Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как оформить движение и списание материалов в казенном учреждении

Как оформить движение и списание материалов в казенном учреждении

Данная тема всегда была актуальной, тем более, что недавно внесли коррективы в Порядок № 1314 и обновили формы для списания необоротных активов, да и методология бухучета изменилась с 01 января 2017 года. Поэтому остались не только старые, но и появились новые вопросы относительно отражения списания активов в бухучете. В статье подробно рассмотрим процедуру списания и учетные нюансы.

Списание госимущества: основные правила

При списании объектов основных средств (далее – ОС) и прочих необоротных материальных активов (далее – прочие НМА) нужно руководствоваться прежде всего Порядком № 1314.

Порядок № 1314 применяется при списании имущества, переданного казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их объединениям), учреждениям и организациям, закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в ведении Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук.

Не применяется Порядок № 1314 для имущества, порядок списания которого определяется отдельными законами. В частности, это объекты жилищного фонда, военное имущество, государственный материальный резерв, объекты гражданской обороны, целостные имущественные комплексы предприятий и т. п.

Нормы Порядка № 1314 обязательно применяются при списании:

• объектов незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы);

• материальных активов, признанных объектами ОС;

Можно выделить следующие условия списания госимущества. В соответствии с п. 4 Порядка № 1314 госимущество можно списывать, если оно:

не может быть в установленном порядке отчуждено, бесплатно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и по которому не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно);

морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением;

повреждено в результате аварии или стихийного бедствия и восстановлению не подлежит;

• выявлено в результате инвентаризации как недостача.

При списании имущества учитываются также особенности правового режима имущества, наличие установленных законодательными актами обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом.

Согласование списания имущества с субъектом управления имуществом* предусмотрено абз. 5 п. 5 Порядка № 1314.

* Субъектами управления госимуществом являются: КМУ, Фонд госимущества, министерства, ведомства, коллегиальные органы, другие органы власти, НАНУ, отраслевые академии наук, государственные предприятия и организации (ч. 1 ст. 4 Закона № 185).

Без согласования с субъектом управления – по решению руководителя учреждения можно списывать полностью амортизированные ОС, прочие НМА, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 20 тыс. грн.

Если же стоимость объекта списания выше или списываются объекты ОС, на которые 100 %-й износ не начислен, то нужно получить согласие субъекта управления.

Органы (учреждения), которые КМУ определил субъектами управления, списывают госимущество, находящееся на их балансе, по решению руководителей этих органов (учреждений).

Морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, можно передавать в сферу управления местных органов исполнительной власти, в дальнейшем закрепляя его за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями (абз. 3 п. 4 Порядка № 1314).

Процедура и документальное оформление

Для принятия решения о списании имущества по приказу руководителя учреждения создается комиссия по списанию имущества.

В ее состав включают: главного бухгалтера (или его заместителя), работников инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических та других служб, а также представителей субъекта управления имуществом (если он это требует) и других специалистов (п. 9 Порядка № 1314).

Далее рассмотрим пошагово процедуру списания госимущества.

Комиссия по списанию имущества осуществляет осмотр имущества, устанавливает факт его непригодности, а также невозможность и неэффективность проведения восстановительного ремонта или его использования иным образом.

Комиссия по списанию имущества принимает решение о списании ОС и прочих НМА по результатам инвентаризации, оформив свое решение протоколом, где указывает свои выводы и предложения.

В соответствии с п. 14 Порядка № 1314 комиссия по списанию имущества оформляет следующие документы:

акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;

акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;

акты на списание имущества, то есть типовые формы на списание основных средств, утвержденные Приказом № 818.

Перечисленные документы добавляются к протоколу заседания комиссии по списанию имущества вместе с другими документами (копией акта об аварии, заключениями соответствующих инспекций, госорганов и т. д.).

Для получения согласия на списание имущества учреждение представляет субъекту управления вместе с обращением относительно списания имущества следующие документы:

1) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, отмечая также направления использования средств, которые предполагается получить в результате списания;

2) сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухучета (кроме объектов незавершенного строительства), по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1314;

3) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, по форме согласно приложению 2 к Порядку № 1314;

4) акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем субъекта хозяйствования (не представляется в случае списания имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача);

5) сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами);

6) в случае списания недвижимости – сведения о земельном участке, на котором расположено недвижимое имущество, отмечая направления дальнейшего использования земельных участков, которые высвобождаются, а также копии соответствующих подтверждающих документов, в частности, государственного акта на право постоянного пользования землей, кадастрового плана;

7) сведения об объектах незавершенного строительства.

Субъект управления в течение 30 дней с даты поступления вышеперечисленных документов принимает решение о согласии (оформив распорядительный документ) или об отказе (в форме письма).

После получения согласия на списание имущества (в виде приказа или распоряжения субъекта управления) учреждение может начать разборку и демонтаж имущества (п. 21 Порядка № 1314).

В соответствии с п. 23 Порядка № 1314 полученные в результате списания разобранного и демонтированного оборудования:

• узлы, детали, материалы и агрегаты, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы оприходуются с отражением на счетах бухучета запасов;

• основные средства – отражаются на счетах бухучета ОС;

• узлы, детали, материалы и агрегаты, непригодные для использования, оприходуются как вторичное сырье (металлом и т. п.).

Если изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты содержат драгоценные металлы или камни, они подлежат сдаче субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке такого лома и отходов на основании лицензий (п. 25 Порядка № 1314).

В месячный срок после окончания процедуры разборки, демонтажа и оприходования материалов, полученных от ликвидации, бюджетное учреждение должно представить субъекту управления отчет о списании имущества по форме согласно приложению 3 к Порядку № 1314.

Если же у субъекта управления есть замечания по отчету, то его возвращают учреждению для учета замечаний, а учреждение после их учета в течение 10 рабочих дней представляет снова отчет для нового рассмотрения.

Бухучет списания госимущества

Порядок отражения операций по списанию имущества по сравнению с прошлым годом почти не изменился, но есть определенные особенности, связанные с изменением методологии бухучета и переносом остатков со старых субсчетов на новые по состоянию на 01.01.2017 года.

Напомним, что с 01 января 2017 года появился новый субсчет 5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств». Увеличение капитала осуществляется на сумму целевого финансирования в результате оприходования необоротных активов, а уменьшение – в случае списания (изъятия необоротных активов).

Однако в соответствии с Методрекомендациями № 1127 по состоянию на 01.01.2017 года на субсчет 5111 был перенесен остаток с субсчета 401 (то есть не первоначальную, а остаточную стоимость необоротных активов на эту дату). Поэтому об этом стоит помнить при списании необоротных активов, приобретенных в прошлые года.

Не забывайте также, что в месяце выбытия объекта ОС и прочих НМА начисляется амортизация (абз. 3 п. 4 разд. V Методрекомендаций по учету ОС).

Проиллюстрируем на примерах, как отразить операции по списанию необоротных активов в различных ситуациях.

Бюджетное учреждение списывает в июле 2017 года:

• кардиограф первоначальной стоимостью 16000 грн со 100 %-м износом;

• холодильник (после получения разрешения субъекта управления) первоначальной стоимостью 6200 грн, начислен износ на 01.01.2017 года – 4960 грн, начислен износ за 7 месяцев 2017 года – 361,67 грн. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 1240 грн;

Читать еще:  Как заполнить пассажирскую таможенную декларацию

• 20 стульев, первоначальная стоимость каждого – 210 грн, начислен 50 %-й износ. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 2100 грн.

Бухучет операций отражен в таблице (в скобках для лучшего понимания приведены старые субсчета).

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция

Списание кардиографа со 100 %-м износом: первоначальная стоимость – 16000

Списание износа компьютера (п. 1.31)

Списание холодильника (по разрешению субъекта управления) – износ начислен неполностью (по разрешению субъекта управления): первоначальная стоимость – 6200 грн, начислен износ – 5321,67 грн, остаточная стоимость – 878,33 грн, перенесены на субсчет 5111 – 1240 грн

Списание износа компьютера: 4960 грн + 361,67 грн = 5321,67 грн

Списание остаточной стоимости компьютера (п. 1.31): 6200 грн – 5321,67 грн = 878,33 грн

Уменьшение внесенного капитала с отнесением к накопленному финрезультату (сумма была перенесена 01.01.2017 года на субсчет 5111 с субсчета 401) при списании объекта (п. 1.32)

(431, прошедшие периоды)

Закрытие счетов расходов на финансовый результат выполнения сметы отчетного периода (в последний день отчетного квартала)

(431, отчетный период)

Списание прочих НМА (20 стульев): первоначальная стоимость – 4200 грн (20 х 210 грн), износ – 2100 грн, остаточная стоимость – 2100 грн

Начислена амортизация на стулья в месяце их списания (п. 1.30)

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Казенное учреждение вправе самостоятельно разработать и утвердить в рамках своей учетной политики критерии определения эксплуатационного возраста многолетних насаждений, алгоритм действий профильной комиссии при осуществлении мероприятий с многолетними насаждениями, а также формы первичных документов, применяемых для отражения таких операций.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 43 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
При этом в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, к основным средствам относятся все виды искусственных многолетних насаждений независимо от их возраста (подраздел «Насаждения многолетние» 18 0160240).
Вместе с тем следует учитывать, что в письме от 17.08.2006 N 07-05-06/212 Минфин обращает внимание на то, что принятыми в эксплуатацию являются многолетние насаждения, вступившие в период плодоношения (достижения эксплуатационного возраста). До принятия в эксплуатацию в составе основных средств посаженные саженцы учитывают в составе капитальных вложений в основные средства.
Понятие «эксплуатационный возраст» нормативными документами не определено. Вместе с тем анализ имеющихся разъяснений и аналитических материалов показывает, что эксплуатационным возрастом принято считать:
— для плодовых многолетних насаждений — наступление периода плодоношения;
— для иных многолетних насаждений — наступление эксплуатационного возраста, определенного учреждением самостоятельно в учетной политике.
Данное мнение подтверждается и рекомендациями отдельных главных распорядителей бюджетных средств (смотрите, например, раздел 31.3 «Особенности бюджетного учета многолетних насаждений и объектов благоустройства» «Отраслевых особенностей. «, утвержденных Минздравсоцразвития России).
Операции по движению многолетних насаждений оформляются унифицированными первичными учетными документами по учету основных средств, унифицированные формы которых утверждены приказом Минфина от 15.12.2010 N 173н, например Актом о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001).
Кроме того, в силу п. 7 Инструкция N 157н учреждение вправе самостоятельно разработать и утвердить локальным нормативным актом (учетной политикой) формы документов, применяемых для отражения операций по учету многолетних насаждений. За основу таких документов могут быть взяты унифицированные формы, применяемые в различных отраслях. Так, например, для принятия к учету многолетних насаждений может быть разработан документ на основе Акта приема многолетних насаждений (форма N 404-АПК), утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 16.05.2003 N 750 «Об утверждении специализированных форм первичной учетной документации». Данная форма используется для оформления приема выращиваемых многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию как по плодовым насаждениям (после наступления плодоношения), так и по защитным насаждениям (после смыкания крон, в возрасте не менее 5 лет).
Кстати, указанная здесь характеристика может быть также учтена при разработке учреждением показателей эксплуатационного возраста неплодовых деревьев, так как, повторимся, понятие «эксплуатационный возраст» на сегодня никакими нормативными документами не регламентируется. Поэтому определить, в какой момент высаженные деревья (кустарники, цветы) достигают эксплуатационного возраста, учреждение должно решить самостоятельно. Так, к примеру, эксплуатационным возрастом саженцев можно признать их конкретный возраст либо число лет или месяцев после высадки. Также этот момент можно определить как начало получения от деревьев экономических выгод. В части многолетних насаждений, имеющих исключительно декоративную функцию, опираться возможно на ту систему аргументов, которая изначально была избрана учреждением для подтверждения «производственного» предназначения высаженных деревьев. Например, если они нужны для защиты рабочих мест от прямых солнечных лучей, загазованности или шума, то такой момент наступает тогда, когда деревья разрастутся достаточно, чтобы их кроны перекрыли излишний свет и звук или стали задерживать выхлопные газы и пыль.
На практике под влиянием различных климатических факторов и форс-мажорных обстоятельств насаждения (саженцы) могут не прижиться (погибнуть), не достигнув эксплуатационного возраста или периода плодоношения. Несмотря на значительное количество разъяснений, рекомендующих списывать погибшие саженцы, мы придерживаемся иной позиции, основанной на экономическом смысле операций по капитальному вложению в нефинансовые активы.
По сути, на этапе капитальных вложений формируется первоначальная стоимость объекта нефинансовых активов, впоследствии принимаемого в состав основных средств. При этом объект, переводимый из состава «вложений» в состав основных средств, должен быть приведен в состояние, пригодное к использованию (п. 47 Инструкции N 157н). То есть полученный объект основных средств может и должен приносить экономическую выгоду его обладателю, что в данном случае означает достижение эксплуатационного возраста. И здесь принципиально важно, что в свете рассматриваемой ситуации считать объектом.
Как было сказано выше, в силу п. 43 Инструкции N 157н капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. То есть объектом учета многолетних насаждений (инвентарным объектом) является совокупность зеленых насаждений, обособленная по признакам: вид, дата закладки, количество деревьев (кустов), номер участка (полосы), площадь в квадратных метрах. Например, объектами учета многолетних насаждений могут являться участки территории, на которых произрастают многолетние растения:
— зеленые насаждения каждого парка, сада, сквера, улицы, бульвара, двора, территории организации и т.п., независимо от количества, возраста и породы насаждений;
— зеленые насаждения вдоль улицы, дороги (в границах закрепленного участка), включая индивидуальные ограждения каждого насаждения;
— насаждения каждого участка (района) полезащитных полос и т.п.
Отдельные многолетние растения (куст, дерево) объектами основных средств, как правило, не являются. В качестве самостоятельных единиц учета отдельные многолетние растения могут признаваться, например, если они выращиваются с целью дальнейшей реализации (питомник) или для научно-исследовательской работы (ботанический сад).
В этой связи нам представляется нецелесообразной корректировка данных счета 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» на стоимость саженцев, погибших до достижения ими эксплуатационного возраста, если эта величина не является существенной*(1). Однако данная информация может быть отражена в Инвентарной карточке учета основных средств (форма 0504031). Соответственно, и расходы по восполнению многолетних насаждений могут увеличивать стоимость капвложений (объектов основных средств), если они являются существенными.
Списание же саженцев с балансового учета, по нашему мнению, возможно лишь в случае их гибели до высадки, то есть когда они учитывались в составе материальных запасов. Оформить списание в таком случае следует Актом о списании материальных запасов (форма 0504230).
В заключение отметим, что многолетние насаждения являются специфическим объектом учета и их природа должна быть принята во внимание при определении методологии отражения операций, связанных с их закладкой, выращиванием, эксплуатацией и списанием. Большое значение имеют внутренние стандарты конкретного экономического субъекта. И поскольку положениями Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, четкий порядок учета многолетних насаждений не установлен, рекомендуем все принятые учреждением по данному вопросу решения, алгоритм действий профильной комиссии учреждения и разработанные формы первичных документов закрепить в своей учетной политике.

Читать еще:  Отметка медика в путевом листе требования Минтранса России

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет многолетних насаждений в госучреждении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Критерий существенности устанавливается учреждением самостоятельно и утверждается в рамках учетной политики (абзац 7 п. 1 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918). При определении критерия существенности следует принять во внимание норму ст. 15.11 КоАП РФ, согласно которой искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% признается грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Как оформить движение и списание материалов в казенном учреждении

Людмила Буданова, эксперт Международного центра финансово-экономического развития

Перечень учетных документов

Перечень документов, которыми казенное учреждение может пользоваться при отражении операций по движению материальных запасов, приведен в пп. 24 и 25 Инструкции № 162н.

Перемещение материальных запасов внутри учреждения, передача их в эксплуатацию оформляется следующими первичными документами:

Требование-накладная (ф. 0315006);

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Списание материалов и продуктов питания производится на основании:

Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

Ведомости на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);

Путевого листа (ф. 0340002, ф. 0345001, ф. 0345002, ф. 0345004, ф. 0345005, ф. 0345007) — для списания в расход всех видов топлива;

Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230);

Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) — для списания мягкого инвентаря и посуды.

Условие, предъявляемое к неунифицированным документам, это обязательное наличие следующих реквизитов:

наименование и дата составления документа;

наименование учреждения и его идентификационные коды (ИНН, КПП, ОКПО и код главы по БК);

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

Такие правила приведены в пп. 6 и 7 Инструкции № 157н.

Общий порядок документального учета

При разработке общего порядка учета материальных ценностей их следует условно разделить на две категории:

1) материалы, которые после их выдачи в эксплуатацию требуют дальнейшего учета;

2) материалы, наличие которых не нужно контролировать.

Расходование второй группы материалов, как правило, производится на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Ведомость применяется для оформления выд

Оформление выдачи в эксплуатацию материальных ценностей, которые требуют дальнейшего учета, производится обычно на основании Требования-накладной (ф. 0315006). В ней указываются наименование материалов и материально ответственное лицо (структурное подразделение), которому передан объект учета.

Дальнейшее списание материальных запасов оформляется актами (ф. 0504230, ф. 0504143). К Акту о списании материальных запасов (ф. 0504230) прилагаются документы, утвержденные руководителем учреждения, подтверждающие расход материалов. Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) применяется для оформления решения комиссии о списании указанных материальных ценностей. Эти акты служат основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения фактического выбытия материалов. Такие правила установлены в Методических указаниях № 173н.

Аналитический учет материалов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения. Материально ответственные лица в свою очередь ведут учет материалов в Книге (ф. 0504042) или Карточке (ф. 0504043) учета материальных ценностей (п. 119 Инструкции № 157н).

Кроме общего порядка движения и списания материалов, в учетной политике следует отразить частный порядок учета для различных групп однородных материалов.

Вопрос организации документооборота по первичному учету материальных запасов имеет большое значение для деятельности учреждения. Рационально выстроенный документооборот позволяет эффективно контролировать наличие ценностей, упрощает работу бухгалтерии и дисциплинирует материально ответственных лиц. Именно поэтому целесообразно как можно подробнее отразить в учетной политике все нюансы, касающиеся учета материалов. Кроме того, учетная политика учреждения, являясь локальным нормативным актом, помогает избежать возможных разногласий с контролирующими органами по поводу организации учета материальных запасов.

Журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение» № 9/2012

Как списать шины в казенном учреждении

Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.

Ваш голос важен в дискуссии по банкротству юр. лиц. Лекторы: В. В. Витрянский, В. В. Бациев, Е. Д. Суворов, О. Р. Зайцев, А. В. Юхнин.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Как правильно казенному учреждению учитывать и производить списание автошин и аккумуляторов, установленных заводом-изготовителем на автомобиль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются.
При необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен учреждением в рамках учетной политики. Такой учет может быть организован в том числе на дополнительно введенном учреждением забалансовом счете.

Обоснование вывода:
Согласно п. 47 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются. Подробная информация о них может быть отражена в разделе 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
В то же время в соответствии с п. 118 Инструкции N 157н автомобильные шины и аккумуляторные батареи, приобретаемые учреждением взамен не пригодных для дальнейшей эксплуатации, подлежат учету в качестве запасных частей к транспортным средствам и по своим функциональным характеристикам соответствуют понятию «материальные запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации». Решение о списании указанных материальных запасов в соответствии с положениями п. 34 Инструкции N 157н принимается комиссией по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия). Указанное решение в соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) (далее — Акт (ф. 0504230)). Соответственно, решение о замене аккумулятора и (или) комплекта автомобильной резины, установленных на автомобиль на момент принятия к учету в качестве инвентарного объекта, но пришедших в состояние непригодности для дальнейшей эксплуатации, необходимо зафиксировать в Акте (ф. 0504230) при списании с балансового учета приобретенных для их замены аналогичных материальных ценностей.
Батареи свинцовых аккумуляторов и старые пневматические шины относятся к опасным отходам, утилизация которых вместе с обычными бытовыми отходами запрещена. Выбывшие из эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторные батареи в целях контроля за реализацией мероприятий по их утилизации необходимо учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Основанием для принятия к учету на забалансовом счете 02 автомобильных шины и аккумуляторной батареи, которыми был укомплектован автомобиль при принятии к учету его в качестве самостоятельного инвентарного объекта, может служить Акт (ф. 0504230), оформленный при списании с балансового учета приобретенных и установленных взамен них аналогичных материальных ценностей.
В соответствии с п. 350 Инструкции N 157н на забалансовом счете 09 подлежат учету материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Соответственно, применение забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в целях учета автомобильных шин и аккумуляторной батареи, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, не в полной мере соответствует применяемой в настоящее время организациями госсектора методологии бухгалтерского учета.
В то же время согласно абзацу третьему п. 332 Инструкции N 157н для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета. В целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н, учреждение формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ (п. 6 Инструкции N 157н). Соответственно, учреждением при необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен в рамках учетной политики.

Читать еще:  Каким должно быть идеальное рабочее место описание практические рекомендации

К сведению:
Требования, в соответствии с которыми отдельные узлы транспортного средства могут быть признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации, изложены, в частности, в Приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 (далее — Правила N 1008). Так, положениями п. 28 Приложения N 1 к Правилам N 1008 установлены следующие критерии отнесения шин к непригодным для дальнейшей эксплуатации:
— наличие участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора меньше установленной длины;
— местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора.
Указанные выше отклонения могут быть установлены уполномоченным должностным лицом (механиком, водителем), ответственным за эксплуатацию транспортного средства.
При отсутствии в штате учреждения профильных специалистов заключение о непригодности автомобильных шин и аккумуляторов к дальнейшей эксплуатации может быть получено от специализированной организации, например от организации, привлекаемой для их утилизации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

25 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
— п. 3 Приложения 4 к приказу Минюста РФ от 28.04.2006 N 137;
— п. 1 Приложения 1 к приказу Министра обороны РФ от 16.06.2016 N 350;
— распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 05.12.2014 N 234-р «Об утверждении Порядка организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.

Организация учетного процесса.

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Принятие автошин к учету.

Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.

В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н [1] ).

Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям № 65н [2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:

При приобретении автомобильные шины учитываются на счете 10506 «Прочие материальные запасы» на основании первичных учетных документов (п.п. 117, 118 Инструкции N 157н, п. 22 Инструкции N 162н). В учете бюджетных учреждений (в соответствии с п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ), поступление шин отдельно от автомобиля отражается проводкой:

Дебет 0.105.26.340 (0.105.36.340) Кредит 0.302.34.730 (0.208.34.660, 0.304.04.340, 4.210.06.660. ) – оприходованные автомобильные шины (на основании сопроводительных документов от поставщика, а также при безвозмездном получении).

При выдаче автомобильных шин в эксплуатацию оформляется «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения» (форма 0504210) или «Требование-накладная» (форма 0315006) (п. 25 Инструкции N 162н).

Учет выданных автомобильных шин проводят на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции N 157н). Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета. Выбытие материальных ценностей с забалансового учета производят на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Учет замены шин при полном износе. В учете бюджетного учреждения, при замене изношенных или поврежденных шин делают проводки:

Дебет 0.401.20.272 (0.109.60.272, 0.109.70.272. ) Кредит 0.105.26.440 (0.105.36.440) – списаны с балансового учета шины, установленные взамен изношенных или поврежденных; Дебет 09– учтены за балансом шины, установленные взамен изношенных или поврежденных (при условии, что шины включены в перечень, установленный учетной политикой). Такой порядок установлен пунктом 37 Инструкции №174н, Инструкцией № 157н (счета 105.00, 109.00, 401.20, забалансовый счет 09).

При сезонной замене шин, в учете бюджетного учреждения делают проводку:

Дебет 0.105.36.340 Кредит 0.105.36.340 – выданы в эксплуатацию (возвращены на склад) шины для летнего (зимнего) сезона (на основании требования-накладной по форме № М-11 (ф. 0315006))(п 35 Инструкции № 174н).

P.S. Если Вам требуется улучшить Ваш автомобиль — кликните по ссылке https://car-care.com.ua. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Учет финансирования бюджетных учреждений
Учреждение, созданное органами государственной власти или местными органами самоуправления на основе действующего бюджетного законодательства РФ — называется бюджетным. Сфера.

Операторы для электронных площадок будут отбираться специальной комиссией
Новый проект Правительства РФ «Об установлении порядка и отбора операторов электронных площадок для проведения электронных аукционов» гласит о том, что отбором операторов теперь.

Учет субсидий в бюджетном учреждении
Эффективной мерой, поддерживающей экономику, является оказание помощи государством субсидиями и субвенциями. В получении субсидий заиетересовано большинство бюджетных.

Особенности финансового обеспечения обязательств по аренде автокрана, следующих из договоров бюджетных учреждений.
Для получения требуемых товаров, услуг и обеспечения работой бюджетные учреждения, согласно с Законом № 44-Ф3, где описана контрактная система в сфере закупок товаров, имеют.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector