Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Биоэкология — это что такое? Определение особенности специальность

Разделы экологии: особенности, характеристика и направления

Экология является наукой, которая изучает окружающую среду, закономерности жизнедеятельности живых организмов, а также воздействие человека на природу. Эта область знаний изучает те системы, которые выше отдельно взятого организма. В свою очередь, она подразделяется на более частные отрасли. Какие же дисциплины входят в экологию?

Биоэкология

Одним из старейших разделов экологии является биоэкология. Эта наука опирается на те фундаментальные знания о растительном и животном мире, которые человек сумел накопить в течение всей своей истории. Предмет этого направления в науке – это живые существа. При этом человек также изучается в рамках биоэкологии как отдельный вид. Такое направление в экологии использует биологический подход, чтобы оценить различные явления, взаимосвязи между ними и их последствия.

Основные направления

В фокусе изучения биоэкологии находится биосфера. Раздел экологии, который изучает живые существа, в силу разнообразия данных о природе не может состоять только из одной дисциплины. Поэтому она подразделяется на несколько подразделов.

  • Ауэтэкология – это научное направление, предметом исследования которого являются живые организмы в определенных условиях обитания. Основная задача этого направления – это изучение процессов адаптации к окружающей среде, а также тех границ физико-химических показателей, которые совместимы с жизнью организма.
  • Эйдэкология – изучает экологию видов.
  • Синэкология – раздел экологии, изучающий популяции различных видов животных, растений, а также микроорганизмов. Также дисциплина исследует пути их формирования, развитие в динамике, продуктивность, взаимодействие с окружающим миром и прочие особенности.
  • Демэкология – исследует естественные группы живых организмов, которые принадлежат к одному и тому же виду. Это раздел экологии, изучающий структуру популяций, а также основные условия, которые необходимы для их формирования. Также предметом ее изучения являются внутрипопуляционные группы, особенности процесса их формирования, динамика, численность.

В настоящее время биоэкология является тем учением, которое лежит в основе природопользования и охраны окружающей среды. В настоящее время природоохранные процессы осуществляются при помощи современных биотехнологических методов.

Актуальность науки

Каждый человек рано или поздно задумывается о том, насколько важна для жизни и здоровья качественная окружающая среда. Сейчас экология стремительно меняется. И не последнюю роль здесь играет хозяйственная деятельность человека. По причине разрушительной деятельности заводов и фабрик пресная питьевая вода ухудшается, водоемы становятся более мелкими, ландшафт пригородов меняется. Ядохимикаты загрязняют почву.

Биоэкология – это раздел экологии, изучающий методы, при помощи которых окружающая среда может быть очищена от загрязнений, экологический баланс снова восстановлен, а тотальная экологическая катастрофа предотвращена.

Как применяются знания о природе?

Один из примеров успешного использования тех знаний, которыми обладает биоэкология – это изобретение особого туалета в Сингапуре, с помощью которого расход воды снижается до 90 %. Отходы в этом туалете превращаются в удобрения и электрическую энергию. Как действует эта система? Жидкие отходы подвергаются обработке, в ходе которого они разлагаются на элементы фосфор, калий и азот. Твердые отходы ждет обработка в биореакторе. В процессе переваривания в этом устройстве образуется газ метан. Поскольку он не обладает никаким запахом, его используют для хозяйственных нужд. Результатом использования знаний биоэкологии в этом случае является полное восстановление природных ресурсов.

Общая экология

Этот раздел экологии изучает организмы в контексте их взаимодействия со всем окружающим миром. Эта связь между живым существом и той средой, в которой он живет. Это касается и человека. Специалисты разделяют весь живой мир на три категории: растения, животные и людей. Поэтому и общая экология также разветвляется на три направления – экология растений, экология животных, а также гуманная экология. Необходимо отметить, что научное знание является достаточно обширным. Существует порядка сотни разделов общей экологии. Это направления лесной, городской, медицинской, химической дисциплины и многие другие.

Прикладное направление

Это раздел науки, который занимается преобразованием экологических систем на основе тех знаний, которые имеются у человека. Такое направление представляет собой практическую часть экологической деятельности. При этом прикладное направление содержит в себе еще три крупных блока:

  • прикладные исследования в области природопользования;
  • экологическое проектирование, а также конструирование, при помощи которого возможно создавать экологически чистые фабрики и предприятия;
  • разработка систем управления в области природопользования, которая также включает в себя и вопросы экспертизы, лицензирования и контроля проектов.

Геоэкология

Это один из основных разделов экологии, зарождение которого связывают с именем немецкого исследователя-географа К. Тролля. В 30-х годах прошлого столетия им было введено это понятие. Геоэкологию он считал одной из ветвей общего естествознания, в которой исследования из области географии и экологии объединяются между собой. В России такой термин получил распространение, начиная с 70-х годов прошлого столетия. Исследователи выделяют несколько понятий геоэкологии.

Согласно одному из них, эта дисциплина изучает геологическую среду и ее экологические особенности. Такой подход предполагает, что геологическая среда связана с биосферой, гидросферой, атмосферой. Геоэкология также может определяться как наука, которая изучает взаимодействие биологической, географической, а также производственной сфер. В таком случае этот раздел науки о природе изучает различные аспекты природопользования, отношений между окружающей средой и человеком. Различные трактовки выделяются в зависимости от того, какую именно науку (геологию, географию, или же экологию) автор определения принимает за основную.

В такой сфере науки о природе выделяются три основных направления.

  • Естественная геоэкология – это наука о стабильных параметрах геосфер, зональных и региональных природных комплексов, которые обеспечивают комфортность окружающей среды для человека и ее саморазвитие.
  • Антропогенная геоэкология. Изучает масштабы всех тех изменений, которые происходят в природе в результате деятельности человека.
  • Прикладная геоэкология. Является синтезом знаний о том, какая стратегия и тактика может быть применена для того, чтобы сохранить эволюционные параметры экологии, предотвратить наступление кризисных ситуаций.

Частные направления исследований этой области науки о природе – это экология суши, пресных вод, атмосферы, крайнего Севера, высокогорных районов, пустынь, геохимическая экология, а также другие области. Основными задачами дисциплины являются выявление закономерностей того воздействия, которое человек оказывает на природу, а также направить это воздействие на улучшение окружающей среды и ее улучшение.

Социальная экология

Это раздел экологии, изучающий взаимоотношения между человеком и окружающей средой – географической, социальной, а также культурной. Основной задачей этого научного направления является оптимизация хозяйственной деятельности и окружающей среды. Причем это взаимодействие должно быть оптимизировано на постоянной основе.

Гармоничные взаимоотношения между природой и человеком возможны только в том случае, если природопользование происходит рационально. Научные принципы рационального использования ресурсов окружающего мира призваны разрабатывать и другие дисциплины: медицина, география, экономика. Социальная экология по-другому называется экологией человека. Предшественником этой науки считается богослов Томас Мальтус, который призвал человечество ограничить прирост населения по той причине, что природные ресурсы не являются безграничными.

К ДОШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ

Экологическое воспитание дошкольниковэто ознакомление де­тей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия значимы при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возра­ста? Первое понятие, которое необходимо определить, — это по­нятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

Ведущий отечественный эколог Н.Ф.Реймерс выделяет пять существенно различающихся позиций в определении экологии [60. — С. 592]. Для рассматриваемого вопроса значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки <биоэкологии), изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи: 1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология); 2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология); 3) сообществ живых орга­низмов со средой совместного их проживания (синэкология).

Учитывая специфику возраста детей, особенности их психи­ческого и личностного развития, разделы биологической экологии, видимо, в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность всего того, с чем предполагается знакомить детей. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных на возраст сведений о природе.

Самой подходящей является аутэкология — дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные

растения и растительность на улице, домашние и декоративные животные, птицы и насекомые могут быть представлены ребенку с экологических позиций — в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый прослеживает с дошкольниками ус­ловия жизни растений и животных, их взаимодействие с этими условиями. Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики, это понятие взаимо­связи живого организма со средой обитания. Оно проистекает оттого, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены через его внутренние ресурсы. Потреб­ности живого организма (живого существа, особи) удовлетворя­ются факторами внешней среды. Это прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяет живому организму реализовать себя во всех сферах жизни.

Следующее важное понятие из раздела аутэкологии — морфо-функциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания — по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особен­ности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это — поведение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и инте­ресны ему. Поведение животных целиком соответствует особен­ностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать таки­ми органами в таких условиях. Динамичность поведения очень при­влекает маленького ребенка: быстрая смена образов легко сосре­доточивает на себе его неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений.

Читать еще:  Гранты на обучение за рубежом как получить обзор программ

Конкретизацией первого понятия является понятие среды оби­тания. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необхо­димо для жизни растения или животного (субстрат, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими пред­метами, материалами и с какими свойствами они окружены.

Названные понятия выражают первуюи главную — экологи­ческую идею: любой живой организм через свои потребности и необ­ходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни.

Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника.

Из второго раздела биоэкологии — демэкологии в настоящее время, ввиду недостаточности исследований, не представ-

ляется возможным использовать какие-либо понятия для постро­ения методики экологического воспитания дошкольников. Попу­ляция, по определению Н.Ф.Реймерса, это совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство. Каждая популяция имеет сложную структуру (по полу, возрас­ту, пространственным и близкородственным объединениям особей) и свою эволюционную судьбу. С дошкольниками не­возможно наглядно проследить жизнь какой-либо популяции, а усваивать словесные знания о ней можно только с помощью развитого логического мышления. При построении методики для дошкольников вполне можно обойтись без знаний из области демэкологии.

Третий раздел биоэкологии — синэкология, — рассматриваю­щий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников. Главное понятие синэкологии — экосисте­ма — определяется Н. Ф. Реймерсом как «сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функцио­нальное целое, возникающее на основе взаимозависимости и при­чинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами» [60. — С. 599]. Имеются три уровня экосистем: микроэкосистемы (например, трухлявый пень), мезоэкосистемы (например, лес, пруд, луг), макроэкосистемы (на­пример, океан, континент). Нет сомнения, что, гуляя с взрослыми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного возраста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания.

Подчиненным предыдущему является понятие цепи питания,

которое обозначает пищевую взаимосвязь представителей экосистемы. В каждом природном сообществе происходит биологический круговорот (энергии и вещества) через такие цепочки. В самом общем виде цепь питания включает следующие звенья (на примере леса): комплекс факторов неживой природы (особенности климата, почвы и др.) определяет состав деревьев и других растений, которые служат кормом различным растительноядным животным (жукам, гусеницам, птицам, грызунам, копытным). Растительноядные обитатели леса — это пища для мелких и крупных хищников. Последним звеном, замыкающим круг, служат организмы (в основном бактерии и грибы), превращающие все органические остатки (опавшие листья, трупы погибших животных) в неорганические вещества (минералы), которые поступают в почву и усваиваются растениями.

Важными характеристиками экосистемы являются состояние равновесия и его частое нарушение. В развитой экосистеме все звенья пищевых цепочек относительно уравновешены и приблизительно постоянны. Тем не менее нарушение равновесия, его коле-

бания в разные стороны происходят довольно часто. Причиной изменений выступают погодно-климатические колебания, инт­родукции (появление и распространение в экосистеме новых ви­дов растений и животных), разнообразные воздействия человека. Особо значительна — последняя причина: быстрый рост числен­ности населения планеты, его интенсивная производственная де­ятельность в настоящее время значительно поколебали глобаль­ное равновесие биосферы.

Для построения методики выделяют специальное экологиче­ское понятие взаимодействие человека с природой, с помощью ко­торого можно продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Об­щеизвестны такие факты: истребление волков (т. е. сведение звена хищников в цепочке питания лесной экосистемы до минимума) резко увеличивает количество растительноядных животных (не­нормально разрастается предыдущее звено), в результате чего унич­тожается большое количество растений и нарушается вся экосис­тема; все помнят историю с кроликами, завезенными в Австра­лию с Американского континента (пример интродукции): при отсутствии хищника, который регулировал бы их численность, в благоприятных условиях острова кроликов расплодилось немыс­лимое количество — они стали злом для фермеров, фактически нарушили экосистему австралийской саванны.

Любая экосистема — это очень сложное образование, глубин­ное познание которого доступно лишь специалистам. Очевидно, что вниманию детей дошкольного возраста можно представить ви­димые, легко обнаруживаемые явления. Взрослый может показать связь двух, трех, четырех звеньев в биогеоценозе. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное модели­рование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома» — сообщества растений и животных, прожи­вающих совместно на одной территории, в одних и тех же услови­ях и взаимосвязанных друг с другом.

Таким образом, вышеуказанные и адаптированные до уровня познавательных возможностей детей дошкольного возраста поня­тия биоэкологии могут составить содержательную основу новой методики — экологического воспитания дошкольников.

Кроме понятий в построении педагогического процесса мо­гут быть использованы некоторые экологические закономерности, или явления закономерного характера,существующие в природе. Критерий отбора этих закономерностей — их доступность и по­знаваемость для детей. Можно выделить три области закономер­ных явлений.

Первая: закономерность морфофункциональной приспособ­ленности растений и животных к среде обитания. Эта закономер­ность проявляется на любых видах растительного и животного мира

и во всех сферах жизни каждой особи. Задача педагога — показать ее на тех живых существах, которые имеются рядом с дошколь­никами или являются программными.

Вторая: внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находя­щихся в генетическом родстве. Это закономерное явление, повсе­местно существующее в природе, называется конвергенцией. Н. Ф. Реймерс дает такое определение конвергенции: возникнове­ние у различных по происхождению видов и биотических сообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды (например, форма тела акулы и дельфина, облик лиственных лесов северной части Евразии и Северной Америки) [60. — С. 240]. Эта закономерность цели­ком отвечает познавательным возможностям дошкольников: она опирается на внешнее сходство явлений, доступное наблюдению и наглядно-образному мышлению детей.

Познание конвергентного сходства разных живых существ, живущих в одинаковой среде, позволит упорядочить знания и представления детей о многообразии растений и животных еще до того, как они начнут познавать основы экологии в школе.

Третья: различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития. В дошкольном учреждении воспитатель с детьми выращивает самые разные растения (цветочные, декоративные, овощные), нередко там появляется потомство у декоративных птиц, хомяков и других животных, которых содер­жат в уголках природы. Дошкольникам можно показать, что на последовательных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания.

Итак, целый ряд понятий биоэкологии и некоторые экологические закономерности живой природы служат научной основой содержания методики экологического воспитания дошкольников.

Помимо этого в методику можно ввести факты, отражающие связь человека (как живого существа) со средой обитания, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (воздух, вода, тепло, пища и др.). Этот материал имеет прямое отношение к экологии человека, социальной экологии. Предметом внимания до­школьников можно сделать тему сохранения здоровья, его под­держание благоприятными условиями жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни.

Контрольные вопросы

1. Какая наука может стать научной основой методики экологического воспитания дошкольников? Чем объяснить ее широкое распространение в настоящее время?

2. Что такое биоэкология? Каковы ее основные разделы и понятия?

3. Какое содержание биоэкологии и почему может быть адаптирова­но к дошкольному возрасту?

4. Какие экологические закономерности и закономерные явления можно использовать в содержании новой методики?

5. Что такое конвергенция? Почему это понятие может быть исполь­зовано в ознакомлении детей с природой?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Лекции по «Биоэкологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:28, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Тема «Современное состояние и тенденции развития биологической экологии»

Цель лекции – сформировать представление о современных теоретических аспектах биоэкологии как научной дисциплине и ее роли в поддержании устойчивого развития природы и общества
Ключевые слова – экология, аутэкология, демэкология, синэкология, биосфера, охрана природы, рациональное природопользование, общество, природа, экологический кризис, устойчивое развитие

Файлы: 1 файл

Крнаткий курс лекций по биоэкологии.doc

Лекция 1. Тема «Современное состояние и тенденции развития биологической экологии»

Цель лекции – сформировать представление о современных теоретических аспектах биоэкологии как научной дисциплине и ее роли в поддержании устойчивого развития природы и общества

Ключевые слова – экология, аутэкология, демэкология, синэкология, биосфера, охрана природы, рациональное природопользование, общество, природа, экологический кризис, устойчивое развитие

Основные вопросы и краткое содержание:

  1. Определение биоэкологии как науки, ее цели, задачи и взаимосвязь с другими науками
  2. Экологические проблемы, их место и роль в современных экономических и политических тенденциях
  3. Определение понятия «Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции Устойчивого развития.

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных синтетических наук в связи с ее огромным значением для понимания взаимоотношений человечества с окружающей средой. Негативные экологические последствия научно-технического прогресса обусловлены часто ошибками в технической и экологической политике, связанными с недооценкой экологических последствий и экономического ущерба от антропогенных воздействий. Ответственность за решение проблемы гармонического взаимоотношения между природой и обществом ложится прежде всего на специалистов с высшим образованием. Несомненно, чем выше интеллектуальный уровень всех членов общества в области окружающей среды, тем легче решать и предотвращать экологические проблемы современности. Несмотря на все многообразие экологических дисциплин (химическая экология, географическая экология, промышленная экология, медицинская экология, социальная экология, экология растений, животных, микроорганизмов и т.д.) в основе всех направлений современной экологии лежат фундаментальные биологические идеи об отношениях живых организмов с окружающей их средой. Экология тесно связана, помимо биологических дисциплин, с такими естественными науками, как химия, математика, физика, география и гуманитарными науками — философией, экономикой, историей, правоведением, политологией, культурологией и другими. Все философские школы, начиная с глубокой античности, пытались осмыслить взаимоотношения человека с природой и место, занимаемое человеком в ней. Один из важнейших философско-этических вопросов — это вопрос о том, что может себе позволить человек в природе и на что он не имеет права. Актуальным философским элементом является экологическая этика, связанная с экологически корректным обращением человека с природой, нравственным осознанием того, что все живые организмы имеют равное с человеком право жить на планете.Э.Геккель называл экологию наукой об экономике природы. Пренебрежение экологическими требованиями ради быстрой экономической выгоды приводит к тяжелым последствиям для людей и, в конечном счете, к невосполнимым экономическим потерям. Не случайно специалисты и эксперты IUCN (Международный Союз Охраны Природы) рекомендуют осуществлять природоохранную деятельность по принципу “экология – политика – экономика”. Без разумной политики природопользования не может быть развитой экономики. Эти вопросы являются предметом нового направления экономической науки — экономики природопользования. Для успешного функционирования системы правовой охраны окружающей среды специалисты экологи и природопользователи должны знать механизм управления природопользованием, а юристы владеть знаниями в области общей экологии и охраны окружающей среды.

Читать еще:  Наследственное право в 2021 году понятие виды принципы

Экология (греч. oicos-дом, убежище и logos-наука, учение) — это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей природой. Термин экология ввел немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.Дарвина Эрнст Геккель в 1866 году.

Биоэкология это экология изучающая отношения организмов (особей,популяций, биоценозов и т.п.) между собой и окружающей средой. Вместес тем — это биологическая основа (базис) современной экологии. В структуре современной экологии, предложенной Н.Ф. Реймерсом

(1994) [5], биоэкология выглядит следующим образом:

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ БИОЭКОЛОГИИ

Биоэкология включает в себя системную экологию, экологию систематических

групп, эволюционную экологию и палеоэкологию

Основными задачами экологии являются:

  1. Изучение закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы и биосферу в целом, а именно:

а) закономерности размещения живых организмов в пространстве;

б) изменение численности организмов;

в) поток энергии через живые системы и круговорот веществ, происходящий при участии живых организмов;

  1. Создание научной основы эксплуатации биологических ресурсов, прогноз изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, протекающими в биосфере, сохранение среды обитания человека и всех живых организмов;
  2. Разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимум применения химических средств борьбы с вредными видами организмов;
  3. Регуляция численности живых организмов;
  4. Экологическая индикация состояния и загрязнения природных сред.

Разделы экологии. Такие свойства живых организмов как адаптация к температуре, влажности, солености и др. факторам среды; характеристики роста и размножения, продолжительность жизни, темп роста; особенности обмена веществ — состав и количество пищи, скорость дыхания, интенсивность фотосинтеза — все эти свойства изучает экология особей, или Аутэкология. Свойствами популяции в целом, состоящих из разнокачественных особей, различающихся по возрасту, полу, фенотипу, занимается популяционная экология, или Демэкология. Изучением видового состава сообществ, их пространственную структуру, изменения сообществ во времени занимается экосистемная экология, или экология сообществ — Синэкология. Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопом (греч. биос-жизнь, топос-место). Биотоп вместе с сообществом образуют экологическую систему, в которой длительное время поддерживаются устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы. Совокупность всех экосистем Земли в пределах трех геосфер (литосферы, гидросферы и атмосферы), с которыми взаимодействуют живые организмы, образует самую крупную экосистему Земли — биосферу (греч. биос-жизнь, сфера-шар). Изучением биосферы в целом занимается Глобальная экология.

Экология — это фундаментальная естественно-научная дисциплина, имеющая свои объекты, задачи и методы исследования. И если признается важность этой науки, надо правильно пользоваться ее законами, понятиями и терминами.

Экология тесно связана как с естественными, так и гуманитарными науками (химия, математика, физика, география, медицина, экономика, правоведение и др.).

Роль экологических знаний в жизни человека всегда была огромна. В период охоты и собирательства знания об образе жизни животных и растений передавались устно от родителей к детям и обогощались благодаря опыту и наблюдательности. Постепенно люди стали накапливать знания об оптимальных сроках посева и сбора урожая, о свойствах почв и удобрений, о влиянии растений друг на друга, о пищевых потребностях животных и.т.д. Когда экология сформировалась как наука (начало 20 века), ее роль для практики резко возросла. Появилась возможность предсказывать последствия хозяйственной деятельности и давать рекомендации, как развивать сельское хозяйство и промышленность, вести промысел, не истощая природные ресурсы и не нарушая природные сообщества.

Использование человеком природных богатств при полном незнании законов природы часто приводит к тяжелым, непоправимым последствиям. В качестве яркого примера можно привести Аральский кризис. Если государства имеют границы, то у природы их нет. Воздушные массы и воды перемещаются на большие расстояния. Из-за экологической безграмотности и в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем, а все наши негативные вмешательства в гармонию природы вернутся бумерангом, и в конце концов пострадает сам человек.

Теория и практика показали, что экологическая составляющая является неотъемлемой частью человеческого развития. С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Устойчивое развитие — процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Основные схемы, иллюстрирующие содержание: Схема 1.

Биоэкология- как одно из направлений в экологии

Биоэкология как наука появилась недавно, но проблемы, исследуемые ею, многогранны.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_bioekologiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Биоэкология- как одно из направлений в экологии.

Журавлева Елена, учащаяся 11 класса МБОУ СОШ №25 г.Шахты

Биоэкология как наука появилась недавно, но проблемы, исследуемые ею, многогранны.

Экология, скромная Золушка, долго ютившаяся где-то на задворках биологии, сегодня сделалась не просто королевой научного бала, к ней прикованы взоры широкой публики, многих ученых, политических деятелей. Говорят об экологии промышленности, об экологической политике, об экологическом мировоззрении.

К огорчению некоторых биологов, экология покинула родные селенья чисто биологического дома и, оттеснив биоэкологию, частично географию, потеснив социологию, гигиену, даже экономику.

Теперь становится интересным, что многие, если не все без исключения, современные глобальные проблемы по своей сути экологические. Это проблемы и голода, и энергетики, и использования ресурсов Мирового океана, и опустынивание, чистой воды, и даже проблема проблем современного мира – проблема ядерной войны.

Экология служит научным фундаментом не истощающей эксплуатации, сохранения и восстановления природных ресурсов, охраны среды жизни человека, обеспечения самого существования человечества.
Биоэкология как учение о взаимосвязи организмов с окружающей их средой. Её принято разделить в соответствии с крупнейшими систематическими категориями органического мира на экологию микроорганизмов, экологию грибов, растений, животных. Внутри этих подразделений есть более детальное деление, например экология насекомых, амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих и т.д. Изучение биоэкологических закономерностей в ходе эволюции жизни на Земле входит в задачу наноэкологию.

Неотъемлемым атрибутом современного мирового развития является экологический императив — обязательность и неотложность действий по спасению окружающей среды. Резкое повышение его роли связывается как с ухудшающимся состоянием биосферы, так и с заметным ослаблением в конце ХХ в. идеологического, политического и военного противостояния между Западом и Востоком. Радикальное ослабление глобальной военной угрозы со всей остротой обнажило перед человечеством главную проблему — выживание в условиях прогрессирующего экологического кризиса(рис. 1).

В 60—70-е годы стало очевидно, что круг проблем современной экологии необычайно расширился, что он давно уже не вмещается в рамки традиционной биологической науки — экологии, о которой впервые упомянул еще в 1868 г. немецкий биолог Э. Геккель в книге «Естественная история происхождения». Не вмещается хотя бы потому, что экологическая напряженность начинается еще в сфере технологии. Следовательно, и технология, и технические науки имеют прямое отношение к экологической проблеме. Но социально-экономическое начало — еще более широкая позиция, позволяющая масштабно и всесторонне очертить истинный круг интересов и проблем современной экологии.

Как называть такую экологию? Экологией человека? Экологией общества? Экологией человечества? Ни один из этих терминов не стал общепризнанным обозначением общей («большой») экологии. Приоритетным названием стало иное — социальная экология.

Концепция социальной экологии тесно смыкается с сутью учения В. И. Вернадского и Т. де Шардена о ноосфере — сфере разума — высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества. Именно неотделимость последнего от биосферы указывает, по Вернадскому, на главную цель в построении ноосферы. Задача заключается в сохранении того типа биосферы, в которой человек возник и может существовать как вид.

Итак, вопрос о термине «социальная экология» более или менее ясен. Однако о ее содержании и структуре продолжают спорить. Ясно, что социальная экология должна вобрать в себя соответствующие части естественных, общественных и технических наук. По такому принципу и построена схема Г. А. Бачинского — эколога из Львова.

Любая глобальная проблема не может быть решена без ее предварительной «регионализации», без детального рассмотрения страновой и региональной ситуации, нахождения специфический путей решения ее в данном месте и в данных условиях (природных, экономических, социальных). Не случайно первые глобальные модели (д. Медоуз и др.) критиковали именно за «тотальную» глобальность, за отсутствие «регионализации». Однако для максимальной генерализации, выявления всеобщих и актуальнейших проблем экологии возможен и другой подход — глобальный. Неразрывная связь таких подходов подчеркивается известным лозунгом, широко применяемым в современном мире — мыслить глобально, действовать локально.

Глобальные круговороты жизненно важных (биогенных) элементов распадаются в биосфере на множество мелких круговоротов, приуроченных к локальным местообитаниям различных биологических сообществ. Функциональные системы, включающие в себя сообщества живых организмов и среду их обитания, осуществляющие более или менее замкнутый круговорот биогенных элементов, называются экологическими системами.

Иногда в качестве синонима экосистемы используют термин биогеоценоз, однако последний правильнее рассматривать как иерархически элементарную комплексную экосистему, состоящую из биотопа и биоценоза и приуроченную к определенной территории. В сущности, любой биогеоценоз является экосистемой, но далеко не каждая экосистема — биогеоценозом.

В соответствии с представлениями, сложившимися в биологической науке, в основе экосистемы лежит пищевая (трофическая) цепь. Основные типы пищевых цепей — пастбищная и детритная. Пастбищной пищевой цепью называется ряд живых организмов, в котором каждый вид питается своими предшественниками по цепи, а потом и сам оказывается съеденным. В детритных пищевых цепях организмы потребляют мертвое органическое вещество, последовательно разлагая его на все более простые соединения, вплоть до неорганических.

Эти представления в высшей степени справедливы по отношению к микроэкосистемам (например, стволу гниющего дерева) или мезоэкосистемам (например, пруду или конкретному лесу). Что же касается макроэкосистем и глобальной экосистемы, то организация их пищевых цепей (особенно с учетом производства синтетических продуктов питания) гораздо сложнее.

Итак, биосфера — область взаимодействия живого и косного вещества на планете — самая крупная (глобальная) экосистема Земли.

Оценка экологической обстановки сопряжена со множеством трудностей. Во-первых, она всегда характеризует определенную территорию, границы которой размыты. К тому же границы природных территориальных систем и административных образований, как известно, не совпадают. Между тем массивы статистической информации формируются, как правило, в разрезе административно-территориальных образований и государственных территорий.

Во-вторых, возникают проблемы на стадии отбора аналитических показателей. Их перечень необычайно широк и предопределен тесными связями общества и природной среды. Все это приводит к информационным перегрузкам, что затрудняет получение объективной оценки экологической обстановки. К этому следует добавить, что не только велико количество показателей и аспектов, требующих исследования, но и сама их регистрация может происходить различными методами. Наконец, собираемая информация может иметь определенную профессионально-научную направленность: экономическую, социальную, юридическую, географическую и т. д.

Возникают трудности и при определении предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ, с тем, чтобы их концентрация не превысила предельно допустимой (ПДК). Поскольку одинаковые выбросы в зависимости от природных, в частности климатических, условий могут привести к различным концентрациям и наоборот, задача расчета ГЩВ для данного источника загрязнения, вообще говоря, в каждом конкретном случае уникальная.

В специальной литературе часто используют термин «экологический ущерб», ассоциирующийся с негативными последствиями техногенеза. Под ним обычно понимают фактические или возможные потери, возникающие в результате негативных изменений в природной среде вследствие антропогенного воздействия.

Выделение экономического, социального и собственно экологического видов ущерба достаточно условно.

Анализируя перечень основных изменений глобальной экологической среды в конце ХХ в., можно сделать вывод, что на сегодня основная научная проблема оптимизации природопользования — это изменение самой стратегии природопользования, непрерывное ее

совершенствование с целью преодоления негативных последствий в глобальном масштабе, для решения данной проблемы необходимы исследования по экологическим, технологическим и экономико-правовым направлениям.

1. Поскольку биосфера — гарант сохранения жизни, то главная цель экологических исследований заключается в поиске путей и средств обеспечения нормальных условий жизни нынешнего человечества и будущих поколений. Необходимо интенсифицировать изучение эволюции биосферы, энерго- и массообмена в биосфере, биологических аспектов охраны природы, химии биосферы и т. п.

2. Технологическое направление ассоциируется с разработкой оптимальной стратегии природопользования в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, градостроительстве и других сферах человеческой деятельности. Важно поощрять внедрение «экологической технологии», связанной с уменьшением энерго-, материало- и водоемкости производства, комплексным использованием естественных сырьевых ресурсов, утилизацией производственных отходов и т. д.

3. Экономико-правовое направление связывается с исследованием методов экономической оценки природных ресурсов, разработкой экономического механизма, стимулирующего выполнение требований охраны природной среды и рационального природопользования, совершенствованием научных основ экологического законодательства и т. д.

Разумеется, это генерализованные направления исследований, конкретных же приоритетных областей экологических разработок можно назвать десятки. Остановимся на некоторых из них.

1. Изучение глобальной динамики растительного покрова планеты, прежде всего лесов. Необходимы надежные сведения о влиянии продолжающегося обезлесения на глобальный климат, биогеохимические круговороты, динамику экосистем и биоразнообразие.

2. Научные изыскания по проблеме парникового эффекта. дискуссии по этому поводу не утихают, поскольку анализ данных наблюдений за приземной температурой воздуха последнего столетия не дал однозначного доказательства проявления парникового эффекта в повышении среднеглобальной температуры. Однако доказан факт роста концентрации таких парниковых газов, как СО2, метан и хлорфторуглеродные соединения, а для науки важно знать сценарий их «будущего поведения».

3. Получение новых результатов в исследовании озоновых дыр. Существующие теоретические модели динамики озонового слоя далеки от совершенства. Между тем, над Антарктидой, где озоновая дыра ограничивается устойчивыми вихреобразными ветрами, она охватывала площадь в 22 млн. км2 (середина 90-х годов). В средних и высоких широтах Северного полушария циркуляция атмосферы неустойчива, поэтому здесь наблюдаются своеобразные озоновые мини-дыры. Обедненные озоном воздушные массы обычно возникают в районе Гренландии и часто проходят над Россией, содержание озона в них по сравнению со средней величиной уменьшается до 1,5 раза. Между тем изменение привычных для биосферы природных условий на 25% может означать катастрофу.

4. Исследование процессов аридизации и опустынивания, усиливающихся в последние десятилетия. В научной литературе опустынивание в засушливой зоне характеризуется как последняя стадия процесса медленной деградации окружающей среды, как результат сложного взаимодействия природных, природно-антропогенных и сугубо техногенных факторов. Расширение площадей под земледелие, увеличение поголовья скота и более интенсивное освоение естественных кормов, внедрение агроиндустриальных методов в освоение аридных площадей без должного изучения механизма восстановления плодородия — вот основные «провоцирующие» факторы процессов опустынивания.

5. Научное осмысление продолжающегося процесса токсикации сельскохозяйственных угодий пестицидами, гербидами, нитратами и другими видами минеральных удобрений. Правомерно ли с экологической точки зрения стремиться к бесконечному повышению урожайности сельскохозяйственных растений? По мнению некоторых агроэкологов мира, гарантированная, стабильная урожайность без «переэксплуатации» почвенных ресурсов — путь к экологической устойчивости сельскохозяйственных ландшафтов.

б. Исследование биопродуктивности Мирового океана и взаимосвязей в системе «океан — климат». Речь идет прежде всего о получении и анализе данных о содержании хлорофилла (фитопланктона) в верхнем слое Мирового океана и динамике его биомассы в целом, а также об использовании спутниковой информации.

7. Разработки, связанные с опасностью радиационного загрязнения планеты, с последствиями работы АЭС. Дело в том, что радиационное загрязнение сопровождает все звенья сложного хозяйства атомной энергетики: добычу и переработку урана, производство тепловыделяющих элементов, работу АЭС, хранение и регенерацию топлива. добавим к этому загрязнение грунтовых вод тритием практически вокруг всех АЭС. Но, пожалуй, главная экологическая опасность от нормально работающей АЭС — загрязнение плутонием до начала его производства на Земле было не более 50 кг этого сверхъядовитого элемента. Сейчас же атомные станции произвели уже несколько сотен тонн плутония — количества, вполне достаточного для отравления всего живого на планете. Некоторые экологи утверждают, что современная атомная энергетика должна быть немедленно свернута, хотя бы только из-за неизбежной наработки плутония. Напомним, что период полураспада радиоактивных стронция и цезия составляет десятки лет, а для плутония — десятки тысяч лет, т. е. практически вечно.

8. Изучение динамики ледяного покрова Арктики и Антарктики в связи с изменением уровня Мирового океана, влажности у поверхности и в свободной атмосфере, состояния растительного покрова планеты и т. д.

9. Исследование современной эпидемии СПИДа (наравне с другими, особенно онкологическими заболеваниями), поиски надежных методов профилактики и лечения.

10. Стабилизация численности населения мира с учетом опыта развитых государств. Например, в Индии (штат Керала) достигнут почти нулевой прирост населения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector