Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Федеральный закон от 28122013 г 426ФЗ • Президент России

Проведение специальной оценки условий труда. Законодательные изменения

Автор: Владимир Алистархов

Владимир Алистархов, эксперт по вопросам правового характера

До последнего времени в российском законодательстве не было четких процедур, обязывающих работодателя (в том числе под контролем работника) с помощью специализированных организаций проводить оценку условий труда работников на рабочем месте.

Вышеуказанное обстоятельство ставило в невыгодное положение работников, а также, в какой-то степени, экономило денежные средства работодателей на обустройство рабочих мест.

23 декабря 2014 года Государственной думой РФ в последнем чтении приняты законопроект № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» и законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценки труда».

Федеральные законы № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» и № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценки труда» вступили в силу с 01.01.2014 года после подписания их Президентом России.

В связи с этим имеет практический смысл проанализировать указанные Федеральные законы с целью облегчения их дальнейшего использования как работодателями, так и работниками, а также другими сторонами, имеющими непосредственное отношение к проведению специальной оценки условий труда.

Основные положения Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту – Федеральный закон № 426-ФЗ ).

Федеральный закон № 426-ФЗ предусматривает порядок проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах, в т.ч. с целью соблюдения прав работников, касающихся безопасности ведения трудовой деятельности на рабочих местах.

Под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов для работников на рабочих местах.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ специальную оценку условий труда нет необходимости проводить в отношении надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка условий труда работников проводится специализированной организацией, состоящей в реестре соответствующих организаций, который будет вестись федеральным органом власти.

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя при проведении специальной оценки условий труда, в том числе к ним относятся:

— обеспечение проведения специальной оценки условий труда;

— предоставление организации, которая проводит специальную оценку условий труда, сведений, документов, информации и соответствующих разъяснений;

— ознакомление под подпись работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, а также работодатель обязан разъяснить работнику все вопросы по проведению специальной оценки условий труда;

— проведение мероприятий по улучшению условий труда;

— декларирование в государственный орган о соответствии условий труда требованиям законодательства.

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает обязанность работника при проведении специальной оценки условий труда ознакомиться с ее результатами.

При этом работник вправе присутствовать при проведении оценки условий труда, получать разъяснения по вопросам ее проведения и обжаловать ее результаты.

Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут быть использованы для:

— улучшения условий труда работников;

— контроля за условиями труда работников;

— обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

— организации медицинских осмотров работников;

— соблюдение гарантий и компенсаций работников;

— установления дополнительного тарифа страховых взносов, расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает классификацию условий труда, которая делит условия труда по степени вредности и опасности на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Предусмотрены Федеральным законом № 426-ФЗ и внеплановые специальные оценки условий труда при вводе в эксплуатацию рабочих мест по предписанию трудовой инспекции, при изменении технологического процесса и замене производственного оборудования, при несчастном случае на рабочем месте, при изменении состава материалов и сырья и пр.

Внеплановая проверка должна быть проведена в течение шести месяцев после наступления вышеуказанных обстоятельств.

Государственный контроль за соблюдением требований Федерального закона № 426-ФЗ осуществляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти, а также инспекция труда профессиональных союзов, которая осуществляет профсоюзный контроль.

Как указывалось выше, Федеральный закон № 426-ФЗ вступил в силу с 01.01.2014 года за исключением ст. 18, которая вступит в силу с 01.01.2016 года.

Статья 18 Федерального закона № 426-ФЗ предусматривает передачу результатов проведения оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета для хранения и использования информации с целью выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда.

Основные изменения, которые вносятся Федеральным законом № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 года « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценки труда » (далее по тексту – Федеральный закон № 421-ФЗ).

В связи с достаточно объемным Федеральным законом № 421-ФЗ целесообразно рассмотреть наиболее значимые изменения, вносимые в отдельные законодательные акты.

1. Статьей 3 Федерального закона № 421-ФЗ вносится изменение в ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которым при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не будут включаться работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда.

2. Статьей 4 Федерального закона № 421-ФЗ внесено изменение в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования)», согласно которому в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица теперь будут указываться периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочем месте соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Изменения вступят в силу с 01.01.2015 года.

3. Статьей 5 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в ст. 143 Уголовного кодекса РФ, согласно которым ужесточается уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда в сравнении с предыдущей редакцией Уголовного кодекса РФ.

4. Статьей 9 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в том числе статья 33.2 дополнена пунктом 2.1, которым установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

Величина тарифа страховых взносов зависит от установленного в результате специальной оценки условий труда класса условий труда, к которым относятся оптимальный, допустимый, вредный и опасный. Изменения вступят в силу с 01.01.2015 года.

5. Статьей 10 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в том числе пункт 3 статьи 27 изложен с учетом того, что засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочих местах по работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

6. Статьей 11 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в кодекс добавлена статья 5.27.1, согласно которой предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вступят в силу с 01.01.2015 года.

7. Статья 12 Федерального закона № 421-ФЗ вносит значительные изменения в Трудовой кодекс РФ в связи с законодательством о специальной оценке условий труда.

Помимо технических моментов изменения касаются реализации прав работниками, которые предоставлены им законодательством о специальной оценке условий труда, а также обязанностей работодателей по соблюдению законодательства о специальной оценке условий труда.

В том числе согласно новой редакции ст. 117 Трудового кодекса РФ работникам установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи календарных дней (минимум), если условия труда работников на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и опасным условиям труда.

Читать еще:  Кто такой юрист чем занимается и сколько он зарабатывает

8. Статьей 13 Федерального закона № 421-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В том числе статья 58.3 указанного федерального закона дополнена частью 2.1, согласно которой установлены дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от класса условий труда (оптимальный, допустимый, вредный, опасный), установленного при проведении специальной оценки условий труда.

Несомненные плюсы ФЗ «О специальной оценке условий труда».

1. Достаточно четкая и понятная процедура проведения специальной оценки условий труда со всеми правами и обязанностями сторон.

2. Невключение государственных органов в процедуру проведения специальной оценки условий труда, им отведена только контролирующая функция.

3. Установлены классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный, опасный).

4. В зависимости от классов условий труда установлены некоторые льготы для работников, в том числе дополнительный оплачиваемый отпуск, дополнительные тарифы страховых взносов и др.

5. Определены параметры, предъявляемые к организациям, которые проводят специальную оценку условий труда.

Установлено право работников контролировать проведение специальной оценки условий труда, в том числе через профсоюзные организации, знакомиться с результатами проведенной оценки.

Некоторые отрицательные моменты и рекомендации.

1. Увеличение расходов работодателей на оборудование рабочих мест может «бумерангом» ударить по доходам работников, что, возможно, потребует дополнительных компенсаций работодателям (по крайней мере, на начальной стадии исполнения требований законодательства) со стороны государства.

2. Из ФЗ «О специальной оценке условий труда» непонятно, каким образом будет осуществляться государственный контроль за проведением специальной проверки условий труда.

В связи с этим необходимо дополнительно разработать процедуру проверки достоверности сведений о результатах проведения специальной проверки условий труда, так как при ее отсутствии есть вероятность злоупотреблений со стороны государственных органов.

3. Представляется целесообразным разработать перечень ограничений в отношении компаний, которые могут проводить специальную оценку условий труда с целью исключения из них компаний связанных или родственных компаниям-работодателям.

Независимость компаний, проводящих специальную оценку условий труда, необходима для соблюдения прав работников.

4. В целом следует признать, что изменения в российское законодательство, связанные с проведением специальной оценки труда, являются положительным моментом для работников, которые трудятся на вредном и опасном производстве.

Насколько результаты специальной оценки условий труда будут отражать реальные условия работы работников, можно будет оценить уже в недалеком будущем.

Анализ изменений, внесённых в закон о Специальной оценке условий труда (№426-ФЗ)

Изменения в 426-ФЗ были внесены первого мая этого года, Федеральным законом №136-ФЗ.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 4, теперь работодатель, предоставляя информацию организации, которая будет проводить специальную оценку, должен представить предложения работников об идентификации на их рабочих местах потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов. Таким образом, если работник считает, что на его рабочем месте существует вредный опасный фактор – вибрация, например – он должен представить работодателю письменное предложение с описанием фактора, которое тот обязан передать спец. оценщикам.

Следующее изменение коснулось пункта 3 части 2 статьи 6. Организация, проводящая специальную оценку, освобождена от необходимости применять методы исследований (испытаний), прошедшие проверку в Федеральном фонде по обеспечению единства измерений.

Далее, в пункте 1 части 6 статьи 10, изменён вид пенсии: идентификация не проводится в отношении рабочих мест, включённых в списки, по которым осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, вместо трудовой пенсии.

В десятую статью Закона добавлена новая часть 8, где перечисляется ряд действий, которые эксперт организации, проводящей спец.оценку, может применять для определения перечня для части 7.

В статье 11, пункт 5, добавили новый критерий, по которому декларация соответствия условий труда может прекратиться, а именно, если в ходе проведения проверки были выявлены нарушения прав работника в области охраны труда, занятого на определённом рабочем месте.

Важные изменения затронули часть 7 стати 14 – теперь понижать класс (подкласс) условий труда больше чем на одну степень, можно только после согласования с федеральным органом исполнительной власти, вместо территориального.

Для составления отчёта о результатах проведении специальной оценки, согласно статьи 15, теперь нужно предоставлять протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты, применяемых работниками, занятых на работах с вредными условиями труда и прошедшими обязательную сертификацию, проводимую с целью снижения класса или подкласса условий труда (если такая оценка имела место быть).

Дополнили статью 15, добавив часть 5.1. В ней говорится о необходимости организации, которая получила утверждённый отчёт о проведении спец.оценки, уведомить об этом любым доступным образом компанию, проводившую у неё специальную оценку. Кроме того, направить в адрес этой компании заказное письмо (с уведомлением, либо электронное письмо с электронной подписью), с приложением копии утверждённого отчёта.

Теперь, для инициации проведения внеплановой оценки условий труда, работодателю достаточно нарушить любые требования, касающиеся охраны труда, которые содержатся в ФЗ или НПА Российской Федерации (п.2 ч.1 ст.17).

Добавили приятное для многих организаций нововведение – ч.3 и ч.4 ст. 17 теперь разрешает не проводить внеплановую спец.оценку в случае изменения ФИО руководителя, названия рабочего места, формы собственности организации. Тем не менее, запрещены ухудшения условий труда до подачи отчёта о проведении проверки.

Множество изменений внесено в ст. 18 — в ч.1 добавили, что в Федеральную государственную информационную систему учёта не нужно передавать материалы, содержащие государственную тайну, или любую иную тайну, охраняемую законом. В адрес информационной системы учёта нужно будет представлять информацию о снижении класса (подкласса) (подпункт «д»); основание для формирования прав работников, занятых на рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав) (подпункт «е»). Введён подпункт «и» — нужно представлять сведения о принятии федеральным органом решения о прекращении действия декларации об условиях труда.

Статьей 21 определено, что в реестр организаций, помимо всего прочего, необходимо вносить информацию о наименовании и месте нахождения филиалов и представительств организации.

Так же увеличили срок проведения специальной оценки для принятых в эксплуатацию новых рабочих мест – с 6 месяцев до 12.

В заключении, декларированию теперь подлежат не только рабочие места, на которых не выявлены вредные или опасные факторы, но и те, на которых условия работы признаны оптимальными или допустимыми.

Все о законе № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда»

01 января 2014 года ознаменовалось началом действия закона № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда». В этот же день закончилось существование ранее действовавшего порядка, предусматривающего аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Кого закон обязывает проводить специальную оценку условий труда?

Специальная оценка условий труда в соответствии с новым законом включена в обязанность для всех работодателей, если в штатном расписании предусмотрен хотя бы один работник, с которым подписан трудовой договор. Исполнять закон обязаны все работодатели, невзирая на формы собственности. Исключением не являются и работники у которых нет постоянного рабочего места на территории работодателя, например, торговые агенты или мерчендайзеры.

Освобождаются от соблюдения закона только индивидуальные предприниматели, если работают полностью самостоятельно и не имеют ни одного наемного работника. Не обязаны исполнять положения законодательства физические лица, заключившие договора на исполнение каких-либо работ со сторонними третьими лицами. Это положение действует только в том случае, если физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель, использующий надомный труд, если часть сотрудников или все работают удаленно от головного предприятия, не обязан проводить процедуру для подобных рабочих мест.

Что такое специальная оценка условий труда?

Законом специальная оценка условий труда определена, как последовательность мероприятий или процедур, направленных на выявление производственных факторов, негативно отражающихся на здоровье тех, кто там работает. Факторы могут при этом связаны непосредственно с трудовой функцией, которую сотрудник исполняет. А могут быть обоснованы общей производственной средой, в которой находится рабочее место. В трудовую функцию конкретного работника может не входить ни поднятие тяжестей, ни работа с горючими веществами. Но, если его рабочее место по причинам, обоснованным технологией производства, находится в «горячем» цеху, то такое рабочее место сложно отнести к оптимальным или допустимым.

Читать еще:  Приказ об утверждении номенклатуры дел Образец 2021 года

Оплачивать все мероприятия, связанные с проведением специальной оценки условий труда в соответствии с законом обязан только работодатель. Никакие поборы с сотрудников недопустимы.

Закон позволяет тем организациям, у которых на 01.01.2014 года была проведена аттестация рабочих по условиям труда, провести первую спецоценку через 5 календарных лет, но не позднее 31.12.2018 года.

Предприятиям, зарегистрированным после 01.01.2014 года, законом предписано провести первоначальную оценку не позднее 31 декабря 2018 года. При этом разрешено поэтапное проведение процедуры, чтобы снизить единовременную финансовую нагрузку.

Оценка условий труда для офисных работников

Если рабочее место находится на территории организации или ИП-работодателя, то оно в обязательном порядке должно быть подвергнуто специальной оценке условий труда. Это касается и тех, кто работает только в офисе за компьютерами; и тех, кто работает на производстве; и работников, относимых к обслуживающему персоналу, таких как сторожа, вахтеры, уборщики и прочее. Существует ошибочное мнение, что офисные рабочие места подлежат декларированию, т.е. организация, производящая специальную оценку, указывает в своем заключении, что на рабочих местах нет факторов, отрицательно влияющих на здоровье и все эти данные вносятся в декларацию.

А как же поступить с освещенностью рабочей поверхности? Искусственная освещенность должна измеряться на всех рабочих местах.

Конечно же рабочие места, подлежащие декларированию, существуют, но их ничтожно мало. Форма декларации утверждена Приказом Минтруда от 07.02.14 №82н. Декларация подается работодателем, она действительна в течение 5 календарных лет. Если за этот срок условия труда на данных рабочих местах не изменятся, то срок декларации будет продлен еще на 5 лет.

Но, данное послабление не касается случаев, о которых будет рассказано ниже, в соответствии с которыми предприятие будет обязано провести внеплановую процедуру по оценке рабочих мест.

Когда и зачем проводится внеплановая специальная оценка условий труда?

Если у предприятия или организации есть действующий документ, подтверждающий проведение всех необходимых мероприятий, предусмотренных Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», то в случае наличия хотя бы одного обстоятельства из нижеперечисленных, возникает необходимость в проведении внеочередной или внеплановой спецоценки.
Перечень подобных ситуаций определен ст. 17 ФЗ-426 и включает:

  • создание нового рабочего места, которого не было на момент проведения последней специальной оценки. Для таких случаев законодатели отвели 6 календарных месяцев на прохождение всех необходимых мероприятий;
  • несчастный случай, произошедший на рабочем месте, прошедшем испытания. Сюда же включаются и случаи профессиональных заболеваний работников;
  • произошли существенные изменения в технологическом процессе; изменились материалы, комплектующие, средства труда, оборудование. Если изменения произошли в лучшую сторону, то работодатель даже при наличии затрат, будет заинтересован в проведении внеплановой специальной оценки условий труда, так как именно ее результаты будут учитываться при расчете взносов на дополнительное пенсионное обеспечение, оплачиваемое в ПФР;
  • трудовая инспекция может вынести заключение о необходимости проведения спецоценки, не дожидаясь положенных 5 лет, если поступают многочисленные жалобы на условия труда.

Специальная оценка условий труда. Зачем ее проводить?

Существовавший ранее порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был также обязательным для всех. Но, многие предпочитали заплатить относительно небольшой штраф, но не проводить дорогостоящую процедуру. В нынешних условиях закон не оставляет такого выбора: штраф или специальная оценка. Штраф для должностного лица с начала 2015 года составляет от 5 до 10 тыс. рублей. Организация, отказывающаяся проводить процедуры, предписанные законом, будет наказана ну сумму от 60 до 80 тыс. рублей. Подробно все штрафы и наказания по охране труда расписаны в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если предприятие, оштрафованное единожды, не примет меры по исправлению ситуации, то повторное наказание будет еще жестче. Должностное лицо на этот раз может быть внесено в список дисквалифицированных лиц на срок до 3 лет. Штраф для предприятий возрастает до 200 тыс. рублей. В зависимости от обстоятельств, деятельность предприятия может быть приостановлена на срок до 90 дней. Основанием для повторного наказания становятся ч5. Ст. 5.27.1, ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Предприятие, которое обязано или собирается в добровольном порядке провести специальную оценку условий труда обязано заключить договор с организацией, имеющей сертификат или лицензию на подобный вид деятельности. Проведение специальной оценки условий труда должно записано в качестве основного или дополнительного вида деятельности для данной организации. Помимо этого организация должна отвечать следующим требованиям:

  1. штатом должны быть предусмотрены 5 и более экспертов – обладателей сертификатов, разрешающих их владельцу выполнять работы, связанные со специальной оценкой условий труда;
  2. как минимум, у одного из этих экспертов должен иметься диплом о высшем медицинском образовании по направлению гигиены, будь то общая гигиена, гигиена труда, лабораторные исследования санитарно-гигиенической направленности;
  3. организация должна обладать собственной испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию;
  4. организация включена на момент проведения спецоценки в реестр компаний, имеющих право заниматься этим видом деятельности.

Руководитель предприятия, на котором проводится спецоценка, издает приказ за своей подписью о создании комиссии. Рекомендуется, чтобы число членов было нечетным. В обязательном порядке в комиссию включается лицо, которое на предприятии отвечает за охрану труда. Законодательством предусмотрено, что в организациях с численностью сотрудников 50 человек и более в штате должна содержаться выделенная единица, отвечающая за охрану труда. Если списочная численность меньше 50 человек, то возможно совмещение должностей.

Негласно рекомендуется привести в порядок все журналы, относящиеся к технике безопасности. Будут затребованы комиссией также штатное расписание и трудовые договора со всеми сотрудниками. Если в штатном расписании есть единицы, сокращение которых уже произошло или планируется в непосредственном будущем, то рекомендуется их вычеркнуть до начала работы комиссии. Если же предприятие планирует расширение штата в ближайшем будущем, то до начала всех процедур лучше внести все должности в штатное расписание. Это позволит избежать внеочередных спецоценок. Сделать это необходимо заранее, так как рабочие места для специальной оценки будут выбираться непосредственно из штатного расписания.

Выбранная организация, с которой заключен договор на оказание данного вида услуг, проводит исследования на всех рабочих местах для выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье. После того, как проведены все необходимые испытания и замеры, организация, выполняющая спецоценку, оформляет отчет в соответствии с приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н. К отчету в обязательном порядке прикладываются все протоколы измерений и отчеты экспертов. Ознакомиться с перечнем документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к отчету ( п.1 ст. 15 Закона №426-ФЗ). Отчет в обязательном порядке подписывается всеми членами комиссии и визируется руководителем предприятия.

Каждое рабочее место по результатам оценки получает присвоенный класс:

  • 1 класс – рабочее место считается абсолютно безопасной для здоровья;
  • 2 класс – условия труда на таком месте считаются допустимыми;
  • 3 класс – работа на таком рабочем месте может принести вред для здоровья;
  • 4 класс – работа в таких условиях является опасной для жизни и здоровья.

Классификация рабочих мест подробно расписана в ч.2 сч. 3, сч.14 Закона №426-ФЗ. При наличии на предприятии рабочих мест с 3-м или 4-м классом вредности, организация будет обязана выплачивать дополнительные взносы в ПФР в соответствии со ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 года №2012-ФЗ «О страховых взносах в ПРФ».

Оценка произведена. Что потом?

Каждый сотрудник предприятия в течение 30 дней с момента окончания проверки должен под роспись ознакомлен с выводами комиссии и эксперта. Если у предприятия есть официальный сайт, то в течение этого же времени результаты должны на нем размещены. Делается это в соответствии с п.6 ст.15 Закона №426 ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Для предприятия проведенная оценка условий труда служит основанием для начисления дополнительных взносов в ПФР. Размер взносов определяется в соответствии с письмом ПФР от 12.02.2014 года № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». Максимальный размер дополнительного тарифа предусмотрен в размере 8%. Для рабочих мест, условия работы на которых признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф не начисляется.

Для рабочих мест, в отношении которых вредные факторы не выявлены, составляется декларация соответствия, предоставляемая соответствующем виде и порядке в трудовую инспекцию. Срок действия такой декларации не превышает 5 лет, то есть до следующей специальной оценки условий труда.

«Спецоценка условий труда»: закон 426 ФЗ

Не все специальности априори безопасны. И офисные работники, если помещение не соответствует пожарным нормам, оказываются в опасности. А шахтеры или заводские рабочие ежедневно подвергают себя риску. Чтобы снизить его уровень до минимума, проводится специальная оценка условий труда, порядок и особенности проведения которой регламентируются Федеральным Законом №426.

Читать еще:  Кто такой CIO Chief Information Officer в России?

Описание закона

Принятие ФЗ 426 «О специальной оценке условий труда» произошло 28 декабря 2013 года. Объект рассмотрения закона — безопасность работников в процессе трудовой деятельности, а также их право на рабочие места, соответствующие нормативам, установленным в результате СОУТ. Также, ФЗ 426 устанавливает требования и порядок проверок условий труда, наряду с правовым положением лиц, проводящих эти инспекции.

Настоящий Федеральный Закон, за время своего существования, претерпел немного изменений, поправок и дополнений. Всего их три. Последнее вступило в силу 1 мая 2016 года. Изменения затронули около двух десятков статей, пунктов и подпунктов ФЗ 426.

Скачать

В состав ФЗ 426 входят 4 главы и 28 статей с подпунктами. Объекты рассмотрения — общие положения вопроса, порядок проведения СОУТ, организации, которые этим занимаются, а также инстанции, осуществляющие надзор за соблюдением законопроекта. Для тех, кто хочет получить полную информацию по данному вопросу — здесь можно скачать 426 закон с изменениями, внесенными последней редакцией ФЗ, от 1 мая 2016 года.

Последние изменения закона «О спецоценке условий труда»

В закон «О спецоценке условий труда» еще не было внесено такого количества изменений, поправок и дополнений, как в другие законопроекты. Но последняя редакция затронула несколько моментов, которые необходимо рассмотреть, наряду с ключевыми статьями ФЗ 426.

Ст. 4

Данная статья ФЗ 426 рассматривает права и обязанности работодателя в рамках закона «О СОУТ». Это включает право требовать обоснований постановления инспекции и документов, удостоверяющих полномочия инспекторов. Обязательства работодателя, согласно 426 ФЗ «О специальной оценке», заключаются в регулярном проведении соответствующих проверок, соблюдении условий труда на должном уровне и предоставление инспекции всей необходимой информации.

Изменения последней редакции закона добавили в пункт 2, части 2 настоящей статьи положение о том, что работники могут предлагать расположить на рабочих местах идентификаторы факторов производства, которые могут представлять угрозу их здоровью или жизни.

Ст. 6

В этой статье 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» с изменениями, описаны права и обязанности организаций, которые проводят упомянутую процедуру. Статья закона включает право на отказ от проверки, если она потенциально опасна для работников, осуществляющих инспекцию, или право обжаловать постановления федеральных органов исполнительной власти. Обязанности — предоставление обоснования своих постановлений, документы, удостоверяющие полномочия работников организации и соблюдение методик проверки, установленных законодательством РФ.

Изменения статьи 6 этого закона, коснулись пункта 3, части 2. Из нее убрана формулировка «методы исследований (испытаний)».

Ст. 10

Вопрос об идентификации потенциально вредных и/или опасных моментов на производстве остается насущным не только для работников, но и для добросовестных работодателей, которые не хотят проблем с законом. Проверка этого момента по ФЗ 426 также проводится организациями, осуществляющими проверку условий труда. Порядок и особенности проведения этой процедуры описываются в статье 10 ФЗ 426.

Здесь изменения закона заключаются в изменении формулировки в пункте 1 части 6 — вместо «трудовой пенсии по старости», теперь назначается «страховая». Также, в последней редакции закона была добавлена 8 часть, которая описывает полномочия эксперта, осуществляющего проверку.

Ст. 11

Оформление и порядок подачи деклараций о соответствии условий труда государственным нормативам, регулируется настоящей статьей закона, наряду с обязанностью федерального органа вести реестр деклараций.

Изменения затронули часть 5 статьи 11 ФЗ 426. Условия проведения внеплановых проверок дополнены нарушениями нормативных правовых актов и требований охраны труда, указанных в настоящем и других федеральных законах Российской Федерации.

Ст. 12

Еще один пункт ФЗ 426, затрагивающий вопрос об исследовании и измерении опасных или вредных моментов на производстве. В данной статье закона приводится перечень факторов, подлежащих изучению, методики измерения, и требования к оформлению протоколов с результатами.

Изменения в этой статье закона коснулись исключительно формулировок. Существенных поправок и дополнений последняя редакция закона не внесла.

Ст. 14

Эта статья ФЗ 426 классифицирует условия труда на четыре категории — оптимальная, допустимая, вредная и опасная, с подробным объяснением, на каких основаниях условия на предприятии относятся к тому или иному классу.

Изменения 14 статьи закона коснулись ее 7 части, согласно которой снижение класса опасности теперь проводится после согласования с местным федеральным органом исполнительной власти.

Ст. 15

Пункт закона, касающийся документации. В статье 15 ФЗ 426 рассматривается вопрос об оформлении протоколов и актов о результатах проверки. Это включает подписи всех членов комиссии, заключение эксперта, записанный перечень проведенных мероприятий и т. д.

Изменения, внесенные последней редакцией закона, коснулись нескольких пунктов 15 статьи ФЗ 426:

  • пункт 5, часть 4 — теперь средства индивидуальной защиты работников должны проходить обязательную сертификацию, чтобы соответствовать условиям труда;
  • часть 5 — к пунктам, на которые ссылается данная часть, добавлены 3, 4 и 7;
  • добавлена часть 5.1, по которой у работодателя появилась обязанность уведомлять организацию, которая проводила спецоценку условий труда о том, что их отчет утвержден, в течение 3 рабочих дней.

Ст. 17

Данная статья ФЗ 426 описывает, при каких условиях и как проводится внеплановая спецоценка. В отношении причин описаны моменты с вводом в эксплуатацию новых рабочих мест, изменение технологического процесса, изменение состава сырья и т. д.

Изменения, внесенные в 17 статью последней редакции федерального закона:

  • часть 2 — срок проведения внеплановой проверки с момента возникновения причин увеличен с 6 до 12 месяцев;
  • добавлена часть 3, в которой указано, что, при изменении данных ФИО предпринимателя, внеплановая проверка может и не проводиться;
  • добавлена часть 4, которая указывает, что, до того, как отчет будет утвержден, ухудшение условий труда для работников по закону не допускается.

Ст. 18

Объект рассмотрения этой статьи закона — федеральная государственная информационная система, куда вносятся результаты плановых и внеплановых проверок спецоценки условий труда. Статья 18 ФЗ 426 описывает вносимые в систему сведения и обязанности организации, проводящей данную процедуру.

Изменения в законе в результате последней редакции коснулись следующих пунктов:

  • часть 1 ст. ФЗ 426 — добавлено исключение, когда данные результатов проверки не передаются в информационную систему учета — если они являются частью государственной тайны;
  • подпункт «д», пункта 2, части 2 ст. ФЗ 426 — теперь в нем указывается необходимость сертификации индивидуальных средств защиты работников;
  • подпункт «е», пункта 2, части 2 ст. ФЗ 426 — формулировка «досрочная трудовая пенсия» заменена на «досрочная страховая пенсия по старости»;
  • в пункт 2, части 2 статьи закона добавлен подпункт «и», в котором говорится о том, когда прекращает действие декларация о соответствии условий труда государственным нормативам.

Ст. 19

В этой составляющей ФЗ 426 дается перечисление требований, предъявляемых к организации, которая проводит специальную оценку условий труда, включая наличие экспертов и испытательной лаборатории.

Последняя редакция закона убрала из настоящей статьи ФЗ 426 термин «врач», оставив описания специальностей.

Ст. 21

В данной статье ФЗ 426 приводится описание реестра организаций и экспертов, проводящих специальную оценку условий труда. Это касается вносимых данных: ФИО (для экспертов), наименования (для организаций), дата внесения в реестр и т.д.

Пункт 1, части 4 ФЗ 426 получил расширенную формулировку. Теперь в нем идет речь не о наименовании и месте нахождения всей организации, но отдельного филиала.

Ст. 24

Эта статья ФЗ 426 дает описание процедуре экспертизы качества СОУТ, кем и как она проводится, а также каким образом разрешаются конфликты и разногласия в этом вопросе.

В результате последней редакции закона был расширен пункт 2, части 2 настоящей статьи. Теперь заявление о проведении экспертизы может подавать и организация, проводящая специальную оценку условий труда на основании ФЗ 426.

Ст. 27

Статья №27 ФЗ 426 описывает переходные положения.

В 4 части статьи указано — проведение СОУТ может быть отложено на срок до 5 лет, если еще до вступления настоящего закона в силу там была проведена аттестация рабочих.

6 часть статьи 27 ФЗ 426, ссылаясь на часть 6 статьи 10 настоящего закона, перечисляет случаи, когда спецоценка условий труда проводится поэтапно, но с условием завершения до 31 декабря 2020 года.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector