Timeplus-kazan.ru

Консультации адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доплата за классность водителям в 2021 году

Классность водителей

Классность водителей

Похожие публикации

Присвоение классности водителям в различных организациях практикуется еще со времен СССР. Классность дает право водителю получать определенную надбавку к зарплате.

Классность водителей по категориям

В 2018 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.

Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.

При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:

  • водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.
  • 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).
  • 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.

В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.

Присвоение классности водителям

Условия, при которых происходит повышение или понижение установленной при приеме на работу классности, прописано в Справочнике, вместе с тем Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному транспорту, которое в настоящий момент продлено до 2019 года (далее – Соглашение) имеет в наличии указание, что на предприятии должно быть разработано свой локальный акт о классности.

Порядок присвоения классности водителям на предприятии

У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.

Соответственно повышение происходит:

  • с 3 класса на 2;
  • со 2 класса на 1.

Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.

Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.

Понижение классности

Понижение ранее установленной классности возможно в следующих случаях:

  • регулярное нарушение трудовой дисциплины, правил дорожного движения и правил эксплуатации машины;
  • невыполнение требований, которые прописаны в Справочнике для установленного водительского класса;
  • трудоустройство на новую работу. В этом случае, классность присваивается вновь, согласно правам.

Например, уволенный сотрудник имеет только категории В и С, но благодаря стажу работы имел должность водитель 1 класса. Требования Справочника указывают, что на следующее место работы он может устроиться только водителем 3 класса.

Как оплачивается классность водителям в России

Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:

  • За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;
  • За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
  • За 3 класс доплата не предусматривается.

Надбавка за классность водителям может быть установлена работодателем на свое усмотрение, но при этом, если он в 30-дневный срок не предоставил письменный отказ от участия в Соглашении, то она не может быть меньше, той, что установлена в этом документе (25% и 10% соответственно). Это установлено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.

Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении.

Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:

  • Положение о присвоении классности;
  • Положение о доплате за классность.

Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.

Обязательно ли устанавливать классность водителей по категориям

Руководство компании вполне себе может не присваивать классность своим работникам, законодательство их к этому не принуждает. Соответственно, не обязательна и доплата за классность водителям. В этом случае человек принимается просто на должность водителя.

Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, регламентирует, как получить классность водителя, условия и порядок ее повышения при работе на одного работодателя. Если компания все же присваивает своим водителям классность, она должна производить и начисление надбавок за нее.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Классность водителей

Класс водителя – это критерий оценки уровня профессионального мастерства, который зависит от сложности управления транспортным средством, от профессиональной подготовки водителя и опыта его работы. В статье рассмотрены необходимости документирования квалификации водителей в кадровых документах. В Республике Казахстан труд водителя оплачивается в соответствии с тарификацией и разрядом. Каким же образом устанавливают надбавку за классность водителей?

Классность водителей, определение

Классностью водителей называют систему, которая разделяет шофёров в соответствии с различными критериями их мастерства и квалификационного уровня. Сообразно таким критериям могут быть назначены доплаты данному персоналу. Классность отражает трудовую квалификацию водителя, которая влияет на уровень заработной платы.

Положение о присвоении классности водителям

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.01.2020), действует законодательная норма, регулирующая оплату труда гражданским служащим. В соответствии с данным положением, происходит установление надбавки шофёрам в соответствии с классной квалификацией. Водитель в организации может иметь первый, второй или третий класс. Классностью определяется доступность для водителя тех или иных видов водительской деятельности, связанной с перевозкой. Таким образом, классность – это характеристика водительской квалификации. Введение соответствующей надбавки осуществляется по усмотрению руководства предприятия, где трудится водитель. К примеру, при трудоустройстве на работу на транспортном предприятии водителя первого класса его классность будет сохранена только при подтверждении новым работодателем, в противном случае она недействительна.

Надбавка за классность водителям

Типовая форма документации, согласно которой осуществляется надбавка за классность водителям, отсутствует. У работодателя есть право самостоятельной разработки таких документов и утверждения их по своему усмотрению.

  • возможности устанавливать водительские надбавки за классность предусмотрены: отраслевым соглашением для той или иной сферы хозяйственной деятельности;
  • решениями, которые принимает исполнительная власть на местах. Нормативные акты, определяющие перечень квалификационных характеристик, устанавливающих классность водителя, представлены Квалификационным справочником профессий. На его основании работодатель принимает самостоятельное решения об установке уровня, определяющего классность и введении соответствующих надбавок к зарплатам шофёров.

В пп. 11) п. 1 ст. 1 ТК РК говорится, что к квалификационной категории (классности) относится уровень требований к квалификации работника, отражающей сложность выполняемых им работ. Трудовое законодательство Республики Казахстан не содержит норм, обязывающих работодателя устанавливать работникам категории, но такая система необходима для тарификации работ.

Читать еще:  Составление финансовой отчетности 13 шагов Часть I

Классность водителей по категориям

Как категории влияют на надбавку, которую получает водитель 1 класса, какие категории должен освоить водитель 3 класса и т. д.? Всё зависит от того, занесён ли вид транспорта в ту или иную категорию. В Казахстане установлена классность водителей по категориям: для категорий «А», «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE», «Тm», «Тb» и для подкатегорий «А1», «С1», «D1», «С1Е», «D1E». Категории и подкатегории определяются видом транспорта, объёмом двигателей и т.д.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

  • Все статьи (карта сайта)
  • Главная
  • Обратная связь

16. Класс водителя автомобиля

Класс водителя автомобиля.

Класс водителя автомобиля — это его квалификационная характеристика в зависимости от открытых категорий в водительском удостоверении и стажа работы.

Класс водителя автомобиля установлен Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады» (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 n 58/3-102).

Действие справочника в Российской Федерации подтверждено постановлением Минтруда РФ от 12 мая 1992 года N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».

Класс водителя автомобиля как вызывающая много вопросов тема среди заинтерисованной аудитории в данной статье рассмотрена в следующем порядке:

— приведены квалификационные характеристики водителя 3 класса, водителя 2 класса, водителя 1 класса (без раздела «должен знать»);

— приведены основания для присвоения классности;

— приведен порядок присвоения классности;

— рассмотрены вопросы доплат за классность;

  1. Квалификационные характеристики.

1.1. Водитель автомобиля, 3 класс.

  1. Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С», или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д».
  2. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
  3. Управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами
  4. Буксирование прицепов весом до 750 кг.

Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

1.2. Водитель автомобиля, 2 класс.

  1. Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
  2. Буксирование прицепов весом свыше 750 кг.
  3. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов.

Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

1.3. Водитель автомобиля,1 класс.

Управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е».
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава; основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

2. Основания для присвоения классности.

Основанием для присвоения квалификации водителя 3 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями транспортных средств «В» и (или) «С», или одной категории «Д». Такие категории получают при первичном профессиональном обучении.

Основанием для присвоения квалификации водителя 2 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С» и «Е» или «Д» («Д» и «Е»). Непрерывный стаж работы должен быть не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.
Основанием для присвоения квалификации водителя 1 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С», «Е» и «Д». Непрерывный стаж работы должен быть не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии.
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

3. Порядок присвоения классности.

Квалификация водителя 3 класса может быть присвоена при первом приеме на работу, при этом пишется заявление такого содержания «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытой категории В (можно управлять газелью и легковым автомобилем), или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытых категорий В и С или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями (автобусами) согласно открытой категории Д». Но может иметь место прием на работу водителем автомобиля без указания класса (например, у работодателя всего один автомобиль). Или работодатель не платит надбавку за классность и в принципе не хочет применять у себя присвоение классности (даже квалификации водителя 3 класса).

Квалификация водителя 2 и 1 классов присваивается в процессе работы квалификационной комиссией транспортного предприятия, цеха или иного субъекта транспортной деятельности. Это при условии, что работодатель применяет у себя систему повышения квалификации водителей автомобилей и осуществляет доплату за 2 и 1 класс.

4. Доплата за классность.

4.1. Как было. Ранее действовало Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства».

Согласно приложения № 21 данного постановления водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачивалась ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах: водителям 2-го класса — 10 процентов и водителям 1-го класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время. Постановление от 17 сентября 1986 г. N 1115 в настоящее время носит рекомендательный характер.

Читать еще:  Образец заполнения счета на оплату

4.2. Как стало. Различными нормативными документами обязательный характер на выплату доплаты за классность водителям автомобилей в настоящее время отменен. Работодателям предоставлено право самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.

Доплаты за 2 и 1 классы производятся, если они установлены коллективными договорами предприятий, постановлениями по отдельным ведомствам (министерствам), локальными нормативными актами (положениями об оплате труда и материальном стимулировании работников).

Доплата за классность водителям в 2021 году

Василькова И. Организация и оплата труда работников автомобильного транспорта (водителей)

Оплата труда работников автомобильного транспорта имеет свои особенности. Немаловажным фактором при этом является установленный режим труда и отдыха водителей, который нормативно определен и рассматривается как существенное условие, влияющее на порядок расчета заработка.

Формы, системы и размеры оплаты труда, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Каждая коммерческая организация разрабатывает самостоятельно локальный нормативно-правовой акт (ЛНПА), который в соответствии с нормами законодательства о труде регулирует порядок и условия оплаты труда, применение ее форм и систем для различных категорий работников организации, в т.ч. определяет порядок формирования сдельных расценок. Таким ЛНПА, как правило, выступает коллективный договор, составной частью которого является Положение об оплате труда. При отсутствии коллективного договора Положение об оплате труда может являться самостоятельным ЛНПА. Разрабатывая такое Положение в организациях автомобильного транспорта, следует учитывать нормы документов, определяющие режим труда и отдыха водителей, и другие специфичные для данной отрасли моменты.

Для работников автомобильного транспорта необходимо установить режим труда и отдыха

Законодательство о труде регулирует вопросы, связанные с режимом труда и отдыха работников. Режим рабочего времени – порядок распределения нанимателем установленных ТК для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов (ст. 123 ТК). Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни. Для работников одной и той же организации можно предусмотреть несколько различных режимов рабочего времени, необходимость в которых обусловлена характером производства, конкретными условиями деятельности ее структурных подразделений.

Важно! Если у нанимателя в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами появляется необходимость внести изменения в режим работы, что является изменением существенных условий труда, он обязан письменно предупредить работников об этом не позднее чем за месяц до введения нового режима.

Напомним, что полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю (ст. 112 ТК).

В организациях, в т.ч. в организациях автомобильного транспорта, где по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно ежедневно либо еженедельно применять нормы продолжительности рабочего времени, установленные ст. 112–114 ТК, может применяться суммированный учет рабочего времени (далее – суммированный учет).

Суммированный учет можно вводить как при сменном режиме работы, так и для работников, которым графиком работ установлена различная продолжительность рабочего дня и соответственно предоставляется различное количество дней отдыха в неделю.

Введение суммированного учета в организации автомобильного транспорта предполагает установление:

– продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до 6 месяцев);

– нормы рабочих часов за учетный период;

– графика работ (сменности).

Решение о введении суммированного учета принимает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии). Одновременно с принятием такого решения устанавливают продолжительность учетного периода (месяц, квартал, полугодие, год).

Важно! Определение конкретного периода очень важно для обеспечения правильного учета рабочего времени и расчетов по заработной плате, в т.ч. оплаты за часы сверхурочных работ.

В течение учетного периода продолжительность рабочего времени, предусмотренная ст. 112–114 ТК, у работника может быть в одни дни (недели) больше, а в другие – меньше по сравнению с недельной нормой. При этом ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 ч.

При составлении графика работ (сменности) должна быть соблюдена минимальная продолжительность (42 ч) еженедельного непрерывного отдыха (ст. 138 ТК), которая при суммированном учете рабочего времени исчисляется в среднем за учетный период, принятый в организации. Графики работ (сменности) должны быть составлены таким образом, чтобы рабочее время по графику в целом за учетный период соответствовало расчетной норме рабочего времени, определенной для этого же периода по нормам ст. 112–117 ТК и зависящей от установленного в организации режима работы.

Определяя режим работы водителей, следует учитывать нормы Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденного постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение № 82), связанные с установлением режима труда и отдыха для водителей автомобиля, которые применяются только в отношении работников, принятых на работу по профессии «водитель автомобиля».

В частности, в дополнение к нормам ТК Положением № 82 определено следующее:

– при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля может устанавливаться не более 10 ч, а в отдельных случаях (водителям автомобилей, работающим на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, при осуществлении междугородной перевозки, когда водителю автомобиля необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха) – не более 12 ч с обязательным соблюдением установленной нормы рабочего времени учетного периода по распоряжению нанимателя и по согласованию с профсоюзом (при его наличии);

– не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) для водителей автомобиля 12 ч более 2 календарных дней подряд;

– в случаях, когда при осуществлении междугородной перевозки предусматривается пребывание водителя автомобиля в автомобиле продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются 2 водителя автомобиля (п. 16 Положения № 82).

Сверхурочная работа ограничена

В отношении водителей автомобиля наниматель также обязан соблюдать следующие нормы законодательства о труде в части установления режима рабочего времени.

Не допускается привлечение водителей автомобиля к сверхурочным работам сверх нормы, установленной законодательством.

Справочно: сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в год (ст. 122 ТК). Наряду с этим Указом Президента РБ от 05.04.2012 № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» внесены изменения в порядок организации учета рабочего времени работников. В соответствии с названным Указом предельная норма продолжительности сверхурочных работ в течение года увеличивается до 180 ч.

В режиме рабочего времени водителей автомобиля может быть установлено разделение рабочего дня на части. При этом возможно разделение рабочего дня на отдельные части с перерывом, превышающим 2 ч, либо с двумя и более перерывами, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч. Общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Читать еще:  Счет 60 в бухгалтерском учете

Пример

В ООО «Автоуслуга» водителю автомобиля установлен режим рабочего времени с разделением рабочего дня на 2 части:

– время начала рабочего дня – 08:00;

– время окончания рабочего дня – 20:00;

– время перерыва – с 12:00 до 16:00.

Стажировка водителя автомобиля

Наряду с квалификационными требованиями, предусмотренными квалификационной характеристикой профессии «водитель автомобиля», при приеме на работу работников, имеющих квалификацию по данной профессии, необходимо прохождение ими стажировки с целью подготовки к самостоятельной работе путем совершенствования профессиональных знаний и навыков управления механическим транспортным средством при перевозке пассажиров или грузов, обеспечивающих безопасность дорожного движения и культуру обслуживания пассажиров.

Обеспечивая соответствующий допуск к работе водителя транспортного средства, следует учитывать, что стажировку водителей автомобиля наниматель проводит в соответствии с Инструкцией о порядке допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 02.12.2002 № 42 (далее – Инструкция). Ее действие распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют автомобильные перевозки пассажиров или грузов.

Проводить стажировку наниматель может самостоятельно или с привлечением на основании договоров автотранспортных организаций (учреждений образования), осуществляющих подготовку водителей и имеющих возможности для проведения стажировки. В п. 8 Инструкции определена продолжительность стажировки водителя. В случае если водитель автомобиля, прошедший стажировку в полном объеме, не имеет достаточных навыков управления механическим транспортным средством, наниматель может предложить ему пройти дополнительную стажировку или отказать в работе по профессии водителя автомобиля.

Важно! Если водитель автомобиля принят на работу с условием стажировки, нанимателю необходимо в ЛНПА определить условия оплаты труда данного водителя автомобиля, в т.ч. порядок выплаты ему в этот период стимулирующих и компенсирующих выплат.

Особенности оплаты труда водителей

Оплату труда работников организации автомобильного транспорта можно производить на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем (ст. 61 ТК). Указанную норму рекомендуется отразить в Положении об оплате труда.

Исходя из Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и порядке их повышения, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67), наниматель на основании ЛНПА, соглашения и (или) трудового договора (контракта) может устанавливать водителям автомобилей тарифные ставки (оклады):

– на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС);

– на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (ТС);

– без применения ЕТС и ТС.

При применении любых систем оплаты труда требуется установить порядок определения тарифной части заработной платы работников (например, тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих).

Что касается водителей автомобиля, то, поскольку указанная профессия не тарифицируется по квалификационным разрядам, наниматель самостоятельно устанавливает порядок определения тарифных ставок водителей автомобиля. В этих целях можно использовать кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда, приведенные в Рекомендациях № 67, в зависимости от грузоподъемности автомобиля (для грузовых автомобилей) или от объема двигателя (для легковых автомобилей). Наниматель также вправе установить самостоятельно иную систему определения тарифных ставок водителей автомобиля (например, предусмотреть собственную тарифную сетку).

В отношении водителей автомобиля может применяться как повременная, так и сдельная форма оплаты труда. Например, при сдельной форме оплаты труда водителей грузовых автомобилей заработную плату им начисляют по сдельным расценкам за тонны и тонно-километры.

Сдельные расценки на дополнительные работы, выполняемые в процессе погрузки или разгрузки, определяют умножением минутной тарифной ставки водителя на норму времени простоя автомобиля при выполнении этих работ (взвешивании, пересчете грузовых мест и др.).

Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов, а также при выполнении дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки приведены в Нормах времени на перевозку грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РБ от 02.08.2010 № 403-Ц (далее – Нормы). Так, при простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов 1-го класса (кроме контейнеров, а также наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса) нормы времени установлены на 1 т; для контейнеров – на 1 контейнер; для наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса, – на полный эксплуатационный объем автоцистерны.

Для грузов 2, 3 и 4-го классов нормы времени применяют со следующими поправочными коэффициентами:

– для грузов 2-го класса – 1,25;

– для грузов 3-го класса – 1,66;

– для грузов 4-го класса – 2,00.

Поправочные коэффициенты рассчитаны исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности автомобиля:

– для грузов 2-го класса – 0,8;

– для грузов 3-го класса – 0,6;

– для грузов 4-го класса – 0,5.

Классы грузов при перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами определяют в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов согласно приложению 1 к Нормам.

При перевозке грузов, не предусмотренных номенклатурой и классификацией грузов, на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами и различных грузов на специализированных автомобилях поправочные коэффициенты определяют исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности бортового или специализированного автомобиля при условии полной загрузки его кузова по допускаемому габариту (объему). При этом поправочный коэффициент рассчитывают путем деления единицы на коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.

На работы, не предусмотренные Нормами, наниматель разрабатывает местные нормы методом технического нормирования.

Выплата надбавок и доплат конкретизируется в Положении об оплате труда

В Положении об оплате труда также указывают надбавки и доплаты, которые наниматель предусматривает для работников (устанавливает порядок их начисления и выплат, размеры). Следует подчеркнуть, что в данном Положении должно быть определено, исходя из какой части заработной платы начисляются надбавки и доплаты.

Водителям автомобилей наниматель вправе устанавливать ежемесячную надбавку за классность в размерах, предусмотренных ЛНПА, например имеющим 2-й класс – 10 %, 1-й класс – 25 % от установленной им месячной тарифной ставки с учетом всех повышений за отработанное в качестве водителя автомобиля время. Фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время определяют по путевому листу.

Надбавку за классность не начисляют в тех случаях, когда за водителем автомобиля сохраняется средний заработок (оплата за дни отпуска, дни временной нетрудоспособности и в других случаях, предусмотренных законодательством), поскольку ее размер учитывается при исчислении среднего заработка, а также при временном переводе водителя слесарем по ремонту автомобиля для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector