Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как установить сервитут на земельный участок в Подмосковье

Каким образом регистрируется сервитут на земельный участок ?!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Сервитут должен быть оформлен письменно , он подлежит государственной регистрации.

Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

В соответствии со ст. 52, ч. 4 ст. 44, ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» — государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

В случае, если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.

При этом государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.

Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления (ч. 4 ст. 44 Закона N 218-ФЗ).

Таким образом, если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то заявителем должен быть представлен межевой план, содержащий сведения об образовании соответствующей части земельного участка (один земельный участок — один межевой план).

Какие документы необходимы ?!

  • заявление установленной формы (смотрите ч. 1 ст. 14, ст. 18 Закона N 218-ФЗ, а также приложение приказа Министерства экономического развития РФ от 8 декабря 2015 г. N 920) (заполняется сотрудником МФЦ);
  • соглашение об установлении сервитута;
  • межевой план (в случае установления сервитута не на весь, а на часть земельного участка).

Если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. За государственную регистрацию сервитутов в интересах граждан взимается пошлина в размере 1 500 руб., для юридических лиц пошлина составляет 6 тыс руб.

Как установить сервитут на земельный участок в Подмосковье

28 мая 2018 г., 12:40

Сервитут означает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может применяться в ряде случаев, например, в целях проведения исследовательских работ на участке или для обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам. О том, кто может получить госуслугу по установлению сервитута в отношении земельных участков и какие для этого требуются документы, читайте в материале портала mosreg.ru.

Виды сервитута

Сервитут в отношении объекта недвижимости может устанавливаться как в интересах определенного лица, так и в интересах неопределенного широкого круга лиц, для общественно значимых целей (публичный сервитут). Он бывает бессрочным или с ограниченным сроком действия.

В ряде случаев установление публичного сервитута обусловлено обеспечением интересов государства, местного самоуправления или местного населения и проводится без изъятия у собственника земельных участков.

Публичный сервитут может устанавливаться:

— для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

— использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

— размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

— проведения дренажных работ на земельном участке;

— прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

— использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
— проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Также сервитут может устанавливаться в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена.

Это может производиться в целях:

— размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

Читать еще:  Точка безубыточности что это такое и как рассчитать

— проведения изыскательских работ;

— ведения работ, связанных с пользованием недрами;

— обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Порядок и сроки оказания услуги

Услугу по установлению сервитута можно получить в многофункциональном центре (МФЦ), а также оформив электронное заявление посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг (РПГУ). Услуга предназначена для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Максимальный срок оказания услуги по установлению публичного сервитута составляет 44 рабочих дня, сервитута муниципальных и неразграниченных участков – 22 рабочих дня. Регистрация заявления и комплекта документов в обоих случаях производится за 1 рабочий день.

Необходимые документы

Для получения услуги по установлению публичного сервитута и сервитута в отношении муниципальных и неразграниченных участков требуется единый комплект документов:

— заявление о предоставлении государственной услуги «Установление сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (потребуется указать кадастровый номер участка, а также цель установления сервитута);

— документ, удостоверяющий личность заявителя.

В качестве дополнительных могут потребоваться следующие документы:

— выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (запрашивается в Федеральной налоговой службе);

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (запрашивается в Федеральной налоговой службе);

— выписка из ЕГРН об испрашиваемом земельном участке;

— заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности и ограничений в образовании и использовании земельного участка (должно содержать информацию о нахождении земельного участка в зонах по утвержденным и проектируемым документам территориального планирования и градостроительного зонирования, а также информацию обо всех ограничениях по использованию земельного участка и его оборотоспособности).

Если за получением услуги обращается представитель заявителя, то потребуется документ, подтверждающий его полномочия.

Не можешь попасть на свой участок – требуй сервитут

Большинству обывателей термин сервитут незнаком, поэтому кратко опишу простым языком, что он значит. Сервитут – это право использовать чужую собственность: земельный участок, жилое или нежилое помещение в своих (частный сервитут) или в общественных целях (публичный сервитут), для осуществления прохода, проезда, прокладки коммуникаций и т. д.

Установление сервитутов характерно, к примеру, для коттеджных поселков и садоводств, когда земельный участок окружен другими участками и к нему отсутствует доступ с улицы – то есть не могут попасть ни собственник, ни экстренные службы: пожарная, скорая помощь.

Другой пример: в садоводстве есть водный объект (озеро), но доступ к нему преграждают садовые участки, стоящие «забором».

В подобных случаях, когда иной вариант решения проблемы отсутствует, одного или нескольких владельцев земельных участков обязывают выделить землю в пользование, то есть устанавливают обременение в виде сервитута. При этом собственники таких участков не лишаются прав владения, пользования и распоряжения землей.

Существует великое множество сервитутов, у каждого свои особенности и сферы применения: лесные, водные, воздушные, земельные, гражданские (для сооружений и зданий, без привязки к земельному участку). В этой статье остановлюсь на земельном.

Как установить сервитут?

Сервитут может быть установлен как добровольно – через заключение договора с собственником земельного участка, так и принудительно – через судебную инстанцию либо через нормативный акт органов государственной власти регионов, местного самоуправления.

Независимо от способа установления, сервитут может быть срочным – тогда устанавливается срок действия обременения – и может быть бессрочным, без установления срока действия.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут (их называют обладателями сервитута), плату за пользование своим участком.

Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре, а сведения об обременении вносятся в ЕГРН.

Если предстоит добровольная регистрация обременения – через договор, кроме договора сторонам потребуются паспорта (для удостоверения личности участников сделки), выписка из ЕГРН либо свидетельство о праве собственности на земельный участок (для подтверждения права собственности), межевой план земельного участка, на который будет наложено обременение (для конкретизации площади наложения сервитута), заявление по форме (для инициации соответствующего регистрационного действия), а также чек на уплату государственной пошлины в размере 1,5 тыс. руб. для граждан и 6,0 тыс. для юридических лиц (для подтверждения оплаты процедуры государственной регистрации наложения обременения).

В случае если устанавливается публичный сервитут, заключение договора, а также обращение в Росреестр гражданам и юридическим лицам не требуется. Сервитут накладывают региональные, муниципальные органы власти, для чего принимают нормативный акт, в котором перечисляются все основные условия обременения. Далее информация передается в Росреестр, и сведения о сервитуте фиксируются в ЕГРН.

Обладатель сервитута не может никаким способом распоряжаться землей, на которую наложено обременение, кроме срочного или бессрочного пользования. Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику.

Читать еще:  Статья 46 закона Об обществах с ограниченной ответственностью

Сервитут может быть прекращен досрочно по требованию собственника, если отпали основания для установления такого обременения либо при установленном сервитуте стало невозможно пользоваться земельным участком по его целевому назначению. Для прекращения сервитута по данному основанию собственник земли обращается в суд.

Что там с судебной практикой?

Часто граждане и юридические лица не могут прийти к компромиссу по поводу установления сервитута: не могут договориться о стоимости пользования земельным участком, о площади обременения, о сроках наложения обременения. В том случае, если диалог зашел в тупик, единственный выход – обращение в суд. Если спор идет между гражданами, обращаться необходимо в районный либо городской суд. Если одна из сторон – юридическое лицо, спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Заинтересованная сторона должна обратиться с иском в тот районный, городской или арбитражный суд, к которому принадлежит земельный участок по территориальной подсудности. Перед обращением истец должен убедиться в обоснованности заявленных требований, так как обременение в виде сервитута – это, прежде всего, крайняя необходимость в отсутствие иных вариантов, а не роскошь выбора только потому, что «я так хочу».

По возможности истец должен заходить на судебную процедуру с уже готовыми вариантами возможных схем установления сервитута. Для этого ему следует обратиться к земельным экспертам и судебным юристам – они помогут сориентировать заявителя по оптимальному способу (способам) из возможных, ведь нужно соблюсти баланс интересов сторон. Также надо понимать, что чем больше по площади земельный участок находится под сервитутом, тем он дороже для заявителя: редко (практически никогда) собственники земли передают землю в ограниченное пользование на безвозмездной основе. Поэтому вопрос о стоимости условной «аренды» также должен стоять перед экспертом.

Граждане и юридические лица обычно не обладают должными познаниями в земельной сфере, поэтому в рамках судебного разбирательства для исследования участков практически всегда назначается экспертиза. Проводится анализ земли (сопоставляется целевое назначение земельного участка с фактическим дальнейшим использованием участка), оцениваются риски для земельного участка в случае его использования не по назначению и возможность ухудшения его свойств, производятся замеры земли, устанавливается возможность прокладывания одного или нескольких возможных путей (если они одинаковые по площади и длине), к примеру, для доступа граждан к своему участку через сквозной проход по земле, принадлежащей соседям. На судебный процесс также может быть допущен кадастровый инженер – для рекомендаций по вышеупомянутым положениям относительно определения места и размеров земельного участка под ограниченное пользование.

Экспертизу чаще всего оплачивает заинтересованная сторона, то есть истец. В случае если ответчика не устроило экспертное заключение, проводимое по ходатайству истца, он может заявить о проведении повторной экспертизы. Для этого потребуется рецензия на первичное заключение – ее готовит земельный эксперт. Далее рецензия кладется в обоснование ходатайства о проведении повторной экспертизы и подается вместе с ним в рамках судебного разбирательства. Оплачивает повторную экспертизу, как и рецензию, в данном случае ответчик.

Если проанализировать текущую совокупную судебную практику – положительную и отрицательную, можно прийти к выводу, что граждане часто в силу незнания и/либо ради возможной экономии личных средств пренебрегают обращением на досудебной и судебной стадиях к судебным юристам и земельным экспертам. Это приводит к отказам в исковых требованиях в полном объеме, а также компенсации юридических издержек с проигравшей стороны, чаще – в пользу ответчика.

Справка БН

Публичный сервитут может устанавливаться для

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;

9) складирования строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

Читать еще:  Как заключить договор социального найма?

10) устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

11) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

12) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений.

Как установить сервитут на земельный участок в Подмосковье

28 мая 2018 г., 12:40

Сервитут означает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может применяться в ряде случаев, например, в целях проведения исследовательских работ на участке или для обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам. О том, кто может получить госуслугу по установлению сервитута в отношении земельных участков и какие для этого требуются документы, читайте в материале портала mosreg.ru.

Виды сервитута

Сервитут в отношении объекта недвижимости может устанавливаться как в интересах определенного лица, так и в интересах неопределенного широкого круга лиц, для общественно значимых целей (публичный сервитут). Он бывает бессрочным или с ограниченным сроком действия.

В ряде случаев установление публичного сервитута обусловлено обеспечением интересов государства, местного самоуправления или местного населения и проводится без изъятия у собственника земельных участков.

Публичный сервитут может устанавливаться:

— для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

— использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

— размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

— проведения дренажных работ на земельном участке;

— прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

— использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
— проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Также сервитут может устанавливаться в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена.

Это может производиться в целях:

— размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

— проведения изыскательских работ;

— ведения работ, связанных с пользованием недрами;

— обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Порядок и сроки оказания услуги

Услугу по установлению сервитута можно получить в многофункциональном центре (МФЦ), а также оформив электронное заявление посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг (РПГУ). Услуга предназначена для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Максимальный срок оказания услуги по установлению публичного сервитута составляет 44 рабочих дня, сервитута муниципальных и неразграниченных участков – 22 рабочих дня. Регистрация заявления и комплекта документов в обоих случаях производится за 1 рабочий день.

Необходимые документы

Для получения услуги по установлению публичного сервитута и сервитута в отношении муниципальных и неразграниченных участков требуется единый комплект документов:

— заявление о предоставлении государственной услуги «Установление сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (потребуется указать кадастровый номер участка, а также цель установления сервитута);

— документ, удостоверяющий личность заявителя.

В качестве дополнительных могут потребоваться следующие документы:

— выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (запрашивается в Федеральной налоговой службе);

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (запрашивается в Федеральной налоговой службе);

— выписка из ЕГРН об испрашиваемом земельном участке;

— заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности и ограничений в образовании и использовании земельного участка (должно содержать информацию о нахождении земельного участка в зонах по утвержденным и проектируемым документам территориального планирования и градостроительного зонирования, а также информацию обо всех ограничениях по использованию земельного участка и его оборотоспособности).

Если за получением услуги обращается представитель заявителя, то потребуется документ, подтверждающий его полномочия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector