному принципу. В связи с этим исчезает норматив срочного контракта. Договора служащих, заключенные на определенный отрезок времени, с 01 января 2017 года считаются бессрочными.

Читать еще:  Документы воинского учета и их назначение для стенда

Увеличение стажа

Продолжительность муниципальной службы, позволяющая обратиться за пенсией по выслуге лет, к 2026 году возрастет до 20 лет. Принцип изменений аналогичен: в календарный год норма службы увеличивается на полгода.

Соответственно, в 2019 году в послужном периоде претендента на муниципальную пенсию должно насчитываться 16 лет работы в соответствующих должностях.

Кого не коснутся нововведения

Законом предусмотрены случаи, когда в 2019 году чиновник сможет оформить пенсию по ранее действовавшему принципу:

  • во-первых, это лица, успевшие расторгнуть контракт до 1 января 2017 года с соответствующими требованиями выслуги и стажа;
  • послабления действуют для служащих с послужным стажем от 20 лет, оформляющих пенсию уже после 1 января;
  • если у чиновника с 15-летней выслугой на момент вступления в силу закона 143 до 01.01.17 возникло право пенсии по старости или инвалидности.

О данных нововведениях смотрите в следующем видеосюжете:

Как оформить выход на пенсию муниципальных служащих?

Работники муниципальных организаций согласно действующему законодательству имеют право на выплату им пенсионных начислений. Под пенсионным начислениями понимают зарплату сотруднику, которая ему выплачивается в рамках пребывания на должности при наличии минимального стажа.

Условия

Законодательно определяются следующие основные условия получения пенсии сотрудниками муниципальных организаций:

  • работники муниципальной сферы по закону имеют право на начисление им подобных пенсий при наличии у них минимального стажа работы на предприятии муниципальной сферы;
  • возраст выхода на пенсию работников муниципальной сферы устанавливается аналогичный с работниками прочих организаций, в том числе и бюджетных;
  • для получения пенсионного удостоверения работники бюджетных организаций обязаны подать составленное по всей форме заявления на проведение по отношению к ним расчётов таких пенсий;
  • предоставление всех необходимых для выполнения расчёта пенсии документов является обязательным условием для её последующего получения;
  • выдача пенсионных начислений работникам муниципальной сферы является обязательным условием работы гражданина на подобных предприятиях;
  • начисление пенсионных выплат сотрудникам муниципалитета выполняется на строго оговоренные законодательно сроки;
  • получение пенсионного обеспечения может быть реализовано по закону только по отношению к гражданам, которые располагают постоянной припиской по месту своего проживания;
  • допускается увеличение объёмов начисляемых гражданам пенсий при наличии у них соответствующих льгот, полученных во время работы в муниципальных организациях;

Выход на пенсию муниципального служащего по новому закону

В соответствии с принятым новым законодательством принимаются такие основные положения выхода на пенсионное обеспечение муниципального служащего:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

  1. Выход на пенсию возможен только по истечению минимального обязательного стажа пребывания на муниципальном предприятии в объёме не менее 20 лет.
  2. Достижение установленного законодательно возраста выхода сотрудника на пенсию обязательно.
  3. Размер пенсионных начислений по новому законодательству не должен превышать размера полутора минимальный окладов при пребывании работника на его текущей должности.
  4. Допускается изменение порядка начисления пенсии сотрудникам муниципальных организаций в соответствии с нормами действующего нового законодательства.
  5. Порядок проведения выплат устанавливается, исходя из суммы страховых отчислений трудящимся во время несения им службы в муниципальных структурах.
  6. По новому законодательству не проводится изменения сроков и возраста выхода на пенсионное обеспечение сотрудника муниципальной организации.

За выслугу лет

Пенсия муниципальным служащим по выслуге лет начисляется, исходя из правил текущего законодательства.

Если же вы ищите информацию о сроках и порядке выплаты трудовой пенсии по старости, то вам необходимо прочесть статью.

Порядок её начисления такой:

  1. Подаётся заявление служащим о начислении ему пенсии указного образца.
  2. Назначается конкретный срок выслуги лет для проведения расчёта пенсии согласно представленным данным.
  3. Принимается во внимание порядок проведения процедуры начисления пенсии, согласно конкретному расписанию штатов на предприятии.
  4. Выполняется определение сроков назначения таких пенсий.
  5. Пенсии по выслуге лет могут быть выданы гражданам на период, определённый в каждой конкретной организации, сотрудники которой получают право на начисление муниципальных пенсий.
  6. Выплата пенсий проводится по конечному определённому графику выполнения таких выплат.

Льготы

Сотрудники данной рассматриваемой сферы по закону имеют право на получение следующих льгот в порядке начисления им муниципальных пенсий:

  1. Льготы сотрудникам муниципальных предприятий по имеющейся у них в распоряжении выслуге лет.
  2. Льготы по достижению определённой законодательно степени инвалидности сотрудника, при условии предъявления им соответствующих документов.
  3. Льготные выплаты категории получателей пенсий, которые потеряли кормильца.

Возраст

Возраст, по достижению которого допускается выход данных служащих на пенсионное обеспечение, определяется нормами закона и не имеет отличий от возраста, определённого законодательно для прочих категорий получателей.

Какие документы понадобятся?

Для получения пенсии сотрудниками муниципальных организаций от гражданина требуются такие документы:

  1. Заявление на проведение расчёт пенсии и её выдачи гражданину.
  2. Паспорт гражданина страны, проработавшего положенный срок на муниципальном предприятии.
  3. Документы об уровне заработной платы сотрудника муниципальной организации.
  4. Код регистрации гражданина в органах налогового контроля.
  5. Пенсионное удостоверение установленного образца.
  6. Удостоверение инвалида одной из установленных групп, если таковое требуется для назначения пенсии данного рода.
  7. Свидетельство наличия постоянного места прописки у получателя.
  8. Справка о доходах получателя данных выплат.

Требования к оформителям

Оформителям пенсий следует соблюдать такие требования организаций, пенсии которых они получают:

  1. Представить составленное по требуемой форме заявление на начисление пенсионных выплат.
  2. Подготовить все документы для назначения пенсии и определения её размера.
  3. Иметь постоянное место прописки.
  4. Иметь установленный законодательно стаж пребывания на постоянном месте работы.
  5. Быть российским подданным.
  6. Выплачивать стабильно налоги в период работы в муниципальной организации.

Сроки

Не существует законодательно определённого срока назначения пенсионных выплат гражданам, которые находились на службе в муниципальных организациях.

Выплаты муниципальным служителям при выходе на пенсию

Законодательно может быть установлен такой порядок проведения выплат сотрудникам муниципальных структур при их выходе на пенсию:

  • наличными суммами в отделении организации, в которой работал гражданин;
  • переводом сумм в безналичном денежном эквиваленте на счёт гражданина в банке;
  • суммой безналичных средств на банковскую карту гражданина;
  • платежами почтовым отправлением с доставкой на дом пенсионеру.

Каков минимальный размер пенсии по старости в 2020 году, прочтете здесь.

А узнать, как начисляется страховая пенсия ветерану боевых действий, вы сможете по ссылке.

Преимущества и недостатки

Схема пенсионных выплат сотрудникам данной категории имеет свои достоинства и минусы.

К преимуществам следует отнести:

  1. Возможность работникам муниципальных структур получать пенсионные выплаты в установленном для них размере.
  2. Гибкие графики выплат начислений работникам муниципальных организаций.
  3. Возможность получателю самостоятельно регулировать объём получаемых начислений за счёт контроля отчислений в пенсионный фонд.
  4. Простота проведения расчёта подобных социальных выплат.
  5. Возможность получения пенсии в увеличенном объёме при наличии дополнительных льгот.

Недостатки подобной схемы:

    Малые размеры начисляемых получателям выплат.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Руководство

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Специализированные прокуратуры
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru
  • Научные и образовательные организации

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей
  • Геральдика
  • История в лицах
  • Исторические фильмы

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Генпрокуратура России обобщила практику прокурорского надзора за исполнением закона при установлении пенсий выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 02 декабря 2015, 17:42

Генеральная прокуратура Российской Федерации обобщила практику прокурорского надзора за исполнением законодательства при установлении выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим пенсий и доплат к ним.

Пенсионное обеспечение муниципальных служащих осуществляется на основании федерального законодательства в порядке и на условиях назначения пенсии за выслугу лет либо доплаты к пенсии по старости, установленных региональным законодательством для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Поскольку в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления муниципальными служащими не являются, принцип соотносимости пенсионного обеспечения муниципального служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации к ним не применим. Это обстоятельство позволяет назначать им при определенных условиях высокие пенсии.

Так, размер доплаты к трудовой пенсии по старости мэра г. Воронежа Воронежской области при наличии стажа муниципальной службы 15 лет составил бы почти 60 тыс. руб. Общий размер пенсии бывшего мэра г. Ростова-на-Дону Ростовской области в случае обращения за назначением пенсии за выслугу лет (примерно 73 тыс. руб.) с учетом страховой пенсии по старости составил бы около 100 тыс. руб.

Прокурорами также были выявлены факты несоблюдения муниципальными образованиями, бюджеты которых являются дотационными, принципов самостоятельности и сбалансированности их бюджетов при установлении дополнительных социальных гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим в виде выплат пенсий за выслугу лет либо доплат к пенсиям по старости. Указанные нарушения выявлены в Алтайском крае, республиках Бурятия и Хакасия, Волгоградской, Брянской и Кировской областях.

В муниципальном образовании «Городской округ «город Улан-Удэ» Республики Бурятия при дефиците городского бюджета на 776 млн руб. размер доплат к трудовой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе, из средств бюджета на 1 сентября 2015 года составил 13 млн руб. При этом размер доплаты к трудовой пенсии бывшего мэра округа на 1 августа 2015 года составил почти 140 тыс. руб. В суде на рассмотрении находится заявление прокуратуры Республики Бурятия о признании ряда норм муниципального нормативного правового акта, устанавливающего указанные доплаты, не соответствующими федеральному законодательству.

Кроме того, прокурорами выявлены факты несоблюдения муниципалитетами принципа соотносимости пенсионного обеспечения муниципального служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, предусмотренного Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Кабардино-Балкарская Республика, Брянская и Ростовская области).

В Положении о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальный службы в органах местного самоуправления (структурных подразделениях) городского округа Нальчик отсутствует предусмотренное Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ограничение в виде 2,8 должностного оклада для среднемесячного заработка. Исходя из этого лицам, замещавшим указанные должности, исчисляется пенсия за выслугу лет. Прокуратура г. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики предложила главе Совета местного самоуправления городского округа Нальчик внести в названное Положение соответствующие изменения.

Не всегда в муниципальных образованиях вопреки требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок назначения и выплаты ежемесячных доплат к пенсии по старости выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим определяется их уставами (Республика Алтай, Вологодская и Свердловская области).

Так, по протесту прокуратуры г. Горно-Алтайска Республики Алтай отменено решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов «Об утверждении порядка назначения, перерасчета размера и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии выборных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления муниципального образования «Город Горно-Алтайск». Согласно данному решению был регламентирован порядок и условия предоставления указанных гарантий и разработан проект постановления о внесении соответствующих дополнений в устав муниципального образования.

Законодательством в Республике Северная Осетия-Алания и в Новосибирской области не предусмотрены общие принципы установления гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица муниципального образования. По инициативе прокуратуры Новосибирской области распоряжением губернатора области от 30 октября 2015 года утвержден план законопроектных работ на 2016 год, предусматривающий рассмотрение соответствующего законопроекта.

Работа на данном направлении надзора продолжается.

Каковы особенности пенсионного обеспечения государственных служащих?

Пенсионное обеспечение государственных служащих включает в себя пенсию по выслуге лет и доплату из страховой пенсии или пенсии по инвалидности, если таковая положена гражданину. Пенсия по выслуге, в свою очередь, исчисляется по среднемесячному заработку при увольнении.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих: структура

Пенсия по выслуге лет назначается федеральным государственным служащим (к ним в этом отношении приравнены муниципальные служащие), которые достигли пенсионного возраста и имеют определенный стаж работы в государственных (муниципальных) должностях. Пенсионные права государственным служащим субъектов федерации устанавливаются в региональных законах о государственной службе.

Пенсия по выслуге лет платится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.

Кроме того, пенсионер может приобрести право и на страховую часть трудовой пенсии по старости или инвалидности (с 01.01.2015 — страховую пенсию по старости или инвалидности) от Пенсионного фонда России (ПФР), если работал в других местах кроме госслужбы и за него платились страховые взносы.

По общему правилу можно выбирать только один из видов пенсионного обеспечения государственных служащих: или пенсию по выслуге, или страховую.

Однако госслужащий, остановившийся на пенсии по выслуге лет, может получать и долю страховой пенсии.

Некоторые субъекты федерации и муниципальные образования предусмотрели возможность доплаты от государства, если бывший госслужащий оформил страховую пенсию в ПФР. Например, таковая установлена Законом г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» для служащих с выслугой от 12,5 (мужчины) или от 10 (женщины) лет. Данная доплата является дополнительной гарантией прав госслужащих.

Кому полагается пенсия для госслужащих по выслуге лет

Для назначения государственной пенсии по выслуге гражданскому служащему должно совпасть несколько обстоятельств:

  1. достижение пенсионного возраста 55 (женщинами) и 60 (мужчинами) лет;
  2. наличие стажа государственной службы от 15 лет;
  3. работа на гражданской службе не менее 12 месяцев подряд перед увольнением;
  4. увольнение не по вине гражданина:
    — по соглашению сторон;
    — по собственному желанию;
    — по независящим от воли сторон обстоятельствам (например, после восстановления в должности другого работника по суду);
    — в связи с изменением условий контракта;
    — по достижению максимального возраста госслужбы;
    — по сокращению или ликвидации госоргана.

Можно получить пенсию по выслуге без 15-летнего стажа. Например, для лиц, уволившихся с руководящей должности госслужбы по истечении срока контракта, срок выслуги равен 12 месяцев, а непрерывной работы на госдолжности перед увольнением — 1 месяц. Есть и другие варианты, когда можно получить пенсию по выслуге при кратком стаже государственной службы. Подробно об этом рассказывает ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Общим правилом для оформления пенсии госслужащих является наступление пенсионного возраста, установленного для страховой пенсии по старости. Встречаются ситуации, когда возраст не принимается во внимание. Для этого необходимо, имея стаж госслужбы 25 лет (из них 7 — непрерывно перед увольнением), уволиться с госдолжности по собственному желанию.

Второе общее условие назначения пенсии по выслуге не имеет исключения — гражданин не должен работать на госдолжности, получая такую пенсию.

Размер пенсии по выслуге лет

При минимальном стаже в 15 лет пенсия исчисляется как 45% зарплаты. Однако в данные 45% входит не только пенсия госслужащего по выслуге, но и положенная гражданину страховая пенсия. Не учитываются только те части страховой пенсии, которые были заработаны после назначения государственной пенсии по выслуге лет, а также льготные доплаты к фиксированной части страховой пенсии (за возраст 80 лет, на нетрудоспособных членов семьи).

Каждый год выслуги свыше 15 лет увеличивает пенсию на 3%, но увеличение ограничено: максимальный размер пенсии госслужащего вместе с положенной ему пенсией по старости или инвалидности не должен быть больше 75% среднемесячного заработка.

Порядок расчета пенсии по выслуге государственным служащим

Определяя среднемесячный заработок для расчета пенсии, надо взять доход за последние 12 месяцев перед увольнением или наступлением пенсионного возраста, но в пределах 2,8 оклада по соответствующей должности (для должностей, где оплата идет в виде денежного вознаграждения, — 0,8 такового).

Не учитываются периоды болезни или отпуска без содержания, декретных отпусков (по беременности, уходу за ребенком и т. п.).

Если таких периодов в последнем году работы нет, то средняя зарплата вычисляется методом сложения ежемесячного дохода за год и деления суммы на 12. При наличии таких периодов доход за год за вычетом больничных и декретных выплат делится на количество рабочих дней и умножается на 21.

Для жителей Крайнего Севера и других льготных районов пенсия по выслуге может увеличиваться за счет районных коэффициентов, установленных постановлениями Совмина СССР.

Порядок расчета доли страховой пенсии

Доля страховой пенсии — та часть ее, которую может получать пенсионер, оформивший пенсию по выслуге лет.

В связи с изменением пенсионного законодательства с января 2015 г. порядок расчета предусмотрен в двух законах сразу:

  • частично отменяемом с 01.01.2015 ФЗ «О трудовых пенсиях» (в ст. 17.1)
  • и новом ФЗ «О страховой пенсии» (в ст. 19).

Сначала вычисляется доля страховой части пенсии по закону «О трудовых пенсиях». Она равна отношению суммы расчетного пенсионного капитала (за период с назначения пенсии по выслуге до обращения за пенсией по старости) к периоду ожидаемой выплаты в месяцах.

Далее расчет продолжается по новому законодательству. Он очень сложен: включает в себя несколько коэффициентов (также рассчитываемых индивидуально для каждого пенсионера) и уже известную долю страховой части пенсии. Если гражданин продолжает работать, его расчетный пенсионный капитал для страховой пенсии увеличивается — и тогда долю страховой пенсии, доплачиваемую к пенсии по выслуге, перерассчитывают в сторону увеличения.

Как работает пенсионное обеспечение государственных служащих на практике

К сожалению, вышеописанная система хоть и сложна, но не всегда эффективна.

Долгое время зарплаты государственных служащих были крайне низкими, и граждане не оформляли пенсию по выслуге, т. к. ее мизерный размер не дотягивал до положенной бывшему госслужащему страховой части трудовой пенсии.

Сложная система оснований к получению пенсии по выслуге стала причиной многочисленных судебных процессов: государственные или муниципальные органы и пенсионер не могли без участия суда разобраться, есть ли у гражданина право на пенсию.

Своеобразная судебная практика сложилась и в отношении часто изменяемых муниципальных нормативных актов. Например, муниципальное образование изменило свои пенсионные правила и переназначает уже назначенные пожизненно муниципальным служащим пенсии в сторону уменьшения. Суд здесь поддерживает сторону муниципального образования, фактически легализуя обратную силу закона, ухудшающего права гражданина. Мотивируется это тем, что пенсия по местному закону — это лишь дополнительная гарантия.

Таким образом, государственные служащие имеют право на пенсию по выслуге при наличии определенного стажа работы на должности и достижении пенсионного возраста, но только после увольнения с государственной службы. При расчете пенсии по выслуге учитывается заработанная гражданином страховая пенсия. К сожалению, сложная система оснований выплаты пенсии по выслуге постоянно становится причиной споров между госслужащими-пенсионерами и органом, назначающим им пенсию. Особенно проблемным вопросом являются дополнительные гарантии в области пенсии, предусмотренные региональными или местными законами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector