Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструктаж по гражданской обороне на предприятии—ГО ЧС в организации

Какой комплект документов по ГО и ЧС должен быть в организации?

Какой комплект документов по ГО и ЧС должен быть в организации, предоставляющей санаторно-курортные и гостиничные услуги?

Обязанности по выполнению мероприятий ГО и ЧС (в том числе по разработке локальных нормативных актов) в соответствии с законодательством есть у всех организаций (независимо от рода деятельности). Для определения необходимого пакета документов по вопросам ГО и ЧС следует установить ряд аспектов:

— продолжает ли организация работу в военное время;

— попадает ли ваша организация в зону возможного химического или радиоактивного заражения, в зону возможного затопления;

— категорирован ли по ГО населенный пункт в котором размещается ваша организация.

Ответы на данные вопросы можно получить в органе, специально уполномоченном на решение вопросов ГО и ЧС вашего муниципального образования. Также необходимо определиться о разграничении вопросов ГО и ЧС с вашей головной организацией. Предоставляем вам примерный перечень документации по вопросам ГО и ЧС на объекте.

1) план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) план гражданской обороны;

3) планы служб ГО (если создаются службы ГО);

4) план эвакуации и рассредоточения в военное время и приложения к нему (если объект продолжает работу в военное время);

5) план эвакуации в ЧС природного и техногенного характера и приложения к нему;

6) планирующие документы текущей работы КЧС и ОПБ и структурного подразделения (отдела, сектора) по делам ГОЧС (планы работ, протоколы заседания и.т.д.);

7) план работы комиссии по ПУФ с планом-графиком наращивания мероприятий по ПУФ при угрозе и возникновении ЧС мирного и военного времени.

Приказы и положения:

1) приказ об организации гражданской обороны и назначении должностных лиц ГО с приложениями:

— положение о структурном подразделении по делам ГОЧС;

— положение о службах ГО;

— состав, оснащенность нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований ГО (если создаются НАСФ и НФГО);

2) приказы (в том числе формализованные) на выполнение первоочередных мероприятий ГО первой и второй групп, о введении общей готовности ГО, на проведение эвакуации в ЧС природного и техногенного характера и в военное время;

3) приказ о создании объектового звена РСЧС с приложениями:

— положение об объектовом звене РСЧС;

— положение о КЧС и ОПБ;

4) приказ об итогах обучения сотрудников предприятия в минувшем году и задачах обучения на следующий год с приложениями:

— тематика учений и тренировок на год;

— перечень учебных групп и руководителей занятий на год;

— план подготовки руководящего и командно-начальствующего состава;

— расписание занятий по ГО и ЧС с персоналом;

5) проект приказа на ликвидацию последствий ЧС природного и техногенного характера;

6) приказ (распоряжение) о составе эвакуационной комиссии с приложениями:

— положение об эвакуационной комиссии;

— состав эвакуационной комиссии;

7) приказ (распоряжение) о комиссии по ПУФ с приложениями:

— положение о комиссии по ПУФ;

— состав комиссии по ПУФ;

8) приказ о назначении ответственных за содержание защитных сооружений ГО.

— документация защитных сооружений (ЗС) (при наличии ЗС ГО);

— документация НАСФ и НФГО (при создании НАСФ и НФГО);

— расчет материально-технического обеспечения мероприятий ГОЧС;

— документация по учету средств индивидуальной защиты;

— журналы учета занятий по ГОЧС с работниками организации;

— удостоверения о прохождении обучения по ГОЧС должностных лиц организации.

— Федеральный закон от 21.12.94 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

— Федеральный закон от 12.02.98 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

— постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;

— постановление Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;

— постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

— постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;

— постановление Правительства РФ от 01.03.93 N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;

— выписка из Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 (для служебного пользования);

— приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»;

— приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне»;

— приказ МЧС России от 24.04.2013 N 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;

— приказ МЧС России от 15.12.2002 N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

— приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;

— приказ МЧС России от 27.05.2003 N 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля»;

— приказ МЧС России от 21.07.2005 N 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»;

— приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

Проведение инструктажа по ГО и ЧС в организации в 2020 году

Ведение деятельности в сфере гражданской безопасности подразумевает как работу до возникновения чрезвычайных ситуаций, направленную на их избежание, так и противодействие ей, если она имеет место.

Общее руководство этим направлением возлагается либо на руководителя, либо на его заместителя, который становится главой штаба ГО, если в компании свыше 50 сотрудников, следует создать и службу быстрого реагирования.

С чего начать работу

Перед началом деятельности по этому направлению ответственному лицу на предприятии требуется обратиться в ведомство в системе местного управления, на которое возложено курирование этого направления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Читать еще:  Статья 256 НК РФ Амортизируемое имущество действующая редакция

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В ответ ему высылается список требований к организации в плане подготовки по данному предмету.

После того как этот ответ получен, создают планы по ГО, предстоящим мероприятиям и выполнению нужных действий.

Также следует создать список группы по обучению. В него непременно включаются: директор предприятия, сотрудник, занимающийся решением задач в данной сфере, члены штаба и эвакуационной комиссии.

Кто должен заниматься

Заниматься организацией деятельности в сфере ГО в любой компании должен руководитель либо один из его заместителей. Один из названных сотрудников замещает должность лидера штаба гражданской обороны.

Если предприятию присвоена категория по ГО (см следующий раздел), то на нем требуется создать спасательную службу оперативного реагирования.

В частности вводное обучение по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям может проводить:

  • специалист по ЧС и ГО, который назначен именно на эту должность;
  • также специалист по охране труда;
  • иное лицо (чаще всего это отставной военный).

Допускается, чтобы инструктаж по ГО и ЧС в организации на 2020 год проводило лицо, которое:

Имеет высшее образованиеИ продолжительность работы по данному профилю в три года
Либо окончило среднее профессиональное учебное заведениеИ работало по направлению в течение пяти лет

При этом соискатель данной должности обязан владеть материалами из следующего перечня:

  • основной закон России;
  • правовые акты в сфере гражданской обороны и защиты людей и территорий от чрезвычайных ситуаций, имеющих причиной отказ техники и природные катаклизмы;
  • методические документы, относящиеся к данной сфере;
  • учебные программы по подготовке по данной дисциплине;
  • правила использования технических средств;
  • базовые положения психологии и педагогики;
  • обучающие методики для данного предмета;
  • основы законодательства от труде;
  • нормы пожарной безопасности и трудоохраны.

Организация процесса

Организация процесса определяется тем, какой статус у данной компании. Для нее может быть предусмотрено мобилизационное задание, которое определяют власти субъекта федерации либо правительство в лице министерства по чрезвычайным ситуациям, в таком случае она получает категорию по ГО.

Другое основание для ее присвоения — особый культурный статус данной структуры.

Такая категория может быть:

  • особой важности;
  • первая;
  • вторая.

Наличие любой из них предполагает, что требования к порядку функционирования данной организации носят повышенный характер.

При отсутствии такого статуса требования к деятельности в сфере ГО несколько смягчаются, однако проведение инструктажа по данной дисциплине предполагается и в этом случае.

Каковы требования

К организациям в данной сфере предъявляются следующие требования:

Если же возникает непосредственная опасность чрезвычайной ситуации либо же она уже имеет место, то по отношению к руководству предприятия выдвигаются следующие требования:

Установить по организацииРежим усиленной готовности
Решить относительно того, какая степень реагирования на происходящее должна быть установленаТакже определить иные меры, направленные на обеспечение безопасности работников, а также прочих лиц (не относящихся к персоналу), оказавшихся на территории, за которую несет ответственность эта компания
Известить органы власти и муниципалитеты, а также ведомстваОтветственные за предупреждение ЧС ми устранение его последствий относительно происходящего

При этом в частности обязанность по предотвращению таких происшествий и устранению их последствий ложится на руководителя компании.

Кроме того, оговаривается, что если на предприятии трудится менее полусотни человек, то для нее установлено освобождение от обязанности резервирования материальных ресурсов и создания системы информирования относительно ЧС.

Также нет необходимости планировать, каким образом будет производиться ликвидация его последствий.

Задача стенда

Стенды с материалами по гражданской обороне — это один из наиболее распространенных способов подачи материалов по данному предмету.

Усвоение сведений происходит автоматически вследствие наглядного характера этого инструмента.

На стенде должен быть изображен порядок действий, которого должны придерживаться сотрудники компании в стандартной ситуации, чтобы не допустить возникновения ЧС, а также если оно уже имеет место, чтобы справиться с его последствиями.

Необходимость в уголке

Стенды размещаются в зоне, которую в данной компании обозначают как уголок по гражданской обороне. Не существует четких стандартов, каким образом он должен выглядеть.

Однако предполагается, что включаемые в него стенды должны содержать информацию, которая обновлена на данное число и носить понятный характер.

Помимо этого требуется осветить в данном месте восемь существенных направлений ГО, включая такие как:

  • террористическая угроза;
  • авария;
  • стихийное бедствие;
  • пожар;
  • защита;
  • оповещение о происходящем;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • гражданская оборона.

Схема оповещения

Схема оповещения — это документ, который определяет, каким образом информация о ЧС должна передаваться в организации в случае его угрозы или если оно реально имеет место.

Не существует единого варианта такой системы информирования, в различных организациях она своя собственная.

Примерный вариант может выглядеть следующим образом:

  • директор связывается с секретарем;
  • последний извещает заместителей руководителя (по безопасности и иных);
  • те передают информацию собственным подчиненным.

Внутри схемы для каждого из лиц, которые в ней включаются, должны быть приведены:

  • рабочий телефон;
  • домашний;
  • а также мобильный.

Видео: по данной теме

Какие документы должны быть на предприятии

Определено, что в организации должен быть набор документов по направлению гражданская оборона, при этом точный их перечень варьируется в зависимости от профиля компании.

Существует приблизительный список бумаг, в который включаются:

Гражданской обороны, снабженный детальными приложениями;

По проблемам обеспечения непрерывной деятельности предприятий;

Относительно действий по эвакуации, которые могут потребоваться при ЧС;

Об инструктаже работников предприятия действиям при такой ситуации;

О создании диспетчерской службы в качестве структурного подразделения данной организации;

Таким образом, направление гражданская оборона находится в сфере ответственности первого лица на предприятии, которое самостоятельно формирует штаб по данному профилю деятельности либо поручает это заместителю.

Компании делятся на те, которым присвоена одна из категорий (особой важности, первая и вторая), что означает повышенные требования для ней в этом вопросе либо те, у кого она отсутствует.

Установлен примерный пакет документов в сфере ГО, которые должны быть оформлены в организации.

Инструктаж по ГО имеет право проводить сотрудник, обладающий надлежащим представлением об этой дисциплине.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53
Читать еще:  Как осуществляется взыскание долгов с физических лиц советы юристов

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Документация ГО ЧС

ГО и ЧС (гражданская оборона и чрезвычайные ситуации) — документация, разрабатываемая с целью подготовки руководителей предприятий (организаций) и самих предприятий (организаций) к работе в условиях мирного и военного времени.

Сроки и цены

К документации ГО и ЧС относятся:

  • Приказ об организации и ведении гражданской обороны;
  • Приказ о назначении уполномоченного на решение задач ГО (гражданская оборона);
  • Приказ о создании КЧС и ОПБ (комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);
  • Приказ о создании ЭК (эвакуационная комиссия);
  • Приказ о создании комиссии ПУФ (комиссия по повышению устойчивости функционирования);
  • Приказ о создании НАСФ (нештатное аварийно-спасательное формирование) и НФГО (нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне);
  • План гражданской обороны;
  • План работы КЧС и ОПБ (комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);
  • План работы ЭК (эвакуационная комиссия);
  • План работы Комиссии ПУФ (комиссия по повышению устойчивости функционирования);
  • Положение о гражданской обороне;
  • Положение об уполномоченном на решение задач ГО (гражданская оборона);
  • Положение о КЧС и ОПБ (комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);
  • Положение о ЭК (эвакуационная комиссия);
  • Положение о Комиссии ПУФ (комиссия по повышению устойчивости функционирования);
  • Положение о НАСФ (нештатное аварийно-спасательное формирование) и НФГО (нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне);
  • Функциональные обязанности уполномоченного на решение задач ГО (гражданская оборона);
  • Функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ (комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);
  • Функциональные обязанности членов ЭК (эвакуационная комиссия);
  • Функциональные обязанности членов Комиссии ПУФ (комиссия по повышению устойчивости функционирования);
  • Функциональные обязанности личного состава НАСФ (нештатное аварийно-спасательное формирование) и НФГО (нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне);
  • Образцы протоколов заседаний комиссий: КЧС и ОПБ, ПУФ, ЭК.
  • Документация на ЗС ГО (защитное сооружение гражданской обороны) в т.ч. ЗПУ (защищенный пункт управления.
  • Комплект документов на объекты ГО: СЭП (сборный эвакуационный пункт), ПЭП (приемный эвакуационный пункт, ПВР (пункт временного размещения), ПВСИЗ (пункт выдачи средств индивидуальной защиты), СОО (станция обеззараживания одежды), СОП (санитарно — обмывочный пункт), СОТ (станция обеззараживания техники) и др..
  • Комплект документов по обучению в области гражданской обороны и защиты от ЧС всех категорий обучаемых (Приказ об организации обучения, программы обучения (по категориям), расписания занятий, журналы учета обучения, конспекты и др. методическая литература)

Документы ГО ЧС разрабатываются для всех предприятий (организаций) независимо от форм собственности.

Основными документами ГО ЧС является план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, план гражданской обороны (ГО) и план основных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах:

  • План действий по предупреждению и ликвидации ЧС (мирное время) — это документ, который определяют порядок ликвидации производственных катастроф, крупномасштабных аварий и стихийных бедствий. Он представляет собой текстовый документ и приложения, состоящие из таблиц и графиков.
  • План ГО (военное время) — это документ, который определяют порядок перевода объекта с мирного на военное время. В нем установлен объем и определен порядок осуществления мероприятий для приведения объекта ГО в готовность. Он решает возложенные на него задачи при угрозе или внезапном нападении и ликвидации возникших в результате нападения противника последствий.

Разработка документации ГО ЧС осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  • Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»;
  • Постановление Правительства РФ от 03.10.1998 № 1149 «О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне»;
  • Приказ МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

Инструкция по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС

Общество с ограниченной ответственностью «РосТехно» предлагает комплекс услуг по разработке и согласованию в надзорных органах Инструкции по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС.

Инструкция по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС — документ, в котором отражена заранее намеченная система деятельности, предусматривающая объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей, и проведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций, привлекаемые для этого силы и средства.

На какие объекты разрабатывается

Инструкция по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС разрабатывается для предприятий, объединений, учреждений или организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, сферы материального производства или непроизводственной сферы, а также их обособленные подразделения, расположенные на единой территории (площадке); для объектов с максимальным одновременным нахождением менее 50 человек (включая персонал).

Цель разработки

Основная цель разработки Инструкции по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС — это подготовка руководства и персонала организации к действиям в случае возникновения ЧС, а также способам снижения негативных последствий ЧС.

Руководящие документы

Основные руководящие документы, устанавливающие необходимость наличия, структуру и содержание Инструкции по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС:

  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • Постановление правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • Методические рекомендации МЧС «Планирование действий по предупреждению и ликвидации ЧС и мероприятий ГО» от 2004г.;
  • Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г. № 124-ПП «Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Стоимость. Согласование. Сроки

Стоимость включает в себя: выезд специалиста на объект, сбор и анализ исходных данных, разработку Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на основании полученных данных, сопровождение документа в согласующих органах с предоставлением соответствующих отчетов (сопроводительных писем) о ходе согласования. Сопроводительное письмо — официальный документ, подписанный согласующим органом, подтверждающий нахождение Инструкции по действиям Вашей организации на согласовании.
Инструкция по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС подлежит согласованию с Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Стоимость разработки и согласования Инструкции по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС — от 25 000 рублей. Срок разработки — 7 рабочих дней с момента предоставления исходных данных, срок согласования — 15 рабочих дней.
Окончательная стоимость услуги определяется при получении исходных данных. По желанию Заказчика специалисты нашей компании могут выполнить только разработку данного документа — это позволит снизить стоимость на 30%. При этом на протяжении всего процесса согласования наши специалисты будут оказывать методическую помощь, а при необходимости вносить соответствующие корректировки и поправки.

Читать еще:  Как оформить в собственность земельный участок без дома?

Скидки

Общество с ограниченной ответственностью «РосТехно» ценит своих клиентов. У нас развита гибкая система скидок на оказываемые услуги:

  • при повторном обращении;
  • при обращении со ссылкой на организации, которые сотрудничали с нами ранее;
  • при количестве документов 2 и более;
  • при количестве объектов 2 и более.


Срок действия документов. Периодичность разработки

Переработка Инструкции по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС осуществляется раз в 5 (пять) лет. Корректировка Инструкции по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в год (до 1 февраля) по состоянию на 1 января.

Наказание, предусмотренное законодательством за отсутствие документа

Отсутствие Инструкции по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС свидетельствует о невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и мероприятий в области гражданской обороны, требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф, что влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и ст. 20.7. КоАП РФ «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны», что ведет к наложению административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

оставить заявку

контакты

Мы благодарны нашим заказчикам за доверие и совместную работу

  • 127055, ул.Бутырский Вал, д.68/70, стр.1,
  • БЦ «Бейкер Плаза», офис 66
  • (ст.м. Белорусская, Менделеевская, Савеловская)
  • Тел. 8 (499) 110-70-55 8 (800) 201-17-84

  • 142105, г. Подольск
  • ул. Большая Серпуховская д. 43
  • Тел. 8 (499) 110-70-55
  • Email: info@ros-tehno.ru

  • СПб, Комендантский пр, д. 4,
  • лит. А офис 311 С
  • (ст.м. Комендантский проспект)
  • 8 (812) 670-62-45

Инструктажи по ГО и защите от ЧС: сколько нужно журналов?

В связи с изменением требований законодательства к подготовке граждан в области ГО и защиты от ЧС, о котором мы писали в одной из прошлых публикаций, среди специалистов возникает ряд вопросов, связанных с организацией проведения такой подготовки и не имеющих четкого ответа в нормативных документах, в связи с чем специалисты вынуждены искать свои не всегда верные решения.

Одним из таких решений, с которым мы не можем согласиться, является предложение фиксировать факты и результаты прохождения инструктажа по действиям в ЧС и вводного инструктажа по ГО в одном журнале.

Обманчивое сходство

Источником такого ошибочного мнения, скорее всего, является то, что длительное время вопросы ГО и защиты от ЧС на уровне работы с персоналом в организации рассматривались совместно. Для самой массовой категории работников – работающего населения – было предусмотрено курсовое обучение по ГО и защите от ЧС, которое организационно было единым, имело одну, утверждаемую руководителем организации, рабочую программу и результат которого фиксировался в едином журнале учета занятий.

После появления вводного инструктажа по ГО в организациях добавился журнал его учета. Теперь же, после отмены общего курсового обучения по ГО и ЧС, все вопросы защиты от ЧС должны изучаться в составе нового процесса – инструктажа по действиям при ЧС. По аналогии с единым курсовым обучением некоторые ответственные работники предлагают фиксировать его результаты совместно с инструктажем по ГО. Эта аналогия, как мы видим, ложная, так как инструктажи по ГО и по ЧС – разные процессы.

Правовая основа

Различие определяется разным нормативным генезисом этих процессов.

Таким образом, законодатель и надзорный орган нигде не указывают возможности сведения этих двух инструктажей в один даже на уровне журнала учета. В письмах МЧС России четко указано, что форма журнала учета каждого из этих инструктажей должна быть разработана в организации на основе своих типовых форм журнала учета проведения.

Процитируем Примерный порядок реализации инструктажа по действиям в ЧС:

«2.6. В журнал учета проведения инструктажа по ЧС, зарегистрированный в организации, рекомендуется вносить запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС, содержащую:

  • дату проведения инструктажа;
  • ФИО, наименование должности, подписи инструктируемого и инструктирующего лиц;
  • отметку о проверке усвоения информационного материала».

Также видим аналогичное требование в Примерном порядке реализации вводного инструктажа по ГО:

«2.6. В журнал учета проведения инструктажа по ГО, зарегистрированный в организации, рекомендуется вносить запись о факте прохождения работником вводного инструктажа по ГО, содержащую:

  • дату проведения инструктажа;
  • ФИО, наименование должности, подписи инструктируемого и инструктирующего лиц;
  • отметку о проверке усвоения информационного материала».
Важные причины для разграничений

Инструктажи отличаются также по периодичности. Вводный инструктаж по ГО аналогично другим вводным инструктажам проводится при поступлении сотрудника на работу, а инструктаж по действиям в ЧС имеет комплексный характер, он проводится и при приеме на работу, и в дальнейшем повторяется раз в год, то есть имеет периодичность. Совмещать это в одном журнале по аналогии, например, с инструктажами по охране труда неправильно, так как в этом случае мы имеем дело не с одним направлением комплексной безопасности, а с двумя разными, хотя и близкими друг другу.

Часто можно слышать мнение, что примерные программы инструктажей по ГО и по действиям в ЧС практически совпадают, и из этого делается ложный вывод, что и проводить их надо одновременно, и фиксировать в одном журнале. Это в корне неверно. Во-первых, примерные программы являются только основой, на которой в организации разрабатывают рабочие программы. В этих программах акценты могут и должны быть сделаны на специфику предприятия, и тут отличия в содержании уже проявятся более существенно. Во-вторых, МЧС России в рамках совершенствования нормативных документов и результатов практического использования программ может изменить и уточнить их содержание и структуру. В любом случае, если для совместного проведения инструктажа по ГО и первичного проведения инструктажа по ЧС сейчас и есть некоторые основания, то в вопросах оформления их результатов никаких разночтений быть не может – они должны фиксироваться в различных журналах с отдельными номерами, утвержденными различными приказами или пунктами приказов руководителя организации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector